Пост во времена Ветхого Завета Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). 20 июня, 2010 Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс.34, 68, 108:24). Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Василий Великий пишет по этому поводу: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17) . А это не ешь есть узаконение поста и воздержания. Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления, (Лев. 14:29-30, 23:27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах. После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх.32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер.52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар.36,19; Зах.7:3) и других.

http://pravmir.ru/post-vo-vremena-vetxog...

   О святом Сервии говорится в «Посмертных вещаниях» преп. Нила Мироточивого. — Прим. пер.    Обол — мелкая древнегреческая монета, весом около 1 г серебра, равная 16 драхмы. — Ред.    Талант — древнегреческая денежная единица, соответствующая по весу примерно 30 кг серебра, равная 6000 драхм. — Ред.    В «Лествице» о преподобном Аввакире говорится, что он в течение 17 лет безропотно терпел обиды от братии и, умирая, благодарил их за то, что они его искушали, поскольку из-за этого был свободен от искушений бесовских. См.: Лествица. Слово 4. Глава 29. — Прим. пер.    В этих словах содержится намек на повествование Отечника о том, как один монах, закрывшись у себя в келлии, молился об исцелении от страсти гнева и у него выходил во время молитвы дым из ноздрей. — Прим. пер.    Имеется в виду святитель Нектарий Пентапольский (1846–1920), канонизированный Константинопольской Церковью в 1958 году. — Ред.    Имеется в виду преподобный Евфросин Палестинский. В его житии содержится повествование о следующем чуде. В монастыре, где жил преподобный Евфросин, был один пресвитер. Он молился о том, чтобы Господь показал ему чувственным образом райские блага. И вот однажды видит во сне, что находится в раю и встречает Евфросина, имевшего там прекрасную обитель. Тот дал ему несколько райских яблок. Проснувшись, пресвитер обнаружил у себя в руках яблоки, Придя в храм, он поведал братии о чуде. Когда это произошло, Евфросин, избегая славы человеческой, незаметно ушел из монастыря. — Прим. пер.    Старец так называет себя самого. — Прим. пер.    По–видимому, речь идет о деньгах — пятистах драхмах. — Ред.    Стадия — греческая мера длины. — Прим. пер.    Речь идет о пятом гласе византийского церковного пения, который отличается радостным звучанием. — Прим. пер.    Имеется в виду евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11—32). — Прим. пер.    Валахия — область в Румынии. — Ред.    Слова плача святого царя Давида о смерти его сына Авессалома (2 Цар. 18:33). Здесь употребляются как выражение глубокой отеческой любви. — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

Но ведь Он так не делает. Раз Он дал это поручение Апостолам и Церкви, то через них Он и действует. Раз Христос дал право Апостолам (а те - своим преемникам) подавать Духа, то так Он Его сейчас и подает. Мы скажем, что Дух не ограничен и «дышит, где хочет», но нам известно и то, где и через кого Он хочет дышать: в Церкви и через священство, - Писание так говорит. Ведь Христос ушел и оставил на земле своих учеников, Себя в Церкви, которая есть Тело Его. Бог не для того поставил в Церкви Апостолов, пасторов, диаконов и т.д., чтобы потом делать всю работу без них, Самому. Ученикам Своим Он повелел проповедовать, крестить, передавать Духа, и без них Он не действует. Веками многие страны оставались без Евангелия, но Бог не посылал Ангелов для благовестия, а использовал только Своих учеников для этого. Т. е. Бог установил в Церкви нормальный путь получения Духа - через рукоположение епископов, хотя при рождении Церкви сначала иудеям, потом прозелитам и язычникам дал Святого Духа Сам, непосредственно, но это -исключение из правила. Позже, когда Церковь ширилась, то невозможно было епископам на всех полагать руки и рукоположение было заменено миропомазанием, таким же законным и Богом установленным внешним знаком сведения Духа Святого (см. 1 Цар. 10:1; 16:13; Исх. 30:22-33). Епископ освящает миро и рассылает священникам, и ими совершается это Таинство. Изменение это было произведено еще в первом веке по определенной причине: Церковь ширилась, и Апостолам и их преемникам уже чисто физически невозможно было на каждого уверовавшего возлагать руки. Сейчас, например, нельзя даже представить себе, как бы епископ мог на всех крещаемых в своей епархии по всем городам успевать полагать руки, а раньше возможности передвижения были еще меньше. Нет сомнений, что это изменение было произведено Апостолами по вдохновению от Духа Святого. Иоанн Богослов, проживший почти до конца первого века, пишет о помазании от Святого, научающем верующих истине (1 Ин. 2:20, 27). Очевидно, что здесь он упоминает уже о таинстве Миропомазания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

