381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

T. 18). к) Биографы: 1) Страдания св. Феодорита, епископа Антиохийского († 362), описанные очевидцем Ruinarti 3, 354. М. 9 март. 2) Страдания св. Василия, епископа Анкирского († 362), описанные очевидцами (Act. Sanct. ad 22 mart. Ruin. 3, 740). 3) Страдания Мануила, Савела и Измаила († 362), описанные современником, «так, как передают записки» (Act. SS. 17 junii). 4) Жизнь Павла Фивейского († 341), описанная со слов преп. Антония (Act. SS. ad 10 jann.). 5) Жизнь Пахомия Великого († 348), описанная неизвестным, который говорит: «хотя не видал я сего мужа при его жизни, но знаю его современников..., которые передали подробности, известные им» (Acta Sanct. ad 14 maii). 6) О мученичестве Саввы Готфского († 372) послание Готфской Церкви (Ruinart. 3, 383). л) Дамас, Римский епископ († 384). Замечательно его изложение веры, известное Августину (Serm. 129 de temp.) и Феодориту (Н. Е. 5, 11). Новое издание его у Гана (Biblioth. d. Symbolen. S. 379–384). Его семь писем изданы int. roman. pontif. epist. Gottingae 1796. Его стихи вместе с другими сочинениями издал Веренда: Op. Damasi, Romae, 1754. м) Диодор, изучавший словесные науки в Афинах, а толкование Свящ. Писания у Силуана, Тарского епископа, строгий инок, при Констанции защитник Православия, при Юлиане обличитель язычества. Когда в 374 г. св. Мелетий послан был в заточение, пресвитер Диодор неутомимо наставлял осиротевшую паству и в 379 г. посвящен был в епископа Тарского (Феодор 2, 19, 22. Факунд 4, 2. Созомен 3, 20. Феодорит Η. Е. 5, 22. Philothea с. 28). Он присутствовал на Вселенском Соборе 381 г. и скончался около 393 г. (Феодорит 6, 27; Иероним De vir. illustr. 119). Св. Златоуст говорил ему похвальное слово (Т. 3. р. 348). Из множества сочинений его богословских, философских, толкований на все Свящ. Писание, перечисленных Свидою и Иеронимом, ныне известны места из толков. на Бытие (у Феодор. Quaest. 20 et 21 in Genesin), из толков. на другие книги (в Катенах), из 8 книг против судьбы и из сочинений о Св. Духе (у Фотия Bibl.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вселенский II Собор открылся в К-поле в мае 381 г., первым председателем был свт. Мелетий Антиохийский. Благодаря настойчивости новоизбранного К-польского еп. Нектария , возглавившего работу Собора после кончины Мелетия и ухода с Собора (ради мира в Церкви) свт. Григория Богослова, изданное Собором послание содержало пункт, к-рый впосл. составил 3-е каноническое правило, гласившее, что епископ К-поля (в иерархическом отношении подчинявшийся епископу фракийского г. Гераклея) отныне по рангу чести занимает место после епископа Рима, исходя из столичного статуса К-поля («новый Рим»). Этот канон служил возвышению К-польской Церкви над др. Церквами Востока, гл. обр. над Александрийской. В вопросе о первенстве главенствующих Церквей папа поддерживал Александрийского еп. Тимофея I (380-384): по мнению Д., значение церковных кафедр должно определяться не политической ролью городов, но древностью апостольских кафедр. Римским Собором 382 г. было определено, что первенство в делах Церкви принадлежит епископам тех 3 городов, где ранее проповедовали ап. Петр и его ученик,- Рима, 1-м епископом к-рого являлся ап. Петр, Антиохии, как его 1-го епископского местопребывания, Александрии, с к-рой связана деятельность ап. Марка. Римскому Собору приписывают 1-е офиц. провозглашение примата епископа Рима по божественному праву, поскольку он признал его преемником и викарием ап. Петра ( Vries. 1974. P. 57). Однако декларации примата Римского епископа не встречали сочувствия не только на Востоке, но иногда и на Западе. На Римском Соборе Д. низложил Аполлинария Лаодикийского и его ученика пресв. Тимофея ( Theodoret. Hist. eccl. V 10). Папа выступил против ереси духоборчества , а также против учения присциллиан . После осуждения этого учения в 380 г. Собором в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания) Присциллиан обратился с апелляцией к Д., надеясь заручиться его поддержкой. Но когда он с единомышленниками прибыл в Рим, то не был принят папой. Состоявшийся в 384 г. Собор в Бурдигале (совр. Бордо, Юго-Зап. Франция) вновь осудил это учение, а в кон. окт. того же года Собор в Треверах (совр. Трир, Германия) передал дело Присциллиана и его приверженцев светскому суду; впосл. рассматривался не факт распространения ереси, а приверженность к магии и нехрист. культам.

