Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» ( Мф.16:18 ). По мнению отца Иоанна, это сказано не только о церковной иерархии, но и о всех Таинствах, «которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно» (333, с.16). Эти слова Господни полезно помнить каждому пастырю. Они могут воодушевить его при совершении Таинств и укрепить слабую веру. «Священник неизреченными щедротами Христа Бога сподобляется целого моря благодати Божией через частое приобщение Святых Тайн Тела и Крови Христовой и через совершение других Таинств. От него должны все в изобилии почерпать благодать Христову, и он должен всеми мерами заботиться разливать ее шире и шире, а не удерживать ее только в себе... Он должен жить достойно такой благодати, умножать ее, как талант, данный Богом» (337, с.313). «Впрочем, в Таинствах, – говорит святой пастырь, – все совершается ради благодати священства, которою облечен священник, ради Самого Верховного Первосвященника – Христа, Которого образ носит на себе священник. Поэтому, хотя он и недостойно носит на себе сан, хотя и есть в нем слабости, хотя он мнителен, маловерен или недоверчив, тем не менее, Тайна Божия, совершается вскоре, в мгновение ока» (332, с.293). Таинство Евхаристии «Благодатью Пречистых Тайн я стою и хожу право и не совращаюсь ко злу, если буду бодрствовать над собою. Так хорошо причащаться! Так сильны Животворящие Тайны!» (304, с.93). Насколько нам известна история Русской Православной Церкви, никогда, за весь период ее существования, не было столь ревностного совершителя Божественной Литургии, как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский . Мы встретили впервые, кто так искренно и глубоко пережил в себе богословский опыт Церкви, кто так восторженно наслаждался церковным богослужением. Для отца Иоанна Литургия была всем на свете. «Нет ничего выше и более всего Литургии – ни на небе, ни на земле» (337, с.157), – говорил батюшка. «Литургия – дух и живот... Человек непрестанно восстанавливается, обновляется, спасается Пречистыми Телом и Кровью Христовою, обожается» (337, с.137). «О, Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия Божественная и Боготворящая! О, знамение и показание безмерной любви к миру грешному, погибающему во грехах... И я, многогрешный, – так смиренно говорил о себе святой пастырь, – обязан всеми днями моей благополучной жизни только Литургии, ходатайствующей ежедневно и о мне «воздыханиями неизглаголанными Святого Духа» (337, с.159). «Я умираю, когда не служу Литургию» (34, с.36). Именно в таинстве Святой Евхаристии кронштадтский пастырь черпал духовные и телесные силы и только благодаря этой «чудной, величественной на земле службе» (337, с.158) – достиг степени тайнозрителя божественных откровений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Этим прошением Святая Церковь призывает нас «осуществить делом свою преданность Христу Богу во всех обстоятельствах жизни и не полагаться только на себя, на свой ум, на свое положение, состояние, на связи, на богатство и прочее» (324, с.342). «Со времени воплощения Сына Божия, Приснодева Богородица стала Начальницей всего наздания, или Церкви Божией, и покровом христиан, стеной их необоримой, прибежищем и предстательством» (399, с.278). «Возглашайте же немолчно и усердно, иереи и диаконы Православной Церкви, имя Преблагословенной Владычицы нашей во всеуслышание, в похвалу и умилостивление о нас, грешных и недостойных рабах Ее, да заступит нас всегда пред Владыкой живота нашего, Господом Иисусом Христом, и купно пред Троицей Пресвятой» (337, с.333). Ответные слова этого прошения: «Тебе, Господи», – «внушают нам всегдашнюю и совершенную преданность Иисусу Христу во всей жизни нашей, во всех нуждах, искушениях, лишениях, обидах от людей» (337, с.241). Цепь молитвенных прошений завершается славословием Пресвятой Троице: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». «Кратки, но знаменательны возгласы, возглашающие славу и великолепие Пресвятой Троицы, – говорит отец Иоанн. – Эти возгласы проповедуют о вечности Существа Ее и о страшном и неприступном великолепии