292-295 295-296 296-298 ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии 298-305 ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41) 305-307 307-309 313-316 316-317 309-310 317-319 319-329 329-333 331-333 333-336 336-337 337-338 338-340 ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря 340-341 ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) 341-343 ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки 343-344 ЛЕВ МЕФОНСКИЙ (X-XI вв.), прп. (пам. греч. 12 мая и в Соборе Мессинийских святых в Неделю Жен-Мироносиц) 344-345 310-311 ЛЕВ, ФЕОДОР И ГРИГОРИЙ († ок. 360), исповедники (пам. греч. в Неделю Всех святых и в Соборе Самосских святых в первые субботу и воскресенье авг.) ЛЕВ ХИРОСФАКТ (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат 311-313 ЛЕГАТ представитель папы Римского в к.-л. гос-ве, области, поместной Церкви или на церковном Соборе 345-348 348-350 350-351 ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени 351-378 379-381 ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой 381-382 ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года 382-384 ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание

http://pravenc.ru/vol/xl.html

Анна , сестра имп, Василия II, жена вел. кн. Владимира Киевского – 426 Анна Комнина , дочь имп. Алексея 1 Комнина, писательница – 481 Анфимий из Тралл (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии в Константинополе – 260, 262 Анфимий , префект Константинополя при имп. Феодосии II – 161, 162 Анфим , патриарх Константинопольский с июня по ноябрь 536 г. – 217 Аполлинарий Младший (ок. 310 – ок. 390), епископ города Лаодикии в Сирии, византийский богослов и поэт, догматическая доктрина которого была осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. и Римском соборе 383 г. – 130 Аполлинарий Старший (IV в.), пресвитер в Лаодикии Сирийской, отец предыдущего – 130 Апсимар (Тиверий III), византийский император в 698–705 гг. – 267 Арефа Кесарийский (ок. 860 – после 944), митрополит Кесарии Каппадокийской, византийский богослов, экзегет и ритор – 477, 478 Ариадна (Ареадна), дочь имп. Льва 1, жена имп. Зенона Исавра и позднее имп. Анастасия 1 – 121 Арий (ок. 260–336), александрийский пресвитер, ересиарх, доктрина которого окончательно осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. 107,108,109 Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.), древнегреческий философ – 182, 183,257 Аркадий , византийский император в 395–408 гг. – 62, 64, 121, 144, 148–151, 153, 154, 163, 175, 189, 233, 360 Артавазд , зять имп. Константина V – 353 Артемий (Анастасий II), византийский император в 713–715 гг. – 267 Аскольд (ум. 882), киевский князь – 371 Аспар (сер. V в.), аланский или готский вождь, византийский полководец, имевший политическую власть в Византии в 50–60-е гг. V в. – 163 Аспарух (Исперих, кон. VII в.), болгарский хан – 298, 299, 300, 321 Аттила (ум. 453), гуннский вождь в 434–453 гг. – 156, 163, 166, 186 Афанасий Афонский (X в.), преподобный, основатель Лавры на Афоне –440, 442 Афанасий Великий (295–373), святой, епископ Александрийский, один из ярчайших представителей греческой классической патристики, главный оппонент Ария, выдающийся агиограф – создатель жанра монашеского жития (ему принадлежит авторство жития преп. Антония Великого ) – 108, 109, 122, 182, 313

