20:26. Афек. Идентификацию места этого сражения затрудняет то обстоятельство, что в Древнем Израиле существовало несколько городов под названием Афек (возможно, не менее пяти). Тот, который чаще всего называют местом этого сражения, расположен к востоку от моря Галилейского на пути из Дамаска в Израиль. Однако и этот вариант вызывает сомнения, поскольку трудно представить, что арамеи избрали место, настолько удаленное от Самарии, а израильтяне отошли так далеко от дома, чтобы сразиться с ними. Наиболее разумно предположить, что сражение произошло где-то в окрестностях Изреельской долины, а использование Афека в качестве сборного пункта филистимлян в битве при Гелвуе повышает такую вероятность (ср. коммент. к 1 Цар. 28и 29:1). 20:30. Бегство в Афек. Ввиду того что Афек не идентифицирован, прокомментировать археологические данные о его укреплениях не представляется возможным. Обрушение стен не объясняется здесь ни осадой и штурмом, ни божественным вмешательством. Одним из основных методов разрушения стен был подкоп. Высказывают даже такое предположение, что основным назначением крепостных рвов (прорытых до подстилающей породы) и земляных насыпей было предотвращение подкопов, угрожавших разрушением стен. Если фундамент удалось ослабить, стена могла рухнуть. 20:31. Вретища и веревки. Вретище – это хорошо известный знак траура. На саркофаге Ахирама изображены плакальщицы во вретищах, обернутых вокруг бедер поверх юбок. Веревки, по-видимому, символизируют, что эти люди считают себя пленниками. На ассирийских и египетских рельефах изображены пленники из Сирии в узах, повязанных вокруг шеи. 20:33. Посадил его на колесницу. Вассал должен был бежать рядом с колесницей (о чем говорится в надписи арамейского царя Бир-Ракиба), тогда как равного по положению следовало посадить в колесницу. Называя Венадада братом и сажая его в свою колесницу, Ахав проявляет готовность возобновить их прежние отношения. Вероятно, ранее Ахав считался вассалом Венадада, в каковом случае между ними был заключен договор о сюзеренитете. Это обязывало Ахава платить дань и признавать над собой власть Сирии. В новых «братских» отношениях им предстояло заключить паритетный договор, не требующий уплаты дани. Такой договор должен был поставить их в равные условия, обеспечивая взаимную военную помощь, открытие торговых путей и равные возможности для купцов. Мягкость характера Ахава проявляется в том, что он довольствуется равным статусом и не пытается воспользоваться своим преимуществом, чтобы превратить Венадада в вассала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

30. Некоторые говорили об авве Антонии, что он был прозорливец, но, избегая молвы людской, не хотел разглашать о сем; ибо говорили, что он открывал и настоящие, и будущие события мира. 31. Однажды авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение, чтобы он пришел в Константинополь. Авва Антоний рассуждал, что ему делать. Потом говорит авве Павлу, ученику своему: должно ли мне идти? Сей отвечал ему: если пойдешь, будешь Антоний, а если не пойдешь, будешь авва Антоний. 32. Авва Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). 33. Он же говорил: всегда имей страх Божий пред очами; помни Того, Кто мертвит и живит (1 Цар. 2, 6). Возненавидьте мир и все, что в нем; возненавидьте всякое плотское успокоение; отрекитесь сей жизни, дабы жить для Бога; помните то, что вы обещали Богу, ибо Он взыщет сего от вас в день Суда. Алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтобы спасти вам души свои! 34. Авва Антоний пришел однажды к авве Аммону в гору Нитрийскую, и когда они увиделись друг с другом, авва Аммон говорит: молитвами твоими умножилась братия, и некоторые из них желают построить себе кельи в отдалении, чтобы пребывать в безмолвии; в каком расстоянии отселе велишь ты построить кельи? Авва Антоний отвечал: вкусим пищи в час девятый и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место! Они шли по пустыне до самого захождения солнца. Тогда авва Антоний говорит: сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы здесь строили желающие строить. Тамошние, ежели захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой малый кусок в девятый час, а здешние пусть то же делают, отходя туда; и они не будут развлекаться при взаимном посещении. Расстояние же было на двенадцать верст. 