С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В заголовке книги заданы хронологические рамки пророческого служения Иеремии: «Слова Иеремии... которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер 1. 1-3); это означает, что Иеремия мог произносить свои речи и проповеди в период с 629 по 586 г. до Р. Х. Однако, согласно главам 40-44, деятельность пророка продолжалась и после «переселения Иерусалима» в Вавилон, т. е. при правлении Годолии и нек-рое время после его убийства. Годолия правил, предположительно, от неск. месяцев до неск. лет, но, вероятно, это было не позднее 582 г. до Р. Х., когда, по-видимому, был осуществлен заключительный поход Навуходоносора в Сирию и Палестину. Последнее по времени событие, о к-ром сообщает И. п. к.,- оказание милости Иехонии Евилмеродахом - датируется 561 г. до Р. Х. Большинство речей Иеремии (главы 2-20, 22, 30-31, 33) не датированы. Речи с указанием времени относятся к периоду правления Иоакима либо Седекии и к более позднему периоду. С этим связаны высказываемые в исследованиях сомнения в том, что Иеремия начал пророческое служение ок. 627 г. Как правило, предлагается дата не ранее 609 г. Так, Кэрролл полагает, что самые ранние пророчества Иеремии в главах 2-6 относятся не к 627-609 гг., а к периоду после 609 г., т. е. связаны с нововавилонской угрозой. Бленкинсопп так же, как и мн. другие, указывает на невозможность датировать речи пророка периодом царствования Иосии ( Blenkinsopp. 1983. P. 160-161). Так, в речах Иеремии и повествованиях о нем не упомянуты события, связанные с реформой царя Иосии (4 Цар 23. 1-25), которые начались в 18-й год его правления (ок. 622 г. до Р. Х.). Одна из возможных, по его мнению, причин датировки начала деятельности Иеремии 627 г.- стремление привести срок его деятельности к круглой цифре 40, значимой для библейской традиции ( Blenkinsopp. 1983. P. 162).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Как это не­сообразно: раб, что ни делает, все делает в угождение господину, не ищет ничего более, как только его внимания, не хочет привлекать на свои дела ничьих чужих взоров, хотя бы зрителями тут были и важные люди, но только то одно имеет в виду, чтобы видел его господин; а мы, имея столь великого над собою Господа, ищем других зрителей, которые не могут принести нам никакой  пользы, а могут только, своими взглядами, повредить нам и сделать всякий труд наш напрасным. Да не будет этого, умоляю вас! Но от кого мы имеем получить награды, Того будем признавать и зрителем и прославителем наших дел. Не будем ни в чем пола­гаться па глаза человеческие. А если бы мы захотели достиг­нуть славы и между людьми, то получим ее тогда, когда бу­дем искать единой славы от Бога. Сказано: “... прославлю прославляющих Меня ...” (1 Цар.2:30). И как богатством мы тогда особенно обилуем, когда презираем его и ищем богатства только от Бога (потому что сказано: “ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ”, - Матф.6:33), так - и в отношении к славе. Когда уже безопасны будут для нас и бо­гатство и слава, тогда Бог и подает нам их в изобилии. Но этот дар бывает безопасен тогда, когда не овладевает нами, не покоряет нас себе, не обладает нами, как рабами, но остается в нашей власти, как у господ и свободных. Для того-то Бог и не позволяете нам любить богатство и славу, чтобы они не овладевали нами. А когда мы достигнем такого совершенства, то Он и подает нам их с великою щедростью. Кто, скажи мне, славнее Павла, который говорит: “... Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других ...” (1Фес.2:6)? Кто счастливее ничего не имеющего и всем владеющего? Когда мы, как я выше сказал, не будем покоряться влады­честву их (богатства и славы), тогда и будем ими обладать, тогда их и получим. Итак, если мы желаем получить славу, будем бегать славы. Таким образом, исполнив законы Божии, сможем мы получить и здешние и обетованные блага, благодатью Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ) [евр.  ,   - отец мира, покоя], 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура (2 Цар 3. 