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В течение своей долгой жизни Дидим был одним из главных борцов против арианства в Александрии. В триадологии он следовал учению каппадокийцев, защищая единосущие Лиц Святой Троицы и отвергая субординациопизм. Однако в некоторых частных мнениях Дидим, но свидетельству блаженного Иеронима , разделял ошибки своего предшественника по Александрийскому училищу Оригена , горячим поклонником которого он был. Он, так же как и святой Григорий Нисский , защищал учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении) и воспринимал адские мучения как «очистительный огонь», в котором грешник освобождается от порока (Блаженный Иероним. Против Руфина, 1, 6; 2, 16). Когда на V Вселенском Соборе (553 г.). подверглась осуждению доктрина Оригена , заодно с ним были осуждены ошибочные взгляды Дидима и Евагрия. В результате этого репутация Дидима сильно пострадала; многие из его сочинений были впоследствии утрачены. Часть из них, однако, сохранилась, в том числе в латинском переводе, а также под именами других авторов (например, Василия Великого ). Творения Догматические Основным догматическим сочинением Дидима являются «Три книги о Троице», написанные между 381 и 392 гг. В сохранившемся тексте нет никаких следов оригенизма. Дидим отвергает субординационизм, опровергает мнения ариан и македониан, защищает вместе со святой Афанасием единосущие Лиц Святой Троицы. В 1-й книге он говорит о Сыне, во 2-й – о Святом Духе, в 3-й резюмирует сказанное прежде и рассматривает спорные места Священного Писания , являя глубокую библейскую эрудицию. Книга «О Святом Духе», написанная Дидимом до II Вселенского Собора (381 г.), дошла до нас лишь в латинском переводе блаженного Иеронима , сделанном им между 384 и 392 гг. В 1-й части (гл. 4–29) Дидим доказывает, что Святой Дух не является тварью, а единосущен Отцу и Сыну; во 2-й части (гл. 30–59) рассматриваются места из Священного Писания, при помощи которых Дидим подтверждает православное учение и опровергает мнения духоборов. Сочинение Дидима свободно от какого бы то ни было субординационизма и, по утверждению блаженного Иеронима, может считаться образцовым изложением православной пневматологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос предстоит перед Своим Отцом как Посредник ради спасения людей: ХВ 19, 26, 33, 277, 304, 308, 309, 405, 510/24, 510/26, 556. Он совершил Искупление всех людей Своей Крестной жертвой: ХВ 26, 277, 306, 380, 556, 766, 859; Так Он принес удовлетворение Богу: ХВ 563, 833; и заслужил всякую благодать для людей: ХВ 405, 563. Христос воистину воскрес: ХВ 373, 374. Он – Новый и Совершенный Человек, искупающий человека и открывающий ему самого себя: ХВ 386/5. Все верные объединяются в общности Его мистического Тела: ХВ 381–384, 385, 497–500, 510/10, 510/11, 688, к которому направлены нехристиане: ХВ 510/12. I Никейский Собор (I Вселенский) Никейский символ (19 июня 325 г.) I Никейский Собор был созван в связи с христологическими заблуждениями, в частности, ересями Ария. Никейский символ, первое утверждение Собора, концентрирует в себе первоначальное предание о Христе как о «Боге истинном... Который воплотился». ХВ 2–3 I Константинопольский Собор (II Вселенский) (май – 30 июля 381 г.) Решения Никейского Собора не помешали возникновению новых ошибочных толкований, касающихся Иисуса Христа, что вынудило I Константинопольский Собор уточнить некоторые вопросы. ХВ 8/1 «Томос Дамаса» Римский Собор выступил против всех существовавших заблуждений не только по поводу Троицы [ХВ 208–222], но особенно по поводу Личности Христа. Он выступил в особенности против идеи двойного Усыновления – одного естественного, по Божеству, другого благодатью – по Человечеству [ХВ 291]; эта точка зрения приписывалась Диодору из Тарса (ум. ок. 394). Собор осудил также учение Аполлинария, епископа Лаодикийского из Сирии (310–390) [ХВ 291], одного из самых рьяных противников Ария и таких же пылких сторонников равенства природы Слова и Отца. Но, объясняя Личность Христа, он приходил к противоположному заблуждению. Его учение, представленное со всей добросовестностью, основывалось на платоновской идее, согласно которой человек состоит из трех элементов: тело, принцип жизни и духовная душа. Он считал, что во Христе Слово Божие заменило человеческую душу, что, как ему казалось, обеспечило единство личности, и в особенности совершенную непогрешимость. Отрицание этого учения доказывает то значение, какое с самых древних времен придавали Тайне Воплощения, то есть принятию всей человеческой природы вторым Лицом Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

