В этот же период в черновых набросках появляется тема „Ильи и Эноха“ (устраненная из окончательного текста): „Чувство беспорядка Пришел — опять к Макару. Об Илье и Энохе. Горячий разговор с Версиловым о коммунизме и Христе, и о Макаре“ (XVI, 351, 352); „Важная страница. Илья и Энох Во время Макаровых прений об Илье и Энохе. О том, что будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в сердцах людей, зеленая трава иссохнет“ (XVI, 361, 363). Эта тема определяется как основная в диалогах Версилова и Подростка: „…говорили же они только об Илье и Энохе, коммунизме, христианстве и о Макаре“ (XVI, 363). В письме к жене от 10 (22) июня 1875 г. Достоевский отмечал: „Читаю об Илье и Энохе (это прекрасно) “ (XXIX кн. 2, 43). Сюжет обличения антихриста Ильей и Энохом и убиение последних антихристом, широко распространенный в кругу апокрифических сказаний и народных стихах, находился в сфере пристального внимания Достоевского и позднее, в пору создания „Братьев Карамазовых“. Присутствие темы „Ильи и Эноха“ в подготовительных материалах к „Подростку“ вместе с той интерпретацией „великой идеи“ Версилова, которая наиболее четко дана в записях августа 1874 г., свидетельствует, что именно в период создания указанного романа во многом подготавливается идейно-психологическая проблематика поэмы „Великий инквизитор“. Появление печатных отзывов на опубликованную первую часть романа во многом предопределило появление в подготовительных материалах к „Подростку“ записи от 22 марта 1875 г., озаглавленной „Для предисловия“. Центральная проблематика этого наброска — обоснование темы „подполья“: „Факты. Проходят мимо. Не замечают. Нет граждан, и никто не хочет понатужиться и заставить себя думать и замечать. Я не мог оторваться, и все крики критиков, что я изображаю ненастоящую жизнь, не разубедили меня. Нет оснований нашему обществу, не выжито правил, потому что и жизни не было. Колоссальное потрясение, — и всё прерывается, падает, отрицается, как бы и не существовало.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В то время, когда Григорий занимался умиротворением и благоустроением внутренних дел паствы отца и своей, над горизонтом Церкви Христовой скоплялись чёрные зловещие тучи. 13-го ноября 361 года умер покровитель арианства Констанций, процарствовавши 25 лет. На императорский престол вступил его племянник Юлиан, сын Юлия Констанция, родного брата Константина Великого , от второй жены его Василины, христианки. Спасшийся в христианском храме от смерти во время избиения членов дома после смерти Константина Великого , воспитанный в христианстве, крещённый и даже посвящённый в чтеца, Юлиан перенёс на религию понятную ненависть к убийце его семьи. Рано он стал почитателем язычества, восстановление которого в реформированном виде казалось ему его жизненным призванием. Воспитанный худыми представителями христианства, сначала в одном Каппадокийском замке и переселённый затем в Никомидию, он завязывает здесь тесные сношения с тогдашними учёными представителями язычества Ливанием, Максимом и Фемистием, кои посвящают его в языческие мистерии. В 354 году брат его Галл был убит. Такая же участь грозила и Юлиану. Но заступничество императрицы Евсевии спасло его. Его отправили для окончания образования в Афины, где он и встречается с Григорием, который своим проницательным оком провидел истинную сущность его 182 . В 355 году Юлиан был назначен правителем Запада, где он обнаружил большие административные и военные способности и заслужил любовь солдат варваров открытым почитанием древних богов и, в особенности, тавроболиумом, обрядом снятия с себя св. крещения и возвращения к язычеству 183 . Всем этим он достиг того, смерть Констанция открыла Юлиану бескровный путь к единодержавию. Кратковременное царствование Юлиана 1 год, 7 месяцев и 14 дней, с 13-го ноября 361 г. по 27-е июня 363 г., было полно событий, перемен и планов. Все его предприятия имели одну главную цель ослабить и уничтожить христианство и возродить древнее язычество. Для достижения этой цели он возвратил из ссылки всех ересиархов, запретил христианам образование у языческих риторов, лишил христиан льгот и удалил их от должностей при дворе и по управлению, как дело, якобы, несовместимое со смирением христианским; вместе с сим он отнимал у христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Обратись от суеты и самообольщения, обратись к истине! Обратись от греха и мира к Богу! Обратись от временного к вечному! Отвергни все пустные занятия и наслаждения, приступи к слову Божию, держись этого спасительного, животворящего слова; Оно просветит тебя и будет руководствовать к вечному блаженству (Тихон Воронежский). VI, 361. Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец (Тихон Воронежский). VI, 361–362. Отрекшиеся от мира хотя и азбуки не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все писание знают, но ищут в мире сем прославиться... (Тихон Воронежский). VI, 362–363. [Примечание святителя Игнатия:] По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. VI, 548. [Примечание святителя Игнатия:] В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностью как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которым отличается эта живопись, – положение древнего монашества, будучи отдалено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание отделенное от взоров густым туманом. От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

