419 Бахтин М. М. Философия поступка.//Философия и социология науки и техники. 1984-1985. – М., 1986, сс. 89 и 159. 420 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 327. 421 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 433. 422 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 630. 423 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 153. 424 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 458. 425 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 341-342. По сути это цитата из Блаватской. Правда, у создательницы «Сокровенного учения» была важная деталь, умолчанная в письме Рерих: перед фразой «действие противоположений производит гармонию» у Блаватской стоит – «Доброта перестала бы быть таковой, если бы не сменялась своей противоположностью» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2. – М., 1994, с. 570). 426 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 510. 427 св. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе I.//Творения. Т. 2., кн. 1. – СПб., 1896, с. 278-279. 428 Цит. по: митр. Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия.//Человек. 1993. с. 96. 429 Розанов В. В. Религия и культура. Т. 1. – М., 1990, с. 396. 430 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908, с. 87. 431 преп. Ефрем Сирин. О борьбе с печалью//Добротолюбие. Т. 2. – М., 1895, с. 413. 432 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 511. 433 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 269. 434 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 294. 435 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 510. 436 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. – М., 1992, с. 252. 437 «Бог сам есть виновник и ничто, ибо все, как последствие, вытекает из Него, согласно причинам как бытия, так и небытия, ибо само ничто есть ограничение, ибо оно имеет бытие благодаря тому, что оно есть ничто не существующего» (преп. Максим Исповедник; Цит. по: Булгаков С. Н. Свет невечерний. – М., 1994, с. 163). 438 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 376. 439 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 268. 440 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, сс. 337-338.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

493 Лукиан, пресвитер церкви в Кафар Гамала, рядом с Иерусалимом. Откровение на него снизошло ок. 415 г. 494 Авит из Браги (ум. в V в.), священник, изгнанный варварскими нашествиями из Галлии, Испании в Иерусалим, где он защищал антиоригенистические усилия Орозия (415 г.). Мощи св. Стефана, которые Авит послал своему епископу с помощью Орозия, обрели покой на Минорке. 497 В 388 г. Феодосий I устранил узурпатора Магна Максима в Италии и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий в 394 г. предпринял второй поход в Италию и разбил войска узурпатора Евгения. Епископом Паулин стал в 409 г., так что имеются в виду оба этих похода. 498 Паулин Ноланский был двоюродным братом св. Мелании. Мелания Старшая (342–409 гг.), римлянка из патрицианского рода Антониев. После того как в 22 года овдовела, встретила Иеронима и посвятила свою жизнь аскетизму на востоке (с 372 г.). С помощью своего духовного наставника Руфина Аквилейского Мелания построила женский монастырь в Иерусалиме (ок. 387 г.). Во время посещения Запада (400–403 гг.) она встречалась со своим двоюродным братом Паулином Ноланским. Она приехала не только для этой встречи, но и прежде всего, чтобы поддержать свою внучку, Меланию Младшую, в ее желании посвятить жизнь Христу. 499 Евтропий вел, по всей видимости, аскетический образ жизни. Ему приписывают 4 сохранившихся духовных труда (395–415 гг.). 501 Вигилий написал Regula orientalis, вероятно, в Галлии в 420 г. Этот монастырский устав, который включает в себя 47 глав (в отличие от провозглашаемых Пахомием 33 глав), весьма близок к длинной версии Устава Пахомия, который переводил Иероним. 502 Аттик (ум. в 425 г.), епископ Константинопольский (406–425 гг.). Он выступил против Иоанна Хризостома на соборе «при Дубе» в 403 г. и позднее преследовал его последователей. Схизма, возникшая вследствие его политики, была прекращена, когда он восстановил имя Хризостома в диптихах в 421 г. Попытки Аттика уравнять юрисдикцию епископа Константинополя на востоке с юрисдикцией епископа Рима на западе завершилась некоторым успехом, когда Феодосий II утвердил закон, требующий согласия епископа Константинополя для посвящения в епископы на Геллеспонте, Вифинии и Малой Азии. Но император отменил закон, дающий Аттику юрисдикцию над апелляциями из Иллирика, когда папа Бонифаций I стал возражать (421 г.). Соборы в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) поддержали Аттика в борьбе против пелагианства и новацианства. Его сохранившиеся труды включают письма к Кириллу Александрийскому и Каллипу из Никеи, а также части трактатов против Нестория и проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III-VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 350–407 354–430 Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ath. Decret. 26, 184). He refers to those who divided the holy monad into three hypostases alien from one another and altogether disjunctive ( ap. Ath. Decret. 26, 184). The bishops of the Synod of Sardica (342 A.D.) adopted the term ‘ una substantia’, i.e. one hypostasis, in order to express the unity of the distinctive threefoldness, i.e. Ousia. In his fifteenth missive, Jerome, a Roman Presbyter (345-420 A.D.), considered the new term, hypostasis, used by the Cappadocians to denote the objective distinctive presentations of the Father, the Son and the Holy Spirit, as unorthodox. This missive passes judgment on the formula of three hypostases and castigates it as Arian ( Epp. 15, 237). These three separate facts might easily be construed as less significant than a good index of gradual growth of doctrinal confrontation between Westerners and Orientals due to the inadequate terminology; particularly, it could be tentatively true that mounting doctrinal confrontation was a result of reasoned mistrust on the part of Westerners towards emulating the new terminological model of Orientals, who were at pains to redefine philosophically the Scriptural teaching about the Triune God against the Trinitarian misrepresentation proffered by both Arians and Sabellians. Even so, there is much cause to presuppose the existence of a much more complex issue, namely the necessity for the Orientals to return to Greek philosophical discourse in order to secure the true sense of the Scripture against its own susceptibility to be in disagreement, out of particular verses, with its (Scripture’s) own global message. For instance, Christ’s words that He is lesser than his Father were boldly used by the Arians to allege that He is a created god. The philosophical discourse, thus, was indispensable for shaping the unambiguous lexical and semantic framework of the Trinitarian doctrine. Yet, there remained room for overstatements, and it seems that the use of hypostasis by the Cappadocians to redefine the authentic Scriptural message concerning the threefold distinction in God was perceived by certain Westerners as a stilted, and even reprehensible, term.

