Человек живет, существует, мыслит и действует лишь в реляции к Абсолютному, лишь предполагая Абсолютное. Это существенное предположение Абсолютного, без которого нет человека и в сущности нет ничего, Шелер называет «религиозным актом», свойственным всякому Я, всякому сознанию, всякому духу: «Zum Wesen des endlichen Bewusstsein gehört eine Absolutsp ähre zu haben – eine solche zugleich des Seins und der Werte – und deise mit irgend einem Inhalt auszufüllen». 361 Всякое сознание абсолютирует и без этого не может релятивировать; важно только, чтобы абсолютирование было доведено до истинного конца, до подлинного Абсолюта. Мудрец отличен от глупца Тем, что он мыслит до конца, т. е. до предела мыслимого и познаваемого, за которым скрывается трансцендентное Абсолютное, Deus absconditus. Если абсолютирование не доходит до Абсолютного, то оно абсолютирует какую-либо конечную ценность или конечное бытие. На место Абсолютного воздвигается идол, или кумир, который есть мнимый Абсолют. Атеизм повинен не в том, что он сокрушает кумиры: в этом его заслуга, в этом – исполнение заповеди: «не сотвори себе кумира», 362 но на самом деле атеизм повинен в обратном: в сотворении себе кумира! Атеизм повинен не в неверии, а, напротив, в легковерии и суеверии. Иными словами, не существует последовательного атеизма, существует только идолизм 363 (в форме различных «измов»: материализм, натурализм, эгоизм, гедонизм, гуманизм, как религия человечества и проч.). «Es besteht das Wesensgesetz: Jeder endliche Geist glaubt entweder an Gott oder an einen Götzen». 364 Здесь выступает co всею силою ценность релятивирования, Ценность истинного противопоставления относительного и абсолютного. Абсолютирование относительного есть источник всякой неправды – теоретической, этической и религиозной. Против него боролся Сократ со своим «знанием незнания» и Кант со своею непознаваемою вещью в себе. Против него Декарт воздвигал свое универсальное сомнение. 16. Мир сомнителен – Бог несомненен Сомнение есть прежде всего свержение кумиров. Кумиры и идолы – всегда ближе, понятнее, нагляднее, осязательнее для человека, нежели Deus Absconditus; и однако, именно они сомнительны, несмотря на свою «видимость». Толпа и полуобразованность считает, что видимое, понятное, доказуемое – несомненно; а невидимое, непонятное и недоказуемое – сомнительно. На самом деле как раз наоборот: «видимое» прежде всего подвергается сомнению и объявляется относительным даже в позитивной науке, которая есть тоже «вещей обличение невидимых». 365 Но далее, все понятия и доказательства всегда могут быть подвергаемы сомнению и релятивируемы при помощи открытия иррационального в них и при помощи сопоставления с иными возможными понятиями и доказательствами. Только понятие может быть признано недостаточно понятным и только доказательство – недоказательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Св. Григорий Богослов весьма старался убедить своего славного брата отказаться от мирского служения и оставить двор и его блеск и перейти в тихую пристань монашества. Но его убеждения не имели успеха. Св. Кесарий любил свою жизнь и кипучую деятельность. Как свидетельствует Св. Григорий Богослов , Св. Кесарий не только был прекрасен внешним видом, но и своей духовной красотой и благородством. Отказавшись от брака – несомненно под влиянием монашеских идеалов, проповедуемых Св. Григорием и Св. Василием Великим  – он сиял целомудрием, добротой и высоким благородством. В те времена многие откладывали свое крещение до более позднего времени. Так и Св. Кесарий, будучи в душе совершенным христианином, пребывал еще не крещенным. Вступивший после смерти Констанция на царский трон Иулиан Отступник (361–363 гг.), сначала осыпав Св. Кесария почестями и лестными похвалами, возымел намерение привлечь его к своему богоборческому делу возстановления язычества в Римской Империи. И тогда Св. Кесарий явил присущее ему благородство и силу христианской души. Он, по рассказу Св. Григория, «громко возвестил, что