Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОСЕФ АСАР ЯСАР [сабейск.   Юсуф зу Нувас, Масрук, Дунаас, Димнос, Финхас], иудей, узурпировавший царскую власть в гос-ве Химьяр в нач. 20-х гг. VI в., гонитель христиан. Подлинное имя Й. А. Я., сохранившееся в сабейских надписях, состоит из евр. личного имени   (Ja 1028/1; вариант -   (Ry 508/2)), к-рое почти не встречается в доислам. арав. эпиграфике, и 2 эпитетов, к-рые, вероятно, давались по обретении определенного социального статуса. Обычно имена представителей знати и царей в доислам. Юж. Аравии дополнялись одним эпитетом, однако в истории Катабана и Химьяра есть примеры, когда по неясным причинам их оказывалось 2. Среди поздних химьяритских царей Й. А. Я. был единственным, кто имел тройное имя (в надписи Ry 508/2 приведено в сокращенном варианте, лишь с одним эпитетом (  )). В сир. традиции Й. А. Я. известен как Масрук (  ). Это имя приводится в единственной сохранившейся рукописи сир. «Книги химьяритов» (в перевернутом виде) и в написанном по-гречески, но дошедшем лишь в сир. версии гимне Иоанна Псалта. Возможно, авторы ошибочно отождествили Й. А. Я. с царем Масруком, сыном Абрахи , последним представителем т. н. эфиоп. династии, правившей Химьяром в 30-60-х гг. VI в. В обеих версиях письма еп. Симеона Бет-Аршамского , написанного по-сирийски и описывающего гонения Й. А. Я., царь не называется по имени. В арабо-мусульманских источниках Й. А. Я. упоминается как Юсуф зу Нувас (      ). Прозвище зу Нувас (обладающий локоном), по общему мнению средневек. комментаторов, царь получил потому, что его лицо обрамляли 2 курчавых локона. Связь этого прозвища с принадлежностью Й. А. Я. к иудейской религиозной традиции не просматривается, поскольку обычай носить пейсы возник гораздо позднее. В результате искажения араб. прозвища Й. А. Я. появилось греч. имя Дунаас (Δουνας), представленное в Мученичестве Арефы, откуда оно перешло в церковнослав. язык в различных вариантах (Дунас, Дунаан и др.). К греч. форме имени восходит также арабо-христ. вариант Финхас (  ), без изменений заимствованный эфиоп. агиографией (  ). В ряде произведений греч. и сир. историографии (напр., у Иоанна Малалы , в хронике Зукнина (см. Дионисия Телль-Махрского хроника )) араб. прозвище зу Нувас превратилось в царское имя Димнос (Дамнос, Дамианос, Димнон).

http://pravenc.ru/text/1238031.html

Историческая справка Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейших Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-ro, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени. Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII в. (издан прот. К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).

http://pravoslavie.ru/37719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА ХИМЬЯРИТОВ» [сир.    ], анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.). Текст сохранился в уникальном фрагментарном списке, который был переписан с более ранней рукописи неким Стефаном из храма св. Фомы в г. Эль-Карьятейн (на полпути между Дамаском и Пальмирой) 10 нисана (апр.) 1243 г. селевкидской эры (932 г. по Р. Х.). Он был обнаружен в частной коллекции супругов Вирен из Стоксунда (пригород Стокгольма) и введен в научный оборот швед. сирологом А. Мубергом в 1924 г. «К. х.» посвящена гонениям на христиан в гос-ве Химьяр при царе-иудее Йосефе Асаре Ясаре (20-е гг. VI в.), к-рый в этом тексте именуется Масруком. Из 49 глав полностью или частично уцелели главы 7-9, 13-14, 16-17, 19-23, 42-49; содержание остальных известно благодаря их заголовкам, приведенным в оглавлении в начале рукописи (Fol. 3b-6b). «К. х.» открывается подробным рассказом о появлении иудеев в Химьяре и 1-м вторжении туда войск Аксумского царства (гл. 1-7; сохр. лишь небольшой фрагмент гл. 7). В дальнейшем повествование сосредоточено гл. обр. на преследовании награнских мучеников и в основном соответствует содержанию 2 посланий еп. Симеона Бет-Аршамского , но отличается от них более изысканным лит. стилем. В гл. 31 речь идет о пострадавших христианах в г. Мариб, в главах 29-30 и 32 - в обл. Хадрамаут , в частности в существующем и в наст. время в устье вади Даван сел. Эль-Хаджарейн. В заключительных главах (40-49) сообщается о победоносном карательном походе аксумского царя Калеба (см. Елезвой ) против Химьяра . Проблема авторства «К. х.» до сих пор не решена. Автор был очевидцем нек-рых описанных событий и находился в Хире в янв. 524 г. одновременно с визант. послом свящ. Авраамом . Согласно гипотезе Муберга, поддержанной Н. В. Пигулевской , «К. х.» написал Сергий (Саргис; вариант - Гиваргис, т. е. Георгий), еп. Русафы (Сергиополя); по мнению И. Шахида - еп. Симеон Бет-Аршамский. Впрочем, оба этих предположения весьма уязвимы для критики.

