37 сл.. 264,691. 415 сл. 418,1266) и на Ап. Павла (II: 28 сл. 35. 36. 37 сл. 259,673. 349 сл. 357 сл. 386,1114. 415. 418 сл. 420 сл. 577) со стороны Филона, который иногда называется даже отцом Церкви (II: 37. 856,522). Догадки, якобы Ап. Павел изучал филоновские трактаты во время отмеченного в Гал. 1:21 пребывания своего в пределах Сирии и Киликии (II: 30), и обратные утверждения, что ни этот Апостол, ни другие новозав. писатели не читали Филона (II: 420,1278. 423,1297–8). Филон и Ап. Иоанн Богослов (II: 18,93). Отсутствие (широкого и глубокого) влияния филонизма в истории (II: 412 сл.), где иудейство осуждало его (II: 844,96). Филон и гностицизм (II: 344. 415), он предшественник каббалы и Талмуда, гностицизма и неоплатонизма (II: 414,1247)· Философия греч. по влиянию на Н. 3. II: 1108. Философские сборники (с подбором выдержек из философских. изречений и сочинений) II: 545. 937–9. Философумены II: 770,1074. φησ: его значение при цитатах II: 158,310. Флавий Иосиф I: 87. 826,439. 833,463. 860 (об Ангелах). 882,574. φνος I: 76. Фотин ерет. I: 245,57. φωτζειν II: 1164. φωτισμς II: 1176,1570. 1262,162. φθνος I: 75–6. Фотий патр. констант. I: 837. 846,509. II: 874,302. Chaberim (II: 961,916)–chaberuth (II: 962,916). Халеби I: 738. Ханания бен-Хизкиа рав. 91 I: 834,464. Ханина рав. 92 I: 716. 780,329. 805,385. Ханина–«сеган» (глава священников) 93 II: 396,1161. χρις II: 967,945. Харран I: 178. Хасидеи () (I: 866,542. 883,574) то же, что асидеи: см. стр. 22, Хеттура I: 133. Хийя бар-Абба рав. 94 I: 231,157 95 378,286. Хилиазм в иудействе (I: 596–7) и якобы у Ап. Павла (I: 597–9. 600–2. 877,1069). Chizzonim (sepliarim) I: 833,463. 464. 835,475. 880,567. II: 429,1. Хадатаи–адвокаты в равв. I: 407,399. II: 361,1017. Храм иерус. при Траяне II: 849,120. I: 342. Христиане для средневекового раввинизма являлись «прозелитами врат» II: 1270. Христианство якобы готово было еще до Евангелия (I: VIII,18), есть лишь реформа иудейства (I: IX. II: 1275. 1280), происходя из иудейских кругов, по преимуществу же из сектантских (II: 820 сл. 822 сл. 1089. 1090. 1100. 1151. 1154. 1270), напр., из диаспоры Переи и из еретической синагоги (II: 1277–8) или из ессейства (I: 879 сл. II: 4,13. 430,2. 809,1260. 1277); оно синкретическое (II: 816,28. 822. 989. 1282), имеет много мифического (II: 995,116. 1160 сл.), идет от эллинизма (II: 380,1070. 948. 989 сл. 1117. 1155. 1160), возникло из движения пролетариата (II: 1076–7. 1276–7). Иудейство замалчивало христианство (II: 428) и всегда питало антихристианские тенденции (I: 854,531. 878,559. II: 4,14. 13,66. 428,1. 840. 845–852. 868,262. 1094. 1273–4). Христианство по влиянию на развитие иудейства и апокалиптики (I: 341. 342. 391 и прим. 328. 401,371. 843,493. 844,501. 851,523. 876. II: 219). Христианство Церкви–кафолическое есть якобы творение Иринея лион.. и его эпохи (I: LVI) и имеет более сродства с Павлом, чем с Евангелием Иисуса (I: XII,47), ибо в нем возобладал ослабленный, амальгамированные павлинизм (I: LX).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Современные исследователи комментария считают его лекциями, а не специально составленным толкованием. Поводом к такому мнению стало наличие лакун и повторений в тексте, а также разговорный стиль произведения. Кроме того, в тексте содержатся вопросы и возражения со стороны аудитории. Толкование насыщено иллюстративным материалом, который Дидим черпает из области медицины, физиологии, философии и даже хореографии р. 8]. Основная мысль автора толкования состоит в том, что Когелет разочарован в ценностях этого мира лишь в сравнении с высшими ценностями. Дидим не может согласиться с безусловным разочарованием Когелета и старается смягчить его, пропуская через призму своего