363). Таблицы, действительно, вскоре были приготовлены. И вот что писал составителю их преосвященный Евгений: «Таблицы ваши Российской Иерархии я все отсылаю к Новоспасскому архимандриту (т. е. Амвросию) и когда от него получу, то вам возвращу, а на святки я и самого его жду к себе, – тогда лично потолкуем. 118 Удивляюсь вашему трудолюбию, и над столь мелкими предметами, может быть, вы в сем труде единственный в России. Но по пословице non sunt contemnenda quasi parva, sine quibus magna constare nequeunt» (стр. 363, письмо от 21 декабря 1814 г.). Амвросий, действительно, был на святках в Калуге у тамошнего епископа. Извещая об этом Анастасевича 10 февр. 1815 г., последний прибавлял: «я ему все ваши таблицы показывал, но они не могут быть умещены в его книгу». Таким образом никаких синхронистических таблиц и никогда на страницах «Истории российской иерархии», не появлялось. Появился лишь «Список монастырей всех вообще, как ныне существующих, так и упраздненных, по хронологическому порядку расноложенных» (ч. VI, стр. 1096–1148). Список этот, без сомнения, принадлежит перу Анастасевича и составляет одну из тех хронологических таблиц, которые время от времени пересылал он своему ученому корреспонденту. Последний, стало быть, не только не покидал мысли о росписях (покрайней мере некоторых), но даже и приобрел их 119 . Хлопоча о поправках, и «Прибавлении» к «Истории российской иерархии», наш преосвященный и энергичный труженик не намерен был, однако, ограничиться одним лишь этим прибавлением: ему хотелось снова переиздать «Иерархию», с новыми уже дополнениями и с исправлениями. О повторном издании 1-ой части он заговаривает еще прежде, чем окончилась печатанием 6-я ч. «Истории российской иерархии» (1815 г.), «стоившей, казне, по словам Евгения, до 40,000 рублей» (письмо к Анастасевичу от 24 ноября 1814 г. стр. 361). 120 Кто был инициатором такого издания, – решить трудно. Сам Евгений приписывает инициативу как-будто о. Амвросию. По напечатании последней части «Истории», – писал он Анастасевичу от 20 сентября 1814 г., «автор намерен вторично издать 1-ю ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С тринадцатого по двадцать первое — восхваляют достоинство епископов Низибииских; тринадцатое и четырнадцатое сравнивают между собой святого Иакова, Бабу и Вологеса и написаны в 358 году, пятнадцатое и шестнадцатое — в следующем 359 году. С семнадцатого по двадцать первое восхваляется Авраам, ученик и преемник Вологеса, поэт знает о гибели Иулиана Отступника и о его преемнике Иовиане, но мир с Персами ещё не заключен и Низибия не отдана им, следовательно, они написаны в 363 году. Стихотворения с двадцать шестого по тридцатое (текст с двадцать второго по двадцать пятое не сохранился) касаются уже Едессы, которая в тридцать первом гимне выведена говорящей от первого лица. Однако описываемые смуты церковные от ересей, продолжающиеся уже шесть лет, не подходят к Низибии, так как при описании событий времени Иакова, Бабу и Вологеса поэт не дает никакого намека на то, чтобы тогда там были ереси. А Авраама Низибийского нельзя подразумевать, потому что епископ изображается старцем, между тем как Авраам был ещё юным во время передачи Низибии Персам и оставления её жителями в 363 году. Следовательно, ересь не могла свирепствовать при Аврааме в течение шести лет. Таким образом, эти стихотворения говорят о Едессе и епископе Барсесе (361–378 годы), о преследовании которого Валентом говорит Феодорит (История Церкви, т. IV, с. 16). Шестилетнее гонение вероятнее считать от начала его при Валенте с 364 года. Следовательно, стихотворения написаны около 370 года, и не позднее 373, когда последовала кончина Ефрема. Следующие с тридцать первого по тридцать восьмое стихотворения касаются города Карриса, преданного идолослужению, коего епископ Вит подвергается преследованиям от язычников и еретиков. Написаны после переселения святого Ефрема в Едессу, потому что этот город выводится говорящим и упоминаются сохраняемые в нем священные останки. Так как Вит называется ещё новым пастырем, то, вероятно, написаны они в начале царствования Валента, в 364 году. Остальные с тридцать пятого по семьдесят седьмое стихотворение, имеющие преимущественно догматико-полемический характер, не имеют ясных дат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евсевий, Нестав и Зинон (греч. Ευj σβιος, Νεστβος, Ζνων, + 361-362), братья, мученики Газские Память 21 сентября (греч.) Церковный историк Созомен сообщает , что во время гонения императора Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Евсевий, Нестав и Зинон в Газе ( Палестина ) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление императора-христианина Констанция II , при котором имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами». Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, которого также звали Зиноном . Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону , где также претерпел побои от язычников. При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта ), воздвиг за городом молитвенный дом, в котором поместил мощи мучеников вместе с останками исповедника Нестора , который при жизни был другом Евсевия, Нестава и Зинона. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его.

