Ibid., стр. 406. 2031 Ibid., стр. 407. 2032 Ibid., стр. 408. 2033 Вопр. фил. и псих., Na 5, стр. 63. 2034 «Спиритуализм, как психологическая гипотеза». Вопр. фил. и псих., 38, стр. 520. 2035 Из статьи «Спиритуализм, как монистическая система философии». Ibid., 115, стр. 457. 2036 Лопатин. Философские характеристики и речи, стр. 112—115. 2037 «Положит. Задачи…» Τ. I, стр. 356 (прим.), 397. 2038 «Философские характеристики…» стр. 258. 2039 См. особенно «Положительные задачи…» т. I, стр. 395—397. 2040 Положительные задачи…», т. I, стр. 397 (Примеч.). 2041 Ibid., стр. 396. 2042 См., напр., статью «Монизм и плюрализм» (Вопр. филос. и псих., 116). 2043 «Полож. задачи…», т. I, стр. 263—275. 2044 Вопр. филос. и псих., 5, стр. 63. 2045 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 121. 2046 Ibid., стр. 133. 2047 Этот тезис очень основательно освещен в § «Общее значение материализма», т. I, стр. 138— 145, 152—191, 225–246. 2048 См. особенно отчетливые формулировки в предисловии ко 2–му изд. «Положит, задач…». 2049 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 44. 2050 Ibid., стр. 431. 2051 ритическая литература о системе Лосского, насколько мы могли выяснить, невелика.Упомянем, прежде всего, статью Лопатина (Вопр. филос. и псих., 87), А с к о л ь д о в а (Журн.Мин. нар. проев., 1906— X), Бердяева (Вопр. фил. и психол. 93). На первые две статьиЛосский отвечал в Вопр. фил. и психол. 93), что, в свою очередь, вызвало небольшую ответнуюстатью Аскольдова в том же журнале. Позже Аскольдов посвятил Лосскому часть главы в своейкниге «Мысль и действительность» (гл. VI, стр. 150—165). См. также в той же книге гл. X (стр. 246 слл.). 2052 Лопатин. Новая теория познания. Вопр. филос. и псих., 87 (1907 г.). 2053 Бердяев. Об онтологической гносеологии. Вопр. филос. и псих., 93 (1908 г.). 2054 Лосский. Органические и неорганические мировоззрения (Философский сборник, посвященный Λ.Μ. Лопатину. Москва, 1911), стр. 134. См. также статью Лосского «Принцип наибольшей полноты бытия». Записки Научн., инстит. в Праге, т. I. 2055

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

А в духовном плане остается ПУСТОТА. Которую далеко не все стремятся и могут заполнить Духом Святым. А ведь свято место что? пусто не бывает. А значит что? Там обязательно поселится какая-нибудь дрянь. Ну мы же все цивилизованные люди. Конечно, если человек злится ни с чего, ругается и болеет - это не потому что на него воздействуют бесы. Но, может быть, потому, что от Бога он отвернулся, не держит ум ясным, на моральные устои наплевал, также как и на законы природы? А не таким ли образом воздействуют настоящие бесы? Только честно, если вы верующий - как же тогда они воздействуют? Наталия 4 ноября 2011, 18:48 Насчет " демонического " - мне как-то было смешно читать подобное про компьютерные игры, когда я сама совсем недавно очень любила играть в них. Но задумавшись, кое-что поняла и решила для себя - " демоничность " не в том что картинки страшные, хотя и это вносит отрицательный вклад и в будущем вполне может аукнуться ночными кошмарами. И даже не в том, что самые популярные персонажи (потому что разработчики сделали их самыми удобными для победы) - воры, колдуны, убийцы. А в том, что на игры тратятся физические силы, нарушается режим сна, питания, портится осанка, зрение, нервы (да-да, дорогие игроманы, понаблюдайте за собой - перепуганное и напряженное выражение на лице, холодные мокрые руки на мокрой же мышке, причем это состояние продолжается несколько часов подряд, так что даже, пардон, в туалет лень оторваться сходить - это явно не иллюстрация к здоровому образу жизни). Т.е. это вполне реальный, настоящий, осязаемый вред психо-физиологическому состянию организма, чего собственно и добивается нечистая сила, если смотреть с христианской т.зр. Фрося Бурлакова 3 ноября 2011, 21:17 Алексею. Мой ребенок с детства любил читать хорошие книги (все по возрасту), смотреть хорошие фильмы, лет с семи начал играть в хорошие игры. Но сейчас ему 13. И он мне говорит, что ему надоело смотреть советские фильмы и читать советские книги. Ему нужно метро 2033 и сталкер (не стругацких разумеется)и играть в соответствующие игры. Психолог нам посоветовал запаролить компьютер. Хотя в этой статье запрет критикуется. Напрасно, я считаю. Действительно очень важно найти хорошего психолога, а не читать подобные поверхностные статьи, каждый ребенок индивидуален. Кто-то к другу пойдет и на улицу, а кто-то останется дома и все-таки возьмет " советскую " книгу.