сравнительного подхода. Научное издание комментария Дидима на книгу Екклесиаста вышло в 1978 и 1983 годах в Германии (Kommentar zum Ecclesiastes (Tura Papyrus) ed. Gerhard Binder and Leo Liesenborghs, Teil 1.1 (Bonn, 1978), Teil 1.2, Erläuterung von Gerhard Binder (Bonn, 1983)). Евагрий Понтийский († 399) Ученик св. Григория Богослова , подвизался в Нитрийской пустыне при обоих Макариях, подвижник, слушал Дидима Слепца , муж учёный, один из первых учителей монашеского богословия. Был осуждаем за приверженность Оригену . Блаженный Иероним Стридонский († 420) Родился в Стридоне, на границе Далмации и Паннонии, в 342 году. Умер в Вифлееме в 420 году христианской эры. Блаженный Иероним был одним из лучших знатоков античной и христианской литературы своего времени. Он также является одним из немногих среди святых отцов и учителей церкви, кто знал еврейский язык. Этот факт увеличивает ценность толкований блаж. Иеронима на Священное Писание Ветхого Завета. Известны два перевода книги Екклесиаста с еврейского, сделанных блаженным Иеронимом. Первый, более ранний, представлен им в толковании на книгу Екклесиаста. Говоря об этом переводе, Иероним пишет, что он «не следовал ничьему авторитету, но, переводя с еврейского, более применялся к пониманию Семидесяти Толковников, в том особенно, что немного отличалось от еврейского» О своём втором переводе он говорит, что в три дня перевёл Екклесиаста и другие писания Соломона с еврейского и делал это без сверки с другими переводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

333–342). Из философских идей этого периода самой характерной является идея аналогии макрокосма и микрокосма, как гносеологический принцип. На этой идее вращались изыскания Джордано Бруно, Якова Бёма, Николая Кузанского, Кампанеллы и др. (§ 29, стр. 342 и след.). Что же касается второго периода, то он уже начинает собою собственно новую философию. Из теоретических проблем этого периода самыми важными являются две, – проблема метода и проблема субстанции и причинности. Над решением этих проблем трудились величайшие представители научной и философской мысли нового времени: Кеплер, Ньютон, Бэкон, Декарт, Гоббес, окказионалисты (Гейлинкс и Мальбранш), Спиноза, Лейбниц и др. (§§ 30–31 стр. 358 и след.). Из практических же вопросов мыслителей этого периода занимали главным образом вопросы естественного права. Здесь должны быть названы учения – Макиавелли, Моруса, Бодена, Гроция, Гоббеса и др. (§ 32, стр. 398 и след.). Пятая часть книги Виндельбанда (стр. 410–496) посвящена философии просвещения, развитие которой хронологически почти совпадает с XVIII столетием. Это – время от Локка до Канта. Содержание этой философии рассматривается автором в двух главах: I-я гл. (стр. 420–469) говорит о теоретических вопросах, занимавших мыслителей этой эпохи, а II-я (стр. 469–496) – о практических. К числу теоретических проблем этого —370— времени автор относит вопросы – о врожденных идеях (§ 33, стр. 421 и сл.), о познании внешнего мира (§ 34, стр. 438 и сл.) и о естественной религии (§ 35, стр. 457 и сл.). Из практических же вопросов в это время разрабатывались принципы морали (§ 36, стр. 472 и сл.) и проблема культуры (§ 37, стр. 487 и сл.). Главными представителями философской мысли этого времени являются Локк, Берклей, приверженцы ассоциационистской психологии (Броун, Гертли и др.), моралисты – Шефтсбюри, Гэтчисон, Ад . Смит, деисты (Толанд, Коллинз, Тиндаль и др.), Давид Юм, Рид, французские сенсуалисты (Ламеттри, Кондильяк, Кабанис), энциклопедисты (Дидро, Даламбер, Гольбах, Гельвеций и др.), Вольтер и Руссо и, наконец, Лейбниц и Вольф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

