1 . Работы по вышесказанному приспособлению начаты после разрешения их конторой св. синода по указу 4 июня 1879 года, за Их немного, и в бытность мою уже штукатурились своды, а до приезда моего а. вновь пробито было только одно малое окно в южной стене нижнего этажа, ближе к востоку, под-стать древним окнам тут, б. пробить новый вход в Сергиевский храм, в. сломаны некоторые простенки согласно с представленным в контору планом, без малейшего повреждения и умаления сводов и нижних широких устоев, на которых водружены средь-храмные столпы, входящие в верхний этаж и поддерживающие средний купол верхней церкви, г. и закладен прежний выход в западной стене нижнего этажа, о котором выходе будет мое слово здесь ниже, под цифрою 11. 2 . Ни план, ни фасад, ни внутренность Преображенской церкви нимало не изменены. Каковы они были древле, таковы и ныне. В ней изредка совершается богослужение безопасно. 3 . Пол в имеющем быть Сергиевском храме еще не настлан, а прочные своды и железные связи древние все, повторяю, все целы, кроме одной связи, давно лопнувшей и вынутой, чтò доказывается одним куском ее, поныне торчащим в стене ближе к северо-западу. Эта лопнувшая связь не заменена новой, да и надобности в этом нет по причине прочности стен и сводов этажа. 4 . Срединные столпы, толстые, не были исправляемы по неимению надобности в том; а из числа многих древних сводов только один вновь исправлен без выемки из него древней связи, которая и теперь видна в нем, исправлен же потому, что он когда-то треснул так, что из трещины его сыпался мусор из-под пола верхней Преображенской церкви; а так как он исправлен крепко, то и нет никакой опасности для пола названной церкви. 5 . Ни наружные стены сей церкви, ни цоколь их не были тронуты. Что касается до большой кучи щебня, замеченной корреспондентом из Ростова, то сия куча образовалась не столько от выемки некоторых простенков в нижнем этаже названной церкви, сколько от старой ограды, поставленной когда-то на сваях в заваленном землей пруде, и потому пошатнувшейся, и недавно переделанной на пространстве восьми сажен. Эта ограда – не монастырская и не древняя, а недавняя, вне монастыря складенная из материала сломанной Георгиевской церкви и смежной с ней колокольни. Она охватывает огород, разведенный у Преображенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящих колонны, поддерживающие четыреугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки. Известный историк Воронежского края митрополит Евгений Болховитинов относит сооружение церкви ко времени около 1770 г., то есть, к тому времени, когда только что было окончено в Киеве одно из самых замечательных сооружений Растрелли - Андреевский собор (1747-1767 гг.). В колокольне Введенской церкви, особенно в идее отдельно стоящих угловых колонн среднего и особенно верхнего этажа, поддерживающих четырехугольные с богатыми карнизами выступы, чувствуется несомненное знакомство строителя Введенской церкви с проектом Андреевского собора и обработкой его углов. Необходимо вспомнить, что связь Воронежа и Киева того времени в лице духовенства была очень тесной. Так в период 1767 - 1775 гг. епископскую кафедру в Воронеже занимал Тихон II, воспитанник киевской духовной академии, а митрополитом киевским около этого времени был тот иеромонах Иерофей, который в период 1759 - 1761 гг. был первым префектом воронежской семинарии. Ничего нет удивительного, что при такой тесной связи двух городов в лице высшего духовенства, архитектурные идеи знаменитого Растрелли, примененные в Киеве, легко могли проникнуть в Воронеж. Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г. Церковь Введения Пресвятой Богородицы в г. Воронеже каменная, с каменною колокольнею, с приделами: с правой стороны – св. муч. Иоанна воина, с левой – св. Митрофана, епископа Воронежского, построена в 1771 г., освящена в 1780 г. 4 июня. Эта церковь построена на место прежде бывшей, так как под 1730 г. упоминается при Введенской церкви священник Иоакинф; в 1777 г. при этой церкви было два священника: Павел Сидоров и Ермил Иванов. Из последующих известен о. Андрей (около 1840 г.) Ныне при сей церкви состоит настоятель протоиерей Петр Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=00820

