Не прошли бесследно эти бурные события и для прп. Максима. То, что Пирр, обманувший доверие папы, стараниями прп. Максима приехал в Рим и что прп. Максим в Риме общался с Пирром, для некоторых на Западе бросило тень на его репутацию. Вспомнили, в частности, что он когда-то написал письмо, превозносившее Сергия и Пирра (ep. 19). Как бы то ни было, уже после отречения Пирра 665 прп. Максиму пришлось давать объяснения относительно этого письма Пирру и ряда мест в своих посланиях Марину (видимо, речь идет об opusc. 7 и/или 20), где прп. Максим, как казалось его обвинителям, высказал неправославное учение, признавая одну и две, то есть три воли во Христе. Ответом на это обвинение послужило послание прп. Максима игуменам, монахам и православному народу Сицилии (opusc. 9) 666 , в котором прп. Максим ответил на все пункты обвинения, призвав к миру и единству в борьбе с ересью. Что касается обвинений по поводу письма Пирру (ep. 19), то чрезмерно вежливый тон этого письма прп. Максим отнес за счет желания склонить Пирра к правильной вере. Что касается догматического содержания этого письма Пирру, прп. Максим в opusc. 9 твердо заявил, что в нем нет высказываний, которые были бы неверными, и что он не разделял обнаружившихся впоследствии заблуждений Пирра. Отвечая относительно посланий к Марину, прп. Максим отверг обвинение в том, что он якобы учил об одной и еще о двух, то есть в сумме – о трех волях и энергиях во Христе. В opusc. 7 и 20 прп. Максим действительно писал о двух энергиях и волях, и помимо этого утверждал необходимость приложения к энергиям унитарных выражений (таких как «одна энергия» свт. Анастасия Антиохийского ) и оправдывал выражение «одна воля» папы Гонория, видимо, толкуя его в духе amb. 7: PG 91, 1076C. Однако о трех энергиях и волях прп. Максим никогда не говорил и уверенно рассеял подозрение сицилийцев на этот счет. Тем не менее это подозрение со стороны жестких диофелитов, равно как и стремление прп. Максима к единству с христианами на Западе в ситуации развернувшейся борьбы с ересью, могло только подкрепить его решение держаться жесткого диофелитства и диоэнергизма и не возвращаться к оправданию унитарных формул 667 , хотя это решение, как мы говорили, было принято прп. Максимом, вероятно, еще в 643 г., то есть до всех обвинений в его адрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

VI. Преподобный Максим Грек родился в конце XV века в Арте, главном городе Албании. После первоначального образования на родине он отправился в Италию, где получил лучшее по тому времени образование. После этого возвратился на родину и посвятил себя монашеской жизни, для чего около 1507 года поступил на Афон в Ватопедский монастырь, известный богатой библиотекой. Из этого уединения вызвал его в Москву великий князь Василий Иоаннович, поручив ему разобрать свою библиотеку и перевести Толковую Псалтирь, содержащую в себе толкования многих святых отцов и учителей Церкви. Так как Максим не знал еще славянского языка, то в помощники ему дали двоих переводчиков, знавших латинский язык. Максим переводил с греческого на латинский, и уже с этого помощники его переводили на славянский. Через год и пять месяцев Максим окончил перевод и просил государя отпустить его на Афон. Но государь по совету митрополита Варлаама оставил Максима в Москве и поручил заняться пересмотром и исправлением церковных книг. Максим нашел в них много грубых ошибок, внесенных невежественными переписчиками, чисто еретических. Так, например, в Часословах Христос назывался «единым точию человеком», в Толковых Евангелиях — «Безконечной смертью умершим», в Триоди — «Созданным и Сотворенным»; Бог Отец в Часословах назван «Собезматерним Сыну», и много было в этих книгах других нелепостей и грубых ошибок. «Разжигаемый божественной ревностью, Максим, — как сам свидетельствовал, — очищал плевелы обеими руками». Неразумные ревнители старины подняли ропот, говорили, что Максим прилагает досаду воссиявшим на нашей земле чудотворцам, которые «сицевыми священными книгами Богу благоугодиша». Забыли простецы, что святые не считали грехом исправлять ошибки в церковных книгах, сделанные неопытными переписчиками, что, например, святитель Алексий, митрополит Московский, сам исправил Евангелие по греческому тексту и переписал собственной рукой. Но ропот этот был еще тайный, пока митрополитом был Варлаам: он сочувствовал Максиму и поддерживал его в трудном положении. Но в конце 1521 года Варлаам удалился от дел церковных, и Максим остался один без защитников. К этому присоединилось еще то, что преподобный Максим не знал в совершенстве русского языка, и сам допускал невольные ошибки, и его осудили на тяжкое заключение в Иосифовом монастыре. IIIecmь лет провел он в оковах в дымной келлии, претерпевая голод и холод, отлученный даже от Святого Причащения. В это время он написал углем на стене канон Святому Духу и удостоился явления Ангела и утешительных слов: «Терпи старец! Этими муками избавишься вечных мук».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3071...

