Харловское село находится на юго-восток от г. Ирбита, в 35 вер. от него, и в 200 вер. от Екатеринбурга. Местность, занимаемая селом, болотистая, неблагоприятная для здоровья. Почва преимущественно чернозёмная, отчасти суглинок. Об образовании села сохранилось такое предание: в 1670 г. три брата финского племени – Харлик, Кочуря и Черта, уклоняясь от платежа ясака, перешли Урал и поселились на том месте, где находится село Харловское. Они были основателями села. От имени первого брата произошло самое название села, от имени второго – фамилия Кочуриных, существующая до настоящего времени, и более распространённая среди местного населения. Имя третьего брата сохранилось в названии места – Чертата, изменённое народом в «чертята». У Харлика была дочь, обращённая в христианство миссиониром с. Киргинского о. Авраамием, и названная Анастасией. Одновременно с тремя братьями, недалеко от места, занятого ими, поселился беглый крепостник по прозвищу Сосна. Он положил основание деревне Сосновке. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входят деревни: Вагановская – в 3 в., Сосновская – в 3 в., Нижне–Галишевская – в 7 в., Стихинская – в 8 в., Верхне–Галишевская – в 1 в., Прядейнская – в 5 в., Марковский выселок – в 20 в., и Крестовка – в 5 в. Все прихожане русские, православные. Их числится 2 085 м. п. и 2 288 ж. п. Главное занятие прихожан – земледелие, а крестьяне дер. Прядеиной, кроме того, занимаются приготовлением колёс для телег. Первая церковь в с. Харловском была деревянная, в честь Св. Троицы. Взамен этой церкви в 1808 году заложен каменный двухэтажный храм, существующий в настоящее время. Храм нижнего этажа, в память Покрова Божией Матери, освящён в 1813 году. Храм верхнего этажа, во имя Св. Троицы, освящён в 1835 году. В приходе пять часовен: две каменные – в деревнях Прядеиной и Нижней Галишевой, и три деревянные – в дер. Вагановской, Верхней Галишевой и Крестовке. Для помещения причта имеется полукаменный, в два этажа церковный дом с деревянным флигелем, и два деревянных общественных дома. В селе Харловском и в дер. Прядеиной существуют земские начальные народные училища. Кроме того, в самом селе открыта женская церковно-приходская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Новая переплетная. Сооружена на экономическом дворе в 1903-1094 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Двухэтажное здание с глубоким подвалом. 17. Сборочные мастерские. Двухэтажное здание сооружено в 1898 г. 18. Онуфриевская или Палатная башня. Возведена в 1689 г. в восточном углу монастырских стен между Малярной башней и южными воротами. На втором этаже находилась церковь Онуфрия. Не исключено, что название палатная связано с нахождением в башне палат гетмана Мазепы. 19. Старая переплетная. 1757-1770 г.г. Размещена на территории экономического двора. Построена мастером С.Д. Ковниром. Здание в стиле барокко кирпичное одноэтажное на высоком цоколе прямоугольное в плане, с главным входом с лестницей и тамбуром по продольной оси. Перекрытия плоские балочные, цокольного этажа – сводчатые. 20. Ледник. Одноэтажное с подвалом каменное здание в форме параллелограмма сооружено в 1893 г. В советское время значительно перестроено. 21. Котельная. Первоначально в одноэтажном каменном здании располагалась печатная мастерская. В 1830-х г.г. перестроена. В 1862 г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии сделана надстройка второго этажа. В 1890-х гг. плоская крыша перестроена и проведен ремонт помещения. 22. Словолитная мастерская. Каменное здание на этом месте существовало до 1772 г. После пожара 1772 г. отремонтировано. Перестроено в 1803 и 1830 г.г. В 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова надстроен второй этаж. В 1890-х г.г. проведен капитальный ремонт, во время которого перестроена крыша и устроены перекрытия. 23. Хозяйственный флигель Верхней Лавры. Сооружен в 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии. 24. Экономический корпус. Сооружен в 1720-1723 г.г. Построен на месте сгоревших в 1718 г. келий с использованием сохранившихся стен. Заново возведена только южная часть. Об этом говорит также разностильность в обработке фасадов в северной и южной частях здания. Первоначально корпус был одноэтажным с барочными архитектурными формами. В 1848 г., по другим источникам в 1843 г. надстроен второй этаж (архит. П.И. Спарро). Корпус кирпичный побеленный двухэтажный прямоугольный в плане длиной 100 м, планировка секционная, перекрытия первого этажа сводчатые, второго – плоские.

