Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ЭДЕССКИЙ [Кийоре Эдесский] , восточно-сир. богослов, писатель-литургист (VI в.). Судя по прозвищу, род. в Эдессе (ныне Шанлиурфа, Турция). В 30-х гг. VI в. обучался в богословской школе Нисибина под рук. Мар Абы I , буд. католикоса Церкви Востока, и Фомы Эдесского . Затем переехал в школу Селевкии-Ктесифона , либо последовав за Мар Абой (ок. 538), либо в результате временного закрытия Нисибинской школы по указу перс. шаханшаха Хосрова I (ок. 540/41 г.: Vööbus. 1965. P. 156–157). Вероятно, здесь получил ученое звание «доктора», которое часто стоит при его имени в рукописях. После смерти Мар Абы (552) К. Э. перенес его тело в г. Хира (Хирта), где построил мон-рь и основал богословскую школу. Возможно, это произошло не сразу, поскольку в сохранившейся биографии Мар Абы рассказывается о первоначальном перенесении его тела в мон-рь в Селевкии (Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’unprêtre et de deux laïques, nestoriens/Éd. P. Bedjan. P.; Lpz., 1895. P. 271). К. Э. известен прежде всего как автор 6 литургических трактатов, к-рые относятся к числу немногих сохранившихся и притом наиболее ранних образцов сир. жанра (букв.— повод, причина, обоснование, введение; проповедь, дающая богосл. объяснение того или иного литургического события). Цикл из 8 объяснений был начат Фомой Эдесским, написавшим трактаты о Рождестве Христовом и Богоявлении. Завершая после его смерти (ок.543) этот труд, К. Э. составил объяснения, посвященные Великому посту, Пасхе, Страстям Христовым, Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. Впосл. этот цикл был дополнен еще 5 трактатами др. авторов и в таком виде бытовал в Церкви Востока под названием «Объяснения праздников домостроительства» (все сохранившиеся рукописи восходят к ныне утраченной Siirt. 82, XVI в.; подробный анализ сборника: Baumstark. 1901). По словам К. Э., в основе его трактатов лежат объяснения, дававшиеся устно учителями Нисибинской школы, в первую очередь, вероятно, Мар Абой. Трактаты К. Э. являются важным свидетельством того, как богосл. система еп. Феодора Мопсуестийского , которой в целом следует автор, применялась в сфере литургического богословия. Они также отражают один из этапов в развитии учения о Евхаристии в Церкви Востока и дают информацию о восточно-сир. литургической практике VI в.