βοοτροφ, Rinderzucht: HephTheb II 87,8.– Vgl. -φα KumN, Stam. βοφθαλμον, τ Ochsenauge (eine Pflanze): CorpGloss. Mazaris 34,30. DelAn II 420,24.– βοφθαλμον LS, Tgl; vgl. βοφθαλμος Kr. βπωλη ? Mispel ? τ μοσπουλον DelLex 71,3 (=βπολον τ μσπιλον Duc App 141 ?).– Langkavel 10,3. βορδιον s. βαρδιον βραξ, (pers. brq, mlat. borax) ein Lötmittel: AnonMetal 128,12; 212,18; 282,20 –Stam; βρακας HL. βρατος, Wacholder, Juniperus foetidissima: DelAn II 309,1; 322,4; 331,12. βορτη 343,15; 362,19; 378,22.– βρατον LS, DGE, AndrArch; -το HL; βορτη Duc App I. βορχιον, τ (pers. brq, mlat. borax) ein Lötmittel: AnonMetal 78,14; 86,11.12; 148,16; 405. CatAIch VIII 1312. AnonMetal LVIII 22; 16,24; 38,18. DelAn II 373,21; 376,22. Alchim 324,11 (-ην).18 (id.); -η (=ι) 331,22. βορχον Alchim 335,15.– Duc, LMA. βορβρεος schmutzig: GregNazPG 37.642A. βορβορες, Schmutzfink: TzetzHist schol. 1559. βορβορα, Schmutz: δυσδης Neoph 152.– Vgl. βορβρα HL s.v. βρβορος. βορβορζω Darmgeräusche, verschlagene Winde haben: ScholNicAl 594,6.– (LS), AndrArch (-ζω). βορβορικς schmutzig: - ασβεια ThStudPG 452B. βορβοροειδς schmutzig: StritEx 133,14.– LS, L, DGE, Stam -δης. βορβοροκματος Miller: In Psalm., cod. meus 121v (=Par. Suppl. 1157, Ps. cum catena ?). βορβορλιμνος, Drecklacke: MercBologn 140,149v. βρβορος, Schmutz, Dreck: TzetzHistschol. VIII 35. τ -α BlemMed 73.– LS, DGE, Kr, HL β./τ -α; βορβρα AndrArch, HL s.v. βρβορος. βορβορτης, Schmutz: Tgl: Oecum. in epist. cath. p.342F.– KumN, Stam. βορβορτροφος im Dreck aufgewachsen: σες KeilMonat 117,32=Philes I 342. βορβοροφγος Dreck fressend: χορος Manas 4326. id. MiChon II 169,8.– Stam. βορβορφυρτος im Dreck wühlend: χορος Philes I 342 app. (Germ. II., cod. Coisl. 278,129r).– KumN. βορβορυγμς, Grollen, Rumoren (in den Gedärmen): ScholHip II 256 adn. 1. ScholAesch II 2,164,10 (app. -σμς). MirDem 60,25. TheophId I 408,15; -σμς 23 – DGE, LS (auch -ισμς), Soph, Tgl, TLG, Stam. βορβορζω grollen, rumoren (in den Gedärmen): PaulAeg II 89,30; 108,9.–LSSup, DGE, TLG.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Серафим (Чичагов Леонид Михайлович; 1856 – 11 декабря 1937), священномученик, митрополит 71 Серафим, заключенный архимандрит 226 Сергей, заключенный участник скаутского движения 375, 381, 398, 409–410 Сергей, заключенный спортивный инструктор 398 Сергий (Старогородский Иван Николаевич; 1867 – 15 мая 1944), Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. 50, 52–53, 68–70, 254, 336, 467–469 Сергий (Лавров Алексей Петрович; 1878 – не ранее 1938), в 1920 г. епископ Кубанский 45 Сетон-Томпсон Эрнст (1860 – 23 октября 1946), канадский писатель 374 Сильвестр (ум. ок. 1566), протопоп, публицист 56 Симеон Бекбулатович (Саин-Булат; ум. 1616), касимовский хан, «великий князь всея Руси» номинальный правитель Русского государства с 1575 г. 56 Симонов, заключенный врач 112–113, 116, 122–123 Скоропадский Павел Петрович (1873 – 26 апреля 1945), гетман Украины 40 Слащев Яков Александрович (1885 – 11 января 1929), генерал царской армии, Белой гвардии и РККА, эмигрировал из Крыма в Константинополь. После возвращения в Россию стал агентом ГПУ. Убит 40 Смагин, заключенный генерал 41 Смирнов, охранник в Исааково 285, 290 Соколов Константин Николаевич, начальник лагерной финансовой части 137 Соколов, комендант Бутырской тюрьмы 100,140 Соколовский Борис Александрович (1905– ?), участник скаутского движения. Арестован в апреле 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346, 367–370, 398, 417–420 Солженицын Александр Исаевич (1918 – 3 августа 2008), писатель 169 Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 31 августа 1900), философ 24 Соломон, еврейский царь, автор ветхозаветных книг 381, 383 Солоневич (урожд. Воскресенская) Тамара Владимировна (ум. 13 февраля 1938), жена И.Л. Солоневича. Погибла в результате покушения 351 Солоневич (урожд. Ярушевич) Юлия Викентьевна (ум. 1 мая 1915), мать Б.Л. Солоневича 342 Солоневич Борис Лукьянович (1898 – 26 февраля 1989), автор воспоминаний о Соловках 10, 332, 337, 341–591 Солоневич Всеволод Лукьянович (1895– 1920), брат Б.Л. Солоневича 342, 344

