В 1990-е гг. была заложена часть оконных проемов, главный вход с левого фланга южного фасада был перенесён на западный торец здания. Дополнительный вход устроен на правом фланге главного фасада рядом с угловым окном (заложено). Двухэтажный прямоугольный в плане объём, покрытый пологой вальмовой кровлей, вытянут с запада на восток. Фасадный декор по сравнению с проектом несколько упрощён. Средняя часть (в три окна) на южном фасаде в первом этаже выделена раскреповкой и квадровым рустом. Остальные стены нижнего этажа на всех фасадах покрыты ленточным рустом. Первоначально сдвоенные прямоугольные окна нижнего этажа в наличниках с сандриками на консолях объединены в единые широкие проёмы. Прямоугольные сдвоенные окна верхнего деревянного этажа обрамлены общим дощатым наличником. На углах и между секциями здания размещены филёнчатые пилястры. Венчающий карниз сильно выступает. Планировка коридорная в обоих этажах. Библиография: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. 1852. С. 463; Денисов И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 724; Казанский-Явленский девичий монастырь.//Ряз. епархиальные ведомости.1866. С. 116; Токмаков И. Сборник материалов для церковно-исторического и археологического описания монастырей и церквей Рязанской епархии.//Ряз. епархиальные ведомости. 1883. 15. С. 415-460; 17. С. 471-475; 18. С. 513-517; 21. С. 574-576; Казанский-Явленский женский… монастырь в губ. г. Рязани.//Ряз. епархиальные ведомости.1884. 1. С. 20-24; 2. С. 45-49; 5. С. 94-98; 7. С.131-135; Казанский монастырь в г.Рязани.//Ряз. епархиальные ведомости. 1890. 24. С. 1206; 1891. 1. С. 29-33; Историко-статистическое описание Рязанского Казанского-Явленского женского монастыря.//Ряз. епархиальные ведомости. 1890. 24. С.1204-1205; 1891. 1. 29-33; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. T.I. Зарайск. 1884. С.53-55; Зверинский В.В.