Вопросоответы написаны были по просьбе преп. Фалассия, знаменитого в то время настоятеля одного из африканских монастырей близ Карфагена 27 , автора 400 глав «О любви, воздержании и духовной жизни». С Фалассием преп. —6— Максим был близко знаком, часто переписывался с ним (Ер. 9, 26, 41, 42), посещал его монастырь. 28 Это знакомство, вероятно, началось с тех пор, как преп. Максим нашел себе ок. 632 г. приют в карфагенской области. 29 Когда собственно написаны Вопросоответы к Фалассию, сказать трудно. Противомонофелитской полемики в них не заметно. 30 Около 641 г. в трактате «К Марину пресвитеру» 31 преп. Максим дает уже объяснения по поводу некоторых допущенных в них выражений, которые монофелиты могли истолковать в свою пользу. 32 Очевидно, сочинение к этому времени получило некоторое распространение. В общем, если принять во внимание, что 632–634 г. ушли у пр. Максима на полемику с севирианством (Ер.13, 18, 17, 15, 14, 16) и на переписку по поводу отозвания (в 633/4 г.) префекта Георгия (Ер.44, 27, 45, 1), что в 634/5 г. преп. Максим, может быть, вернулся на время —7— к Софронию в Палестину 33 , то приблизительно 637–640 годы можно полагать временем написания Вопросоответов. – Взялся за этот грандиозный труд преп. Максим не сразу. Между ним и преп. Фалассием была по этому поводу целая переписка. Св. отец долго отказывался, Фалассий настаивал. Первоначальный объем труда предполагался в очень широких размерах. Фалассий составил длинный список с перечнем не только многих разных трудных мест Писания, но и с целым рядом вопросов из области аскетической практики, гл. обр. – относительно борьбы со страстями и демонами. В последней области преп. Максим считал себя особенно некомпетентным и потому упорно отказывался исполнить просьбу Фалассия. Фалассий, напротив, хотел, по крайней мере на первых порах, чтобы эта сторона дела (вопрос о страстях) была исполнена прежде всего. Повинуясь воле знаменитого игумена, преп. Максим и взялся было составлять ответ на предложенные вопросы о страстях, но дальше, однако отдельных заметок не пошел. Переписка с новыми отказами возобновилась. В конце концов дело с обоюдного согласия решено было в том смысле, что вопросы о страстях пока отложены были до другого более удобного случая; на остальные же вопросы преп. Максим изъявил согласие дать по возможности краткие ответы. Впрочем, свои заметки о страстях, он обработал в Предисловии 34 к Вопросоответам. Здесь сжато был сведен весь материал, приготовленный для раскрытия учения о страстях, чем, между прочим, и объясняется содержательность этого Предисловия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См. послание Максима великому князю по поводу перевода Псалтири, в: Прибавления. 18. С. 184. Максим Грек. Соч. 3. С. 158, 194. Там же. С. 158. Гудзий Н. Максим Грек и его отношение к эпохе Возрождения, в: Унив. Киев. 1911. 7. Максим Грек. Соч. 2. С. 377. Макарий. 2-е изд. 6. С. 159–160; ПСРЛ. 6. С. 257; 8. С. 259; Denissoff. Op. cit. P. 329–333. Послание (грамота) великого князя и ответ архимандрита Ватопедского монастыря (без окончания) в: Временник. 5. Отд. 3. С. 30; Послание митрополиту Варлааму в: АИ. 1. 122. Письмо Герасимова в: Прибавления. 18. С. 190. Максим Грек. Соч. 2. С. 299 и след. Это сочинение дополняет упомянутые выше два письма, из него видно, что Максима послали для выполнения лишь одного определенного перевода. Максим снискал милость и признательность митрополита тем, что лично для него перевел анонимный комментарий к Деяниям святых апостолов. Макарий. 2-е изд. 6. С. 166. К сожалению, об этой работе Максима нет никаких сведений, кроме нескольких замечаний самого Максима. Соч. 1. С. 33, 37. Ср.: Голубинский. 