Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия; греч. Ηρκλεια Ποντικ (το Πντου), Ποντ(ο)ηρκλεια; совр. тур. Эрегли, Ereli, Karadeniz Erelisi], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви. Основана в сер. VI в. до Р. Х. как греч. колония Милета или Мегары (возможно, обоих полисов). В античности близ И. П. почиталось место входа в Аид (вероятно, пещера), откуда, согласно преданию, Геракл вытащил побежденного им Кербера ( Lib. Or. 1 30). Город вел активную торговлю в Причерноморье; колонией И. П. в кон. V в. до Р. Х. был Херсонес Таврический. В 189 г. до Р. Х. И. П. заключила договор о мире и дружбе с Римской республикой. В 80-70-х гг. I в. до Р. Х. выступила против Рима на стороне Понтийского царства Митридата VI Евпатора. В 72 г. до Р. Х. после длительной осады и упорного сопротивления захвачена и разрушена рим. полководцем Коттой; в составе Римской республики и затем империи И. П. стала частью пров. Вифиния-Понт; заново отстроена при помощи рим. колонистов. Со II в. по Р. Х. база рим. флота на Чёрном м. В 267 г. наряду с нек-рыми др. городами М. Азии И. П. захвачена и разграблена экспедицией готов из Сев. Причерноморья. В визант. период И. П. по-прежнему сохраняла значение первой большой гавани на морском пути из К-поля к Трапезунду и Лазике и важного центра торговли скотом, лесом, рыбой и сельскохозяйственной продукцией (в основном вином, орехами, оливковым маслом, сыром) на границе провинций Вифиния и Пафлагония. Вероятно, 17 апр. 442 г. И. П. наряду с другими городами Вифинии сильно пострадала от землетрясения; вскоре была заново отстроена имп. Феодосием II, к-рый посетил город в 443 г. В 30-50-х гг. V в. недолго И. П. была митрополией новоучрежденной пров. Гонориада, однако вскоре эта функция перешла к Клавдиополю (ныне Болу, Турция). В 535 г. имп. Юстиниан I объединил Гонориаду с Пафлагонией, И. П. стала частью пров. Пафлагония.

