Киприана: до принятия крещения (246) он был богатым карфагенским ритором. С началом (249) гонения Деция, причиной которого послужило требование повсеместного признания имп. культа, возросло число отрекшихся от веры. Существовало 2 категории отпавших (lapsi): те, кто принесли жертву богам (sacrificati), и те, кто с помощью подкупа получали libellus - удостоверение в том, что они якобы совершили все необходимые языческие церемонии (т. н. либеллятики, libellatici). Многие, включая еп. Киприана, предпочли скрыться из города (Ibid. 15. 3; 5. 2). Он продолжал руководить Церковью через послания и доверенных лиц - африкан. епископов Калдония и Геркулана и пресвитеров Рогатиана и Нумидика, а управлять церковным имуществом и распределять милостыню в свое отсутствие на Пасху 251 г. поручил мирянину Фелициссиму. Вернувшись в К. через 14 месяцев, еп. Киприан столкнулся с проблемой отпавших, многие из к-рых после прекращения гонения желали вернуться в Церковь, но при этом требовали сократить для них время положенного покаяния. Епископ сделал послабления для либеллятиков, к-рые проявили малодушие, но их нельзя было обвинить в прямом отречении от Христа и языческих жертвоприношениях. Против еп. Киприана выступила часть общины во главе с пресвитерами и исповедниками прежних гонений, в т. ч. Лукианом, занявшими более радикальную позицию: они отказывались принимать в общение отпавших, кроме как перед самой смертью. Эта группа обвиняла еп. Киприана в бегстве во время гонения. Ревнители пытались добиться содействия в Риме, но там в это время также назревал раскол по вопросу об отпавших (см. Новациане ), и епископы Киприан и св. Корнелий поддержали друг друга. Имп. Константин I Великий. Монета. 306–337 гг. Аверс, реверс Имп. Константин I Великий. Монета. 306–337 гг. Аверс, реверс Во главе противников еп. Киприана вскоре встали Фелициссим и пресв. Новат . Последний еще в период отсутствия еп. Киприана побывал в Риме и сообщил о том, что кафедра К. стала вакантной из-за бегства предстоятеля.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Скутари) - город на азиатском берегу против Константинополя (Жанен. 1950, 450-451). 63. Никифор Фока, вест и патрикий, сын куропалата Льва Фоки, уже принимал участие в мятеже при Цимисхии (VII, 1-2). Поскольку он был Ослеплен, то командование его являлось, видимо, лишь номинальным. Патрикий Дельфин, реальный командующий-первый известный нам представитель этой фамилии. Возможно, именно он был в 982 г. катепаном византийской Италии (Гийу. 1970; Кекавмен. 528). Нет никаких данных, чтобы отождествить этого человека с Калокиром, участником эпопеи Святослава. 64. О битве при Хрисополе Скилица (336) сообщает, что император " снарядил ночью корабли и посадил на них русских (ведь он тогда призвал их на помощь как союзников, архонта их Владимира сделал свойственником, женив его на своей сестре Анне); переправившись с ними на другой берег, он неожиданно напал на врагов и легко победил их " . Помощь со стороны Владимира была оказана в духе договора 971 г., но тем не менее Василий вынужден был скрепить союз предложением династического брака. 65. Битва при Авидосе происходила, согласно Яхъе (Розен. 25), в субботу, 3 мухарама 379 г., т. е. 13 апреля 989 г.; подробно о ней см. у Скилицы (336-337) и у Пселла. У Варды Фоки особенно отличились в битве грузинские воины, у императора-русская дружина. По Скилице (338), взятый в плен Лев Мелиссин был пощажен императором. 66. Нельзя не отметить крайне невнимательное отношение Льва Диакона к личности Василия II. Михаил Пселл в своей " Хронографии " так рисует картину гибели Варды Фоки: во время битвы он, размахивая мечом, помчался на Василия впереди своего войска, а тот также выехал вперед, держа образ богоматери. Неожиданно Фока рухнул с коня и умер. Пселл считает, что причиной этого явилась икона богоматери. Этот эпизод у Льва опущен, хотя он как придворный дьякон, конечно, знал эту версию. Скорее всего, Фока был отравлен своим слугой, которого подкупил Василий, как об этом пишет Скилица (337). 67. По неизвестной причине Лев не упоминает о втором восстании Склира, о котором кратко сообщает Скилица, и о продолжении восстания Льва.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