http://sobory.ru/article/?object=00330

К началу ХХ века Городецкая часовня выглядела приблизительно также, как сегодня; она имела облик двухэтажного общественного здания, без алтарного выступа и глав. Это характерный образец рационального кирпичного стиля, представляющего собой разновидность провинциальной эклектики. С градостроительной точки зрения наиболее значимыми фасадами сооружения являются западный, ориентированный в сторону реки, и южный, обращенный некогда к сгоревшей деревянной часовне. Вытянутый вдоль оси запад-восток прямоугольный в плане двухэтажный объем с подвалом завершен вальмовой крышей. С северной стороны он дополнен квадратным в плане выступом лестничной клетки. Стены здания возведены из красного кирпича в лицевой кладке. На главном южном фасаде хорошо читаются две разновременные части - 1876 и 1893 годов. Левая, более старая часть фасада, симметрична по композиции. Центр, где расположен главный вход, подчеркнут легким выступом в три оси окон, имеющим треугольное щипцовое завершение с круглым окном в тимпане. Боковые крылья решены в четыре оси окон. Фланги и центральный выступ выделены широкими лопатками. Окна с лучковыми перемычками и сандриками располагаются равномерными рядами, под окнами второго этажа проходит узкий пояс. Развитый венчающий карниз украшен рядом модульонов. В декоре фасадов, формы которого характерны для старообрядческих построек Городца, применен тесаный и лекальный кирпич. Окна первого этажа, обрамленные наличниками, дополнены прямыми сандриками. Два окна по бокам от входа имеют отличные от прочих полуциркульные перемычки. Наличники окон второго этажа более развитые и выразительные. Лучковые сандрики фланкированы кронштейнами; подобные кронштейны по бокам окон имеются также в уровне подоконников. Главный вход акцентирован высоким крыльцом с чугунным литым зонтом местного производства, крытым на три ската и опирающимся на четыре фигурные колонки. По трем сторонам зонт украшен ажурными подзорами мелкого рисунка. В правой части фасада в пять осей окон полностью повторены членения и детали левой части. В равномерном ряду окон выделяется лишь более широкий проем бывшего входа в храм; прямой сандрик над ним украшен мотивом из трех диагональных крестов. Боковой западный фасад в шесть осей окон имеет легкий выступ по оси симметрии, расчленяющий плоскость стены на три части (по две оси). По членениям и декору боковой фасад аналогичен главному.