http://pravenc.ru/text/1840135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Нот. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. [Нем. Noth] Мартин (3.08. 1902, Дрезден - 30.05.1968, Шивта (Субейта), Израиль), нем. библеист, протестант. теолог и историк Др. Израиля. Род. в семье учителя гимназии. C 1921 по 1925 г. Н. изучал теологию и вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига (в частности, в Лейпциге ВЗ - сначала у Р. Киттеля , а затем у А. Альта ). В 1927 г. защитил в ун-те Грейфсвальда диссертацию, посвященную древнеизраильской ономастике. Преподавал ВЗ, занимая должности приват-доцента в ун-тах Грейфсвальда (1927-1928) и Лейпцига (1928-1930), профессора в ун-тах Кёнигсберга (ныне Калининград; 1930-1945; в 1939/40 и 1943-1945 служил в армии) и Бонна (1946-1967). Дважды (1947-1948; 1957-1958) избирался на пост ректора ун-та Бонна. В 1964 г. переселился в Иерусалим, став директором Немецкого евангелического ин-та древностей Св. земли (Deutsches Evangelische Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes) (1964-1968). Н. является одним из наиболее известных исследователей ВЗ в XX в. Его перу принадлежит ок. 20 монографий, посвященных различным вопросам ВЗ и истории Др. Израиля. Наиболее значителен вклад Н. в исследование ранней истории Израиля, Пятикнижия , исторических книг ВЗ, древнеизраильской ономастики. В работе о догос. истории Израиля (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) Н. выдвинул гипотезу, согласно к-рой Др. Израиль представлял собой священный союз 12 племен, его целью была забота о центральном святилище, где находился ковчег. Местоположение этого святилища менялось, поскольку ковчег переносили с места на место. Союз израильских племен Н. уподобил аналогичным греческим (т. н. амфиктиония) и италийским племенным союзам. Н. развивал в своих трудах («Geschichte Israels» и др.) теорию мирного и постепенного заселения Палестины израильскими племенами (т. н. теория инфильтрации), выдвинутую ранее его учителем Альтом. Широкое признание получила гипотеза Н. о девтерономической истории, разработанная им в кн. «Überlieferungsgeschichtliche Studien» (1943). По его мнению, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, 1-4-я Царств представляют собой историографическое сочинение, составленное одним автором, жившим в VI в. до Р. Х. (т. н. девтерономическая история, см. в ст. Исторические книги ). В нем описывалась история Израиля, начиная с завоевания земли обетованной и заканчивая событиями Вавилонского плена. Прологом к нему служил текст кн. Второзаконие с изложением законов, несоблюдение к-рых привело к упадку Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. Целью сочинения было объяснить причины утраты Иудеей государственности и обстоятельств Вавилонского плена в VI в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/Нот.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЕМП [Glemp] Юзеф (род. 18.12.1929, Иновроцлав, ныне Куявско-Поморское воеводство, Польша), кард., архиеп. Варшавский, примас Польши. Начальное образование получил в школе с. Косьцелец-Куявски. Во время нем. оккупации Польши (1939-1944) вместе с родителями был привлечен к принудительным работам в Рыцежеве. С марта 1945 г. продолжил учебу в школе им. Я. Каспровича в Иновроцлаве. В 1950 г. поступил на фак-т польск. исследований Варшавского ун-та, затем перешел в ун-т им. Н. Коперника в Торуне. Осенью того же года Г. принял решение получить духовное образование и поступил в Гнезненскую католич. ДС. С 30 сент. 1952 г. продолжил учебу в Познанской ДС, по окончании к-рой 25 мая 1956 г. рукоположен во пресвитера. В 1956-1958 гг. служил в Гнезненском архиеп-стве на приходах в Могильно, Вонгрове, Мястечко-Краеньске, Мельжине и Польска-Веси, осуществлял пастырское окормление приютов для неизлечимо больных детей. С разрешения гражданских властей в 1958 г. направлен в Рим для учебы в папском Латеранском ун-те. В 1964 г. Г. получил степень д-ра церковного и гражданского права за дис. «De evolutione conceptus fictionis iuris» (Развитие понятия юридической фикции). Одновременно с учебой в Латеранском ун-те обучался в школе церковной администрации при конгрегации Собора и в школе при трибунале Rota Romana, где в 1964 г. получил титул адвоката. В 1964-1967 гг. занимал должности секретаря Гнезненской ДС, нотариуса Гнезненской курии, консультанта и защитника в церковном суде. 1 дек. 1967 г. назначен референтом по правовым вопросам в секретариат примаса Польши в Варшаве, затем исполнял обязанности капеллана и личного секретаря при примасе Польши кард. Стефане Вышиньском . С 1968 г. преподавал каноническое право в Варшавской католич. ДА. 29 нояб. 1972 г. папой Римским Павлом VI удостоен звания почетного капеллана папы Римского. В 1975 г. назначен членом епископской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права. С 19 марта 1976 г. каноник Гнезненского капитула.