новый термин μοιος κατ πντα допускает и действительно подвергся перетолкованию в пользу аномейства. В виду этого в среде омиусианской партии, вероятно 29 главой ее Василием Анкирским, был составлен новый документ – Памятная записка – Υπομνηματιςμς, имевший целью придать новой формуле более точный смысл, резко отличный от того, который придавали лица, тяготевшие к аномейству. Твердо укрепив через этот документ свою догматическую позицию, омиусианская партия однако же не удержала занятого было господствующего церковно-политического положения. Официальная церковная догматика затеряла в никейской формуле и последний след омиусианства, заключавшийся в термине κατ πντα, и стала омийской. 30 За то фактически большинство епископов держалось омиусианского образа мыслей и способно было в лице того или другого из своей среды неожиданно объявить себя сторонниками омиусианства. Так случилось с Мелетием, епископом Антиохийским. Ставленник омиев, он неожиданно обнаружил в своей торжественной беседе, веденной в присутствии императора, а также и в деятельности приверженность к омиусианским воззрениям, за что и был изгнана через месяц после произнесения беседы. 31 После соборов – Селевкийского, где омиусиане играли значительную роль, но в конце концов потерпели официальное поражение, 32 и Константинопольского 361 г., приговорившего к изгнанию вождей омиусианства, 33 последнее, как особая церковно-политическая партия, исчезает из-под взора историка. После 361 г. на некоторых соборах – Александрийском 362 г., 34 Антиохийском 363 – 4, 35 Лампсакском, Тианском, в некоторых документах, каков свиток, данный папе Либерию омиусианскими послами в первые годы царствования Валента, 36 историк встречается с омиусианскими взглядами и отдельными омиусианами, но уже те и другие в тесной связи с никейскими воззрениями и сторонниками Никейского собора. С течением времени эта связь является все более и более крепкой и органической, а на фоне церковно-исторической жизни на месте омиусианства во весь рост незаметно вырастает вдруг перед историческим взором новоникейская партия, в рядах которой оказываются лица, заведомо известные как полуариане или омиусиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В этой связи легко понять, почему данная форма еще долгое время доминировала в Римской империи, всякий раз рождая очередную партию императоров-«дублеров». Не был ей чужд и сам родоначальник православной Римской империи святой Константин Равноапостольный (306–337), лишь волей обстоятельств оставшийся единоличным правителем после взаимоусобной борьбы и победы над своими соперниками и соправителями Макценцием (305–312), Лицинием (308–325) и Максимином Дазой (305–313). Согласимся, все это кажется весьма необычным с точки зрения правовой науки. Мы привыкли к тому, что источник власти не может порождать собственное тождество, но лишь производные от себя фигуры. Однако уже ранняя Византия (или поздняя Римская империя) демонстрирует нам именно такие картины: один император признает другое лицо равным себе и наделяет полномочиями, какими владеет сам, и они правят совместно. С 330 года, то есть времени основания Константинополя, Римская империя обрела два центра политической власти, две столицы. Что, однако, никак не повлияло на основополагающий принцип единоличной власти – ее «многоцарствие». Императоры Константин II (337–340), Констант I (337–350) и Констанций (337–361), хотя и нарушив диоклетиановский «закон тетрархии», после смерти своего святого отца стали равноценными царями Римской державы. В последующем перипетии политики (гибель обоих братьев) вновь обусловили единоличное правление императора Констанция. Но уже в 351 году царь присвоил титул цезаря своему двоюродному брату Галлу, отдав тому в управление Антиохию. А после смерти последнего в 354 году (Галл пытался захватить власть и был казнен) назначил цезарем другого двоюродного брата, будущего Римского царя Юлиана Отступника (361–363), объявив того правителем западных провинций . Едва ли можно предположить, что Констанций пытался обеспечить преемственность власти, наделяя родственников полномочиями цезарей. Сохранились очевидные свидетельства тому, что, не доверяя младшему двоюродному брату, Констанций едва не казнил его. Но и он был не в состоянии одновременно вести войну на два фронта: против персов на Востоке и германцев на Западе. А потому император направил в западные провинции правителя, почти равного себе по статусу.