гривен серебра - см.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 371). Однако в 1315 г. тверские наместники в Новгороде были арестованы и помещены на архиепископском дворе. В нач. 1316 г., после тяжелого поражения новгородцев под Торжком от тверского войска, Д. вновь ездил в Тверь. Был заключен новгородско-тверской мирный договор, согласно которому новгородцы признали Михаила Ярославича своим князем и обязались выплатить 12 тыс. «серебра», после чего князь обещал отпустить захваченных заложников (ГВНиП. 11; ср.: Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 269). Неск. иначе сообщают о результатах поездки Д. в Тверь летописи. Согласно НПЛ, «не послуша князь» Д. (С. 95, 337); по Рогожскому летописцу, отразившему тверское летописание этого периода, новгородцы уплатили выкуп 5 тыс. гривен (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). Во время своего пребывания в Твери Д. должен был присутствовать при состоявшейся тогда хиротонии Тверского еп. Варсонофия . Зимой 1318 г. Д. в составе делегации новгородцев во главе с московским и новгородским кн. Георгием (Юрием) Даниловичем (его войско было разбито тверичами в Бортеневской битве 22 дек. 1317 г., после чего князь бежал в Новгород) участвовал в заключении на Волге (на территории Тверского княжества) новгородско-тверского мирного договора (ГВНиП. 13; Кучкин. С. 336-337). В тексте договора Д. не упоминается. 28 янв. 1323 г. в Новгороде при участии архиепископа был заключен новгородско-ливонский договор о союзе, направленный против Литовского великого княжества и союзного с ним Пскова (ГВНиП. 37). Несмотря на значительную роль архиерея во внешнеполитической деятельности Новгородской республики, его участие в заключении договоров не являлось правилом. Так, без Д. был заключен 12 авг. 1323 г. Ореховский мирный договор между Новгородом и Швецией, определивший границы между гос-вами. Сохранились печати Д. (с именем и титулом на одной стороне и образом Богоматери «Знамение» на другой, их особенностью является украшенный «арабесками» нимб Богоматери; см.: Янин В.

http://pravenc.ru/text/168494.html

1069 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1071 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1081 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1098 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1099 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1102 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»). 1109 987 г., 6495 (987) г. как год крещения указан также в «Чтении о житии и погублении святых мучеников Бориса и Глеба» преп. Нестора. О дате см.: Гл. 1.3; 4.2. 1116 Свв. Борис и Глеб были убиты сразу после смерти св. Владимира в 1015 г. своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем. При Ярославе Владимировиче (до 1054 г.) были прославлены как святые многочисленными чудесами. Сочинение, которое можно было бы с уверенностью приписать Иакову, не известно. Это может быть первоначальная (без интерполяций) редакция «Сказания, и страсти, и похвалы святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимного). Подробнее см.: Гл. 1. 3. 1128 Перун – громовик, верховный бог пантеона, созданного Владими- ром-язычником, бог грома; Хорс – солнечное божество. 1136 Константин, св. равноап. (ок. 274–337)–римский император (306–337). При нем прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии и при его участии состоялся Никейский (I Вселенский) собор, принявший православный Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объяснение Божественной Литургии закончим словами святого кронштадтского пастыря, обращенными к тайносовершителю: «Литургия есть всемирная, пренебесная Жертва, совершаемая Самим Иисусом Христом чрез посредство священнодействующих архиереев и иереев...» Потому ты, архиерей или иерей, должен быть весь облечен во Христа, в Его правду, в Его любовь и милосердие, в Его святость, в Его кротость, смирение, незлобие, терпение, самоотвержение, в Его умерщвление, в Его преданность воле Отца Небесного... тогда только... служение будет приятно Богу и принесет всем верным истинную, величайшую пользу, всех утешит, освятит, утвердит, исполнит Духа Святого» (337, с.318–319). Глава 5. Учение отца Иоанна о молитве и богослужении «Ни одно слово на молитве и во всей жизни да не вылетает из уст твоих без ведома твоего сердца и без ясного сознания» (304, с.14). О духовной жизни пастыря молитва занимает самое важное