256 См.: Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898 гг.). Извлечено из сочинения аббата Марена. Кн. 1. СПб., 1899. С. 8–10. 258 Соколов И. Указ. соч. С. 350. Преп. Александр с братией обосновался в столице около 425 года. О жизни этого подвижника см.: Vie d’Alexandre l’Acémète/Ed. par E. De Stoop// Patrologia Orientalis . T. VI, fasc. 5. 30. Turnhout, 1980. P. 645–657. 259 См.: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète//Analecta Bollandiana. T. 86. 1968. P. 271–276. 260 См. издание (напутствуемое хорошей вступительной статьей) «Жития св. Ипатия Руфинианского, написанного Каллиником: Callinicos. Vie d’Hypatios/Ed. par G. J.M. Bartelink//Sources chrétiennes. 177. Paris, 1971. 262 Наиболее важные в богословско-аскетическом отношении фрагменты этого жития см.: Преподобный Ипатий Руфинианский. Аскетические поучения преподобного Ипатия Руфинианского из избранных глав «Жития Ипатия» монаха Калинника (перевод иерея Павла Лизгунова)//Материалы кафедры богословия МДА 2012–2013. Сергиев Посад, 2013. С. 358–387. 263 См.: Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtum im 4. Jahrhundert//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 77. 1966. S. 1–61. 264 Скабалланович М. Западное монашество в его прошлом и настоящем. Исторический очерк//Труды Императорской Киевской Духовной Академии. 1917. Т. 1. С. 46. 268 См.: Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад, 1915. С. 649–651 (переизд.: Сергиев Посад, 2006. С. 546–547). Вполне единодушен со св. Амвросием в своих воззрениях был и западный христианский поэт конца IV – начала V века Аврелий Пруденций Клемент, который, исходя из учения о «двух путях», разработанного уже в древнейших пластах христианской письменности («Дидахе», «Послание Варнавы» и др. См.: Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. С. 57–58, 116–117 (переизд: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2: Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011. С. 83, 88 , 156–157, 473–474, 477–478)), видит совершенство «пути жизни» в аскезе. Поэтому он не устает восхвалять воздержание и целомудрие: для Пруденция «наибольшей высоты воздержание достигает в посте, которому поэт дает название “чистейшего таинства”... Пост обуздывает своеволие плотских похотей, пробуждает ум, исправляет самую молитву, примиряет нас с Богом. Не так быстро огонь потухает от воды, не так быстро снега тают от палящего солнца, как скоро исчезает мерзкая жатва преступлений, сокрушенная укрепляющим постом». Пруденций является и столь же вдохновенным певцом целомудрия и девства, рассматривая их как собственно христианскую добродетель: «...этою добродетелью по преимуществу сердце человеческое созидается в храм Божий; ибо в сердце чистое входит Бог». См.: Цветков П. Аврелий Пруденций Клемент. М, 1889. С. 336–345.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

334 Там же 298. В XXI-й бес. на кн. Бытия тот же Златоуст говорит: «Если бы брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель не ввёл бы брака в жизнь нашу. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни, но и доставляет нам радость на пути к спасению». 339 Златоуст. Твор. III, 209. Здесь Златоуст указывает на существование бездетных супружеств, как на доказательство, что деторождение – не главная цель брака. 346 Там же. 383 стр. Поэтому брачная жизнь является одним из условий земного счастья. Гете говорит: «только тот счастлив, будь он король или нищий, кто чувствует себя хорошо дома». 356 Григ. Богослова «Стихотворение против женщин, которые любят наряды». Сергиев посад. 1892. Философ Кант весьма умно сравнивает мужа с королем, а жену с первым министром. Это значит, что в доме преобладать должна воля мужа, а не распоряжение жены. Но министр не только исполнитель, а и советник. 