Самуил Маскевич в 1611 году насчитывал в соборе 30 приделов, из коих все нижние были обращены Поляками в конюшни, а серебряная рака над мощами бл. Василия оборвана. Может быть, по воспоминанию об этих, существовавших некогда в нижнем этаже собора, церквах, сюда же вниз под своды собора в конце XVII в. были перенесены с соседней с собором Красной Площади некоторой церкви (о них см. ниже). Не в нижние ли церкви ведут (на рисунке Олеария 1636 г.) двери, сделанные в нижних этажах некоторых приделов, напр. теперешнего Адрияновского (тогдашнего Киприяновского), Входо-Иерусалимского, Александра Свирского ? Над последней дверью сделано даже крыльцо, вполне подобное соседнему, с которого идет ход в верхний собор. Вторые этажи собора на высоте своего первого яруса, кажется, позднее были тоже соединены перемычками, на которых была положена крыша, защищавшая внутренние проходы между храмами. Кругом главного Покровского храма снаружи на высоте второго яруса верхнего этажа шла галерея, крыша которой покоилась на столбах. Шатровидный верх из кирпича на этом храме был украшен разноцветными поливными изразцами. Какие первоначально были главы на всех девяти храмах собора неизвестно; но в 1588 г. они были покрыты луженым железом, сделаны разнообразной формы. Вокруг купола Покровского храма над теремками (кружалами) возвышалось 8 главок или башенок, отломанных в 1784 году. Первоначальный вид нижнего этажа собора также был не таков, как теперь: составлявшие этот этаж столбы, нижние этажи храмов, кольцеобразно расположенные, соединены были между собою (как сказано было выше) только арками, под которыми были проходы. Уже впоследствии в разное время наружние арки были заложены, благодаря чему и образовалась нынешняя сплошная стена нижнего этажа собора. Входы на верх, в приделы собора, были, судя по древним рисункам, с северо-западной и юго-западной сторон, в виде наружных лестниц 4 , (с юго-восточной стороны, как будто, был внутренний ход, наружное крыльцо коего примыкало к нижнему этажу Никольского придела; на рисунке здесь, в этом этаже, начинается широкая лестница, ведущая вверх).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2000 году начались реставрационные работы, которые были завершены в 2003 году. Храм был заново расписан московскими специалистами под руководством Евгения Максимова. Освящение обновлённого собора состоялось в ноябре 2003 года. В ночь с 3 на 4 октября в цокольном этаже Свято-Николаевского собора произошло самовозгорание электрической проводки, идущей из служебного помещения подвала в церковную лавку храма. Чтобы не дать возможности огню подняться по деревянным перекрытиям, их пробили пожарные, для чего было сделано несколько отверстий в стенах и потолках первого этажа собора (музей и коридор), а также второго этажа (церковной лавки и верхнего клироса). Все двери цокольного этажа собора, а также двери внутри административно-жилого корпуса в ходе тушения пожара, согласно служебным инструкциям пожарных, были взломаны. Архитектура, убранство [ править править код ] Пятикупольный Николаевский собор построен в стиле свободной вариации московского барокко. Комплекс состоит из храма и приходского дома. Размер храма — 15 х 26 метров, приходского дома — 8 х 20 метров. К входу ведут гранитные ступени. Портал украшен каменными главами ангелов. Окна собора витражные. На фронтоне помещены три арочных окна. Фасад собора состоит из нескольких материалов: снизу гранит, выше белый камень и цветной кирпич. Стены здания украшены майоликовыми и терракотовыми фресками. Кирпичные пилястры сбоку фасада увенчаны небольшими башнями с куполом. В подвальном помещении ранее были размещены паровые котлы для отопления, а с октября 1905 года и епархиальный склад. Выше находились зал Консистории, братский зал, библиотека-ризница, архив, комнаты для сторожей и туалеты. Церковь находится на верхнем этаже. Главный престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца; правый придел — в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По сторонам алтаря находятся две комнаты-ризницы. Позолоченный одноярусный иконостас изготовлен из полированного дуба Санкт-Петербургским мастером Гордоном. Иконы для иконостаса написаны художником А. С. Славцевым. Храм был расписан итальянским художником Сантино (орнаменты) и московским художником Соколовым (иконная роспись). Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1328 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XX. Планы нижних этажей «колокольни» (бывшей библиотеки и других помещений). Рис. XXI. План нижнего этажа под церковью Введения и смежными с нею помещениями. Рис. XXII. План церкви Введения (второй этаж). Рис. XXIII. Церковь Введения и бывшая трапеза. Вид со стороны Сиверского озера (по фотографии с натуры). Рис. XXIV. «Святые ворота» под церковью св. Иоанна Лествичника . Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XXV. Церковь св. Иоанна Лествичника (по фотографии И. Ф. Барщевского 1295). Рис. XXVI. Планы: церкви св. Иоанна Лествичника , «бывших казенных» палат и нижнего этажа под ними (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVII. Фасад церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XXVIII. Разрез церкви св. Иоанна Лествичника и бывших казенных палат (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XXIX. Алтарь церкви св. Иоанна Лествичника (с фотографии Барщевского, 1296). Рис. XXX. Деталь орнамента на главе церкви св. Иоанна Лествичника .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

9 декабря 1995 г. при загадочных обстоятельствах Виталий Савицкий погиб в автокатастрофе. Его смерть признали несчастным случаем, следствие было вскоре приостановлен. Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры… А теперь предлагаем вашему вниманию краткую зарисовку событий, непосредственными участниками которых стали зам. гл. ред. газеты Татьянин День» (Москва) Александр Егорцев и студентка филфака МГУ Юлия Тарантул. Они решили побывать на одном крупном мероприятии сайентологов. Тем более, что сами последователи Хаббарда в своем «катехизисе», брошюре «Что такое сайентология?», пишут, что «сайентологические церкви открыты всем», «любой может прийти на экскурсию, чтобы убедиться самому, чем занимается эта церковь ». И вот, что вышло из этой экскурсии... 29 мая 1996 г. в ДК им. Горбунова в 18.00 состоялось торжественное итоговое годичное собрание «Сайентологической церкви». Ближе к шести вечера станция метро «Багратионовская» все более оживлялась. Прямо у выхода из метро стоит мужчина с табличкой «Дианетика» и указывает, как пройти к «горбушке». В этом направлении постоянно идут новые и новые люди, часто проходят мужчины в солидных костюмах. Рядом с ДК тоже стоят двое дежурных дианетиков. Мы входим в ДК. Приходится купить два билета по 10 тыс. (неденоминированных) рублей каждый. На первом и втором этажах организована широкая книжная торговля. Особый стенд представляет сайентологический отдел «Нарконон». Нас не пропускают в зал, пока мы не заполним анкету посетителя: необходимо указать ФИО, дом. адрес и телефон, возраст и пол, откуда узнали. Заполнив и сдав анкеты, входим в зал ДК, садимся на балконе третьего этажа. Нам хорошо видны и сцена, и зал, и противоположные ряды балконов. В темноте идет показ иностранного фильма с русским переводом об успехах и задачах «дианетики» и «сайентологии». Зал переполнен; партер забит до отказа, балкон третьего этажа почти весь занят, балкон четвертого этажа заполнен на 1/4. Ведущий – сайентологический «священник» Владимир Куропятник – объявляет победителей соревнований по распространению книги «Дианетика» и курсов одитинга. На сцену под бурные аплодисменты поднимается Ольга Ухова (из Хабаровска) – она отличилась тем, что распространила уйму «Дианетики» среди сотрудников российского МВД и других ведомств. Заслуженный призер, Ольга, чьи усилия оценили даже в Америке, в ответном слове провозглашает: «Нам нужно клировать Россию, нам нужно клировать весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

5) Братские КЕЛЬИ на западной и северной сторонах, каменные в два этажа, длиной на 18 саженях. Как сии, так и Настоятельские кельи построены и покрыты листовым железом около 1780 года. 6) Другие братские КЕЛЬИ, между выше упомянутыми и Настоятельскими, также каменные в два этажа, с воротами; построены и покрыты листовым железом около 1790 года. 7) ОГРАДА со всех сторон кроме западной каменная, с четырьмя наугольными башнями; с западной же стороны ограждают монастырь стены братских и Настоятельских келий. Длина ограды около 180 сажен; в ней двое ворот, одни на северной, а другие со шпицем на южной стороне. В 1808 году на двух наугольных