Зосим (2-я пол. V в.), византийский историк, автор «Новой истории», доведенной до 410 г. – 95, 143, 148, 186 Зотенберг X. (Zotenberg), французский востоковед – 392 Зоя , четвертая жена имп. Льва VI – 438, 439 Зоя, жена имп. Романа III и позднее имп. Михаила IV, самодержавная императрица с 1042 г. (после смерти Михаила IV) – 401, 402, 459 Ибн Хордазбех (IX в.), арабский географ – 306, 336, 460 Ива († 457), епископ Эдесский с 435 г., сирийский богослов – 217 Игнатий , патриарх Константинопольский в 846–858 и 867–878 гг. – 387, 388,433,434,437 Игорь (ум. 945), князь киевский в 912–945 гг. – 424, 425 Иерокл (VI в.), византийский грамматик и географ – 254 Иероним Вольф (Hieronimus Wolf von Gottingen, 1516–1580), немецкий византинист – 41 Иероним Стридонский (Евсевий Софроний, ок. 342–420), родом из города Стридона (в Далмации), богослов, экзегет и историк, переводчик Библии на латынь, один из великих учителей древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 123, 128, 158 Икономос Л. (IkonomoV), греческий византинист – 70 Иоанн († 311), св. мученик, пострадавший в Александрии – 313 Иоанн Антиохийский (VI-VII в.), византийский хронист – 312 Иоанн Лаврентий Лид (Лидиец, VI в.), византийский писатель – 220, 254 Иоанн VII Грамматик , патриарх Константинопольский в 834–843 гг., иконоборец – 382, 383, 396 Иоанн Дамаскин (ок. 650 – до 754), византийский богослов и поэт, систематизатор ранневизантийского богословского наследия, святой – 284, 338, 348, 350, 386 Иоанн Златоуст (Иоанн Хризостом, ок. 346–407), византийский писатель и проповедник, патриарх Константинопольский в 398–404 гг., умер в ссылке – 151, 152, 153, 179, 185 Иоанн Камениат (нач. X в.), солунский священник, автор сочинения о завоевании Фессалоники арабами – 405, 478 Иоанн Каппадокийский, префект Константинополя при имп. Юстиниане Великом – 223 Иоанн Ксифилин (2-я пол. XI в.), византийский юрист и историк, при имп. Константине Мономахе назначен номофилаком (ректором юридической школы), после увольнения от должности принял монашество и стал впоследствии патриархом Константинопольским (1064–1075) – 482, 483

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

ИГУМЕН ИОАНН – печерский подвижник XII в. ИЕРОНИМ БЛАЖЕННЫЙ (Hieronimus) Стридонский (около 342–420) – один из великих учителей Западной церкви; сподвижник и секретарь (382–384) папы Дамаса, после смерти которого отправился на Восток и с 386 г. жил в Вифлееме. Автор многочисленных комментариев на Св. Писание и богословских сочинений; по поручению папы Дамаса завершил перевод Св. Писания на латинский язык; этот перевод известен под именем Вульгаты. Ему при надлежат также догматико-полемические и нравоучительные сочинения, книга «О знаменитых мужах» (о жизни и сочинениях отцов Церкви и церковных писателей первых четырех веков). Память в Православной церкви 15 (28) июня, в Католической – 30 сентября. ИЛАРИОН (Троицкий Василий Александрович, 1866–1929) – архиепископ Верейский; профессор-догматист; сослан на Соловки; один из главных составителей Соловецкого обращения 1926 г. В 1927 г. поддержал, хотя и с оговорками, Декларацию митрополита Сергия. Скончался на пересылке. Причислен к лику святых как новомученик. ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ , св. (ок. 570–636) – архиепископ Севильский, церковный писатель и ученый, автор «Etimologiae», где с целью объяснения смысла и происхождения слов собраны все знания эпохи, а также «Сентенции» – систематическое изложение догматического и нравственного богословия. Причислен к лику святых в 1598 г. ИЛИОДОР (ТРУФАНОВ) (1880–1958) – монах, близкий знакомый Распутина, приобрел известность проповедью крайнего национализма и нападками на богачей и евреев. В 1912 г. порвал с Церковью, покинул Россию, умер в США расстригою. ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1883–1954) – философ, общественный деятель; в 1922 г. выслан из России; один из идеологов «белого движения»; с 1927 по 1930 г. издавал журнал «Русский колокол». По названиям сочинений можно определить круг интересов и занятий: «Понятия права и силы» (1910); «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918); «О сопротивлении злу силою» (1925); «Религиозный смысл философии» (1923); «Путь духовного обновления» (1925); «Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий» (1938); «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний» (1943); «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований» (1945); «Аксиомы религиозного опыта» (1953). См. его статью и комментарий к ней в настоящем издании.