И тем не менее в росписях храмов и по сей день стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов. Поэтому представляется целесообразным привести здесь в качестве примера один из возможных вариантов композиционного расположения росписей и икон в храме, начиная с алтаря, составленный на основании древних канонических представлений Церкви, нашедших свое отражение во многих дошедших до нас росписях древних храмов. При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII веков алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отделенности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами, к средней части храма, носящей у нас название церковь , собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь , таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По прибытии в город Псков на железнодорожном вокзале или в аэропорту вас встретит монастырский автобус. Яндекс.Карты Яндекс.Карты Заселение в гостиницу производится в любое приемлемое для вас время. Паломники размещаются в современных, удобных номерах паломнического центра, находящегося в 20 минутах ходьбы от монастыря, либо в номерах монастырской гостиницы, расположенной совсем недалеко от обители. Монастырская гостиница на Октябрьской площади Монастырская гостиница (интерьер) Монастырская гостиница. Вид номера Питание предлагается в уютных монастырских трапезных, открытых ежедневно с 9:00 до 21:00. В них паломник найдет для себя подходящее меню. Это может быть трапезная паломнического центра (средняя стоимость обеда – 300 рублей), «Монастырский буфет» (средняя стоимость – 500 рублей), кафе «Несвятые святые» (средняя стоимость – 900 рублей). Кафе «Несвятые святые» Блюдо из кафе «Несвятые святые» Трапезная паломнического центра ПОЕЗДКИ ПО ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ У паломников, остающихся в обители на несколько дней, есть возможность поклониться святыням Псковской земли. Наши гости могут посетить Псковский Кремль, древний Троицкий собор, прогуляться по живописной набережной реки Великой, посетить старинные неповторимые и такие красивые псковские храмы Василия на Горке, Анастасии Узорешительницы, святого Александра Невского, Мирожский монастырь и другие. Псковский Кремль Кафедральный Троицкий собор Пскова (подсвечен) Храм свт. Василия великого на Горке, Псков (объект культурного наследия Юнеско) Мирожский монастырь Хождение по водам. Фреска псковского Мирожского монастыря Изборск, известный в истории с VIII века – город-крепость исторической Руси, сохранившаяся до наших дней. Здесь можно увидеть Никольскую церковь XIV века, грозные крепостные стены и башни, пройти к Словенским ключам, впадающим в незамерзающее Городищенское озеро, по которому и зимой, и летом плавают белые лебеди, подняться к старейшему в России Труворовому городищу и побывать на живописном месте съемок фильма А. Тарковского «Андрей Рублев».

http://pravoslavie.ru/144697.html

Сергей 22 февраля 2011, 11:01 Сергею Прежде чем обвинять других во лжи попробуйте напрячь мозг и уяснить что означает понятие " средняя продолжительность жизни " . На то она и средняя, что один прожил 10 лет, другой - 50 а в среднем оба прожили 30. В 8 годам умирало 90% детей. Сергей 22 февраля 2011, 10:59 Афанасию Что давали то и ели. Еще и за работу, хоть и небольшие деньги, но платили. Тем не менее в современной 140-миллионной России в лагерях сидит больше народу чем в Сталинском 160-миллионном СССР. Сергей 20 февраля 2011, 16:16 Спасибо за статью. Я читал, что вел. кн. был массоном. Теперь понятно откуда " ноги " растут у этой лжи. Мария 19 февраля 2011, 19:29 Спаси Господи за статью! Для меня Великий Князь Сергей Александрович - это великий пример мужества, долга и чести как истинного православного христианина. Я прошу у Бога прощения за дерзость, но в свой синодик я вписала имя Сергея Александровича, моя душа просит этих молитв за него перед Господом и я поминаю его. Фотиния 19 февраля 2011, 00:03 Спасибо редакции за статью. Недавно читала книгу " Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия " (под редакцией протоиерея Александра Шаргунова).Про брак великого князя Сергея Александровича и принцессы Гессенской Елизаветы в этой книге написано, что супруги обещали Богу хранить жизнь девственную.Когда принцессе Елизавете было 11 лет, на ее глазах умер ее младший трех-летний брат (заигравшись упал с балкона), и она первая его взяла на руки.В этот день Елизавета дала обет Богу не выходить замуж.Когда князь Сергей Александрович сделал ей предложение, она рассказала ему о своем обете. На что он ответил " Вот и хорошо. Я и сам решил уже не жениться " . Сергей 18 февраля 2011, 23:38 Сергею: " Какой России? Россия была разная - одна кушала французские булки и купалась в роскоши, а другая вкалывала по 10-13 часов в сутки и все равно вела полуголодный образ жизни в состоянии жуткой антисанитарии. По сведениям царских статистических органов средняя продолжительность жизни в " изобильном " 1913г. составляла 30 лет. Для сравнения в Европах, США и Японии - 50 лет. "