http://pravenc.ru/text/673871.html

Фрагмент Романа о Камбизе Роман о Камбизе, дошедший до нас в единственном списке, на коптском языке, трудно отделить от целой серии исторических романов на позднеегипетском языке, записанных демотическим письмом (VII в. до н. э. – V в. н. э.). Близость настолько велика, что едва ли удивит возможная находка демотического оригинала и этого романа. Коптская рукопись, насколько можно судить по прилагаемому в издании образцу почерка (фотографии, к сожалению, нет, и общий вид рукописи неизвестен), относится к V–VI в. Как и демотические романы, дошедшие до нас в записях, как правило, римского времени, этот роман описывает действительность и события времен XXVI династии, когда Египту удалось отстоять независимость от ударов Ассирии, а позднее и Вавилона, и пришлось начать борьбу с огромной персидской державой, длившуюся почти двести лет с переменным успехом до эллинизации Востока Македонией. Как и в демотических романах, герои здесь – воины-профессионалы. Их язык резок, груб, действия решительны, в коптском романе даже в большей степени, чем в демотических. Чего стоит, например, угроза Камбизу (среди прочих): «Мы не позаботимся (даже) сварить твое мясо, но растерзаем его зубами, как медведи или свирепые львы». Это уже нравы греческих наемников на службе фараона, которые, мстя изменнику, по рассказу Геродота (III, 11), убили его сыновей и выпили их кровь. От романа до нас дошла небольшая часть и неизвестно, какое название он носил. В науку он вошел как «Роман о Камбизе». Действительно, Камбиз является главным действующим лицом, но при этом он то и дело называется Навуходоносором, а его противник, царь Египта, – именем Уафре (Априй). Налицо несомненный анахронизм, поскольку Камбиз царствовал в 530–522 гг. до н. э., Навуходоносор II – в 605–562 гг., а Априй – в 589–570 гг. Более того, враги Египта в романе называются ассирийцами. Таким образом, налицо смешение трех исторических пластов: борьба с ассирийцами при Псамметихе I в пору так называемой Додекархии (см. Геродот, II, 147–153), борьба с вавилонянами (Навуходоносор II) и борьба с персами (Камбиз). Только конфликт Априй – Навуходоносор II был бы историчным. Он действительно имел место и, поскольку привел к гибели Иудейского царства и разрушению Иерусалима, мог заинтересовать коптов, знавших Писание, где фараон Уафре упоминается в Книге пророка Иеремии ( Иер. 51:30 ; у Иезекииля – без названия имени). Об интересе коптов к этой исторической эпохе и ее деятелям, особенно тем, кто оставил яркий след в Библии , свидетельствует и то, что они перевели Апокриф Иеремии (перевод которого приводится в данной книге). Следует отметить также, что, согласно легенде, Иеремия, уведенный в Египет, был побит камнями в Дафнах, главном месте действия Романа о Камбизе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Джавахишвили. Портрет. 30-е гг. XX в. [Джавахов; груз. ] Иван Александрович (11(23).04.1876, Тифлис - 18.11.1940, Тбилиси), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939). Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегруз. лит-ры, истории груз. права, этики, философии, исторической мысли, музыки, автор первых научных трудов по груз. палеографии, эпиграфике, дипломатике, метрологии. Основатель Тбилисского гос. ун-та (ТГУ). Принадлежал к груз. княжескому роду. Отец Д., Александр Иванович, работал учителем-инспектором по математике и имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на буд. профессиональную ориентацию сына. Мать, София Афанасьевна, окончила телавское уч-ще им. св. Нины и заботилась о духовном воспитании детей. В 1895 г. Д. с отличием окончил 1-ю тифлисскую гимназию, в 1896 г. поступил на армяно-грузино-иран. отд-ние фак-та вост. языков С.-Петербургского ун-та, учился у А. Цагарели , Н. Я. Марра , В. Р. Розена , П. К. Коковцова , слушал лекции на историко-филологическом (Н. И. Кареева , И. М. Гревсса, И. И. Смирнова, Ф. Ф. Зелинского, А. Н. Веселовского) и юридическом (В. И. Сергеевича, В. И. Ефимова, А. Исаева) фак-тах ун-та. Окончил ун-т с дипломом 1-й степени (1899). Разнообразная тематика ранних трудов Д. является показателем широты его научных интересов; известность ему принес труд 1899 г. об ап. Андрее Первозванном и св. Нине (изд. в 1901), за что совет С.-Петербургского ун-та наградил его золотой медалью. В 1901-1902 гг. учился в Германии: в Кёнигсберге (ныне Калининград) и в Берлинском ун-те под рук. проф. А. фон Гарнака , прослушал курсы лекций К. Крумбахера и К. Лампрехта. По поручению Гарнака перевел на нем. язык, исследовал и издал в 1901 г. в «Ведомостях заседаний» Прусской АН «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.). В 1902 г. Д. и Марр исследовали рукописные фонды мон-ря вмц. Екатерины на Синае, результатом работы стало «Описание грузинских рукописей Синайской горы», куда вошли 44 груз. и 2 сир. рукописи. С янв. 1903 г. Д. занимал должность приват-доцента на кафедре армяно-груз. филологии С.-Петербургского ун-та, в 1905 г. издал монографию «Государственный строй древней Грузии и древней Армении», на основе к-рой 13 мая 1907 г. защитил диссертацию и получил звание магистра.

