Глава седьмая. Изобразительные (обедница) Есть несколько определений чина изобразительных, и все они связываются с его наименованиями, греческими и славянскими. 1. Названия службы По-гречески этот чин называется τ τυπικ, а по-славянски – «изобразительные» (т. е. молитвословия), «сеновно-изображенные», «уставные» 381 , «обедница» 382 . Кроме τ τυπικ, часто употребляется греческое название ο μακαρισμο, по-славянски, «блаженны», – название, заимствованное от «заповедей блаженства», входящих в состав службы. Встречается также еще и название προλειτουργα 383 . Наконец, сравнительно недавно стало известно новое греческое название – ες τν μετληιν, на причащение 384 . 2. Понятие об изобразительных В связи с приведенными названиями определяется и самое понятие об изобразительных. При этом одни, понимая название τ τυπικ в смысле «изобразительных», или «сеновно-изображенных» молитвословий, видят в рассматриваемой службе отображение, или подобие всей литургии, с которой последование изобразительных и на самом деле, по за- мечанию Симеона Солунского († 1430 г.), имеет сходный «тип», т. е. чин, или устав: τν τπον χει ες εκνα τιν τς ερς λιτουργας 385 ; другие, применительно к славянскому переводу – «уставные», под именем τ τυπικ разумеют лишь «ту часть литургии, которая записывалась не в евхологие, а в уставе, τυπικν» 386 . Что же касается вопроса о смысле и значении изобразительных, как самостоятельной службы, то он до последнего времени оставался открытым. Полное понятие об изобразительных возможно составить при помощи найденного и описанного проф. А. А. Дмитриевским чина ες τν μετληιν, на причащение. – По всем данным, изобразительные представляют собою общедоступный чин литургии, без таинственных евхаристических молитвословий, входивший некогда в состав всех церковных последований и положивший начало нынешнему Типикону, а в частном употреблении служивший чином самопричащения. 3. Литургия и пролитургия Симеон Солунский , говоря о последовании изобразительных, замечает, что оно имеет «тип», т. е. чин, или устав, «на подобие священной литургии». К этому следует добавить, что изобразительные и по назначению своему довольно близко соприкасаются с литургией, вполне оправдывая в данном случае свое название – «пролитургия», т. е. служба, совершаемая перед литургией, или же вместо литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVII. «...небо придет на помощь твоему благочестию, которое спасет римскую империю от варварской дикости разбойников и от царствования недостойного узурпатора» (Амвросий. Письмо 61,1) После поражения в споре об алтаре Победы языческая оппозиция в римском сенате в течение пяти лет не возобновляла попыток вернуть старой религии утраченные привилегии. Борьба с язычеством отошла на второй план и для христиан в связи с противоборством между Амвросием и арианами, захватом Максимом Италии и войной Феодосия с Максимом. Политика Феодосия в отношении язычества на востоке в общем-то не выходила за рамки веротерпимости его предшественников. Оказывая явное покровительство христианству, Феодосии тем не менее не предпринимал решительных мер против язычества. Вероятно, ему было известно о споре между Амвросием и Симмахом, но в источниках нет данных о прямой реакции востока на события в Медиолане и Риме. Можно лишь предположить, что такой реакцией был закон, изданный в мае 385 г. (Кодекс Феодосия XVI, 10, 9), который подтверждал эдикт от 381 г. о запрещении жертвоприношений связанных с предсказаниями будущего, но содержал более жесткие выражения и угрожал нарушителям смертной казнью. Этот закон, по мнению исследователей, дал повод наиболее рьяным христианам развернуть настоящее наступление на язычество. Преторианский префект Востока Цинегий, занимавший эту должность с 384 по 388 гг., провел беспрецедентную экспедицию по уничтожению языческих храмов, поддержанную фанатичными христианами и монахами, чаще действовавшими по собственной инициативе. Знаменитый оратор Либаний в 388 г. адресовал Феодосию яркую речь в защиту храмов, которая позволяет выяснить многие подробности этих событий. Вот некоторые выдержки из нее: «Ты не отдавал приказа о закрытии храмов, не воспрещал доступа в них; не устранил из храмов и с жертвенников ни огня, ни ладана, ни обрядов почитания другими воскурениями. Но эти черноризники, которые прожорливее слонов и нескончаемой чередой кубков изводят тех, которые сопровождают их попойку песнями, а между тем стараются скрыть эту свою невоздержанность путем искусственно наводимой бледности – несмотря, на то, что закон остается в силе, спешат к храмам, вооружившись камнями и ломами, иные за неимением орудий действуют руками и ногами...