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иероним (Захаров Владимир Иванович; 1897–1966), архиепископ. В 1944 г. хиротонисан во епископа Кишиневского и Молдавского. С 1947 г. епископ Рязанский и Касимовский., с 1948 г. епископ Ижевский и Урдмурский, с 1952 г. епископ Куйбышевский и Сызранский, с 1962 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Иероним Стридонский (342–420), блаженный, один из раннехристианских писателей и апологетов, переводчик Библии на латинский язык. Иерофей (Афонин Тимофей Дмитриевич; 1894–1928), епископ. В 1923 г. хиротонисан епископом Андреем (Ухтомским), хиротония была утверждена св. Патриархом Тихоном, епископ Шадринский, викарий Екатеринбургской епархии, с 1924 г. епископ Никольский, викарий Великоустюжской епархии. После выхода июльской декларации 1927 г. перешел в оппозицию митрополиту Сергию (Страгородскому) . В 1928 г. при аресте был тяжело ранен, скончался в больнице. Извольский Петр Петрович (1863–1928), российский государственный деятель, протоиерей. На государственную службу поступил первоначально в Министерство иностранных дел. В 1905–1906 гг. товарищ министра в Министерстве народного просвещения. В 1906–1909 гг. обер-прокурор Св. Синода. С 1920 г. в эмиграции. В 1922 г. рукоположен во иерея, настоятель Николаевской Церкви в Брюсселе, с 1923 г. протоиерей, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1928 г. вышел за штат по болезни, поселился под Парижем, где и скончался. Икумений, епископ Трикки во Фракии, живший в X веке, один из первых византийских толкователей Откровения апостола Иоанна Богослова. Иларион (Бельский Иван Иванович; 1893–1937), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. Арестован в 1924 г. и выслан в г. Смоленск. С 1926 г. епископ Поречский (Демидовский), викарий Смоленской епархии. С 1927 г. епископ Бельский, временно управляющий Смоленской епархией. В 1928 г. объявил об отделении от митрополита Сергия (Страгородского) . Арестован в 1928 г., приговорен к 10 годам лагерей. В 1928–1931 гг. в заключении в Соловецком лагере; до 1937 г. в заключении в г. Козьмодемьянске Марийской АССР, где был арестован и осужден. Расстрелян .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

К эпохе тринитарных споров, в которую прошли I-й (325 – I Никейский) и II-oй (381 – I Константинопольский) Вселенские Соборы, можно отнести весь IV век – «Золотой век святоотеческой письменности» 1024 , и живших в это время богословов, рассматривавших в том числе и антропологические вопросы, среди которых на Востоке могут быть названы Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) 1025 , Св. Василий Великий (ок. 330–379) 1026 , Св. Григорий Богослов (329–389) 1027 , Св. Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) 1028 , Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) 1029 , Св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – ок. 396) 1030 , преп. Макарий Египетский (ок. 300 – 391) 1031 , преп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) 1032 , преп. Исаия Отшельник († 370) 1033 , преп. Марк Подвижник (конец IV – начало V вв.) 1034 , Иаков Афраат 1035 , Немесий Эмесский (IV – до середины V вв.) 1036 , Евагрий Понтийский (345–399) 1037 , Дидим-слепец (ок. 313 – ок. 398) 1038 , а на Западе Св. Иларий Пиктавийский (310-е годы – не позднее 367) 1039 , Блаж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) 1040 , Блаж. Августин Гиппонский (354–430) 1041 , преп. Иоанн Касиан Римлянин (ок. 360–435) 1042 . Из них специальные труды, посвященные антропологии, составили только Св. Григорий Нисский («Об устроении человека») 1043 , Немесий Эмесский («О природе человека») 1044 , а Св. Василий Великий говорит на антропологические темы в двух беседах («Беседа первая о сотворении человека по образу» 1045 , «Беседа вторая о человеке» 1046 ). У Блаж. Августина Гиппонского несколько работ, например, «De quantitate animae», касаются антропологических понятий 1047 . Практически не присутствуют антропологические темы в дошедших до нас трудах Св. Кирилла Иерусалимского (ок. 313 – ок. 386) 1048 , Св. Евстафия Антиохийского († 337 или 346) 1049 , Св. Епифания Кипрского (367–403) 1050 , у многих аскетических писателей и др. На V-oм Вселенском Соборе «целью соборных осуждений был не некий призрачный оригенизм, но подлинные взгляды одного из духовных