Одна логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность. Что такое — силлогизм? Это — алгебраическое уравнение. Что такое пропорции и прогрессии? Это — логичная последовательность понятий. 370.  …идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 371. Мф. 25. 46. 372. Лк, 16. 26. 373.  …червь… не умирает и огонь не угасает (Мк. 9. 48). 374. Говорю… вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергпуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12. 4–5). 375. Требник. Последование пострижения в малую схиму. 376. Vita beati Antonii. Patrologiae. Tom. LXXIII. Также Четьи-Минеи, 17 января. 377. Преподобного аввы Дорофея поучение о страхе будущей муки. 378. Письмо 6 Святогорца. Подобно этому в наше время некоторая старина в Горицком Девичьем монастыре, близ города Кириллова Новгородской губернии, видела во сне адские муки, и, во свидетельство истины сновидения, адское зловоние оставалось в ее обонянии в течение целых семи дней, не допуская ее в течение всего этого времени вкусить какой-либо пищи. — Святой Димитрий Ростовский так исчисляет адские муки: «Будут тамо терпеть и огнь неугасающий: ибо рекл Христос Спаситель наш: огнь их не угаснет (Мк. 9. 44). — Будет же тамо и зима лютая, и от тоя студености, не терпя, грешнии скрежетати зубы своими будут. О сем рек Христос Спаситель наш: тамо будет плач и скрежет зубом (Лк. 13. 28)… Будет же тамо и непрестанное червей томление, которые будут тамо непрестанно терзати и ясти человек грешных, и никогда они умрети не имут, ибо речено есть: червь их не умирает (Мк. 9. 44)… Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго, ибо написано есть: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10. 6)… Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Оно составляет дополнение к возвещенной пророчеством Иакова покорности Мессии со стороны всех народов. Пророчества Царя и Пророка Давида и других псалмопевцев 378 . Учреждение в народе новой, небывалой до того времени власти царской давало богатый материал к раскрытию царского достоинства лица Мессии и всего величия Царства Его. Главным истолкователем этого события был Царь и Пророк Давид. Он указывает, прежде всего, что царская власть есть уже не образ только будущего мессианского Царства, а как бы самое начало ее. Так как Мессия должен быть потомком Давида, то царство Давида и преемников его есть то же, что заря перед днем. Как на рассвете утра, говорит он по книге Царств, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое ( 2Цар.23:4–5 )? Немало вдохновляли его и самые свойства царствования как его самого, так и сына его Соломона. Особенно часто останавливался пророческий взор его на следующих чертах этих двух царствований: на славе их, на внутреннем общении с Богом, плодом которого была эта слава, и на мире, который господствовал в царствование Соломона. Говоря по их поводу, пророк усматривал, что Царство Мессии будет еще славнее, что общение с Богом будет в нем еще теснее и что мир в нем будет совершеннейший. Самыми замечательными в этом случае псалмами нужно признать: 2-й, 71, 109 и 44. В псалме 2-ом пророк изображает могущество Царя – Мессии, указывает на тщету восстающих против Него, называет Его Сыном Божиим, и призывает все народы относиться к Нему с благоговением и надеждами 379 . В псалме 71-м пророк прибавляет, что главная сила, которою победит Царь – Мессия народы, будет заключаться в правде, кротости и любви Его 380 . В псалме 109 пророк говорит, что Мессия есть Господь, сидящий одесную Господа, и что Он есть не только Царь, но и священник, священник во век по чину Мельхиседекову 381 . В псалме 44 – пророк, под образом брака царя с дочерью царя, изображает тесный союз Христа с Церковью , причем царь уже прямо называется Богом ( Пс.44:7–8 ) 382 . Не одну, впрочем, славу Мессии и Царства Его изображал пророк; он изобразил и изобразил с поражающею ясностию и уничижение его. Сюда относятся, главным образом, псалмы: 15, 21 и 40. В них говорит он: о Его страдании ( Пс.21:7–10 ), о предательстве Его близким Ему человеком ( Пс.40:10 ), о разделении риз ( Пс.21:19 ), о воскресении Его ( Пс.15:10 ), об обращении к Нему язычников ( Пс.21:28 ) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