(20:41–44) Принудив Своих противников к воздержанию от дальнейших вопросов, Иисус предлагает им самим ответить на вопрос о Мессии в связи с толкованием трудного места Писания (Пс 109:1). Вопрос Как говорят, что Христос есть Сын Давидов? может быть понят различно: 1) как риторический вопрос, то есть отрицание того, что Христос — Сын (то есть потомок) Давида; 2) как призыв к слушающим понять, каким образом или в каком смысле Христос одновременно является и Сыном Давида, и его Господом; 3) как утверждение, что Сын Давидов есть не обязательно тот, кто происходит от Давида по плоти, но Царь Израилев, во всем угодный Богу — эсхатологический идеал, прообразом которого выступает Давид; 4) если выражение Сын Давидов неточно характеризует Мессию, не направлен ли вопрос на то, чтобы обнаружить истинный мессианский титул — Сын Божий (или Сын Человеческий, как в Дан 7:13)? У нас нет никаких фактов, которые свидетельствовали бы о том, что происхождение Иисуса от Давида подвергалось сомнению Его противниками или что ранняя Церковь о нем не знала. Более того, идея происхождения Мессии от Давида настолько глубоко укоренена в ВЗ (2 Цар 7; Пс 88:20–38; Ис 9:2–7; 11:1–9; Иер 23:5–6; 33:14–18; Иез 34:23–24; 37:24) и в иудейской традиции, что невозможно представить себе, чтобы Сам Иисус или Церковь в период составления Евангелий отрицали это. При этом утрачивали бы смысл и родословия Иисуса, приведенные в Мф 1:1–17 и Лк 3:23–38. Таким образом, вопрос не означает отрицания происхождения Христа от Давида в буквальном смысле 131 . Даубе 132 обратил внимание на то, что вопрос о противоречии между двумя утверждениями Писания, который разрешается объяснением того, каким образом каждое утверждение справедливо в своем контексте, весьма типичен для раввинистических дискуссий. Такой ответ, разрешающий недоумение, мы обнаруживаем в заключительном отрывке второй речи апостола Петра в Деян 2:30–36: Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти…Давид не восшел на небеса, но сам говорит (далее Апостол цитирует обсуждаемый отрывок Пс 109:1). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Христология этого отрывка соединяет учение о человечестве Христа, Который происходит от Давида, так как Бог верен Своему обещанию, и о Его прославлении через воскресение из мертвых, вследствие чего Его Бог соделал Господом всех, в том числе и Его предка Давида.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