http://pravenc.ru/text/165113.html

[Маркеллиан; греч. Μρκος κα Μαρκελλνος; лат. Marcus et Marcelli(a)nus] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня). Сведения о М. и М. содержатся в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), составленном на лат. языке между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du legendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani»//REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach S. Römische Erinnerungsräume. B., 2007. S. 259). М. и М., сыновья благородных родителей Транквиллина и Марки, были схвачены за исповедание Христа при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (286-305, 307-308). Долгое время братьев держали в темнице, куда к ним приходил мч. Себастиан, начальник дворцовой стражи и тайный христианин, к-рый утешал и убеждал М. и М. не бояться мучений. Братья были приговорены к смертной казни, но затем по приказу префекта Хроматия их отпустили на 30 дней к родным, чтобы те склонили М. и М. принести жертвы идолам. Друзья, мать, престарелый и больной отец, жены и дети так сильно упрашивали братьев не оставлять их и не принимать смерть за Христа, что те стали терять твердость. Тогда св. Себастиан, придя в дом примикирия Никострата, где находились М. и М. и их родственники, обратился к ним с пламенной речью, открыто проповедовал Христа и говорил, что мученическая смерть ведет в жизнь вечную и избавляет от земных бед и пороков. Жена Никострата Зоя, к-рая 6 лет была немой из-за тяжелой болезни, услышав слова мч. Себастиана, бросилась к нему в ноги и знаками просила его о прощении. Помолившись, св. Себастиан вернул женщине дар речи, после чего Никострат решил отпустить на свободу М. и М., но они отказались уходить, сказав, что не хотят лишать себя чести пострадать за Спасителя. После этого Никострат и все бывшие в его доме уверовали во Христа и приняли крещение от пресвитера Поликарпа вместе с родителями М. и М., префектом Хроматием, его сыном Тибуртием и мн. другими. Папа Римский свт. Гаий (283-296) рукоположил М. и М. во диаконы, а их отца Транквиллина - во пресвитеры. Нек-рое время братья еще пребывали с верующими, проводя дни в посте и молитве, многих обращали к вере и совершали чудеса. По приказу судьи Фабиана М. и М. были подвешены на столбы, в ноги им вбили острые гвозди, после этого мучеников закололи мечами, и т. о. они предали Богу души.

http://pravenc.ru/text/2562258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕФ-ЦУР [Вефцур, евр.    ], г.-крепость на границе Идумеи и Иудеи, в 6 км севернее Хеврона и ок. 30 км южнее Иерусалима (2 Макк 11. 5, Euseb. Onomasticon. 52. 2). Б.-Ц. упомянут в генеалогии Халева (1 Пар 2. 45). Впосл. был передан Иисусом Навином колену Иуды (Нав 15. 58). Одна из самых высоко расположенных крепостей Палестины (ок. 990 м над уровнем моря) контролировала также дорогу на запад, в Шефелу. Совр. название руин Б.-Ц.- Хирбет-эт-Тубайка (Khirbet et-Tubeiqah). На них в 1931 и 1957 гг. были проведены раскопки под рук. амер. археолога О. Р. Селлерса. Б.-Ц. заселялся спорадически с эпохи раннебронзового века, но крепость здесь возникла лишь в среднебронзовом веке (XVII в. до Р. Х.). Открыты мощные укрепления того типа, к-рый считают свойственным для эпохи гиксосов (идентичные на Вефиле , Телль- Бейт-Мирсиме и Сихеме ). К концу эпохи средней бронзы город был уничтожен, возможно, при вторжении египтян в Ханаан в кон. XVI-XV в., а на его месте возникло небольшое поселение, окончательно оставленное жителями между XIV и XII вв. Б.-Ц. возродился в XI в., когда была восстановлена часть старых укреплений и возведены новые на меньшей площади. Ок. 1000 г. Б.-Ц. был вновь разрушен, сохранившееся поселение просуществовало до рубежа VII-VI вв., но после нашествия Навуходоносора оно было покинуто. Упоминание Б.-Ц. среди укрепленных Иисусом Навином городов (2 Пар 11. 7) не подтверждается находками городских сооружений. В последующий период (V-IV вв.) место было малозаметно, сохранилось упоминание о «начальнике полуокруга Бефцурского», к-рый работал со своими людьми на восстановлении стены Иерусалима (Неем 3. 16). В эпоху эллинизма Б.-Ц. быстро рос, во II в. до Р. Х. его постройки вышли за пределы старых стен, причем распределение монетного чекана подтверждает активность торговли именно во II в. Особенно важна находка маленькой серебряной монеты некого Иезекии, полная надпись на к-рой читается как «Иезекия Иудейский».

