Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Ибо некоторые благоутождающие (Богу) бывают искушаемы (прп. Марк Подвижник , 69, 24). Источник. Что краше души, с разумом и рассуждением подъемлющей всякие скорби и злострадания, ради претерпения которых она имеет еще наследовать и радость всяческих? (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 177). Источник. ...Рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности... Эти очистительные скорби именуются попущениями или судьбами Божиими (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 326). Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением Богоугождения для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 350). Источник. Один инок, находясь в Александрии, вошел в церковь помолиться. Тут он увидел одну почтенную женщину в скромной одежде, которая, упав перед иконой Спасителя, восклицала: «Оставил мя еси, Господи, помилуй мя, Милостиве!» Слыша ее плач и видя ее слезы, инок подумал: «Видно, она вдова и кто-то обижает ее». Когда она кончила молитву, инок спросил ее: «Кто же это тебя так обижает, что ты так горько жалуешься Богу?» Женщина со слезами отвечала: «Я нахожусь в мире, и никто меня даже до сего времени ничем не обидел. И вот о том я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и три года никакою скорбью меня не посетил. В это время ни сама я не болела, ни сын мой, даже из домашней птицы ни одна у меня не пропала. И вот, размышляя об этом, я и думаю, что Бог прогневался на меня, и умоляю Его, чтобы Он хоть чем-нибудь посетил меня». Удивился инок боголюбивой и крепкой душе женщины и прославил за нее Бога (112, 595). Скитские старцы поучали: «Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то, куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь. Претерпи, доколе не пройдет скорбь: тогда пойди, куда хочешь, чтобы отшествие твое не причинило соблазна другим и не произвело смущения в живущих в том месте, откуда ты выходишь» (106, 387).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Последования часов и Святых Богоявлений почти те же, что и в ново-печатных Минеях и Триоди Постной. Чины: 16) елеосвящения (234– 280), сходен с чином, находящимся в Потребнике, напечатанном в 1897 г. в Московской единоверческой типографии; 17) водоосвящения 1-го августа (280–290 об.); молитвы: 18) над сыры и яйцы на Пасху (290 об.–291 об.); та же, что в 867 на л. 155 об., в 868 на л. 268; 19) над кануном (291 об.–292), та же, что в рукописях за 869 на л. 100 об. и в 731 на л. 146; 20) в неделю Цветоносную над вербою (292 об.); та же, что в 849 на лл. 266 об.–267; последования: полунощниц: 21) вседневной (292 об.–299), 22) субботней (299); 23) воскресной (300–301 об.); 24) последование во святую великую субботу (301 об.–305); 25) в неделю Пасхи (305– 317 об.); 26) уставныя заметки о богослужении в субботу и неделю Цветную (317 об.–320); 27) чин погребения мирян (320 об.–345 об.); нет нескольких листов между листами 339 и 340; 28) ирмосы с крюковыми нотами вместо «Достойно есть» на двунадесятые праздники (345 об.–349 об.); 29) чудеса Николая чудотворца: а) о трех друзех (350–354), б) о ковре (354 об.–362), в) о попе Христофоре (362–364 об.), г) о Васильи Агрикове сыне (365–373 об.); 30) житие Алексия человека Божия (374–380). Начало: «Человек благоверен в римском граде именем Еуфимиян, славен бысть во царство Анория и Аркадия»; 31) слово святыя мученици Варвары (381–387). Начало: «При Максимьяне царе власть имущу Максимьяну царю и тогда етер богат зело на восток солнца живый ко Иулу граду». 601. Сборник богослужебный , в четвертку, 230 лл., полууставом XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 12 и 13. На л. 195 об. следующая запись полууставом.; «Сия бысть книга писанна Свяци в лето 7041 (1533) по благословению отца своего ерия Онисима, писал сию книгу многогрешни диякон Филка благословением Отца поспешеним Сына совершением Святаго Духа. вы отци и братия чтить, а не кленит(е) Бога ради, аще будет описался и недоставил. или негораздо написал вы собою исправливайт(е), а вас Господь Бог помянет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, а) если в субботу 21 марта случалось полнолуние, то в следующее воскресенье 22 марта в Александрии праздновали самую раннюю пасху. Напротив, в Риме полнолуние в субботу 18 марта признавали пасхальным, но воскресенье 19 марта пасхальным не считали, потому что оно приходилось на 15 день луны; пасху в подобном случае праздновали 26 марта. Таким образом, самая ранняя пасха в Риме приходилась не ранее, как на 20 марта (когда полнолуние 18 марта приходилось на пятницу 166 . б) Если полнолуние приходилось на 20 марта, то в Александрии не признавали его пасхальным и ожидали следующего полнолуния 18 апреля. Если на этот день приходилось воскресенье, то в следующее воскресенье, 25 апреля, праздновали пасху. 