…Продали Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю в полную собственность принадлежащее им право на издание сочинений, переводов и сборников преосвященнейшего еп. Феофана. Получили 10 т. р. серебром. Нотариус Николай Курилко. Дальнейшая судьба детей Алексея Гавриловича Говорова пока не прояснена. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Евгений Игнатов, иерей, студент 4-го курса Екатеринодарской духовной семинарии, Краснодар В православном нравственном богословии принято считать, что в основе нравственного начала находится нравственное чувство, заложенное в человека Богом. Такое чувство принято называть естественным нравственным за коном, по причине его безусловного и всеобщего характера. И действительно, общечеловеческий опыт говорит о том, что у всех народов во все эпохи присутствуют критерии добра, осуждается и предаётся возмездию зло, и это помогает народам сохранить целостность и предохранить их от растления и упадка. Об этом в Священном Писании говорит пророк Моисей: «Слово сие (закон) близко к тебе: оно в устах твоих и в сердце твоём» ( Втор. 30, 14 ). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врожденном нравственном чувстве говорится так: «Он… показал им добро и зло. Он положил око Своё на сердца их» ( Сир. 17, 7 ). Ещё более ясно о существовании в людях естественного нравственного закона высказывается апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» ( Рим. 2, 14–15 ). Представление о реальности естественного нравственного закона закреплено в восточной патристической мысли доникейского периода, у отцов каппадокийцев и в более поздний период. Святой Иустин Философ первым из отцов изложил учение о естественном законе в «разговоре с Трифоном иудеем». Ибо он предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Страдание забирает у человека физическую и психическую энергию, которая лучше была бы использована по-другому. Оно мешает ему посвятить себя Богу со всеми силами, которые Он ему дал при его создании. Было бы предпочтительней, чтобы энергия, которая напрасно тратится в борьбе тела, была использована в деле соблюдения заповедей и восхваления Бога, в деле, для которого даже всех человеческих сил в полном здравии оказывается недостаточно по сравнению с тем, что необходимо, чтобы служить Богу так, как это подобает. Мы показали, как отрывки из Евангелия, которые описывают исцеления, совершенные Христом, прославляют вновь обретенное здоровье, поскольку оно позволяет тому, кто излечился, служить и прославлять Бога ( Мф. 8:15 ; Лк. 5:25–26 ), и именно это мы находим в молитвах православного Таинства по поводу больных 378 . Тяготы аскезы и их значение В связи с тем, что только что было сказано, необходимо уточнить смысл тягот аскезы. Речь идет о тяготах телесных, которые верующий налагает на себя добровольно. Преп. Максим Исповедник поэтому называет их «добровольными тяготами», отличая их от «тягот невольных», то есть страданий, которые приходят к нам без нашего желания и которые связаны с традиционной практикой телесной аскезы, понимаемой в точном смысле: голод и жажда (во время поста), сон (во время бодрствования) и особенно усталость (связанная с тяжелыми трудами, продолжительными стояниями и «метаниями» (земными поклонами), которые сопровождают, согласно правилам, часть монастырских молитв). На эти трудности намекает в различных отрывках своих Посланий апостол Павел: порабощаю тело мое ( 1Кор. 9:27 ); во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор. 6:4–5 ); много раз был… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11:27 ). Телесная аскеза имеет множество целей. Ее самая ближайшая цель – положить конец противоестественному подчинению души плоти, освободить душу от господства тела, восстановить господство души над телом, подчинить душу и тело главенству духа 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

        Письма 357, до ноября 1. К Евстафию Философу 357 (или 358) 14. К Григорию, другу 4. К Олимпию 360–362 9. К Максиму Философу 362 или 363 3. К Кандидиану 18. К Макарию и Иоанну 19. К Григорию, другу 363–370 22. О совершенстве в монашеской жизни 363–378 43(46). К падшей деве 20. К Леонтию, софисту 21. К Леонтию, софисту 365–378 15. К Аркадию, комиту 368, после 10 октября 369, осень 31. К Евсевию, епископу Самосатскому 370, весна 27. К Евсевию, епископу Самосатскому 370–371, зима 25. К Афанасию, епископу Анкирскому 370–373 57(61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 370–378 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского 45(49). К Аркадию, епископу 49(53). К хорепископам 50(54). К хорепископам 51(55). К Паригорию, пресвитеру 52(56). К Пергамию 58(62). К Церкви Парнасской 59(63). К неокесарийскому градоначальнику 60(64). К Исихию 370–378 68 (72). К Исихию 69(73). К Каллисфену 73(77). Без надписи 74(78). Без надписи 79(83). К чиновнику, облагающему податями 81(85). О том, что не должно клясться 82(86). К правителю области 83(87). Без надписи 103(107). К вдове Иулитте 104(108). К попечителю наследников Иулитты 105(109). К Елладию, сотоварищу ипарха 111(115). К Симпликии, еретичке 147(152). К Виктору, военачальнику 148(153). К Виктору, бывшему консулу 165(172). К Софронию, епископу 170(177). К Софронию, магистру 171(178). К Авургию 172(179). К Аринфею 173(180). К Софронию, магистру, за Евмафия 178(185). К Феодоту, епископу Верийскому 184(192). К Софронию, магистру 186(194). К Зоилу 262(270). Без надписи, о похищении девицы 264(272). К Софронию, магистру 266(274). К Имерию, магистру 269(277). К Максиму Схоластику 274(282). К епископу 275(283). К одной вдове 276(284). К сборщику податей 277(285). Без надписи 279(287). Без надписи 280(288). Без надписи 281(289). Без надписи, об одной притесненной женщине 282(290). К Нектарию 283(291). К Тимофею, хорепископу 298(306). К севастийскому градоначальнику 371, не позднее марта 44 (48). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 97. Д. 8. Л. 3–4. Подлинник. О ходе сосредоточения 2-й ударной и 59-й армий ДОНЕСЕНИЕ штаба Волховского фронта Верховному Главнокомандующему 28 декабря 1941 г. 08 ч 40 мин Сосредоточение 2-й [ударной] и 59-й армий по данным на 28 декабря запаздывает на 4–5 дней. Для дальнейшего развития успеха и обеспечения непрерывности операции необходимо ввести в бой новые силы. На 28 декабря выгрузились и находятся на подходе из района Будогощь, Тальцы к рубежу р. Волхов 376 и 372 сд, куда прибывают соответственно 29 и 30 декабря. Заканчивают выгрузку и находятся на марше к район ст. Тальцы 374 и 378 сд. Эти дивизии могут подойти к рубежу р. Волхов не ранее 31 декабря или 1 января 1942 г. Полная готовность 59-й армии в составе своих шести сд – к 3 января 1942 г. В связи с изменением плана перевозок 2-й ударной армии и отсутствием у нас этих планов определить сроки готовности этой армии в настоящие время затруднительно. Исходя из изложенной выше обстановки, проводим следующий план операции: 1 . 4-я армия возможно быстрее очищает от противника район Кириши, устье р. Тигода, после чего главными силами наступает в направлении Любань с задачей овладеть районом Шапки, Ушаки, Любань. 1 . 52-я армия временно усиливается 29 декабря 376 сд, двумя танковыми батальонами, двумя гвардейскими минометными батареями и двумя лыжными батальонами, а с 30 декабря – 372 сд. Задача 52-й армии возможно быстрее очистить от противника район Чудово и местность между р.Волхов и железной дорогой, после чего силами чудовской группировки наступать в направлении Дубовое с задачей овладеть районом к югу от Любань. Левофланговой группировке армии наступать в направлении ст. Роговка и овладеть районом ст. Роговка и ст. Татино. 2 . 59-й армии: (372, 376 сд) вступить в бой 30–31 декабря в составе 52-й армии; 374 и 378 сд к полю боя будут подведены 31 декабря – 1 января 1942 г. Остальные две дивизии к р. Волхов будут подведены 2 января 1942 г. Штаб армии к исходу дня 29 декабря выдвигается в Гладь, 30– 31 декабря осваивает районы предстоящих действий, организует управление и 1–2 января вступает в операцию в составе двух дивизий 52-й армии (268 и 111 сд) и 372, 376, 374, 378 сд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 435-438; PL. 4. Col. 779-804, 819-972, 1153-1158; PLS. 1. Col. 51-67). Многие из них тесно связаны с событиями, происходившими в Африканской и Римской Церквах в эпоху К., и содержат ценные сведения о христ. жизни в III в. Так, трактат «О похвале мученичеству» (De laude martyrii; CPL, N 58) выполнен в изысканном стиле и относится скорее к светской лит-ре; предполагаемое авторство Новациана не было убедительно доказано ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 378). Автором трактата «О перекрещивании» (De rebaptismate; CPL, N 59) предположительно был африкан. епископ, несогласный с т. зр. К. о необходимости перекрещивания еретиков и поддерживавший позицию сщмч. Стефана. Вероятно, на этот трактат К. указывает в 2 посланиях, написанных еще до Карфагенского Собора в сент. 256 г. ( Cypr. Carth. Ep. 73. 4; 74. 4-5). Позиция оппонента К. заключается в том, что Крещение получает силу от имени Христа и не зависит от достоинства или заслуг совершающего его священника ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 379). В небольшом соч. «Об игроках в кости» (De aleatoribus; CPL, N 60), написанном ок. 300 г. (Nuovo dizionario patristico. 2006-2008. Vol. 1. P. 180), осуждается языческая по своему происхождению игра, к-рая, по мнению автора, тесно связана с культами и нравами идолопоклонников. Предположительно автор был африкан. епископом, знакомым с подлинными трудами К. и адресовавшим трактат своим коллегам ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 326, 378). Трактат «О горах Синайской и Сионской» (De montibus Sina et Sion; CPL, N 61), в к-ром 2 горы символизируют ВЗ и НЗ, был написан в Сев. Африке между 210 и 240 гг. на простонародной латыни ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 378). Соч. «Об одиночестве клириков» (De singularitate clericorum; CPL, N 62) представляет собой увещевание к клирикам не жить вместе с девами - проблема, поставленная К.в трактате «Об одежде дев» и 4-м письме. Существует предположение, что это сочинение тождественно «Книге к исповедникам и девам» (Liber ad confessores et virgines), написанной донатистским еп.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