http://pravenc.ru/text/149091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЙЦМАН [нем. Weitzmann] Курт (7.03.1904, Клайнальмероде близ Касселя, Германия - 7.06.1993, Принстон, США), историк визант. искусства. Изучал историю искусства и археологию в ун-тах Мюнстера, Вюрцбурга и Вены; докт. диссертацию защитил в Берлинском ун-те, где помогал А. Гольдшмидту в издании свода средневек. авориев Зап. Европы и Византии (Byzantinische Elfenbeinskulpturen d. X-XIII Jh. B., 1930-1934, 1979r). В нач. 30-х гг. посетил Россию и Афон, где изучал визант. памятники (в особенности рукописи) по гранту Германского археологического ин-та. Как и мн. др. ученые, в годы фашизма был вынужден прервать сотрудничество с этим ин-том и оставить Германию (1934). Переехав в США, стал членом принстонского Ин-та развития науки и преподавателем Принстонского ун-та на кафедре истории искусства и археологии. В. в основном исследовал восточнохрист. иконографию в ее связях с античностью, раннехрист. и католич. зап. искусством, а также изучал духовное наследие православия в целом. Событием мирового значения в области византинистики и изучения искусства III-VII вв. была выставка «Век духовности» (1977-1978, Метрополитен-музей) и приуроченный к ее открытию симпозиум в Нью-Йорке, материалы к-рых были изданы под ред. В. (Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, 3th to 7th Cent. N. Y., 1977 (Кат.); 1980 (Мат-лы симпозиума). Самым крупным исследовательским проектом В. была экспедиция в мон-рь вмц. Екатерины на Синае (1956-1965). Он руководил работой по фотофиксации памятника, изучением миниатюр из собрания рукописей, реставрацией мозаик в апсиде церкви, описанием объектов изобразительного искусства и составлением каталога обширного собрания икон. Результаты экспедиций отражены в работе В. «The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai» (Princeton, 1976), касающейся вопросов о месте иконописания (с VI в.) в истории искусства. В. принадлежат многочисленные публикации визант. рукописей (Byzantinische Buchmalerei d. 9. und 10. Jh. B., 1935. W., 19962), исследования по проблемам связи раннехрист. и визант. искусства с искусством классической древности, по взаимоотношению искусства лат. Запада и правосл. Востока, особенно Византии. Он внес огромный вклад в организацию и развитие византиноведческих исследований XX в. на Западе, в утверждение ценности и важности изучения правосл. иконописи и миниатюры для совр. культуры.

http://pravenc.ru/text/153859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЙХМАНН [нем. Deichmann] Фридрих Вильгельм (17.12.1909, Йена - 13.09.1993, Ментана, близ Рима), историк христ. архитектуры и изобразительного искусства. Доктор honoris causa фак-та протестант. теологии и почетный профессор (1954) Боннского ун-та, почетный гражданин (1985) Равенны, honoris causa фак-та лит-ры и философии Болонского ун-та. Сотрудник Германского археологического ин-та, Д. работал в Италии и в годы фашизма, когда значительная часть специалистов была вынуждена прекратить исследования. Наряду с Ф. Й. Дёльгером и Т. Клаузером он является представителем нем. школы археологии христианской , сосредоточившей усилия на введении в научный оборот памятников раннего христ. и визант. искусства в Италии и Вост. Средиземноморье. Исследователи этой школы рассматривали архитектурные памятники как сложный объект культуры, отражающий историю человечества и требующий прежде всего фиксации и всестороннего изучения в контексте его эпохи. Работы Д. отличаются широтой охвата темы и объемом вводимой информации, в их числе исследования по архитектуре позднего Рима и К-поля V-VI вв., 1-й том описаний раннехрист. саркофагов; при участии Д. издавались древности раннехрист. Сирии и Нубии, собрание капителей собора Сан-Марко в Венеции и др. Д. был не только собирателем первичной информации: он исследовал исторические и иконографические данные, используя новые научные методы изучения раннего христианства. Он одним из первых (в 30-х гг. XX в.) писал о целенаправленном включении сполий как в церковные, так и в гражданские позднеклассические (в т. ч. визант.) постройки, кроме того, внес серьезный вклад в область теории искусства, важную для изучения развития почитания архитектурных памятников. Главным объектом исследований Д. стала архитектура и мозаики Равенны . Этому городу он посвятил всю жизнь, начав исследования в 1939 г. Их результаты (описание и анализ памятников, публикация источников) составили неск. книг с общим названием «Равенна - столица позднеантичного Запада» (Ravenna: Hauptstadt des spätantiken Abendlandes. Wiesbaden, 1958-1989. 3 Bde. 1958, 19692. Bd. 1: Ravenna Geschichte und Monumente. 1974-1976. Bd. 2. Tl. 1-2: Komment.; 1989. Bd. 2. Tl. 3: Geschichte, Topographie, Kunst und Kultur, Indices zum Gesamtwerk; 1958, 19692, 19743. Bd. 3: Frühchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna).