12. Венской Императорской б-ки: Триодь 303 (XIII в.). 13. Дрезденской Королевской б-ки: Типикон 140 (XI в.). 14. Иерусалимского Крестного монастыря: Типикон 1122 года (Святогробский); Триодь 15 (XIII в.). 15. Московского Румянцевского музея: Псалтырь Севастьяновского собрания 470/5 (1547 г.); Устав того же собрания 491/35 (XIII в.). 16. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Служебник 261/279 (XIV в.); Уставы 272/456 (1297 г.), 275/381 276/487 (оба XV в.) и 277/379 (XVI в.); Триодь 284/462 (XV в.). 17. Парижской Национальной б-ки (Coislin.): Евхологий 213 (1027 г.). 18. Патмосской б-ки: Типикон 266 (IX–X в.). 19. Синайской б-ки: Триоди 735 (X в.), 736 (1028 г.), 738 (XIII–XIV в.), 742 (1099 г.), 754 (X в. и 1177 г.) и 756 (1206 г.); Пентикостарий 760 (XI в.); Часословы 863, 864 (оба VIII–IX в.), 865 в.), 866, 867 (оба в.), 868 (XII – XIV в.) и 870 (XIII в.); Евхологии 957 (IX–X в.), 958 (X в.) и 962 (XI–XII в.); Завещание преп. Саввы Освященного († 532) 1096 (XII–XIII в.). 20. Спб. Императорской Публичной б-ки: Псалтирь из собрания еп. Порфирия 862 г. II. Славянские рукописи 1. Афоно-Зографской б-ки: Трефологий 55 (XIII в.); Псалтирь 60 (XVI в.). 2. Афоно-Пантелеимоновской б-ки: Минея за Декабрь – Февраль, XIII–XIV в. 3. Афоно-Хиландарский б-ки: Стихирарь 5 в.). 4. Киевской Духовной Академии: Устав 194/90 (1590 г.). 5. Киево-Михайловского монастыря: Псалтирь 416/1640 (XV в.). 6. Киево-Печерской Лавры: Устав 8 (XVII в.); Никона Черногорца (XI в.) книга (Пандекты) X; 92/257 (XVIII в.). 7. Киево-Софийского собора: Устав 97/17 (XVII в.). 8. Московской Духовной Академии: Требник 183 (XIV–XV в.). 9. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Стихирарь Москов. Успенского собора 8 (XIII в.); Минеи того же собора 12 и 13 (обе XV в.); Требник 371/675 (конца XIV в.); Уставы 380/330 в.), 383/328, 384/329, 385/332 (все три в.), 388/336 (нач. XVI в.), 389/337 (1553 г.), 390/334 в.) и 391/335 (нач. XVII в.); Следованная Псалтирь 406/350 (XV в.), 431/325 (XIV в.); Минея 452/502 (XVI в.): Стихирарь 518/589 (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

47, 361, 459 Андреев Кузьма 115 Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174), великий князь Владимирский, святой 311, 379, 385, 386 Андрей Денисов Вторушин (1674–1730), основатель и первый настоятель Выговского старообрядческого общежительства, писатель 34, 127, 128, 136, 350, 368, 381 Аникст А. А. 293, 459 Анисимов Александр Иванович (1877–1932) историк искусства 213, 459 Анна Иоанновна (1693–1740), императрица (с 1730) 224 Анна Кашинская (ум. 1338), княгиня, святая 241, 242, 252 Антипа (ум. ок. 68), епископ Пергамский, священномученик 74 Антоний Падуанский (1195–1231) святой. последователь Франциска Ассизского 305 Антоний Печерский (ум. 107З), основатель Киево-Печерской лавры, святой 190 Антоний Римлянин (1067–1147), святой 403 Антония Кашинская 52 Антонова В.И. 367, 384, 391, 401, 403, 458 Антоновский Александр (упом. 1906–1907), ученик Мстерской небно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 288 Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834), государственный деятель 235 Арефьев Стефан (упом. 1615), иконописец Оружейной палаты 417 Арсений 160, 459 Арсений IV Шакобента (XVIII в.), сербский патриарх 220 Артамонов А.