http://bogoslov.ru/article/4213608

Moines (франц.) — монахи, основное занятие которых — молитва и созерцание. 72 Religieux (франц.) — монахи, основное занятие которых — служение. При их монастырях есть обычно больницы, школы, приюты и т. п. 73 Габриэль Марсель (18891973) — французский католический философ–экзистенциалист, драматург и литературный критик. 74 Имеется в виду о. Вуайом. См прим. к письму от 13 февраля 1975 г 75 «Humanae vitae» — энциклика папы Павла VI от 25. 07. 1968 о регулировании рождаемости. 76 Камара Элдер Пессоа (1909–1999) — бразильский церковный деятель, архиепископ Олинды и Ресифи. Один из вдохновителей и организаторов II Ватиканского собора, инициатор различных социальных и благотворительных инициатив в Бразилии, основатель движения «Церковь бедных». 77 Роже Шютц (1915–2005) — основатель межконфессиональной общины примирения в Тэзе (Франция). 78 Зейпель (правильно Зайпель) Игнаций (1876–1932) — католический священник, политический деятель, канцлер Австрии в 1922–1924 и 1926–1929. 79 Стурцо Луиджи (1871–1959) — итальянский католический священник, политический деятель. Основатель Народной партии и международного Христианско–демократического союза. 80 Блж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) — западный отец Церкви, переводчик Библии на латинский язык, получившей название Вульгаты. 81 По–видимому, имеется в виду Бернард Клервосский (1090–1153)—основатель католического ордена цистерцианцев. 82 Дидон Анри–Мартен (1840–1900) — иеромонах, французский католический церковный писатель. Речь идет о его книге «Jesus–Christ»; см. в рус переводе: «Жизнь Иисуса Христа», т. 1–2, СПб., 1892. 83 Жак Маритен (1882–1993) — французский философ и литератор. Обратился в 1906 г. и стал лидером философов–неотомистов. Играл ведущую роль в движении духовного и интеллектуального обновлении французского католицизма 84 По-видимому, этот труд написан под влиянием существовавших в то время в самиздате «Литургических заметок» о. Сергия Желудкова; они были опубликованы в Москве лишь в 2003 г.  85 К сожалению, конец письма не сохранился. 86

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

В Ветхом Завете мысль о содействии пророкам Духа Божия в их проповеди выражена достаточно ясно. Например, Господь говорил пророку Моисею: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:12 ). Подобным образом и другие пророки утверждали, что они говорят от лица Бога Его слова ( Ис.2:1 ; Иез.1:3; 6:1; 7:1 ; Мих.1:1 ). Пророк и псалмопевец Давид восклицал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар.23:2 ). Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил, что Давид пророчествовал Святым Духом ( Мк.12:36 ). То же самое сказано о Давиде в книге Деяний (1:16; 4:25). Относительно природы богодухновенности существовало и существует несколько точек зрения: Механистическое понимание или вербализм (от латинского verbum — «слово»), то есть представление о том, что Писание продиктовано Богом и записано слово в слово. В этом случае истинным автором Библии является сам Бог, а человек механически записывает Его речь. Однако Бог никогда не уничтожает свободу и личность человека. Психологическое понимание . Если вербализм минимизирует участие человека в передаче Божественного Откровения, то психологическое понимание низводит Божественное участие к вдохновению, подобному поэтическому. В этом случае Библия становится не Словом Божиим, а чисто человеческим трудом. Однако никакое человеческое вдохновение или интуиция не сможет открыть будущее. Традиционное понимание предполагает неразрывное взаимодействие воли Божественной и человеческой. Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека. Человеческая сторона Священного Писания проявляется в тех литературных формах, которыми пользовались писатели Библии. По словам блаж. Августина (354–430 гг.), Бог «через человека говорит по-человечески» (О Граде Божием, XVII, 6). Блаж. Иероним Стридонский (342–419/420 гг.) писал, что «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией» (Толк. на Ис.), а свят. Григорий Двоеслов (ок. 540–604 гг.) отмечал, что «красотою стиля Исайя превзошёл всех пророков». В этих отрывках важна мысль о том, что Слово Божие записано в соответствии с индивидуальными особенностями автора, которые ярко проявляются во многих библейских книгах.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