2. 1. С. 683. Сообщение Герберштейна о Максиме (Op. cit. S. 91) не соответствует действительности. Возможно, Герберштейн, посетивший Москву в 1526 г., опирался на разные слухи, ходившие по Москве. Голубинский. 2. 1. С. 665. Максим Грек. Сочинения. Изд. Казанской Духовной Академии. 3 т.: 1 (1859, 2-е изд. 1894), 2 (1860), 3 (1862, 2-е изд. 1897). 2-е изд.: Сергиев Посад, 1910–1911. 3 т. (русский перевод с церковно-славянского подлинника). О сочинениях Максима см.: Голубинский. 2. 2. С. 232–263. Denissoff. Op. cit. P. 35–40. О публицистике Максима: Ржига. Опыты по истории русск. публицистики XVI в. Максим Грек как публицист, в: ТОДРЛ. 1 (1934). См.: Преображенский (1881); Иконников (1915). Максим Грек. Соч. 2. С. 89–119. Точное название — «Сказание о известном иноческом жительстве. Лица состязующияся Филоктимон да Актимон, сиречь любостяжательный и нестяжательный». По мнению Ржиги, Сказание было написано между 1531 и 1537 гг. Ржига. Ук. соч. С. 105.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Ираклии (610–11.II.641). Возможно, прп. Максим намекает на то, что Сергий «поработил» Ираклия, оказав ему от имени Церкви существенную финансовую поддержку во время войны с персами (на самом деле это был заем, который император с лихвой вернул после победы). См.: Кулаковский 2004. Т. 3, с. 54–55. Речь, разумеется, может идти лишь о возникших вследствие услуг, оказанных Сергием Ираклию, тесных отношениях между ними, т. к. к моменту издания Экфесиса Ираклий уже давно победил персов и расплатился с Церковью. Возможно, впрочем, что прп. Максим имеет в виду не конкретный случай финансовой помощи, а политико-идеологическую поддержку, которую Сергий оказывал Ираклию во все время его правления. 1229 Имеется в виду папа Иоанн IV (24.XII.640–12.X.642), который, конечно, не мог иметь отношение к изданию Экфесиса 638 г.; впрочем, в Константинополе могли и действительно ссылались (см. ниже) на другого папу – Гонория (27.X.625–12.X.638), в чьем послании 634 г. к патр. Сергию имелось выражение «одна воля» (об этом прп. Максим пишет чуть ниже). Папа Иоанн IV, однако, как и прп. Максим, отвергал монофелитское толкование этого выражения. См. подробнее: Максим Исповедник 2007а, с. 33–41. 1232 Речь об архиепископе Кипра Аркадии. Прп. Максим высоко отзывается о нем в сочинении, направленном кипрскому пресвитеру Марину – opusc. 20: PG 91, 245BC. 1236 Девять глав унионального пакта с монофизитами-феодосианами, заключенного патр. Александрийским Киром в 633 г. 1237 Прп. Максим, следуя в этом, видимо, св. Софронию, сопоставлял монофелитство с аполлинаризмом, который (правда, на других основаниях) тоже учил об одной воле во Христе. 1239 Мы благодарим за помощь с переводе этого трудного, но очень важного места С. А. Завьялова и А. М. Шуфрина. Как пишет современный румынский канонист В. Николае Дурэ, «термины potestas и auctoritas заимствованы из римского права; в Риме они заменяли старые пастырские выражения, в частности сига и sollicitudo. Первые два термина обозначали власть высшего лица (главы), а вторые два соответствовали достоинству пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». «... Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, - селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, - потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, - дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах - Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом. ... По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690-1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов».