http://pravenc.ru/text/171809.html

Начало карьеры М. связано с политическими переменами во Флоренции: растущее с 30-х гг. XV в. влияние семейства Медичи оборвалось в 1494 г. в связи с нашествием на Италию французов (Итальянские войны); Пьеро Медичи, сын Лоренцо Великолепного, фактически без сопротивления капитулировал перед французской армией. В городе произошел переворот: Медичи были изгнаны, а республиканские институты восстановлены. Негласным правителем Флоренции стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола , проповедовавший очищение нравов горожан и служителей католич. Церкви. Савонарола вступил в конфликт с папой Римским Александром VI (1492-1503); противники монаха добились его осуждения и казни. К власти во Флоренции пришла более умеренная группа зажиточных семей. В этот момент М., к-рый достиг возраста, позволявшего занимать гос. должности (менее важные с 25, более ответственные с 30 лет), выставил свою кандидатуру и со 2-го раза был избран секретарем Второй канцелярии, отвечавшей за ведение войн и внутренние дела (28 мая 1498; утвержден в должности Большим советом 19 июня). 14 июля того же года он стал также секретарем Совета десяти хранителей свободы и мира (далее - Совет десяти) и занимался в основном делами, связанными с внешней политикой. (М. иногда подписывал свои работы «Флорентийский секретарь», впосл. титул закрепился за ним в лит-ре; ввиду неопределенности структуры учреждений и круга обязанностей должностных лиц Флорентийской республики М. выполнял самые разные ответственные поручения.) В 1502 г. в целях централизации власти пост гонфалоньера (главы Синьории) был сделан пожизненным. М. был одним из приближенных советников гонфалоньера Пьеро Содерини, к-рый считался с его мнением, хотя это влияние не следует преувеличивать: в силу своей должности, а также по причине относительно скромного происхождения и связей М. не мог определять важные политические решения. Он выполнял огромный объем подготовительной канцелярской работы (сохр. тысячи подписанных им служебных писем, частично опубликованных), но всегда оставался на вторых ролях.

http://pravenc.ru/text/2561518.html

19. De obitu Theodosii, 395 г. — CSEL 73; Citta Nuova, (1985). 20. De officiis ministeriorum, OK. 389 г. — CNE 13 (1977) 21. De paenitentia, ок. 388 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 22 De paradise, OK. 378 г. — CSEL 32, 1; CNE 2, 1 (1984). 23 De patriarchis , OK. 391 г. — CSEL 32, 2; CNE 4 (1980). 24 De sacramentis, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 25. De Spiritu Sancto libri tres, 381 г. — CSEL 79; CNE 16 (1979). 26. De Tobia, OK. 389 г. — CSEI 32, 2. 27. De viduis, OK. 377 г. — PL 16. 28. De virginibus, 377 г. — PL 16. 29. De virginitate, 377 г. — PL 16. 30. Epistulanun libri I–VI. — CSEL 82, 1 о. Отто libri VII–IX. — PL 16; Epistularum libri X. — CSEL 82, 3 М. 31. Exameron, ок. 378–390 г. — CSEL 82; CNE 1 (1979). 32. Exhortatio virginitatis, 394 г. — PL 16. 33. Explanatio super psalmos XIL 387–397 гг. — CSEL 64; CNE 7–8 (1980). 34 Explanatio symboli, OK. 391 г. — CSEL 73; CNE 17 (1982). 35. Expositio de psaimo CXVIH, ОК. 389 г. — CSEL 62. 36. Expositio evangelii sec. Lucarn, OK. 390 Г. — CSEL 32, 4; CNE 11–12 (1978). См. также общую библиографию:Септо anni di bibliografia ambrosiana, 1874–1974 Vita e Pensiero.1981. См. также: Omnia quotquot extand Ambrosii, episcopi Medio–lanensis opera. T. 1–5. Basel, 1567; S. Ambrosii Mediol. episcopi opera omnia ad Mediol. codices pressius exacta curante P. Aneelo Ballerini, , Mediol., 1875 II. Издания св. Амвросия на русском языке в хронологическом порядке 37. Св. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Пер. Г. Харламова. М., 1776. 38. Св. Амвросий Медиоланский. О покаянии. Пер. Г. Харламова. Спб., 1778. 39. Слово св. Амвросия Медиоланского к императору Феодосию. Пер. с лат. Спб., 1790. 40. Св. Амвросия, епископа Медиоланского, Увещание к падшей деве, купно с наставлением како дева, посвятившая себя иноческому житию, хранити себя долженствует. М., 1805. 41. Св. Амвросий Медиоланский. Проповеди. М„ 1807. 42. Св. Амвросий, епископ Медиоланский, о важности и свойствах чина священнического. М., 1814 (на старославянском).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Глава VI. Философия жизни §1. Фридрих Ницше Фридрих Ницше по праву является одним из наиболее знаменитых философов современности. Этот философ, как ни один другой, оказал влияние не только на философию, но и на культуру – на литературу, искусство и даже вообще на всю жизнь людей, способствуя политическим катаклизмам XX в. Хотя сам Ницше – личность весьма парадоксальная, и напрямую связывать его с теми явлениями, которые произошли в Германии в 30–40-х гг. XX в., достаточно сложно. Называя Ницше философом, мы также высказываем некоторое противоречие: дело в том, что Ницше философом себя не считал. Он стремился показать, что философия – вообще ошибочное учение, что философия пришла к концу, и сам Ницше является именно тем человеком, который провозгласил конец философии, конец метафизики, конец религии, конец вообще любого учения о каких-либо ценностях. Ницше считал себя глашатаем нигилизма, радикального нигилизма, переоценки всех ценностей, а вся история, по его мнению, представляет собою сплошной декаданс. Именно эти основные термины философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка ценностей – с его лёгкой руки вошли затем в культуру XIX и XX вв., так же как и всем хорошо известные понятия: «воля к власти», «сверхчеловек», «белокурая бестия» и др. Ницше, по его мнению, пришёл в мир, чтобы провозгласить истину о конце метафизики, о смерти Бога, о том, что настал черёд переоценки всех ценностей и что следующее время будет временем сверхчеловека. Себя Ницше сверхчеловеком не считал и даже не чувствовал себя счастливым. Но он считал себя гением, который волей судьбы послан в этот мир, чтобы показать неумолимую истину. Эта истина не делает его счастливым, наоборот, делает его несчастным, и в этом смысле ницшеанство – это непонятость миром, оторванность от мира, оторванность от толпы и презрительное отношение к толпе, которая ничего не понимает. Замечательно выразил суть ницшеанства Максим Горький, который в молодые годы был подвержен влиянию Ницше (и даже усы отрастил себе такие же, как у Ницше). В советское время, заставляя детей выучивать наизусть «Песнь о буревестнике», учителя даже не подозревали, что тем самым они проповедовали ницшеанство. Гордый буревестник, который жаждет бури, – это отнюдь не революционер, который делает революцию, это сверхчеловек, презирающий глупого пингвина, который «робко прячет тело жирное в утёсах», в то время как сам он гордо реет, «чёрной молнии подобный», реет в одиночестве, не понятый никем, и ждёт только одного: «буря, скоро грянет буря». То же самое презрительное отношение к тем, кто, «рождённый ползать, летать не может», мы видим и в «Песне о соколе».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