У день глави Кирил звершив в Олександро-Невському скиту 11 вересня 2020 р. 14:35 11 вересня 2020 року, в день глави Пророка, Хрестителя Господнього Московський Кирил звершив Божественну в святого князя Олександра Невського в однойменному скиту поблизу У цей день Руська Православна Церква молиться про страждаючих недуги пияцтва або Святкування Дня 29 серпня (11 вересня), в день глави було встановлено Правлячим Синодом в 1913 Священним Синодом Церкви 25 липня 2014 року ( журнал 80 ).  За Кирил молитви про одержимих згубною пристрастю пияцтва Предстоятель Церкви виголосив «Ми кончину того, хто був самим великим серед народженими (див. Мф. 11:11), тобто самою наближеною до Бога людиною; ми передували (Мк. 6:14-30). обставини призвели до того, що пророк Божий був мечем. По-перше, зловживання спиртними напоями. розумна людина, цар впливом алкоголю впав в безумство, ми чим все це був убитий. вплив на людину речовини, як алкоголь, призводить до безпам " ятства, руйнуються " присяга, багато Тому в цей день ми особливо молимося, щоб Господь нашого народу цю напасть. Але друге, про що завжди пам " ятати: не давати клятвених Недарма була дана «не клястися», тому що, коли людина клянеться, справи клятва силою, яка його смерть для життя Ось тому «не клястися». небом, землею, жертовником — не (див. Мф. 5:33-37); тим не можна клястися Богом. в пристрастей люди себе хресним знаменням, тим самим бажаючи що вони говорять правду, або клянуться Богом, — все це порушенням як ми бачимо з прикладу, Господом. Молитвами святого Пророка, Хрестителя Господнього Господь нехай береже наш народ зловживання вином, всяких клятв обертаються не горем в цьому але погибеллю Молитвами святого Пророка Хрестителя нехай збереже нас Господь для життя Звернення Кирила з нагоди Дня Прес-служба Московського Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5689976...

Чрез друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: хощу, очистися, и сотнику: ни во Израили толики веры обретох (Матф. VIII, 3, 10); а чрез врагов - при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (тогда глагола разслабленному): возстав, возми одр твой, и иди в дом твой (Матф. IX, 6). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, и яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Иоан. X, 33), Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Иоан. X, 37, 38). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно - открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили пред всеми своих мыслей: се, говорит евангелист, нецыи от книжник реша в себе: сей хулит. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (ст. 3, 4)? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, - послушай, - что говорит Соломон: ты веси сердца един (2 Пар. VI, 30), равно как Давид: испытаяй сердца и утробы Бог (Псал. VII, 10), и Иеремия: глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его (Иерем. XVII, 9)? И сам Бог говорит: человек зрит на лице, Бог же на сердце (1 Цар. XVI, 7). И из других мест Писания можно видеть, что одному Богу свойственно знать тайны сердца. Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Богу Отцу, - то, о чем книжники помышляли в себе (а они, опасаясь народа, не смели обнаружить своих мыслей пред всеми), Он открыл и обнаружил, являя и здесь великую кротость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1527...