Н. 312 Артемий Веркольский (1520–1532), святой 51 Артемьев Иван (XIX в.) иконописец из Мстеры 198 Артемьев Федор, священник 216 Архангельский В. 29, 30, 82, 201, 459 Архиповский М. (упом. 1833), иконописец из Палеха 403 Арьес Ф. 41, 153, 459 Афанасий, иконописец, святой 130 Афанасий, монах 53 Афанасий (упом. 1904), старовер 146 Афанасий Афонский (ум. 1000), святой 305 Афанасий (Любимов), архиепископ Холмогорский 231 Афанасьев Иван (упом. 1814), иконописец из Холуя 310, 311, 312, 318, 320, 328, 336, 357, 361, 372, 379, 386 Б Бавыкин Филипп Елисеевич 122 Баженов И. 469 Баканов И.М., иконописец, преподаватель Палехской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 280, 283, 284, 387 Бакушинский Анатолий Васильевич (1883–1939), историк искусства 184, 459 Балабанов К. 164, 460 Балякин Иван (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

(Adem. Caban. 1897. Р. 178) 2. III, 37 379 . [Святой Бруно 380 идет по стопам святого Адальберта 381 , погибшего мученической смертью в земле печенегов 382 .] Святой же Бруно обратил к вере область Венгрию (Ungria) [и] другую, которая зовется Русью (Russia) 383 . [Бруно крестит короля Венгрии Гезу и его сына 384 .] Но когда святой Бруно отправился к печенегам (Pincenates) и принялся проповедовать там Христа, то пострадал от них, как раньше пострадал святой Адальберт. Горя дьявольской свирепостью, печенеги (Pincenati) вытащили у него все внутренности через маленькое отверстие в боку, соделав [из него] отважнейшего мученика Божия. Его тело за большую цену было выкуплено народом Руси, где построили монастырь в его честь, который просиял многими чудесами 385 . Спустя некоторое время на Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам 386 , и заставил их принять греческий обычай ращения бороды 387 и прочее. (Anon. Caban. 1897. Р. 152–153. Nota f) 372 Вероятно, имеется в виду Райнульф I, выходец из Северной Франции, прибывший с родней и дружиной в Южную Италию (не позднее 1017 г., т. е. не при Рикарде III, а при Рикарде II) и возглавивший здесь норманнских наемников, выступавших на стороне лонгобардских герцогств против византийской власти в Апулии и Калабрии. С 1029/30 г. – граф Аверсы, ставшей зачатком будущего норманнского государства в Южной Италии. 373 Бенедикта VIII, который, действительно, поддерживал антивизантийский мятеж 1017/8 г. (см. примеч. 377). 374 Апулия того времени представляла собой особую византийскую провинцию (катепанат) с центром в городе Бари. 376 Русские воины на византийской службе фиксируются источниками по крайней мере с начала X в.: ср. соответствующую клаузулу русско-византийского договора 911 г. при князе Олеге (см. также 28, примеч. 781). Возможно, с 988 г., когда присланное киевским князем Владимиром Святославичем войско спасло Македонскую династию от гибельного мятежа Варда Фоки, русский корпус остается в Византии на постоянной основе (Васильевский 1. С. 196 и сл.; Пашуто 1968. С. 76–78; о корпусе в более позднее время см.: ДР. С. 132–135 [II, 4.5]). Об участии русского корпуса в военных действиях в Южной Италии в первой половине XI в. см. также: 15/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVIII в. это житие послужило А. Н. Радищеву темой для повести, написанной им в назидание своим детям 379 . В одном из писем 1790 г. С. И. Шеш- ковскому, написанных в Петропавловской крепости, А. Н. Радищев делает такое признание: «Читая житие святого Филарета Милостивого, душа над тем паче прилепилася и вникла в его подвиги, что она соразмернее на подражание нашему слабому сложению. Я преложил его несколько на образ нынешних мыслей, не