http://drevo-info.ru/articles/25578.html

Там встретил его философ Фемистий с прочими сенаторами и прочитал пред ним речь о его консульстве, которую потом прочитал он и в Константинополе перед народом. Под управлением столь доброго царя дела римские, как гражданские, так и церковные, без сомнения имели бы счастливый успех, если бы внезапная смерть не похитила у империи такого мужа, ибо в вышеупомянутом местечке, зимою, он умер от завалов, в консульство свое и сына своего Барониана в семнадцатый день месяца февраля, после семи месяцев царствования и тридцати трех лет от роду. Эта книга обнимает два года и пять месяцев. 184 Юлиан, по прозвищу «Отступник», правил Римской империей с 3 ноября 361 г. по 26 июня 363 г. 186 Флавий Клавдий Юлиан родился в мае-июне 332 г. в Константинополе. В момент убийства отца ему было пять, а не восемь лет. 188 Юлиан был послан в Никомидию, чтобы получить образование у близкого к Констанцию II епископа Евсевия. Сократ смешивает два разных периода пребывания Юлиана в Никомидии – до 343 г. и в начале 50-х гг. В 343–349 гг. он вместе с братом Галлом находился в ссылке в Макеллуме в Каппадокии. Встреча Юлиана с Максимом и Ливанием состоялась во время второго периода его пребывания в Никомидии. 191 Юлиан прибыл в Афины в начале лета 355 г. Но уже осенью он был вызван в Медиолан ко двору Констанция II. 194 Речь идет о победе Юлиана с 13 тыс. легионеров над 30 тыс. франков при Аргенторате у Страсбурга в августе 357 г. Римляне атаковали франков вечером сразу после долгого перехода и, хотя правый фланг римского войска был смят, командирам удалось восстановить порядок и разгромить врага. Франки потеряли 6 тыс. убитыми, римляне – только 247. Вождь франков Хлодомар попал в плен. Говоря о «пленении царя варваров», Сократ, возможно, имеет в виду также события весны 361 г., когда Юлиану хитростью удалось захватить вождя аламанов Вадомария. 195 Митра – в иранской мифологии бог солнца. В эллинистическом культе отождествлялся с Зевсом и Гелиосом. 196 Речь идет об арианском епископе Александрии Георгии Каппадокийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Основная цель поста и воздержания – «обуздание страстей, а обуздание страстей – безмятежность и тишина души, душевная же тишина – самый производительный источник добродетелей. Самое лучшее воздержание чрева то, которое у каждого соизмеряется с телесной силой» (V, 361). Благоразумный пост и воздержание не способны воспламенять похоти и делать страсти необузданными. «Это бывает следствием ненасытности и роскоши» (V, 365). Но и неумеренное же пощение святителем совершенно осуждается. Такого рода пощение недостойно и имени воздержания, «ибо воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений» (V, 252). Поэтому «должно поститься умеренно и оказывать телу самую необходимую помощь, но так, чтобы не сластолюбие руководствовало в избрании снедей, а рассудок со всей строгостью определял потребность» (V, 365). Воздержание для каждого должно быть определенным по его телесной силе, чтобы не останавливаться на том, что ниже силы, какая есть у человека, и не простираться до того, что выше силы. И на то надо обращать особое внимание, чтобы чрезмерностью воздержания, ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий. «Бог, творя человека, конечно, не желал, – учит святитель Василий Великий , – чтобы он оставался праздным и неподвижным, но чтобы он был деятельным... Поэтому не должно делать нововведений вопреки естеству и уставам Благодетеля естества, но, их держась, надобно сохранять тело деятельным, никогда не слабеющим от изнурения» (V, 363). И вообще христианину надо быть свободным от «всякой надменности и идти путем средним и царским, нимало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тело в бессилие излишеством воздержания. Ибо, если бы хорошо было изнемогать телом и лежать дышащим мертвецом, то, конечно, Бог вначале устроил бы нас такими» (V, 363–364; I, 180). Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже с внешней стороны близким к ангелам по образу и святым по жизни (VI, 26). «У постящегося, – говорит святой отец, – и цвет лица почтенный, он не переходит в бесстыдную багровость, но украшен целомудренной бледностью; взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, не обезображиваемое неумеренным смехом; у него мерность в речи, чистота в сердце» (IV, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