http://pravenc.ru/text/1841564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) (Послание к Колоссянам), одно из Посланий ап. Павла , входящее в канон НЗ. Социально-исторический контекст. Города Колоссы, Иераполь и Лаодикия Город Колоссы находился в М. Азии во Фригии, в юж. части долины р. Ликос (приток р. Меандр), вблизи расположенных на др. берегу реки городов Лаодикии (ок. 13 км от Колосс) и Иераполя (ок. 22 км от Колосс). В греко-рим. период через долину Ликоса проходил основной путь, связывающий внутренние области М. Азии с ее зап. побережьем и расположенными на нем Эфесом и Милетом ( Ramsay. The Teaching. 1913. P. 4-5), что было одной из основ благосостояния городов долины. Согласно Геродоту, Колоссы были одним из важнейших городов Фригии ( Herod. Hist. VII 30). Ксенофонт называет его «густонаселенным, богатым и большим» городом ( Xen. Anabas. I 2. 6). Экономика Колосс была основана на торговле и производстве шерсти, окраске пряжи и ткачестве (ср.: Strabo. Geogr. XII 5. 16; Plin. Sen. Natur. hist. XXI 51). В рим. время значение города несколько снизилось, что, вероятно, было связано с пришедшимся на этот период расцветом Лаодикии, но не настолько, чтобы город пришел в упадок ( Dunn. 1996. P. 20; Armstrong. 1998. P. 45-48). Последнее упоминание о Колоссах в письменных источниках связано с землетрясением, происшедшим во Фригии в 1-й пол. 60-х гг. I в. по Р. Х. (60, 61 или 64 - Dunn. 1996. P. 23. Not. 10). Тацит сообщает в связи с этими событиями, что разрушенная землетрясением Лаодикия была восстановлена на средства ее жителей ( Tac. Ann. XIV 27. 1; ср.: Sib. 4. 107-108). Евсевий Кесарийский в IV в. сообщал о землетрясении, к-рое он, видимо, относил ко времени имп. Нерона, коснувшемся также Колосс и Иераполя ( Euseb. Chron. I 21-22; ср.: Oros. Hist. adv. pag. VII 7. 12).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXVII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXVII КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КОНСТАНТИН (рубеж VIII и IX вв.; по др. версии, 2-я пол. IX в.), еп. Тионский (пров. Гонориада), агиограф КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (1843 или 1847 - 1912), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ (Порфирородный)] [Порфирогеннет (905-959), визант. император (самостоятельно с 945), писатель КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) 118-119 КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КОНСТАНТИН ДИМИТРИЕВИЧ (в монашестве Кассиан; 1389-1434), кн. новгородский (1407-1411; 1413-1414; 1419-1421), псковский (1407; 1412-1413; 1414), угличский (1421/22-1434) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗГЕН I Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) [Васкен; арм. ] (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (20.09.1908, Бухарест - 18.08.1994, Эчмиадзин), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Начальное образование получил в арм. школе в Одессе, куда в годы первой мировой войны переехали его родители. После возвращения в Румынию продолжил учебу в бухарестском лицее Мисакян-Кесимян, затем в Бухарестском высшем торговом уч-ще (1924-1926). Окончил литературно-философский факультет Бухарестского ун-та (1936) и отделение практической педагогики (1937). В 1929-1943 гг. преподавал в арм. школах Бухареста. В 1937-1938 гг. редактировал и издавал в Бухаресте научный ж. «(?)» (Пашня). В 1942 г. рукоположен во священника в Афинах предстоятелем Греческой епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) архиеп. Карапетом (Мазлумяном). Обучался на богословском фак-те Бухарестского ун-та (1943-1944). В 1943 г. получил степень вардапета и принял имя В. Был назначен местоблюстителем (1943), а затем предстоятелем (1947) Румынской епархии ААЦ. 23 мая 1948 г. в Эчмиадзине католикос Геворг VI присвоил В. степень верховного вардапета, а в 1951 г. он был хиротонисан во епископа. В 1952 г. В. был избран в румын. Комитет защиты мира. С 1954 г. член Верховного духовного совета св. Эчмиадзина. В дек. 1954 г. получил в управление также и Болгарскую епархию ААЦ. 30 сент. 1955 г. на Национально-церковном Соборе тайным голосованием В. был избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян, 2 окт. в Эчмиадзинском кафедральном соборе состоялась его интронизация. И в Румынии, и позднее в Эчмиадзине В. прилагал много сил к объединению арм. диаспоры, к укреплению духовных и культурных связей с родиной. он совершил 30 пасторских посещений епархий ААЦ в разных странах, в рамках межцерковного общения встречался с главами различных конфессий, был участником Всемирных конференций религ. деятелей в Москве (1977, 1982), Берлине, Хельсинки. При нем ААЦ стала членом ВСЦ (1962) и Конференции европейских Церквей. Награжден золотыми медалями Всемирного совета мира им. Жолио Кюри (1962) и Советского комитета защиты мира (1968), «Звездой Республики» Румынии (1952), орденом «Знак почета» (1968), орденом Дружбы народов (1978), а также орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1983).