3). В Библии особо отмечена красивая внешность А. (2 Цар 14. 25-26). Когда старший сын Давида Амнон обесчестил сестру А. Фамарь, А. приютил ее у себя в доме (2 Цар 13. 1-20). Давид, узнав об этом, не стал наказывать Амнона, но А. решил отомстить старшему брату. Через 2 года на празднике стрижки овец, устроенном А. в г. Ваал- Гацоре , Амнон был убит по его приказу (2 Цар 13. 23-29). После убийства А. 3 года скрывался в Гессуре у своего деда Фалмая (2 Цар 13. 37-38). По прошествии этого срока военачальник Иоав , видя, что отношение царя к А. изменилось, с помощью одной женщины из Фекои уговорил Давида, чтобы тот позволил А. вернуться из изгнания. Царь согласился, но запретил А. появляться перед ним (2 Цар 14. 1-24). В течение 2 лет А. жил в Иерусалиме, не встречаясь с Давидом (2 Цар 14. 28). Дважды А. безуспешно просил Иоава, чтобы тот посодействовал его личной встрече с отцом. Тогда А. приказал своим слугам сжечь принадлежащий Иоаву участок ячменного поля (2 Цар 14. 29-30). Добившись т. о. встречи с Иоавом, А. наконец предстал перед Давидом (2 Цар 14. 31-33), к-рый простил А. Однако А. задумал овладеть престолом Давида. Он завел себе пышную свиту и настраивал против Давида всякого приходящего к царю за решением судебных тяжб. Своим внешним благоволением и вниманием А. заискивал перед людьми: «...и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар 15. 1-6). Приобретя т. о. многочисленных сторонников из разных колен Израилевых, А. решился на восстание против отца. Я. М. Богородский предполагал, что в число сторонников А. входили опытные воины армии Давида, друзья Урии Хеттеянина, возмущенные тем, как царь поступил с ним, отняв жену Вирсавию (2 Цар 11. 2-17). Через 40 лет после воцарения Давида (согласно Иосифу Флавию , через 4 года после примирения с Давидом (Иуд.

http://pravenc.ru/text/62728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХАВ [Евр.  ,  ; - брат отца; греч. Αχααβ], царь Израиля (ок. 874-853 до Р. Х.), сын и наследник Амврия , один из образов богоотступничества в ВЗ (3 Цар 16. 30). Наделенный мн. достоинствами (мужеством - 3 Цар 22. 35, великодушием - 3 Цар 20. 31-34, готовностью отстаивать права своего народа - 3 Цар 20. 7-8), А. следовал религ. политике своего отца (на что указывает значение его имени). По-видимому, он принадлежал к тем израильтянам, к-рые поклонялись Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей. Несмотря на наличие описаний эпического характера, рисующих его с положительной стороны (напр., 3 Цар 20. 3-11), А. подвергается строгому осуждению в Свящ. Писании за идолопоклонство. Даже такой превосходный по ближневост. меркам правитель, как А., остается отрицательной фигурой с т. зр. библейского откровения. А. находился под сильным влиянием Иезавели, дочери Тирского и Сидонского царя Итобаала (библ. Ефваала), взятой им в жены ради союза с Финикией , и стремился обеспечить себе и своему царству покровительство языческих богов (3 Цар 18. 18). Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал финикийский Ваал . Ему А. построил храм в Самарии , что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей (3 Цар 16. 32-33), вызвав резкое недовольство пророков Божиих. Конфликт достиг своего апогея в год засухи, предсказанной прор. Илией (3 Цар 17-19) и известной по финикийским летописям. В центре рассказа об А. лежит его противостояние пророкам Божиим, прежде всего Илии, и преступное присвоение наследственного надела израильтянина Навуфея, безвинно казненного по ложному обвинению в богохульстве и гос. измене для того, чтобы А. мог завладеть его землей (3 Цар 21). Непосредственную ответственность за злодеяния, творимые именем А., несет Иезавель. Узнав о происшедшем, А. был весьма огорчен и смирился перед пророком Божиим (3 Цар 18. 16-20; 21. 16, 27), но не нашел в себе сил не только покарать Иезавель, но и отказаться от доставшегося ему преступным путем виноградника Навуфея (3 Цар 15. 20). Даже устрашенный прор. Илией, он не отступил от идолопоклонства.

