Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Констант I. Бюст. IV в. (Лувр, Париж) (Флавий Юлий Констант; лат. Flavius Iulius Constans) (ок. 320/323 — кон. янв. 350, Елена, ныне Эльн, Франция), рим. император (с 9 сент. 337); управлял диоцезами Италия, Африка и Иллирик, с весны 340 г.— всей Зап. империей. 3-й сын имп. Константина I Великого (306–337) и его 2-й жены Фавсты, внук имп. Констанция I Хлора и Максимиана Геркулия. В детстве жил при дворе имп. Константина, гл. образом в Константинополе. Обучением К. занимались виднейшие риторы своего времени ( Lib. Or. 59. 34), в т. ч. Эмилий Магн Арборий из Бурдигалы (ныне Бордо, Франция) ( Ausonius. Commemoratio professorum Burdigalensium. 16//Works/Ed. H. G. E. White. L.; N. Y., 1919. Vol. 1. P. 122–124). На Рождество 333 г. К. был провозглашен цезарем, ночью накануне церемонии «небо пылало огнями» (вероятно, было сев. сияние), что многие современники восприняли как дурное предзнаменование ( Aur. Vict. Epitom. 41; Снгоп. min. I//MGH. AA. T. 9. P. 234; Euseb. Vita Const. IV 40; Hieron.Chron.//PL 27. Col. 678). 23 июля 335 г., во время празднования 30-летия правления имп. Константина I, К. был провозглашен августом в Риме и Константин передал ему управление Италийской префектурой ( Euseb. Vita Const. IV 51; Idem.De laudibus Const. 3; Socr. Schol. Hist. eccl. I 38; Chron. Pasch. P. 531). Незадолго до смерти отца К. был помолвлен с Олимпиадой, дочерью префекта претория Аблабия, впосл. она жила при дворе К. как невеста императора, однако брак так и не был официально заключен, видимо из-за малолетства Олимпиады. После смерти К. решением Констанция II она стала женой царя Армении Аршака II ( Athanas. Alex.Hist. arian. 69; Amm. Marc. Res gest. XX 11.3). В день смерти отца (22 мая 337) К. находился в Риме. После убийства в Константинополе сводных братьев Константина I Далмация Старшего и Юлия Констанция, которых Константин назначил в соправители своим сыновьям, 9 сент.

http://pravenc.ru/text/2454333.html

«Умилительна и трогательна затем молитва Церкви к Агнцу Божию о всех усопших и о живых: она ходатайствует пред Богом о упокоении усопших там, где присещает свет лица Божия, и просит Господа помянуть всякое епископство православных, право правящее слово истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, всякий священнический чин» (337, с.151). Помянув епископство православных, «я, – говорит отец Иоанн, – прибавляю тайно от себя: «Помяни, Господи, всех православных епископов, носителей Духа Твоего, звания и сана Твоего, бессмертия Твоего, новотворения Твоего, благословения Твоего, благоволения Твоего, освящения Твоего и обожения Твоего, носителей ума Твоего и сердца Твоего... светлости и великолепия Твоего». После «всякое пресвитерство» – «ему же вверил еси служение примирения человеков с Богом покаяния, пакибытия, обновления, просвещения, благословения, умножения рода чрез таинство Брака, освящения и обожения и все пренебесные Таинства, кроме рукоположения, – да будет оно достойно своего звания и да право жительствует и священнодействует и богоугодне приносит молитвы Тебе, Владыце, о всех и за вся; помяни и во Христе диаконство, вспомоществующее священству и служащее пренебесным Тайнам, и всякий священнический чин» (337, с.172–173). Далее тайносовершитель от лица всех предстоящих в храме «приносит словесную службу о вселенной, о Святей Соборной и Апостольской Церкви, о всех пребывающих в чистоте и честном житии, то есть особенно монахах, давших обет чистоты и целомудрия... Затем поминает вслух местную высшую правительственную духовную власть, ...архиерея города и области и молит Всеблагого, да дарует их святым церквам в мире целых, то есть, правомудрствующих, честных, здравых, долгодействующих, право правящих слово истины, не мудрствующих лукаво и растленно; затем молит Господа, да помянет город... в нем же живем... всякий город и страну и верою живущих в них; плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, плодоносящих и добротворящих в Святой Церкви, поминающих убогих делом, а не словом, по заповеди апостола «нищих да помним» ( Гал.2:10 ), и на всех да ниспошлет милость Свою ради великой и страшной Жертвы» (337, с.151–152).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