http://pravenc.ru/text/153839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ [Греч. Παχμιος Μγας; греч. форма древнеегипетского и коптского имени с определенным артиклем p - axwm - Пахом, т. е. «сокол»] (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая). Основатель общежительного монашества в Египте. Жизнь и труды Основным источником сведений о жизни и трудах П. В. является анонимное Житие П. В. (далее: VP). Сочинение дошло в многочисленных рукописях и редакциях как на греческом (древнейшая, т. н. G1 или Vita prima (BHG, N 1396-1396а), сохранилась в неск. рукописях, самые ранние из к-рых (F и B) датируются X-XI вв.; G2 или Versio vulgata (BHG, N 1400-1400b); G3 и др. второстепенные поздние изводы), так и на коптском на 2 диалектах: саидском (S) примерно в 20 фрагментарных изводах (S1 - S21; S1 в ркп. VI в.) и бохайрском (Bo, с лакунами; ркп. 1-й пол. XI в.), а также на латинском (пер. G2 с добавлением материалов из «Лавсаика») и арабском (перевод одной из версий Bo) языках. Есть и 2 др. греч. сочинения, происходящие из Пахомиевой среды: «Паралипомена» («Пропущенное»; BHG, N 1399-1399а; далее: Par.), где содержится житийный материал, не вошедший ни в одну из версий VP (с добавлением греческого фрагмента из несохранившегося Жития П. В.: Fr. 1), и «Послание Аммона» (Ep. Ammonii; BHG, N 1397-1398; отождествить автора с известным историческим лицом не удается). Критический разбор этих источников см.: Lefort. 1943. P. XIII-XCI; Veilleux. 1968. P. 16-114; Хосроев. 2004. С. 9-32. В связи с такой обширной лит. традицией при ее анализе необходимы коррекция данных, учет наличия агиографических клише и разнобоя в порядке и отборе событий в различных версиях. Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Согласно источникам, П. В. род. в Фиваиде в номе г. Латополь (ныне Исна) в семье египтян-язычников (G1. 2; Bo. 3) и в отличие от прп. Антония Великого , чьи родители были христианами, принял христианство самостоятельно (христ. имена брата и сестры П. В.- Иоанн и Мария, возможно, были получены ими в монашестве). Родители П. В. были состоятельными людьми (Bo. 5), он участвовал с ними в языческом культе (G1. 3; Bo. 4). О его детстве почти ничего не известно. По всей вероятности, сведения о том, что П. В. получил начальное образование, т. е. умел читать (ср.: G1. 29 и Bo. 25 о том, что он был чтецом в церкви г. Тентира (ныне Дендера)) и писать по-коптски, но греч. языка не знал, и свидетельства о том, что он начал учить греческий в преклонном возрасте и преуспел в этом (G1. 95; Bo. 99; ср.: Par. 27: П. В. «не знал греческого языка», но, помолившись, «научился говорить на всех языках»), не заслуживают серьезного внимания; в любом случае, уже являясь главой «общежития», свои проповеди П. В. произносил по-коптски (ср.: Ep. Amonii. 4).