http://pravoslavie.ru/60482.html

ап. Фомы до отдания Пасхи, л. 362, по смыслу которых кондак праздника на часах не следует менять с кондаком даже шестеричного святого; тем не менее, в уставе для понедельника 2 седмицы, л. 361, замечено, что кондак праздника без перемены с кондаком святого на всех часах – только при святом, поемом на 4. б) При двух святых: Тропарь праздника на каждом часе непременно (Тип., л. 361 и 52 гл., л. 387 на об.). Слава, тропарь то одного, то другого святого, попеременно. Так должно быть на основании общего устава, изложенного в 52. гл. Тип., л. 387 на об. Кондак так же, как выше. б) Если у святого не будет тропаря, то – Слава, тропарь праздника. Кондак праздника (Тип., гл. 52, 387). Β седмицу Мироносиц: Β седмицу Мироносиц: Β седмицу Мироносиц: На 1 часе тропарь праздника: Благообразный Иосиф... Слава, тропарь святого. Кондак праздника. На 3 часе тропарь воскресный: Егда снисшел еси к смерти... Слава, тропарь святого. Если – один святой, то – тропарь тот же, что на 1 часе; а если – два святых с тропарями, то на 3 часе – тропарь второго святого. Кондак святого. Впрочем, в некоторых случаях, как показано выше, на всех часах кондак праздника. На 6 часе тропарь праздника: Мироносицам женам... Слава, тропарь святого, и если их два, то первого. Кондак праздника. На 9 часе тропарь праздника: Благообразный Иосиф... Слава, тропарь святого, и если их два, то второго. Кондак святого. В некоторых случаях, как сказано, кондак праздника. (См. устав Богослуж. в суб. 2, 3, 4 и 5 седм., л. 363 да об.). Тропари попеременно. Тропари попеременно. Слава – святого. Слава, тропарь великого святого. Кондак праздника и святого попеременно. Кондак праздника и великого святого попеременно. Во все остальное время: Во все остальное время: Во все остальное время: Состав тропарей и кондаков такой же, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный, петый в предшествующее воскресенье. Тропарь воскресный. Тропарь воскресный. Слава – святого. Слава, тропарь великого святого. Кондак праздника и святого попеременно (Тип., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

имп. Константине Великом. Констанций II (337-361) и Юлиан Отступник (361-363) явили христианам не тот образ, какому должен соответствовать идеальный И., а тот, каким он не должен быть. Тем не менее укрепившееся в сознании христиан отношение к идеальному образу И. доминировало, о чем свидетельствуют высказывания великих богословов, напр. свт. Афанасия I Великого , к-рый в своей «Апологии, к Констанцию» называл Констанция боголюбивейшим, благочестивейшим, христолюбивым, благоговейнейшим, богочестивым, праведным, блаженным, человеколюбивейшим ( Athanas. Alex. Apol. ad Const.//PG. 25. Col. 596, 597, 600, 608, 629, 641), хотя в «Истории ариан, к монахам» он и осуждает его как превосходящего жестокостью прежних мучителей и гонителей, безбожного, злочестивого и немилосердного и т. п. ( Idem. Hist. arian.