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого 376 Проблема познаваемости Бога является для св. Василия Великого частным, хотя вместе с тем и единственным по своему характеру видом нашего познания вообще. Как в мире тварном сущность творений недоступна нашему разуму и мы познаем творения по их свойствам и качествам, по их видимости, точно так же, или, вернее, в неизмеримо большей степени, Божественная сущность (ουσα) остается для нас непостижимой и недоступной, и мы познаем Бога только из Его свойств, или, как св. Василий наиболее часто выражается, из Его действий и проявлений, из Его энергий (ενεργειαι). «Евномиане, – говорит он 377 , – не знающие естества даже той земли, которую они попирают своими ногами, какова она, имеют дерзость проникать в сущность Бога всяческих» 378 . «Вообще только помыслить, – пишет там же св. Василий, – что можно исследовать сущность Бога, Который выше всего, сколько в этом гордости и надменности!» 379 «Я думаю, – говорит еще св. Василий, – что постижение (Божественной сущности) превосходит не только людей, но и всякое разумное естество. “Разумной” же я называю здесь тварную природу. Ибо Отец познаваем только Сыну и Святому Духу» 380 . Таким образом, эта неспособность познавать Божественное естество не ограничивается одними людьми, но распространяется и на ангельский мир. Только три Божественные Ипостаси обладают полным познанием Их общей сущности. И св. Василий заключает: «Сущность Божия, как это было доказано, совершенно непостижима и неизреченна для человеческого естества» 381 . Это не означает, однако, для св. Василия, что Бог совершенно непостижим. Такая непостижимость исключала бы возможность сознательного поклонения Богу. В этом как раз и упрекали его противники, евномиане, ставившие ему такой вопрос: «Поклоняешься ли ты тому, что ты знаешь, или тому, что ты не знаешь?» 382 Св. Василий понимает ловушку, заключающуюся в этом вопросе. «Если мы ответим, что мы знаем то, чему поклоняемся, у них на это быстрый ответ: “Какова сущность поклоняемого?” А если мы признаемся, что не знаем его сущности, они обращают против нас наш ответ и говорят: “Итак, вы поклоняетесь тому, что не знаете”» 383 . Этот аномейский вопрос предполагает, что всякое истинное познание есть познание сущности, и в особенности что в Боге все есть сущность. В своем ответе св. Василий оспаривает оба эти утверждения: «А мы говорим, что познание многозначно. В самом деле, мы говорим, что знаем величие Божие и Его силу и мудрость, и благость, и Промысл, которым Он промышляет о нас, и праведность Его суда, но не саму сущность. Так что вопрос этот имеет улавливающий характер» 384 . Таким образом, св. Василий допускает, с точки зрения познания, во всяком случае, различие между сущностью Божией и Его свойствами и проявлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Органами рассматриваемой способности служат передние желудочки головного мозга и находящаяся в них психическая пневма 370 , а затем – исходящие из них нервы, пропитанные «психической пневмой», и структура органов чувств. Органов чувств пять, чувство же одно – душевное 371 , познающее посредством органов чувств происходящие в них состояния (движения). Тем органом, который наиболее материален 372 и телесен, т. е., осязанием, душа воспринимает вещественное (материальное) в природе; органом же световидным, каково зрение, – световидное; равным образом, органом воздухообразным 373 ) воспринимает движения воздуха: ведь сущность звука составляет воздух, или, лучше, удар воздуха 374 ; губковидным и водянистым (органом), т. е., вкусом, душа воспринимает соки 375 . Природой устроено так, что все чувственное познается тем, что ему сродно 376 . Итак, по смыслу сказанного, следовало бы, чтобы было четыре внешних чувства, так как существует четыре стихии. Но поскольку пар и род запахов занимают по своей природе середину между воздухом и водой [по сравнению с воздухом они грубее 377 , а по сравнению с водой – нежнее 378 ; это очевидно при насморке: страдающие насморком втягивают воздух посредством дыхания, но, втягивая воздух, паров и запаха 379 не воспринимают, так как по причине преграды состоящее из более плотных частиц не достигает чувства 380 ], то вследствие этого природа устроила пятый орган чувств – обоняние, чтобы ничто из подлежащего знанию не осталось за пределами внешних чувств 381 . Ощущение не есть изменение, а определение ( διγνωσις, распознавание) изменения 382 : изменяются органы чувств, но распознается это изменение ощущением (внешним чувством) 383 . Часто смешивают ощущение (чувство) с самыми органами внешних чувств. Ощущение есть восприятие чувственных вещей. Но это, по-видимому, определение не самого ощущения, а его функций. Потому ощущение еще определяют как разумный дух, простирающийся от главного седалища души 384 к органам 385 . Еще ощущение определяют как силу души, воспринимающую чувственное, а самые органы – как орудия для восприятия чувственных предметов 386 . Платон определяет ощущение как сообщение (союз) души и тела с внешним 387 . Действительно, самая способность принадлежит душе, а орган – телу; оба же вместе – посредством воображения – воспринимают внешнее (бытие).

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Раздел II. Церковная жизнь. Богословие и философия в VI веке Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова ) 381 1. Эпоха и жизнь Время, в которое жил св. Григорий (ок. 540–604), было одним из самых печальных и скорбных периодов в истории христианского Запада, особенно в истории Италии 382 . Хотя император Юстиниан Великий , вдохновляемый идеей восстановления былого могущества Римской империи, в ряде продолжительных и изнурительных кампаний сумел отвоевать у остготов и вандалов некоторые западные области 383 , «но несмотря на эти громадные успехи, разница между замыслами Юстиниана и действительными результатами была очень значительна: Западную Римскую империю в ее целом ему возвратить не удалось» 384 . Нашествие новых варваров, лангобардов, в 569 году во многом свело на нет все завоевания Юстиниана в Италии. К этому добавились и многочисленные эпидемии (моровая язва и пр.), постоянно опустошавшие страну, в результате чего численность ее населения резко снизилась, а хозяйственная жизнь была близка к окончательному развалу. Естественно, что все эти бедствия захватили непосредственно и Рим – некогда столицу мира, а в VI веке уже полуопустошенный город, сполна испивший чашу мерзости запустения. Один русский медиевист яркими красками описывает скорбное положение Италии и самого Рима в этот период: «Готские цари, чтобы удержать в повиновении столицу, брали многочисленных заложников; но население, ненавидевшее еретиков-варваров, тянуло к православной Византии, и заложники гибли. Так, один раз были избиты все сенаторы, в другой готы казнили триста молодых людей из самых знатных фамилий. Тем не менее Рим то по охоте, то поневоле предавался византийцам, которые бывали не раз вынуждены возвращать его готам. Начинались новые невероятные репрессалии. Тотила, например, избил значительную часть населения, а остальных жителей вывел из города и разместил по тюрьмам в Кампании, так что в мировой столице сорок дней бродили одни только волки. К бедствиям войны присоединились ужасы голода и чумы, которые тянулись и после падения Остготского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