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ [греч. Ηρκλειος; лат. Flavius Heraclius Augustus] (574/5, Каппадокия - 11.02.641, К-поль), визант. имп. (с 7 окт. 610), основатель династии Ираклидов (610-711). Путь к власти И.- выходец из военно-аристократического рода арм. происхождения, сын визант. полководца патрикия Ираклия Старшего († ок. 610/1, Карфаген) и Епифании († после 610, К-поль). Ираклий Старший в 80-х гг. VI в. участвовал в византийско-персид. войне на границах Сирии и Сев. Месопотамии (571-591), был заместителем (ипостратигом) комитов Востока Филиппика (до 588) и Коменциола (588-589), управлял различными военными соединениями. Ок. 595 г. визант. имп. Маврикий (582-602) назначил Ираклия Старшего военным магистром Армении; совместно с Амазаспом Мамиконяном Ираклий подавил восстание Самуила Вахевуни и Атата Хорхоруни. Вероятно, ок. 602 г. (при имп. Маврикии) Ираклий стал экзархом Африки, после чего перевез всю семью в Карфаген. В 608 г., получив поддержку ряда знатных лиц в К-поле, Ираклий и его брат Григорий вместе с сыновьями И. и Никитой возглавили мятеж против имп. Фоки. При этом мать И. Епифания и его невеста Фабия (Элия Флавия) были взяты Фокой под стражу в К-поле. В течение 2 лет войска мятежников под командованием Никиты (двоюродного брата И.) захватили Египет и неск. др. провинций. Летом 610 г. Ираклий Старший отправил флот во главе с И. из Карфагена и Александрии в К-поль (PLRE. 1992. Vol. 3. P. 584-586). Царствование визант. имп. Ираклия. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 5 об.) Царствование визант. имп. Ираклия. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 5 об.) Уже во время приближения к столице И. установил связь с оппозиционными силами в К-поле; наиболее активно его поддерживала цирковая партия прасинов. 3 окт. 610 г. флот И. подошел к городу и блокировал выход из прол. Боспор в Пропонтиду; на следующий день моряки И. прорвались в Софианы, одну из гаваней К-поля, и начали высадку войск в городские кварталы. В ночь на 7 окт. имп. Фока был схвачен приближенными и утром казнен. Его тело было выставлено на обозрение на форуме Быка. В 9-м часу утра 7 окт. И. был коронован в соборе Св. Софии К-польским патриархом Сергием (610-638). В тот же день состоялась свадьба И. и Фабии, дочери полководца Рогата, одного из приближенных Ираклия Старшего в Африке. Фабия была провозглашена императрицей (августой) и взяла тронное имя Евдокия (Chron. Pasch. P. 700-701; Житие прп. Феодора Сикеонского. 152. 2005. С. 120; Себеос. История. 1862. Гл. 24. С. 87; John of Nikiu. 1916. 110; Niceph. Const. Brev. hist. 1; Theoph. Chron. P. 299; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1085).