Триединого Бога, Отца и Сына и Святого Духа» (410, с.1). Возглас после великой ектении внушает нам «высокие помыслы о бесконечном могуществе и величии Божием, о бесконечной благости и милости Божией и о вечном Царстве Божием» (337, с.282). Итак, великая ектения – божественная ектения, в ней «дышит любовь чистая, святая, всеобъемлющая, разум Божий» (337, с.197), в ней «обозначены все наши действительные нужды, все прошения обо всех и обо всем, все благодарные чувства» (337, с.197). Наши нужды, наши прошения – следствие грехопадения, и потому они обращают мысль человека к этому страшному событию, но вместе с тем – и к великой благочестия тайне, явлению Бога во плоти ( 1Тим3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, христианин, не малодушествуй, не унывай, не печалься, не обижайся, когда тебя ненавидят люди. Помни слова Господни: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех». Это значит, что «по мере того, как праведные за свою правду терпят на земле поношения, гонения, лишения, – увеличивается их награда на Небесах; здесь они часто лишаются всего, там получат с избытком все» (366, с.228). Но вот пение антифонов закончилось. Став на амвоне, священнослужитель совершает крестообразное осенение Евангелием со словами: «Премудрость, прости». «Не ошибемся, – говорит отец Иоанн, – если объясним эти слова так: премудрость христианина состоит в бдительности и простоте сердца. «Прости услышим» – со вниманием послушаем; «прости приимше» – со вниманием, искренно принявши Святые Тайны» (337, с.196). «Прости – чистосердечно» (337, с.265). «Премудростью называется Ипостасная, Вечная Премудрость, создавшая вселенную, – Сын Божий; премудростью называется все чудное промышление Его о спасении рода человеческого, Его воплощение, житие на земле, Его учение, чудеса, страдания, смерть и погребение, воскресение, вознесение и второе пришествие» (337, с.311). По мысли кронштадтского пастыря, это краткое возглашение священнослужителя напоминает присутствующим в храме о явлении Ипостасной Премудрости – Сына Божия и призывает веровать в Него и совершенное Им дело спасения мира искренно и чистосердечно. Чувства глубочайшего смирения, благоговения и благодарности Господу пробуждают в душе христианина слова: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуйя». В эту торжественную минуту «приглашаются члены духовного царства Христова – христиане, к должному поклонению Царю – Христу, обещавшему быть там, где два или три собраны во имя Его» (337, с.222). Далее поются тропари и кондаки святым. Внимай, христианин: в этих песнопениях говорится о живых свидетелях «спасительности веры во Христа, которая их изменила, очистила, укрепила в подвигах добродетели, переродила, обновила, освятила, присвоила Богу и привела к вечной Жизни» (315, с.23). Молитвенное призывание святых в последовательном пении тропарей и кондаков, как золотой нитью, скреплено кратким славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...», так как «святость их от Нее и Она в них почивает и прославляется и действует» (337, с.325). Эта мысль подтверждается и начальными словами тайной молитвы «Трисвятого пения»: «Боже Святый, Иже во святых почиваяй, Иже Трисвятым гласом от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый...», которую священнослужитель читает в это время. Возглас после этой молитвы призывает всех к прославлению Святой Троицы: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1085 В 337 г. сыновья Константина – Констанций, Константин II и Констант – съехались в город Виминация в Мезии. Утвердив здесь раздел империи, они постановили возвратить всех сосланных епископов в свои епархии. 1086 Афанасий был отпущен из Трира и прибыл в Александрию 23 ноября 337 г. В данном случае Филосторгий ошибается. Григорий Каппадокийский, арианский епископ Александрии, в 337 г. был жив. Он умер только 26 июня 345 г. 1087 Православные, да и сам Афанасий, не признавали законным его низложение на Тирском соборе. Поэтому Афанасий не счел нужным требовать нового беспристрастного рассмотрения тех обвинений, которые были выдвинуты и приняты в Тире против него. 1088 После раздела империи в 337 г. Константин II, которому был 21 год, как старший, получил в управление Константинополь, а также Галлию, Испанию и Британию. Младший, Констант, которому было 17 лет, получил Италию, Африку и Западную Иллирию. В начале 340 г. Константин II стал требовать себе Африку. Поскольку переговоры ни к чему не привели, Константин II со своими войсками вторгся через Альпы в Италию, т.