и видное место. Православное понимание пастырства ставит священника в особое положение. Он есть посредник, ходатай за свою паству пред Богом, проводник благодати в их души и образец ангельской жизни. Именно так понимал пастырское служение отец Иоанн: «О, иерей! Ты должен быть великим, высоким и возвышенным всегда в душе, по причине величия сана твоего, по причине великости дела твоего, которое ты поставлен делать, по причине посредничества твоего между Творцом и тварью, между Богом и людьми, какого страшного и всеспасительного посредничества! По причине высочайших и величайших Таинств, совершаемых тобою в спасение и обновление людей, по причине всеобъемлющих, возвышенных молитв, ходатайствующих о всем мире, о всей Церкви Божией, сущей на земли, и прославленных святых на Небеси. Посмотри, с кем ты постоянно в общении молитвенном: с Богородицею и со всеми святыми, с Самим Богом, со всею Церковью на земле. Великий ты должен быть человек, о, иерей, и никак не малый; возвышенный, и никак не низкий!» (337, с.292). Мы привели всего лишь одну запись из дневников отца Иоанна, но, где бы ни говорил он о священстве, чаще всего красной нитью проходит одна главная мысль: служение священническое есть посредничество между Богом и паствой. И не проповедничество, и даже не духовное руководство, которые также предназначены к одной цели – спасению пасомых, ставил на первое место отец Иоанн в служении пастыря, а именно ходатайство. Ходатайствовать за паству – значит примирять грешных людей с Богом, которые постоянно через грех бывают с Ним во вражде. А возможно ли примирение без просьбы и молитвы? – Вот почему пастырь, прежде всего, должен быть молитвенником и опытным учителем молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

320-322 ИЛОВИЦКАЯ КОРМЧАЯ [«Номоканон, или Законоправило», «Законникь»], древнейший список серб. (Святосавской, т. е. свт. Саввы I, архиеп. Сербского) редакции Кормчей книги, памятник серб. книгописания и русско-сербских культурных связей XIII в. 323-324 ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 324-327 327-328 328-337 337-338 338-344 ИЛЬИН Иван Александрович (1883 - 1954), рус. религ. философ, правовед, публицист, общественный деятель 344-358 358-360 360-365 365-366 366-367 ИЛЬИНСКИЙ [Илинский, Иллинский Иван Иванович (по др. источникам, Иван Юрьевич)]; † 1737), переводчик, составитель первой рус. симфонии на книги НЗ ИЛЬИНЦЫ [Десное братство, еговисты-ильинцы, Сионская весть, субботники], секта, сочетающая элементы христианства и иудаизма 367-369 369-374 ИЛЬТУД [Эльтут] (VI в.), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 6 нояб.), основатель мон-ря Лланильтуд (Лланиллтид-Ваур, на месте совр. сел. Ллантуит-Мейджор, Уэльс) 374-377 ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог 377-378 IMAGO CLIPEATA (лат.- изображение на круглом щите), портретное, как правило оплечное или погрудное, изображение, заключенное в круглый медальон 378-379 ИМАМ (мн. ч. аимма; от глагола «амма» - «стоять впереди», «руководить чем-либо», «предводительствовать»), предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульм. общины 379-380 380-382 382-383 «ИМЕНА ПОПЕВКАМ» одно из названий самого простого типа музыкально-теоретического руководства, посвященного попевкам,- «кокизника-перечисления» ИМЕНЕЙ [Гименей], еп. Иерусалимский (ок. 260-298); принимал участие в Антиохийских Соборах 264 и 268 гг. ИМЕНОСЛОВНОЕ ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ сложение пальцев при епископском и священническом благословении в совр. практике правосл. Церкви 383-384 384-386 ИМЕРИЙ [Гимерий] (сер. VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 12 нояб.), отшельник и миссионер, подвизался в горах Юра