357 Златоуст. На Ев. Иоанна бес. 61-я. В Хр. Чт. 1855. Сент. 350 н д. Благотворное действие жены на мужа, применительно к обстоятельствам нашего времени, раскрыто у Эрнеста Новела в беседах: «Долг». Русский перевод ред. Рус. Пал. 1893. Спб. Со стр. 48. 358 Твор. Злат. I, 386–387. Подобные же мысли проводятся с. отцом в похвальном слове св. Максиму (Хр. Чт. 1829, XXXVI, 168–169). Насколько христианство улучшило положение женщины, видно из того, что в языческом Риме выдаваемая в замужество считалась вещью, принадлежностью будущего мужа. Приняв ее, он мог ее убить по ничтожной причине, или передать другому, как это сделал Катон, подаривший жену другу. «Она сидела дома и пряла шерсть», – вот похвальная надгробная надпись римлянки. Когда ученик Сократа Критовул спросил учителя: с кем он менее разговаривает, чем с женой? – Ни с кем, отвечал мудрец. Из этого рабства женщина рвалась на свободу, но это была только свобода распутства. В это самое время языческий учёный Ливаний с завистью говорил: «какие однако женщины у христиан». 359 Изречение апостола: жены ваши в церквах да молчат ( 1Кор.14:34 ) не указывает ли на право и обязанность жены учить дома и тем подготовлять христиан к церковному общению? Публичное учение считалось неприличным женщине, потому что ее свойство – скромность, выражавшаяся, по восточному обычаю, в прикрытии главы. (Cp. 1Тим.2:11 ; 1Кор.11:5,6 ). Но сдержанность женщины в богослужебных собраниях не противоречит общему положению, что в деле религии нет мужеского пола, ни женского: ибо все христиане одно во Христе Иисусе ( Гал.3:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

346. Бердяев Н.А. О самоубийстве. Париж, 1931. С. 11, 15, 17. 347. Добролюбов Н.А. Избранное. М., 1984. С. 370-371. 348. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.21. Л., 1980. С. 68, 69. 349. «Знамя». 1990. 1. С. 104-105. 350. Достоевский Ф.М. Т.5. С. 79-80. 351. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 140. 352. Печерский Андрей (Мельников П.И.). Старые годы. Рассказы и очерки. М., 1986. С. 424. 353. Там же. С. 430. 354. Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. первая. М., 1956. С. 4 355. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. СПб., 1909. Т.1. С. 20. 356. Печерский Андрей. Старые годы. С. 128. 357. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. С. 876. 358. Печерский Андрей. Цит. соч. С. 11. 359. Там же. С. 79. 360. Там же. С. 53. 361. Там же. С. 154. 362. Там же. С. 155. 363. Там же. С. 159-160. 364. Там же. С. 173. 365. Там же. С. 174. 366. Там же. С. 174-175. 367. Там же. С. 180. 368. Там же. С. 181. 369. Там же. С. 181. 370. Там же. С. 182. 371. Там же. С. 184-185. 372. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. СПб., 1909. Т.1. С. 5-6. 373. Там же. С. 6. 374. См.: Эткинд Л. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998. С. 631-674. 375. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. С. 223. 376. Полн. собр. соч. П.И.Мельникова-Печерского. Т.1. С. 17. 377. Писарев Д.И. Сочинения. Т.1. М., 1955. С. 189. 378. Писемский А.Ф. Письма. М.-Л., 1936. С. 391-392. 379. Преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900. С. 188. 380. См. там же. С. 144. 381. Достоевский Ф.М. Т.28, кн.1. С. 312. 382. Личный архив А.Н.Стрижева. 383. Зеньковский В.В., прот. История русской философии . Paris, 1989. С. 436. 384. Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М., 1994. С. 152-153. 385. Булгаков С.Н. Соч. в двух томах. Т.2. М., 1993. С. 18. 386. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 337. 387. Ф.М.Достоевский и Православие. М., 1997. С. 67-68. 388. Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995. С. 361.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