XIII - нач. XIV в.; BHG, N 368), Никифором Григорой (сер. XIV в.; BHG, N 369), Иоанном Хортазменом (нач. XV в.; BHG, N 362) в честь К. созданы неск. панегириков. К.-л. новых элементов легенд о К. эти тексты не содержат, нек-рые прежде известные детали в них подверглись переосмыслению. Так, Григора и Хортазмен настаивают на благородном происхождении св. Елены, подчеркивают ее красоту и тот факт, что она находилась с Констанцием Хлором в законном браке. Той же версии следовали и некоторые хронисты позднего периода Византии, уже с X в. ( Leo Gramm. Chron. P. 83; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 472, 476; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 1). В энкомии Хортазмен особо отмечал образованность К., который, по его мнению, знал в совершенстве латынь и греческий. Т. о., представления о К. несколько корректируются в соответствии с идеалами общественных отношений и культуры эпохи т. н. палеологовского ренессанса. И. Н. Попов На христианском Востоке По мнению Г. Фоудена ( Fowden. 1994), легенда о крещении К. в Риме сложилась на Востоке и позднее на Западе соединилась с рядом местных преданий, в т. ч., с преданием о папе Сильвестре, получив окончательную редакцию в «Деяниях Сильвестра». На Востоке то же предание нашло отражение в сохранившейся на сир. языке и в араб. переводе мемры Иакова Саругского (451/2-521) о крещении К. (BHO, N 1070-1072), где оно приобрело персидский колорит ( Kohlbacher. 2002). Образ К. как идеального императора в сир. традиции нашел яркое выражение в «Романе о Юлиане»: он выступает как антипод имп. Юлиана Отступника (361-363), с одной стороны, и прототип имп. Иовиана (363-364) - с другой. В копт. исторической и агиографической лит-ре К. представлен как антипод имп. Диоклетиана, основной фигуры копт. традиции. Иногда делается попытка представить К. христианином с юности. Так, в Мученичестве св. Исидора рассказывается о том, как юный К. скрывался от гонений Диоклетиана у своего родственника стратилата Пантилеона, отца мч. Исидора . В ряде коптских агиографических текстов (Мученичество св.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

171 Примечательно также, что блаж. Феодорит иногда смягчает, говоря о тех или иных епископах – противниках никейской веры, свои оценки их неортодоксальных воззрений (например, в повествовании об Акакии Кесарийском), 172 но решительно заявляет, что император Констанций вел «войну против евангельских догматов» (τν χατ τν εγγελιχν δογμτων... πλεμον). Мысли императора блаж. Феодорит сравнивает с колеблемыми ветром тростями, упрекая, таким образом, Констанция в непостоянстве. 173 Из сочинения блаж. Феодорита становится также очевидно, что он ставит «священство» выше «царства». 174 Для настоящего исследования особенно важна содержащаяся в «Церковной истории» блаж. Феодорита информация о Сердикском 175 и Ариминском соборах. 176 Кроме того, в «Церковной истории» цитируется ряд чрезвычайно важных соборных документов, неизвестных по другим источникам, в том числе весьма спорное исповедание веры западных отцов Сердикского собора, 177 Никская формула, 178 а также документы, связанные с неким Иллирийским собором второй половины IV в. 179 «Светские» исторические сочинения Немногочисленные (по понятным причинам), но тем не менее важные свидетельства по церковной истории IV – начала V в. содержатся также в сочинениях языческих историков Аммиана Марцеллина и Олимпиодора. Аммиан Марцеллин родился во второй четверти IV в. в Антиохии. Родным языком историка был греческий, но его историческое сочинение было написано на классическом, хотя и несколько эллинизированном латинском языке. Во времена императоров Констанция (337–361) и Юлиана Отступника (360–363) Аммиан Марцеллин служил в римской армии. 