20 Хуыцау аудыдта Агары фыртыл. Уый байрзти. Цардис дзрг быды ры м сахуыр и фатй хсын. 21 Измаил цар-ди Параны дзрг быдыры, м йын й мад ус ркодта Мысыры зххй. Авраамы фидыд Авимелехим 22 Уыцы заман Авимелех йе ’фсады хицау Пихолим ба-цыд Авраамм м йын загъта: «Де ’ппт хъуыддгты дыл Хуыцау ауды. 23 Гъем мын ацы ран Хуыцауй ард бахр, хинй кй н разилдзын ндр мныл, ндр ме ’ппт байзддагыл. з дун хрзты куыд бацыдтн, афт-иу ды др хрзты бацу мнн м, рцуггагй км црыс, уыцы бстйн». 24 Авраам ард бахордта, 25 фл Авимеле-хн бауайдзф кодта, д цагъарт мын м цъай байстой, згъг. 26 Авимелех ын дзуапп радта: «Н зонын, афт чи бакодта, уый. Ды др мын куы ницы ской кодтай. Фыццаг хатт хъусын уыцы хабар». 27 Авраам Авимелехн радта фыст м стурт, м бафидыдтой. 28 Фыстй Авраам рахицн кодта авд далысы. 29 Авимелех й бафарста: «Цмн рахицн кодтай ацы авд далысы?» 30 Авраам ын дзуапп радта: «Ацы авд далысы райс м къухй — уыцы цъай з кй скъахтон, уымн вдисйнагн». 31 Крдзийн ард кй бахордтой, уым гсг ацы бынат у-дй фстм хуыйны Беер-Шев, ома «ардбахрды цъай». 32 Беер-Шевйы Ав раамим куы бафидыдтой, уд Ави-мелех м йе ’фсады хицау Пихол фстм аздхтысты филистимаг зхм. 33 Авраам та Беер-Шевйы ныссагъта тама-риск — срдй, зымгй цъх чи дары, ахм блас — м уым ссардта Дунедарджы, нусон Хуыцауы, ном. 34 Авраам рцуггагй бир фцарди филистимаг зххыл. Авраамы грон уунк Хуыцауыл 4Л хабртт куы рцыдысты, уый фст Хуыцау флврдта Авраамы. Басидт м: «Авраам!» Уый дзуапп радта: «Хъусын дм». 2 Хуыцау загъта: «Дем ракн д иунг, д уарзон фырт Исаакы м араст у Мориайы зхм, м й уым, цы хохй дын згъон, ууыл иууылсудзинаг нывон-дн рхсс». 3 Авраам райсомй раджы саргъ сврдта й хргыл, йем ракодта й цагъартй дыууйы м й фырт Исаакы, нывонд рхссынн ныссаста суг др м афтмй араст и, Хуыцау ын цы бынат бацамыдта, уырдм. 4 ртыккаг бон Авраам ал-фамбылай й цст ахаста м дардм суыдта уыцы бынат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

3) Я наказывал вам в недавнем поучении не отособляться и не оставаться наедине в скрытных местах, а некоторые из вас все же были в них опять. Что хощете? с палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости? (1 Кор. 4, 21). Всяко я говорил, и вы не послушались; всяко видели вы, что брат ваш понес за это епитимию, и вы не удержали себя. Внимайте, чтоб кто не впал в тот же род греха. Не напрасно и не всуе говорятся поучения. Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 14, 33). Вся убо благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40), да о всем славится в нас Господь. Оттуда и отсюда сходящиеся братия, внимайте себе, где и как сесть и как сообращаться, не как получившие разрешние на все, но как связанные Духом, не как никем не назираемые, но как назираемые Господом, видящим всякое движние и всякое действие ваше; не кружитесь туда и сюда, как влекомые, но будьте как отдыхающие в странствиях своих; внимайте рукоделию, молитвам и псалмопениям вашим; ничего не сокровиществуйте себе здесь сребролюбно, но довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Господь Сам сказал: не оставлю тебе, ниже презрю тя (Нав. 1, 5); так что у нас всякий с дерзновением может говорить: Господь мне помощник и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс. 117, 6). 4) Поминайте о братиях ваших, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Таков блаженный Дометиан, которого мы воспели и память которого со святыми. Какую куплю совершил он? какую жизнь провел? – Не многими трудами и подвигами какое стяжал он вечное наследие? Был он человек бедный и незначительный по плоти; но поелику избрал он себе добродетель и возлюбил Бога; то Бог и возвысил его, по слову Писания: токмо прославляющия Мя прославлю; и уничижаяй Мя безчестен будет (1 Цар. 2, 30). Радоваться и веселиться надлежит о таких братиях. Но какая от этого польза, если мы не привнесем к сему нечто и с своей стороны? Привнесши же по силе своей, будем иметь часть со святыми во Христе Иисусе, Господе нашем. 226. 1) Будем держать себя, в мире бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни. – 2) воодушевлением к сему да будет любовь к господу, воодушевлявшая всех святых. – 3) Если мы поддаемся иногда увлечениям, то это бывает по хладности любви нашей к господу, которую потому и следует нам подновить и усилить. 3]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А Павле уставши… Павле овде први пут проповеда, и с каквом то чини. Она места, где реч заобилази, а тамо где било проповеда, као што и сам каже када пише И тако се старах да ширим не тамо где Име Христово беше познато и Варнава предност Павлу, као што и увек предност Петру. Иако Варнава уживао поступао тако у виду општу корист. Бог народа овога изабра оце наше. Поменувши древне као и Стефан, на велика доброчинства су се тада догодила. Давида, сина човека по срцу Требало би приметити да се те речи у о царевима не наводе у истом виду као и овде. Тамо Самуило пророчки рекао Саулу: Господ нашао себи човека по срцу и заповедио Господ да буде народу ниси одржао што ти заповедио Господ ( 1Сам.13:14 ). Из тих речи, Павле саставио реченицу: Давида, сина човека по сриу Што се тиче речи: ако имате реч утехе за народ, говорите, оне су изговорене због тога, што код да у суботу Закон и Пророке, да после беседе народу и да тумаче прочитано. Стога су старешине синагоге и предложили онима, су били с Павлом, да говоре у синагоги. Од семена, по подиже Бог Исуса. су посебно волели Давидово име; због тога се и каже да се зацарити цар од племена. Пошто пред долазак проповеда. Под доласком се подразумева 25. И када завршаваше подвиг говораше: За кога ме ви сматрате, нисам него ево иде за мном коме нисам одрешити ремена на 26. синови рода Авраамова, и се вама Бога, вама се посла реч овога 27. они што живе у и старешине не познаше Овога него, осудивши Га, испунише пророчке речи се сваке суботе. 28. И не нашавши ни кривице смртне, молише Пилата да Га погуби. 29. А кад свршшие све што писано за скинуше Га са дрвета и положише у гроб. 30. А Бог подиже из мртвих. 31. Он се у току више дана онима са из у су сад сведоци пред народом. 32. И ми вам благовестимо да дато оцима Бог испунио нама, деци васкрснувши Исуса. 33. Као што и написано у другом псалму: Син Ти, Те данас родих. 34. А да васкрсе из мртвих се више вратити у трулежност овако рекао: вам Давидове, верне. 35. Зато и на другом месту Говори: дати да светац види 36. Давид, послуживши роду по умре, и положише га код отаца и виде 37. А Бог подиже не виде трулежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