25 апреля – самая поздняя александрийская пасха. В Риме же не хотели выходить из ошибочных пасхальных пределов канона Ипполита 167 . Последний предполагал, что пасхальное полнолуние никогда не случится позже 13 апреля. Если это число приходилось в субботу, то 21 апреля была пасха. Это была самая поздняя римская пасха. г) Вопрос о пасхальной разности между Александрией и Римом впервые был обсуждаем на соборе Сердикском 343 г. Римляне отказались принять александрийский пасхальный цикл, уверяя, будто у них есть предание от ап. Петра – не праздновать пасхи позднее 21 апреля. Поэтому состоялось соглашение лишь на следующие 50 лет, по которому александрийская церковь поступалась отчасти своими вычислениями в угоду римской: в 346 г. пасха назначена была на 30 марта (вместо 23 марта), в 349 г. на 26 марта (вместо 23 апреля). Но с 350 г. каждая церковь начала праздновать по-своему. Наступил наконец критический 387 год. Полнолуние приходилось в этот год на 19 марта, пятница, и 18 апреля, воскресенье. Для Рима первое было уже пасхальным, и 21 марта здесь праздновали уже пасху. В Александрии же пасха была только 25 апреля. Разность на целые пять недель. Тогда вопросу о дне пасхи придавали необыкновенное значение, рассказывали даже о чуде, ежегодно совершающемся накануне пасхи (в одном из горных приходов великую субботу чудесным образом крещальня наполняется водою, которая затем, по совершении крещения, исчезает); понятно, какое поражающее впечатление произвело это разногласие между Римом и Александриею 168 . Император Феодосий I потребовал 169 от Феофила александрийского, чтобы тот разъяснил, как возможно такое невероятное разногласие. Феофил составил [по словам псевдо-Кирилла в его прологе] пасхальный канон на 418 [resp. 428] лет [на деле же – пасхальную таблицу на 100 лет, начиная с 380 года=96 эры Диоклетиана, т. е. с 1 года 6-го александрийского 19-летнего цикла, (19 x 5) + 1] 170 . Кирилл александрийский [по словам того же псевдо-Кирилла] сократил этот канон в 95-летний [в действительности же, вероятно, по поводу спора о пасхе 444 года составил новую пасхальную таблицу на 95 лет] (153–247 гг. эры Диоклетиана, т. е. 437–531 гг. от Р. X. 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пролог. 17 Преп. Алексия, человека Божия. Римлянин, сын сенатора Евфимиана. Оставил брачное ложе, удалился в Едес, где провел 17 лет, привитая на церковной паперти и питаясь милостыней. Быв узнан, он отплыл в Тарс, ко храму ап. Павла; но неблагоприятные ветры привели его в Рим.Здесь он провел 17 лет в доме своего отца, под одеждой нищего, до самой кончины своей. Умер в 411 г. в царствование на Востоке Феодосия Младшего, на Западе – Гонория. Чет. Минея от Метафраста и Великих Четий сокращенно. (Act. SS. 17 Jul. IV. р. 748 sqq.). Март. Р. 17 июля. Мес. В. Канон Иосифа. Св. муч. Марина. За ревность против идолослужения – усекнут. Пролог. (Act. SS. martii. II. р.755). Мес. В. Преп. Макария, игумена Калязинского. Из Кашина, фамилии Кожиных, основатель Калязинского монастыря, преставился в 1483 г. Мощи его обретены в 1521 г. Празднование установлено на Московском соборе 1547 г. Пролог. Обретение мощей 26 мая. В службе два канона. 18 Св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Родился в царствование Константина Вел. ок. 315 г., возведен на архиеп. престол по смерти патриарха Максима, в 350 или 351 г. По наветам Акакия Кесарийского и ариан, троекратно был заточаем. Умер при своей пастве в 386 (или 387) г. «Бяше видом смирен, блед, убелизнен, леп лицом, брови правы и черны, брада о челюстех бела, сугуста и разсохата». Чет. Минеи. (Act. SS. 18 mart. р. 625. Or. Chr. III col. 137. Fabr. VIII. р. 437.) Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. Анина монаха, чудотворца. Из Халкидона, подвизался невдалеке от Евфрата. Чет. Минея от Великой Чет. вкратце. (Ad. SS. 16 mar. р. 431. Anecdoma gr. Boissonadii. t. 2. р. 409). В Прологе вторично 13 марта. Свв. мучч. Трофима и Евкарпия. Воины, бывшие до обращения ревностными сыщиками христиан. Сожжены в Никомидии, около 300 г. Пролог. (Act SS. 18 mart. II. р. 617). Март. Р. 19 Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии, и иже с ними. Хрисанф, сын Полемия, и Дария, обращенная им ко Христу служительница Минервы, страдали в Риме, при Нумериане, от епарха Келерина п Клавдия трибуна, который, видя их твердость, уверовал и сделался мучеником вместе со своей женой Иларией, с двумя сынами, Иасоном и Мавром, и с своими воинами. Хрисанф и Дария повержены в ров и зарыты землею. С ними пострадали, кроме множества других, Диодор пресвитер и Мариан диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Свою веру он исповедовал горячо, открыто, убедительно» (см.: Основы. Т. 1. С. 363). 