Истолковательные труды преп. Ефрема Сирина по Священному Писанию Ветхого Завета, по нашему убеждению, заслуживают полного и серьезного внимания не только со стороны простого христианина, как прекрасный и обильный материал для благочестивого, назидательного чтения, но и со стороны ученого богослова-экзегета, как один из важнейших памятников по истории толкования Ветхого Завета в христианской Церкви, не потерявший научного значения даже до настоящого времени. Всесторонний и подробный анализ толкований преп. отца мог бы дать содержание целому и обширному изследованию; а потому в тесных пределах одной лекции мы по необходимости должны будем ограничиться только общим и кратким обзором их. Пр. Ефрем Сирин , великий отец и учитель Церкви IV столетия († ок. 378 года, – см. Herzog Enc. T. IV, ст. Rödiger’a), по свидетельству похвальной речи, составленной в честь его Св. Григорием Нисским , истолковал все Священное Писание Ветхого и Нового Завета, начиная с книги Бытия и кончая Откровением Иоанна Богослова: «πσαν παλαιν τε α αινν... γραν... λην ρμνευσεν π τε τς οσμογενεας α μχρι τς τελευταας τς χριτος ββλου». (Ant. Pohlmann «S. Ephraemi Syri commentariorum in Sacram Scripturam textus etc.» Part I, pag. 3). Приведенныя слова св. Григория нельзя принимать в их строго точном и буквальном значении (как делает напр. почтенный автор жизнеописания пр. Ефрема, приложенного к I тому русского издания сочинений св. отца при Московской Духовной Академии, и др.): нельзя думать, что пр. Ефремом истолкованы все без исключения книги Священного Писания обоих Заветов. Что касается, в частности, толкований на Ветхий Завет, то из них сирский писатель Эбед-Иезу, или Авдиисус, епископ Низибийский, в каталоге сирских писателей перечисляет только следующия: на первыя три книги Моисеевых, на Иисуса Навина, Судей, 2 книги Самуила и 2 книги Царей, на книгу Псалмов, на 4-х великих пророков и на 12 малых (Твор. Ефрема Сирина т. I, стр. 62, примеч. «в» по 3 изданию, 1881 года). В шеститомном римском издании творений Ефрема Сирина от 1732–1746 года, самом полном из всех доселе вышедших, помещены: толкования на пять книг Моисеевых, Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств, на книгу Иова, на 4 великих пророков и на 7 малых, именно – Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию и Малахию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Записка о жизни Ивана Неронова 372 Лета 7161 (1653) августа в 4 день, при патриархе Никоне 373 , царствующаго града Москвы собора Пресвятая Богородицы, честнаго и славнаго ее явления чюдотворныя иконы, иже во граде Казани 374 , протопоп Иоанн Неронов сослан был в сылку от патриарха Никона , за Вологду, в Каменской монастырь. Во 162-м (1653) году, ноября в 6 день, ис Каменскаго монастыря писал послания ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 375 всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и к ево государеву духовнику благовещенскому протопопу Стефану 376 , такоже иерей писал за своею рукою 377 , за что от патриарха сослан и колко мучен. Того же лета, февраля в 27 день 378 , паки послания писал ко государю царю и к ево государеву духовнику, прося Церкви мира; плача, приписав же и своею рукою доволно. Того же лета, майя во 2 день и к государони царице и великой княгине Марье Ильиничьне 379 писал я со слезами, прося Церкви мира; такоже и к их государеву духовнику, к протопопу Стефану, с прещением 380 писал, моля того, да не умолчит государю царю и царице, известно же творя, яко и гнев Божий грядет неуправления ради Церкви; приписав же и своею рукою к посланию, приводя во свидетельство Божественное Писание. Июля в 1 день, клеветы ради Каменскаго монастыря архимарита Александра 381 , сослан за оток акияна моря, в Кандоложской монастырь 382 , и с Вологды писал ко государеву духовнику, к протопопу Стефану, плачевное моление, ясно сказуя быти хотящий гнев от Бога всей Росии за презрение вопля того и за еже оскорбляемым быти Божиим рабом, проповедующим истинну и просящим Церкви мира. Протопоп же Стефан, еще и внят, и молебное оно писание государю царю прочет, обаче в сомнении бяше, яко рукою протопопа Иоанна Неронова не приписано, сего ради писаше ему в Кандоложской монастырь. Во 163-м (1655) году, апреля в 4 день, то же моление закрепив рукою 383 , доволно писав позади моления, и что в соборной церкви говорил на Вологде, яко гнев Божий быти имать за молчание и за еже попусти мятежником церковным и суесловцем 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28. Архиепископ Леонид 378 (с 1571 по 1573 г.) После заточения архиепископа Пимена, почти целый год Новгород оставался без владыки, и только 4 декабря 1571 г. митрополит Кирилл хиротонисал в архиепископа