прот. Олег Корытко Глава XVI. Религия Древней Греции Греция – поистине колыбель европейской культуры и цивилизации. Впоследствии Римская империя, окончательно подчинившая своей власти Балканы в 146 г. до н. э., усвоила достижения греческой культуры, пропиталась её духом и стала носителем её ключевых идей и ценностей. §1 Очерк истории и культуры Древней Греции Всю древнюю историю Эгейского региона можно условно разделить на три этапа 486 : 1 . эпоха первых государственных образований III–II тыс. до н. э. (цивилизации Крита и ахейской (микенской) Греции). 2 . формирование системы греческих полисов (городов-государств) в XII–IV вв. до н. э.: – «тёмные века», или гомеровский период (XII–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); реформы Солона, Великая греческая колонизация; – классический период истории Древней Греции, расцвет греческой цивилизации (V–IV вв. до н. э.). – эллинистическая эпоха: Восточные походы Александра Македонского в Египет, Сирию, Малую и Среднюю Азию, Индию в 334–323 гг. до н. э., установление в Восточном Средиземноморье греческого культурного господства и создание эллинистических государств. Этап завершился римским завоеванием Греции в 146 г. до н. э. и Египта в 30 г. до н. э. Окончание первого исторического этапа, речь о котором шла в предыдущем параграфе, ознаменовалось огромными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Эгейского региона. «Катастрофа бронзового века», сопровождавшаяся массовым движением «народов моря» и различными природными катаклизмами, разрушила многовековые цивилизации Крита и Микен, на долгих четыре столетия отбросила Эгейский мир в бесписьменную эпоху и привела к упадку материальной и духовной культуры во всём регионе. Этот постмикенский регресс получил в исторической науке название « тёмных веков », продолжавшихся с XII по IX в. до н. э. С крушением крито-микенской цивилизации вскоре было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был полностью бесписьменным. И только в самом конце «тёмных веков» – во второй половине VIII в. до н. э. – появляются первые греческие надписи, сделанные, впрочем, не знаками «линейного письма В», но 24 буквами алфавитного письма, которое осваивалось в то время греками, заимствовавшими алфавит у финикийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