http://pravoslavie.ru/49445.html

д. и чтобы преемник епископа или приходского священника нашел все в хорошем состоянии. Кроме того, всякий епископ, равно как и приходский священник в случае неимения никакого fundus instructus при епископии или в приходе обязан его завести, а если он есть, то заботиться, насколько возможно, об увеличении его 2030 . К числу главных обязанностей в этом отношении, особенно приходского духовенства, принадлежит содержание и исправление церковного дома и хозяйственных построек. По существующим постановлениям, каждый приходский священник, приходский администратор и самостоятельный капеллан должен на свой счет производить исправление всего, что будет повреждено по вине его или его слуг; точно также должен предпринимать в отношении этих зданий все, что обязано делать и всякое другое лицо, живущее на чужой собственности 2031 . За небрежность в этом отношении приходский священник подлежит ответственности, как перед церковною, так и перед гражданскою властью. Надзор за этим составляет одну из первых обязанностей окружного протопресвитера (благочинного) при объезде им своего округа, причем он обязан представить подробный отчет об этом епархиальной консистории, с присоединением своих собственных соображений 2032 . В случае смерти приходского священника, всякий раз должно быть подробно исследовано состояние священнического дома и других построек, бывших в пользовании умершего, причем, если окажется, что они не в порядке или повреждены по его вине и нерадению, то все это должно быть исправлено и приведено в прежний порядок на счет оставшегося после него имущества 2033 . Освидетельствование состояния приходских зданий подлежит смешанной комиссии, составленной из представителей епархиальной власти и окружного начальства 2034 . § 142. Помощь немощным духовным лицам Немощные священнослужители могут быть разделены на две группы: а) те, которые совсем не могут продолжать далее своего служения, вследствие глубокой старости или неизлечимой болезни, и б) те, которые только отчасти неспособны к служению, а именно: к этой категории относятся лица, страдающие более или менее продолжительным недугом, но которому они однако не постоянно подвержены, затем неспособные к некоторым тяжелым обязанностям по слабости организма, и наконец те, кто по местным условиям не в состоянии исполнить всех обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Центральное понятие космологии у Лопатина есть понятие творческой причинности – очень близкое и параллельное тому, что несколькими годами позже развивал Бергсон в «Evolution creatrice»,– только у Бергсона больше естествознания в его космологии, у Лопатина больше философии. «Вещество, как всякая другая действительность, – читаем в одной из статей Лопатина 2033 , – имеет внутреннее или субъективное существование, и эта внутренняя сторона лежит в основе его внешних проявлений и свойств». При этом «спиритуализм не упраздняет физической природы – он только полагает, что сама в себе она не то, что обыкновенно о ней думают» 2034 . Исходя из такой онтологии, Лопатин склоняется с особенной настойчивостью к признанию творческой, а не логической необходимости в жизни космоса. Отсюда готовность у Лопатина признать иррациональную сторону в бытии, особенно в этом отношении любопытна статья его «Настоящее и будущее философии», где свои симпатии Лопатин обращает особенно к прагматизму. Его поражает «многообразие и неисчерпаемое богатство действительности », которую должно признать «до бесконечности пластичной». «Действительность, – говорит тут же Лопатин, – раскрывается знанием вовсе не в полноте своих законов и сил»; он иронизирует над «неудержимым нашим желанием придать вселенной более рациональную форму, чем та, в какой дает её нам опыт» 2035 . «Возможность диалектического процесса, – в другом месте пишет Лопатин 2036 , – коренится в том иррациональном моменте, который заключает в себе бытие. «Слишком очевидно, что в существующем, кроме элемента рационального, присутствует элемент иррациональный, сверхлогический» 