Основание аббатства Сазавы, как главной школы туземного богемского монашества; Кончина Стефана Венгерского Обращение датчан в христианство в Ирландии Три папы в Риме Низложение папы Григория VI Основание Вендского королевства Готтшалком и ревность его о введении христианства среди своих подданных Собор при Льве IX, постановивший отменять все рукоположения, сделанные симонийцами; Собор в Реймсе и тело св. Ремигия Постановление Льва IX против наложниц духовенства Обличение Михаилом Керуларием и Львом, архиепископом Ахридским, митрополитом Болгарским, латинян по вопросу об Евхаристическом Хлебе Кончина папы Льва IX Разделение церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Последовательно хронологический список императоров Римских и Византийских, пап Римских и патриархов Константинопольских, а также королей и князей позднейших народов, принимавших христианство. Римские императоры Годы от Р. Х. Тиверий Калигула Клавдий Гальба Вителлий. Веспасиан Домициан 98–117 Адриан 117–138 Антонин 138–161 Марк Аврелий 161–180 Коммод 180–192 Пертинакс 192–192 Дидий Юлиан 192–193 193–211 Каракалла 211–217 Макрин 217–218 Елагабал 218–222 Александр Север 222–235 Максимин 235–238 Гордиан 238–244 Филипп 244–249 249–251 251–253 Валериан 253–260 Галлиен 253–268 Клавдий 268–270 Аврелиан 270–275 275–276 276–282 282–283 283–285 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Максимин 284–305 Констанций I 305–306 Галерий 305–311 Константин I 306–337 Лициний 307–324 Максимин 308–313 Константин II 337–340 Констанций II 337–361 Констанс 337–350 361–363 Иовиан 363–364 Валериан I 364–375 Валент 364–378 Грациан 367–383 Валентиниан 375–392 Феодосий 375–395 Императоры Западной империи Годы после Р. Х. Гонорий 395–423 Валентиниан 423–455 Максим 455–455 455–456 Майорант 457–461 Север (Рицимер) 461–467 Антемий 467–472 Олибрий 472–472 Глицерий 472–474 472–475 Августул 475–476 Императоры Восточной империи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное и, горя духом смиренным, ...возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных» (332, с.42). Нужно «усугубить, удвоить и утроить усердие свое к молитве и горячим сердцем, с чистой напряженной мыслью молиться Богу за ... священное сословие отцев наших, руководящих нас в вере и благочестии, почему и говорим Господу. «Боже отец наших»; ...за блаженных приснопамятных создателей святого храма и всех прежде усопших отцев и братий, лежащих здесь и повсюду православных, ибо и усопшие суть также члены Церкви и братья наши, имеющие великую нужду в наших молитвах; за братьев храма, в котором молимся, как за священнослужащих, так и за всех прихожан; наконец, за жертвующих в храм (эта молитва должна возбуждать усердие доброхотов к посильным жертвам... особенно если храм нуждается во многом необходимом); за труждающихся, то есть, подъемлющих на себя какие бы то ни было труды для храма, поющих и за всех предстоящих, ожидающих от Бога великой и богатой милости» (337, с.237). «Мы молимся за живых и своей молитвой искренней привлекаем на них невидимо, незаметно, а иногда и заметно, великие милости Божии и привлекаем их сердца к себе и к Богу и благочестию; молимся за умерших, и они, если имеют дерзновение у Господа, молятся за нас, не оставаясь у нас в долгу, так что Господь возмеривает всегда за любовь, за все добро, которое мы, по искренней любви, делаем в пользу ближним» (337, с.257). Послушай, пастырь, что говорит тебе отец Иоанн: «Особенно каждый священник должен быть исполнен горячей любви и молиться за всех, как посредник между Богом и людьми, как сам обложенный немощами и знающий по опыту немощь человеческой природы» (337, с.258). А потому с особым вниманием и благоговением следует произносить каждое прошение сугубой ектении. «Какая сила! Какая всеобъемлющая любовь дышит в ней! Чего ни испросили бы мы у Бога, каких благ и живым и умершим нашим братьям, если бы все эти возгласы находили искренний отголосок в глубине души нашей и все мы единодушно, как бы едиными устами, молились Господу Вседержителю, всех живых и мертвых содержащему в деснице Своей! Все испросили бы, по неложному Его обещанию: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 )» (337, с.238).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Л. 298 – «Иуниа 30. Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго похвалное святым апостолом». Л. 302 об.