http://sobory.ru/article/?object=11703

Рис. XX. Планы нижних этажей «колокольни» (бывшей библиотеки и других помещений). Рис. XXI. План нижнего этажа под церковью Введения и смежными с нею помещениями. Рис. XXII. План церкви Введения (второй этаж). Рис. XXIII. Церковь Введения и бывшая трапеза. Вид со стороны Сиверского озера (по фотографии с натуры). Рис. XXIV. «Святые ворота» под церковью св. Иоанна Лествичника . Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XXV. Церковь св. Иоанна Лествичника (по фотографии И. Ф. Барщевского 1295). Рис. XXVI. Планы: церкви св. Иоанна Лествичника , «бывших казенных» палат и нижнего этажа под ними (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVII. Фасад церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVIII. Разрез церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XXIX. Алтарь церкви св. Иоанна Лествичника (с фотографии Барщевского, 1296). Рис. XXX. Деталь орнамента на главе церкви св. Иоанна Лествичника . Рис. XXXI. Церковь Преображении (по фотографии с натуры). Рис. XXXII. I. План церкви Преображения и паперти при ней (второй этаж). II. План нижнего этажа здания. Рис. XXXIII. Квасоварня, поварня и поваренная башня. Вид со стороны «мереженной» башни (по фотографии с натуры). Рис. XXXIV. (А) Фасад, (Б) разрез и планы нижнего (В) и верхнего (Г) этажей древнего домика (с чертежей из альбома Н. Мартынова). Рис. XXXV. Бывшая «поварня» и «квасоварня». Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XXXVI. Вид на «свиточную» башню и ограду большего монастыря, со стороны «глухой» башни (по фотографии с натуры). Рис. XXXVII. «Свиточная» башня. Вид из внутри монастыря (по фотографии с натуры). Рис. XXXVIII. Планы «свиточной» башни, воскобойной палатки и котеленной (глухой) башни. Рис. XXXIX. Развалины «малой мереженной» башни. Вид со стороны Сиверского озера (по фотографии с натуры). Рис. XL. Церкви: св. Сергия, св. Иоанна Предтечи и «больничное здание» (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Водружальный Крест из церкви Богоявления Господня Богоявленской пустыни Патриарха Никона В историю Нового Иерусалима этот Крест вошел с названием подпрестольного. В середине XIX столетия он хранился в алтаре Богоявленской церкви, на стене 483 . Впоследствии вместе с другими достопамятностями Богоявленской пустыни Крест был перенесен в монастырскую ризницу, а в 1874 году помещен в музей Патриарха Никона , основанный настоятелем Воскресенской обители, известным церковным историком и археографом архимандритом Леонидом (Кавелиным) . Богоявленская пустынь – одна из первых каменных построек в Новом Иерусалиме. 22 июня 1658 года был совершен чин основания Богоявленской церкви с водружением на месте будущего престола деревянного семиконечного Креста с надписью: Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен Честный Крест сей в церкви Боголепного Его Богоявления в лето ЗPS (7166. – Г. З.) месяца июня в 22 день, при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце и при Святейшем Никоне Архиепископе царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарха. NIKA 484 . К сожалению, упоминание о размерах Креста пока не обнаружено. Престол церкви Богоявления Господня находился первоначально на первом этаже одноименной Пустыни, которая представляла собой в то время двухэтажные платы и примыкавший к ним с востока небольшой четырехстолпный храм. В таком виде Пустынь простояла до весны 1661 года, когда начались работы по ее перестройке, в процессе которой престол церкви Богоявления Господня был перемещен с первого этажа на вновь сооруженный третий. Здание получило облик четырехэтажного «столпа» с плоской кровлей, увенчанной кельей, звонницей и главкой-храмом во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В упраздненной церкви первого этажа апсида и простенки между восточными столпами были заложены. В 1985 году во время архитектурных исследований центральной части апсиды первого этажа обнаружены три белокаменных блока с размерами 23х23х23, 25х27х32 и 31х28х[?] см, лежавшие «Т«-образно на глубине 40 см от уровня сохранившегося пола. Между блоками находился промежуток в 10 – 13 см, не заполненный раствором. Местоположение камней соответствовало престолу на третьем этаже Богоявленского храма 485 . Все это позволило предположить, что находка представляет собой те три камня, между которыми был водружен Крест при совершении чина основания церкви. В Требнике 1651 года читаем: И взем (архиерей или иерей. – Г. З.) три камени, и положит их на место, идеже быти святому престолу, и посреди их потчет крест 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Вновь выстроенное здание было П-образное в плане, со стороны двора к нему примыкал небольшой одноэтажный пристрой, в котором располагались кухня и прачечная. Стены дома были выложены из красного кирпича на известковом растворе. Композиция уличного фасада была симметрична, в 13 оконных осей. Центральную часть фасада акцентировал прямоугольный портал входа с полуциркульной аркой и резным архивольтом. Промежуточный карниз с фризом из ребристой кладки разделял все фасады. Углы здания и простенки окон были обработаны рустованными широкими лопатками, в которые были вписаны лучковые окна с замковым камнем. На боковых фасадах, где размещено по семь окон на этаже, ниши были шире, чем на уличном фасаде. Нижняя часть окон первого этажа была объединена карнизом. Подоконные плоскости второго этажа обработаны прямоугольным рельефом. Профилированный венчающий карниз декорирован по всему периметру здания резными консолями. Дворовые фасады были декорированы в кирпичном стиле аналогично главному фасаду. Северо-восточную угловую часть второго этажа занимал актовый зал. Помещения между актовым залом и спальнями использовались как учебные классы. В восточной части с южной стороны располагалась домовая церковь. Внутреннее убранство дома было довольно скромным: тонкие опоясывающие пояски верхней части стен и скромная растительная лепнина потолков. До наших дней от первоначального убранства хорошо сохранились двухстворчатые деревянные двери внутренних помещений. Домовая церковь была устроена на верхнем этаже здания во имя святого мученика Александра и освящена 1 октября 1890 года. О.С. Александрова-Гейнс устроила этот храм в память недавно скончавшегося брата своего – Александра. Иконостас в один ярус. В церкви находились иконы Воскресенья Христова, святого мученика Александра, Богоматери, святой великой княгини Ольги. На стенах: у правого клироса – икона святого преподобного Сергия, а у левого клироса – икона святой пророчицы Анны. Они были поставлены в память родителей Ольги Александровны: Сергея Евсевьевича и Анны Михайловны. На ее средства церковь была снабжена утварью и ризницей. Освящение церкви совершал Высоко Преосвященнейший Павел, Архиепископ казанский, в сослужении двоих архимандритов: ректора духовной семинарии Никанора и Ивановского монастыря Экзакустодиана, двоих протоиреев и священников. Служить при вновь устроенной церкви был определен бывший священник кафедрального собора Николай Павлович Боков.