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22/4 ин. Память II Вселенского Собора (381). 23/5 ин. Прп. Евфросиния Полоцкая (ум. 1173), русская подвижница княжеского рода. 27/9 ин. Прав. Иоанн Русский (ум. 1730), русский военнопленный, живший среди турок, исповедник веры. 29/11 ин. Праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных» (икона находится в Москве в Николо–Хамовническом храме). 1/14 Мч. И устий Философ (ум. 156), уроженец Палестины, писатель–апологет. 2/15 Сщмч. Потин, мц. Блондина и др. мчч. Галлии (177). Сохранилось письмо II в. об их мученичестве (имена их есть только в полном месяцеслове). 10/23 Прп. Антоний (XI в.) — основатель монашества наРуси. 11/24 An. Варфоломей, один из Двенадцати, и ап. Варнава, сподвижник ап. Павла. 15/28 Прор. Амос (VIII в. до н. э.), первый пророк–писатель. Блж. Иероним (342–420), уроженец Сев. Балкан, один из западных Учителей Церкви, толкователь Писания, переводчик его на латинский язык. Блж. Августин (354–430), уроженец Африки, епископ, богослов, философ, великий западный Учитель Церкви. 18/1 ил. Икона Божией Матери «Боголюбская». Привезена на Русь кн. Андреем Боголюбским в XII в 19/2 ил. Ап. Иуда, Брат Господень, сродник Иисуса Христа по плоти. Возможно, автор Послания Иуды. 23/6 ил. Икона Божией Матери «Владимирская» (праздник установлен в память спасения Москвы от татар в 1480 г.) 24/7 ил. Рождество Иоанна Крестителя. 26/9 ил. Икона Божией Матери «Тихвинская» (1383). 28/11 ил. Прпп. Сергий и Герман Валаамские, подвижники русского Севера (XIV в.) 29/12 ил. Апп. Петр и Павел (ум. ок. 64–67), первоверховные апостолы. 30/13 ил Память Двенадцати апостолов. 1/14 Прп. Никодим Святогорец (ум. 1809), уроженец Греции, подвизался на Афоне, духовный писатель и переводчик. 4/17 Свт. Андрей Критский (ум. 712), автор Великого канона. 5/18 Прп. Афанасий Афонский (ум. ок. 1000), основатель первых монастырей на горе Афон. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского (см. 25/8 окт.). 8/21 Икона Божией Матери «Казанская» (1579). Прп. Прокопай Устюжский (ум. 1290), родом немец, подвизался в г. Устюге как «юродивый во Христе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

232 Иероним Евсевий Софроний (ок. 342–420) – видный представитель латинской патристики и один из учителей Церкви. Родился в Далмации. Изучал в Риме риторику и философию. Ок. 374 г. уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382–385 гг. пребывал в Риме, где начал по поручению Дамасия исправление латинского перевода Нового Завета. В 385 г. возвратился в Палестину и в 389 г. основал монастырь в Вифлееме. В 405 г. завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг, включая канонические книги Ветхого Завета (с еврейского оригинала) и Евангелий, что составило основу Вульгаты. Огромное значение имели его полемические сочинения, комментарии к библейским книгам и письма. К XIII в. сложилась легенда, согласно которой Дамасий сделал Иеронима кардиналом, отсюда традиция изображать его в красной шляпе. Часто Иероним изображается в келье со львом у ног. 233 Тот же Иероним пишет, однако, в письме к папе (epist XV, edit Heilberg; 376 или 377 г.): «Beatitudini tuae, id eat cathedrae Petri, communione consocior. Super illam petram aedificatam Ecclesiam scio. Quicumque extra hanc domum agnum comederit prof anus eat». «Я нахожусь в общении с твоим блаженством, т. е. с кафедрой Петра. Я знаю, что Церковь основана на этом камне. Всякий, кто будет вкушать агнца вне