– «Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго показателно къ падшиим». Л. 307 – «Преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина слово о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших в суботу сырную. Благослови отче». Л. 313 – «Того же. О отцех скончавшихся въ тужде суботу сырную». Л. 317 об.– «Месяца иуниа 29 день. Деание и мучение святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла». Л. 336 – «От жития Макариа Епипетскаго». Л. 337 – «Житие и подвизи и от части чюдес съповедание преподобнаго отца нашего Афанасиа иже в Афоне. Благослови отче». Рукопись включает четыре почерка. Первый – традиционный строгий полуустав XV в., нажим пера обрывистый, начертание букв угловатое (лл. 1–78; 96–143; 337–416). Второй почерк представляет изящное и легкое письмо полуустава XV в., нажим пера плавный, буквы округленные с элементами декоративной скорописи XV в. (лл. 79–88; 189–254; 262–337). Третий почерк – полуустав XVI в. (лл. 89–95 об.). Четвертый почерк – размашистая н небрежная скоропись XV в. Ионы Угрешского (лл. 144 об. – 188; 307–337). Список ГБЛ, ф. 304, 771, по которому даются разночтения к издаваемому тексту Жития, находится в рукописи 1524 г. Водяные знаки: рука с цветком – Брике 11426–1514–1524 гг.; единорог – Брике 10100–1518 г., Лихачев 1460–1514 г. Почерк – небрежный полуустав, местами переходящий в скоропись. Размер 19x13,7 см. 356 лл.+ XV л. чистых. Переплет кожаный, тисненый, порван по корешку и заклеен коленкором, застежки оторваны. Книга была подмочена. На многих листах чернила расплылись и окрасили бумагу. На л. 1 запись скорописью XVI в.: «Книга соборник Судцкие. Книга жития святых Кирилла Белозерского и Преподобного Сергия Радонежского чюдотворца. Глава 347». Здесь же владельческая запись: «Сия рукопись принадлежит к библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1855 года». На л. 3 запись: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго инока Галасеишка, аминь». Запись эта повторяется и на л. 23. На л. 266, вслед за окончанием Жития Преподобного Сергия Радонежского, киноварью приписано: «Въ лето 7032 написана сия книга съборник рукою многогрешнаго священоинока Галасеишка, зовомаго Безъсеньева, жития преподобных отец наших Сергия и Кырыла и прочих. Молю вас, свою господню, и прошу прощения, прочитайте събою справите, а меня поминайте въ святых своих молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Здесь чувствуется живая связь Церкви земной и небесной. Земная Церковь ежедневно прославляет и призывает в ходатаи за себя святых Церкви небесной. А святые своими молитвами благодетельствуют земным сродникам. Мысль, что все православные христиане на земле и угодники Божий на Небе есть «едина Церковь , единый дом Божий, одно тело, которого Глава Сам Господь Иисус Христос, а душа – Сам Дух Святой» (337, с.6), побуждает христиан жить «достойно такого родства – святого, нетленного, вечного, любить искренно друг друга, друг другу вспомоществовать, снисходить, терпеть, друг друга подвизать к добрым делам» (337, с.247). «Живое убеждение, что я член Церкви, – говорит святой пастырь, – что в этом живом теле постоянное взаимодействие членов одних другим, совершенных слабым, сильных немощным... служит для меня величайшим утешением, ободрением, подкреплением в скорбные часы жизни» (337, с.6–7). Эти слова всероссийского пастыря напоминают о первых веках христианства. У первых христиан «было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ), – говорит слово Божие. Их единодушие выражалось как в жизни – во взаимной любви, в общении имений, в страдании за веру, так и в молитве. По мысли отца Иоанна, о подражании святой жизни первых христиан напоминает и разговорная форма богослужения в виде диалога, «выражающая общительность и единодушие клира и мирян» (337, с.221). Особенно святой праведник заповедовал прилежно и как можно чаще посещать храм Божий. «Как, – спрашивает он, – сохранена была чистота Пресвятой Девы Марии более, нежели ангельская? Как возращено было достоинство Богоматери выше, нежели небесное? – При помощи Ее воспитания и пребывания во святом храме. ...С верой праведный Симеон пришел в храм и обрел высочайшее благо: в объятия принял Христа! Итак, если благодать святого храма так благоупотребительна для святых, то еще более она должна быть благопотребна для грешников» (262, с.33). А есть люди, которые редко посещают церковное богослужение и считают для себя достаточным помолиться дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5482 322. Кар правил два года совместно с сыновьями Карином и Нумерианом./исправлено: 5481 (282–283; 283–285; 283–284 гг.) 323 . После победы над персами Кар расположился лагерем около Тигра и скончался пораженный молнией. 