35. Авва Антоний говорил: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Писатель 4Цар. 17говорит, что после отведения в плен израильтян „не осталось никого, кроме одного колена иудина“. Равным образом, пророки Иеремия (30:3; 31:8) и Захария (10:1–10), на которых ссылается Генгстенберг, будущее возвращение избранного народа описывают в таких выражениях, как будто бы весь народ находился в рассеянии. Но указанные выражения не могут быть понимаемы в строго буквальном смысле. Совершенно в таких же выражениях пр. Иеремия говорит и о пленении иудеев (24:10; 33:10); между тем, из его же книги видно (40и д.), как много жителей осталось в стране после разрушения царства. Очевидно, все указанные выражения имеют в виду только отметить факт гибели царства, отведения в плен лучшей части жителей, но ими не исключается существование в стране остатков прежнего населения. Вообще пленение израильского народа должно представлять в том смысле, в каком говорил о нем пр. Амос: „город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший с сотнею, останется с десятком у дома Израилева» (5:3). Указываемый Генгстенбергом факт появления в большом количестве львов в Самарии свидетельствует не об окончательном опустошении страны, а только о значительном уменьшении ее населения, об обезлюдении некоторых мест. Кроме того, писатель 4 Цар. рассматривает этот факт, не как простое, естественное следствие опустошения страны, а как чрезвычайное средство божественного вразумления переселенцев. Именно, он говорит: „и как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их“ (17:25). Не подтверждает мнения Генгстенберга и то обстоятельство, что колонисты, решившись служить израильскому Богу, нашли священников для себя только в Ассирии (17:27). Во-первых, это обстоятельство во всяком случае может свидетельствовать не о переселении всего народа, а только о переселении всех священников; во-вторых, повеление ассирийского царя отправить в Самарию священника из Ассирии могло даже вызываться не тем, что в Самарии не было священников, а и другими какими-либо, не отмеченными священным писателем, соображениями ассирийского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

32 Во многих переводах (и, между прочим, русском) 1Цар. 13:3 читается таким образом: „и разбил Ионафан охранный отряд филистимский, который был в Гиве“. Но новейшие толкователи понимают его иначе, и именно переводят слово „Нециб“ в смысле памятника, а не охранного отряда или гарнизона; потому что, если бы филистимляне занимали Гиву, угрожая таким образом коленам Вениаминову и Иудину, то невероятно, чтобы Саул расположился с своим отрядом к северу от них и таким образом оставил бы свою собственную территорию без всякой защиты. Эвальд думает, что слово это нужно понимать в смысле „должностное лицо“, и что под этим лицом разумеется особый чиновник, поставленный в Гиве филистимлянами для сбора дани, остававшейся за израильтянами. Но такое предположение не имеет достаточных для себя оснований. 33 По существующему тексту, филистимляне располагали громадным войском, заключавшим в себе 30,000 колесниц и 6,000 конницы. Но число это так велико, что обыкновенно предполагают здесь какую-нибудь ошибку со стороны переписчика, потому что пропорция между колесницами и конницей здесь беспримерная. И о всех списках войск, дошедших до нас, число колесниц обыкновенно бывает гораздо меньше, чем число конницы, и такое число военных колесниц есть вещь совершенно неслыханная. Иавин имел только 900 колесниц, фараон преследовали израильтян с 600, Соломон, на высоте своей силы, имел только 1,400 ( Исх. 14:7 ; Суд. 4:3 ; Цар. 10:26. Ср. 1Пар. 18:4 , 2Пар. 12:3; 2 Макк, 13:2). Поэтому, можно думать, что собственно военных колесниц у филистимлян было не более 300 или, самое большее, 3,000, тем более, что самая местность военных действий крайне неудобна для употребления этих колесниц с пользою. 36 Нужно иметь в виду, что в тексте происходит постоянное смешение между Гивой Вениаминовой, Гивой Сауловой и просто Гивой (или Гевой). Семьдесят переводчиков в настоящем месте читают: „на оконечности холма“, принимая это слово в нарицательном смысле. Они, очевидно, не разумели здесь собственного города Саулова. Вообще невероятно, чтобы царь оставил Ионафана в Гиве и сам удалился с своими главными силами в Гиву Саулову; и Михмас нельзя бы было видеть из последнего места, между тем как от Гивы он отделяется только пространством долины, так что все происходящее там могло быть ясно видимо из лагеря израильтян. Расстояние между Гивой Сауловой до Михмаса (они разделены между собою многими скалистыми долинами) было слишком велико, чтобы Саул мог прибыть вовремя для оказания должной помощи Ионафану в его отважном предприятии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