ему Чудовского архимандрита Леонида 379 . В этот промежуток времени голод и болезни, свирепствовавшие в Новгороде, довершили казнь Иоаннову, так что священники, в течении шести или семи месяцев, не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов. Наконец, Новгород как бы пробудился от мертвого оцепенения: 24 сентября, в день воскресный, все оставшиеся в живых, – духовенство семи соборов, миряне, собрались в поле, у церкви Рождества Христова и служили общую панихиду за умерших, над тамошнею скудельницею; где лежало 10000 не отпетых тел христианских. Тут же стоял и нищий старец, Иван Жегальцо, который один с молитвою предавал мертвых земле в сие ужасное время 380 . В Новгород прибыл архиепископ Леонид 23 декабря, «в неделю, и того же дни в Софии служил обедню, и ради были Новгородци своему владыце; а едучи в Новгород владыка того же дня был в Кирилове манастыре, да на Сетечки» (в Ситецком монастыре) 381 . Вслед за архиепископом прибыл в Новгород и сам государь Иван Васильевич, с сыновьями своими – Иоанном и Феодором, и с ними «Коломенский владыка Давыд, да архимандрит с Москвы Чюдовской Ефимей, да Симоновский архимандрит Иев» 382 . Вероятно, Иоанн сознавал, что нелегко ему будет увидеть Новгород – это позорище лютых казней, ужасное знамение его гнева, то место, где в страшном безмолвии людей, камни вопияли на губителя, – место уныния, скорби, нищеты и болезней, которые там еще свирепствовали; и потому, чтобы успокоить и ободрить Новгородцев, он за несколько месяцев до своего приезда начал оказывать некоторые знаки благоволения городу: «сентября в 16 день пожаловал священников, отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да священника Семена с Легощи улици, да священника Федотия с Павловы улици, да священника Ждана из Дворца с Колмова; 21 сентября возвратил в Москву архимандрита Памву, который находился в заточении в Юрьеве 383 ; 30 сентября повелел слить в слободе новый колокол в великий Новгород, а делал мастер Иван Афанасьев 384 , затем, 10-го октября, прислал в Новгород грамоту, в которой писал жителям, чтобы они были спокойны, ничего не боялись от государя и готовили, по старине, запасы к его прибытию; эту грамоту читали Новгородские наместники собравшимся гражданам пред пустым, необитаемым двором архиепископским» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

3 Одна из них, из собрания халдейского епископа Аддаи Шера, утрачена, но известна по описаниям. Описание сирийских рукописей, содержащих «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина , см. в работах: Кессель Г. М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина : обзор сирийских рукописей//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», Москва, 10–11 октября 2013 г. М., 2014. С. 44–65; он же. Рукописи первого тома//Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI). М., 2016. С. 71–75. 5 Проблему наличия творений прп. Исаака Сирина , не попавших в греческую версию «Слов подвижнических», следует отличать от проблемы существования в восточносирийской традиции нескольких собраний (томов, частей – сир. pelgw) творений под именем прп. Исаака Сирина (некоторые из этих собраний были частично известны в западносирийской и мелькитской традициях). В настоящем издании проблема подлинности этих собраний не рассматривается. 14 творений, о которых идет речь, относятся к наиболее известному собранию творений прп. Исаака – к т. н. «первому тому» (сир. pelg qadmyt) в восточносирийской традиции, которому в греческой православной традиции соответствуют (за некоторыми исключениями) «Слова подвижнические» (греч. Λγοι ασκητικο). 6 Номера слов в настоящем предисловии указываются по изданию П. Беджана, о котором будет сказано далее. 7 Сюда следует добавить также кодекс Paris syr. 378, который, как показал сиролог П. Жеэн, изначально был частью рукописи Sinai syr. 24 (см.: Кессель Г. М. Рукописи первого тома. С. 74). 11 Слова 23–24, 26, 29, 31, 49, 56, 71, 75–76 были переведены М. Г. Калининым. Три из них были опубликованы ранее (Прп. Исаак Сирин . Три мистических трактата, не вошедших в греческий перевод Первого собрания/Пер. М. Г. Калинина//Богословский вестник. 2015. Вып. 46. С. 11–20). Слово 76 ранее переводилось С. С. Аверинцевым ( Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 279–281). Слова 19–21 и 54 были переведены митр. Иларионом (Алфеевым) . Все они были опубликованы ранее (Прп. Исаак Сирин . О совершенстве духовном/Пер. митр. Илариона (Алфеева) // Церковь и время. 1998. 4 (7). С. 179–191 [слова 19, 20, 21]; слово 54 совпадает с 16-м словом 2-го собрания и было переведено в составе издания: Прп. Исаак Сирин . О Божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. митр. Илариона (Алфеева). М., 1998. С. 125–126) и были включены в настоящее издание с согласия переводчика с некоторыми дополнениями и изменениями, предложенными М. Г. Калининым.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