наставников восточного монашества, Евагрия» составившего, в частности свою христологию, «однако его учение о созерцании и молитве» сохранилось Восточным монашеством 1051 . Также «в современных Собору источниках, сообщающих об осуждении 553 г., наряду с именами Оригена и Евагрия упоминается и имя Дидима» 1052 . Составителем поучений преп. Макария Египетского мог быть один из его учеников 1053 , т. к. «ни один из древних авторов не приписывает ничего перу Макария Египетского » 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как бы мы ни относились к этим высказываниям, нам следует незыблемо стоять на одном: Церковь ни в коем случае не падет и врата ада ни за что ее не одолеют. Это – непреложное обетование Христово. Иерусалим никогда не станет Вавилоном. Можно разрушить его стены, можно разрушить Иерусалимский Храм, из Иерусалима можно угнать жителей в вавилонский плен, с Иерусалимом можно сделать все что угодно, его можно превратить в пепелище, но его нельзя превратить в Вавилон – он останется Иерусалимом даже в руинах. В этом состоит наша вера, и каждый из нас должен в любых обстоятельствах хранить верность Церкви. Не верность всевозможным безобразиям и бесчинствам, которые могут случиться, но верность самой Церкви Господней. Настало время поразмышлять о слове «Церковь», Создателем которой является Сам Христос. А что это вообще такое? Евангелие от Матфея, которое мы читаем сейчас, переведено на русский язык с греческого, а на греческий – с иврита. Подлинник, к сожалению, до нас не дошел. Но мы все же знаем слово, которое означает на иврите Церковь: («кагáл», или «кахáл»). Кагал возглавлялся когелетом – проповедником, глашатаем, собирающим людей своим словом. Ветхозаветная книга Екклесиаст (греч. Εκκλησιαστς) поеврейски называется «Когелет», то есть царь Соломон был когелетом. Еще Блаженный Иероним (342–419 или 420) писал: «Кто истинный Екклесиаст? Это – Иисус Христос». Утверждая: Я создам Церковь Мою, Христос говорит: » Я соберу людей, и у Меня есть что им сказать». Вот это и есть Церковь. Есть и другое греческое слово, не встречающееся в Новом Завете, — «Кириаки» (κυριακη). «Кир» (κυριος) означает «господин», отсюда – «Кирие элейсон!» (Кυριε ελεησον!) – «Господи, помилуй!» Различие между словами «господин» и «Господь» существует только в церковнославянском и русском языках. Господом мы можем назвать только Одного, а господами – многих. Так вот, Кир – это Господь, а «икос» (οικος) — дом (как известно, акафисты 111 состоят из кондаков 112 и икосов 113 ). Таким образом, «Кириаки» означает – «Дом Господень». Это слово очень полюбилось грекам, а от них перешло и к некоторым другим народам, в том числе к славянам.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Как уже было сказано выше, мы должны быть очень осторожны, когда интерпретируем «Апостольское предание». Что же мы можем сказать определенно об обрядах христианского посвящения и их истолковании в Римской Церкви в первые три века? К сожалению, сказать мы можем очень мало. Помимо нескольких бесспорных свидетельств (мч. Иустин), многое зависит от решения вопросов авторства, места и датировки «Апостольского предания». В то же время, имея в виду тесную связь между ранним римским и североафриканским христианством, можно говорить о сходстве их литургических практик. Крещение на христианском Западе в IV–V веках Рим 346 К сожалению, Римская церковь IV–V веков не оставила нам литургических текстов, связанных с христианским посвящением. Чтобы попытаться реконструировать соответствующую практику, приходится опираться на данные, содержащиеся в других текстах того времени. (1) Блж. Иероним (ок. 342–420) сообщает о том, что епископы возлагали руки и молились, призывая Святого Духа на тех неофитов, проживающих в сельской местности, которые были крещены пресвитерами и (или) диаконами в отсутствие епископа 347 . (2) В одном из фрагментов, где приводятся аргументы ариан против православия, цитируются литургические тексты, содержащие формулу послекрещального помазания (Mai Fragment). Лучшими свидетельствами о римском обряде рассматриваемого периода являются четыре важных письма, относящихся ко времени с конца IV века до конца V века и содержащих сведения об эволюции этого обряда. Однако ни один из этих документов не содержит полного, детального описания обряда в целом. Письмо папы Сириция Гимерию Террагонскому в Испанию (ок. 384/385) 348 сообщает об избрании накануне Великого поста готовящихся к