В свою очередь разница в терминах, обозначающих крестное знамение при святителе Киприане, даёт возможность предполагать, что были варианты в его исполнении в частной (креститься) или общественной (благословлять) молитве. Святитель Киприан употребляет эти различные наименования, вторя своему старшему предшественнику Тертуллиану. Последний, по мнению Дольдера, имеет шесть признаков, касающихся видов совершения крестного знамения . В некоторых случаях у Тертуллиана трудно определить, является ли упомянутое действие крестным знамением, однако, безусловно, является доказательством почитания креста Господня, что мы и стремимся показать в исследовании. Так, в труде De oratione Тертуллиан говорит: «Мы не только возносим наши руки вверх, но также и распростираем их [крестообразно], таким образом мы представляем в наших действиях образ нашего Господа в Его страдании и исповедуем, когда мы молимся, нашу принадлежность Христу» . Осмысление креста-знака Мессии при крещении как знака духовного возрождения В известном высказывании Блаженного Иеронима Стридонского (342–419/420 гг.) следует обратить внимание на одну деталь. Знаменитый составитель Вульгаты, говоря об использовании христианами знака креста, напрямую связывает его с еврейской буквой Тав. «Буква тав последняя из древних еврейских букв, которыми доселе пользуются самаряне, имеет подобие креста, который изображается на челах христиан и часто напечатлевается в надписаниях, делаемых рукою» . Крест, как знак спасения и духовного возрождения, всё ещё прочитывается в контексте «знака Иезекииля». На лбах христиан он приобретает новый семантический оттенок. Если в контексте Ветхого Завета «Тав» обозначал славу Яхве и знак Его имени, то после повествования евангелиста Иоанна: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины», слава раскрыла своё значение в двух последних понятиях. Знак «Тав» стал знаком благодати Божией и истины о Его Мессии. Так, в Послании Варнавы, отражающем (александрийскую) антииудейскую полемику, автор говорит: «крест (σταυρος) в образе буквы тау (Т) должен был указывать на благодать искупления» .