http://sobory.ru/article/?object=37203

Ясно, что первоначально стены апсид верхнего этажа не выступали из плоскости стены четверика, они, так же как и в трапезной, были с нею заподлицо, пропорции сооружения были иными. В тот день памятник рассказал о себе очень много. Если пузыреобразные апсиды верхнего этажа памятника сделаны позднее на месте меньших по размеру древних алтарей, то почему тонко профилированные белокаменные наличники апсид ничем не отличаются от наличников трапезной XVII в.? Быть может, они перенесены сюда со старых апсид? По всей видимости, так. Древних решеток хватило только на два окна, а третье окно на пузыреобразных апсидах сделано ложным. Видимо, новую решетку устанавливать не хотели. А может быть, уже не умели делать? А старых было только две. Слева здания виден древний карниз трапезной, справа — поздний карниз апсиды. Предположение о том, что верхние апсиды переложены, было подтверждено и рядом других наблюдений. Сравнивая места соединения трапезной, апсид к четверику, я увидела, что в кирпичной кладке между трапезной и четвериком шва нет, а между кладкой апсид и четвериком идет шов (рис. 10). Возле шва сохранилась колонна, подобная той, которая зрительно отделяет трапезную от четверика и на которую опирается угловой декор в виде пучка из трех колонн верхней части четверика. Какими же были нижние апсиды? Сохранились ли они от первоначального здания, или были в два раза меньше, такими, как верхние? Можно предположить, что современные стены нижних апсид древние. В тех местах, где штукатурка отвалилась, на нижней и центральной апсидах проглядывала крестовая кладка из большемерного кирпича, характерная для XVII в. Зная марки кирпича, можно сказать о времени его изготовления. Значит, вокруг апсид второго этажа и одновременно по верху нижних апсид шло гульбище, то есть открытая галерея, по которой ходили. Этот вывод, к которому неизбежно приводил анализ древних следов, сохранившихся при перестройке фрагментов памятника, был настолько парадоксален, что поверить в него было трудно. Галерея по алтарям в русских храмах никогда не делалась. Но исключения такого рода в более ранней архитектуре встречались, например на Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, построенном крупным русским зодчим Никитой Миничем Миновым, постриженным в монастырь под именем Никона и ставшим в 1652 году патриархом Всея Руси. Свой знаменитый Воскресенский собор он начал строить в 1658 году по образцу собора Гроба Господня в Иерусалиме ( 335 г .). До постройки Воскресенского собора подобная галерея поверх нижних этажей сделана по чертежам того же Минова в соборе Иверско-Валдайского монастыря. Неужели же памятник в Кадашах постройкой своей связан с деятельностью зодчего-патриарха Никона? Минов был крупной самобытной личностью. Он имел огромное художественное дарование, много строил сам, оставив после себя яркий след в русской архитектуре XVII в. Однако почему именно патриарх Никон оказался близок кадашевцам? Опять загадка!