http://sobory.ru/article/?object=20468

Храм назывался то церковью Рождества Христова (по престолу верхнего этажа, освященному в 1735 году), то «Никольскою на оружейной слободе», по имени церкви нижнего этажа. В 1734 году внизу были устроены приделы во имя св. ап. Андрея Первозванного и преп. Тихона Калужского. Огромный по масштабам того времени храм Николы Зарецкого построен в 1730-1734 годах сыном тульского кузнеца Никиты Демидова Акинфием, как родовой храм и усыпальница. Пользуясь связями в Петербурге ему не трудно было заказать проект церкви столичному зодчему, имя которого до нас не дошло. Необычный для православия прямоугольный объем церкви позволяет думать об архитекторе-иностранце, придавшему храму скорее дворцовый, чем церковный облик. В здании размещались – одна над другой – две церкви: в первом этаже отапливаемая, во втором – холодная. При ремонте 1873 года над возвышающейся предалтарной частью был сооружен не дошедший до нас барочный граненый купол. Несколько суховатое оформление фасадов ограничивается рустовкой стен первого этажа и скучноватыми тянутыми рамками в междуоконных простенках. Одновременно с церковью была возведена величественная колокольня. Единственным отклонением от древнерусской схемы является замена традиционного венчающего шатра ступенчатого убывающими восьмеричками. Здание церкви построено в стиле петербургского барокко 30-х годов XVIII века, колокольня Ярославо-Суздальской архитектуры XVII-XVIII столетий.  ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (НИКОЛО-РЖАВСКАЯ) Приход возник в XVII в. Первоначальный деревянный храм построен во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. Его заменила церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая. В связи с обветшанием здания в 1681 г. у Тульского Предтеченского монастыря куплена церковь во имя Иоанна Предтечи и устроена на месте старой. С 1749 г. до 1770 г. рядом строилась каменная - в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского. В 1831 г. устроен второй придел во имя Иоанна Предтечи. Закрыта не ранее 1930 г.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Я пришел, и у нас как у старых друзей начался разговор. Оказалось, что Александр в настоящее время работает каменотесом на Центральном кладбище, у него семья, семеро детей. Меня поразило то, что у Александра так много детей, и мы стали с ним разговаривать о его детях. Он рассказывал то про одного, то про другого ребенка. В свою очередь, я рассказал ему о себе — что я ушел со своей прежней работы и сейчас работаю в церкви (на тот момент я не был еще посвящен в священный сан). И тогда Александр сказал: “А я вашему священнику гранитный крест на могилу изготовлял! И в тот период, когда я был занят выполнением этой работы, у нас произошло одно удивительное событие, которое чудесным образом закончилось благополучно. Мой маленький сын играл на балконе и, перегнувшись через перила, полетел вниз с шестого этажа. Я, увидев это, сперва оторопел от ужаса, потом бросился в подъезд и бегом побежал на улицу. И когда добежал до первого этажа, я снова оторопел, уже от радости и изумления. Я ожидал поднять с земли тело разбившегося сына, но навстречу мне в подъезд входил целый и невредимый мой мальчик в окружении других детей! Когда, оправившись от ошеломления, я осмотрел его, я вновь удивился — на нем не было ни синяка, ни царапины! Я считаю, что только благодаря тому, что я делал крест на могилу священнослужителя, мой сын остался живым”. Александр подробно описал мне крест, который он изготовил, и место могилы. По его описаниям я нашел эту могилу, и оказалось, что крест он делал для митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа. Владыка же, в благодарность за труды Александра, сохранил его сына от внезапной смерти. Об этом же событии рассказал настоятель Свято-Филаре­товской церкви г. Алма-Атысвященник Сергий Казимиров: 17 мая 1992 года около 3-х часов дня я шел по Центральному кладбищу к могиле митрополита Иосифа. Когда я уже подходил к могиле, то увидел, что за мной идут двое взрослых мужчин с детьми. Почти одновременно мы подошли к могиле Митрополита, и один из мужчин, увидев, что я собираюсь молиться (у меня была с собой Псалтирь), заговорил со мной. Он сказал, что является мастером, изготовившим стоявший на могиле митрополита Иосифа гранитный крест, и рассказал такой интересный эпизод: в то время, когда он изготавливал по заказу епархии этот крест, у него с шестого этажа выпал мальчик и не разбился! С большим восторгом рассказал он об этом происшествии и показал мне этого своего сына, который был здесь же с ним. И сказал, что теперь он часто приходит на могилу Святителя и следит за состоянием памятника.

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa-iz...