Крещению и о ежедневных молитвах, посте и экзорцизмах, совершаемых в течение всего периода подготовки к пасхальному Крещению. По существу, в Риме экзорцизмы были частью подготовки к Крещению. В документе, имеющем название «Каноны к галлам» (Canones ad Gallos, ок. 400) 349 , также говорится о подготовке к Крещению и об экзорцизмах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Лавр. стр. 198, 208,.232, 247–253255–260, 264, 278– 279, 288, 312, 322, 327, 383, 392, 413, 416, 420, 424, 426– 429, 431, 436, 443, 449, 451–452, 481; Варяжко воев. Ibid. стр. 76–77; Вятко родон. стр. 11; Иванко кн (ivaniko, ivanika) стр. 477; Иванко посад. стр. 494; Иванко тыс. туров. стр. 283; Михалко (mixako) стр. 340–342, 344–345, 353–354, 356–360, 362–363, 396; Радко стр. 200; Снинко, нос. (sinko) уменьшительное от Симон, Симеон стр. 46; и т. д. Также заимствованы из грузинского Гюрги кн. (giorgi) стр. 428–429, 487; Туад кн. (Tavadi), здесь нарицательное имя имя поставлено вместо с собственного по недоумию летописца стр. 46; Тетий кн. (tetia Евстафий) стр. 375; Урусоба кн. оба грузинское окончание и префикс у грузинский, стр. 268–269. 150 Специальному исследованию этого вопроса оповещено сочинение С.О. Платонова:Очерки по истории смуты в московском государстве XVI-XVII в.в. Изд. втор. ч. II стр.145–436 160 Журн. засед, II отд. Высоч. утв. Присут.при Св. Синоде. Об устр. церк. дел на Кавк., стр. 1926 193а. 161 Арабская энциклопедия Шихаб-еддин-Элькалькашанди (1418г.). Зап.Вост. Отд. имп. Рус. Арх. Общ. 1886–1887 г, т. I, вып. III, стр. 208–216. 164 Профес. А. А. Цагарели. Грамоты и другие исторические документы, относящиеся до Грузии, т. II, вып. I., стр. 12–13, 5–61. 165 Преосв. Порфирий. О грузинских древностях, Профес. А. А. Цагарели, Зап. Вост. отд. имп. Русского Археол. Обш, т. I,: вып. I, ст . 8–18. 172 Легковерным, мы с своей стороны, считаем анонимного автора статьи «Афон» вт 4-м полутоме Энциклопедичсскаго словаря Ф. А. Брокгауза и и. А. Ефрона, которому известно и название игумена: «и наш св. основатёль, в Киеве, Печерской обители, говорит сочинитель, там же (т е. в Есфигмене) начал свои иноческие подвиги, при игумене Феоктисте, поселившись в пещере, не далеко от обители». Благоразумно скрыл автор свое имя. 173 См. путеводитель пб св. Горе Афонской, изд. 3, Спб. 1863 г., стр. 154; заметки поклонника св. Горы, Киев 1864 г., стр. 293; акты русского на святом Афоне монастыря, Киев 1873 г., стр 5 и 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На построение каменного храма Св. Троицы майор Михаил Васильев назначил 5270 руб. серебром. Храм окончен. Число прихожан: в 1730 г. 210 муж. 197 жен., в 1750 г. 267 муж. 278 жен., в 1770 г. 420 муж. 422 жен., в 1790 г. 423 муж. 425 жен., в 1810 г. 528 муж. 507 жен., в 1830 г. 422 муж. 408 жен., в 1850 г. 342 муж. 386 жен. Сумской Уезд. Сумское благочиние ГОРОД СУМЫ I Начало и значение города В 2 верстах от нынешнего города Сум есть место ныне называемое городищем. Это крутая гора, при подошве которой течёт река Псел, разделяющаяся здесь на несколько рукавов, весною ныне богатых дичью. С восточной стороны, с другого берега Псла, с трудом можно добраться до городища, тем более, что сторона горы, обращённая к Пслу, обрывиста и крута. В 1785 г. эта местность принадлежала полковнику Степану Кондратьеву, и тогда значительная часть его занята была садами. В переписи русских сторожей 1571 г. читаем: «А Псел перелезти у Липецкого городища, да на верх Боровни». Итак городище, соседнее с нынешним городом Сумами, в XVI столетии называлось Липецким городищем и тогда уже было только городищем ведомства Московского. Посему понятно, что город, памятником которого осталось городище, существовал до времён татарских; это конечно один из городов Черниговского княжества. То самое, что Липецкое городище долго было потомственным имением Кондратьевых, показывает, что первый Сумской полковник, умный Герасим Кондратьевич, обратил внимание на это место, считал его важным и для времён поселения черкасов на Псле. Но черкасский город основался в 2 верстах ниже городища. Город Сумы или по древнему названию Сумин, расположен на возвышенной, узкой плоскости между р. Псел и речками Сумы и Сумки, соединяющихся в самом городе. Древний герб сего города – в серебряном поле три черные охотничьи сумы с перевязями и золотыми пуговками, – указывает на предание о происхождении названия местности. По этому преданию, у речки Сумы найдены были три охотничьи сумы, и по ним дано название местности с ее речками. Предание может быть признано справедливым в отношении к речкам, но не в отношении к названию или происхождению города, который назвался Суминым очевидно по р. Суме.