«Когда же он (Антоний) уходил, и мы сопровождали его (προεπμπομεν ατν), то, когда мы дошли (φθσαμβν) до городских врат, одна женщина воскликнула позади (нас): ‘Остановись, человек Божий! Дочь мою жестоко мучает бес’» (cap. 71, 1). Указание на посещение преп. Антонием Александрии содержит и другой источник, так называемый «Индекс Пасхальных Посланий», сохранившийся в сирийском переводе. Там говорится о том, что подвижник пришел в Александрию, и, проведя там два дня и исцелив многих, покинул ее 3-го числа месяца месоре (т. е. 27 июля) [Martin; Albert, 1985. Р. 226 (текст); Р. 227 (перевод)]. Но проблема в том, что это сообщение источника можно датировать как 337, так и 338 г. Наиболее последовательно возражения против реальности встречи преп. Антония и автора его «Жития» выдвинула Л. Барнад [Barnard, 1993]. Ее аргументы состоят в следующем: Афанасий никак не мог увидеть Антония ни летом 337, ни летом 338 г., поскольку находился в ссылке до 23 ноября 338 г 43 . В сирийском «Житии» при описании посещения подвижником Александрии все намеки на местоимение «мы» опущены. Наконец, в другом известном источнике, «Послании епископа Амона» (cap. 34) 44 , когда речь заходит об известных монахах, Афанасий не упоминает Антония, хотя наряду с пахомианами он называет известных монахов Нитрийской горы. Отсюда Барнад делает вывод, что Афанасий лично не знал Антония, а известное нам греческое «Житие» представляет собой переработку Афанасием какого-то более раннего источника. Но доводы Барнад подверг серьезной критике А. Камплани [Camplani, 1999]. Он, на наш взгляд, вполне убедительно показал, что не существует прочных оснований переносить дату окончания ссылки свт. Афанасия с 23 ноября 337 г. на год позже. К аргументам Камплани можно добавить то, что сирийская версия «Жития преп. Антония», как мы постарались показать выше, обладает довольно спорным статусом, и не является убедительным свидетельством в пользу реконструкции начального текста, а молчание свт. Афанасия об «отце монашества» при разговоре с пахомианами может свидетельствовать не о том, что он не был лично знаком с преп. Антонием, а об особенностях политики святителя по отношению к пахомианским общинам на тот период времени 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В отличие от указанного «верховенства в религии», первый христианский император Константин (ок. 285–337), император в 306–337 гг. называл себя епископом внешних дел Церкви, таким образом определив отношение государственной власти к церковным делам. Действительно, его участие в церковных делах главным образом выражалось в охранении внешних интересов Церкви. Он заботился о распространении христианства, о преодолении разногласий в Церкви, связанных с партийной борьбой. Константин указал радикальные пути устроения взаимоотношений Церкви и государства, созвав Первый Вселенский Собор, приняв на счет государственной казны все расходы по организации его работы. Личное участие императора в работе Собора не оказывало влияния ни на одну из соборных партий. Но с другой стороны, и этот государь в некоторых случаях выходил за им же установленные пределы своей церковной политики. Так, по своей личной инициативе он возвратил из ссылки главных вождей арианства и отправил в ссылку св. Афанасия Великого . Но если такие факты вторжения в церковную жизнь со стороны первого христианского императора были редкими исключительными явлениями, то преемники Константина перешли все границы своего статуса «епископов внешних дел Церкви». Сын императора Константина Констанций (337–340) без особых церемоний вмешивался в дела Церкви, оказывая постоянное давление на иерархов и вынуждая их принимать несоответствующие делу решения 6 . Доминирование императорской власти над церковной – характерная черта византийской истории. Одним из проявлений этого явилось указание императоров на то, как исповедовать тот или иной догмат, что выразилось в форме так называемых особых вероисповедных указов. Поэтому появление некоторых ересей в христианской Церкви было следствием вмешательства византийских императоров в область канонического права и догматики. Монофелитская и иконоборческая ереси были обязаны своим происхождением церковной политике византийских государей. Вторжение государственной власти в церковные дела проявилось и в порядке занятия должностей высшей церковной иерархии, что регламентировалось такими законодательными документами, как «Энотикон», «Изложение», «Типос» и др. §2. Духовенство. Церковный клир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выйдя от императора, он вошел в церковь Мира, пал ниц пред святым престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Вечером следующего дня Арий ехал верхом по улицам города, среди большой толпы своих приверженцев, весело и торжественным тоном говоря о церемониях, назначенных на завтра. Требование естественной нужды заставило его сойти с лошади и удалиться 904 . И скоро после этого он был найден мертвым. О его кончине рассказываются такие подробности, которыми повествователи видимо, хотели напомнить о кончине Иуды-предателя 905 . Несмотря на то близкое участие, которое Константин принимал в делах церкви, он, однако же доселе все еще не состоял членом ее через крещение. Но вот на своем шестьдесят четвертом году он впал в опасную болезнь во дворце близ Никомидии (337 г.). Чувствуя приближение смерти, он послал за несколькими епископами, которым и объявил, что откладывал свое крещение из желания принять его в водах Иордана, но что так как случай для этого ему не представился, то он и просил их совершить над ним таинство. Будучи допущен через возложение рук к высшему классу оглашенных, он крещен был епископом соседнего города Евсевием, и во время остальных дней своей жизни носил белую одежду крещения, отказываясь надевать императорскую пурпурную мантию. В полдень на Троицу, 20-го мая 337 года он скончался. Тело его было перевезено в Константинополь и погребено в храме Апостолов 906 . Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Сыновья Константина – Констанций – Восстановление Афанасия – Собор Антиохийский – Григорий Александрийский – Афанасий в Риме – Беспорядки в Константинополе – Собор Сардикийский – Соборы Сардикийский и Филиппольский – Второе возвращение Афанасия – Марцеллин и Фотин – Арианство в силе – Интриги против Афанасия – Соборы Арелатский и Миланский – Либерий Римский – Либерий и Осия – Изгнание Афанасия – Уступка Осии и Либерия – Полуарианство – Анонеи – Акакиане – Собор Анкирский – Собор Риминийский – Собор Селехийский – Низложение Македония Константинопольского – Мелетий Антиохийский – Смерть Констанция Первому христианскому императору наследовали три его сына: Константин, Констанций и Констанс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Аннотация Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи – от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времён Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом. Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов. Настоящий том охватывает эпоху от Константина Великого до Анастасия I. I том Оглавление Предисловие Введение: «Священная Римская (Византийская) империя» Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни. II. Константин (337–340), Констант (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трех братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363). Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение: «Варвары и Империя» Династия Валентиана V. Валентиан I (364 – 375), Валент (364–378), Грациан (367 – 383) и Валентиан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырех императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

329 Письмо помечено Триром XV kal. jul. (17 июня); Константин II там титулуется еще кесарем, – титул, который через три месяца он переменил на августа. 330 Per omnem viam reditus sui Ecclesiam subvertebat; damnatos episcopos aliquos restaurabat, aliquibus spem ad episcopatus reditum promittebat; aliquos ex infidelibus constituebat episcopos, solvis et integris permanentibus sacerdotibus, per pugnas et coedes gentilium, nihil respiciens leges, desperationi tribuens totum (В течение всего своего обратного путешествия он, – Афанасий, – производил беспорядки в церкви: одних из осужденных епископов восстановлял на кафедрах, других одушевлял надеждой на возвращение епископских прав; нескольких лиц из неверных поставил во епископы, несмотря на то, что (их кафедры) были замещены здравыми и невредимыми иерархами, возбуждая для этого при содействии язычников кровопролитные и смертоубийственные восстания, презирая всякие законы, повергая всех в отчаяние). Ер. Or., loc cim., 8. 332 Пасхальная Хроника, по-видимому, указывает на 338 г. Такое промедление было бы необъяснимо, но так как она относит к одному году смерть Константина и возвращение Афанасия, то возможно, что она на самом деле указывает 337 г. совершенно так же, как немного ранее она относит Тирский собор к 336 г. вместо 335. Десятое пасхальное послание, на пасху 338 г., начинается с жалоб на огорчения, причиняемые Афанасию его врагами, которые держат его на краю света и мешают праздновать пасху со своей паствой Значит, в зиму 337–338 г. Афанасий, по-видимому, находился еще в Трире. Но послание заканчивается выражением радости по поводу того, что кончаются его испытания и что ему предстоит отпраздновать пасху со своей церковью, как бывало прежде. Ясно, что здесь соединено вместе начало одного послания (337 г.) и конец другого (338 г.). 340 Кроме того, что гласит о нем ответ папы Юлия, нужно обратить внимание и на изложение Созомена, III, 8. 