У вы, душа моя, ты соревновала с Ахавом в мерзостях, сделалась прибежищем (постоялым двором) плотских нечистот и поганым сосудом страстей, но воздохни из глубины своей и поведай Богу грехи свои (3 Цар. 16: 30). П одобно тому, как сие случилось в то время, когда Ахав пренебрег речами Илии Фесфитянина, и для тебя, душа, закрыто небо. Но будь подобна Сарептской вдовице – напитай душу пророка (3 Цар. 17: 8–9). Н екогда Илия, когда истреблял в обличение Ахава пророков мерзости, попалил сто служителей Иезавелиных, но ты, душа, избегай подражания обоим им и крепись в воздержании (4 Цар. 1: 10–15). Слава, Троичен: Б ог–Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, Единая Естеством, как Светы и Свет, и Три Святы, и Едино Лицо Свято, но, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех. И ныне, Богородичен: М ы воспеваем Тебя, благословляем и поклоняемся Тебе, Богородительница, так как Ты породила Единого из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небесное. Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. П равосудный Спаситель! Помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я справедливо должен подвергнуться на суде; при посредстве добродетели и покаяния прости меня прежде кончины. «П омяни меня, Спаситель», – взываю, как разбойник; как Петр, я горько плачу; как мытарь, издаю вопль; будь милостив ко мне, лью слезы, как блудница; приими, как некогда от хананеянки, мое жалобное рыдание (Лк. 7: 37–38; 18: 13; 23: 42; 22: 62; Мф. 15: 22). Е диный врач – Спаситель! Исцели гниение смиренной души моей; приложи мне пластырь, елей и вино – дела покаяния и умиления со слезами. П одражая хананеянке, и я взываю к Сыну Давидову: «Помилуй меня»; как кровоточивая, касаюсь края ризы; плачу, как Марфа и Мария над Лазарем (Мф. 9: 20; 15: 22; Ин. 11: 33). Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица, помилуй меня.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Прежде чем рассмотреть мусульманские представления о чудесах, кратко изложим православное понимание чуда и его значение в качестве свидетельства истинности Откровения Божиего. Это необходимо сделать для того, чтобы оценить характер чудес, о которых сообщает нам исламское предание. По православному вероучению, чудеса относятся к внешним, сверхъестественным признакам Откровения Божиего. «Чудеса – это события в природе или естестве сверхъестественные, то есть такие, которые превышают силы и законы самой природы и могут быть совершаемы в ней только силою высочайшею – Божественною» 3 . Чудеса необходимы для высочайших целей веры, они необходимы в деле подтверждения истинности Откровения Божиего. Чудо совершить может только один Бог, таким образом, человек или ангел может творить чудеса только по силе, данной Богом. Поэтому когда человек или ангел возвещает людям какое-либо учение, претендующее на Откровение Самого Бога, в подтверждение своих слов совершает истинные чудеса Божии, то в отношении его проповеди не должно быть сомнений 4 . В Священном Писании мы неоднократно встречаемся с такими чудесами Божиими, Сам Бог часто указывает на Свои сверхъестественные деяния как на знак, подтверждающий истинность Его Откровения. Это видно у ветхозаветных пророков: пророку Моисею при его призвании Господь являет чудеса для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 4 , 5) (см.: Исх. 4 , 8–9). Неоднократно Сам Бог через чудеса подтверждал пророческие полномочия Моисея (см., напр.: Исх. 14 , 11, 13–31; Числ. 16 , 5, 28–30, 33 и др.). Чудо подтверждает истинность пророческой проповеди Илии, когда он, противостоя языческому многобожию, бросает вызов пророкам ханаанского божества Ваала и подтверждает истинность веры в единого Бога сверхъестественным и очевидным для всех израильтян чудом (см.: 3 Цар. 18 , 21–39). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос указывал на Свои чудеса как на доказательство Своих Божественных полномочий. Об этом Он говорит посланным к Нему ученикам Иоанна Крестителя (см.: Лк. 7 , 20–22; Ин. 5 , 33, 36), чудеса есть свидетельство того, что Сам Бог явился во Христе и творит дела, свойственные Ему одному (см.: Ин. 10 , 30, 37–38), поэтому иудеи не имеют извинений в своем неверии, так как видели эти дела Божии и не уверовали (см.: Ин. 15 , 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