е. во владение Константа, который в это время находился в Дакии. Констант направил свои войска против брата. Константин II неосторожно, будучи пьяным, недалеко от Аквилеи попал в засаду вместе с немногими спутниками, был убит, а тело его было сброшено в реку Альс. 1090 Был воздвигнут храм Всех Апостолов (см. Zonar., III, 275, 23; Procop., De Aedif., I, 4, 9–19), который ко времени Юстиниана пришел в ветхость, был разобран и отстроен заново. Констанций решил сделать этот храм родовым склепом, перенес сюда гробницу Константина Великого и распорядился, чтобы в дальнейшем в храме хоронили всех из его рода, и мужчин и женщин (Procop., De Aedif., I, 4, 19). 1091 Афанасия ариане обвинили в том, что он, будучи низложен на Тирском соборе, занял епископский престол без соборного определения. Кроме того, его обвиняли в насилиях над арианами и мелетианами во время его возвращения в Александрию, а также в том, что он удерживал у себя хлеб, предназначенный Константином Великим для раздачи народу. Евсевий Никомедийский на соборе в Антиохии, не признавая Афанасия, предложил поставить епископа в Александрию и провел назначение арианина Писта (см. подробнее кн. II, прим. 39). Когда Пист явился в Александрию и стал проводить явно арианскую политику, был собран по-местный собор в Александрии в 340 г., который оправдал Афанасия по всем обвинениям и разослал это решение всем епископам. Но в марте 340 г. был убит покровитель Афанасия, император Константин II. Констанций, сторонник арианства, созвал в Антиохии собор для освящения т.н. «золотой церкви». На соборе Александрийским епископом вместо Писта был избран Григорий из Каппадокии, который вступил в Александрию 23 марта 340 г. Афанасий покинул город еще 19 марта и скрывался. Вскоре он получил приглашение от папы Римского Юлия прибыть на собор и отправился в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мысль и духовное созерцание отца Иоанна простираются еще далее. В Божественной Литургии он видел таинственное общение и единение Церкви Небесной и земной. «В ней принимают участие не одни земные священно- и церковнослужители и миряне, но и небесные чины ангельские и все святые Божии угодники, живущие на Небесах, – и приемлют от нее пользу и умершие наши...» (337, с.158–159). «Меня умиляет мысль, – говорил святой пастырь, – о единстве Церкви Небесной и земной» (34, с.27). А эта «мысль, что все верующие на земле – пастыри и паства – и на Небе святые Божии угодники, начиная с Божией Матери, есть едина Церковь , единый дом Божий, одно тело, коего глава – Сам Господь Иисус Христос , а душа – Сам Дух Святой, может и должна иметь весьма благотворное спасительное действие на состояние духа христианина... Живое убеждение, что я, – говорит о себе отец Иоанн, – член Церкви, служит для меня величайшим утешением, ободряет, подкрепляет в скорбные часы жизни. Что этого дороже, важнее, выше, славнее? – Поистине – ничто» (34, с.28–29). Ведь когда «мы приносим благодарственную жертву о Пресвятой Богородице и о всех святых каждую Литургию, то и они предстательствуют о нас пред Господом и просят нам прощения грехов и великой милости» (337, с.147). Чувство общения и единения Церкви Небесной и земной отец Иоанн более всего хочет привить пастырю. Ему, как никому другому, нужнее всего и евангельская любовь к пастве и сила ходатайственной молитвы. «Совершая Литургию и изъемля частицы в честь Божией Матери и святых, потом живых и умерших, помни, о, иерей, какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов» (337, с.155). Да, «великая задача и великий нравственный труд для священника – совершать Литургию, ибо нужно тщательнейшее приготовление к служению, всегдашнее, а не одновременное» (337, с.154). Этого требует само величайшее Таинство бесконечной Божественной любви к роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