5502 324 . Диоклетиан и Максимиан правили двадцать лет./исправлено: 5501 (284–305; 286–305; 307–308 гг.) 325. Диоклетиан повелел сжечь Святое Писание на огне и преследовал христиан по всему миру. 326. Он был первым, кто приказал обшивать драгоценными камнями свои одежды и обувь, а ведь прежде того принцепсы довольствовались единственно пурпуром. /добавлено: Эти императоры вели несколько войн, в которых одолели персов и отвоевали Месопотамию. /добвалено: Оба они, покинув вершины власти, жили как обычные граждане. 5504 327. Галерий правил два года./исправлено: Галерий правил три года. (305–311 гг.) 328. Краткость его правления не соответствует тому, чтобы удостоиться занесению в исторический трактат. 5534 329. Константин правил тридцать лет./исправлено: Константин правил тридцать один год. /добавлено: Он подготовил персидскую войну. И по достижению этих пределов все, пришедшие с просьбами были устрашены и готовы выполнять его приказания. (306 – 337 гг.) 330. Он был первый из императоров, который став христианином, даровал христианам свободу собраний и позволил возводить церкви в честь Христа. 331. В его времена зарождается арианская ересь, и Константин созывает Никейский собор, осудивший арианство. 332. Происходит раскол донатистов. 333. В Иерусалиме обретен крест Господа, который отыскала мать Константина, царица Елена. 334 . Однако на закате жизни Константин обращается в арианство. О, как печально, что такой великолепный принцепс закончил жизнь так ужасно! 5558 335 . Констанций и Констант правили двадцать четыре года./исправлено: 5559 /добавлено: Констант, человек ужасающе жестоких привычек, потерпел много поражений от персов. (337–361; 337–350 гг.) 336. Обратившись в арианство, Констант повсеместно преследовал католиков. 337. Арий 44 , поверив в его благосклонность появился в Константинополе и направлялся в церковь , чтобы завязать дискуссию о вере с нашими, но сошед по настоятельной нужде с Форума Константина, внезапно исторг свои внутренности, и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом отношении Лев III Исавр лишь продолжал практику, зародившуюся еще во времена первых христианских римских царей и существовавшую на протяжении первых веков имперского существования Церкви. Точно так же действовали императоры святой Константин I Равноапостольный (306–337), Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361), святой Феодосий I Великий (379–395), святой Феодосий II Младший (408–450), святой Маркиан (450–457), святой Лев I Великий (457–474), Юстин I (518–527), святой Юстиниан I Великий (527–565), Ираклий Великий (610–641), Констант II (641–668), Константин IV (668–685) и Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711). Их труды были по-разному оценены современниками и Церковью, но нельзя не заметить, что ревность многих из них по вере вознаградилась высшим образом – их причислили к лику святых. Так происходило до императоров Исаврийской династии, так продолжалось и после них вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Современные исследователи обычно негодуют на претензии Льва III Исавра в послании к апостолику считать свой статус подобным епископскому. Правда, сам папа не видел в этом ничего предосудительного, он лишь пенял императору, что подобные полномочия можно признать за православными василевсами, и призывал императора взять их себе в качестве образца для подражания. Понтифика не мог, конечно, удивить такой пассаж, поскольку еще царь святой Константин Великий именовал себя «епископом внешних» . А император Константин IV Погонат (668–685), созывая VI Вселенский Собор 680–681 годов, так писал Римскому папе Агафону (678–681): «Я буду восседать среди епископов не в качестве императора, и я не буду точно так же говорить, как император, но как один из архиереев» . Ничего нового Лев III Исавр не придумал, созвав синклит из епископов и сановников, дабы изучить жалобы на языческие формы иконопочитания и вынести конкретное решение. Более того, много лет обдумывая этот шаг, прежде чем решиться на него, василевс пришел к убеждению, что поставленный на повестку дня вопрос носит не догматический характер, а относится к проблемам обрядовой практики .