В значении «жизнь» слово   употребляется в выражении «душу за душу» (      ), используемом в различных формулировках закона талиона (jus talionis). Причем словом   в таких случаях может называться как жизнь человека, так и жизнь животного: «Если выступит против кого свидетель несправедливый... сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему... да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу (      ), глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор 19. 16-21; ср.: Исх 21. 23); «Кто убьет скотину (  ), должен заплатить за нее, скотину за скотину» (       - Лев 24. 18). Смысл этого выражения раскрывается в притче о 2 братьях, один из к-рых убил другого, после чего их сородичи стали требовать исполнения закона в отношении убийцы и, придя к матери этих братьев, сказали: «отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил...» (2 Цар 14. 7). Идея убийства, лишения жизни, передается посредством образного выражения «взять душу» (    ): «Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен,- то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь (      ), сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража» (Иез 33. 6); «...ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою» (     - Пс 30(31). 14); «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1. 19). Спасающийся в пустыне от гнева Иезавели прор. Илия просит Бога о смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою» (     - 3 Цар 19. 4). И на вопрос Бога: «Что ты здесь, Илия?»- отвечает: «...сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (   - 3 Цар 19. 9-10; ср.: 19. 14). 6. Человек, живое существо. Представление о Д. как об особом элементе человеческой природы, имеющем способность к существованию отдельно от тела и чужеродном по отношению к нему, нехарактерно для ВЗ. Человек скорее сам является Д. (Быт 2. 7), чем обладает ей ( Köhler. 1953. S. 129; Schmidt. 1964. S. 381; Westermann. 1979. S. 88), что подтверждается множеством контекстов, где слово   имеет значения «живое существо», «человек», «лицо», а также его систематическим использованием в качестве синонима личных местоимений ( Johnson. 1964. P. 22).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010