с восточной стороны Башнях, вместо обветшавших деревянных куполов, вновь сложены круглые каменные восьмерики с пролётами готической Архитектуры; на них поставлены шпицы с фонарями и покрыты листовым железом. Здания вне монастыря 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня в бывшем Спасском, что на Песках, монастыря, а в 1764 году по Штатам Духовным причисленном к сему Яковлевскому. Около 1808 года церковь сия внутри и с папертью выштукатурена, иконостас и иконы поновлены; пол выстлан лещадью гжельской; главы покрыты листовым железом, большая белым лужёным, а четыре малых и кровля на церкви и алтаре чёрным; главы выкрашены ярью зелёной, кровля мумией. 2) Конюшенный двор каменный в два этажа, построен около 1790 года. 3) Ограда каменная с трёх сторон, длиной около 200 сажен, примыкает к вторым братским кельям (см. выше построена в 1802 году. 4) Ограда каменная же кругом Спасского сада, длиной на 105 саженях с палисадом и тремя воротами, построена в 1808 году. О достопамятных происшествиях Из достопамятных происшествий, случившихся в монастыре сем, наиболее замечательны: 1) Обретение мощей св. Димитрия Митрополита, в 1752 году случившееся, и открытие оных в 1754 году в раке. 2) Преложение мощей в новую великолепнейшую серебряную раку, пожалованную от Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, бывшее в присутствии Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ AЛEKCUEBHЫ II в 1763 году, Мая 23. О достойных замечания вещах и о вкладах

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Южная половина этого корпуса заложена в 1835 году при архимандрите Ипатии; вчерне сия половина отстроена в 1848 году при архимандрите Сосфене; покрыта железом и отделана внутри уже в 1851 году при архимандрите Тихоне. Простираясь с севера на юг и оставляя здесь место только для проезжих ворот, корпус сей имеет 22 саж. в длину, 5 1 2 в ширину и 4 в высоту. До 1869 года он имел, особенно в южной части своей, несколько иное расположение внутренних помещений, чем какое имеет теперь. В нижнем этаже оного, как и прежде, помещаются келии братские со службами экономическими. Посредине этого нижнего этажа оставлен значительных размеров пролет (около 5 – 6 саж.), служащий ныне Св. воротами, вводящими богомольцев из предместья в монастырь и обратно. Верхний этаж корпуса первоначально назначен был для помещения келий братских и настоятельских, с оставлением большой залы и гостиной для приезда архиерейского. Над упомянутыми Св. воротами и обширной залой устроен был купол, служивший предъуказанием места для Св. храма, который он будет осенять собой, когда водружен будет на нем крест. Весь этот корпус, за исключением упомянутой залы и настоятельских келий, разделен был на две половины коридорами. Но с 1869 г. предпринято было произвести в сем корпусе значительные изменения, вызванные нуждой устройства в оном Св. храме, и потому расположение помещений верхнего этажа в настоящее время находится в таком виде. В южной половине сего корпуса, именно к восточной стороне верхнего этажа теперь устроены прекрасно расположенные настоятельские келии с очень приличными, от них отделенными не широким коридором, служебными помещениями – к западной стороне. А место для Св. храма удержано согласно первоначальному предназначению под упомянутым куполом, над Св. воротами. Самый купол – не высоко поднятый, украшен главой из белого железа и железным вызлащенным крестом. Таким образом, храм сей занимает самую средину корпуса и есть по истине, скиния Божия с человеки. Посвящен, сей храм в честь и славу Нерукотворенного образа Спасова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над главным алтарём устроен такой же фонарь, как и над куполом. В общем эта церковь , отличающаяся белизною своих прямых, правильных, почти гладких стен, приятно оттеняемой зеленью окружающих старых берёз и др. растений, рассаженных внутри её ограды, производит очень хорошее впечатление, но внутри она как в том, так и в другом этаже не достаточно высока, а в средней, главной части нижнего этажа, кроме того, ещё и темна. Лучшей частью её является средний храм в верхнем этаже, особенно в передней половине под куполом. Здесь внимание входящего останавливает на себе иконостас, отличающийся своей оригинальностью. Он четырёх ярусов, значительной