Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЙ I († после 537), еп. Эфесский, православный богослов. Наиболее хорошо известный период деятельности И.- 30-е гг. VI в. В Житии прп. Саввы Освященного, составленном Кириллом Скифопольским (BHG, N 1608), И. фигурирует как лицо, пользовавшееся доверием имп. Юстиниана I . Кирилл сообщает, что во время последнего визита прп. Саввы в К-поль (апр. 531) И., патриарх К-польский Епифаний и скевофилакс Великой ц. Евсевий встретили Савву и препроводили к императору. В 532/3 г. И. председательствовал со стороны православных на диспуте с монофизитами (севирианами), организованном имп. Юстинианом. Судя по сообщению Иннокентия Маронийского, И. принадлежит большинство контрдоводов в опровержение монофизитов. В частности, в 1-й день диспута, подвергая сомнению цитаты из творений св. отцов, приводимые монофизитами в свою защиту, И. первым отверг подлинность сочинений, приписываемых сщмч. Дионисию Ареопагиту (см. ст. «Ареопагитики» ). В качестве аргумента он отметил отсутствие упоминания об этих сочинениях у св. отцов более раннего времени. И., не говоря открыто, дал понять оппонентам, что считает сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, подделкой монофизитов. На 3-й день диспута в присутствии патриарха Епифания имп. Юстиниан предложил теопасхитскую формулу (Един из Св. Троицы пострадал плотью) в качестве основного пункта для достижения компромисса с монофизитами. Эта формула вызвала протест наиболее последовательных защитников Православия в К-поле - монахов- акимитов , к-рые ссылались на то, что эта формула была отвергнута папой Римским св. Гормиздом в 521 г. Чтобы склонить Рим к принятию этой формулы, Юстиниан направил туда посольство во главе с И. и Димитрием, еп. Филиппийским. Посольство выполнило свою миссию, и в 534 г. папа Иоанн II утвердил теопасхитскую формулу, осудив акимитов. В том же году И. вернулся в К-поль. Последний раз имя И. упоминается среди участников Собора 536 г. под председательством патриарха К-польского исп. Мины , подтвердившего осуждение и низложение его предшественника, патриарха К-польского Анфима I .

http://pravenc.ru/text/673753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

Шиомгвиме. Шио-Мгвимский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. основан в VI веке. Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианетия, Мцхета Координаты: 41.862578, 44.640316 Проезд:Расположен в 9 км к западу от города Мцхета, в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура). Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Дорогу к началу 2015 года заасфальтировали. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шио-Мгвимский монастырь - средневековый монашеский архитектурный комплекс в Грузии, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси. Согласно исторической традиции, первая монашеская община на этом месте были основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Самая первая постройка (560-580 гг.) - храм Святого Иоанна Крестителя. Это крестообразная в плане церковь очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся вырытые монахами пещеры, и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги, ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году. Верхняя церковь (Земо Эклесия), названная в честь Божией Матери, является центральной частью Шио-Мгвимского монастыря, построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году как базилика.

http://sobory.ru/article/?object=36880

Русская Православная Церковь ХХ век 30 мая Во время заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви. Слева направо: глава Антиохийской Православной Церкви митрополит Илия Курбан, глава Православной Церкви Чехословакии митрополит Дорофей, глава Православной Церкви Польши митрополит Василий, местоблюститель патриаршего престола Болгарской Православной Церкви митрополит Максим, предстоятель Румынской Православной Церкви патриарх Юстиниан, патриарх-католикос Грузии Ефрем глава Александрийской Православной Церкви патриарх Николай VI. Июнь 1971 г. 1971 год – В Троице-Сергиевой Лавре работал Поместный Собор Русской Православной Церкви (30 мая – 2 июня). На нем присутствовало 234 члена Собора: архиереев Русской Церкви – 72, представителей православного духовенства – 84, верующих мирян – 78. Среди членов Собора было 25 иностранных граждан, представлявших 124 прихода Русской Православной Церкви за границей. Кроме того, на Собор прибыли гости – представители Православных Автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, избранный Патриархом Московским и всея Руси, и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В период работы Поместного Собора Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева лавра. 2 июня 1971 г. В первый день работы Собора с докладом «Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви» выступил местоблюститель патриаршего престола митрополит Пимен. Местоблюститель  проанализировал внутрицерковную жизнь за период с 1945-го  по 1971 г . 1971 год – В тот же день был заслушан содоклад митрополита Никодима «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви». Кроме того, владыка Никодим выступил с докладом «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», в котором осветил всю историю раскола и предложил пути к уврачеванию разделения. Последним выступлением дня стал доклад митрополита Эстонского и Таллинского Алексия «О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви». На Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Слева направо: Василий, митрополит Варшавский, Алексий, митрополит Эстонский и Таллинский, Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский. Троице-Сергиева лавра. 1 июня 1971 г. Дискуссия развернулась бурная, по основному докладу и содокладам выступили 36 участников Поместного Собора (прения проходили 1 июня). 2 июня Поместный Собор издал Деяние «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Начало этого документа гласило: «Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимающие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1654 и 1667 гг., должно быть устранено».

