Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. 23 мая, 2010 Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз приезжал с визитом в Россию. Но в 2018 году евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом было разорвано. Что из себя представляет Церковь Нового Рима — Вселенский Патриархат? Несколько слов об исторической роли Константинопольского Патриархата и его положении в современном православном мире. Историческая роль Константинопольского Патриархата Создание христианской общины и епископской кафедры в Константинополе (до 330 г. н.э. — Византий) относится еще к апостольским временам. Оно неразрывно связано с деятельностью святых апостолов Андрея Первозванного и Стахия (последний, по преданию, и стал первым епископом города, Εκκλησα которого непрерывно возрастала в первые три века христианства). Однако расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

940 Логика автора такова: если бы св. Иоанн занимался колдовством, то те, кто впоследствии его осудил, в то время еще находились с ним в евхаристическом общении и также принимали участие в этом мнимом колдовстве. 941 Ожидание Златоустом оправдания было долгим, и эта отсрочка спровоцировала народные волнения, о чем автор рассказывает ниже. (См.: Ommeslaeghe F. Jean Ghrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) 942 Народ был раздражен тем, что Златоуст не вступает в столицу и не занимает епископский престол. 943 Кто имеется в виду под напавшими на церковь ? В письме к папе Иннокентию св. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же благочестивый император изгнал тех, кто бесстыдно нападал на церковь , и многие из присутствующих епископов, видя их беззакония, удалились в свои епархии, и мы вновь были призваны в город и церковь...». (См.: Приложение I/Наст. изд. С. 513.) Очевидно, что Златоуст не может иметь в виду Феофила Александрийского и его сторонников, так как Феофил скрылся только после его возвращения в столицу. Языческий историк Зосима сообщает, что возвращению св. Иоанна в Константинополь предшествовало подавление мятежа монахов, которые заняли церковь: «Христианская церковь была занята так называемыми монахами, Они, захватив церковь, запретили народу возносить обычные молитвы». (Цит. по: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) Вероятно, этими монахами были Исаакий и Иоанн – обвинители Златоуста на соборе «у Дуба» – и их сторонники. Об этом инциденте и говорит Псевдо-Мартирий. (См.: Ibidem. Р. 337–339.) 945 Блж. Феодорит свидетельствует: «Когда же узнал о том православный народ, то совершенно покрыл судами устье Пропонтиды, ибо все с зажженными светильниками вышли навстречу епископу». (См.: Феодорит. Церковная история. С. 208.) 946 Описание возвращения Златоуста является примером экфрасиса – описания, характерного для жанра панегирика. (См.: Delehaye Н. Les passions de martyres et les genres littéraires. P. 154–160.) 951 Имеется в виду Феофил Александринский, бежавший из Константинополя на корабле из-за страха перед возмутившимся народом. Феофил сравнивается с египетским фараоном, которого поглотило море. (См.: Исх. 14:26–28 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Какая великая жертва Божия! Сколь она безмерна, обширна! Сколь она многих искупила, сколько грехов покрыла, сколько душ оживотворила, обновила, освятила, укрепила в борьбе с грехами, искушениями, с врагами плотскими и бесплотными! Сколько душ обожила, онебесила, облагоухала, обестленила, обессмертила, прославила! За сколь бесчисленное множество душ живущих на земле и уже умерших людей она приносится во умилостивление Господа Бога, в ходатайство о помиловании и прощении их, или о благоденствии, здравии и спасении их!» (337, с.142). Из этих слов святого праведного отца Иоанна Кронштадтского понятно, какое важное значение имеет поминовение живых и умерших во время проскомидии. Здесь «Сам Агнец в виде части хлеба зрится и предлагается и искупленные Кровью Его люди... воспоминаются под образом частей хлеба» (337, с.154). А когда после совершения Таинства эти частицы погружаются в Кровь Христову, тогда совершается еще большее священно-таинственное приближение всех поминаемых со Христом Спасителем. Приготовив дары для таинства Евхаристии, священнослужитель берет кадило и благословляет его положенной молитвой. «Кадило с углями и фимиамом, – говорит отец Иоанн, – сильное орудие в моих руках. Это знамение данной мне от Бога благодати, силы, власти – молиться за людей всего мира, в особенности – членов Церкви Святой, Соборной и Апостольской. Это знамение пламенной, благоухающей благодати Святого Духа, дышащего во всех верующих и готовых сердцах – огнем и благоуханием святыни Своей и всяких благодатных дарований. Но это служит и образом Богоматери, носившей в