Он – христианин, и будет христианином». И затем, по совету Св. Григория и своего отца – хотя Иулиан Отступник и удерживал его, подал в отставку и вернулся на свою родину. Но не долго он пробыл в своем добровольном изгнании: вскоре последовавшая смерть Иулиана и воцарение православных царей изменили обстоятельства, и с еще большей славой Св. Кесарий возвращается в Константинополь. Царь вверяет ему хранение своей личной казны и «пролагал для него, по выражению Св. Григория, путь к высшим чинам». Но случившееся сильное землетрясение, совершенно разрушившее Никею 11-го октября 368 г., изменило судьбу Св. Кесария. Об этом так говорит Св. Григорий: «Во время недавнего землетрясения в Никее, которое, как сказывают, было ужаснее дотоле памятных, и почти всех застигло и истребило вместе с великолепием города, из знатных жителей едва-ли не один, или весьма с немногими, Кесарий спасается от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Текст этих тезисов (большей частью они были сформулированы архиепископом Евлогием) приводится ниже – с комментарием, который освещает ход дискуссии, предшествовавшей их одобрению. 1) Славянский язык в богослужении есть великое, священное достояние нашей родной, церковной старины, и потому он должен сохраняться и поддерживаться как основной язык нашего богослужения. Первый тезис отражал позицию прежде всего консервативно настроенных членов подотдела – таких как архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор 359 , епископ Андроник, епископ Омский Сильвестр 360 , священники Василий Прилуцкий 361 , и Аристарх Пономарев 362 , смотритель Вологодского духовного училища В.К. Лебедев, череповецкий окружной судья Н.Ф. Миклашевский, генерал Л.К. Артамонов 363 . «Отнять у нас, сроднившихся с славянским богослужением, славянский язык – оторвать часть нашей души», – говорил епископ Мефодий. Нам дорога каждая иота. В крайнем случае, пусть употребляется параллельно славянский язык с русским, но не прогоняется совершенно первый. Миллионы душ молились на этом языке, проповедники Слова Божия вещали этим языком, и для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения (35). Еще больше пафоса прозвучало в словах Н. И. Троицкого 364 : К священному славянскому языку, хранителю глаголов Божиих, как некоему златому ковчегу, да не коснется рука скверных, – да не прострет ее враг на искажение драгоценнейшего достояния всего славянского мира (8). Вместе с тем, ценность славянского богослужебного текста в большинстве своем не отрицали и те члены Собора, которые настаивали на введении русского (или украинского) языка в литургическое употребление. Потребность в допущении русского языка очевидна, и это необходимо признать при всей нашей любви к славянскому, на котором мы воспитаны и с которым мы сроднились – сказал Б.А. Тураев (32 об.). Архиепископ Евлогий выступал за перевод; вот, однако, его слова: «Я преклоняюсь перед славянским языком, понимаю, что это – язык художников молитвы, освященный веками» (34 об.). Самая же формула об основном языке богослужения взята из выступления секретаря подотдела П.В. Поповича 365 , который также предлагал допустить употребление, наряду со славянским, и русского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как, по Мосгейму, история получает только тогда свою истинную цену, если не только показывает, что случилось, но и как и почему случилось, т.е. если события изъясняются из своих причин 360 , то Мосгейм для этой цели требует от историка, чтобы он, вместе с свидетельствами писателей о событии, в особенности строго изучил и человеческую природу; ибо, по суждению Мосгейма, кто знаком с духовными способностями, характерами и наклонностями людей, силою их страстей, тот только из этого источника может легко объяснить случившееся 361 . Такой взгляд на изучение явлений церковной истории, как само по себе понятно, должен был ввести в исследование истории такой-же интерес разнообразия, какой считался принадлежностью лишь политической истории. Таким