http://pravenc.ru/text/77156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАРХИЯ [Греч. μοναρχα, от μνος - «один» и ρχ - «власть»], форма гос. правления, в к-рой верховная власть принадлежит одному лицу. М. в Библии В ВЗ слово  используется для указания на царя, единоличного правителя. Слово «царь» - одно из наиболее часто используемых в Библии (более 2 тыс. раз). Впервые корень   засвидетельствован уже в текстах III тыс. до Р. Х. из Эблы в составе теофорных имен ( Garbini G. La lingua di Ebla//La parola del passato. 1978. N 33. P. 254); образованные от этого корня слова   и   используются в ВЗ для обозначения любых форм единоличного правления - от небольших государств-городов эпохи поздней бронзы до ближневосточных империй. Царская власть в повествовании ВЗ принадлежит почти всегда мужчинам, исключения составляют царица Савская (     - 3 Цар 10) и Гофолия (4 Цар 11). В Книге Судей руководство Израилем осуществляется Самим Богом через посылаемых Им судей (  ), благодаря к-рым народу удается избавиться от различных опасностей. Судьи, однако, правили не постоянно, их власть над народом была в значительной мере духовной и не наследовалась. Одной из причин перехода израильского народа к М., согласно рассказу 1-й Книги Царств, стали неудачные военные столкновения с филистимлянами, к-рые не раз могли привести к потере Израилем своей независимости. Катастрофой стало поражение израильтян в одной из битв, во время к-рой было убито 30 тыс. воинов, в т. ч. сыновья первосвященника Илия Офни и Финеес; в этой битве ковчег завета был захвачен филистимлянами (1 Цар 4) и оставался у них неск. месяцев. Обратившись с покаянием к Богу по призыву прор. Самуила, Израиль на какое-то время справился с нападениями филистимлян и жил относительно спокойно, пока «был Самуил судьею Израиля» (1 Цар 7. 15). Однако, когда Самуил состарился, его сыновья «уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар 8. 3), что побудило израильских старейшин прийти к Самуилу и просить его поставить царя, к-рый мог бы судить Израиль и управлять им так, «как у прочих народов» (1 Цар 8. 5). Самуил в смятении молится Богу, Который отвечает на его молитву и называет просьбу израильтян богоотступничеством: «...не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар 8. 7). Несмотря на предостережения Самуила, народ продолжает просить царя, желая быть «как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». Бог разрешает Самуилу поставить царя: первым царем Израиля становится Саул , который, однако, оказался недостойным правителем; вместо него воцаряется Давид , основатель иудейской царской династии, из к-рой происходил и Господь Иисус Христос .

http://pravenc.ru/text/2564100.html

29:2). Вопрос 29. Что значит сказанное: не сие ли писано в книгах Песни (3 Цар. 8:53 )?    Неоднократно говорил я, что пророческих книг было много. И сие (скажем так в уповании на Бога) объясним точнее при истолковании книги Паралипоменон. Вопрос 30. Как должно разуметь сказанное: «веселяся и славя пред Богом седмь дний, и четырнадцать дней, и во осмый день распусти люди» (3 Цар. 8:65—66 )?    Соломон созвал народ в праздник кущей. Посему праздновали четырнадцать дней: семь дней праздника обновления, и семь дней праздника кущей. Поэтому восьмым называет день после последних семи дней. По окончании же праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым. Ибо говорит: «аще отвращающеся отвратитеся вы и чада ваша от Мене и не сохраните повелений Моих, яже даде Моисей пред вами, и пойдете и поработаете богом иным и поклонитеся им; и изрину Израиля из земли, юже дах им, и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергу от лица Моего; и будет Иерусалим в погубление и во глаголание всем людем; и дом сей высокий, всяк преходяй сквозе его ужаснется, и воссвищет» (3 Цар. 9:6—8). А за сим сказанное объясняет причину сего посвистания. Ибо сказано, что вопрошающие, за что потерпел сие Израиль, услышат: «понеже оставиша Господа Бога своего» (3 Цар. 9:9), Который освободил их от рабства египетского и даровал землю сию. Вопрос 31. Что за город Гасион Гаверский (3 Цар. 9:26 )?    Как Иосиф говорит, город, называемый ныне Вероника. А это приморский город у эфиопов, смежный с Египтом. Вопрос 32. Что такое Софир (3 Цар. 9:28 )?    Страна в Индии, которую географы именуют золотою землею. Вопрос 33. Что за народ, именуемый савским (3 Цар. 10:1 )?    Народ эфиопский. А посему говорят, что обитал он при море Индийском. Жителей Савы называют омиритами, а живут они напротив авксумитов; посреди тех и других — море.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