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

Монастырские ведомости 1872 и 1874 годов сообщают, что вверху притвора (паперти) находились две братские кельи. По ведомости 1895 года здесь фиксируется уже только одна братская келья – с северной стороны. Местоположение имевшегося при церкви Рождества Богородицы помещения ризницы по ведомости 1895 года не устанавливается. В других архивных документах она не упоминается. Внутренние помещения. Нижний этаж: Описание и назначение нижнего этажа (подцерковья) в архивных документах обозначено следующим образом: 1848 год – «братские трапеза, кухня, 2 кельи и подвалы для хранения»; 1855 год – «под церковию: братская трапеза, кухня и подвалы для хранения запасов, а под папертями устроены две кельи для монашествующих»; 1872 год – «под самою церковию из служб: трапеза братская и кухня, затем подвалы мучной и овощной»; 1874 год – «службы: трапеза братская и кухня», в нижней части притвора (паперти) – две кельи; 1895 год – «под теплою же церковью, с восточной стороны, имеется подвал и амбар для склада и хранения запасов», в нижнем этаже притвора (паперти) «по обе стороны входа в церковь имеются две братские кельи»; 1910 год – «нижний этаж – трапезная – каменный, со сводами». Об одноэтажном пристрое с южной стороны здания в ведомости 1895 года сообщается следующее: «Вдоль южной стороны сей церкви, в вышину нижнего этажа, имеется пристрой, предназначавшийся для расширения церкви, недостроенный в 1866 году; был покрыт на один скат, до 1884 года служил помещением для класса духовного училища, и с выездом училища из монастыря остается необитаем по неудобству постройки, предназначавшейся не для жилых помещений». По другим данным, относящимся к 1872 и 1874 годам, в пристрое имелись «помещения для больницы духовного училища». Поскольку церковь Рождества Богородицы предназначалась в том числе и для богослужений в зимнее время, помещения здания отапливались. По ведомости 1910 года, в верхнем этаже здания было четыре голландских обитых железом печи, в нижнем – четыре голландских и одна русская. Русская печь находилась в помещении братской кухни. Печные трубы просматриваются на старых фотографиях монастыря. Однако установить, какие из них относятся к печам первого этажа, а какие к печам второго сложно. Понятно, что одна из печей находилась между алтарными выступами, одна - в южной части крытой паперти, судя по всему, отапливалась и трапезная палата.

http://sobory.ru/article/?object=14407

Братский корпус - единственное гражданское каменное здание обители - много раз перестраивался. Первоначально был сооружен одноэтажный корпус с поварней, квасоварней и сушилом, впервые названный в отписи игум. Тихону от 22 дек. 1674 г. как «каменные поварни и сушило» (ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 655. 1675 г. Л. 42-42 об.). Подробнее это строение представлено в отписи мон-ря келарю старцу Арсению 20 апр. 1677 г. (Арх. СПб ИИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1003. Л. 74). В 1851-1852 гг. бывш. поваренный корпус был перестроен в 2-этажный братский корпус с настоятельскими покоями; одновременно сооружена деревянная галерея на каменных столбах, соединившая корпус с каменными переходами между храмами. Согласно описи 1891 г., в корпусе (длина 30 саж., ширина 8 саж.), «нижний этаж коего и средняя часть верхняго этажа каменные, а остальная часть верхняго этажа деревянная», на верхнем этаже находились 5-комнатные покои настоятеля (правящего архиерея), на нижнем - братские кельи, трапезная и келарская с кухней (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1504. Л. 3-5 об.). После 1920 г. 2-й этаж корпуса вместе с деревянной галереей был уничтожен пожаром. Впосл. здание было перестроено для нужд ОАО ПО «Севмаш» с добавлением 2-го каменного этажа. К 2015 г. в корпусе располагались его производственные помещения. Часовня в честь Сретения Господня (1860) над гробницей праведных Антония и Феликса, построенная на месте деревянной Сретенской ц., стала последним каменным монастырским зданием. Согласно описи 1891 г., 8-угольная часовня, диаметром 21/2 саж. и высотой 31/2 саж. имела деревянные купол и главу. Посредине часовни находилась деревянная гробница с чугунной плитой. На плите надпись: «Когда слава жизни бывает непричастна печали одно мгновение и все это смерть отнимает у нас. Дети знаменитой Марфы Новгородской посадницы Антоний и Феликс» (Там же. Д. 1503. Л. 42 об.- 43 об.). В 60-х гг. XX в. здание было снесено. Библиотека В описи 1551 г. указано, что в собрании К. м. хранились Евангелие-тетр «в десть, на бумазе, без Еуангелистов», Апостол-тетр «на бумазе, заставицы на золоте», 2 Псалтири, «Шестодневец», Минеи, Ирмологий «под знаменьем», Триоди Постная и Цветная, Служебники, а также характерные для монашеской среды «Лествица Толковая в полдесть», сочинения преподобных Дорофея Газского, Симеона Нового Богослова и Петра Дамаскина (Опись.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