образом, первым движущим принципом в сфере церковно-исторической, Мосгейм признает всю совокупность частных характеров, частных намерений и стремлений, какие были у лиц, действующих в то или другое время в истории церкви. – Другим решительным принципом, движущим церковно-историческими событиями были, по Мосгейму, повременная встреча, борьба и соединение между идеями философскими данного времени и христианством. Это взаимодействие христианства и философии Мосгейм считает величайшим фактором в истории церкви. Вследствие этого, для целей изучения церковной истории в особенности считает он необходимым знание истории философии 362 . Сам Мосгейм из его глубокого знакомства с философией сделал в своих исторических трудах многостороннее применение к изучению церковной истории. При помощи истории философии он с успехом раскрыл сущность гностицизма и его разветвлений, пролил новый свет на историю манихейства, оценил отношение неоплатонической философии к христианству, глубоко анализировал систему Оригена и то отношение, в какое Ориген поставил теологию к философии, показал происхождение оригеновского аллегорического толкования Писания и пр. 363 . Но в той же самой философии, которая, по Мосгейму, вносила новые элементы, служащие к раскрытию христианства и которая составляла движущий принцип истории церкви, он находит и опаснейшего врага христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Текст его, приводимый ат-Табари, не содержит каких-то специфических положений, и поэтому его трудно сравнить с договором Хузайфы, чтобы убедиться, что это не один и тот договор. Дата договора, приводимая в тексте, – 18 г. х. совершенно невероятна, если только она не является результатом искажения числительного «двадцать», ибо в 28 г. х. Абдал б. Шубайл возобновлял договор с Азербайджаном (на условиях договора Хузайфы) 426 . 356 Там же, с. 2388. В другом месте говорится, что Умар разрешил Утбе совершить хаджж после завоевания Ахваза [Таб., I, с. 2550]. 357 Согласно Сайфу, военные действия, о которых рассказывается у ат-Табари в разделе о 17 г. х., происходили при Утбе (с оговоркой, что некоторые относят их к 16 г. х.) [Таб., I, с. 2534 – 2641]. 360 Таб., I, с. 2223 – 2224, 2350. Согласно этим сведениям, Мугира пришел в Басру с отрядом в 500 человек, поэтому можно думать, что это те же люди, с которыми он пришел из Медины. 361 Если Мугира действительно был ранен в глаз при Йармуке, то не смог бы сразу же после того отправиться к Саду б. Абу Ваккасу. Не исключено, что он участвовал только в одной из двух великих битв. 363 По другим сведениям, Хурмузан советовался с Йездигердом об отъезде в Ахваз после бегства последнего в Кумм [Динав., с. 136 – 137]. 364 Сайф приписывает победу над Хурмузаном Хуркусу б. Зухайру ас-Са’ди, присланному халифом на помощь [Таб., I, с. 2541]. 366 Там же, с. 2545–2550 (по Сайфу). Согласно этим сведениям, Умар был разгневан самоуправством ал-Ала, пославшим арабов через море вопреки его запрещению, а по данным ал-Мадаини [Халифа, с. 96], Умар в 14 г. х. послал ал-Ала в Басру на место Утбы, который тянул с завоеванием Убуллы, но он умер по дороге в Басру. 370 Ат-Табари отмечает: «…а Абу Бакра осуждал его за все, что исходило от него» [Таб., I, с. 2530]; у ал-Балазури причиной указывается благочестивость Абу Бакры [Балаз., А., т. 1, с. 490, 990]. Отношения между Абу Бакрой и Мугирой могли быть достаточно сложными: первый был из рабов, от матери-персиянки с дурной репутацией, второй – чистокровный араб-сакифит из того же Таифа; кроме того, Абу Бакра был приближенным предыдущего наместника, Утбы, женатого на его единоутробной сестре.