http://pravoslavie.ru/5467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ VI СТРАТИОТИК Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Пресв. Богородица коронует имп. Михаила VI Стратиотика. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1056–1057 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Στρατιωτικς], визант. имп. (22/31 авг. 1056 - 30 авг./3 сент. 1057). Фамильное имя - Вринга. Также в источниках М. С. упоминается как Старик, поскольку пришел к власти в пожилом возрасте («...жизнь его уже клонилась к осени» - Mich. Psell. Chron. VI 223). По свидетельству Михаила Атталиата , первоначально это прозвище было выдумано противниками М. С. ( Mich. Attal. Hist. P. 44). Прозвище Стратиотик связано со службой М. С. в ведомстве военного казначейства. Возможно, М. С. был логофетом стратиотиков ( Мохов, Боровиков. 2001. С. 13-14). М. С. был избран на престол в конце краткого самостоятельного правления последней представительницы Македонской династии - имп. Феодоры (пришедшей к власти в нач. 1055 в возрасте ок. 70 лет, ранее делившей престол со старшей сестрой Зоей и ее 3-м мужем Константином IX Мономахом ). Летом 1056 г. императрица заболела, и группировка влиятельных чиновников во главе с протосинкеллом Львом Параспондилом убедила ее избрать своим преемником М. С., надеясь, что им будет легко манипулировать. Согласно кратким поздневизант. хроникам, не восходящим к к.-л. известному средневизант. источнику, избрание М. С. состоялось 22 авг., а 27 авг. Феодора умерла ( Schreiner. 1977. S. 150). Сообщение Иоанна Скилицы о провозглашении М. С. императором 31 авг. ( Scyl. Hist. P. 481) вступает в противоречие с рассказом очевидца событий Михаила Пселла , к-рый утверждает, что императрица успела сама при жизни короновать М. С. При этом Пселл (в завуалированной форме) сообщает, что Феодора скончалась 31 авг. ( Mich. Psell. Chron. VI 224). Точная хронология событий не может быть восстановлена ( Shepard. 1977. P. 26-27, 30). Попытка Феодосия Мономаха, родственника Константина IX, поднять мятеж и не допустить М. С. к власти провалилась ( Scyl. Hist. P. 481-482).

http://pravenc.ru/text/2563710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАССАНИДЫ [араб.      ; в южноарав. эпиграфике - g  sn] (II в.- 30-е гг. VII в.), династия доислам. правителей из одноименного арав. племени, сыгравшая существенную роль в распространении христианства среди арабов, обитавших в VI в. у границ Сирии и Палестины, и в утверждении яковитского направления в монофизитстве. Хотя наименование Г. закрепилось в научной лит-ре, правильнее называть эту династию Джафнидами (    ) - по одному из знатных родов племени гассан, к к-рому принадлежали ее представители. Г. в дохристианский период истории (II-V вв.) До кон. 70-х гг. XX в. сведения арабо-мусульм. источников по истории Джафнидов до их появления на рубежах Византии рассматривались как чисто легендарные. Недостоверным считался приведенный у Хамзы аль-Исфахани ( Hamzae Isphanensis. T. 1. P. 114-122) список с перечислением 32 верховных вождей («царей») этого рода, в к-ром время пребывания каждого у власти в ряде случаев указано с точностью до месяца. Продолжительность их правления, составляющая 586 лет (по др. данным - 616 лет) на протяжении 16 поколений, воспринималась как вымысел, пока в среднесабейской надписи (Zayd ‘Inân 75) не было обнаружено упоминание о походе «против царей общин гассан, ал-азд, низар и мазхидж», предпринятом по приказу сабейского царя Илшараха Яхдуба I (нач. II в.) в сев. земли Йемена. Т. о., было доказано существование у гассана за 5 веков до ислама собственных царей, признававшихся соседями. Нашло подтверждение и араб. предание о происхождении гассан от племени, обитавшем в Юж. Аравии. Использование по отношению к гассану термина «ша‘б», к-рым в древнем Йемене обозначались, как правило, общины оседлых земледельцев, указывает на его вхождение в социально-политическую структуру южноарав. цивилизации. Отчасти подобное словоупотребление объясняется неоднородностью этноплеменного состава гассана: подразделения ряда племен (напр., аздиты и хузаиты) получили это общее название по источнику воды в красноморской Тихаме, где они обитали. Не случайно аздиты упомянуты в надписи Zayd ‘Inân 75 непосредственно за племенем гассан. Вероятно, сведения о народе Γασανδν, или Κασανδρες, у Агатархида Книдского ( Diodor. Sic. Bibliotheca. III 45, 6-8; Phot. Bibl. 96), о gentes Gasani у Плиния Старшего ( Plin. Sen. Natur. hist. VI 150) и об области Κασσανιτν χρα у Клавдия Птолемея ( Ptolem. Geogr. VI 7. 6), к-рая локализуется на зап. побережье Йемена, относятся к племени гассан.