http://pravenc.ru/text/168642.html

[лат.- святой год], год в Римско-католической Церкви, к-рый должен служить духовному очищению верующих благодаря дарованию папой полного отпущения грехов и проч. духовных милостей с условием совершения паломничества в Рим (при обязательном посещении собора св. Петра , Латеранской базилики , церквей Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло) или к др. святыням католич. Церкви. Впервые папа Бонифаций VIII провозгласил «святым» 1300 г. и установил, что «A. S.» должен следовать каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide», 22 февр. 1300). Отсюда и др. название «A. S.» - юбилейный (также золотой) год. Введение «A. S.» было призвано поднять авторитет папского престола в период острого конфликта с франц. кор. Филиппом IV , а также улучшить финансовое положение Римской курии за счет поступлений в казну от притока паломников. Финансовые соображения наряду со стремлением сделать «A. S.» доступным для каждого человека любого возраста и достатка (не всегда способного оплатить паломничество в Рим) побуждали пап XIV-XV вв. сокращать сроки проведения «A. S.», а также выдавать привилегии тем или иным духовным учреждениям, посещение к-рых приравнивалось к паломничеству в Рим. В 1343 г. Климент VI сократил время между «A. S.» до 50 лет, Урбан VI в 1389 г.- до 33 лет (возраст земной жизни Христа), а Павел II в 1470 г.- до 25 лет, как это принято и в наст. время. Впервые Климент VI в 1350 г. позволил жителям Мальорки встретить «A. S.» на родине, если они перечислят курии 30 тыс. гульденов. Начиная с Сикста V (1585) папы нередко провозглашали юбилейное отпущение грехов (как правило, в течение 30 дней) по случаю их посвящения в сан. Наряду с регулярными «A. S.» известны и экстраординарные, как в 1933 и в 1983-1984 гг. в связи с 1900-летием и 1950-летием смерти и Воскресения Христа. Условия получения юбилейного отпущения грехов всякий раз точно определяются соответствующей буллой, к-рая начиная с Григория XIII публикуется в праздник Вознесения, предшествующий «A. S.» Последними регулярными юбилейными годами были 1950-й и 1975-й. Апостольским письмом «Terzio Millenium Adviente» (1994) папа Иоанн Павел II провозгласил юбилейным 2000 г. В 1998 г. были опубликованы Календарь св. 2000 г., а также папская булла «Incarnazione», посвященная этому событию.

http://pravenc.ru/text/115638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛЕБРАНДС [голл. Willebrands] Йоханнес Герардус Мария (4.09.1909, Бовенкарспел, Нидерланды - 2. 08. 2006, Денекамп, Нидерланды), кард., архиеп. Первоначальное теологическое образование получил в Вармондской семинарии, по окончании к-рой 26 мая 1934 г. был рукоположен во пресвитера. В 1934-1937 гг. продолжал обучение в Риме, в Папском ун-те Angelicum, где защитил докт. диссертацию по философии, посвященную разбору взглядов кард. Дж. Г. Ньюмена . В 1937-1940 гг. служил в одном из приходов Амстердама. В 1940-1945 гг. являлся профессором, преподавателем философии в Вармондской семинарии, с 1945 по 1960 г. был ее ректором. В 1946 г. В. возглавил голл. экуменическое об-во св. Виллиброрда, в 1951 г. основал католич. конференцию по вопросам экуменизма, к-рая объединяла европ. католич. богословов. 28 нояб. 1958 г. папой Иоанном XXIII возведен в достоинство тайного камергера и прелата. 28 июня 1960 г. В. был назначен секретарем Секретариата по содействию христианскому единству (СХЕ), созданного папой Иоанном XXIII в связи с началом подготовки к Ватиканскому II Собору . Находясь на этой должности, В. участвовал в проведении переговоров с представителями различных христ. конфессий по вопросу о присутствии некатолич. наблюдателей на Соборе. Важной миссией В. стала поездка в Москву (27 сент.- 2 окт. 1962) для переговоров с председателем ОВЦС архиеп. Никодимом (Ротовым) , результатом их стал приезд наблюдателей от РПЦ на II Ватиканский Собор. Во время проведения 1-й и 2-й сессий Собора В. участвовал в его работах в качестве офиц. консультанта. В нач. 1963 г. сопровождал из Москвы в Рим униатского митр. Иосифа Слипого , освобожденного советскими властями по договоренности с Ватиканом. 1 июня 1963 г. папа Павел VI вновь утвердил В. в достоинстве тайного камергера (прекратившемся со смертью Иоанна XXIII), а 5 окт. 1963 г. возвел его в достоинство прелата папского двора (praelatus domesticus). 4 июня 1964 г. Павел VI назначил В. титулярным епископом Мавританским, и 28 июня совершил его рукоположение. В течение 3-й и 4-й сессий II Ватиканского Собора В. являлся его участником. Со смертью кард. Августина Беа , 12 апр. 1969 г. В. был назначен папой на должность председателя СХЕ. На консистории 28 апр. того же года папа возвел В. в достоинство кардинала-диакона, а 30 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана (S. Cosmae et Damiani). С 1969 г. В. являлся членом конгрегаций вероучения, Вост. Церквей, евангелизации народов, таинств, конгрегации богослужения (до ее слияния с конгрегацией таинств в 1975), католич. образования; комиссий по пересмотру Кодекса канонического права и Кодекса канонического права вост. католич. Церквей.