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Леонтович для подтверждения подобного же взгляда 360 , а в виду того соображения, что Ярослав мог дать новгородцам германскую судебную организацию, которая, однако, не рас­пространилась на другие русские земли, да и в самом Новгороде не удержалась 361 . Хотя проф. Павлов и утвержда­ет, что “во всемирной истории права, особенно у народов, только что выступающих на историческое поприще, не бы­вало такого примера, чтобы законодатель брал на себя роль инициатора, творца небывалых доселе юридических институтов”, и что “у всех народов первые кодексы законов были обыкновенно сборниками уже готовых юридических норм, созданных самою народною жизнию и сохранявшихся народным обычаем”, но утверждение это, опровергаемое, как мы видели, болгарским законом судным, мало поддерживается и русской правдой. Если бы русская правда была чисто и исключительно славянским законодательством, то не зачем было бы ей различать „русина” от „словенина” 362 , и штраф за убийство, и именно штраф в поль­зу князя, обозначать немецким названием виры 363 . То обстоятельство, что вира, по русской правде, уплачивается князю, служит для исследователя немаловажным указанием на то правосостояние, в котором находились русские славяне ко времени призвания князей. Можно именно предполагать, что славянские племена знали лишь кровную месть, и ни народных судов, ни системы выкупов еще не знали 364 , и князья, не стесняемые какою-либо раньше существовавшею обычною системою, сразу придали введенной ими по германскому образцу вире значение уголовного штрафа за преступление, уплачиваемая правительственной власти. Из летописи видно, что вира в этом смысле была установлена уже при предшественниках Владимира, и что Владимир, опять-таки не стесняяеь обычаем, то отменял виру, то восстановлял снова. В виду умножения разбоев, т. е.. вероятно, вследствие того, что родственники убитых отнюдь не чувствовали себя удовлетворенными уплатой со стороны преступника штрафа князю, и мстили убийцам, вызывая тем дальнейшую месть, так что в результате получалось состояние вражды, или частной войны, епископы напомнили Владимиру, что он поставлен Богом для на­граждения добрых и для наказания злых, – и Владимир отменил денежный штраф за убийство, заменив его уго­ловной казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРИТ АНТИОХИЙСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодорит Антиохийский (+ ок. 361 - 363 ), пресвитер , священномученик . Память 8 марта . Святой Феодорит был пресвитером и сосудохранителем соборной церкви в Антиохии . Эта церковь была построена и богато украшена императором, святым равноапостольным Константином Великим (306 - 337), и его сыном Констанцием и называлась в народе " Золотой церковью " . Заняв престол после смерти императора Констанция (337 - 361), Юлиан Отступник (361 - 363) решил восстановить язычество по всей Римской империи. Император назначил своего дядю, тоже Юлиана, правителем Антиохии . Он повелел ему закрывать христианские храмы, а изымаемые из них ценности передавать в императорскую сокровищницу. Желая угодить императору, правитель, тоже отступивший от христианской веры, с ревностью взялся за нечестивое дело. Прибыв в Антиохию с сановником Феликсом, он приказал заключить пресвитера Феодорита под стражу, а сам приступил к грабежу, осквернив алтарь и святой престол. Один из присутствовавших, Евзой, пробовал усовестить нечестивца, но был за это избит. Юлиан обвинил святого Феодорита в сокрытии церковных ценностей, но честный сосудохранитель опроверг обвинения и открыто обличил Юлиана в отступничестве. Несмотря на жестокие пытки, святой мученик до конца защищал веру во Христа Спасителя, а Юлиану и императору предсказал скорую смерть за святотатство. Воины, мучившие верного пресвитера, пораженные его твердостью и терпением и укрепленные силою Слова Божия, обратились к вере Христовой, за что были потоплены в море. Сам святой исповедник был обезглавлен. Поругание и кощунство над святынями не осталось безнаказанным - предсказание святого Феодорита вскоре сбылось: правитель Юлиан в муках скончался от тяжелой болезни, а император Юлиан погиб в походе против персов. Использованные материалы Редакция текста от: 20.03.2007 22:34:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5378.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010