На старом фасаде исправлен бут и сложены таковые же вновь каменные, с надстройкою второго деревянного этажа с келиями, для помещения вверху, на северо-западной стороне, казначея и келейника его, и на юго-восточной стороне две келии для прочей монашествующей братии: в средине, прежде бывшая трапеза разделена стенами на три келии; наконец это старое здание со вновь построенными соединено под одну крышу, покрытую кровельным листовым железом и окрашенную медянкой. Фасад второго этажа обшит вокруг тесом, наличники и карниз разделаны резьбою, и последний весь окрашен масляною краскою. Все это здание занимает пространство 14 саж. в длину и 4 саж. в ширину. В этом же корпусе, в средине первого этажа, помещаются: хлебопекарня, квасоварня, трапеза для рабочих и помещение для поваров; в западной части этого здания – две братские келии, а в третьей, юго-восточной половине – помещение для кучера и конюха. В том же году, за каменной оградой, на западной стороне от въездных ворот, по левую сторону пруда, построен деревянный больших размеров сарай для склада дров. Затем, Александровская часовня, у моста чрез реку Полисть, отремонтирована и окрашена масляной краской внутри и снаружи. 131) В 1894 году, 16 февраля, о. архимандрит Мелетий праздновал тридцатилетие своего пострижения в монашество. Праздник носил домашний характер. Накануне было совершено всенощное бдение Святителю Мелетию, Архиепископу Антиохийскому, образ которого прислан был о. архимандриту накануне из Воскресенского С.-Петербургского девичьего монастыря. В самый день празденства, о. архимандрит сам служил позднюю литургию соборне со старшею братиею; после Литургии был отправлен молебен Святителю Мелетию, с провозглашением многолетия, после которого вся братия отправилась в келлию настоятеля – поздравить его с тридцатилетием пострижения в монашество и поднести ему образ Спасителя в сребропозлащенной ризе, который и был с любовью принят о. настоятелем. Отец архимандрит Мелетий в мире назывался Максим Урядинский-Жолнин. В марте месяце пожертвовано гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярославле на Мытном дворе, в 1889 и 1890 годах перестроенная по новому плану и фасаду в память чудесного события 17 октября 1888 года. 2) Дом каменный трехэтажный, в котором помещаются священноцерковнослужители Собора. Дом находится близ Собора, на берегу Волги, – построен в два этажа митрополитом ростовским и ярославским Ионой Сысоевичем в 1690 г. для временного пребывания архиереев ростовских, любивших иногда по несколько месяцев проживать в Ярославле. К дому этому принадлежали два каменных одноэтажных флигеля и церковь «на полатках» во имя святителя ростовского Леонтия. Церковь соединялась с домом посредством крытых переходов. В этом доме имела двукратное пребывание императрица Екатерина ИИ-я, посещавшая Ярославль в 1763 и 1767 годах. В первом году монархиня здесь пребывала с 25-го мая до 28-го числа, а во втором – с 9-го мая до 13-го. По открытии ярославского наместничества, в этом доме жили гражданские губернаторы, а по перенесении кафедры архиерейской из Ростова в Ярославль (в 1786 г.) дом этот перешел в собственность кафедрального Собора. В 1831 году он перестроен с накладкой на капитальные стены второго этажа каменного же третьего