http://pravenc.ru/text/673855.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЭФЕССКИЙ [сир.    ] (ок. 507, обл. Бет-Аггелайе (Ингилена), к северу от Амиды (ныне Диярбакыр, Турция) - после 585 (по др. данным, 589), Халкидон), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф. В лит-ре его часто называют епископом Эфеса, однако в Хронике Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ) и в сочинении Михаила Сирийца , где сохранился наиболее значительный объем сведений об И. Э., он упоминается с титулом «епископ Асии». И. Э. употреблял титулы «епископ Асии» и «епископ Эфеса» как синонимичные. И. Э. не имел резиденции в Эфесе и проживал в основанных им мон-рях в Дарире и Сиках. Главными источниками сведений о жизни И. Э. служат его сочинения. Сообщения позднейших сир. сочинений восходят к несохранившейся 2-й ч. его «Церковной истории». В греч. источниках этого времени (в «Церковной истории» Евагрия Схоластика , визант. хрониках VII-IX вв., Деяниях Вселенских Соборов) И. Э. почти не упоминается. Наибольшую сложность представляет хронология жизни И. Э. Рус. историк А. П. Дьяконов посвятил значительную часть работы об И. Э. уточнению его биографии; эта реконструкция считается общепризнанной, однако ряд дат по-прежнему вызывает сомнения. И. Э. часто указывал время, когда произошло то или иное событие, приблизительно и лишь изредка давал точные датировки событий, при этом они могли не совпадать в разных местах сочинений. Все братья И. Э. умерли в младенчестве. И. Э. в 2 года тяжело заболел и был чудесным образом исцелен местным столпником Мароном, который повелел, чтобы мальчик через 2 года присоединился к его монашеской общине в Ара-Рабта. Марон стал 1-м наставником И. Э. в аскетической жизни, в его обители И. Э. получил образование. После смерти Марона ок. 521-522 гг. И. Э. перешел в мон-рь Иоанна Уртая, настоятелем к-рого был Сергий ( 522/3). Антихалкидонитская позиция его насельников оказала влияние на убеждения И. Э. Вскоре после прихода И. Э. монахи были вынуждены покинуть Амиду из-за гонений на монофизитов, начатых Антиохийским патриархом Павлом II (519-521). Ок. 10 лет они скитались по Сирии и Месопотамии и стали известны как «Амидская тысяча». Пять лет они прожили в мон-ре св. Мамы в с. Хазин, в местности Тишпа, на границе Месопотамии, затем перешли в мон-рь Хавраниата (Тополей), ближе к Амиде. Ок. 530 г. им было разрешено вернуться в Амиду, в связи с тем что имп. Юстиниан I решил примирить православных с монофизитами. В период изгнания И. Э. был рукоположен во диакона Иоанном бар Курсусом , еп. Телльским. В 30-х гг. VI в. И. Э. совершил ряд путешествий: в 532 г. побывал в Антиохии, сопровождая диаконов Фому и Стефана из Амиды; в 534-535 гг. посетил егип. Нитрийскую пустыню, где жил Фома, и К-поль, где в то время находился Стефан.

http://pravenc.ru/text/471574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЪАТ-СИМЪАН [араб.     - крепость Симеона; греч. Τελνισσος], монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.), крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м). Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция). Название К.-С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость. Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К.-С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I , патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия ( Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594). Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии (наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник , подвизавшийся близ К-поля). В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени. Датировка постройки большого комплекса К.-С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К.-С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон (474-475; 476-491), исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе (Эр-Русафе), Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке). Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов), имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К.-С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии ( Theodoret. Hist. rel. 26. 2).

http://pravenc.ru/text/1320169.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010