[Юлия; лат. Iulia; франц. Jule, Jules], мц. (пам. зап. 21 июля), пострадавшая в г. Трикассы (ныне Труа, Франция). Основной источник сведений об И.- ее Мученичество (BHL, N 4518), известное в неск. редакциях. Ранняя редакция Мученичества сохранилась в рукописи кон. VIII-IX в. (Montpellier. École de Médecine. 55. Fol. 101-102v; сб. житий святых происходит из ц. св. Стефана в Отёне; описание см.: AnBoll. 1915/1916. T. 34/35. P. 251-254; поправки: Straeten. La Passion. 1962. P. 362-363). Ж. Верден и болландист Ж. ван дер Стратен указали еще 6 рукописей X-XIV вв., в к-рых содержатся более поздние редакции произведения. Мученичество И. впервые опубликовано Н. Камюза ( Camuzat N. Promptuarium sacrarum antiquitatum Tricassinae dioecesis. Augustae Trecarum, 1610. P. 381-384), в 1727 г. текст был перепечатан болландистом Ж. Б. дю Солье в «Acta Sanctorum» . Текст Мученичества И., опубликованный Камюза, в нек-рых деталях расходится с рукописными редакциями. В частности, в публикации утверждается, что смертный приговор мученице вынес имп. Аврелиан (270-275). По мнению ван дер Стратена, это добавление мог сделать Камюза, готовивший текст к публикации. Ж. ван дер Стратен всесторонне исследовал и опубликовал текст Мученичества с учетом всех известных к сер. XX в. рукописей ( Straeten. La Passion. 1962). Он выделил 2 редакции Мученичества. Редакция А (известна по единственной рукописи, хранящейся в Монпелье) является более ранней, однако сохранность текста издатель признает неудовлетворительной из-за «варварского» языка, обилия грамматических ошибок и стилистических погрешностей, нек-рые выражения в рукописном тексте не вполне понятны «либо по вине переписчика, работавшего небрежно и пропускавшего слова, либо из-за вмешательства безграмотного редактора». Более поздняя редакция В, к-рая отличается от ранней версии наличием риторических вставок, опубликована ван дер Стратеном по рукописи Paris. lat. 17002 (легендарий из мон-ря Муасак; кон. X в.). Этот текст Мученичества И. без значительных изменений распространялся в рукописях до кон. XIV в.

http://pravenc.ru/text/1237885.html

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. XVI в. Мастер Феофан Критский [Греч. Νεκτριος] († 27.09.397), свт. (пам. греч. 11 окт.), архиеп. К-польский (с июня 381). Род. в Тарсе Киликийском (ныне Тарсус, Турция). Был членом сената и занимал должность городского претора (praetor urbanus) вплоть до вступления на престол Вост. Римской империи св. Феодосия I Великого (379-395), убежденного сторонника правосл. учения, которое было сформулировано на Вселенском I Соборе в Никее. В нояб. 380 г. Феодосий прибыл в столицу и потребовал от архиеп. К-польского Димофила († 387), принадлежавшего к числу умеренных антиникейцев-омиев (см. в ст. Арианство ), подписать Никейский Символ веры . После того как архиепископ отказался это сделать, он был изгнан из города, что вызвало недовольство части населения. Вскоре Димофил стал совершать богослужения для своей паствы в одном из храмов за городскими стенами. По инициативе имп. Феодосия К-польскую кафедру занял свт. Григорий Богослов , к-рый фактически руководил правосл. общиной столицы и ранее, во время господства в К-поле антиникейской партии. Однако оппозиция новому предстоятелю была достаточно сильна. Так, Александрийские архиепископы Петр II (373-381) и Тимофей I (381-385) настаивали на неканоничности избрания свт. Григория, поскольку он уже был возведен на кафедру г. Сасимы (ныне Хасанкёй, Турция) в Каппадокии. В 380 г. егип. епископы, действовавшие по поручению архиеп. Петра II, прибыли в столицу и рукоположили Максима (I) Киника , к-рый первоначально пользовался поддержкой со стороны папы Римского св. Дамаса I (366-384). Имп. Феодосий и большинство отцов Вселенского II Собора , созванного в К-поле в 381 г., отвергли кандидатуру Максима и признали его хиротонию недействительной. Тем не менее свт. Григорий сложил с себя полномочия и удалился из столицы. На К-польскую кафедру по воле императора избрали Н., к-рый еще не был крещен. Согласно «Церковной истории» Сократа Схоластика († после 439), кандидатура Н. была предложена жителями К-поля, уважавшими его за кроткий нрав ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 12-13). Феодорит , еп. Кирский († ок. 460), сообщает, что инициатива избрания «достохвального и мудрого мужа Нектария» исходила от свт. Григория Богослова ( Theodoret. Hist. eccl. V 8. 8-9).