341 Ответ озаглавлен так: ολιος Διαν α Φλαλλ, Nαρσσ, Εσβι, Mρι. Мαεδоν, Θεоδρ, α τος σν ατος π ντιοχεας γρψασιν μν. (Юлии – Дианию и Флакиллу, Паркиссу, Евсевию, Марию, Македонию, Феодору и с ними писавшим нам из Антиохии). Флакилл и Дианий, по-видимому, были бесцветными личностями; киликийские епископы Наркисс неронианский и Македоний монсуестийский, а также Марий халкидонский и Феодор ираклийский (во Фракии) были столпами евсевианской партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мысли святого пастыря, священник, облачаясь в священные одежды, облекается «в оружия Божии» (337, с.165), чтобы противостоять диаволу. Но вот священнослужитель облачился. Теперь он омывает руки при чтении псалма «Умыю в неповинных руце мои»... ( Пс.25:6–12 ) и, подойдя к жертвеннику, делает три поклона с молитвой: «Боже, очисти мя, грешного». Самое важное и основное действие проскомидии заключается в приготовлении даров к таинству Евхаристии. Священник произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...», который «показывает, что богослужение будет состоять преимущественно в славословии Бога» (337, с.231). «Знаменуя трижды копием агничную просфору, он говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», – и затем, уготовляя квадратную часть просфоры, знаменующую будущего Агнца или будущее Пречистое Тело Христово, он говорит словами пророка Исайи: «Яко овча на заколение ведеся», – и прочее ( Ис.53:7 ); и со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», – берет четвероугольную часть из средины просфоры и ставит ее на дискос и, разрезывая крестообразно, говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение», – прободая Его с боку, говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода» ( Ин.19:34 ) (320, с.65). «К соучастию в служении Литургии призываются на проскомидии и ... все святые, начиная с Божией Матери» (337, с.140–141). На дискосе «образно представляется собранною около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная, Церковь первородных, на Небесех написанных, и Церковь воинствующая с врагами спасения на земле. Зрелище величественное, восхищающее и умиляющее душу!» (333, с.108). «Тут в образных, весьма неравных, частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира; 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца; 3) лики всех святых: Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит Литургия. Это небесная торжествующая Церковь , имеющая единство с земною Церковью; 4) представляется в образных частицах вся земная Церковь: все епископство церковное на земле, во Христе, как служащий чин при Таинствах, молитвах и учительстве, и, 5) наконец, образно представляется третье колено церковное – преисподних или умерших в вере и покаянии чад Церкви. Видите, – восклицает отец Иоанн, – какой чудный, всеобъемлющий союз Божественный небесных, земных и преисподних! Отрадно, величественно, божественно стоит посредине дискоса Агнец Божий, закланный и прободенный... а рядом с дискосом стоит святой потир, образ той чудной Чаши с вином, о Которой на Тайной вечери Господь возгласил: «Пиите от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета» ( Мф.26:27 ) (320, с.63–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

330. Аверинцев С.С. Павел.//София-Логос. Словарь. Киев. 2000. С. 143. 331. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 332. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 333. В некоторых пособиях и библейских атласах можно найти упоминание и схему 4-го миссионерского путешествия. Имеется в виду морское путешествие Павла под конвоем в Рим на суд к кесарю. Миссионерским его можно назвать с большой натяжкой, почему мы и не включаем его в число таковых. 334. «Если бы мы имели возможность встретить Павла, скажем, на улицах Ефеса и спросить его, в каком по счету миссионерском путешествии он сейчас находится, то он бы, конечно, посмотрел на нас в полном недоумении, обсолютно не понимая, что мы имеем в виду». — Fitzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1334. 335. Интересно, что в Деян. 12 — 13 говорится «Варнава и Савл», как бы намекая не более долгий христианский «стаж» Варнавы. 336. Составляя Книгу Деяний, св. Лука, вероятно, пользовался, своими путевыми заметками, чем и объясняется 1-е лицо множ. числа, в форме которого написаны целые пассажи Деян. 337. Впрочем, эсхатология 2 Фес. выглядит как более поздняя, относящиеся, скорее, ко временам гонений конца I века. 338. Существует и более ранняя датировка Гал. — до Апостольского собора в Иерусалиме. Тогда Гал. становится самым ранним Посланием ап. Павла. 339. Причины, по которым Деян. «обрывается» на таком неожиданном месте, недорассказав о судьбе Павла, скорее всего, богословского характера: ведь Деян. написана не как биография Павла, а как повествование о распространении Благой вести «даже до края земли» (Деян. 1, 8). С прибытием Павла в Рим — столицу Вселенной — цель достигнута, а с нею закончена и книга. 340. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1337. 341. Краткий обзор гипотез о том, в каких узах (римских или других) написаны послания из уз, см. § 35. 342. Место Евр. — большого по объему Послания — в конце корпуса Павловых посланий в Новом Завете лишний раз указывает на тот факт, что оно поздно вошло в канон именно по причине сомнений в его непосредственной принадлежности ап. Павлу.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010