утробе Своей Угль Божества» (337, с.270). Священник «надносит» звездицу над кадильницей с фимиамом и ставит ее на дискосе над Агнцем в воспоминание о той звезде, которая указала волхвам место рождения Спасителя. Затем дискос и чаша, таким же образом покрываются покровцами, символизирующими пелены Христовы. «Но слушайте, – продолжает святой кронштадтский пастырь, – что читает священник, какую молитву, оканчивающую проскомидию: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославый Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Евхаристическая Жертва приносится «о всех и за вся», и особенно «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», в благодарность за сверхъестественное, высочайшее, спасительнейшее таинство Воплощения Сына Божия от Нее и спасения рода человеческого» (410, с.105). «Кто и что досточестнее, святее, славнее, благотворнее после Бога, Творца всей твари? – спрашивает отец Иоанн. – Не имя ли Пресвятой Девы Богородицы, Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов, рождшей без нетления Бога Слова, всех и все создавшего и содержащего словом, и род человеческий просветившего, спасшего и спасающего Своим воплощением, житием на земле, словом, чудесами, страданиями, смертью и воскресением...! Нет никого честнее и славнее Ее во всей твари Небесной и земной» (399, с.278–279). «Пресвятой Деве Богородице дарована от Бога вся полнота Божественных даров. Она – чудо совершенств Божиих; Она – как солнце всемирное, благоухание святыни... благость, на всех верных преизливающаяся, сила недомыслимая, мудрость неизреченная, любовь чистейшая, пламенная, всеобъемлющая, быстропослушная» (337, с.211). Здесь, на Литургии, мы восхваляем Матерь Божию и для того, «чтобы, хотя отчасти воздать славу Ее величию, святыне, правде, изумительной чистоте, смирению, любви к Богу и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас; для того, чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Нее Господь на род человеческий» (315, с.85–86). «Славить Пречистую Богородицу – значит славить Самого Сына Ее Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия», с Которым «вечно соединена есть Матерь Его, в Ней же Он престол Себе сотворил. Слава Тебе, Марие, Богоневесто Пречистая!» (337, с.214). После возгласа «Изрядно о Пресвятей...» священнослужитель воспоминает «большего всех рожденных женами, честнаго, славного пророка Предтечу и Крестителя Иоанна, святых апостолов и святых» (337, с.172), память которых совершается в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

242-243 243-246 КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви 246-251 251-252 252-253 КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви 253-255 255-257 257-259 259-287 287-288 288-292 292-294 КВИРИКАШВИЛИ Лиана Сергеевна (род. 26.12.1939), доктор филологических наук, автор публикаций по визант. и груз. гимнографии 294-297 297-298 298-299 КВИРИНИЙ (ок. 46 г. до Р. Х.- 21 (?) г. по Р. Х.), рим. гос. деятель и полководец, консул 12 г. до Р. Х. 299-302 КВОДВУЛЬТДЕУС [Кводвультдей, букв.- что желает Бог] (ок. 380 или 390 - ок. 453/4), св. (пам. зап. 26 окт.), еп. Карфагенский (437-453/4), проповедник и богослов, сподвижник блж. Августина 302-307 307-309 309-311 КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та 311-312 312-313 313-317 318-320 320-322 322-323 323-324 324-327 327-328 КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог 329-337 КЕКРАГАРИИ в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» 336-337 337-339 КЕЛАИДИС Парфений (1830-1905), греческий клирик, участник национально-освободительного движения на Крите 339-340 340-342 342-343 КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря 343-344 344-345 345-347 347-348 КЕЛЕСТИН (Летантий), мч. Сциллийский (пам. зап. и визант. 17 июля) - см. в ст. Сциллийские мученики 348-352 КЕЛИ ДЕ общее название ирл. церковных деятелей VIII-IX вв., стремившихся к укреплению церковной дисциплины и общежительного монашества 352-359 КЕЛЛАХ [Цельс] (1080-1129), св. католич. Церкви (пам. 1 апр.), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия) 359-363 363-366 КЕЛСИЙ мч. (пам. 14 окт.) - см. в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий, мученики Медиоланские

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