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Большинство епископов на Западе хранили верность Никейскому символу. На Востоке активная деятельность Евсевия Никомидийского привела к возникновению влиятельной проарианской группировки. Евсевиане ополчились против главных оппонентов Ария в Никее – Евстафия Антиохийского (около 325–330) и Афанасия Александрийского , которые в результате интриг были смещены с кафедр в конце правления Константина. Впрочем, Афанасий в 337 г. был отпущен в Александрию императором Запада Константином Младшим. Тогда «евсевиане», войдя в доверие к Констанцию, обвинили Афанасия в самовольном возвращении на кафедру и в других канонических преступлениях на Антиохийских соборах 339 и 341 гг. На последнем из них, созванном по случаю освящения («обновления») большой базилики, заложенной еще при Константине Великом , в присутствии императора Констанция было принято вероопределение, отклонившее термин «единосущный». Формально проявляя уважение к Никейскому собору и отмежевываясь от Ария, епископы Востока под влиянием евсевиан встали на путь пересмотра Никейского Символа веры . Тем временем Афанасий, в 339 г. вновь низложенный и изгнанный из Александрии, нашел поддержку в Риме у папы Юлия I (337–352) и западного императора Константа. Для решения спорных вопросов по взаимной договоренности императоров епископы Востока и Запада должны были собраться в Сердике (совр. София), на границе между частями Империи. Однако диалог не состоялся. Западные епископы на Сердикском соборе в 343 г. оправдали Афанасия и утвердили Никейский символ, а восточные, уехав в соседний Филиппополь (совр. Пловдив), во владения Констанция, осудили Афанасия и его сторонников и приняли арианское вероопределение. Между тем Констант продолжал давление на брата, организовав петицию в защиту Афанасия, подписанную 400 епископами Запада и Востока. Констанций смягчил свою позицию, и после смерти в Александрии арианского епископа Григория Афанасию в 346 г. было разрешено вернуться на кафедру, а все обвинения против него были сняты. Однако богословские проблемы оставались. Церковь была разделена на враждующие группировки. Так, в Антиохии, где господствовали ариане, действовала никейская община евстафиан во главе с пресвитером Павлином; в Александрии ариане, не признав Афанасия, ушли в подполье и выбрали собственного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. История Архелида, римлянина, который предпочел умереть, нежели увидеть женское лицо своей матери (изд. Wensinck A. J. Op. cit. Vol. 1. Leyden, 1911; ср. Weyh W. ZDMG 66 (1912). P. 758−767). 8. История Бехнам и Сары, дочерей царя ассирийского Сеннахерима во времена Юлиана Отступника (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 2. P. 397−441). 9. Житие Map Матфея, умершего предположительно 18 сентября 337 г., имя которого носил монастырь на горе Эфеф близ Мосула (не издано). 10. Житие Аарона Серугского, умершего предположительно 28 мая 337 г., который, как говорят, основал монастырь на горе близ Мелитины (изд. Le légende D " Aaron de Saroug. Ed. et trad, par F. Nau. PO 5. P. 701−749 с фр. переводом. Ср. Idem. Sur Aaron de Saroug et ses deux monastères. ROC 27 (1929−1930). P. 205−211). 11. Святой мученик Дометий, которого, как представляется, не следует путать с одноименным врачом (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 6. Ρ 536−556. Ср. Peeters P. AB 57 (1939). P. 72−105). 12. Иаков «Египтянин», который, как предполагается, перенес отшельничество в Месопотамию и умер в 421 г. (не издано). 13. История Симеона из Кефар-Авдина (не издана). 14. История Ахи, которого называют современником Маркиана (не издана). 15. Мученичество Финеаса (изд. Bedjan Р. AMS. Vol. 4. P. 208−218). 16. Легендарная история императора Маврикия (изд. Légende de saint Maurice, empereur des romains. Ed. et trad. par F. Nau. PO 5. P. 773−778). 17. «Человек Божий из города Рима». Под этим названием сохранилось в рукописи Brit. Mus. Add. 14644 V – VI вв., а также в других, весьма древних, повествование о неком святом, который в брачную ночь бежал из Рима и прибыл в Эдессу, где много лет жил как нищий, и умер во время епископства Раббулы (415−435). Это повествование, основанное почти на современном свидетельстве, было составлено около 470−475 гг. и поэтому в целом, как кажется, заслуживает доверия. Из него впоследствии сформировалось легендарное греческое жизнеописание, новейшее сирийское IX в., а также несколько западных, в которых человек Божий Алексий возвращается в Рим и там умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ , преп. (ок. 1337–1427) – основатель и первый игумен Кирилло-Белозерского монастыря с общежительным (киновитским) уставом. Канонизирован в середине XV в. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ , св. (ок. 315 – ок. 387) – избран епископом Иерусалимским во время арианских гонений, катехизатор, проповедник. Сохранились его двадцать четыре «Огласительных слова», описывающих последовательность подготовки ко крещению во время Великого поста и допущению к таинствам – крещению, миропомазанию, евхаристии – в ночь на Пасху. КИРИЛЛ РОСТОВСКИЙ – епископ Ростовский (1230–1262 гг.). КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (св. в западной традиции, 140 – ок. 220) – богослов, второй ректор (после Пантена) Александрийской школы. Самое известное его сочинение «Строматы» посвящено разработке понятия христианского гнозиса – познания в любви. КЛИМЕНТ РИМСКИЙ , св.– «муж апостольский», отец и учитель Церкви. По преданию, в христианство его обратил ап. Петр. Скончался на третий год царствования Траяна (101 г.). В сказании безымянных «Мученических актов св. Климента» (не ранее IV в.) К.Р., возможно, отождествляется с Флавием Климентом, римским консулом, пострадавшим при Домициане. Часть мощей К.Р. перенесена в Россию князем Владимиром. День памяти К.Р. в Православной церкви – 25 ноября, в Католической – 23 ноября. Корпус текстов, связанных с его именем, носит название «Климентины». КОБЫЛИНСКИЙ-ЭЛЛИС (Кобылинский Лев Львович; 1879–1947) – теоретик символизма и литературный критик, поэт и писатель, автор ряда книг стихов и прозы. КОЛУМБ ХРИСТОФОР (1451–1506) – испанский мореплаватель, в поисках морского пути в Индию и Китай в 1492 г. открывший новый материк – Америку. КОНСТАНТИН I , св., равноап. (ок. 285–337) – римский император, во время правления которого христианство получило право на существование. В феврале 313 г. Константином был обнародован так называемый «Миланский эдикт» о веротерпимости по отношению к христианам. Эдикт стал рубежом, отделяющим эпоху гонений на христиан от «эпохи Константина», когда произошло превращение христианской церковной организации в силу политически значимую, на которую могло опираться государство. Константин председательствовал на созванном по его инициативе Никейском соборе (325 г.). По свидетельству Евсевия, принял крещение перед смертью в 337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К поселку Краснинскому поселков или хуторов приписных нет. Прихожане все казаки. Дворов в поселке Краснинском по духовным росписям 337, жителей же мужеска пола в приходе 1124 и женска 1247 душ. 2. Приход открыт со времени освещения в церкви, в 1861 году, и до этого времени Краснинский поселок был приписан к станице Остроленской, а приходом к городу Верхнеуральску; в 1847 году был приходом к станице Карагайской; в 1850 причислен к станице Петропаловской. Храм в поселке деревянный, холодный, однопрестольный во имя Архистратига Михаила, построен в 1861 году, с благословения Епископа оренбургского и Уральского Антония I и освящен в том же году; храм построен иждивением прихожан, стоимость последнего в то время 1000 рублей; в 1865 году иждивением прихожан опалубен снаружи выкрашен белою с подсинькою краскою за 700 рублей. В 1866 году выстроена деревянная церковная ограда иждивением прихожан, по плану, выданному из Войскового правления, была окрашена медянкою стоимостью ея 350 рублей. В 1896 году храм расширен по бокам по маловместительности прежнего и построена новая деревянная ограда, за ветхостью прежней, вся эта ремонтировка храма и перестройка стоит обществу 2050 рублей. Храм в настоящее время вмещает около 800 молящихся и утварью достаточен. Капиталов церковь не имеет. Сумма прихода за 1894 год – 331 рубль; сумма расхода за 1894 год – 295 рублей. Сумма прихода за 1895 год – 337 рублей; сумма расхода за 1895 год – 328 рублей. Сумма прихода за 1896 год – 357 руб. 94 коп.; сумма расхода за 1896 год – 342 руб. 46 коп. При церкви находится сторожка с одной комнатой и сенями, выкрашена и опалублена снаружи, перестроена заново в 1896 году вместе с церковной оградой. Часовень и других построек нет. Дома для причта и общественные построены в 1861 году, дом священника в 1896 году перестроен на общественную сумму; надворные постройки у священника, а также дом псаломщика за ветхостию неудобны. 3. Наличный состав причта священник и псаломщик. Священник Венедикт Васильев Ребрин, сын священника, образование получил в высшем отделении Челябинского Духовного училища; псаломщик Василий Васильев Ребрин, сын священника, получил образование в Верхнеуральском уездном училище.

http://sobory.ru/article/?object=52090

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010