этажа. Существовавший при доме храм святителя Леонтия разобран в 1809 г., флигеля же – в 1820 году. Святыня, временно пребывающая в соборе Ярославский кафедральный собор принимает в свод стены, освященные его собственной святыней, еще другие святыни – четыре чудотворные иконы: 1) Толгскую Божией Матери, приносимую в неделю Расслабленного или третью по Пасхе из Толгской обители и провожаемую туда 1-го июля; 2) Владимирскую Богоматери, приносимую 3-го июля из ростовского Успенского Собора и провожаемую 22-го того же месяца; 3) Тихвинскую Богоматери, приносимую 3-го августа из ростовского Рождественского женского монастыря и провожаемую 26-го августа, и 4) святителя и чудотворца Николая, приносимую 8-го сентября из костромского Бабаевского монастыря и провожаемую в октябре месяце. II. Икона Владимирской Божией Матери. Написание этой иконы, принадлежащей ростовскому Успенскому Собору, относится к XI веку и тесно связано с именем преподобного Алипия, иконописца киевопечерского, который учился живописи у греческих художников, строивших великую церковь Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(возможный архитектор – А. Меленский). Двухэтажные магазины были достроены в 1899 г. с южной стороны и такие же в 1904 г. с северной. 3. Трапезная. По письменным источникам, каменная трапезная с церковью святых мучеников Бориса и Глеба построена Петром Могилой, вероятно, после пожара 1638 года. Главный вход в здание был украшен двумя мраморными колоннами. Церковь была трехчастной, зального типа. Не позже 1673 г. надстроен второй, также каменный, этаж с церковью Благовещенья Богородицы. В 1740 г. вместо церкви здесь устроили академическую библиотеку. В 1812-26 г.г. церковь капитально перестроили по проекту А. Меленского, после чего она внешне приобрела современный вид. С трех сторон были сделаны одноэтажные пристройки. На первом этаже нового здания освятили церковь Сошествия Святого Духа, а на втором - снова устроили библиотеку. В 1863 г. книгохранилище перенесли в Новый академический корпус, перекрытие между этажами разобрали, и церковь заняла весь объем здания. Одновременно пробили большие арки в стенах старинной части первого этажа. Сейчас здание существенно перестроено (возведены новые купола). 4. Старый корпус академии. Первоначально был одноэтажным и покрытым высокой двускатной с заломом крышей, с открытой аркадой-галереей. В 1732-1740 г.г. перестроен по проекту И.Г. Шеделя. В результате стал трехэтажным с одноглавой конгрегационной Благовещенской церковью. Восстановлено в 1824 г. по проекту А. Меленского. Во время реставрационных работ изменена форма крыши, арки галереи нижнего этажа укреплены дополнительными пилонами. В 1837 г. во время капитального ремонта лестница, ведущая с галереи на второй этаж, переносится вглубь здания. В 1863-1864 г.г. ремонтные работы проводились под руководством П.И. Спарро. Помещения верхнего этажа использовались под библиотеку, а нижнего - под экспозиции музея церковных древностей. 5. Поварня с кельями. Первоначальная постройка относится к первой половине XVII в. и отождествляется со зданием трапезной Братского монастыря. Здание прямоугольное в плане, разделенное сенями на две половины с глубоким подвалом со сводами (в подвал ведет специальный вход на южном фасаде).