Вечером, накануне воскресного дня, в который предполагалось воссоединение, Арий скоропостижно умер. В этом обстоятельстве православные увидели суд Божий, и оно содействовало, по сообщению Афанасия, возвращению к православию многих из тех, которые были обольщены. Афанасий рассказывает об этом событии, как он слышал о нем от пресвитера Макария, бывшего в то время в Константинополе (Ath. Ad Serap. 2, 1). Константин Великий умер в 337 г. 22 мая, незадолго до смерти приняв крещение в Никомидии от Евсевия. Еще в 335 г. он распределил области своей Империи между тремя своими сыновьями. Старший Константин и младший Констант были посланы на Запад; первому досталась Галльская префектура, второму — Италийская. Средний сын Константина Константий получил Восток. Но сверх того, часть восточного Иллирика (ripa Gothica) дана была Константином племяннику Далматию с титулом также кесаря; брат его Аннибалиан назначен был в Понт (rex regum). Летом 337 г. оба они были умерщвлены во время бунта солдат вместе с четырьмя другими лицами из императорского дома; войско заявило, что оно желает видеть на престоле лишь сыновей Константина. На Востоке правителем после этого остался один Константий. В 340 г. на Западе между Константином и Константом произошло столкновение, и Константин был убит в апреле этого же года. Таким образом, Восток и Запад оказались разделенными только между двумя правителями. Смерть Константина открывала для евсевиан на Востоке возможность не только действовать смелее против защитников Никейской веры, но и стремиться к замене этой веры другими формулами. Но, с другой стороны, политическое отделение Запада от Востока выставило неожиданное препятствие для успехов арианства и на самом Востоке; Западная церковь и гражданская власть на Западе решительно стали на сторону Никейской веры и ее защитников. Сыновья Константина вступили в самостоятельное управление своими областями, будучи весьма юными (Константин II родился в 316 г., Константий в 317 г., Констант в 320 г.), и в своих взглядах, естественно, подчинялись влиянию окружающих их лиц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», – возглашает далее священник. Не в силах скрыть восхищения, святой кронштадтский пастырь при этих словах восклицает: «О, пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа! О, вселюбезное, достопоклоняемое, всеоживляющее, всеосвящающее, всезаступающее, всеспасающее, страшное падшим злым духам имя! Славлю, пою, величаю и поклоняюсь Тебе, Твоему Безначальному, Вечному, Всесвятому, Всеблагому и Всеведущему, Премудрому, Всемогущему Существу Божественному» (399, с.193). Этот священнический возглас неразрывно связан с предшествующей ему молитвой за живых и умерших. «Великое дело – едины уста и единое сердце молящихся; такая единодушная молитва может все исходатайствовать у Бога, всякие блага, потому, – советует отец Иоанн, – как можно больше и чаще надо всех увещевать к единодушной молитве и просить у Бога такой молитвы» (337, с.152). По мысли святого праведника, за живых и умерших особенно полезно и необходимо молиться во время Литургии, когда приносится великая умилительная Жертва, и «преимущественно после пресуществления Святых Даров» (337, с.294). «И чего, чего мы не испросим ради Ее... каких благ небесных и земных! Если Отец Небесный Сына Своего Единородного не пощадил для нашего спасения, как Он не даст с Ним всего, чего бы не попросили?» (326, с.99). Поэтому, пастырь, «поминай с любовью в молитвах своих людей еще живущих во плоти... и умерших... твоя молитва принесет им... пользу» (326, с.100). «Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезнованием, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании;... и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других» (332, с.45).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

S. 275. Rupp, Gregors von Nyssa Leben und Meinungen. S. 15. 11 Старшая дочь называлась Макриной, за ней следовали Василий, Навкратий, Григорий, еще пять дочерей, имена которых неизвестны, и наконец сын Петр. Замечание преосв. Филарета Черниговского , что у родителей Григория было пять сыновей (см. тоже в комментарии Caraccioli к изданным им 7 письмам Григория Нисского , – Gregorii Nysseni epistolae septem. Florentiae. 1731. p. 11–12) – ошибочно; см. Твор. Григ. Нисск. т. 8, стр. 333. 335. 342. 336–337. Поводом к такому мнению могло послужить одно место из письма Григория о жизни Макрины, где Григорий Нисский упоминает о брате своем, не называя его по имени, но очевидно имея в виду брата Петра (Твор. т. 8. стр. 343). 12 Твор. т. 8. стр. 351. Имение, по смерти отца, делилось на 9 частей, как сказано в процитированном сейчас месте, а не на 10, так как Навкратия тогда уже не было в живых (ibid. стр. 336–337). 15 Он занимался собственно адвокатурой и пользовался известностью, как красноречивый и искусный оратор (Твор. Григ. Нисск. т. 8 стр. 352). 21 См. об этом у Heyns’a: Disputatio historico–theologica de Gregorio Nysseno. Lugd. Bat. 1835, § 24. p. 36–37. 25 Cp. Rupp. Gregors von Nyssa leben und Memungen. S 16–17. Behringer. Die Kirche Christi und ihre Zeugeu. 1 B. 2 Abth. S. 355. 31 Moller E. G., Gregorii Nysseni doctrina de hominis natura. Halis. 1854. p. 105–126. Cp Bohringer, Die Kirche Christi u. ibre Zeugen. 