2037 . У рационалиста Лопатина это внимание к иррациональной стороне бытия само внерационально – оно, несомненно, коренится у него в требованиях морального сознания. Не всегда у Лопатина ясна эта определяющая для метафизики роль «морального умозрения», но это бесспорно. Лопатин не раз в разных работах возвращается к мысли Лейбница о нравственном основании бытия, как оно есть, и для Лопатина бесспорна внерациональная природа этого действия морального начала в мире 2038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Второй недоуменный вопрос о Деян.20:4 : как нужно понимать выражение св. Луки: его (Апостола) сопровождали до Асии и т. д.; т.е. дальше Асии спутники уже не пошли или же, как предполагает, напр., Lange, «этим выражением не исключается того, чтоб некоторые из них, как напр., Аристарх и Трофим, сопровождали Апостола и далее и даже до Иерусалима»? 2033 . Первого принять нельзя, ибо действительно, о Трофиме известно, что он прибыл с Апостолом в Иерусалим 2034 , а об Аристархе – что он сопровождал его оттуда в Рим, значит, тоже был с ним в Иерусалиме 2035 . Приходится принимать предположение Lange. Его вероятность впрочем усиливается тем, что некоторые кодексы слов: χρι τς σας не имеют 2036 . Перечисленные св. Дееписателем спутники пошли из Коринфа ранее Апостола и направились в Троаду. В этом городе они должны были дожидаться прибытия Апостола и других, шедших с ним, спутников 2037 . Неизвестно, какая именно была цель этого раннего их отправления в Троаду. Быть может, им поручено было озаботиться в Троаде приготовлением всего нужного для наиболее скорого дальнейшего морского путешествия 2038 ; по-видимому, от Троады Апостол имел в своем распоряжении особый корабль. Между тем Апостол вышел из Коринфа после и направился по прежнему пути через Македонию. В третьем, по счету, от Коринфа македонском городе Филиппах Апостол со своими спутниками сделал более продолжительную остановку и провел праздник Пасхи. А после Пасхи отправился в дальнейший путь к Троаде 2039 . Пять дней морского пути – и свв. путешественники были в Троаде 2040 . Прибыв в Троаду и соединившись здесь с ожидавшими здесь Апостола, ранее посланными, его спутниками, святые благовестники пробыли здесь целую неделю, семь дней 2041 . «Троада была небольшой город; почему же они проводят в нем семь дней? Вероятно, он был велик по числу верующих» 2042 . Апостол хотел как бы восполнить те лишения благовестия, которым подвергалась Троада в раннейшие посещения ее Апостолом 2043 . Св. Дееписатель рассказывает об одном событии, случившемся в Троаде накануне отбытия оттуда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

2030 . Естественная группировка по родовым и общинным началам существовала как бытовой факт рядом с искусственным делением войска на отряды для целей военного управления и боевого строя. Почвой деления служили фемы, как военные округи. XI век представляет в этом отношении большую простоту и однообразие, сравнительно с предшествующим временем. Если не обращаться к памятникам военного устройства более древнего времени, ограничиться сочинениями Льва Мудрого и Константина Багрянородного, а также некоторыми новеллами X в., то и данных, в них заключающихся, достаточно, чтобы убедиться, что еще в X в. терминология, применявшаяся для обозначения военных отрядов и лиц, ими управлявших, свидетельствовала о двух порядках, параллельно существовавших и друг от друга отличавшихся. Были отряды войск, носившие название θματα, и были отряды, называвшиеся τγματα; одни с другими не смешивались. 