http://pravoslavie.ru/44778.html

    666. Преподаются ли в Православной Церкви Св. Таины также младенцам и малым невинным детям?    В Православной Церкви Св. Таины преподаются и младенцам, и малым невинным детям, если над ними были совершены Таинства Крещения и Миропомазания.     667. Как хранятся Святые Дары, предназначенные для больных?    Святые Дары, предназначенные для больных, хранятся в малом металлическом, обыкновенно серебряном, ковчежце, который помещается в дарохранительнице на св. престоле, в храме.     668. Кто и как носит Св. Дары больным?    Святые Дары носит больным священник, а именно в особой дароносице, которую он несет на груди.     669. Как называется хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово?    Хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово, называется «просфора», что значит по-гречески приношение или жертвенный дар.     670. Освящается ли и пресуществляется в Тело Христово целая просфора?    Целая просфора не освящается и не пресуществляется в Тело Христово, а только ее средняя четырехгранная часть, которая для этой цели вынимается из просфоры.     671. Чем бывает снабжена эта средняя часть, вынимаемая из просфоры?    Эта средняя часть, вынимаемая из просфоры, бывает снабжена печатью.     672. Как называется эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы?    Эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы, называется «Агнцем».     673. Почему эта часть просфоры называется «Агнцем»?    Эта часть просфоры называется «Агнцем» потому, что освящается и пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, Который, как Агнец Божий, снимающий грехи мира, принес Себя в жертву для нашего спасения.     674. Какою печатью снабжен Агнец просфоры?    Агнец просфоры снабжен печатью с изображением креста и греческой надписью «ИИСУС ХРИСТОС НИКА» т. е. «Иисус Христос побеждает».     675. Когда делается оттиск этой печати на просфоре?    Оттиск этой печати делается на просфоре еще перед печением просфоры.     676. Почему в вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    2 поколение: 1. Святой Григорий Палама, Преподобный Сергий Радонежский, Святые Филофей и Каллист, Патриархи Константинопольские. Святой Алексий, Митрополит Московский, Преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения. Творения Каллиста Патриарха и Святого Алексия, Жития указанных Святых, Творения Нила Кавасилы.     3 поколение: 1. Преподобный Сергий Радонежский, Патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулос. Святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, Средняя Россия. 3. Житие Преподобного Сергия и летописные сведения о нем; Творения Патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, Святителя Стефана Пермского и учеников Преподобного Сергия. XV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, Блаженный Симеон Солунский, Преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья Преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3. Житие Преподобного Кирилла Белоезерского. Летопись и другие сведения о Преподобном Никоне и Афанасии Высоцком, Творения Блаженного Симеона Солунского.     2 поколение: 1. Преподобный Пафнутий Боровский, Блаженный Марк Ефесский, Патриарх Геннадий Схоларий, Святитель Иона Московский, Преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь, (Афон). 3. Житие Преподобного Пафнутия Боровского, Творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, Житие Макария Калязинского.     3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, Преподобный Нил Сорский, Святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон. 3. Житие Преподобного Иосифа Волоколамского и его творения. Творения Преподобного Нила Сорского, Житие Святого Нифонта Цареградского. XVI ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Корнилий Комельский, Преподобный Александр Свирский, Преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край. Северная Россия, Афон. 3. Жития: Преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав Преподобного Корнилия Комельского).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Начать, я думаю, правильнее всего будет со статистики. Бакалавриат академии окончили 37 человек, магистратуру — 26 человек. Это хороший показатель. Абсолютное большинство тех, кто дошел до последнего курса, вышли на итоговый экзамен и на защиту квалификационной работы бакалавра или магистерской работы. Это радует. Высокий процент отличных оценок, суммарное количество отличных и хороших оценок значительно больше половины, хотя и тройки тоже есть — все это объективная картина, которая для нас очень важна. Мы знаем, что значительная часть наших выпускников хочет продолжить свое образование, особенно бакалавры, которые будут стремиться продолжить свое обучение в магистратуре. Немалая часть выпускников магистратуры стремится в аспирантуру, и это тоже радует, потому что тенденция к переходу на более высокий уровень образования должна естественно возникать у человека, получающего высшее образование, в том числе и высшее духовное образование. К тому же это дает дополнительный хронологический промежуток на становление как человека, так и церковнослужителя, что позволит подойти к принятию сана более зрелым по возрасту, с накопленным жизненным опытом. Ждем наших выпускников поступающими на следующие этапы высшего образования. Ждем выпускников других высших учебных заведений. Рады будем видеть и выпускников светских вузов, которые захотят получить образование в нашей магистратуре как церковные историки, как филологи. Будем рады магистрам, которые займутся темами по истории и филологии в аспирантуре. Врата открыты для всех, критерии поступления будут едиными: подтвердить свою научную квалификацию и свое церковное мировоззрение. От всей души желаю успехов всем, кто сейчас закончил учебный год и будет стремиться дальше продолжать учиться. А тем, кто выходит на приходское служение, особенно хочу пожелать помощи Божией, милости Божией, внутреннего горения к тому, чтобы начать самый важный и самый ответственный период в жизни. Вслед за учебой начинается этап, когда мы не столько получаем, а сколько уже начинаем отдавать — Богу, Церкви и людям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5817451...