http://sobory.ru/article/?object=04839

Курск. губ. правления 61 , на объявленные в упомянутом докладе средства под надзором техника 62 . Из проекта же видно, что корпус этот будет иметь полтора этажа, с двумя по лицевым углам оного фронтонами, а по сторонам – восточной и западной – с навесами и крыльцами, или же портиками. В лицевой стене верхнего этажа этого корпуса 9 окон, за исключением фронтонов, в коих намечено также по одному окну, как в верхнем, так и нижнем этаже, соответственно девяти окнам верхнего этажа, в нижнем намечены 9 полуокон. В этом нижнем этаже имеют помещаться все службы, относящиеся к трапезе монастырской – с палатами, чуланами, буфетом с помещениями для служащих при кухне и трапезе, а в верхнем – сама трапеза с окружающими оную жилыми помещениями – кельями для братии. Оставаясь на прежнем месте, т. е. на месте обветшавшего, этот новый корпус будет стоять на южной стороне монастыря, задом к оврагу с рощей и лицом параллельно Предтечиевскому храму; а этот храм, что пред очами, сидящей за столом братии, – он неотступно будет напоминать им ту пищу и питие, которые соделали Предтечу Иоанна сильным на подвиги духовные, и неустрашимым проповедником покаяния. Из утвари церковной немного сохранилось замечательного по древности своей. 1). Евангелие напрестольное, в серебряном окладе, все вызлащенное; Москов. печ. 1681 года при царе Феодоре Алексиевиче. 2). Потир массивный, сребровызлащенный, обложенный сеткой и серебряными накладками, вокруг подножия – изображены в медальонах страдания И. Христа. 3). Потир серебряный, вызлащенный, тяжеловесный, не старой работы, очень изящный. В библиотеке монастырской хранится до 200 книг разного содержания. По древности и редкости своей заслуживают внимания следующее: 1). Библия в лист С. П. -Б. 1751 года, с надписью на обороте вводного листа такою: «Сию книгу пречестному иеродиакону Сильвестру ризничему нашему дали мы 1760 года марта 14 дня, смиренный Иоасаф Епископ Белоградский» 2). Библия на немецком языке in 4 1729 г. 3). Евангелие И. Хр. во славу Человеколюбца Единого Триипостамого Бога Отца и Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1870 г. при Николаевской церкви открыто церковно-приходское попечительство, которое приняло решение о распространении трапезной части церкви с устройством в ней двух придельных алтарей. В том же году начались работы, а в следующем, 1875 г., благочинным, соборным протоиереем Николаем Садовниковым освящён правый придел в честь Архистратига Божия Михаила, в 1880 г. - левый придел в честь Святой Троицы. В 1880 г. возобновлён иконостас главного алтаря и стены в храмовой части. В 1895 г. причту и церковному старосте Николаевской церкви Зареченской слободы крестьянину Петру Ивановичу Гольцову епархиальным начальством было разрешено приобрести новый колокол на храмовую звонницу весом в 100 пудов. В начале XX в. приход Никольского храма состоял из жителей Зареченской слободы Раненбурга - 773 мужчин и 742 женщин, проживавших в 248 дворах. Согласно описи из страховой оценки 1910 г., Никольская церковь «Зареченской города Раненбурга слободы - каменная, крыта железом, окрашенным медянкой. Длина церкви, считая с колокольнею, 15 саж., ширина 10 саж., высота до карниза 6 саженей. На церкви имеется одна большая глава, а на приделах - две малые. Больших окон в настоящей и в приделах 26, дверей наружных деревянных, обитых железом 3… Иконостас в настоящей длиною 13 1/4 арш., высотою 8 арш., оценён в 3 000 руб., а иконостасы в приделах длиною 9 арш., высотою 6 арш., оценены в 6 000 руб. Церковь отапливается 4-мя простыми печами. Колокольня в два яруса, на втором ярусе висят 4 колокола, оценённые в 2 тысячи руб. Ближайшие к церкви с западной и восточной сторон в 20 саженях постройки крестьян, а с южной стороны - земская школа в 10 саженях. Оценена церковь вместе с иконостасом и колокольнею в 25 тысяч рублей… Церковь построена в 1855 году, а приделы в 1874 году… Окружена каменной с железными решётками оградой». В том же 1910 г. прихожане Зареченской слободы подали прошение «переменить разбитый колокол весом 50 пудов на новый весом до 70 пудов». В притворах колокольни помещалась караулка и церковно-приходская школа, открытая в 1885 г. По данным 1892 г., в ней обучалось 35 мальчиков и 4 девочки. По сведениям 1902 г., в одноклассной школе при Никольской церкви обучалось 16 мальчиков и 6 девочек. Кроме законоучителя в ней работало 2 педагога.