347 Престидж Джордж Леонард (1889–1955) – ученый-патролог, издатель, священник, в последние годы жизни – секретарь Совета по международным связям Англиканской церкви. Работал в Оксфорде, изучал, в частности, связь святоотеческого учения с античной философией. Основные труды: «Бог в святоотеческой мысли», «Отцы и еретики», «Св. Василий Великий и Аполлинарий Лаодикийский». Принимал участие в экуменическом диалоге. 350 Cm.: Spirit of God, Spirit of Christ: Ecumenical Reflections on the Filioque Controversy/ed. L. Vischer. L.; Geneva, 1981 (World Council of Churches Faith and Order Paper, 103). 351 Gregorius Nyssenus. Quod non sint très diï Ad Ablabium/ed. F. Mueller//Idem. Opera/ed. W. Jaeger. Vol. 3, 1. Leiden, 1958. P. 38. 355 Gregorius Palamas. Capita CL physica, theologica, moralia et practica, 36//PG 150, col. 1144d-1145a [cp.: Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. С. 67–69]. 357 Этот вопрос прекрасно разобран в: Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 96–97 (см., в части., главу «The Holy Trinity: Structure of Supreme Love»). 359 Athanasius Alexandrinus. De incarnatione Verbi, 54//PG 25, col. 192b/[Афанасий. Творения. Ч. 1. С. 260]. 367 Gregorius Palamas. Pro hesychastis, 1,1,9//Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes. P. 27 [Григорий Палама. Триады. С. 17]. 368 См.: Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. P. 147–151 [Иисус Христос. С. 165–170]. 369 Symeon Novus Theologus. Catecheses, 2//SC 96. Ln. 421–426; cm. англ, пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses/tr. C. J. de Catanzaro. NY, 1980. P. 58. 370 Cm.: Evdokimov P. L’Esprit Saint dans la tradition orthodoxe. P., 1969 (Bibliothèque o_ecuménique, 10). P. 87–88. 374 Irenaeus. Op. cit., V, 1, 3//SC 153. P. 26 [Указ. изд. С. 448] ; англ. пер. см. в: Early Christian Fathers/ed. С.С. Richardson. NY, 1970. P. 387. 375 Иоанн (Зизиулас) (род. 1931) – епископ Константинопольской Православной Церкви (с 1986 г. – митрополит Пергамский), греческий богослов, ученый-патролог, историк, церковный деятель. Закончил Афинский университет и параллельно Экуменический Институт ВСЦ. Стипендиат Гарварда и Дамбартон Оукс. Глубокий исследователь-эрудит, активный сторонник церковного единства. В течение нескольких лет работал в Комиссии «Вера и церковное устройство» при ВСЦ в Женеве. Представитель Вселенского патриархата в Международной комиссии по диалогу с Католической Церковью. В настоящее время – профессор богословия в университетах Глазго и Фессалоник. Важнейшие труды: «Христология Максима Исповедника », «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в Епископе», «Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

350)  Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное. 10.19, 4.10. 13.4. Ср. Иоанн Златоуст. Слово против иудеев. 9. 351)  Эгерия. Паломничество. 37.1–2. 352)  Евсевий. Жизнь Константина. 3.31. 353)  Датировка Паломничества, имя дамы. ее происхождение и положение в монастыре являются предметом споров А. Стивенсон показал, что между лекциями Кирилла и описаниями Эгерии имеются значительные расхождения. Эгерия слушала не Кирилла, а его преемника. Иоанна Иерусалимского (387–415). Таким образом, паломничество следует отнести к последним годам IV – началу V в. См. A.A. Stephenson. The Lenten Catechetical Syllabus in Fourth–Century Jerusalem. C. 103–116. 354)  Путь паломника из Бордо. 594, 596. Ср. Эгерия. Паломничество. 37.2–3. 29.3–6, 39.2. 355)  Путь паломника из Бордо 599, 596, 595. О двух последних святых местах см. у Созомена (Церковная история. 5.21). 356)  Созомен. Церковная история. 7.21, 7.29, 8.17. 357)   Павлин Ноланский (†43l). Письма. 49. Курсив мой – П.Г. 358)  Григорий Назианзин. Проповеди. 40.26. 359)  Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное. 13.7, 28. 360)  Созомен (Церковная история. 5.16) цитирует 49е письмо Юлиана. 361)  A. Michel. Portier. 2600–2602. 362)  Созомен. Церковная история. 8.8. 363)  Евсевий. Жизнь Константина. 1.28. Кирилл Иерусалимский описывает явление светящегося креста в небе над Голгофой в письме к императору Констанцию (4 г.). 364)  См. чудо еп. Сильвания Троадского (V век) у Сократа (Церковная история. 