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не по гневу Твоему, Господи, страждем мы, и не по ярости Твоей оканчивается и проходит жизнь наша, и остаемся мы ни с чем. Смертный предел полагается нам ради грехов наших для того, чтобы не грешили мы более (прп. Ефрем Сирин , 33, 512). Источник. Что бывает с железом в огне, когда плавильная печь отстраняет все бесполезное, то совершается с телом через смерть, когда через разрешение смертью отстраняется все излишнее (свт. Григорий Нисский , 24, 524). Источник. Смерть есть успокоение, освобождение от житейских трудов и забот (свт. Иоанн Златоуст , 44, 841). наказанию смерти подвергнул его для того, чтобы он, сделавшись через преслушание повинным греху, не грешил в бесконечность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 256). ...Смерть есть освобождение от всех неожиданных бедствий, и скончавшийся с доброю надеждою уже не подлежит неизвестности, но находится в безопасности (свт. Иоанн Златоуст , 48, 342). ...Даже и смерть бывает лучше жизни: та избавляет тебя от бурь и опасностей, а эта поставляет тебя среди их и подвергает бесчисленным наветам и нуждам, из-за которых ты почтешь и жизнь не жизнью (свт. Иоанн Златоуст , 50, 420). ...Смерть есть утешение для младенцев, смерть – освобождение для рабов, отдохновение для труждающихся, расплата для должников, смерть – это избавление для удрученных заботами, облегчение для утомленных, смерть – препятствие для греха (свт. Иоанн Златоуст , 52, 926). Смерть грешников и нераскаянных ...От кого или когда мы ни претерпели бы смерть – это ничего не значит для нас, надеющихся за свою смерть и кровь получить от Господа награду. А вот чью кончину надо горько оплакивать – это тех, которых так ослепляет диавол, что они, не помышляя о вечных геенских муках, стараются предобразить пришествие антихриста, уже приближающегося (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 270–271). Источник. Смерть равно постигает и грешника, и праведника, но различие между ними большое. Как смертные, оба они умирают, – и неудивительно, но один – без награды и может быть осужденный, а другой – блажен и в нынешнем, и в будущем веке (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 89).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не смерть – зло, а худая смерть – зло (свт. Иоанн Златоуст , 48, 299). ...Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною (свт. Иоанн Златоуст , 48, 342). ...Если умерший был грешник и много оскорбил Бога, в таком случае должно плакать или, лучше, – не плакать только, потому что отсюда для него нет никакой пользы, но и делать то, что может принести ему некоторое облегчение: милостыню и приношения. А впрочем, и в этом случае нужно радоваться, потому что у него отнята возможность грешить. Если же – праведник, то еще более должно радоваться, потому что он находится в безопасности и уже избавился от неизвестности будущего (свт. Иоанн Златоуст , 51, 419–420). Будем совершать постоянные за него молитвы, будем давать милостыню, и хотя бы он был недостоин, Бог умилосердится через нас (свт. Иоанн Златоуст , 55, 875). ... – час страшный и нестерпимый для одержимых грехами, для имеющих неочищенные покаянием падения, для живущих беспорядочно, бесчинствующих и своенравных, – но сладостный и многожеланный для боголюбивых, благочестивых и добродетельных, благопокорливых и смиренных (прп. Феодор Студит , 92, 453). ...Какая вам польза защищать мир от смерти и временного рабства, самим же повседневно быть рабами страстей и бесов через дела (свои) и наследниками огня неугасимого... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 227–228). С бранью и укорами, дерзко приступает враг к душе, исшедшей из тела, как горький и страшный обличитель падений ее (прп. Феогност, 91, 421). Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 129). Смерть младенцев Залогом у Тебя, , да будут дети , да вкушают они блаженство горе на небесах, да предстоят там молитвенниками за всех нас, потому что детская молитва чиста. Благословен Дарующий детям блаженство в чертоге Своем! Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле, и над всеми владычествует грех; потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010