е. таких, которые кроме кузнечества ничего постороннего и не знали. Видимо, – и дела для себя находили достаточно, и свое занятие не считали невыгодным. О кузнецах Писцовая Книга упоминает весьма часто; по крайней мере мы заметили это упоминание в следующих случаях: III, 95, 153, 156, 158, 171, 193, 218, 309, 368, 378, 502, 503, 513, 517, 522, 549, 587, 623, 625, 669, 687, 692, 714, 723, 757, 780, 793, 812, 853, 893, 904, 906, 907 (=10), 909, (=4), 911, 914 (=4), 915 (=2), 918, 919 (=4), 922 (=4), 929, 931 (=4), 944 (=2), 946 (=ковач); XI, 125, 128, 406, 421; XII, 72, 103. Из рассмотрения приведенных мест нельзя не заметить, что на местах производства железа и кузнецов было несравненно больше, чем в уездах других; из приведенных мест все, начиная с 502 столбца, кончая 945, относятся к уездам Копорскому (=Каргальский и Дятелинский погост, как место нахожления руды) и Ямскому уезду (–Толдожский погост–руда). Все же немногие упоминания прочие относятся частью – к Новгородскому (III, 95–378), частью к Ореховскому (XI) и Корельскому (XII) уездам. Обозрев то, что новгородец добывал из земли, коснемся и того, что он умел получать и от воды. Перейдем к рыболовству. Вполне понятно, что рыболовство процветало главным образом около больших рек и озер, вблизи моря. Р. Волхов, Ладожское озеро, река Нева, море, т. е. Финский залив, – вот названия, с которыми близко был знаком новгородский рыболов. Ловят в больших реках и озерах неводами; количество тонь в озере у известного владельца достигает иногда больших размеров. Ловят рыбу всякую, но в больших реках и озере выделяются сиги, лососи и лохи. Последних в р. Неве ловят у порога чрез устройство заколов и прудов. Если тоня великокняжеская, – тогда рыбные ловцы платят великому князю оброк иногда натурой, чаще деньгами. Тони принадлежат иногда и владыке, и монастырям. Не перечисляя всех мест, касающихся рыбной ловли, мы сошлемся в подтверждение сказанного на следующие: III, 459, 474, 471, 461, 463, 488, 453; XI, 11, 16, 28, 32, 73, 117, 118, 123, 131, 133, 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Одновременно 54-я армия начинает подготовку последующей операции на направлении Смердыня, Любань. Для этой операции в 54-й армии дополнительно восстанавливаются 198 и 311 сд. Ориентировочно 54-я армия может начать Любанскую операцию во второй половине мая. в) 4-я армия должна завершить частные операции по ликвидации противника на восточном берегу р. Волхов в районе Киришей и в Грузинском парке, после чего перебрасывает на западный берег р. Волхов 310 сд. В дальнейшем намечается включить в состав 4-й армии 115 и 285 сд с тем, чтобы 4-я армия силами 44, 310, 115 и 285 сд перешла в наступление в направлении Чудово. г) 2-я ударная армия временно переходит к обороне на занимаемом фронте. Из состава армии выделяются 191 и 259 сд и передаются в подчинение 59-й армии для создания ударной группировки на период проведения операции по ликвидации противника в районе Трегубово, Спасская Полисть. Одновременно 2-я уд. армия ведет подготовку к проведению Любанской операции, для чего в состав армии будет включен, по готовности, 6-й гв. корпус в составе 4, 24 гв., 165 сд, 24-й и 58-й стр. бригад, которые должны быть восстановлены к середине мая (кроме 165 сд). Ориентировочно 2-я уд. армия, по готовности 6-го гв. корпуса, сможет перейти в наступление в последней декаде мая, примерно в те же сроки, что и 54-я армия. Направление главного удара 2-й уд. армии намечается из района Кривино, Ручьи на ст. Бабино с тем, чтобы во взаимодействии с 59-й армией отрезать и ликвидировать чудовскую группировку противника. На фронте 2-й ударной армии намечается также использовать для развития успеха и 13-й кав. корпус, который к 4.5. будет выведен в резерв и сосредоточен в районе Поддубье, Финев Луг, Вдицко, Нанежно. В этом районе 13-й кав. корпус будет пополнен, его готовность к участию в операциях ориентировочно к 15 мая. 2 . Во фронтовом резерве останется 372 сд, которая по восстановлении может быть использована для усиления 2-й уд. армии и 378 сд, которая нуждается в пополнении. 378 сд будет расположена в районе Любино Поле (за фронтом 52-й армии) на случай перехода противника в наступление с юга вдоль железной дороги Новгород – Чудово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010