2031 Фемы управлялись стратигами и подразделялись на турмы, управлявшиеся турмархами. Из тагм, иначе называвшихся еще бандами, составлялись друнги; 2032 тагмой или бандой управлял комит (сельский староста), а друнгой – друнгарий; комит может быть сопоставляем с турмархом, друнгарий – со стратигом. Для выяснения различия между делениями этих двух порядков, с одной стороны фемами и турмами, с другой друнгами и тагмами, можно обратиться к аналогии старого времени: фема выдержит сравнение с прежним legio, тагма с cohors, 2033 фемами обозначались отряды войск греческих, тагмами – варварских войск, 2034 Не без некоторого основания можно искать объяснения такому различию в истории славянских поселений и основания славянских общин, обязавшихся византийскому правительству военной службой; само название друнг (задруг, дружин) и банд можно производить от славянских корней. Славяне были для греков варвары, поставляемые ими отряды войск греки называли поэтому тагмами, в отличие от фем. Это были отряды селений, входивших в состав известной общины, выступавшие под предводительством сельских старост и в своей совокупности образовывавшие общинную дружину, предводительствуемую волостным старшиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Фацеции Повести смехотворны, есть же и злых обыклостей обличительны, преведены с польскаго языка, жартов совокупно всех трактатов О Августе кесаре и о поете Виргилии Август кесарь 2031 Виргилиуша поеты 2032 и пракътыка 2033 вопроси глаголя: «Повежь ми, Виргилий, кто есть отец мне? Аз убо вем, яко Октавий отец ми есть, инии же инаго поведают быти». Отвеща Виргилий и рече: «Вем, о кесарю, яко владетель еси велики и повелитель всего света страшный, и еже аще хощеши твориши, но и в милости известнейший, обаче ужасаюся рещи, ибо правда во очи колет. Боюся томления и вечнаго злоключения, егда правду рещи ми пред тобою». Кесарь с клятвою завещася не озлобити его и приложи ухо слышати. Виргилий же возсмеяся и рече: «Великий кесарю, познаваю по тебе и предразумеваю, яко сын хлебников еси». Изумеся кесарь, помышляя в себе, како и каковым удобством 2034 , и Виргилий рече: «Послушай, милостивый кесарю, откуду имею о тебе такое непщевание 2035 . Написах аз премногия книги о славе твоего величества, ты же, будучи всего света великим монархом, приказал еси мене токмо единым хлебом отправити 2036 , что или пекарь или сын пекарьский обыче творити». Сия слыша, благодушный кесарь вельми весел учинися и рече: «Отселе, Виргилиуше, возыимееши дары и милость не яко от пекаря, но яко от великаго кесаря». Ибо у премудрых гневу не бывает, аще кто и кощуньством 2037 правду открывает. О любомудреце при Августе и о гордом дворянине При Августе кесаре прилучися быти любомудрецу некоему, в неже время изведоша пред кесаря коня зело буява и жестока, высоку выю 2038 носяща, скорообратна и быстрозрачна. Видев же той любомудрец ближняго человека пред кесарем, высокомыслива и горда суща, рече ему: «Человече, егда бы конь был еси, и цены бы тебе не было». Дворянин гордый – смерд голодный. О Ироде и о злобе проклятой Возвещено бысть кесарю Августу, яко Ирод царь вся дети в жидовской земли повеле погубите, с ними же и сына своего убити повеле. Рече к возвещающим Август: «Лучши было быти сыну вепрю у Ирода, неже человеку», оглаголуя злонравие и жестоту мучителя и како человек наречеться егда суров и жесток, неукротим таковый зверь, а не человек. О Августе кесаре и о ближнем его сановнике

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рабочая масса в настоящее время отвергает подобную милостыню, она требует экономической пропорциональности, которой не дает ей индивидуалистический капитализм, как своего права. И это не писанное право и не основное или человеческое право, – потому что все подобные остатки естественного права давно изъедены червем скептицизма, а повелевающее право, за которым стоит сила. Воспитанный в общественной школе и дисциплинированный всеобщей воинской повинностью, пролетарий не хочет просить никакой милостыни на основании естественного права, он требует прав постольку, поскольку та масса, к которой он принадлежит, составляет силу». Сказанным выясняется как то, почему «среди интересов, волнующих человечество, социальный вопрос, именно ныне, является центральным и господствующим», так и та форма, которую ныне принял социальный вопрос, – форма борьбы между капиталом и трудом, между капиталистами и пролетариатом. По словам Фулье 2031 , «в социальной действительности существуют причины, которые неизбежно ведут