http://pravenc.ru/text/161724.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТЕЛЬСЕПРИО [итал. Castelseprio; лат. Sibrium], город в обл. Ломбардия (Италия), в 14 км к югу от Варесе. Первые поселения на территории К. относятся к IV в. до Р. Х. Не позднее V в. на этом месте римлянами был основан укрепленный военный лагерь (castrum) для контроля за стратегически важным направлением Новара - Комо. В эпоху лангобардов (VI-VIII вв.) К.- значительный региональный адм. центр, в юрисдикции которого находились обширные территории к северу от Милана, до оз. Лугано; при Каролингах К. был центром комитата (графства), известного с сер. IX в., с IX по кон. XIII в.- время его наивысшего расцвета. 25 марта 1287 г. по указанию архиеп. Милана Оттоне Висконти укрепления и жилые дома К. были разрушены, нетронутыми остались только постройки религиозного назначения. Указ Миланского епископа, содержавший запрет восстанавливать здания на территории крепости и организовывать поселения на его землях, сохранял силу до кон. XVIII в. Первые любительские археологические раскопки на территории К. были организованы в 1845 г. гр. Луиджи Аркинто, владельцем части земель К. Целью раскопок было пополнение коллекции древностей, страстным собирателем которых являлся граф. Комплексное научное исследование и археологические раскопки в К. начались в 50-х гг. XX в. и с нек-рыми перерывами продолжаются до наст. времени. Ансамбль К. составляют 3 основные части: крепость, расположенная в центральной части, архитектурный комплекс Торба, находящийся в восточной, спускающейся к р. Олона зоне укреплений, и ц. Санта-Мария-форис-Портас, удаленная на запад от основного комплекса зданий. Военный лагерь, руины к-рого были обнаружены в ходе раскопок, занимал территорию ок. 4,5 га и был окружен стеной с прямоугольными башнями, построенными на расстоянии 30-35 м друг от друга. Внутри крепостных стен находились жилые и ремесленные сооружения, мосты и церковные здания - базилика Сан-Джованни-Эванджелиста VI в. (сохр. апсида первоначальной церкви, остальные ее части перестроены в разное время), баптистерий V в. (не сохр.) и ц. Сан-Паоло кон. XI в. Помимо баптистерия в комплекс базилики Сан-Джованни входили прямоугольная цистерна для сбора дождевой воды (кон. V - нач. VI в.) и колодец. С востока, за апсидами базилики, в средние века располагалось кладбище.