14. Равным образом, Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (3 Цар. 13, 4). Рука его сделалась сухою, когда он велел схватить обличавшего его пророка. Но познав на опыте силу сего человека, говорит ему: помолися пред лицем Господа Бога твоего (3 Цар. 13, 6). И вследствие слов сих рука его опять исцелела. Если пророк исцелил Иеровоама, неужели Христос не может исцелить и освободить тебя от греха? Манассия так же был законопреступнейший человек, он распилил Исайю, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию. Но быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние. - Ибо Писание говорит, что смирися Манассия пред лицем Господним, и помолися, и услыша Господь, и возврати его на царство его (2 Пар. 33, 13). Если распиливший пророка спасся покаянием, неужели не спасешься ты, ничего такого не соделавший? 15. Смотри, без причины не отвергай действия покаяния. Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19, 35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его, говорит ему Исайя: Заповеждь дому твоему, умреши бо ты, и не будеши жив (4 Цар. 20, 1; Ис. 38, 1) Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия но, вспомнив слова Писания: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15), он обратился к стене, и от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4 Цар. 20, 3). Ибо для того, чтобы исцелеть мне, довольно вспомнить Тебе о мне. Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Такие повторения одного и того же известия со стороны писателя книг Царств, в виду краткости его повествований, нередко обнимающих все царствование в двух – трех стихах, повторения стоящие иногда рядом, в двух непосредственно соприкасающихся предложениях, не совсем понятны. Но оно будет понятно, если повторяющееся выражение представим стоявшим в царской израильской летописи, первый раз в заключении специальной летописи предшествовавшего царя, второй раз в полной форме во главе подробной специальной летописи нового царя, представлявшей нечто независимое от летописи предшествовавшей и последующей. Далее из летописи царя Надава книга Цар. заимствует известие о его низложении Ваасою и об истреблении последним, по обычаю восточных узурпаторов, всего рода Надавова до последнего человека. Что 27-й стих должен стоять в кавычках, как выписка из летописи, это видно из его отношения к следующему 28-му стиху; после того как в стихе 27-м указано место погибели Надава, в стихе 28-м прибавляется известие о времени его погибели, при чем то и другое известие начинаются тожественным предложением: и поразил его Вааса. В сплошной речи одного писателя оба эти известия скорее соединились бы в одно под управлением одного подлежащего и сказуемого. Но повторение будет понятно, если эти известия поставим в кавычках, как выписки из источника, где они стояли в других не непосредственных между собою отношениях. На это уполномочивают нас рассмотренные цитаты, указывающие параллельный кн. Цар. известия о заговорах против израильских царей в государственной летописи. К летописным известиям писатель кн. Царств прибавляет свою пророческую характеристику Надава и исполнившееся его погибелью пророчество Ахии о доме Иеровоама (ст. 26, 29, 30). В известиях о царствовании Ваасы (15, 28–30, 33–34; 16, 1–7) следующие известия кн. Цар. можно считать общими с израильскою царскою летописью: двукратное известие о его воцарении, краткое и распространенное (ст. 28 и 33), краткое известие о войне бывшей между ним и Асою, царем иудейским, о смерти и месте его погребения (16, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

25 По нашей Библии, имея сто лет (Быт. 11:10). 26 По Библии, Амарфала. 27 По Библии, Фаргала. 28 В подлиннике, ста пяти ( ρε ), а по венецианскому списку: ста девяти; но и то и другое, очевидно, ошибка писцов. 29 » Δε «, по исправлению Петавия, вместо: » δι ’» рукописей. 30 Слово: « δν », взято из прежних изданий Панария; по тексту венецианскаго списка оно опущено. 31 Все сие отделение есть добавка к известному прежде тексту Панария, найденная Элером в венецианском списке, и изданная им в приложениях к его изданию Панария (Corp. haeresiolog. T. 2. p. 3. pag. 642), а Диндорфом в новейшем издании Панария внесенная в самый текст его. 32 В греческом тексте сему слову предшествует слово: « Μελχισεδκ ». Потому, вероятно, св. Епифаний и относит слова сии к Мелхиседеку. 33 Т. е. исходя от Отца и от Сына приемля, как выше сказал св. Епифаний. 34 В Славянской Библии: планетам (4 Цар. 23:5). 35 Неестан, или змия медная (4 Цар. 18:4). 36 Веелзевуф, или ваал, скверный бог (4 Цар. 1:2). 37 Такое слово встречается в некоторых весьма древних списках Евангелия, между прочим в Синайском IV века. 38 Κανδλα — лампада с маслом, возжигаемая в церкви. Такия лампады устроялись из стекла (см. Ducange Gloss. Graecit. I. p. 580). 39 В известных нам Постановлениях Апостольских приведеннаго св. Епифанием места не находится. 40 Яснее обозначены эти три пункта в 50 ереси гл. 3. именно: 14 день луны, весеннее равноденствие и воскресный день. 41 В Постановлениях Апостольских напротив запрещается праздновать Пасху вместе с иудеями; в 17 главе 5 книги там читается: «И так вы, братия, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностию и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтоб единожды Умершаго воспоминать в году однажды не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждаются и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удадившиеся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010