В 2006 году храму исполнилось 200 лет! Начиная благое дело сохранения его в 2005 году, жители Новотроицкого не знали об этой грядущей знаменательной дате. Но теперь все мы должны усилить свои старания. Современная история тоже богата событиями, не всегда приятными. Небедный Фатьяновский колхоз и охотхозяйство начали разоряться в начале 90-х гг. Огромные поля уже не используются по назначению - нет техники и средств. Закрыты все фермы, кроме одной. Разорен школьный трудовой лагерь в деревне Новотроицкое…  05-07 ноября 2005 года директор Кудояров А.В. и преподаватели школы 1308 ЗАО г. Москвы и два представителя Православного казачьего войска предприняли поездку в Новотроицкое. В течение трех дней приводили в порядок храм: удалили веками копившийся природный мусор со 2-го этажа, подготовили к штукатурению отремонтированные рамы 1-го этажа, закрыли пленкой купольные отверстия, окна на 2-м этаже. При помощи селян (особая благодарность Чекмаревым и Слезкину) спилили деревья, росшие в непосредственной близости от стен и фундамента церкви, что разрушало ее. Восстановили лестницу на колокольню. Участники поездки вместе со священником о. Вадимом побывали в храме прихода в деревне Спас-Смердино, на Святом источнике поблизости, в Краснораменье. По дороге из Москвы в Петровское поселение преподаватели посетили Святые места и памятники города Переславля – Залесского. 9 января 2006 года после праздничной службы в храме Преображения Господня в Спас-Смердине Его Высокопреосвященство Архиепископ Ярославский и Ростовский Владыка Кирилл и Благочинный Ростовского Благочиния лично посетили село Новотроицкое и осмотрели оба этажа храма Архистратига Божия Михаила. Благословили отца Александра Парфенова на помощь селянам в благом деле консервации, а затем и восстановления храма Михаила Архангела. Было принято решение об оформлении отдельного прихода и открытии расчетного счета.  Церковь села Новотроицкого воздвигнута в 1806 году; в ней два престола: Святого Архистратига Михаила и Богоявления Господня. Церковной земли 51 десятина. Число приходских селений ограничивается тремя: Новотроицкое, Чепурово и Перетрясово. Всего домов 63, душ муж. пола 251, жен. пола 308.