http://bogoslov.ru/article/4460114

В связи с этим видится вполне закономерным, что апостолы выбрали именно греческий язык для того, чтобы донести до как можно большего числа своих современников весть о Воскресшем Христе и охватить проповедью Евангелия многие народы. Состав Библии. Библейская критика Состав Библии в православной традиции несколько отличается от ее состава у католиков и значительно отличается от ее состава у протестантов. Отличия касаются некоторых книг Ветхого Завета, а также порядка расположения книг в Новом Завете. В современных изданиях Библии книги Ветхого Завета подразделяются на канонические и неканонические. Под каноническими понимаются книги, вошедшие в еврейский канон. Этот канон, то есть список книг, признанных священными в иудейской традиции, складывался на протяжении веков и был окончательно утвержден в 90 г. н. э. на синедрионе в галилейском городе Ямнии. Канонические книги отличаются от неканонических своей древностью: первые написаны в период между XV u V веками до н. э., тогда как последние – между IV u I веками до н. э. К числу неканонических книг относятся: книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры, Послание Иеремии, книга Варуха и три книги Маккавейские, а также молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, некоторые части книги Есфири, псалом 151, три фрагмента из книги пророка Даниила (3:24–90; 13; 14). Протестантская Библия не включает неканонические книги Ветхого Завета, и в этом ее отличие как от православной, так и от католической Библии. Католическая Библия включает неканонические книги под названием «второканонических» (это название дано Тридентским Собором в 1546 году). Хотя все канонические книги Ветхого Завета написаны на еврейском языке, основой ветхозаветного текста в православной традиции является текст Септуагинты – греческого перевода «семидесяти толковников» , сделанный в III-II веках до н. э. для александрийских евреев и иудеев рассеяния. Если для Восточной Церкви на протяжении многих столетий функции textus receptus (официального, «принятого» текста) выполняла Септуагинта, то для Западной Церкви таким текстом стала Вульгата – латинский перевод, сделанный блаженным Иеронимом (342–420). Тридентский Собор в 1546 году признал Вульгату официальным текстом Библии, принятым в Католической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Где мне было разобраться в этой, окружившей меня, лжи, кроме как с помощью своих внутренних чувств, которые заглушены были молодежным разумом, когда даже такие умы и лица, как будущий Патриарх Сергий... зосимовские старцы... и многие другие путались – и допускали большие вещи, чем я. Но если Господь даровал прощение апостолу Петру, отрекшемуся от Него (а я этого не сделал), и вернул ему апостольское достоинство, то и я надеюсь на то же и, конечно, не отказываюсь от покаяния личного или общественного, как и апостол нес его до конца жизни» 420 . Во время богослужений, которые совершал молодой епископ, часто кричали бесноватые. Однажды один из них пронзительно громко сказал: «Молодой, а уже святой, ходит да помахивает. (Во время каждения на величании.) Молодого боюсь, старого не боюсь» 421 . И вот после вдохновенного пастырского и аскетического труда, после молитв, постов и благодатных озарений – падение. Для подвижника, стремящегося на небо, вдруг превратиться в падшего, в худшую разновидность грешника – в еретика – это и есть дно адово. Он видел себя поруганным собственными грехами, политиканами от религии и, конечно, бесами. Надо было собираться в дорогу. 337 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах от 2 (15) апреля 1918 г., а также определение Собора «об учреждении новых епархий и викариатств» от 26 июля (8 августа) 1918 г.//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994. С. 21–22, 42. 341 Приветственное письмо от паствы (приход церкви Иоанна Милостивого) в связи с хиротонией. 20 февраля 1920. Переписано рукой еп. Варнавы. 342 Речь архимандрита Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского//Дар ученичества. С. 393. 350 Смысл здесь тот, что медицина говорит одно, а Бог, если не берет к Себе душу, то, значит, еще рано, и ничто не повредит ей, если даже че­ловеку и тягостно, и претрудно. – Прим. еп. Варнавы. 351 Хотела отравиться или как-нибудь покончить с собой от невырази­мых страданий и нападений демонов. – Прим. еп. Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Завершением апологетического времени можно считать деятельность Оригена (182 или 185 – ок. 251), пресвитера и выдающегося учителя Александрийского училища, которого Дидим назвал «вторым после Павла». Он – отец церковной науки в широком смысле и вместе с тем основатель богословия, развивавшегося в 4–5 вв. Ориген создал церковную догматику, заложил основание научного знания об иудейской и христианской религии, освободил христианское богословие от апологетических и полемических задач, сообщив ему самостоятельное значение. Он провозгласил примирение науки с христианской верой 663 . Большим авторитетом пользовался возглавивший Александрийское училище ок. 232 г. после Оригена Дионисий Великий, позднее – епископ Александрийский (ум. 265), известный полемист с монархианами, писавший против Савеллия, Павла Самосатского, автор целого ряда догматических, канонических, экзегетических трудов. Мефодий, епископ Олимпийский (позднейшие писатели называют по недоразумению местом его епископства Патры, отчего он также известен как Мефодий Патарский ум. ок. 310), написал несколько книг против Порфирия, от которых дошли лишь отдельные фрагменты у Иоанна Дамаскина ; Евсевий Кесарийский – 25 книг против Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла. § 2. Святоотеческая письменность (патристика). В данном разделе, исходя из педагогических целей, широкий термин «святоотеческая письменность» мы применяем узко, только в отношении трудов собственно богословских. Эта категория нарративных источников, несмотря на узкую специализированность предмета, может содержать ценную информацию относительно историко–церковных реалий своего времени. «Золотой век» в истории христианской богословской письменности пришелся на 4 столетие, когда христианство из религии гонимой превратилось в религию равноправную, а затем – и господствующую в Империи. Среди крупнейших богословов 4 в. должны быть упомянуты: «отец Православия» Афанасий Александрийский (ок. 295–373); три великих каппадокийца – Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) и близкий друг Григорий Назианзин (или Богослов) (ок. 330 – ок. 390); читель и проповедник, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (ок. 347–407). Важны для развития христианской мысли труды Кирилла Иерусалимского (315–386), Дидима Слепца Александрийского (ок. 313 – ок. 398), главы Александрийского огласительного училища (ок. 282) и, позже, епископа Тмуитского (ок. 339) Серапиона (2–я пол. 3 – сер. 4 в.), Амфилохия Иконийского (ок. 340 – ок. 396). Не менее известны экзегет и переводчик Библии Иероним Стридонский (ок. 342–420); экзегет и проповедник Ефрем Сирин (ок. 306–373); историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский (ок. 260–339); ересеолог Епифаний Кипрский (367–403). На Западе трудятся богословы Иларий, епископ Пиктавийский (ок. 315–367), и Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010