178 Григорий Дьяченко , прот. Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. Материалы для опытной психологии и естественно-научной апологии христианства. М., 1900; Его же. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. М., 1900. 182 При этом, границы своего курса он понимал достаточно широко. Тареев делил все христианское учение на Догматическое и нравственное. И то, что считал относится ко второму, он мог рассматривать в рамках своего предмета. 185 В работах владыки много ссылок на книгу: Павел Флоренский , свящ. Столп и утверждение истины. М.: «Путь», 1914, атакже на другие книги отца Павла Флоренского. Напр., см: Основы. Т. 1. С. 349, 350, 368, 369, 371, 381, 389, 396, 400, 408, 409, 411, 421, 430, 438; Т. 2. С. 331, 344, 407; Т. 3. С. 373, 374, 378, 379, 387,420, 424; Т 4. С. 290, 364. 186 См.: Основы. Т. 1. С. 349–439; Т. 2. С. 315–409; Т. 3. С. 358–469; Т. 4. С. 279–370. Для сравнения способов доказательства того и другого см., напр.: Павел Флоренский , свящ. Столп и утверждение истины. М.: «Путь», 1914. Примечания. С. 607–809. 189 С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. 190 П. П. Пономарев. Догматические основы христианского аскетизма: По творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899. 191 М. J. Ribet. L " Ascetique chretienne. P., 1913. (электронный вариант книги – URL: Дата обращения: 21.10.13). 192 D. О. ZockJer. Askese und Mdnchtum. Fr./M., 1897 (электронный вариант книги – URL: Дата обращения: 21.10.13); см.: Основы. Т.З.С. 133,383. 193 Напр., в этом пункте можно упомянуть следующие работы: J. A. Martigny, Íabbe. Dictionnaire des antiques chritiennes. P., 1877; К. Д. Ушинский , проф. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1900; Э. Реюно. Человек и земля. В 6 тт.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Так и крещаемые, отринувши грехи, подобно туману заграждающие Божественного Духа, приобрели свободное, беспрепятственное око духовное, чрез которое одно мы созерцаем божественное, при излиянии Св. Духа на нас с неба»26. Итак, в Крещении наше духовное око, или иначе сердце, исцеляется от того, что его делает темным – от грехов, а потом оно озаряется тем духовным светом, который приносит Дух Святой в Таинстве Миропомазания. Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился в начале III в. в Северной Африке. Происходил из знатной семьи и получил хорошее образование. В 245 г. или 246 г. принял Крещение, в 247 г. был посвящен в сан пресвитера. В конце 248 или начале 249 г. избран в епископы. Пытался уклониться от принятия епископского сана, но народ окружил его дом и вынудил согласиться. Священномученик Киприан – великий святитель Церкви Христовой, много потрудившийся для единства Церкви и ее духовного процветания. Во время гонения при императоре Валериане претерпел мученическую казнь в 258 г. Он писал о Таинствах Крещения и Миропомазания следующее: «Рождающийся рождается… в Крещении церковном, а Святого Духа приемлет уже родившись…»27 «Крещаемые в Церкви представляются начальникам Церкви и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатию»28. «Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещеные же помазываются елеем (Святым Миром – прим. сост.), освященным на алтаре, где совершается Евхаристия…»29 Святой Кирилл Иерусалимский родился около 315 г., в 335 г. посвящен во диакона, в 343 г. – во пресвитера; в 350 или 351 г. стал епископом Иерусалимским. Скончался в 386 или 387 г. Он так говорил о Таинстве Миропомазания: «Исшедшим из купели священных вод и облеченным в белые одежды, вам преподано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан был Христос, а это есть Дух Святой, и, став причастниками Христовыми (см. Евр. 3, 14), справедливо называетесь помазанниками. Так, это миро – дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным; им знаменательно помазуются чело и другие орудия чувств (уши, ноздри, персты). И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом»30.