С.Б. Сорочан Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. 12. 3–9 (сочинение в двух книгах, первое издание которых появилось в 543–545 гг.) [О соперничестве между императором Юстином I и иранским (персидским) шахом Кавадом I no вопросу об обладании Кавказом и, β частности, Лазикой 17 ] (3) Ивиры 18 – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы этой веры, но издревле они находятся в подчинении у персидского царя. (4) Каваду же вздумалось насильственно обратить их в свою веру. Он потребовал от их царя Гургена 19 , чтобы он выполнял все те обряды, которых придерживаются персы, и, помимо прочего: ни в коем случае не предавать земле тела умерших, но всех их бросать на съедение птицам и псам 20 . (5) Поэтому Гурген решил перейти на сторону царя Юстина и просил его дать твердое обещание, что римляне никогда не отдадут ивиров под власть персов. (6) Василевс Юстин очень охотно дал ему такое обещание и отправил племянника прежнего василевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам 21 . (7) Боспор – город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево 22 , а от Херсона, самого отдаленного города римской земли 23 , он находится на расстоянии двадцати дней пути 24 . Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами 25 . (8) Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть василевса Юстина 26 . (9) Однако Пров возвратился оттуда 27 , не достигнув своей цели 28 , и василевс отправил в Лазику военачальника Петра 29 с небольшим количеством гуннов 30 , чтобы он, насколько возможно, помог Гургену. [Следует рассаказ о бегстве Гургена с семьей и знатными ивирами в Лазику и их успешном сопротивлении там персам.] (Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история: Пер. cm., коммент. A. А. Чекаловой. – М., 1993. – С. 35–36). 17 Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду. Со времени императора Льва I (457–474) Лазика находилась в зависимости от Сасанидского Ирана. В 522 г., когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того, чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома – Валериану (см.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 168–169). С тех пор Лазика стала объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. Ф. Корзухина. Фотография. 1935 г. Гали Федоровна (17.01.1906, С.-Петербург - 29.08. 1974, Ленинград), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе. Дед - А. И. Корзухин, рус. худож., член Товарищества передвижных художественных выставок; отец - Ф. А. Корзухин, рус. архит., работавший в С.-Петербурге. В 1923-1926 гг. училась в ЛГУ (на фак-те языка и материальной культуры), в 1927-1930 гг.- в аспирантуре ГАИМК. По окончании аспирантуры работала в ГРМ (1935-1938) хранителем фонда прикладного искусства, была научным сотрудником Ин-та истории материальной культуры, прикомандированным к Ин-ту археологии АН УССР в Киеве (1938-1941). В начале Великой Отечественной войны эвакуировалась в Свердловск (ныне Екатеринбург), в кон. 1943 г. переехала в Москву. В 1945 г. защитила канд. дис. «Русские клады IX-XIII вв.». Эта работа стала эталонным в российской археологии трудом, продолжившим серию сводов, начатую в 80-х гг. XIX в. имп. Археологической комиссией ; 1-м изданием в этой серии была монография Н. П. Кондакова «Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода» (СПб., 1896; таблицы к т. 2, собранные Кондаковым, выборочно опубл. А. С. Гущин, см.: Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936). В 1945-1972 гг. К. работала в Ин-те истории материальной культуры в Ленинграде, изучая памятники славян IV-VIII вв., преимущественно Ср. Поднепровья. Сбор материалов для этой работы К. начала еще в Киеве. В 1960-1961 гг. К. вела раскопки в Торопце (совр. Тверская обл.), в 1968 г.- в Ст. Ладоге (Ленинградская обл.), в исследование которой внесла серьезный вклад. Метод К., основанный на строгой систематизации при анализе артефактов, был близок к методам кружка Кондакова. Ряд трудов, которые К. не успела опубликовать, доработали и издали ее ученики и коллеги. В память о К. организованы конференции в Ст. Ладоге и С.-Петербурге (VI конференция «Северо-Западная Русь в эпоху средневековья»: К 30-летию работ Г. Ф. Корзухиной в Ст. Ладоге. Ст. Ладога. 2-4 июня 1998 г. [Неопубл.]; Славянско-рус. ювелирное дело и его истоки: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Г. Ф. Корзухиной. СПб., 10-16 апр. 2006 г. СПб., 2010).

http://pravenc.ru/text/2057278.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010