http://sobory.ru/article/?object=12092

Источник:http://vologda-eparhia.ru/ Ныне существующий собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1833–1836 годах по проекту губернского архитектора Николая Андреевича Трубчанкина взамен существовавшей небольшой деревянной церкви. Строительство здесь первого храма, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы, произошло не позднее 1790 года. Оно связано с историей кладбища. Череда эпидемий, опустошавших русские города в 1760–1770-е годы, заставила государство принимать радикальные меры для предотвращения распространения болезней. 24 декабря 1771 года принят указ Сената " О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей " , согласно которому запрещалось " хоронить умерших в городах при церквях " и предписывалось " отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей " . В связи с правительственными распоряжениями в 1781 году за чертой города Вологды начали действовать три кладбища (по числу частей города), в том числе Заглинковское (Николаевское). В 1782 году землемер Неелов следующим образом описал его месторасположение: " Находится... по течению реки Содемы вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала в трёхстах саженях " . Для отправления богослужения по усопшим здесь не позднее 1790 года был построен небольшой храм. После освящения его престола в честь Рождества Богородицы кладбище стало именоваться Богородским. Архитектурные особенности (описание) объекта Двухэтажное здание храма построено в стиле ампир. Оно относится к редкому для Вологды типу храмов " под колоколы " . Над массивным двухэтажным четвериком возвышается ротонда звонницы, завершённая сферическим куполом с небольшим глухим барабаном и крестом на шарообразной миниатюрной главке. К основному объёму примыкают трапеза и алтарная апсида, прямоугольные в плане и лишь немного уступающие ему по высоте. Южный и северный фасады на уровне второго этажа оформлены четырёхколонными тосканскими портиками в антах. Основаниями портиков служат ризалиты первого этажа с глубокими и широкими полуовальными арками. Колонны портиков, украшенные профилированными базами и капителями, несут широкие антаблементы с треугольными фронтонами. В центре портика между средними колоннами устроено увенчанное треугольным сандриком тройное окно, над которым расположено итальянское окно второго света. Венчающий карниз храма декорирован модульонами. По мнению Г.К. Лукомского, эта обработка нижнего этажа " сделана в церкви отлично и вообще представляет собою приём мало использованный и очень интересный " . Современный вид здание церкви приобрело в начале XX века после перестройки притвора в трапезную с двухэтажным закрытым парадным крыльцом. Иконостасы обоих этажей церкви имеют эклектичный облик. В XIX веке интерьер храма был украшен масляной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=08247

В общем, эта церковь, отличающаяся белизною своих прямых, правильных, почти гладких стен, приятно оттеняемых зеленью окружающих старых берёз и других растений, рассаженных внутри её ограды, производит очень хорошее впечатление, но внутри она как в том, так и в другом этаже недостаточно высока, а в средней главной части нижнего этажа, кроме того, ещё и темна. Лучшей частью её является средний храм в верхнем этаже, особенно в передней половине под куполом. Здесь внимание входящего останавливает на себе иконостас, отличающийся своей оригинальностью: он четырёх ярусов, значительной высоты, весь резной из липового дерева в стиле рококо, не покрыт никакой краской, оставлен без позолоты; стоимость его, не считая икон нижнего яруса, взятых из старого иконостаса, равняется 4900 руб. Иконостас этот поставлен в 1890 г., существовавший же до него, за исключением вышеупомянутых икон нижнего яруса, украшенных серебряными вызолоченными ризами, продан за 500 р. в Челябинский уезд. В главном храме нижнего этажа настоящий иконостас существует с 1863 г.; прежний, замененный им, был пожертвован в церковь с. Могильского, входившего, до открытия в нём самостоятельного прихода, в качестве деревни в состав прихода Николаевской церкви. Между иконами Николаевской церкви заслуживает внимания по своей богатой, украшенной бриллиантами, крупными сапфирами и другими драгоценными камнями серебро-позлащенной ризе Тихвинская икона Божией Матери, устроенная Шадринским купцом О.И. Фетисовым в благодарность за чудесное спасение его от потопления в Ладожском озере. Икона помещается в правом заклиросном киоте среднего храма в верхнем этаже, а с прекращением там богослужения на зиму переносится в нижний этаж, где помещается в особом нарочито для того устроенном киоте. В нижнем этаже стены в 1900-1901 гг. окрашены заново масляною краской и весьма удачно и умело расписаны священные изображения. Отделка же и украшение стен верхнего этажа нуждается в капитальном ремонте. Приход Николаевской церкви, как и других городских церквей, не ограничивается какой-нибудь определённой территорией. Напротив, прихожане рассеяны по всем частям и улицам города, что можно объяснить пожарами, бывшими в 70-е гг. девятнадцатого века. После которых жители города, поселившись на новых, отведённых им или приобретённых ими усадьбах, вдали от своих приходских церквей, не пожелали переписываться к приходам тех церквей, по близости которых получили себе новые места. Число прихожан Николаевской церкви достигает в городе 1550 д. обоего пола ив двух деревнях (Хлызовой и Погорелки) 950 д. обоего пола. В пределах прихода две ц.-приходских школы, из которых одна в самом городе помещается в одном из флигелей собственного дома, находящегося у самой церкви, а другая — в д. Погорелка.