180 После гибели императора Юлиана в 363 г. Аммиан Марцеллин покинул военную службу. Скорее всего, следующий период своей жизни Аммиан Марцеллин провел в путешествиях по восточным провинциям Римской империи, затем он приехал в Рим и жил здесь до своей смерти (ок. 400). В древней столице Империи Аммиан Марцеллин и написал свой труд, который был посвящен истории Римского государства с момента восшествия на престол императора Нервы (96) до смерти императора Валента (378) и включал 31 книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Юдино коляно (Иудино коляно) – едно от дванадесетте колена на Израилския народ. При поделянето на Обетованата земя Юда (Иуда) населил най-обширната и най-важната й част – от Средиземно до Мъртво море и от Египетския проток до пределите на Ефрем. Иуда имал на територията си много градове ( Нав. 15 ), от които някои преминали към Симеоновото, Дановото и Вениаминовото коляно ( Нав. 19:1–9 ). Девет от градовете били отдадени на свещеници (21:9–19). Според преданието, на знамената на Юдиното коляно била изобразена лъвска опашка с надпис: «восстани, Господи, и расточатся враги Твои!» Юлиан Отстъпник (331–363) – римски император, царувал от 361 до 363 г., братов син на равноапостолния император Константин Велики (който обявил християнството за «позволена религия», възпитал синовете си в Христовата вяра и сам се кръстил преди смъртта си). Юлиян преследвал християните и се опитал да върне езичеството като господстваща религия в Римската империя. Затова е наречен от Дидим «злополучен», а в историята е останал с прозвището «отстъпник» (ποσττης). Юлиан изпратил на заточение св. Кирил Йерусалимски. По време на краткото му царуване мъченически е бил убит наскоро поставения на Йерусалимската катедра св. свмч. Кириак Йерусалимски. Юлиан е убит в несполучлива война с персите. Корифеите на «Просвещението» от XVIII век го възхвалявали като «първия свободен мислител» и «романтик на Цезаровия трон». Извън речника: Св. Кирил. Св. Кириак. Юродив, юродиви (на ц.сл. глупав, безумен) – категория светци (блажени), приел подвига «юродство заради Христа» и чрез изобразяване на външно, видимо безумие целял достигането на вътрешно смирение. Юродивите са ходили зиме боси и почти без дрехи, но са пророчествали, вършели са чудеса и смело са изобличавали неправедните управници. Извън речника: Категории светци. Юродство заради Христа – вид духовно подвижничество, изразяващо се в симулиране на безумие. Един от начините за преодоляване на щестлавието. Подвигът на юродивите се състои в последователно и непрекъснато отричане на светските грижи. Юродивите подражават на Христа, Който търпял насмешките и издевателствата на тълпата. Извън речника: Юродство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) Мученичество св. Евпсихия. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 21) († 117-138), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 7 сент.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 361-363). Существует 2 традиции почитания Е.; подробно о Е. см. в ст. Евпсихий , мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) (все, что условно относится к 1-й традиции почитания). Источники не дают сведений о характере почитания мучеников и объяснений, почему их памяти были помещены под 7 сент. и 9 апр. Нет и четкого ответа на вопрос, сколько было мучеников Кесарие-Каппадокийских по имени Евпсихий,- 1 или 2. Согласно 2-й традиции, Е. происходил из семьи кесарийского чиновника Дионисия и жил во времена имп. Адриана. После смерти отца он пришел к еп. Агриколаю и попросил наставить его в христ. вере. Приняв Крещение, Е. благочестиво жил в отцовском доме. Вскоре имп. наместником в Кесарию был назначен некий Саприкий, к-рый собрал всю городскую знать на торжественном приеме, куда Е. прийти отказался. Вельможи донесли