Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м. Согласно ведомости 1910 года, по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком». Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки. Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м). Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты. Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова». Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку. Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

http://sobory.ru/article/?object=14407

III). В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего. Храм, перестроенный Иродом, может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницей пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступы по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепной Вавилонской завесой и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть. В Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святая святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников, ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокой стеной и стоял несколько выше Двора народа. Б) Двор народа был 14 ступенями выше Двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокой стеной. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых, дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами ( Дeяh. III, 2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей Двор мужей от Двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался Двор священников с севера, востока и юга. Вокруг Двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Пожар также не мог уничтожить небоскрёбы. Вот доказательства того, что официальный отчет снова врет: Итак, здание ВТЦ-1 выдержало первый удар. Тем не менее, в последующие полтора часа в результате пожара случилось нечто, спровоцировавшее обрушение башни. Кстати, это первый и единственный случай в мировой истории, когда небоскреб превращается фактически в груду руин в результате полуторачасового пожара - это если верить официальной версии. В середине 1990-х годов две британские фирмы - British Steel и Building Research Establishment - провели серию экспериментов в городе Кардингтон, чтобы выявить влияние пожаров на сооружения со стальным каркасом. На экспериментальной модели восьмиэтажного здания стальные конструкции не имели огнестойкой защиты. Несмотря на то, что температура балок из стали достигала 900 °C (!) при критически допустимом максимуме в 600 °C, ни в одном из шести экспериментов не произошло разрушений, хотя определенные деформации имели место. В августе 2005 года Джон Холл (John R. Hall Jr.) из Национальной противопожарной ассоциации США, опубликовал аналитический труд «Пожары в высотных сооружениях». В частности, в нем приводится статистика, согласно которой только в 2002 году в высотных строениях произошло 7300 пожаров, многие из которых были очень интенсивными и продолжались в течение многих часов, успев поглотить при этом не один этаж. Несмотря на наличие жертв и значительный ущерб, ни один из этих пожаров не привел к обрушениям. Если этого недостаточно, то вот еще несколько конкретных примеров наиболее сильных пожаров за последние десятилетия: 23 февраля 1991 года вспыхнул пожар в 38-этажном здании One Meridian Plaza в Филадельфии. Пожар начался на 22-м этаже, охватил 8 этажей и продолжался 18 часов. В результате этого пожара было выбито множество стекол, потрескался гранит и просели несущие стены. Тем не менее здание выстояло и ни одна его часть не обрушилась. 4 мая 1988 года загорелось 62-этажное здание First Interstate Bank в Лос-Анджелесе. Пожар продолжался 3,5 часа, выгорело 4,5 этажа - с 12-го по 16-й. Но несущие конструкции уцелели полностью, а второстепенные конструкции и несколько межэтажных перекрытий получили лишь незначительные повреждения. Здание выстояло.

http://ruskline.ru/opp/2016/sentyabr/13/...

Кафоликон представлял собой здание огромного размера (ок. 21×21 м), Чубинашвили отмечал, что «главной задачей зодчего было - создать по форме и величию новое внутреннее пространство. Эту задачу он безусловно решил. Вопрос о законченном внешнем виде для него не существовал. Поэтому внешний вид его здания не то чтобы продиктован внешними формами, а полностью подчиняется им» ( Он же. 1936. Т. 1. С. 70). По мнению ученого, внешне храм представляет собой массив, состоящий из 8 соединенных полукружий, с возвышенным куполом в центре. Стены храма выстроены из квадр грубо тесанного зеленоватого камня, внутренняя часть - из ломаного камня, залитого раствором. Арки и своды выложены из распространенного в Кахети пористого известкового туфа. Снаружи тем же материалом отделаны верхние части стен - результат позднего ремонта ( Беридзе. 1974. С. 102). Свет поступал через окна барабана, алтарной апсиды (3 окна) и др. апсид (по одному). Входы в храме были во всех апсидах, кроме алтарной. Угловые помещения получали освещение только из храма и входных дверей. В одной из угловых комнат, возможно, находилась купель. Позднее в помещениях, прилегающих к алтарю, входы были заделаны. Главный зап. вход имел портик, украшенный специальными колоннами, который по форме походил на портики мцхетского Джвари. Колокольня. XVI в. Колокольня (высота ок. 17 м) представляет собой один из лучших образцов кирпичной архитектуры XVI-XVIII вв. Три нижних этажа создают единый квадратный башенный массив, 4-й этаж, где устроена звонница,- это 8-столбовая сквозная беседка. В каждом из 3 нижних этажей находится по сводчатой комнате со стрельчатыми окнами, нишами и каминами. Лестница расположена в толще стены. Композиция фасадов хорошо продумана, разработана расположенными в определенной симметрии стрельчатыми арками, ромбами, крестами, выведенными кирпичной кладкой (стрельчатая арка в прямоугольной рамке - характерный мотив того времени, к-рый стереотипно повторяется во всех кирпичных памятниках). Колокольня Н.- одна из наиболее высоких в Грузии ( Чубинашвили. 1959. С. 497-500; Беридзе. 1974. С. 103). Архиерейский дворец