//PG. 25. Col. 728, 740, 749, 773). Свт. Григорий Богослов за образец христ. И. также берет Констанция, «божественнейшего и христолюбивейшего из царей». «Никто никогда и ни к чему,- говорит он,- не пылал такою пламенною любовию, с какою он заботился об умножении христиан и о том, чтобы возвести их на высокую степень славы и силы». Не умалчивая об «арианстве» Констанция, свт. Григорий находит для него крайне снисходительные слова, слагая всю вину на вельмож, а руководящим мотивом И. выставляя желание, «чтобы все были одно, хранили единомыслие, не рассекались и не разделялись расколами» (PG. 35. Col. 560, 564, 684). Каноны, относящиеся к И. немногочисленны. Ап. 84 гласит: «Аще кто досадит царю или князю, не по правде, да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священнаго чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковнаго». Антиох. 11 предписывает «лишать не только общения, но и достоинства, какое имел», клирика, без письменного разрешения священноначалия «отходящаго к царю» и «стужающаго слуху боголюбезнейшаго царя». Письменные разрешения на обращение лично к И., согласно канону, должны выдаваться лишь в случае «необходимой нужды». Антиох.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Сын Константина Констанций (337–361) издал ряд указов, запрещавших язычникам кровавые жертвы и ночные жертвоприношения под угрозой смертной казни 333) . Несмотря на всю их видимую строгость, эти приказания по большей части оставались на бумаге из-за упорного языческого противостояния во всех слоях общества. Во время своего кратковременного правления император Юлиан (361–363) сделал неудачную попытку возродить язычество, за что в последующей истории был прозван “Отступником”. Хотя Юлиан не объявлял открытых гонений, он тем не менее перестал назначать христиан на государственные должности, потворствовал еретикам и преследовал православное духовенство. Последующие императоры, вплоть до Феодосия I (379–395), занимались больше преследованием неугодных им церковных партий, нежели притеснением язычников. Феодосий I oбъяbuл себя поборником православной антиарианской партии внутри христианства, учинил гонения на еретиков, запретил открытое публичное обсуждение религиозных вопросов и взялся всерьез за подавление язычества. В 392 году он издал указ, запрещавший жертвоприношения, гадание, предсказание судьбы, а также использование частных домов в культовых целях 334) . Как и при Констанции, в Риме не было недостатка в высокопоставленных язычниках, поэтому пассивное сопротивление этому распоряжению императора было ощутимым. Следующей вехой в истории отношений христианства и язычества является ряд указов, вышедших при Феодосии II (408–450), в которых предписывалось закрытие всех языческих храмов и были отменены все формы языческого культа под угрозой смертной казни 335) . Обнародование этих указов в 435 году можно считать символической датой рождения христианства как доминирующей государственной религии в разваливающейся империи. Отныне принуждение стало такой же обычной формой обращения язычников, как и убеждение. Учитывая многоплановость политических перемен, победа христианства над язычеством была вызвана многими условиями. Изменение общества вело к изменениям в церковной жизни. В объяснении этих перемен следует избегать двух крайностей. Одна крайность заключается в том, чтобы видеть в событиях IV b. одно лишь “человеческое, слишком человеческое” и представлять победу церкви над язычеством в виде печальной литании о человеческих ошибках, интригах, подлости, лицемерии, лжи, подсиживании, склоках, насилии, служении маммоне и погоне за социальным престижем. Именно в этом свете события эпохи после Константина представлялись историку V b. Сократу 336) .