на него наместнику, и тот потребовал, чтобы Е. явился в преторий. Е. с радостью отправился со стражниками, пришедшими за ним, а услышав, что Саприкий обвиняет его в богохульстве по отношению к языческим богам, стал благодарить доносчиков, говоря, что при их помощи сможет принять мученический венец. Проведя ночь в заточении и удостоившись видения ангела, ободрившего его, Е. на следующий день позвал управляющего своим домом и приказал тому раздать все богатство бедным. Неск. дней спустя Саприкий повелел всем вельможам принести жертвы в храме Сераписа, а когда Е. отказался совершить жертвоприношения, наместник решил предать его суду. Во время допроса, к-рый вел сам Саприкий, Е. снова подтвердил, что не считает идолов богами. Разгневавшись, Саприкий повелел подвергнуть Е. пыткам, а после заключил в темницу, где ночью к святому явился Спаситель с сонмом ангелов. На следующий день Е. претерпел новые мучения. Палачи, терзавшие его тело, ослепли. Саприкий, пораженный этим, приказал предать святого смерти как колдуна. Перед казнью Е. попросил позволения последний раз помолиться и попросил Господа избавить город от идолов и даровать спасение тем, кто будут совершать его память. После казни, когда у всех на глазах из тела Е. вместо крови хлынули вода и молоко, благочестивые горожане спрятали его тело в пригороде и впосл. приходили на это место за исцелением.

http://pravenc.ru/text/187280.html

Закрыть Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами 06.12.2017 15391 Время на чтение 6 минут Продолжая говорить о христианстве, как о совершенно уникальной религии, имеет смысл рассказать о тех дарах, которые получили все христиане исключительно благодаря Жертве Христовой. В данной работе речь пойдет о христианских Таинствах, как о принципиально новом явлении в религиозной истории, ибо дохристианская религиозная практика таковых (Таинств) не знала. Человек знакомый с историей религий может возразить: в языческих религиях присутствует множество мистерий, инициаций, обрядов, ритуалов и т. д. И термин «мистерия» и русское слово «таинство» происходят от древнегреческого слова μυστριον (тайна, таинство) и тем не менее разница между двумя этими понятиями весьма существенная. Наша задача показать - в чем состоит сущностная сторона этого различия, а также указать на содержание христианских Таинств, как на предмет принципиального отличия от языческих ритуалов. Историкам религий известно, что какие либо внятные свидетельства о языческих мистериях (об их смысле, содержании и направленности) имеют весьма позднее происхождение и относятся к эпохе не ранее II века н. э. Более того, исторических источников, из которых позволительно почерпнуть информацию о языческих культах не так уж и много: о них пишут платоник Апулей (125-170 гг.), неоплатоник Порфирий (232 - 306 гг.). Более того, интересные исторические свидетельства о языческих мистериях содержатся в трудах христианских апологетов - свт. Климента Александрийского (150 - 215 гг.), Тертуллиана (165 - 225 гг.). О христианских Таинствах историческая наука имеет сведения, относящиеся к I веку и данные сведенья достаточно подробны - они представляют не только само чинопоследование, но и историю возникновения, догматический смысл и содержание. Другими словами - исторические свидетельства о языческих мистериях появляются уже в христианскую эпоху, а соответственно, атеистическая критика, видящая в христианстве сплошной «рассадник заимствований» выглядит весьма неубедительно (как и всякий другой раз), т. к. ситуация могла быть диаметрально противоположенная. Доподлинно известно, когда император Юлиан Отступник (правивший в 361-363 гг.) решил возродить язычество, то он повелел «сконструировать» языческие обряды «по модели» христианских Таинств. Таким образом, христианским Таинствам Крещению и Евхаристии были противопоставлены т. н. митраистские «тавроболии».

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/07/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010