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Троице в абстрактных терминах. Мысль Афанасия всегда сосредоточена на идее спасения человека от рабства смерти и тлению. Спасение принес в мир Христос, и Он же посылает нам Духа Святого, через которого мы приобщаемся божественной жизни. В целом можно сказать, что св. Афанасий Великий был чрезвычайно привлекательным человеком, мужественным и неутомимым, настоящим христианским героем. Он был не понят многими современными ему восточными богословами, воспитанными на учениях неоплатоников и Оригена. Афанасий же совершенно освободился от приверженности неоплатонической мысли, особенно в своем учении о сотворении мира. На Западе его учение было воспринято более благосклонно, так как западное богословие никогда не сражалось с модализмом и поэтому не видело никакой опасности в термине единосущие.Однако, окончательную победу над арианством одержал не св. Афанасий, а его младшие современники - отцы-каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, устранившую противоречие между понятием единосущия и троичной природой Бога, и которые очистили никейскую веру от подозрений в модализме. Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Прежде, чем перейти к учению отцов-каппадокийцев, окончательно разрешивших спор о св. Троице, следует остановиться на замечательной личности св. Кирилла Иерусалимского (ок.315-387 гг.). Его жизнь и учение отразили все смуты и проблемы церковной жизни середины IV века и могут дать нам наглядное представление о духе той эпохи.Св. Кирилл был рукоположен во пресвитера в 349 году, а уже в 350 году он был избран епископом иерусалимским. Церковь тогда переживала серьезные трудности, вызванные арианской смутой. До 337 года империей правил Константин I, в конце своей жизни покровительствовавший арианам и сместивший большинство православных епископов с их кафедр. В 336 году самому Арию было разрешено вернуться из ссылки, и он был бы принят обратно в лоно Церкви, если бы этому не помешала его внезапная смерть.Какое место во всем этом принадлежит Кириллу Иерусалимскому? - Многие богословы древности и последующих времен причисляли его к арианам на том основании, что он получил посвящение во епископа от арианина Акакия Кесарийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1433...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

шленниками – начинает интриги против выдающихся вождей православия на востоке. Под разными предлогами все выдающиеся борцы против ариан на востоке сгоняются со своих кафедр, а место их занимают единомышленники обоих Евсевиев. Одной из первых жертв евсевианских интриг падает св. Евстафий антиохийский . Много хлопот стоило евсевианам удалить из Александрии нового александрийского архиепископа, преемника умершего в 328 году св. Александра, Афанасия в. Но и он в конце концов был низложен и отправлен в ссылку. По смерти Константина великого (387 г.) его старший сын Константин II возвратил было из ссылки Афанасия в. и других сосланных по интригам евсевиан епископов. Но восточный император Константий очутился на стороне евсевиан, и Афанасий в. в 339 году снова вынужден был удалиться из Александрии и искать себе защиты на западе. При этом императоре восточные епископы осмелились сделать то, на чт не решались при Константине: собравшийся в 341 году в Антиохии собор при обновлении антиохийского храма издал несколько формул веры в замен никейского символа. Западный император, младший сын Константина в., Констант оказал покровительство Афанасию. Созванный им в 342 или 343 году собор в Сердике оправдал Афанасия в. и Маркелла анкирского, и Афанасий в. снова с торжеством возвратился в Александрию. Но по смерти Константа (в 350 г.) снова начались интриги евсевиан, решившихся, при помощи Константия, сделавшегося вскоре единодержавным императором, сломить сопротивление даже и западных епископов. К концу царствования Константия как будто вся римская империя стала арианской: все представители православия или пали, подписав арианские вероизложения, или находились в ссылке. По смерти Константия (361 г.) при язычнике Юлиане и затем при православном Иовиане положение православных улучшилось. Но восточный преемник Иовиана Валент снова очутился на стороне ариан («омиев») и продолжал политику Константия. Это господство ариан, включая и перерывы, продолжились около 50-ти лет. Конец эму положила, последовавшая в 378 году, смерть Валента и вступление на престол в 379 году испанца Феодосия в. В таком мрачном свете представляется исто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010