http://pravoslavie.ru/54661.html

В Трире (Тревах), куда св. Афанасий прибыл 6 ноября 336 г., он был встречен с большим благоволением старшим сыном императора Константином и епископом Максимином. Несмотря на громадное расстояние, св. Афанасий посредством переписки находился в постоянном общении со своими друзьями и верующими Александрии; его десятое Пасхальное послание, написанное в 337 г., до возвращения в Александрию, показывает, с каким чувством веры, нежности й христианского героизма изгнанный пастырь поддерживал свою паству. И паства оставалась верной своему законному пастырю: все усилия евсевиан ввести Ария в церковное общение в Александрии разбились об угрожающую враждебность православных в Александрии. Арий умер в Константинополе при крайне драматических обстоятельствах в 336 г. Смерть самого императора последовала 22 мая 337 г. Скоро и св. Афанасий был возвращен Константином Младшим из ссылки. Он выехал из Трира с письмом сочувствовавшего ему Константина Младшего к александрийцам, датированным 17 июня 337 г. Свое путешествие он совершил через Паннонию, в Мизии имел аудиенцию у императора Констанция, прошел через Сирию и возвратился в Александрию, при народных кликах, 23 ноября 337 г. Его отсутствие продолжалось 2 года и 4 месяца. Правитель восточной половины Констанций с самого начала своего управления подпал под влияние представителей враждебного св. Афанасию богословского направления; кроме того, такая личность, как Афанасий, на столь высоком посту, каким была епископская кафедра в Александрии, для него была сучком в глазу. На этом и утверждались враги св. Афанасия в своих дальнейших замыслах против него. Мелитиане и ариане, возбужденные энергичным образом действий св. Афанасия и ободряемые возвышением Евсевия Никомидийского на епископскую кафедру Константинополя, снова начали враждебные действия против св. Афанасия. Не довольствуясь старыми обвинениями, они выставили новые: Афанасий своим возвращением в Александрию вызвал волнения и пролитие крови, он взошел на кафедру только распоряжением императора, без постановления собора. Ариане даже посвятили нового епископа в Александрию – арианина Писта, потом они отправили посольство к римскому епископу Юлию, с целью представить ему свои обвинения против Афанасия и просить официального признания их кандидата. Но Юлий вступил в общение с обвиненным. Св. Афанасий созвал в Александрии собор, состоявший из почти ста епископов и написавший окружное послание, в котором раскрывается полная несостоятельность обвинений и невиновность св. Афанасия (Apol. contra Arianos 3–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сенат К-поля был сенатом императора, его население, не обладавшее древними привилегиями рим. граждан, было связано с имп. Константином личностными отношениями. Те благодеяния и привилегии, к-рые он предоставил городу, были в большей степени его милостью сенату и жителям столицы, чем правом сената и народа. Вместе с тем император заботился и о придании столице христ. облика: при нем были основаны храм Св. Софии, храм св. Апостолов, ставший с тех пор усыпальницей визант. императоров, и др. Стараниями св. равноап. царицы Елены в 326 г. было положено начало собиранию важнейших христ. святынь (были обретены Честной Животворящий Крест Господень и гвозди). Город стремительно расширялся, его население увеличивалось. Имп. Константин заботился об обеспечении новой столицы хлебом из Египта, бесплатно распределявшимся среди 80 тыс. чел. Управление городом было возложено на проконсула К-поля, с 359 г. он получил статус префекта города. К-поль стал местом пребывания высших должностных лиц, таких как префект претория Востока, магистр оффиций, квестор священного дворца, 2 комита финансов. Св. царица Елена обретает истинный Крест Господень. Миниатюра из сборника гомилий свт. Григория Богослова (BNF. Ms. gr. 510) Св. царица Елена обретает истинный Крест Господень. Миниатюра из сборника гомилий свт. Григория Богослова (BNF. Ms. gr. 510) 22 мая 337 г. имп. Константин Великий умер, оставив 3 сыновей, между ними осенью того же года произошел раздел империи: старший, Константин II (337-340), получил Галлию, Констанций II (337-361) - Восток, Констант (337-350) - Италию и Африку. Проч. родственники имп. Константина Великого, к-рые могли претендовать на власть, были перебиты по приказу Констанция; чудом остались живы лишь племянники усопшего императора - Юлиан и Галл. Вскоре между сыновьями Константина Великого началась борьба за власть в империи. Она получила религ. окраску: Констанций II придерживался умеренного арианства, Констант разделял никейское вероисповедание. После гибели Константина II могущество Константа возросло, и Констанцию пришлось ослабить преследования никейцев.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Наконец, в 335 году император Константин Великий († 337; память 21 мая) собрал Церковный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афанасия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осужден и изгнан в Галлию, в г. Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II, 337–340), который вместе с епископом Трирским Максимом принял святого изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Александрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбудили против святого Афанасия императора Констанция (337–361), правителя восточной части Византийской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, покушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341) к епископам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками. Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337–352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя западной части Византийской империи Константа (337–350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмотреть дело святителя. Опасаясь разрыва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Александрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010