отступая от истинного повествования ни мало, и мечтаю себе, что оно может детям моим быть на пользу» 380 . Как видно из повести А. Н. Радищева, сюжетная линия по сравнению с житием, приводимым нами, существенно изменена. Может быть, русский писатель был знаком с иной редакцией жития, но суть того и другого повествования одна и та же, ибо, по признанию А. Н. Радищева, его основная мысль заключается в том, что «добродетель есть вершина всех наших деяний и наилучшее украшение человеческого» 381 . Жил некий человек в земле пафлагонов, по имени Филарет 382 ; человек этот, сын Георгия Нареченного, принадлежал к числу благородных жителей страны от Понта и Галатии. Был он очень богат, и стада его были огромны: шестьсот быков, сто пар упряжных волов, восемьсот коней пастбищных, восемьдесят выездных лошадей и мулов, двенадцать тысяч овец. Пригородной земли принадлежало ему сорок восемь больших участков: расположенные отдельно друг от друга, они были в цветущем состоянии и по достоинству ценились весьма высоко, ибо напротив каждого из них находился источник, низвергавшийся с. горной вершины, из которого вдосталь можно было напоить все земли, нуждавшиеся в орошении. И еще было у него много слуг и весьма большое состояние. Супругу его звали Феосева 383 ; она тоже была благородна и богобоязненна. Были у них дети: один преславный отрок по имени Иоанн и две дочери; одну звали Гипатия, а другую Еванфия – тоже преславные. Человек этот был необычайно милостив: всякий раз, когда приходил к нему проситель, он с радостью давал ему с преизбытком, что бы тот ни просил; сначала от своей трапезы, чего бы тот ни желал, а затем, так же щедро предоставив ему просимое, отпускал его с миром, поистине уподобляясь гостеприимному Аврааму и Иакову 384 . Так поступал он в течение многих лет, и молва об его милосердии разнеслась по всему Востоку и его окрестностям. И если случалось кому–либо лишиться быка ли, лошади, или иного кого из четвероногих, он смело отправлялся к тому осененному благодатию человеку, словно шел к своему собственному стаду. Всякий брал то, в чем нуждался, всякий, сколько бы ни потерял из своего стада, шел и брал, сколько хотел. А Филарет насколько раздавал, настолько же богател.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В Иерусалиме кон. IV-VIII в. Первые сведения о богослужении в 6-ю субботу Великого поста в Иерусалиме содержатся в «Паломничестве» Эгерии (ок. 381-384). По окончании Божественной литургии в Сионе, к-рая совершалась на рассвете в субботу (в ночь на субботу литургии предшествовало всенощное бдение), перед отпустом архидиакон объявил, что служба будет в Лазариуме в 7-м часу дня (т. е. ок. 13.00). Епископ по дороге к Лазариуму сделал остановку на расстоянии 500 шагов от него, в церкви, построенной на том месте, где Мария встретила Спасителя (Ин 11. 29-32). Епископу навстречу вышли монахи, потом все отправились в церковь и там совершали краткую службу, содержавшую гимн, антифон, чтение Евангелия о том, как сестра Лазаря встретила Иисуса (вероятно, Ин 11. 19-32), молитву и отпуст. Затем процессия двинулась дальше к Лазариуму с пением гимнов. Вошли в церковь, и началась служба: пение гимнов и антифонов, чтение Свящ. Писания - отрывков, соответствующих дню (lectiones apte diei). Непосредственно перед отпустом объявили о приближении Пасхи: пресвитер с возвышения прочел евангельский отрывок, в к-ром говорится о прибытии Христа в Вифанию за 6 дней до Пасхи (Ин 12. 1) ( Eger. Itiner. 29). Эгерия поясняет, что выбор места богослужения обусловлен исключительно прибытием Христа в Вифанию за 6 дней до Пасхи (до Тайной вечери и предательства Иуды), т. е. воскрешение Лазаря еще не было в Иерусалиме темой этого дня. Согласно данным древнего иерусалимского Лекционария V в., сохранившегося в арм. переводе, в субботу, за 6 дней до Пасхи, в 10-м часу дня, богослужение должно совершаться в Лазариуме; даны следующие богослужебные указания: прокимен Пс 29. 