Дорогой о. Павел! В первую очередь предложил бы уйти от оценок методов и вообще не переходить " на личность " . Дело не в методе - в нем нет ничего " моего " , а в знании фактов или незнании их. В течение всего времени иконоборцев было две волны гонений на иконопочитателей, приведших к жертвам. Но их было не тысячи, по счастью. Власть и официальная Церковь гнала тех, кто не признавал иконоборчества, и в то время к иконоборцам относился почти весь восточный епископат. А во времена императора Михаила Травла иконопочитатели гнали иконоборцев и среди монахов-иконоборцев были многочисленные жертвы. Гонения на инакомыслящих были всегда и везде. И в случаях, когда император и Церковь гнали арианцев, монофизитов и монофелитов также случались жертвы и мученики - или Вы их не считаете? Значит, если императоры поддерживали ту партию, которая впоследствии будет признана православной, он - молодец, а если нет, то гонитель и антихрист! Или есть примеры какой-то иной практики реципирования догматов в условиях " симфонии властей " ? И зачем сравнивать богоборческую власть времен Сталина и христианскую власть Византийского императора, который искренне болел за веру и Церковь? Он ошибался? Так не ошибались единицы! В свое время один св. Афанасий выступал против арианства, а пр. Максим Исповедник против монофелитства. Как сказал тонко один автор, евть болезни, которыми Церковь должна переболеть, они не лечатся заочно и мгновенно. И как любая болезнь, такая ситуация всегда болезненна и вызывает неприятные последствия. Повторю, что в то время Церковь и Империя не мыслили себя раздельно, это было одно общество, " две эманации одного целого " , как писал император св. Юстиниан Великий. Вообще полагаю, что вместо голословных оценок лучше приводить конкретные факты, и руководствоваться не общими рассуждениями о том, какой нам хотелось бы видеть историю Церкви, а самой историей Церкви, как она сложилась в действительности. И, кстати, где примеры анафематствованных императоров? Это - риторический вопрос, поскольку таковых нет, даже среди иконоборцев. Простите, если невольно обидел Вас. С наступающим Новым Годом!

http://bogoslov.ru/article/1324922

Прп. Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Дело Максима//Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Лурье В. М. (при участии Баранова В. А.) История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. Максим Исповедник . Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич; предисл. Ж. – К. Аарше. СПб., 2007. Прп. Максим Исповедник . О различных недоумениях у святых Григория Дионисия (Амбигвы)/Пер. арх. Нектария (Яшунско-го). М., 2006. Balthasar Н., von. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Hohe und Krise des griechischen Weltbilds. Freiburg im Br., 1941. Benevich G. God’s Logoi and Human Personhood in St Maximus the Confessor//Studi sull’Oriente Cristiano. 13:1, 2009. Pp. 137–152. Benevich G. Maximus the Confessor’s polemics against anti-Ori-genism: Epistulae 6 and 7 as a context for the Ambigua ad lohannem//Revue d’histoire ecclesiastique. 104:1, 2009. Pp. 5–15. Maximus Confessor. Ambigua ad Johannem, iuxta Johannis Scotti Eriugenae latinam interpretationem/Ed. J. Turnhout, 1988. (Corpus christianorum, Series graeca 18). [Издание лат. версии] Sherwood P. The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma, 1955. (Studia Anselmiana 36). Pp. 21–71) [Рус. пер. в изд.: Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007] Моноэнергизм и монофелитство УП в.: Сергий, Кир, Пирр и другие Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. Дионисий Ареопагит . Письмо 4// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования. СПб., 2002. Сс. 777–778. Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. Житие преподобного Максима и службы ему/Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова //Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Сергиев Посад, 1915. Максим Исповедник . Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Беневич; предисл. Ж. – К. Ларше. СПб., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