7. Исихазм в Греции (после 1453 г.) Справочно-библиографические материалы 1 . Iliou Ph. λληνικ βιβλιογραφα το 19 ου ανα. θναι 1997. 2 . Knos B. L’histoire de la littérature néo-grecque. La période jusqu’en 1821. Stockholm 1963. 3 . Ladas A. D., Chatzidimou G. λληνικ βιβλιογραφα τν τν 1791–1795. θναι 1970. 4 . Legrand É. Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des Grecs au dix-septième siècle. P. 1894. 1. 5 . Mastrodimitrios P. Α. λλνες λγιοι ( ιε– ιθ ανες). Μελτες κα κεμενα. Τμ. Α. θναι 1979. Karathanassis A. Ε.//BS 1980. 21. 497–498. 6 . Papazisis D. Τ. Βιογραφικ συλλογ λογων λλνων π Τουρκοκρατας// περικ στα. 1977. 26. 28–38, 217–225, 370–378, 690–702, 890–898; 1978. 27. 224–235, 423–430, 604–615, 817–831, 981–992. 7 . Voumulinopoulos G. Bibliographie critique de la philosophie grecque depuis la chute de Constantinople à nos jours. Athènes 1966. Историко-богословские исследования эпохи турецкого господства 8 . Лебедев А. П. Обзор источников истории греко-восточной церкви после падения византийской империи с критическими о них замечаниями//БВ 1894. 1:3. 512–570. 9 . Лебедев А. П. Религиозная жизнь и нравы греко-восточной церкви (из истории греко-восточной церкви от падения Константинополя, в 1453 году, до настоящего времени)//БВ 1900. 2(7). 367–384; 2(8). 484–506; 3(12). 612–634. 10 . Серафимов С. А. Писатели греческой церкви по падении Константинополя//ХЧ 1851. 1. 121 сл., 301 сл. 11 . Сладкопевцев М. О состоянии константинопольской церкви под игом турок в первые полтора века со времени взятия Константинополя Магометом II//ХЧ 1861. 2. Отд. 2:1. 59 сл., 233 сл. 12 . Соколов И. И. Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном востоке в XIX в. (исторический очерк)//ХЧ 1902. 1(213/2). 601 сл.; 2(214). 173 сл., 305 сл. 13 . Соколов И. И. Первый устав халкинской богословской школы. Из истории просвещения в константинопольском патриархате//ХЧ 1903. 1 (215). 309 сл. 14 . Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке. 1. СПб. 1904. Андреев И. Д.//БВ 1906. 3(12). 802–820.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ) В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

http://pravenc.ru/text/674886.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Против Церкви разворачивается борьба на идеологическом фронте» Настоятель Леушинского подворья о призыве Патриарха Кирилла начать работу по нейтрализации выпадов против Церкви 01.12.2010 378 Время на чтение 4 минуты Приходится констатировать тот факт, что сейчас против Церкви разворачивается борьба на идеологическом фронте. Нападки либеральных СМИ на Церковь, безусловно, очевидны, причем они носят системный характер, подача информации носит дискредитирующий смысл. Есть ощущение, что где-то, на каком-то уровне, учитывая усиление позиций Церкви, ей брошен вызов, и поставлена задача ослабить Церковь, ослабить ее нравственное влияние. Все это, конечно, требует каких-то адекватных действий. Патриарх это почувствовал, сформулировал и выразил как новую концепцию для православных СМИ. Надо признать, что в последних идеологических схватках мы потерпели поражение. Не было дано своевременного адекватного ответа, глубокого, остроумного и живого. Этому много причин. Во-первых, я думаю, что сама природа Церкви обращена к Вечности. Церковь занимается более глобальными духовными вопросами. Она не может реагировать на злобу дня со скоростью и оперативностью публициста. Мы имеем дело с Вечной Истиной, проповедуем Евангелие, и духовенство не может превращаться в публицистов. С другой стороны, часто эти провокации носят характер пиар-кампании, и если Церковь будет реагировать на каждую такую кампанию, то она, по сути, будет бесплатным рекламатором тех или иных структур или личностей. Позабытый всеми Невзоров напомнил о себе скандальными заявлениями , именно из желания напомнить о своем существовании, а не только из неприязни к Церкви. Может быть, иногда имеет смысл не реагировать на лай мосек, ибо для них это только повод сказать о себе: «Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона!». Но с другой стороны, безусловно, если все это пропускать, то мы можем получить негативный образ Церкви в глазах общественного мнения. Будет сформирован образ Церкви как института, который интересует только приватизация объектов церковной недвижимости, как некоего сословия, которое обслуживает высшую политическую элиту, т.е. получится представление о Церкви только как об организации, а не о церковном народе.