http://sobory.ru/article/?object=00379

Ограда кругом монастыря каменная, устроенная вместо прежней деревянной в 1694 году. Вид ее представляет неправильных шестиугольник, наружная вышина 4 сажени 7 вершков, окружность 432 сажени с небольшим; на ней по углам и в середине 8 башен, которым приданы имена врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная называется Гефсиманской, 2) средняя в южной стене – Сионской, 3) угловая юго-западная – Давидовой, против которой за рекой Истрой, неподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, называемая Урин сад, 4) средняя на западной стороне над вратами носит название Елизаветинской в честь императрицы Елизаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих ей врат), 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей, 6) средняя в северной стене – Варуховой, 7) в той же стене круглая башня – Ефремовой и 8) угловая северо-восточная – Дамасской. Все эти башни конические, трехэтажные, с удобными помещениями в двух верхних этажах, а особенно в нижних для кладовых. По ограде вокруг всего монастыря широкая галерея для крестных ходов, с каменными балясами на монастырь и глухой стеной с амбразурами за монастырь. К Воскресенскому же монастырю относится находящийся вне монастыря скит или пустыня святейшего патриарха Никона , внизу на северо-западе от обители и в 150 саж. от нее на берегу реки Истры. Сюда некогда любил уединяться с немногими избранными учениками патриарх Никон для молитвенных, аскетических подвигов. Скит Никона представляет собой каменное четырехъярусное здание, в котором находятся две церкви и несколько комнат, в том числе – хлебная, просфорная и собственная келья патриарха, где доселе сохраняется его круглый липовый стол. Под портретом патриарха на стене и теперь видна собственноручная подпись государя императора Александра II: «Александр, 30 июля 1873 года». Другая келья патриарха находится в этом же здании выше, в 4 ярусе, на верхней, по-восточному, почти плоской крыше, обведенной вокруг каменным ложем с тростниковой настилкой, на котором святейший патриарх забывался недолгим сном после своих молитвенных подвигов. Одна из церквей в скиту Никона построена во имя Богоявления Господня, другая – свв. апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Вместе с церковью или рядом с ней строится колокольня. На ней вешаются колокола. Посредством звона верующие созываются в храм на молитву и дается знать, что совершается в храме. В великие праздники (в Пасху) и в царские дни, в знак духовной радости, звон бывает в течение целого дня. Примечание. Дети должны знать о своем приходском храме. Внутреннее расположение храма Внутри храм, как и скиния Моисеева, разделяется на три части: Храм 1) притвор Скиния 1) двор 2) средняя часть 2) святилище 3) алтарь 3) святое святых Притвор Притвор – первая часть храма. В древнее время в притворе стояли оглашенные. Это те люди, которые не приняли еще св. крещения, a только готовились к этому таинству, учились вере Христовой не по книге, а с голоса (по-славянски с гласа), почему и называются оглашенными. В притворе же стояли тяжкие грешники, которым на некоторое время запрещалось входит в самый храм. Средняя часть храма Средняя часть храма – для молящихся – устраивается просторнее притвора и алтаря. От алтаря она отдляется иконостасом. В. Что называется иконостасом? О. Каменная или деревянная стена, в которой помещаются святые иконы. В иконостасе трое дверей: по средине – царские врата, с правой стороны – южные, а с левой – северные. Царские врата называются так потому, что чрез них таинственно во Святых Дарах проходит Сам Царь славы Господь. На царских вратах изображаются – Благовщение Божией Матери и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В иконостасе с правой стороны царских вратъ ставится икона Спасителя, a по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя помещается икона святого, в честь которого сооружен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери. Входит чрез царские двери могут только лица получившие благодать священства, – епископы, священники и диаконы. На сверных и южных дверях по большей части изображаются св. диаконы, напр., архидиакон Стефан, Лаврентий, или архангелы Гавриил, Михаил и др. Иконостасы устраиваются в нсколько ярусов или рядов, в которых поставляются иконы Спасителя, Божией Матери, двунадесятых праздников, пророков, апостолов и различных святых. По средине на самом верху иконостаса, по большей части поставляется Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В XX веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В настоящее время храм является действующим. СТРУКТУРА ХРАМА Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень. Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые. Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010