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Имеется в виду Мартин Турский, к которому Сульпиций Север относился с огромным уважением и почитанием. 691 Более подробных сведений об этих епископах не сохранилось. 692 В оригинале patronus fisci, что равно advocatus fisci. Со времен императора Адриана это был чиновник, защищавший интересы государственной казны. 693 Присциллиан и его сообщники были казнены в 385 г. 694 Ныне о. Сулискер, располагающийся к северу от Шотландии. 695 Дезидерий - точно личность адресата не установлена. На сегодняшний день относительно нее существуют две версии: 1) пресвитер из Аквитании, который фигурирует в качестве адресата и у Иеронима. Возможно именно этому Дезидерию в 396 или 397 г. Сульпиций Север и направил " Житие " ; 2) седьмой по счету епископ Нанта. 696 В Веронском кодексе далее следует: " Будь здоров, достопочтенный брат во Христе; украшение всех справедливых и святых " . 697 Савария (ныне Сомбатхей, Венгрия) - административный центр Верхней Паннонии. Мартин родился в 316 г. (по другим данным - в 336). 698 Тицин - ныне г. Павия (Италия). 699 Военный трибун - офицер (в легионе их было 6), исполнявший преимущественно военно-административные функции посменно в течение двух месяцев в году. 700 Император Констанций (337-361), сын Константина I Великого. 701 Имеется в виду император Юлиан Отступник (361-363). 702 Оглашенный (катехумен) - см. прим. 406 к " Хронике " . 703 Ветеран - солдаты римской армии, по окончании службы (длившейся для легионеров 20 лет, а для солдат вспомогательных частей 25-26 лет) оставшиеся в войске и пользующиеся многочисленными льготами. После выхода в почетную отставку ветераны получали земельные наделы и преимущества в налогообложении. Солдаты вспомогательных частей к тому же получали права римского гражданства. 704 Амбианы - племя, жившее в северной Галлии на реке Самара (ныне Сомма). Главный городской центр этого племени - Самарабрива (ныне Амьен). 705 Мф. 25:40. 706 Также и у Паулина, которого цитирует де Прато: " Четвертое, за исключением двух лет, минуло пятилетие " . 707

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

[Греч. Πατερμοθιος, Κπρης (Κοπρς) κα Αλξανδρος] († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.). Сохранилось греч. Мученичество П., К. и А. (BHG, N 1429), в к-ром рассказывается, что имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию. Там к нему привели епископов Евгения и Макария (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.), к-рых Юлиан, подвергнув жестоким пыткам, сослал в Мавританию. Мн. др. христиане были также отправлены в изгнание. В это время в егип. пустыне подвизались 2 богобоязненных отшельника - 75-летний старец П. и его ученик, 45-летний К. Однажды П. толковал ученику отдельные места из НЗ и ВЗ. После этого К. попросил учителя объяснить его ночное видение: вначале перед К. предстал муж в белых одеждах с посохом в руке, но затем появился некто в черном с палкой и окутанный дымом. Он приблизился и обнял К.- тот тоже оказался в дыму, символизировавшем его прегрешения. С неба раздался глас, возвестивший, что плод К. увянет, но затем, изменившись, вновь расцветет. П. сказал, что этот сон предостерегает К. от отречения от Христа. Через нек-рое время Юлиан Отступник прибыл в Египет, язычники донесли ему, что в пустыне живут 2 христианина, к-рые многих отвратили от поклонения идолам. По приказу императора П. и К. были схвачены, первого бросили в темницу, второго Юлиан стал склонять к отступничеству. Император сказал, что и сам прежде верил во Христа, но тогда влачил жалкое существование. Обратившись же к языческим богам, он стяжал славу и богатство. К. прельстился словами имп. Юлиана и принес жертву Аполлону. Узнав об этом, П. горячо молился Богу о своем падшем ученике. На следующий день старец предстал на допросе перед императором и К., к-рый был одет в роскошные одежды. Вначале К. заявил, что П. препятствовал его земному благополучию, но потом, вразумленный словами учителя об Истинном Боге и Царствии Небесном, он раскаялся и вновь объявил себя христианином. Разгневанный имп. Юлиан приказал положить К. на язык раскаленные щипцы, но по молитве П. они остыли. Император приговорил отшельников к сожжению заживо. Перед тем как войти в пылающий костер, П. и К. вознесли Богу молитву, и ангел Божий затушил пламя. Тогда Юлиан Отступник приказал приготовить для них раскаленную печь. Видя стойкость К. и П., воин А. уверовал во Христа и решил принять мученическую кончину вместе с ними. Он вошел в печь прежде отшельников и предал Богу душу. П. и К. вновь остались невредимыми. Юлиан склонял их принести жертвы богам. На это П. ответил, что вскоре император погибнет на войне за свое нечестие. Юлиан приказал отрубить отшельникам головы, что и было исполнено 10 дек.

http://pravenc.ru/text/2579744.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010