8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение. В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов. Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января - Ильинского придела на первом этаже, 26 января - Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже. В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа. Описание [ править править код ] Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой - трапезная - колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму. Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами. Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Кушерецкая Вознесенская церковь вышла необыкновенно высокой: если двухэтажные церкви с холодным приделом наверху не были в редкость в районах с особенно суровым климатом, то трёхъярусный храм - явление исключительное. Впрочем, третий ярус, устроенный практически в самом кубе, венчающем храм, для богослужений не использовался. Первый ярус Вознесенского храма расположен на высоте второго этажа типичной онежской избы: он сильно поднят над уровнем земли, а ведёт в него высокое крыльцо-рундук. В этом первом ярусе устроили тёплую церковь в честь Вознесения Господня, обнесённую с трёх сторон просторной галереей. Последняя использовалась не только как притвор, но как паломническая гостиница - прибывающие из далёких деревень богомольцы могли переночевать прямо тут на лавках вдоль стен, чтобы с утра присутствовать на богослужении. Во втором этаже, куда ведёт мощная лестница, изначально имелось сразу два алтаря, во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, чья чудотворная икона являлась главной святыней храма. Оба алтаря располагались рядом в весьма тесном помещении. В 1881 году для удобства службы их объединили в один. В пространстве между потолком второго этажа и гранями куба был сформирован ещё один ярус; впрочем, престола там за отсутствием необходимости так и не появилось. Срубленная онежскими мастерами постройка отличались необыкновенной прочностью и долговечностью. О поновлениях и перестройках Вознесенского храма в XVIII веке ничего не известно - если они и были, то незначительные. Изменения в конструкции церкви начались только в XIX столетии. В 1825 году к зданию пристроили большую двухэтажную трапезную с западной стороны. Для этого потребовалось разобрать старую паперть храма. Второй этаж трапезной, намного меньше первого, был увенчан небольшой главкой. Через некоторое время по бокам первого этажа трапезной появились два небольших придела: в честь Успения Божией Матери с южной стороны (1830) и Богоявления с северной (1860). Над ними поднялись симметричные главки, и во второй половине позапрошлого столетия храм стал уже восьмиглавым.

http://sobory.ru/article/?object=54569

Святыня имеет кирпичные самонесущие стены и монолитный железобетонный каркас. Поэтому мы сделали так, что барабаны опираются на широкие подпружные арки. В храме две церкви: верхняя – главная и нижняя – крестильная. В верхней церкви в праздники могут при желании разместиться до тысячи человек. А в будни, конечно, прихожан будет не так много. Чтобы они чувствовали себя уютно в столь большом пространстве, я расчленил его на три части. Это помогает скрадывать большие объемы. Важная роль в храме отводится его интерьерам. Исходя из принципов православной философии, это прежде всего внутренний мир, дух, молитва. И обязательно скромность. В нашем случае – простота и строгость внутреннего убранства», – подчеркнул Сергей Кузнецов. «С какой бы стороны вы ни подошли к Ходынскому полю, обязательно увидите наш храм-богатырь. Однако чтобы он засиял во всей красе, предстоит еще выполнить большой объем работ, в первую очередь по внутренней и внешней отделке святыни. На первом этаже у нас разместится небольшой крестильный храм с отдельным входом. С благословения Патриарха он будет назван в честь Иоанна Предтечи. Вокруг него расположатся помещения актового зала, трапезной, кухни, приемной и служебные комнаты. На первом этаже здания коммуникации практически смонтированы. Сейчас их выводят на уровень второго этажа. Строители ведут штукатурку стен, заказаны окна и двери. Часть объемов второго и третьего этажа занимает центральный храм в честь Сергия Радонежского. К этому храму с первого этажа будут вести лестница и два лифта. На втором и третьих этажах разместятся воскресная школа и классы, где все желающие смогут заниматься не только в разных кружках и секциях, но и индивидуально вокалом, игрой на музыкальных инструментах, живописью. Иконостас центрального храма уже выложен из кирпича с нишами для икон. Осталось его оштукатурить и облицевать, а как – мы пока не решили. Это будут либо пластины из натурального камня с выполненной на них резьбой, либо фигурные деревянные элементы с нанесенной позолотой.

http://pravmir.ru/hram-na-vzletnoy-polos...