1 B. 2 Abth.S. 275–276 u. 353–355. Rupp, Gregors von Nyssa Leben u. Meinungen. S. 15 u. 243–262. 35 Вопрос о том, как и в какой форме был осужден Ориген вселенскими соборами, за недостатком точных исторических данных по этому вопросу в отношении к пятому вселенскому собору, – едва ли может быть решен с полной определенностью. Но все же сомневаться нельзя, что заблуждения Оригена так или иначе, но осуждены на вселенских соборах – сначала, должно думать, на пятом, а потом – несомненно – и на двух последних вселенских соборах. 42 Migne, Patr. curs. compl. t. 46. col.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Capítulo II. Los Concilios Ecuménicos Siglos IV-VIII Constantino el Grande (306–337). – El Emperador y el Concilio Ecuménico. – El arrianismo. – Las consecuencias de Nicea. – La victoria de la ortodoxia nicena. – El segundo Concilio Ecuménico y el emperador Teodosio (379–395). – La conversión en masa del Imperio y sus efectos sobre la Iglesia. – San Juan Crisóstomo (347–407). – El cisma nestoriano. – El segundo Concilio de Efeso (449). – El cuarto Concilio Ecuménico (451). – El cisma calcedónico. – Justiniano I y su política eclesiástica (527–565). – La definición de Calcedonia y la separación de las Iglesias orientales. – El cristianismo y el nacionalismo. – El cristianismo fuera del Imperio Bizantino. – Roma y el Oriente cristiano. – El monacato oriental. Constantino El Grande (306–337) Por la época en que la persecución de Diocleciano había estremecido a la Iglesia y desequilibrado al Imperio, Constantino, hijo de Constancio Cloro, y joven teniente del temido y anciano Emperador, creó una situación enteramente imprevista estableciendo una cooperación entre la Iglesia y el Estado romano. Entre los cristianos orientales era reverenciado como santo y considerado «igual a los Apóstoles.» Pocos hombres han ejercido tan gran influencia sobre el destino de la humanidad como este brillante soldado, que alteraría el curso de la historia convirtiendo en compañeros a la Iglesia y al Imperio durante los mil setecientos años siguientes. Prolongaría asimismo la vida de su reino durante otros mil doscientos años, trasladando su capital a las playas del Bósforo. Durante varios siglos había de seguir siendo Constantinopla el centro de una original y vigorosa cultura cristiana. Constantino fue un genio, insigne en todos los sentidos, hombre alto e impetuoso, siempre vencedor, gobernante de visión y administrador experto. Sólo un hombre de la imaginación de Constantino pudo concebir un plan tan osado como el de unir a los dos elementos opuestos: la Iglesia y el Imperio; sólo un hombre de sus dotes de estadista y sabiduría pudo hacer tan duradera una alianza.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь: Рейтинг: 9.9 Голосов: 688 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»   Иоанн Златоуст , святитель. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей//Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского средневековья/Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 173–195.   Malingrey A.-M. , Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l " éducation des enfants//Sources chrétiennes. Paris: Éditions du Cerf, 1972. Vol. 188. Р. 64–196.   Ζσης Θεδορος . Η ανατροφ των παιδιν κατ τον Αγο Ιωννη Χρυσστομο//Ηθικ Κεφλαια. 2002. Р. 185–199; перевод на английский:  .  Ср.:  Фомина М.С . Древнейшие списки сборника «Златоструй» в ранней славянской письменности XI–XII вв.//ТОДРЛ. СПб, 1993. Т. 47.  Например: «что же отвечаешь в день он богови. егда ти речет не вдах ли ти его изначала. и поставих тя ему учителя и промысленника. и вложих его руцы мягка и млада. и како неси его привел под мой ярем» (РГБ. Отдел рукописей. Ф. 98. Егорова. 240. Л. 249). Это цитата из «Слова о вдовице» святителя Иоанна Златоуста:  Иоанн Златоуст , святитель. In illud: Vidua eligatur//PG. 51, 327; Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1. С. 334, также  Иоанн Златоуст , святитель. Полное собрание творений. Т. 3. Кн. 1. С. 337 (далее – ПСТ). В переводе ПСТ: «предстатель, попечитель и начальник».   Иоанн Златоуст , святитель. In illud: Vidua eligatur//PG. 51. 327; ПСТ. Т. 3. Кн. 1. С. 337. Данный текст оказывается ключевым в педагогике Златоуста, об этом свидетельствует и включение его в славянские и древнерусские сборники, посвященные именно воспитанию детей, а также и включение в эклогу (XXVII), составленную в X веке Феодором Дафнофатом (см.: PG. 63. 766; ПСТ. Т. 12. Кн. 2. Слово о воспитании детей (27-е). Содержание этого текста во многом, хотя не во всем, перекликается со словом «О воскормлении детии» Златоструя).

http://pravoslavie.ru/126083.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010