высоты, весь резной из липового дерева, в стиле рококо, не покрыт никакой краской, и оставлен без позолоты. Стоимость его, не считая икон нижнего яруса, взятых из старого иконостаса, равняется 4 900 руб. Иконостас этот поставлен в 1890 г. Существовавший же до него, за исключением вышеупомянутых икон нижнего яруса, украшенных серебряными вызолоченными ризами, продан за 500 р. в Челябинский уезд. В главном храме нижнего этажа настоящий иконостас существует с 1863 г. Прежний, заменённый им, был пожертвован в церковь с. Могильского, входившего до открытия в нём самостоятельного прихода в качестве деревни в состав прихода Николаевской церкви. Между иконами Николаевской церкви заслуживает внимания по своей богатой, украшенной бриллиантами, крупными сапфирами и другими драгоценными камнями, сребро-позлащённой ризе Тихвинская икона Божией Матери, устроенная Шадринским купцом Ф. И. Фетисовым в благодарность за чудесное спасение его от потопления в Ладожском озере. Икона эта помещается в правом, заклиросном, киоте среднего храма в верхнем этаже, а с прекращением там богослужения на зиму переносится в нижний этаж, где помещается в особом, нарочито для того устроенном киоте. В нижнем этаже стены в 1900–1901 г. г. окрашены заново масляною краской, и весьма удачно и умело расписаны свящ. изображениями. Отделка же и украшение стен верхнего этажа нуждается в капитальном ремонте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменное двухэтажное здание церкви с колокольней, не отличалось внешними архитектурными достоинствами, но, по воспоминаниям современников, поражало внутренним убранством, богатством и благолепием – купцы и торговцы стремились украсить свою церковь. На карте г. Барнаула за 1826 г. под 28 отмечена Церковь Богоматери (Одигитриевская). В ведомости за 1852 г. указано, что земли при церкви усадебной нет, пахотной и сенокосной 33 десятины, на которую есть план. Землею сенокосною священноцерковнослужители пользовались сами. В описи церкви за 1861 г. отмечено, что для входа в нижний этаж находилась дверь с западной стороны, для входа на второй этаж также была одна дверь с западной стороны. Полы в низу храма были из алебастра, покрашенные, на втором этаже полы были деревянные, также покрашенные. Церковь была покрыта железом, покрашенным зеленою краскою, в колокольне, внизу, были устроены сторожка и кладовая. Ограда была каменная с деревянными решетками, покрашена зеленою краскою. Иконостас в церкви был деревянный, местами с резьбою, позолочен и покрашен краскою. В колокольне было семь колоколов, самый большой был весом в 118 пуда, изготовленный на средства барнаульского купца В. Пуртова в 1827 г. В ведомости за 1873 г. также указано, что земли усадебной и пахотной при церкви нет, а сенокосной по распоряжению Алтайского Горного Правления от 1867 г. утверждено священникам по 10 десятин, дьяку и пономарю по 4 десятины. С 1877 г. на планах г. Барнаула на усадьбе церкви показаны одноэтажные каменный торговые лавки. В 1884 г. при воротах церковным старостой Суховым, на собственные средства была построена небольшая каменная часовня для помещения в ней св. иконы Божией Матери. Из книги Одигитриевской церкви для регистрации богослужений за 1885 г. мы можем узнать, что на всенощных службах присутствовало в среднем по 100–150 человек, а в большие праздники в церкви присутствовало на службе 300–400 прихожан. Из сведений за 1896 г. следует, что церковь как внутри, так и снаружи благолепна, особенным благолепием отличается верхний этаж храма, в котором один только иконостас оценивался в 20 тысяч рублей, утварью достаточна, содержится денежными доходами, получаемыми от прихожан, при исправлении у них духовных треб. В тоже время было отмечено, что в сводах церкви нижнего этажа образовались трещины от неравномерной осадки столба среднего пояса, поэтому предполагалось произвести следующие работы: устроить арки между средними столбами в трапезной, сложить вновь над окнами второго этажа трапезной с южной стороны перемычку, в двух окнах трапезной первого этажа под существующими перемычками окон сделать другие перемычки. Из данного документа мы можем узнать, что шесть больших столбов поддерживало своды на первом этаже.

http://sobory.ru/article/?object=37171

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010