7: PG 91, 1076C–D, пер. А. М. Шуфрина по изд.: Антология. Т. 2, с. 114). Необходимость обращения к полемике с моноэнергизмом в контексте полемики с монофелитством хорошо разъяснена А. М. Шуфриным: «из понимания воли как „(самовластного) движения мыслящей природы “, взятого св. Максимом на вооружение против монофелитов (disp. Pyrr.: PG 91, 301В–С), следует, что воля («θλημα») – это модус действия («энергии»), т. к. по восходящему к Немесию определению, также принятому св. Максимом (см. например, amb. 5 [к Фоме]: PG 91, 1048A), действие – это именно движение природы. При таких посылках из моноэнергизма необходимо следует монофелитство, поэтому отрицание последнего ставит перед необходимостью отрицания и первого» ( Максим Исповедник 2007а, с. 339, прим. 162). Вопрос о том, действительно ли прп. Максим говорит в amb. 7 о состоянии святых «в будущем» (понимаемом как посмертное существование), обсуждается А. М. Шуфриным в схолии 54 к этому месту ( Максим Исповедник 2007а, с. 339–343). Шуфрин полагает, что ряд выражений прп. Максима противоречит этому утверждению из его более позднего сочинения. В частности, непосредственно перед этим пассажем прп. Максим в amb. 7: PG 91, 1076B приводит слова ап. Павла: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» [ Гал.2:20 ], которые явно изречены еще в этой жизни, и которые прп. Максим, как отмечает Шуфрин, соотносит с состоянием обожения, описываемым формулой «единое, даже только одно во всех [отношениях] действие Бога и достойных Бога». Кажется, что прп. Максим противоречит себе или меняет свою позицию, в этом не признаваясь. Однако уже в amb. 7 есть несколько мест (их Шуфрин в своих схолиях не комментирует и при разборе этой темы не упоминает), которые указывают, что прп. Максим действительно говорил о будущем веке (хотя и не уточняет, что это посмертное существование) (ср. «будущее (а не бывшее и [затем] подпорченное) причастие благодати достойными» (1076А), «каково… будет состояние вещей в будущем» (1077В), в другом месте: «ничто из приводимого в бытие, будучи движущимся, не остановилось, так как не встретило еще первую и единственную Причину» (1072С), из чего следует, что состояние «покоя в Боге» он относит к будущему веку).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Н. А. Олисовой, О. А. Родионова, А. Б. Ваньковой, комм. Н. А. Олисовой; отв. ред. Д. С. Бирюков. М., 2010. С. 424. 49 Тит.1:15 . 50 1Кор.2:9 . 51 Вероятно, этот факт предрекается в вышеприведенных словах епископа Нонна: «Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас и епископство наше». 52 О том, что танцовщица, о которой идет речь, была блудницей, видно из дальнейшего повествования, которое мы здесь не приводим. 53 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 24 к «О Божественных именах» 7, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 461. 54 Преподобный Максим Исповедник. Амбигвы 54, цит. по изд.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)/Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария. М., 2006. С. 154. 55 Августин. О Граде Божием 12 4. 56 Ср. Августин. О Граде Божием 3.14. 57 Августин. О Граде Божием 12.4. 58 Ср. Августин. На Книгу Бытия буквально 5.25. 59 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 125 к «О Божественных именах» 4. 60 Августин. Исповедь 13.28.43, цит. по изд.: Аврелий Августин . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А. А. Столярова. М., 1997. С. 284–285. 61 Августин. На Книгу Бытия буквально 3.24.27. 62 См.: Августин. На Книгу Бытия против манихеев 1.21.32. 63 О Божественных именах 4.7 64 Эта тема позднее была поднималась философами и богословами, развивавшими так называемое персоналистическое учение. 65 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 44 к «О Божественных именах» 4, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 315. 66 Григорий Богослов. Слово 6, О мире, цит. по изд: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 1. 67 Там же. 68 Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 26, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010