О чествовании св. Ангелов О храме 4Цар.24:13 , 4Цар.25:9 . Обетования Божии относительно храма вообще, как Дома Божия – дома молитвы, остались непреложными и таковыми останутся до второго пришествия: ср. 2Фес.2:4 . Если нарушено обетование относительно храма Иерусалимского, то оно, это обетование, дано евреям под условием соблюдения заповедей и уставов Господних: В Цар.9:3–9; но так как заповеди Господа евреями постоянно попирались, то Господь и передал скинию Давидову, падшую... прочим человекам, которые возвестят имя Божие: Деян.15:16–17 . А кто может разуметься под «прочими человеками», как не православные христиане? Из 2-й книги Паралипоменон Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме 2Пар.34:3–7 . Здесь говорится о благочестивой ревности царя Иосии, очищавшего Иерусалим от идолопоклонства, дабы заблуждающийся народ свой от ложных богов привести к Единому истинному Богу, Которому Иосия старался возобновить «дом Господа Бога своего» ст.8. Об этой ревности Иосии было раньше предсказано пророком: 3Цар.13:1–4 . Стало быть, у Иосии видно не нарушение, а восстановление богопочитания, совершавшегося в Иерусалимском храме. Из книги Иова Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О крещении Иов.9:30–31 . Бесплодность «омовений» снежною водою, а равно «мылом и щелоком»: Иер.2:22 , нисколько не подрывает достоинство христианского крещения в «чистой воде», ср. Евр.10:22 . Это высказано было в то время, когда еще не было «Посредника» между Богом и согрешившими людьми, а, следовательно, не было, и Христова крещения: Иов.9:33 ; 1Тим.2:5 ; Тит.3:5 . Притом высказано было не относительно будущего (христианского крещения), а относительно современного состояния Иова («я омылся») народа израильского («ты омылся»). В этом месте действительно слово «вода» следует понимать в переносном смысле, что видно из ст. 33 той же главы, но этим не дается право понимать в переносном смысле и другие места Свящ. Писания о водном крещении – это видно из слов Самого Господа: Ин.3:5, 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Уже в сам день отъезда Никона в Ферапонтов м. он просил низложенного патриарха дать благословение ему и всему его семейству, следовательно, видел в нем не только простого монаха, каким был уже тогда Никон, после приговора над ним собора. Никон отверг тогда это обращение; но в сентябре 1667 г. он дал благословение и прощение, причем подписался патриархом, а в 1668 г. царь не утвердил определения духовного собора (в котором участвовали и вост. патриархи) об отягощении участи Никона 30 . Однако, надежды последнего на освобождение и восстановление его прав не сбылись тогда, при всем внимании к нему Алексея Михайловича 31 , а в следующее затем царствование участь его сначала была даже отягощена (по заключению в Кирилло-Белозер. мон.). Не получая долго ожидаемого прощения, Никон утратил чувство меры, как видно из донесений и показаний о его жизни в ссылке, если конечно признать хоть незначительную долю истины в этих последних 32 . 2 18 век был неблагоприятен для выяснения дела Никона. Суровые приговоры «Духовного регламента» против «бывших у нас замахов» прежде всего имели в виду Никона, а торжество защитников «соборного правления» над сторонниками восстановления патриаршества не могло содействовать смягчению этих отношений 33 . Начиная с историка В. Н. Татищева 34 до церковного историка прот. и катехизатора Московского университета Петра Алексеева (в цар. Екатерины II), действия Никона вызывали одно осуждение. «Философский век» Екатерины II не только по политическим, но и по теоретическим соображениям, был враждебно настроен против каких бы то ни было притязаний духовной власти, как доказало дело Арсения Мацеевича и переписка Екатерины с Вольтером, вызнанные им в защиту единовластия 35 . Даже м. Платон в своей «Краткой церковной рос. Истории» (изд. 3-е, 2, 196–204) двоится в окончательном выводе и не дает решительного суждения о Никоне, хотя он и читал подлинное следственное дело о нем, хранящееся в Синод. библиотеке, к которому дважды отсылает читателя. Долгое время, за отсутствием печатных материалов, историкам приходилось пользоваться или иностранными известиями, или случайными данными: так поступил, между прочим, В. Н. Берх, автор истории царствования первых трех Романовых (он пользовался Олеарием, Мейербергом, Страленбергом), объясняющий исход дела Никона лишь властолюбием патриарха 36 . Более широкое пользование материалами принадлежит, конечно, позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже – святые иконы. Каждый – носитель образа Божия, то есть живая икона. “То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное” (преп. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 318). 104 О том, что имя Ангела означает не природу, но служение, см. Ориген. Против Цельса. V, 4; св. Иларий Пиктавийский. О Троице. V, 22; бл. Августин. 1 Проповедь на Пс. 103,15. 105 См. Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании.//Альфа и Омега. 4(11), 1996, сс. 30-33. 106 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 235. 107 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., сс. 245-246. 108 “Медный змий был повешен против уязвляющих змиев не как образ пострадавшего за нас, но как образ противного, и взирающих на него спасает – не по вере в то, что он живет, но потому, что низложенный сам умерщвлен. И какая ему приличная от нас надпись на гробе? – “Где ты, смерти жало? Где твоя, аде, победа?” (св. Григорий Богослов; цит. по: преп. Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 288). 109 И лишь когда евреи начали много спустя в период религиозного упадка (появились самаряне) кланяться змею как божеству, и у него появилось свое имя – Нехуштан, он был истреблен (4 Цар. 18, 4). 110 Сомов К. В. История христианства. – М., 1990, с. 154. 111 преп. Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 261. 112 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 23. 113 И уже просто нелепо выглядит Рогозин, когда пробует из слов апостола Павла “если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” вывести аргумент против иконописания (с. 24). Дело в том, что полностью фраза Павла звучит так: “Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” (2 Кор. 5,16). Если Рогозин в этих словах Апостола видит аргумент в пользу того, что человеческое тело Христа уже нельзя изображать, то пусть он всем христианам запретит делать любые изображения всех же христиан. И если Рогозин слова Апостола о том, что христианин “никого не знает по плоти” понимает как невозможность видеть внешние черты кого бы то ни было – то как же он знакомые лица? 114

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Японские паломники в Троице-Сергиевой лавре.      Приведем в качестве иллюстрации слова американского католического священника Роберта Макнамары: «Сергий Радонежский… был человек совершенного нестяжания и полной искренности, и ему приписываются многие чудеса. Однако главной причиной того, что он впечатлял бесчисленное множество верующих, как малых, так и великих, было теплое, исполненное любви внимание, которое он уделял всем, кто искал его помощи. Католики так же, как и русские православные, должным образом признают его как святого на все времена» . Благодаря созданному в 1928 году в Англии «Братству во имя святого Албана и преподобного Сергия» имя святого Сергия Радонежского стало известно и в Англиканской церкви. В 1977 году имя Преподобного было включено в богослужебный календарь Епископальной церкви (так называется Англиканская церковь США), память его помещена 25 сентября. Были примеры, когда делегации, возглавляемые епископом Англиканской церкви, совершали паломничество к преподобному Сергию. В свою очередь, иеромонах Армянской Апостольской церкви Гевонд Оганесян упоминает преподобного Сергия Радонежского в числе тех святых Русской Православной Церкви, «наставления которых пользуются большим авторитетом в среде армянских верующих» . Итак, хотя имя преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье пока известно не слишком широко, но можно уверенно сказать, что те, кто узна ю т о нем, начинают любить его, даже если они не являются православными христианами. В этом видно исполнение обетования Божия: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30).  Butler " s Lives of the Saints. Thurston & Attwater Edition. Vol. III (July-Sept.). Р. 639–640. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 20 июля 2019, 15:33 Чудесные,красивейшие храмы!!!!радует,что преподобногоСергия почитают и зарубежом! Моли Бога о нас препободный Сергий! Чръный человек 8 июня 2015, 13:15 Адрес храма в Порту-Алегри: Passo D " areid Av. General Lucie Esteves, 215, 91-030-310, Porto Alegre, Brazil

http://pravoslavie.ru/66991.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010