http://pravenc.ru/text/2564856.html

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28. Архиепископ Леонид 378 (с 1571 по 1573 г.) После заточения архиепископа Пимена, почти целый год Новгород оставался без владыки, и только 4 декабря 1571 г. митрополит Кирилл хиротонисал в архиепископа ему Чудовского архимандрита Леонида 379 . В этот промежуток времени голод и болезни, свирепствовавшие в Новгороде, довершили казнь Иоаннову, так что священники, в течении шести или семи месяцев, не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов. Наконец, Новгород как бы пробудился от мертвого оцепенения: 24 сентября, в день воскресный, все оставшиеся в живых, – духовенство семи соборов, миряне, собрались в поле, у церкви Рождества Христова и служили общую панихиду за умерших, над тамошнею скудельницею; где лежало 10000 не отпетых тел христианских. Тут же стоял и нищий старец, Иван Жегальцо, который один с молитвою предавал мертвых земле в сие ужасное время 380 . В Новгород прибыл архиепископ Леонид 23 декабря, «в неделю, и того же дни в Софии служил обедню, и ради были Новгородци своему владыце; а едучи в Новгород владыка того же дня был в Кирилове манастыре, да на Сетечки» (в Ситецком монастыре) 381 . Вслед за архиепископом прибыл в Новгород и сам государь Иван Васильевич, с сыновьями своими – Иоанном и Феодором, и с ними «Коломенский владыка Давыд, да архимандрит с Москвы Чюдовской Ефимей, да Симоновский архимандрит Иев» 382 . Вероятно, Иоанн сознавал, что нелегко ему будет увидеть Новгород – это позорище лютых казней, ужасное знамение его гнева, то место, где в страшном безмолвии людей, камни вопияли на губителя, – место уныния, скорби, нищеты и болезней, которые там еще свирепствовали; и потому, чтобы успокоить и ободрить Новгородцев, он за несколько месяцев до своего приезда начал оказывать некоторые знаки благоволения городу: «сентября в 16 день пожаловал священников, отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да священника Семена с Легощи улици, да священника Федотия с Павловы улици, да священника Ждана из Дворца с Колмова; 21 сентября возвратил в Москву архимандрита Памву, который находился в заточении в Юрьеве 383 ; 30 сентября повелел слить в слободе новый колокол в великий Новгород, а делал мастер Иван Афанасьев 384 , затем, 10-го октября, прислал в Новгород грамоту, в которой писал жителям, чтобы они были спокойны, ничего не боялись от государя и готовили, по старине, запасы к его прибытию; эту грамоту читали Новгородские наместники собравшимся гражданам пред пустым, необитаемым двором архиепископским» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

архим. Вассилиос Папавассилиу Тридцать ступеней, ведущих на небеса Скачать epub pdf Предисловие. Краткое содержание и наставление «Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем и внимая Пророку, который говорит: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» ( Ис 2:3 ), Который сделает ноги наши, как у оленя, и на высоту возведет нас! ( Ав 3:19 ). Теките, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: потщимся, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф 4:13 ). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую ступень в духовой сей лествице; 1 ибо любовь есть Бог . Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь» (Лествица. 30:37) Введение Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых (Лествица. 1:3) «Лествица», или «Скрижали духовные», является одним из самых значимых христианских текстов всех времен. Ее автор – святой Иоанн – назван в ее честь – св. Иоанн Лествичник . Он также известен как св. Иоанн Синайский; Синай – гора в Египте, на которой Моисей видел Бога и получил скрижали с десятью заповедями (ср. Исх. 3 и 31:18), где Иоанн был монахом в монастыре св. Екатерины. Самые ранние сведения о монашеской жизни на Синае мы узнаем из путевого журнала, написанного между 381 и 384 гг. Когда Иоанн в возрасте шестнадцати лет пришел в монастырь св. Екатерины, возможно, во второй половине VI века, монашеская жизнь была там уже устроена. В то время на Синае практиковались три формы монашеской жизни: общежительная, или жизнь в киновии (братия, живущая совместно с общей молитвой и богослужениями под руководством настоятеля); уединенная, или отшельническая (пустынник или отшельник, живущий в одиночестве в близлежащей пустыне); и полу-отшельническая (небольшие монашеские сообщества, или скиты, состоящие из духовного наставника и одного или двух монахов, живущих совместно близ монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010