388 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306–337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337–361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи. 389 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360–363 гг.) сам происходил из рода Константина – он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II – Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Amm. Marc. XXVI, 7, 10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm. Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. III или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV – начале V вв., согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Нисибиса следует связывать с его походом против персов в 363 г. 390 Флавий Иовиан (27.06.363–17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис. 391 Юлий I (337–352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 ...кесари два сына... – При императоре Диоклетиане (284–305 гг.) Римская империя была разделена на четыре части, которыми управляли два августа – Диоклетиан и Максимиан (286–305 гг.) и два цезаря (кесаря) – Галерий (293–311 гг.) и Констанций Хлор – отец Константина (293–306 гг.). Титул цезаря в империи носили соправители императоров, а также члены императорской фамилии. После смерти Константина в Италии правил Констант (337–350 гг.), погибший в борьбе с восставшим против него Магнецием, а в Галлии – Константин II Младший (337–340 гг.). Кто такой Адамант – неясно. 17 ...сына своего Константина... – Констанция, после смерти отца правившего Востоком (337–361 гг.). Β 351 или 352 г. он нанес поражение Магнецию и стал править всей империей. 18 ...Ликиния, зятя своего... – Соправитель Константина Лициний был женат на его сводной сестре. 19 ...Далмата... Галу и Улияна. – Братья Константина и его племянник Галл были убиты в 337 г. Констанцием. Юлиана Констанций женил на своей сестре, в 355 г. провозгласил кесарем, в 360 г. – августом. Β 361–363 гг. Юлиан был римским императором, он погиб во время похода на персов. 21 ...межи дву морь – Чернаго и Благо. – Константинополь расположен на полуострове, омываемом с юга Мраморным морем, а с севера – Черным морем, но непосредственно городская граница на северо-востоке идет по берегу залива Золотой Рог. 23 ...Новый Рим. – Византийские авторы свидетельствуют, что Константин назвал основанную им столицу «Новый Рим». Древнерусское именование «Царьград» – калька греческого названия («Басилевуса полис» – «царственный город»). 24 ...Софею Великую... Архангела Михаила. – Здесь перечисляются константинопольские храмы, построенные, однако, в различное время: церковь святой Ирины в 532 г., храм Святой Софии в 532–537 гг. Анфимием из Тралл и Исидором с Милета на месте деревянной базилики, храм Святых апостолов построен в конце IX–haчaлe X в. и т. д. 25 ...пречюдный он столпъ багряный... – Колонна из розового порфира, привезенная из Рима. На ней находилось изваяние Аполлона, замененное в XII в. изображением креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пантелеймонов монастырь на Афоне – 591 Покрова Богородицы в Климовске – 409 Покрова Богородицы на Ветке – 406 Покрова Богородицы недалеко от Калуги – 10, 130, 247, 564 Саввы Освященного недалеко от Иерусалима – 80, 84–87, 97, 105, 194, 199–202, 213, 220, 222, 322, 337, 344, 346, 348–351, 400, 421, 440, 451, 464, 466, 502, 522, 523, 549, 596, 600, 636 Святой Екатерины (Екатерининский, Екатериновский) в Иерусалиме – 97, 213, 214, 337, 523, 605 Святой Феклы в Иерусалиме – 595, 606 Симонов монастырь в Москве – 388 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Александрии – 466 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Константинополе – 37, 156, 275, 524, 579 Соловецкий монастырь – 397, 407, 568 Софийский монастырь в Киеве (см. Спасо-Софийский монастырь) Спасский монастырь в Белеве (см. Спасо-Преображенский монастырь) Спасо-Воротынский монастырь под Калугой – 8, 9, 