http://pravenc.ru/text/168690.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; НПЛ. Лит.: СИСПРЦ. С. 199-200; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 40-41; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988; Вилкул Т. Л. Мстислав Храбрый - к происхождению эпитета//ДРВМ. 2005. 3(21). С. 14; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 217-221; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 337-339; Dimnik M. Mstislav Mstislavich «the Bold»: А unique Prince of Kievan Rus "http://Medieval Studies. Toronto, 2008. Vol. 70. P. 67-74; Котляр Н. Ф. Мстислав Ростиславич Храбрый//ДРСМ. С. 523; Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.). М., 2015 (по указ.). А. А. Горский, Э. П. Р. Иконография В Ипатьевской летописи упоминается, что М. Р. «възрастом середнии бе, и лицем леп, и всею добродетелью оукраше и благонравен…» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 610; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 384). Иконография М. Р. развивалась в 2 направлениях: сюжетные композиции, где благоверный князь выступал как историческое лицо, и его изображения в составе соборов местных и избранных святых. Описаний внешнего облика М. Р. в иконописных подлинниках не обнаружено. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) проиллюстрированы военные походы, в которых, согласно тексту, наряду с другими князьями принимал участие М. Р. Так, на одной из миниатюр показана осада Вышгорода, где затворился М. Р., дружиной во главе с кн. Георгием (Юрием), сыном блгв. кн. Андрея Боголюбского, однако изображение князя внутри городских стен отсутствует (Л. 212 об.). Более определенно М. Р. изображен на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. Основной ряд иллюстраций содержится в Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233), где показаны походы князей на Киев в 1169 г., осада Вышгорода под 1174 г. (Л. 194-294 об.) и др. события. Одна из композиций посвящена походу М. Р. на «Чюдскую землю и Очюлу» в 1179 г. (Л. 360 об.). В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225. Л. 197-197 об.) есть начальные миниатюры к рассказу о том, как в 1180 г. М. Р. пошел с новгородцами ратью на Полоцк, чтобы вернуть плененные новгородские волости, но в Вел. Луках получил послание от старшего брата, кн. Романа, с просьбой отказаться от своего намерения. История продолжается в Лаптевском томе (Л. 381-381 об.): возвращение М. Р. в Новгород, его болезнь «крепка зело», преставление и погребение в соборе Св. Софии. В композициях М. Р., как правило, предстает средовеком в доспехах и плаще, в княжеской шапке, с оружием в руках, иногда верхом на коне, в сцене преставления - в кафтане с золотым оплечьем.