дома сего, отвержен». (Дамасий, Дамазий) (ок. 304–384) – папа римский с 366. Родился в Испании. Возвышение Даматия относится к понтификату Либерия. Избрание Даматия привело к столкновениям с арианами, сторонниками папы Урсина. Борьба с арианством, в которой Даматия поддержал Василий Кесарийский , завершилась на Соборе 381 г. в Константинополе. В 382 г. Собор в Риме утвердил библейский канон, и Даматия поручил Иерониму сверить латинский перевод Библии. При Даматии построены церковь Сан Лоренцо ин Дамасо, здание папского архива и надгробия мучеников, украшенные стихами. 234 Новациан (Новатиан), новатиане (по имени священников III в. – римского Новатиана и карфагенского Новата) – раннехристианская секта (ересь), отпавшая от Церкви в Ш в. при императоре Деции и просуществовавшая в Риме, Галлии и Испании до VIII в. Новациане считали, что Церковь не может дать прощения христианам, которые под угрозой наказания со стороны римских властей принесли жертвы языческим богам и тем самым предали свою веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

28. Мон-рь в крепости Иродион (визант. название неизв.), на территории дворца-крепости царя Ирода Великого, построенной в 24-15 гг. до Р. Х. Монастырский комплекс с храмом и помещениями монахов существовал в V-VII вв. Для построек были использованы руины зданий эпохи Ирода. От комплекса монастыря почти ничего не сохранилось ( Corbo. 1967; Murphy-O " Connor. 2008. P. 319-324). 29. Лавра Марда (на месте иудейской крепости Масада I в. по Р. Х.). Основана ок. 420 г. прп. Евфимием Великим и существовала до VII в. Археологами открыто 13 келий. 30. Лавра Халлат-эд-Данабия (древнее название неизв.), группа пещер и построек на склоне Вади-эль-Маккук. Открыта археологами в 80-х гг. XX в., имела ок. 40 келий и была одной из крупнейших лавр в И. п. Предположительно в IV в. в пещере в восточной части комплекса, где была цистерна с водой, сооруженная еще в I в., впервые селились отшельники. Форма пещеры напоминала храмовую апсиду, что также могло привлечь внимание монахов. Остальные пещеры высекались в скале монахами по мере увеличения общины. Также были келлии, построенные в верхней части склона вади. Главный храм мон-ря (25×9 м) сооружен из скального козырька, к к-рому была пристроена внешняя каменная стена. Внутри сохранились остатки мозаичных полов, несколько захоронений, квадратный бассейн-крещальня. Монастырские постройки соединялись неск. длинными лестницами, также вырубленными в скале. Монастырь был заброшен, вероятно, в VII в. В средние века рядом с монастырем было построено квадратное здание, назначение которого неизвестно ( Murphy-O " Connor. 2008. P. 333-334). Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit.; Palladius. Lausiac; Путешествие ко святым местам и в Египет кн. Н. Х. Радзивила. СПб., 1787. С. 135-138; Путешествие во Иерусалим Саровския общежит. пустыни иером. Мелетия в 1793 и 1794 гг. М., 1798; Путешествие в Св. землю свящ. Лукьянова//РА. 1863. Вып. 4. Стб. 342-343; Путник, или Путешествие во Святую Землю Матронинского мон-ря инока Серапиона//Паломники-писатели петровского и послепетровского времени, или Путники во град Иерусалим/Предисл., примеч.: архим.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