В интерьере надвратных церквей сохранились подлинные архитектурные детали; окна, южный дверной проем, кирпичный пол, уложенный в " шашку " . Прямоугольный дверной проем в северной стене появился, видимо, одновременно со вторым этажом кельи. Сохранились деревянные скамьи алтаря и расписные тябла первоначального двухъярусного иконостаса. Новый иконостас, в который вошли как переписанные иконы XVII века, так и написанные вновь, был создан где-то после 1850 года. Нужно также отметить, что до середины XIX века стены надвратных церквей были белыми, обмазанными левкасом высокого качества, Он сохранился большими участками за новым иконостасом. В 1862-1863 годах уже упоминавшийся Александр Акинин снова выполнял в монастыре " разные живописные работы и иконы " и, в частности, выполнил " живопись верхней церкви " . Роспись " поправлялась " в 1875 году Николаем Сулимовым. Время появления стенописи Святых ворот ( " писанная на красках " ) пока выяснить не удалось. Известно только, что в 1773 году она поновлялась и в таком виде существовала еще в 1850 году. Позже эта стенопись была полностью сбита и заменена существующей, плохо сохранившейся. Примыкающая с юга к паперти надвратных церквей двухэтажная Казенная палата построена в первой половине XVI века. Это самая древняя из сохранившихся на Севере каменных гражданских построек. Она предназначалась для хранения денег, " великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей " . Архитектура ее проста и монументальна - массивные стены имеют уступ на уровне пола верхнего этажа, небольшие оконные проемы, расположенные с северной и южной сторон, лишены обрамлений; плоскость западного фасада, обращенного к дороге, прорезают два глубоких оконных проема (нижнее окно освещает первый этаж, верхнее - несохранившиеся полати) и несколько щелевидных окон, освещающих внутристенную каменную лестницу, ведущую на второй этаж. Двухскатная деревянная кровля, ныне покрытая медью, сохранила свою древнюю форму. Изменения почти не коснулись Казенной палаты. Утрачены только две каменные одноэтажные палаты, примыкавшие к ней с востока и имевшие, как и сама Казенная палата, коробовые своды. Они разобраны уже после 1850 года, вероятно, во время продолжения строительства каменной ограды монастыря. Под сводом первого этажа палаты был устроен " мост бревенчат " - полати с дверью, выходящей на внутристенную лестницу. Вверху лестницы, перед входом на второй этаж в стене имелась глубокая ниша-тайник, В западной стене второго этажа, над лестницей - чулан с маленьким окошком и тайником. В ходе реставрации 1914 года в Казенной палате были восстановлены обвалившиеся в конце XIX века своды и устроен новый вход.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Кострома. Церковь Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе. Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуренная двухэтажная церковь, решенная в сдержанных формах барокко, интересна своей необычной объемной композицией и внутренней структурой. Она сооружена в бывшей Гашеевой слободе, вместо обветшавшего деревянного храма, на средства прихожан. Строительство осуществлялось в два этапа: собственно храм возведен в 1759-1762 гг., а трапезная и нижний ярус колокольни — предположительно в 1770-х гг. Верхние два яруса колокольни, а также западное крыльцо относятся к первой половине XIX в. Эти части церкви, как и барабан храма с главой, были сломаны в советское время и восстановлены в ходе реставрационных работ 1988-1992 гг. (арх. И.Ш. Шевелев). Продольно-осевая композиция церкви состоит из вытянутого в направлении “запад-восток” четверика храма, ориентированной поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма с равной ему по ширине полукруглой апсидой завершен глухим восьмигранным барабаном, фигурной восьмидольной кровлей и луковичной главкой. Квадратный двухэтажный нижний ярус колокольни несет два цилиндрических яруса. С запада примыкает крыльцо в виде открытой двухмаршевой лестницы с палаткой на верхней площадке. Основным элементом наружного декоративного убранства являются рамочные наличники окон с ушами, зрительно объединяющие фасады всех частей церкви. Фасады четверика в три оси окон и апсиды выделяются своеобразным мотивом верхней части объема, решенной в виде аттика. Расположенные здесь над окнами второго этажа полукруглые арочки воспринимаются, как сандрики, которые завершают наличники, и одновременно, как традиционные кокошники, восходящие к допетровской архитектуре. Центральный проем первого этажа на южном фасаде четверика, который ориентирован на переулок, соединяющий церковь с ул. Лавровской, первоначально имел арочную форму и служил входом в нижний храм. Фасады трапезной, в отличие от храма, расчленены междуэтажным карнизом. Двухосевая средняя часть выделена пилястрами, охватывающими оба этажа. По-другому решено и завершение стен: грубовато профилированный антаблемент трактован аналогично трапезной. Верхние ярусы с арочными проемами звона, обработанные пилястрами, выдержаны в стиле позднего классицизма. Круговой балкон третьего яруса и главка в виде короны сообщают колокольне индивидуальный характер.

http://sobory.ru/article/?object=03110

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010