http://sobory.ru/article/?object=05909

Повторная реставрация терема проводилась накануне Первой мировой войны, а в ХХ веке он чуть было не стал жертвой строительной халатности: близ него проложили канализацию, потревожившую фундаменты древней постройки, и она стала заваливаться набок. Угрожающий падением " хлам " хотели разобрать, и лишь вмешательство П.Д. Барановского спасло Крутицкий теремок от разрушения. Вот, кстати, свидетельство Барановского о системе переходов второго этажа (терем включён в неё), связывающего митрополичьи палаты и Успенский собор: " Интересным художественным архитектурным памятником в Крутицах являются и так называемые переходы второго этажа, состоящие из тридцати арок красивого рисунка, поддерживаемых круглыми короткими колоннами... Они проходят вдоль всего северного фасада митрополичьих палат и связывают их с Воскресенской церковью и Успенским собором, то есть объединяют основные здания всего комплекса в одно живописное целое " . Реставрация Крутицкого терема и переходов завершилась в целом к 1970-м годам. Тогда же реставрировались и архирейские палаты, строительство которых было предпринято митрополитом Павлом в 1665 году (не исключено, что на более ранних фундаментах). На протяжении существования митрополичьи палаты не раз перестраивались. Опись, составленная при передаче Крутицкой кафедры в Московское епархиальное ведомство, фиксирует, в частности, следующие черты здания: " покои каменные в два этажа " , " покрыты тесом с красною краскою " , " над домом... полукружный фронтон с балясами " . Упоминаются также примыкавшие к основному зданию " архирейские покои летние зеленые двухэтажные, низ каменный, верх деревянный, на два отделения... одно соснового, другое липового дерева " . У П.Д. Барановского (статья " Крутицкий дворец в Москве и его реставрация " в альманахе " Памятники Отечества " за 1972 год) о " покоях летних зеленых " читаем следующее: " Набережные палаты Крутицкого комплекса, или Зеленые хоромы, по описанию XVIII в., расположены у западной границы владения на крутом обрыве к Москве-реке. Их сооружение относится ко времени Петра I, когда в 1718 г. было запрещено каменное строительство в связи с обстройкой Петербурга. Как было установлено архивными исследованиями, раскопками и изучением остатков в натуре, здание состояло в надземной его части из трёх палат, средняя из них была сенями, а по бокам - две другие. Из сеней каменные лестницы вели в белокаменные подвалы, расположенные под двумя боковыми палатами. Палаты в соответствии с их назначением назывались Поваренными палатами. Над этими каменными частями сооружения в 1757 году бригадой плотников во главе с Евстафием Князевым были построены Зеленые хоромы - деревянные жилые помещения для архиреев. Эти хоромы соединялись деревянными переходами с основным зданием митрополичьего дома, а с другой стороны, по верху ограды, был переход в сад с беседкой и в березовую рощу " .