http://pravenc.ru/text/158640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРРУЗЕС Даррузес [франц. Darrouzès] Жан (3.04.1912, Насье, деп. Ланды - 26.06.1990, Париж), франц. византинист, историк Церкви. В 1926-1928 гг. обучался в семинарии в Русане. С 1928 г. новиций ордена ассумпционистов; 1 нояб. 1929 г. принял монашество в мон-ре в Си-Шазель (деп. Мозель). Изучал схоластическую философию в Си-Шазель и с 1930 г. в аббатстве Сен-Жерар-де-Бронь (близ Намюра). В 1933-1934 гг. служил в армии. С 1934 г. изучал теологию в Риме; 12 марта 1938 г. там же рукоположен во пресвитера. С 1938 г. преподаватель в семинарии в Каюзаке (деп. Жер), с 1942 г.- в семинарии Блу (деп. Мен-и-Луара). С весны 1947 г. сотрудник Французского ин-та визант. исследований в Бухаресте. 21 нояб. 1947 г. был выслан из Румынии коммунистическими властями и вместе с ин-том перебрался в Париж, где работал до 1952 г. В 1952-1953 гг. был преподавателем в семинарии в Мирибель-лез-Эшель (деп. Изер). В 1953-1957 гг. сотрудник афинского отд-ния Французского ин-та византийских исследований. В 1957 г. окончательно переехал в Париж. В 1969-1977 гг. директор Французского ин-та визант. исследований. Д.- ученик В. Грюмеля , к-рый еще в 30-х гг. XX в. начал систематический сбор информации и исследование организации делопроизводства в К-польском Патриархате в средние века. Результатом этой работы стало создание корпуса регест К-польского Патриархата - полного перечня и описания всех известных сохранившихся и утраченных документов, издававшихся в визант. эпоху патриаршей канцелярией Великой ц. Д. существенно дополнил корпус, составленный Грюмелем, и совместно с В. Лораном довел его до сер. XV в., охватив всю эпоху существования Византии (VI-XV вв.), создав незаменимый справочник по истории восточного христианства. Некоторым промежуточным итогом анализа материалов по истории Церкви стала монография «Исследование чиновничества византийской Церкви» (1970). Др. произведение Д., тематически тесно связанное с предыдущими, посвящено изучению и систематизации нотиций К-польского Патриархата, списков церковных епархий, сохранившихся за период IX-XV вв. (1981). Работа позволила представить мн. тенденции в развитии церковной орг-ции, роста и упадка отдельных престолов, городов и целых регионов империи. Кроме того, в ней был собран материал по истории христианства в Причерноморье и в Др. Руси. Особым направлением работы Д. стало изучение творчества различных представителей визант. Церкви: патриарха Германа I, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Феодора Дафнопата и др. Большинство работ Д. сопровождалось публикацией и вводом в научный оборот огромного количества документов, раскрывающих самые разные аспекты истории Церкви в Византии и вероучения.

http://pravenc.ru/text/171394.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010