http://sobory.ru/article/?object=03396

 По материалам сайтов: tverru.ru, tvernews.ru, hram-tver.narod.ru, gallery.tver.ru Строительство и отделку павильонов завершили в 1778 г. В западном 24 ноября 1778 года была освящена домовая церковь во имя святой великомученицы Екатерины. В начале XIX века для церкви сделали новый резной деревянный иконостас по эскизу К.И. Росси и Базетти, в который включили изображения святых, созданных Д. Скотти на холстах. Тогда же интерьер храма расписал И. Андреев. В 1897 г. западный павильон передали историческому музею. Объемы и фасады павильонов больше, чем другие части дворца, сохранили связь с барокко, которая до переделок в начале XIX в. была еще сильнее. План каждого павильона - равноконечный крест с короткими широкими рукавами. Массивные крылья с окнами в трех уровнях завершаются упругим лучковым фронтоном в ширину рукава. Над пересечением лучковых кровель поднимается низкий глухой барабан с частыми короткими лопатками под раскреповками пластичного карниза и плоскими ребрами купола. На нем воздвигнут небольшой купольный барабан, окруженный узким кольцевым обходом с парапетной решеткой. Стены нижнего этажа расчерчены узким ленточным рустом на всю высоту и прорезаны по двум осям невысокими арочными окнами на лицевой грани каждого рукава. На тех же осях высокие арочные окна второго этажа заключены в широкие рамочные наличники с треугольным фронтоном под кронштейном между гирляндами. Наличники органично включены в богатую фасадную пластику второго этажа: сдвоенные пилястры на флангах, завершенные ионическими капителями, прямоугольные накладки над арочными окнами и между ними, многообломный карниз, огибающий люкарну по оси фасада. В обоих этажах павильона квадратное ядро перекрыто сводом с широкими распалубками над проходами в крылья креста. По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог.: в 5 кн. Кн. 1: Тверь/Ред. А.Б. Стерлигов. - Тверь; ЗАО " Литера-М " ; - 2000. и сайта " Прогулки по старой Твери " В 1877 году в " Тверских епархиальных ведомостях " была опубликована статья посвященная церкви св. Великомученицы Екатерины в Тверском Императорском Дворце: Близь Кафедрального собора на том месте, где ныне находится Императорский Дворец, в старину были и палаты Великокняжеские и дом Епископа Тверского. В палатах великокняжеских церковь была во имя Архистратига Михаила; в чье имя была крестовая церковь в доме Епископа, достоверно неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=22390

Но вообще его существование во храме Ирода не подлежит сомнению. «Бог сотворил два храма, говорит раввинская агада, один над другим и один подобный другому, святилище наверху как бы на небе, и святилище внизу, на земле». (Eisenmenger, Entdecktes Judenthum, 1:160). Соглашаясь, таким образом, с преданием по вопросу о существовании второго этажа на храме Ирода, мы не считаем возможным согласиться с тою высотою, какую предполагает в нем предание. Иосиф Флавий и мишна, как мы видели, назначают для него 40 локтей. Но верхний этаж не мог быть больше нижнего главного этажа. По всей вероятности он был равен ему, как удостоверяет мишна, т. е. имел 30 локтей высоты. Таким образом нижний и второй этажи вместе давали внутренней высоты 60 локтей. Прибавляя сюда то, что мишна говорит о высоте основания, потолка и крыши, получим высоту храма, равную 80 локтям. Правда, некоторые исследователи, Вогюэ (Le Temple, 56), Эберс и Гуте (Palästina im Bild und Wort, 84), находят возможным сократить и наружную высоту храма Ирода до 60 локтей, но для этого требуется отступить не только от предания мишны, но и от библейского определения нормальной меры этажей (30 локтей) по внутреннему их измерению, или же совершенно отвергнуть существование второго этажа (из текста Вогюэ не видно, допускает ли он верхний этаж храма Ирода или нет) 175 . И так требуется найти в высоте храма еще 20 локтей, чтобы получить полную традиционную высоту 100 локтей. Единственная возможность положительного решения этого вопроса состоит в предположении еще одного, третьего этажа на храме. Но так как для него остается только половина той высоты, какую имели два нижние этажа, то его нужно считать неполным этажом или башнеобразным возвышением на храме. Если уже второй этаж был сокращеннее и уже нижнего («Bellum Judaicum», V, 5:5), то третий этаж должен был представлять. сокращение и по отношению ко второму этажу. Но так как, далее, сокращение второго этажа состояло в том, что он занимал только срединную часть нижнего этажа и не покрывал краев его, то и сокращение третьего этажа должно было состоять в его башнеобразном возвышении над срединою второго этажа, в виде нашего купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010