7.37). 365)  О налогах и повинностях: Кодекс Феодосия. 16.2.40 (412 г.); о суде: 16.2.12 (355 г.). Пятый Карфагенский собор (401?). Правило 3; о разрушении языческих храмов: Пятый Карфагенский собор. Правило 2; Сократ Церковная история. 1.18, 5.16–17; Созомен. Церковная история. 3.17. 366)  Евсевий. Жизнь Константина. 3.57. 367)  Созомен. Церковная история. 7.15; Феодорит Киррский. Церковная история. 5.21; Сульпиций Север. Житие св. Мартина Турского. 11–15. 368)  Евсевий. Жизнь Константина. 3.58. 369)  Например, Антоний Египетский (†356). Епифаний Кипрский (†403). Исихий Иерусалимский (†450).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

368 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов. XV – начало XVII в. М., 1998, 75. С. 179. 373 Срезневский H. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1895. Т. И. С. 1734, ср.: С. 824, 851. 376 ВМЧ. Январь. Дни 6–11. С. 514–524; Каган M Д. Житие Павла Обнорского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. (А-К). С. 313–317. 377 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 156–158. 380 Ключевский В. О. Соч. В 8 т. М., 1957. Т. 2. С. 258–262; ИвинаЛ. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985; Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри: X-XVII вв.//Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь . М., 2000. С. 309–315. 382 ПКМГ: Писцовые книги XVI века/Под ред. Н. В. Калачова. СПб., 1877. Ч. I, отд. И. С. 341. Новые данные об указанном явлении приведены в работе: Пулъкин М. В., Захарова О.А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV – первая треть XX в.). М., 1999. С. 46–47. 383 АИ. СПб., 1841. Т. I. 292. С. 531–534; ДАИ. СПб., 1846. Т. I. 25. С. 22–23; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. VI. С. 284–285. 384 Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 445; Житие Дионисия Глушицкого. См.: РГБ. Унд. 1214. Л. 350, 353; «Лаврой» называл Кирилло-Белозерский монастырь Гурий Тушин (запись о написании книги «в дому Пречистыя Богородица и в лавре преподобного отца нашего Кирила», РНБ. Кир. – Бел. 27/1266. Л. 1; воспроизведение записи см.: Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV – первой половины XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодиколо- гии в СССР. М., 1974. С. 100). 387 Источники, использованные составителями грамоты, выявил Н. Серебрян- ский (Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3–4. С. 272–284); о типе псковских монастырей см.: Там же. С. 219–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 La Vie grecques de S. Jean le Psichaite, confesseur sous le regne de Leon l’Armenien (813–820)/Ed. P. Van den Ven//Le Museon. Etudes philologiques, historiques et religieuses. Nouvelle Serie. – Louvain, 1902. – T. 3. – P. 98; ср.: Лопарев Xp.M. Византийские Жития святых VIII–IX веков//ВВ. – (1911) 1913. – T. 18. – Вып. 1–4. – C. 7–14; Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Ч. 1: Современные жития. – Пг., 1914. – С. 231 сл.; Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – М., 1917. – С. 242; Sevcenko I. Hagiography... – P. 117; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 347–348. 386 Ср.: Лопарев Хр. М. Византийские Жития святых... – C. 13; Байер Х.-Ф. История крымских готов...– С .352. 387 Vita Sti Josephi Hymnographi » auctore Joanne diacono Constantinopolitani//P G.– 1864.– T. 105. – Col. 939–974; Vita Sti Josephi Hymnographi auctore Theophane//Papadopoulos-Kerameus A. Monumenta graeca et latina ad historiam Photii pertinentia. – Petropoli, 1899. – T. 2. – P. 1–14; Пападопуло-Керамевс А. Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия патриарха. – СПб., 1901. – Вып. 2. – С. 1–14, Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae е codicc Sirmondiano par Hipp. Delehaye//Acta Sanctorum Novembris Propylaeum. – Bruxelles, 1902. – Col. 583; Лопарев Xp. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. – Пг., 1914. – С. 224–227; Campbell S. D., Kazdan A. A., Sevcenko N. P. Joseph the Hymnographer//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 1. – P. 1074; Каждая Α.Π. История византийской литературы... – C. 349–350. Иосиф Гимнограф остался известен прежде всего как игумен монастыря, основанного им в последней четверти IX в. близ столичного храма Иоанна Златоуста , где была создана школа церковного песнопения, а также метохия сицилийских монахов и паломников. 390 Menaton tou Noembriou. – Athenai, 1896. – S. 193–199; подр. см.: Архиепископ Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви, – СПб., 1902.– С. 262; Tomadakes E.J. Ioseph о Gemnographos: bios kai ergon. – Athenai, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

387 Свидетельства древних приведены в примечаниях к названным изданиям Жития Феофана. Константиново описание темы цитировано выше. 388 О мучениках в Сигриане во время Диокдитиана – в сказании о мученике Филетере и с ним других (Acta Sanctor за май, кн. V. стр. 310) в Славянском Прилоге под 20 мая и 20 декабря. 389 Житие Иоанникия, написанное Метафрастом, помещено в Acta Sanct, под 4 ноября и в Patrol. Graec. edit. Migne. Τ. 116. Были и более ранние Жития, писанные иноками Петром и Саввою. Об них в Acta Sanct, (ibid.) и в книге Св. Димитрия Ростовского , стр. 142. 390 Житие Евфимия с выписками из греческого подлинника передано в сочинении преосвященного Порфирия История Афона, ч. III, стр. 21 и д. Киев. 1876 год. 391 Иларион далматский известен и как исповедник и страдалец за святые иконы. Житие его в Acta Sanct. Junii Τ. 1, под 6 июня; под этим же числом о нем в Четии-Минеях и Прологе. Пред рассказом о пророчестве Илариона помещен у Симеона еще рассказ о зловещем пророчестве св. Михаила, епископа синнадского, высказанном родителям Фотия, когда мать его была еще беременной им. Михаил был епископом города Синнады в Ликии, соседней с Вифиниею, имевшей и свой Олимп, был известен и на Олимпе вифинском. Это был просвещенный пастырь, исповедник за святые иконы (1818 год). Память его 23 мая. 392 После рассказа о пророчестве Иоанникия, Симеон передает еще рассказ о видении преподобного Иоанна Исихаста, инока обители исихастов или исихиатов в Царьграде, записанный, вероятно, со слов тех игуменов Евфимия и Иосифа, утративших при Фотии игуменство, после беседы которых с Иоанном о Фотии случилось будто бы это видение. Все рассказы Симеона в Patr. Graec. ed. Migne. Τ. 109, p. 730–735. Рассказ этот уже приведен нами в настоящем сочинении на стр. 80–81 в примечании. 393 Но он прогнал других, которые вели отшельническую жизнь на горе Олимп (Фотий), и уничтожил их хижины или пещеры огнем (лат. прим. ред.). Patrol. Lat. edit. Migne, t. 129, p. 13. 394 Об Афоне, слава которого относится, впрочем, к позднейшему времени, не говорим потому, что жития называют местом жительства святых братьев не Афон, а Олимп. Мы уже заметили, что только неведение о вифинском Олимпе могло дать место совершенно произвольной замене его Афоном. Прибавим кстати, что наши старинные книжники знали о первом и умели отличать его от последнего. В Азбуковнике XVII века читаем: «Афонская гора: святая гора по-еллински наречется афонская, а по-русски бессмертная... А стоит св. гора в море к полудню, от Царьграда стоит по суху на 12 дней... Алимбовы горы: Олимп гора отстоит от св. горы верст 350, в стране Ефесской, а от Ефеса отстоит 50 верст». Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских, 1885 г. Кн. 1, отд. 2. стр. 358.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