333 . Oikonomides N. A chronological note on the first Persian campaign of Heraclius (622)//BMGS. 1975. Vol. 1. P. 1–9. 334 . Oikonomides N. L’organisation de la frontiere orientale de Byzance aux X-e –XI-e siecles et la Taktikon de l’Escorial//Actes du XIV-e Congres international des Etudes byzantines. Vol. 1. Bucarest, 1974. P. 285–302. 335 . Oikonomides N., The concept of ‘holy war’ and two tenth-century Byzantine ivories//Peace and War in Byzantium. Essays in Honor of G. T. Dennis S. J., ed. T. S. Miller – J. Nesbitt, Washington, D. C. 1995, p. 62–86. 336 . Oikonomides N., usual lead seal»//Dumbarton Oaks Papers 37, Washington DC, 1983, p. 147–157. 337 . Oppenheim M., Gaertringen F. Höhleninschrift von Edessa mit dem Brief Jesu an Abgar//“Sitzungsberichte der königlicheu pressischen Akademie der Wisseenschaften” Berlin, 1914, p. 817–828. 338 . Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1963. 339 . Oxford Dictionary of Byzantium/ed. A.Kazhdan, Oxford University Press, 1991, p. 2034. 340 . Petit L. Office inédit in honnoeur de Nicéphore Phocas//Bizantinische Zeitschrift 13. 1904. 398–420. 341 . Picard Ch. Un texte nouveau de la correspondence entre Abgar d’Ostroene et Jesus Christ grave sur porte de ville a Philippae (Macedoine)//“Buleitin de correspondence hellenique” 44, Paris, 1920, p. 41–69. 342 . Pinker S. The Blank State: The Modern Denial of Human Nature. L.: «Penguin Books», 2003. 343 . Price J. T. An Analysis of the Strategy and Tactics of Alexios I Komnenos, Texas, 2005. 344 . Pryor J. H. The Age of ΔΡΟΜΩΝ. The Byzantine Navy ca 500–1204/J. H. Pryor, E. M. Jeffreys. Leiden ; Boston: Brill, 2006. 345 . Ramsay W. M. The historical geography of Asia Minor/W. M. Ramsay. New-York: Cambridge University Press, 2010. 346 . Sigal J. B. Edessa " The Blessed City». Oxford, 1970. 347 . Stephenson P, Religious services for Byzantine soldiers and the possibility of martyrdom, c. 400–1000 C. E.//Just Wars, Holy Wars, Jihads, ed. S. Hashmi, Oxford University Press 2012 p. 25–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—342— кает вопрос о характере переделки и источниках переделки; такие наблюдения вводят автора в круг какого-то своеобразного творчества, и для специалиста литургиста такие переделки имеют особенно важное значение, исследование которых его непосредственная задача; между тем автор отделывается ничего не значащей фразой. То же отсутствие критического исследования попадается чуть ли не на каждом шагу см. стр. 415, 418, 420, 422, 423. Особенное недоумение вызывает статья: «Литургия Преждеосвященных даров». «Чин литургии Преждеосвященных даров, говорит г. Кекелидзе, по Илитарию Гелатского монастыря, надписанный, как это видим и в некоторых греческих рукописях именем Василия В., представляет большой научный интерес и заслуживает особенного внимания, так как оригинала его мы не находим ни в греческих ни в славянских рукописях»; далее автор отмечает особенность литургии, именно что приготовление преждеосвященного Агнца и чаши бывает не во время стихословия 18 кафизмы, как ныне, а во время пения стихир на «Господи воззвах», и г, Кекелидзе заключает: «Особенность эта встречается в некоторых славянских и греческих рукописях Московской Синодальной Библиотеки», далее он отмечает особенность, находящуюся и в одном Сербском служебнике и это всё. Но раз оригинала литургии нет ни в греч., ни в славянских рукописях, но если у нас имеются др. славянские, греческие и грузин. рукописи, то задача исследователя заняться изучением наличных списков. Уклонившись от прямого пути, автор не выяснил научного значения Илитария Гелатск. монастыря, а две-три отмеченные особенности, совпадение этих особенностей с рук. слав. и греческ., не может еще говорить о научной ценности (стр. 425–426). Наша заметка и без того уже разрослась, а потому мы, опуская остальные замечания, укажем еще на два вопроса. В статье о последовании исповеди автор отмечает тот факт, что цельного чина исповеди в грузинских памятниках он не нашел до XVI в.: только в XVIII в. с появлением новой редакции Требника в переводе с греческого яз. Киприана Салетавийского грузинская церковь получает чин исповеди в том виде, в каком мы на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010