http://pravenc.ru/text/2564282.html

Coislin. 269. F. 97-296; Vat. gr. 2079; Patm. 742; Paris. gr. 494; ГИМ. Син. гр. 93. В Др. Руси, помимо Жития, о Н. С. знали из памяти, включенной в Пролог. В Минологии Василия II память Николая Студита под 4 февр. отсутствовала (однако под 4 февр. помещена миниатюра с изображением неизвестного коленопреклоненного святого, к-рый был отождествлен с Н. С.). В славянском переводе Минология «память отца нашего Николи монестыра Студийскаго и исповедника суща от Критьскаго острова» не сопровождается специальным сказанием (Пролог по ркп. Публичной б-ки Погодинского Древлехранилища 58. СПб., 1917. Вып. 2: Янв.-Апр. Стб. 366), к-рое появляется лишь во 2-й редакции Пролога (см. Прилуцкий Пролог: РНБ. Погод. А. 1/2641. Л. 255-255 об., греческий оригинал неизвестен). В Стишном Прологе под 4 февр. читается другой, отличный от 2-й редакции Пролога, текст памяти (см.: РНБ. Кир.-Бел. 1/1240. Л. 258 об.- 259 об.; греч. оригинал в SynCP. Col. 443-444). В XVI в. все 3 текста (Житие, памяти из 2-й редакции Пролога и из Стишного Пролога) вошли в состав Великих Миней-Четьих под 4 февр. В XVII в. память из Стишного Пролога попала в печатный Пролог, а Житие - в еще более урезанном (сравнительно с первоначальным переводом) виде (см. запись «От Великих Четей въкратце» в кн.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Дек.-февр. К., 1695. Л. 617) - в Минеи-Четьи Димитрия Ростовского. Ист.: Theod. Stud. Ep. 10, 40, 51-55, 57-58, 78-80, 173, 202, 204, 245, 250, 268, 381-382, 384, 388, 392, 402, 405-406, 410, 417, 421, 436, 475; ЖСв. Февр. С. 48-59; Mateos. Typicon, T. 1. P. 227; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 217-219. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997r. Т. 3. С. 54-55; ODB. 1991. T. 2. Col. 1471; Beck. Kirche und Theol. Literatur. 1959. S. 565; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 357-358; PMBZ, N 5576; Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-337; idem. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004. P. 313-322; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 535-539.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

XV в. При этом оно не включено в домакариевские Минеи-Четьи и входит в их состав лишь начиная с ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 2198-2210). История и обстоятельства перевода исследованы недостаточно. Это Житие вошло в начальный том Сборника прп. Нила Сорского посл. четв. XV в. (РГБ. Троиц. Фунд. 384), своеобразного преподобнического Торжественника минейного. Краткое Житие К. О. переводилось на слав. язык 4 раза - в XII в. на Руси или для Руси в составе нестишного Пролога и трижды в XIV в. в редакции стишного Пролога: в Болгарии или на Афоне («тырновская» редакция), в Сербии, известен еще один болг. перевод при служебных Минеях. Из этих переводов на Руси получил известность только 1-й (старший список - РГБ. Троиц. Фунд. 717, 1429 г.). Служба К. О. помещена уже в древнейшем переводе служебных Миней, начиная с комплекта 90-х гг. XI в., принадлежавшего новгородскому Лазареву мон-рю (РГАДА. Ф. 381, 84, ок. 1095 г.). Служба этому святому была вновь переведена на Балканах (в Болгарии или на Афоне) в 1-й пол. XIV в. в составе комплекта служебных Миней по Иерусалимскому уставу. Вопрос о посвящении К. О. храмов у юж. славян, а также на Руси не исследован. А. А. Турилов Ист.: BHG, N 463-464; ActaSS. Sept. 1760. T. 7. P. 142-152; Vita et conversatio S. Cyriaci Anachoretae//PG. 115. Col. 920-944; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского. СПб., 1895. (Палестинский Патерик; 6); Παπαδπουλος-Κερμευς Α. Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας. Πετροπολις, 1897. T. 4. Σ. 175-184; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. СПб., 18982. (Палестинский Патерик; 2); Житие прп. Кириака Отшельника. СПб., 1899. (Палестинский Патерик; 7); SynCP. Col. 87-89; Cyr. Scyth. Vita Euthym.; idem. Vita Cyriac.; Garitte G. La version Géorgienne de la vie de S. Cyriaque par Cyrille de Scythopolis//Muséon. Louvain-la-Neuve, 1962. Vol. 75. P. 399-440; Имнаишвили. В. Жития отцов. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Древние метафрастические сборники. Тбилиси, 1986 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Апостольская деятельность Иакова брата Господня усматривается со дня сошествия Святого Духа. «Свыше дыхание зельное, Апостола языком огнеобразным вещати Божия величия устрой. 378 Но особенно живыми чертами изображается в священных песнопениях предназначение Иакова брата Господня, его избрание ликом Апостолов и помазание самодейством самого Слова воплощенного во иерарха Церкви Иерусалимской. «Издалеча прозря твое жительство, Иакове, брата тя прия Христос человеколюбец, премудрый провидец, Иерусалимов священноявленника верна, и пастыреначальника поставляет и таинника неизреченная священнодействующа таинства. 379 «Апостольский лик тебе избра, священствовати, первее в Сионе святем Христу благодетелю, яко суща того по плоти сродством и брата, спутешественника и наследника следов того, Иакове. 380 «Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последния дни, Иакове божественне, перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таин духовных. 381 «Лик апостольский, всемудре, яве украсил оси, яко первый иерарх быв, самодейством Слова помазан, яко ученик и брат Божий, священнопроповедник священнейший. 382 Прославляется Иаков брат Господень и как писатель известного, в высшей степени назидательного, соборного послания. «Даянию благому и дару совершенному от Отца светов человеком подаятися учиши яве. 383 «Видения деятельнаго излагая дщицу, от скрижали же яко духовныя человеки научил еси. 384 Не называемый нигде верховным Апостолом, подобно Иакову Алфееву, как не принадлежащий к лику 12-ти, Иаков, рожденный от Иосифа, величается знаменитым между Апостолами, как брат Началопастыря Христа и преемник Его первосвященства, – достойно украшенный именем священномученика, как благоволивший умереть за Христа. «Началопастыря Христа брат был еси и преемник, и во Апостолех знаменит, еже за Того умрети благоволил еси. 385 «Кровию мучения священство украсил еси, священномучениче Апостоле: на криле бо святилища представ, Бога Слова проповедал еси, Творца суща всего, тем от иудей свержен, небесных чертогов сподобился еси, Богобрате Иакове. 386

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

в., Антропологические: о душе С. II, 195–200, М. 91, 353–362, – письмо к архиеп. Иоанну о бестелесности души С. II, 238–243, М. 91, 423–433 и к пресв. Иоанну о продолжении сознательно-личного существование души по смерти С. II, 243–247, М. 91, 433–440. г., Нравственно-аскетические: Подвижническое слово С. I, 367–393, М. 90, 911–958, – как прибавление к нему – Главы о любви С. I, 394–460, М. 90, 959–1079, – и несколько -VI- писем С. II, 201–235, 253–255, М. 91, 363–420, 449–453 и др. д., Смешанного характера – аскетико-догматико-мистические: Главы о богословии и о домостроении воплощения Сына Божия, называемые также гностическими главами С. I, 461–511, М. 90, 1083–1174, – Главы относящиеся к богословию и домостроению С. I, 512–634, М. 90, 1177–1392, – Другие главы такого же характера С. I, 640–671, М. 90, 1401–1462, – здесь же можно назвать и Богословские Главы или Loci communes, представляющие извлечение из церковных книг и из светских писателей, коих принадлежность св. Максиму оспаривается С. II, 528–689, М. 91, 719–1018. е., Мистико-литургического характера: Тайноводство, мистико-символическое объяснение богослужение С. II, 489–526, М. 91, 657–718. ж., Хронологического характера: Computus ecclesiasticus – краткое изъяснение определение Пасхи Христовой М. t. 19, 1217–1280 и Chronologia succinta vitae Chzisti – Краткая хронология жизни Христа, изданная Bratke в Zeitschrift für kirchengeschichte 13 (1892–1893), 382–384. з., Письма: догматического, нравственного, мистического, частью же более общего и личного характера С. II, 201–381, М. 91, 363–650. и., Наконец три гимна, изданные Daniel’eм в Thesaurus hymnologicus III, 97. sq. и Μ. 91, 1417–1424. Воззрение св. Максима представляют своеобразное соединение философии, богословия и мистики. Широта философского синтеза, высота богословского созерцания, глубина мистических переживаний и тонкость диалектики открывали св. Максиму возможность