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/01/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Свет Христов просвещает всех " . Деятельность православных миссионеров на Кубе и в Африке 17.11.2007 378 Время на чтение 4 минуты Деревня в Конго названа в честь православного миссионера Вот уже несколько лет греческое православное общество " Косма Этолийский " ведет активную миссионерскую деятельность в Африке. Частью этой работы стало строительство храма во имя Космы Этолийского, общеобразовательной школы, духовного центра и поликлиники в деревне Baba-Kosmas в Конго. Деревня и культурно-просветительский комплекс построены и названы в честь " апостола Заира " - православного миссионера отца Космы (Асланидиса), трагически погибшего в дорожно-транспортном происшествии 27 января 1989 года. Построенный на месте автокатастрофы комплекс должен способствовать духовному и социальному развитию региона: уже сейчас вокруг храма и школы селятся люди из окрестных селений. Большое количество местных жителей принимает Православие; недавно состоялась хиротония священника, который не только будет служить во вновь построенном храме, но и курировать реализацию всех благотворительных и социальных программ. Показательно, что отец Захария (так зовут священника) является коренным жителем этой области. Куба - страна, которая любит Православие С каждым новым посещением Кубы митрополит Мексики Афинагор убеждается, что эта страна постепенно становится форпостом Православия в Центральной и Латинской Америке. В ходе очередного визита владыки были рукоположены трое священнослужителей: два иерея и один диакон. В частности, священнический сан принял Афанасий Индес Фернандес, которого предполагается сделать ректором строящейся Духовной академии в Гаване. Отец Афанасий - бывший католик и преподаватель отделения истории искусств Гаванского университета. В Православие он пришел после долгих исканий и кропотливого изучения Священного Писания и Предания (для этого он даже самостоятельно выучил древнегреческий и новогреческий языки). Три года назад (как раз тогда отец Афанасий крестился в Православие) руководство Гаванского университета предложило ему отправиться в Японию для изучения японского искусства и языка, чтобы впоследствии возглавить соответствующую кафедру в университете. Несмотря на оказанную ему честь и открывающиеся перспективы, он ответил на это заманчивое предложение отказом и ушел из университета, предпочтя посвятить свою жизнь служению Православию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Лоон Х. «Одна νργεια» у свт. Кирилла Александрийского в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) Источник Аннотация В настоящей статье анализируется одно выражение свт. Кирилла Александрийского (ок. 378–444). В своём «Толковании на Евангелие от Иоанна» ( Ин.6:53 ) святитель, объясняя действие Евхаристии через сравнение с воскрешением дочери Иаира ( Лк.8:53–54 ) посредством повеления Христа и протягивания Его руки, называет животворящую νργεια одной и сродной. В VII в. это место было введено моноэнергистами для доказательства того, что во Христе есть только одна νργεια. В статье сначала рассматривается, какое значение придавалось выражению «одна и сродная νργεια» различными поборниками моноэнергизма, прп. Максимом Исповедником (579/580–662), а также несколькими богословами Нового времени. После этого исследуется, что именно подразумевал сам свт. Кирилл, когда писал этот фрагмент. Автор приходит к выводу, что одна νργεια – это божественная νργεια, которая действует как через повеление, так и через прикосновение. Это не синтез божественной и человеческой энергий. Человеческая νργεια не упоминается в этом контексте, но из других мест становится ясным, что, согласно свт. Кириллу, Христос имеет также и человеческую νργεια. Введение Во всех сохранившихся трудах свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (412–444), имеется только одно место, в котором святитель говорит об «одной энергии» (μα νργεια) 2 применительно ко Христу в таком контексте, где Христос действует и как Бог , и как человек. Это «Толкование на Евангелие от Иоанна» ( Ин.6:53 ), где по поводу воскрешения Христом дочери Иаира ( Лк.8:53–54 ) сказано: «Животворя как Бог всемогущим повелением, Он животворит также и через прикосновение (Своей) святой плоти, показывая посредством обоих, что действие было одним и сродным (μαν τε κα συγγεν δι’ μφον πιδεκνυσι τν νργειαν)» 3 . В своей монографии «Дифизитская христология КириллаАлександрийского» 4 я кратко обсуждал этот отрывок, но ввиду той роли, какую сыграл этот текст в моноэнергистской/монофелитской полемике двумя столетиями позже, он заслуживает более полного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010