к социализму, существуют бедствия, для которых он служит симптомом и которые требуют средств для борьбы с ними». Социализм есть опыт решения социального вопроса в интересах пролетариата. Социализм иметь две стороны – практическую и теоретическую, он и практическая программа партии, и научно-философская теория. Социалистическое, или социал-демократическое движение —419— поражает своей грандиозностью. Это самое значительное явление в современной жизни народов, в котором сокрыты пути грядущей истории человечества 2032 . Однако в дальнейшем мы будем иметь дело единственно с теоретической стороной социализма. И в теоретическом отношении социализм представляет из себя самую значительную из всех современных научно-философских систем. По верному замечанию Масарика 2033 , «вопросы социализма по преимуществу суть вопросы философские. Современный социализм с его практикой и его теорией заставляет каждого пересмотреть свое миросозерцание и свое поведение. Социализм становится пробным камнем для нашего знания и для нашей совести (Der Socialismus ist zum Prüfsteiue unseres Wissens und Gewissens geworden)». Критическое изучение социалистической теории служит ныне вернейшим и необходимым путем к обоснованию мировоззрения 2034 . И это независимо от того, каково в последнем итоге отношение исследователя к социализму, положительное или отрицательное: непререкаемо важны те проблемы, которые ставит социализм. Наше отношение к социализму не может быть предварительно выражено в какой-нибудь простой всеобъемлющей формуле, ибо и сам социализм есть явление весьма сложное. Вслед за проф. Макензи мы можем сказать, что в социализме выступают разные стороны, весьма отличные одна от другой. В нём есть сторона комическая, есть в нем сторона трагическая, есть также в нем сторона, обращенная к здравому смыслу. Социализм коми-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопреки установившемуся мнению, Арнольд придерживается той мысли, что древние Греки имели некоторое представление о законах гармонии и пользовались ими в своих музыкальных произведениях. Отсюда он делает вывод, что древние христианские песнопения и „в гармоническом отношении также тесно примыкали к древнеэллинской музыке, как и в отношении мелодии“. В своих трудах по теории древнерусского церковного пения 2031 Арнольд основывает свои суждения не на практи- —306— ческом изучении духа и характера наших древних напевов, не на собственной их конструкции, а на византийской музыкальной теории. Основываясь на некотором сходстве византийских и русских мелодий, обнаруживающемся в совпадении господствующих и конечных тонов. Арнольд всячески старается приурочить русские гласовые мелодии к тому или другому гласу. Случайные совпадения некоторых мелодий знаменного распева с теми или другими византийскими ладами окончательно укрепили Арнольда в той мысли, что им найден совершенно верный путь к установлению генезиса нашего древнерусского церковного пения. Понимая осмогласие, как сколок 8 греческих ладов, Арнольд признал необходимым гармонизовать наши мелодии по-византийски, „на основании эллинской и византийской теории и на акустическом анализе“. „Он применяет к церковным мелодиям совершенно ту же гармонизацию с хроматизмом, диссонансами, модуляциями, септ-аккордами разных видов, какая в ходу и в современной западноевропейской музыке с тем различием, что прилагает при этом своеобразные каденции (каталексисы) в ладах мажорном и минорном и при том – или на октаве и квинте тоники, или же на октаве и квинте доминанты, так что и сами каденции эти ничего собственно нового и особенного для современной музыкальной теории не представляют, как и вся система гармонизации не может рассчитывать ни на оригинальность, ни на верность почтенной классической и православно-русской древности, ни на практическую приложимость и плодотворность ожидаемых от неё результатов“ 2032 . Протоиерей И. И. Вознесенский является одним из плодовитейших писателей по вопросам церковного пения 2033 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010