127, 245, 397, 398, 423, 462, 518, 564, 636 Спасо-Преображенский монастырь в Белеве – 131, 248, 524, 565 Спасо-Софийский монастырь в Киеве 21, 142, 258, 573 Тверской Отроч монастырь – 571 Тихвинский монастырь на Ветке – 406 Трапезундский монастырь на Афоне 381 Троице-Сергиев монастырь (Троице-Сергиева лавра) – 385, 388, 389, 466, 571 Успения Богородицы в Орле – 565 Успенский монастырь в Юрьевце 405 Успенский Новопечерский монастырь недалеко от Брянска – 567 Успенский Преображенский монастырь в Глухове – 567 Феодора Стратилата в Иерусалиме – 97, 214, 337 Феодосия Великого недалеко от Иерусалима – 87, 202, 351, 600 Харитона Исповедника в Иерусалиме 97, 214, 337 Чудов монастырь в Москве – 579 Морские ворота (Чадлады-капу) в Константинополе – 582 Москва, город – 7, 9, 15, 21–23, 28, 29, 33, 36–38, 42–45, 48–50, 56, 59, 61, 94, 100, 111, 116, 126, 130, 135, 143, 148, 149, 152, 155–157, 162, 164, 166, 167, 172, 173, 177, 209, 217, 221, 229, 235, 244, 252, 258, 259, 266, 271, 274–276, 282, 283, 289–291, 297, 300, 303, 333, 341, 345, 358, 363, 364, 378, 379, 381–383, 387, 390, 391, 395, 401, 408, 411, 428–431, 436, 454, 459, 476, 487, 493, 495, 498, 500, 504, 505, 508, 509, 512, 515, 518–521, 529, 531, 563, 565, 571, 573, 579, 581, 582, 584, 586, 590, 591, 601, 618, 619, 623, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но таков закон духовной жизни: чем ближе человек приближается к Богу, тем более грехов и недостатков замечает за собой. А жизнь отца Иоанна была вся «во Христе», он постоянно пламенел к Богу любовью и с восхищением удивлялся божественному домостроительству спасения человека. «Только под условием образа Божия в душе, падшего, но не совершенно утраченного, – говорит он, – нужно и возможно было воплощение Сына Божия и все домостроительство спасения нашего» (337, с.135). И вновь обращается к Божественной Литургии: «Только под условием безмерно драгоценного образа и подобия Божия в человеке, нужна и возможна Литургия – это непрестанное воспоминание всего жития Господа Иисуса Христа на земле, Его страданий, смерти, воскресения и вознесения и приискреннее общение с Ним» (337, с.135). «Все мы любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника жизни – Иисуса Христа. Литургия – сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь, Владыка жизни, преподает Себя Самого в пищу и питье верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим» (337, с.130–131). «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни. ...Это тот Животворный Квас, который женщина притчи, то есть Церковь , взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все ( Мф.13:33 ). Да, это истинная Закваска жизни духовной, небесной, святой, положенная в человечество, ибо человеческая душа тройственна, по трем силам ее: разуму, сердцу, воле; – правда, святыня, любовь должны проникнуть все эти силы, вообще всю жизнь человека: помышления, слова и дела» (337, с.136). Читая дневники святого пастыря, ощущаешь, как он восхищался и не мог насладиться этим величайшим небесным Таинством. «Какое чудное живое древо – эта Литургия!» (332, с.297). «Вместо древа жизни – Хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла – тот же животворящий Хлеб жизни. Тогда сказано: «не прикасайтесь, да не умрете» ( Быт.3:3 ), – ныне сказано: «вкусите и живи будете» (ср. Ин.6:51 ). Тогда поверили Ева и Адам обольстителю и умерли, – ныне, напротив, мы веруем словам Господа жизни: «сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ), «сия есть Кровь Моя» ( Мф.26:28 ), – и оживотворяемся; чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием... восстали послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и соединились с ним – лжецом, на смерть себе; ныне мы всем сердцем соглашаемся с Самою Истиною – Богом Спасителем, и истинствующим сердцем соединяемся с Ним – на жизнь себе, на покой и радость. «Оле страшнаго Таинства! Оле благоутробия Божия! Како Божественных Тела и Крови брение причащаюся и нетленен сотворяюся» (канон ко причащению, песнь 8)» (333, с.293–294).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010