http://pravenc.ru/text/1681311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЯ Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Таблица для вычисления даты христ. праздника Пасхи (Воскресения Христова). Поскольку не позднее III в. в общецерковной практике закрепилось празднование Пасхи в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, то основная методика для расчета П. сводится к сведению воедино 2 параметров: даты полнолуния, определяемой на основе лунно-солнечного календаря того или иного вида, и воскресного дня (первого дня 7-дневного недельного периода). Полная П. содержит циклический перечень дат воскресной Пасхи, строго повторяющийся в том же самом порядке. В I-VI вв. в христ. мире наблюдалось значительное разнообразие П., вызванное разными подходами к определению пасхального полнолуния и бытованием различных лунно-солнечных циклов. Первые христиане, судя по всему, не занимались самостоятельно календарными вычислениями, пользуясь бытовавшим в то время иудейским календарем ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 70. 10). Но после разрушения Второго храма и рассогласования календарей среди иудеев диаспоры, а также в связи с обострением иудеохрист. полемики на повестку дня встал вопрос о разработке самостоятельной, не зависящей от иудейской системы вычисления даты Пасхи. Одной из древнейших стала П. 56-летнего типа, основанная на 8-летнем лунно-солнечном периоде и существовавшая в виде 112-летних таблиц. Согласно коптским и эфиопским преданиям, ее составителем стал еп. Димитрий Александрийский (ок. 189-231), которому приписывается П., начинавшаяся в 214 г. по Р. Х. ( Eutych. Annales//PG. T. 111. Col. 989, 1007; Neugebauer. 1979. P. 92-93; Mosshammer. 2008. P. 109-116; Кузенков. 2014. С. 113-116). Наиболее древняя сохранившаяся П. данного типа, на 222-333 гг., приписывается Ипполиту Римскому (см.: Кузенков. 2014. С. 93-95). В связи с малой точностью лежащего в основе данной П. лунно-солнечного цикла таблицы нуждались в постоянных корректировках. В одной из них, таблице анонимного компутиста 243 г. (Псевдо-Киприана), впервые описывается метод т. н. эпакт (от греч. πακτς - «добавленный, привнесенный») - показателя возраста Луны к началу юлианского года, к-рый впосл. стал играть важную роль в составлении П. (из-за разницы между солнечным годом и 12 лунными месяцами примерно в 11 дней эпакты на одну и ту же дату юлианского календаря составляют арифметическую прогрессию, результат к-рой регулярно сокращается на 30 дней (за счет вставки дополнительного месяца, т. н. эмболизма (от μβλισμος - вставной)): 0-11-22-3-14-25-6-17-28 и т. д.

http://pravenc.ru/text/2579163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. Вахтанг Горгасали, царь Картли. Копия фрески в Светицховели. Худож. Росси. 30-е гг. XIX в. [груз. ], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб. Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (, 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

http://pravenc.ru/text/149955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) [Греч. Νελος; Неофит Керамевс] († 1.02.1388), патриарх К-польский (с марта или с мая 1380). Род. в Фессалонике. Получив образование в родном городе, переехал в К-поль, где стал насельником мон-ря Харсианита ( Janin. Églises et monastères. P. 501-502); принял монашество с именем Нил. Его духовным наставником был игум. Марк (PLP, N 17017), 1-й настоятель обители (не позднее 1354); после смерти Марка Н. стал его преемником. Время жизни Н. совпало с периодом глубокого военного, политического и социального кризиса в Византийской империи: на фоне серьезных военных успехов турок-османов, поставивших под свой контроль практически всю М. Азию и продвигавшихся по территории Балканского п-ова, Византия превратилась в небольшое гос-во, включавшее кроме столицы лишь часть Фракии, ряд островов в Эгейском м., Морейский деспотат и выплачивавшее большую дань османам. Последние, стремясь окончательно ослабить империю, поддерживали борьбу за власть между придворными группировками. Подобную политику проводили и итал. морские республики - Венеция и Генуя , к-рые в течение мн. лет ожесточенно боролись за раздел сфер влияния в Средиземноморье и Причерноморье. После того как завершились 2 этапа гражданской войны (1341-1347, 1352-1357) между Иоанном VI Кантакузином (см. Иоанн Кантакузин ) и Иоанном V Палеологом , с последним начал борьбу его сын, Андроник IV Палеолог , который в 1376 г. при помощи генуэзцев сверг с престола отца, продавшего венецианцам о-в Тенедос. Политическая борьба напрямую влияла на ситуацию в Церкви. В частности, патриарх Иоанн XIV Калека (1334-1347) активно поддерживал имп. Иоанна V и его мать - имп. Анну Савойскую. Являясь противником паламизма, он инициировал осуждение свт. Григория Паламы на Константинопольских Соборах в 1342-1347 гг. Ситуация в К-поле изменилась после захвата имп. престола Иоанном VI Кантакузином в 1347 г., когда Иоанн Калека был низложен, а на Патриарший престол стали неизменно избираться паламиты. Одним из них был Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376), которого, однако, сместил с кафедры Андроник IV, избравший патриархом своего ставленника Макария (1377-1379, 1390-1391). После того как в 1379 г. Андроник IV бежал из города, а имп. престол вновь занял Иоанн V, Макарий, по-прежнему поминавший за богослужением бывш. императора, был обвинен в ереси, низложен и заточен. На К-польскую кафедру возвели Н. (RegPatr, N 2697), сохранившего за собой игуменство в мон-ре Харсианита.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010