http://sobory.ru/article/?object=02788

В сентябре 1992 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн обратился к властям с просьбой о передаче здания храма С.-Петербургской епархии и получил распоряжение о передаче второго и третьего этажей храма с 3 декабря 1992 года. Нижняя церковь была передана приходу 24 октября 1994 года. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г., здание храма получило статус памятника архитектуры республиканского значения. Купола церкви увенчались в 1994 – 1996 годах всеми своими некогда утраченными крестами. В 1998 году был восстановлен центральный Крестовоздвиженский придел второго этажа, и 26 сентября того же года он и весь храм второго этажа был освящен. В настоящее время основные восстановительные работы ведутся в центральном куполе. Живопись в куполе утрачена, необходимо ее полное восстановление. В ходе реставрационных работ в 1998 г., почти на всех стенах храма второго этажа раскрыты большие фрагменты живописи, как на библейские сюжеты, так и на церковные праздники. Манера живописи - позднеакадемическая, с чертами русско-византийского стиля, орнаменты (геометрический и растительный) выполнены в том же стиле, само качество, по мнению специалистов, высоко профессиональное. Живопись находится в сравнительно хорошем состоянии, выполнена в середине XIX века, автором, вероятнее всего, был известный мастер церковной настенной живописи академик Роман Федорович Виноградов. Из былого великолепного убранства храма до наших дней ничего не сохранилось, хотя по архивным данным " Исторической справки " видно, что в процессе " ликвидации " прихода, церковные ценности передавались в Эрмитаж. В настоящее время в Свято-Троицкой церкви ( " Кулич и Пасха " ) находится иконостас Зачатьевского придела. Он сохранился в значительной части (кроме Царских врат и фигур Ангелов), но передача его невозможна, так как иконостас с конца сороковых годов определен в действующем храме. Для воссоздания и реставрации храма потребуется немало сил и капиталовложений. На втором этаже храма проводятся регулярные службы. По сохранившимся фотографиям воссозданы Царские Врата. Обустроен алтарь. При церкви есть иконописная мастерская. Именно здесь написано большинство новых икон храма. Есть и старинные, намоленные, среди которых особо почитается образ свт. Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=00716

Известные всем события русской истории не дали монастырю выжить, он прекратил свое существование. Мы не знаем, как монахини и послушницы монастыря пережили революцию и гражданскую войну. Закрытие монастыря означало утрату общинного хозяйствования, каждый вновь был предоставлен сам себе. Вероятно, монахини и послушницы возвращались в родные поселки, где и доживали свой век. Полный текст на сайте oblast74.ru Сразу же после постройки православного храма Николая Чудотворца, на окраине города приступили к строительству Покровского женского монастыря. За воротами, каменным забором и со сторожем жили монашки. На территории монастыря была своя церковь. При монастыре был небольшой хутор, где жил священник Кыштымов. Весь этот архитектурный комплекс расположился на склоне Бушмелевой горы. В 1928 году монастырь был закрыт, и на его территории была, по некоторым данным, создана детская коммуна имени Ф. Дзержинского. Постепенно здания монастыря разрушали, уничтожалась никому ненужная архитектура. Сегодня на месте женского монастыря сохранилось лишь одно строение. Это – кельи монастыря. Здание упрощенной архитектуры, характерное для Южно-Уральского региона. Двухэтажный, прямоугольный в плане корпус, включающий два разновеликих объёма, покоится на бутовом фундаменте с низким цоколем. Первый этаж – кирпичный и побеленный. Второй этаж выложен из шестистенного сруба, рубленного «с остатком в обло». Поэтажное членение здание подчеркивается поясом фигурной кирпичной кладки. Входы в кельи расположены по периметру. Углы первого кирпичного первого этажа скреплены рустованными кирпичными лопатками. Оконные и дверные проёмы лучкового очертания, обрамлены фигурными наличниками, имеющие развитые навершия. Под оконными проёмами первого этажа устроен пояс, который имеет прямоугольные ниши со скруглёнными боковыми сторонами. Окна второго этажа высокие, прямоугольные со строгими деревянными ленточными наличниками. Крыша основного объёма четырёхскатная с металлической кровлей, а меньшего объёма – односкатная.

http://sobory.ru/article/?object=40692

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010