4, Апостол - 1 Фес 4. 13-18 (о воскресении мертвых), аллилуиарий со стихом Пс 39. 2, Евангелие - Ин 11. 55 - 12. 11 (прибытие Христа в Вифанию; Мария, сестра Лазаря, умащает Христа миром; иудеи окончательно решают убить Иисуса) ( Renoux. Lectionnaire arméniene. P. 257). Хотя содержание литургических чтений возможно связать с воскрешением Лазаря, очевидно, что акцент все-таки сделан на подготовке к страданиям и воскресению Христа - центральным событиям грядущей недели (Страстной седмицы). Евангельское чтение, повествующее именно о воскрешении Лазаря (Ин 11. 1-46), назначается в этом Лекционарии на 5-й день после Богоявления, причем богослужение также совершается в Лазариуме, и указаны те же прокимен, Апостол и аллилуиарий (Ibid. P. 221).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Внимание христианских авторов и паломников ранневизант. периода сосредоточено в основном на дубраве Мамре , где во времена имп. Константина Великого уже была построена церковь. На Мадабской карте (см. Мадаба ) также изображается только Мамре. Паломник из Бордо (333) упоминает монумент квадратной формы, «построенный из камней удивительной красоты, где похоронены Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревекка и Лия». Расположен он, согласно описанию паломника, в 2 рим. милях от Мамре (между Теребинфом и Хевроном) (Itiner. Burdigal. p. 27). Эгерия (между 381 и 384, в пересказе Петра Диакона, 1-я пол. XII в.) упоминает в М. церковь без крыши ( Eger. Itiner. 190). Упоминает М. и блж. Иероним в «Сказании о добродетелях блаженной Павлы»: «...она была в кельях Сарры, где видела колыбель Исаака и следы дуба Авраамова, под которым он предузрел день Христов, и возрадовался (Быт 18. 1; Ин 8. 56). Отсюда, поднявшись, взошла она в Хеврон, или (по-древнему) Кариафарбе, то есть город четырех мужей, Авраама, Исаака, Иакова и Адама великого, который погребен также в этом месте, по мнению евреев, основанному на Книге Иисуса Навина, хотя многие четвертым считают Халева, памятник которому указывают в стороне». Антонин из Пьяченцы (560-570) и диак. Феодосий также описывают захоронения патриархов, но, видимо, путают М. с Мамре ( Anon. Placent. Itinerarium 180; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 85). Статус Мамре как святыни в ранневизант. период был, судя по всему, выше, чем у М. В 685 г. Адомнан описывает гробницы: гробница Адама находилась недалеко от 3 других, она проще по оформлению; все 4 гробницы были отмечены небольшими капеллами из хорошо обработанных камней; гробницы патриархов были из белого камня, в то время как гробница Адама - из темного. Жены патриархов находились в более скромных и меньших по размеру гробницах ( Adamn. De locis sanctis. II 9). Статус М. по отношению к Мамре изменился после араб. завоевания в 638 г. Пещеру начинают почитать не только как место упокоения Авраама и его потомков, но и как место, над к-рым пролетал на своем чудесном коне пророк Мухаммад . В 918 г. фатимидский халиф Убайдаллах аль-Махди открыл дверной проем в сев.-вост. стене и провел строительные работы ( Strange. 1890. P. 315); впосл. М. упоминается как Пятничная мечеть. Ок. 985 г. Шамсуддин аль-Мукаддаси отмечал, что постройка имеет купол из камня, к-рый закрывает гробницу Авраама, гробница Исаака находится внутри главного здания мечети, гробница Иакова - у ее задней стены; рядом с каждым из пророков лежит его жена (Ibid. P. 309).

http://pravenc.ru/text/2562726.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010