стремиться к объединению греческой философии (Платона и Аристотеля) с христианским богословием прежних великих отцов (Афанасия, Григория Богослова и Нисского) и мистикою Дионисия Ареопагита и Египетских аскетов. В этом оригинальность и значение св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В летописи записали: в 1418 г., «молитвами святого чудотворца Леонтия» поставлен был новый епископ Ростову; равно в окружной грамоте свят. Ионы 1448 г. Леонтий «святый чудотворец» 379 . При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462–1467 г.) свирепствовала «короста», от которой многие и умирали; у раки св. Леонтия многие из этих больных получили исцеление. При том же архиепископе Захария, слуга князя, спорил с кафедрой об участке земли. «Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание посылают». Так поступили и теперь. Захария нашёл свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза; слепого в раскаянии привели к раке чудотворца и, когда архиепископ отслужил молебен св. Леонтию, Захария стал здоров 380 . – В 1521 г., во время неожиданного нашествия Махмет-Гирея, святитель Леонтий вместе с Московскими святителями являлся ходатаем перед Богом за Москву 381 . «Общник Апостолов, верный молитвенник перед Богом, святитель Леонтий! добродетелями достиг ты небесного, при сильной любви к Любящему тебя; неверных людей освятил ты верою. – Потому, ликуя с ангелами, стоишь пред престолом Царя всех, Христа Бога. Молися Ему, да спасет души наша» 382 . † Преставление пр. Евфросинии, княжны Полоцкой Препод. Евфросиния, по народному наименованию Предслава, была внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича († 1101) 383 ; отец её Святослав – Георгий был меньший из семи сыновей князя Всеслава. Родители воспитали Предславу в страхе Божьем и она оказывала такую любовь к учению, что изумляла тем родителей. Красота её стала привлекать князей, которые, лишь только достигла она 12 лет, искали руки её. Родители хотели обручить её с одним из прекрасных молодых князей; но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в женскую иноческую обитель, где начальствовала тётка её, супруга князя Романа Всеславича 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В некоторых случаях Иоанн Златоуст не ограничивался одним или двумя ночными богослужениями кряду. В «Беседе после землетрясения» он говорит: «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями ( τας παννυχσι) просвещая ночи; у-вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества… Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении… Наступает ночь, и все идут в церковь … Я думал, что после первого и второго дня бессонница изнурит ваши тела, но теперь, чем более продолжается бдение без сна, тем более усиливается ваше усердие» 21 . Открытие в 1905 году Конибиром в Парижской национальной библиотеке Армянского лекционара (манускрипт 44 X века) и публикация в шестидесятых годах текущего (ХХ. – Изд.) столетия бенедиктинцем о. Афанасием Рену армянского же лекционара по рукописи 121 библиотеки Иерусалимского армянского патриархата 1192 года с припиской, сделанной в 1318 году, позволяют восстановить ту ночную службу, которая, согласно сообщению Этерии, совершалась в Иерусалиме и течение ночи с Великого Четверга на Великую Пятницу. Как сказано было выше, Этерия прибыла на Восток весной 381 года и покинула Иерусалим в понедельник на Пасхальной седмице – 25 марта 384 года. В свете топографии святых мест Иерусалима и истории строительства в нем храмов содержание Иерусалимского лекционара 121 относится к 417–439 годам 22 . Содержание Парижского лекционара 44 – к годам с 439 по 450-й включительно 23 . По всем трем памятникам, ночное богослужение с вечера Великого Четверга до утра Великой Пятницы начиналось на Елеонской горе, по словам Этерии, в той церкви, «где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами» 24 . Панихида в этой церкви состояла из пяти гобал, т. е. трехпсалмий. Стихи всех трех псалмов гобалы объединялись пением одного общего стиха, который здесь называется антифоном. По окончании каждой гобалы епископ читал молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010