396398. 1534 Б. Капелле (Capelle B. Lintroduction du symbole a la messe. P. 63,) полагает, что недоразумение в интерпретации эдикта Юстина о православной вере могло послужить источником заблуждения Иоанна. Этикт, приведенный у Евагрия Схоластика (ок. 598), Historia Ecclesiastica V, 4//PC 863, 27932801, ничего не говорит о введении символа в литургию. 1535 Например, Юнгманн (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. I. S. 469) и Келли (Kelly J. N. Creeds. P. 350) допускают такую возможность. 1541 Mansi 9, 993. Предполагается, что Иоанн повлиял на собор, а не наоборот, но трудно представить, чтобы Иоанн был введен в заблуждение. См. по этому вопросу: Hanssens I. M. Institutiones. III. P. 300; Kelly J. N. Creeds. P. 352. 1543 Читателя не должна ввести в заблуждение «Протеория» (20//PG 140, 445), которая привязывает приглашение «Премудростию вонмем» к анафоре и толкует его только после возгласа «Горе имеим сердца» и ответа на него. Скорее всего, в этом месте просто нарушен порядок комментария (см. об этом ниже в тексте главы). В любом случае, для этой эпохи мы имеем обширное свидетельство евхологической традиции о наличии символа в указанном месте. 1544 Myst. 18, 23, 24//PG 91, 696, 700, 704, 707. Пратекст Германа не упоминает об этом, но версия Анастасия Библиотекаря интерполировала этот текст из «Мистагогии» (Borgia. LVIII. P. 35). 1552 Ibid. P. 463; Hanssens I. M. Institutiones. III. P. 297299. У мельхитов символ читается во множественном числе, так же как и в армянской ЗЛАТ (Aucher G. Version armena. P. 387). 1555 Константинопольские источники: ВАС Кодекса Пиромала (Goar. P. 155) и Йоханнисбергская версия (Cochlaeus. P. 125); латинская версия ВАС по списку Paris Nouv. Acq. lat. 1791 списана в Италии с рукописи древней константинопольской редакции ЗЛАТ (Strittmatter A. Missa graecorum. P. 100; Jacob A. Formulaire. P. 232); версия Льва Тосканского (Jacob A. Toscan. P. 152); кодекс Paris Coislin Gr. 214 (ff. 10r, 22r); 8-е послание Никиты Стифата и его трактат «О рае» (De paradiso 16/Dabbouzes (ed.)//SC 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3). 337 Mommeen, der römiescben Staatsrecht. Leipz. 1893 S. 82 Mommsen Röm. Staatsrecht 3 Autl. Bd. 1 S. 76 ff. 349 ДВС. IV, 241. Ср. послание епископов области исаврийской к императору Льву. «Император Константин еще при жизни навечно запечатлелся в душах людей в образе Авеля. Он предстоит пред Богом наряду с Давидом, как царь и пророк, – с Петром и Павлом и с сынами громовыми, как подобный им, сияет в проповедании истины. Ибо, когда Бог вручил ему римские скипетры и включил его в число членов церкви, то он, заметив, что совету чистейшей догматической истины угрожает большой мрак и какая-то буря, сам по внушению Св. Духа подчинился повелению и власти несотворенной Троицы, укрепил на земле свое царство и во всех странах очистил, остающиеся с тех пор чистыми и до настоящего времени, перемешанные на земле с мраком всякого рода, лучи благочестия и сделался для нас семенем, корнем, почвой и неугасаемым светом спасения. 350 Слово, отец словесных творений, напечатлело в человеческой душе черты образа и подобия Божия и соделало ее животным царским, внушив ей одной из земнородных способность царствовать и повиноваться царской власти, а вместе с тем наперед заботливо прояснять себе и обетованную надежду Царства Небесного, к которому она предназначена (Eus. DLC. 4 русс. пер. стр. 358). 355 ДВС. I, 263. Mansi III, 557, Pitra I, 507: Δεμεθα τονυν τς σς υσβεας πικορωθναι τς συνδου την νψφον ν» σπερ τος τς κλσεως γραμμασι τν κκλησαν τετμηκας, οτω κα τν δοξντων πισφραγσης τ τλος. 366 Funk Die Berufung der ökumenischen Synoden des Altertums, Kirchengesch. Abhandlungen und Untersuchungen. Paderb. 1897 Bd. 1 S. 45. 374 Theodoreti Ecclesiasticae Historiae Libri V. Recensuit T. Gaisford, S. T. P. Oxford=Theod. h. e. I, 2. 387 Hinschius, System des katholischen Kirchenrechts mit besonderer Rücksicht auf Deutschland, Berl. 1869–1897=KR. Bd. 3. S. 335. 346. 773. 774. 393 Arrians Unterredungen Epiktets mit seinen Schülern. Ubersetzt und mit hist-philoe. Anmerkungen und einer kurzen Darstellung der Epikt.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010