http://pravenc.ru/text/Ниноцминда.html

Накануне начался Петровский пост . Я было решила соблюдать его, а для семейства наготовила мяса. Однако, супруг мой весьма в еде разборчив, дочка тоже разбалованная, и они почему-то отказались его есть, а мяса-то жалко! И труда своего тоже. «В другой раз попощу», – подумала я. Конечно, глупо связывать этих два события. Чему суждено быть, тому не миновать. Но может быть, Кому-то надоело мое полу-верие, вечные полу-меры, вечное «потом»? Ведь может же такое быть? Мы с сыном еще долго мучились по разным больницам, пока не нашли лечащего врача (дай Бог ему здоровья), который оказался не только профессионалом, но и настоящим христианином в душе. В той клинике мы остались целый месяц. Я не могу описать словами, что со мной происходило. Это снова был стресс, который однажды уже подтолкнул меня к вере и посту, только в тысячу, миллион раз сильнее! Это были полуночные слезные молитвы, это был полный отказ от какой-либо пищи, это была одна единственная «тупая» мысль: Я ЭТОГО НЕ ВЫНЕСУ! У меня всегда было желание иметь большую семью, чем больше – тем лучше. Но после того, что произошло с моим маленьким, я стала все чаще задумываться, а смогу ли? По силам ли мне это? И все больше склонялась к ответу, что – НЕТ! Но Господь милостив! Лекарство моему мальчику все-таки подобрали, и дело пошло на поправку. Естественно, я со слезами благодарила Бога и неукоснительно теперь соблюдала пост, и более того. Так вышло, что нас с сыном отпустили домой в пятницу. Свекровь нас встретила сытным обедом. Без задней мысли (не выпендриваться же перед ней, обидится ведь!), я села за стол… Мы не пробыли дома и трех часов, как мой сынуля – сейчас я скажу нечто страшное, невообразимое для каждой матери, – выпал из окна второго этажа. Полиция потом измерила – это с высоты 4,3 м. Внизу – бетонный фундамент дома. В приемном покое выявили только перелом фибулы, причем «чистый», «аккуратненький», и небольшой порез на подбородке. Мне до сих пор непонятно, как?! Но – он выжил! И довольно быстро выздоровел, этот мой отчаянный «парашютист», и уже во всю карабкается на спинки дивана (который мы, естественно, переставили подальше от окна), стула, кровати, пытается взобраться даже на дерево… Короче, бесстрашный такой, что у меня кровь в жилах стынет и сердце замирает, когда я наблюдаю за этими его акробатическими упражнениями! И не могу даже представить себе, то ли еще будет, когда он вырастет…

http://pravmir.ru/post-dolgij-i-slava-bo...

Справа от св. ворот стояла дубовая рубленая 8-угольная колокольня с 4 колоколами. В кон. XVII в. была возведена каменная 3-ярусная колокольня. Изначально колокольня построена как отдельно стоящее здание, поэтому ее ось не совпадает с продольной осью Успенской ц., частью к-рой она является, и смещена к северу. Впосл. колокольня и церковь соединили посредством трапезной. В описании 1702 г. упомянуты 9 колоколов и часы «большие железные»; общий вес колоколов составлял 142 пуда 33 фунта. В 1698 г., при игум. Филарете, в Москве был отлит большой колокол (96 пудов 4 фунта). Работы были произведены на деньги, которые пожертвовали царь Петр I и его свита. Колокола, кроме большого, сильно оплавились во время пожара 1764 г. и были заменены новыми. Согласно описанию 1884 г., нижний этаж колокольни «квадратный, длина и ширина 10 аршин», 2-й этаж 8-гранный, 3-й пирамидальный. Высота 1-го этажа - 14 аршин, 2-го - 6 аршин, 3-го - 7 аршин. Колокольню венчала 8-гранная пирамида с 2 рядами маленьких слуховых окошек (всего 12). Высота колокольни - 37 аршин. На 2-м ярусе располагались архив и б-ка, куда можно было подняться по наружной кирпичной лестнице. Согласно писцовым книгам 1627 г., в Л. м. было 5 келий, в которых проживали 5 старцев, 2 бельца, 2 дьячка, пономарь; в 1690 г.- неск. келий, в т. ч. 2 игуменские с сенями, липовая гостиная на подклете с сенями, казенная с чуланами, 4 старые и 7 новых братских келий. В 1836 г., при игум. Никоне, был построен каменный корпус с братской трапезной и кухней, в 1839 г. к Успенской ц. пристроен придельный алтарь. В 1897 г. за оградой Л. м. сооружен кирпичный корпус под школу для 70 мальчиков. В 3-й четв. XVII в. деревянная ограда обители была заменена каменными крепостными стенами с 3 ярусами бойниц. Монастырские стены (длина зап. стены - 195 м, южной - 260 м, восточной - 235 м, северной - 230 м) образуют в плане неправильный четырехугольник. В описи 1702 г. упомянуты на воротах задней стены 2 «пушечки чугунные». В 40-х гг. XIX в. в юж. стене ограды были построены новые ворота и калитка. Сев.-зап. угол стен после 1763 г. стал частью 2-этажного настоятельского (позднее братского) корпуса. После 1854 г. с юго-зап. стороны мон-ря к стене был пристроен новый настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Понимая, что древний деревянный храм Сторожевой слободы уже «отжил свой век», его прихожане вначале 1890-х г.г. приняли решение о постройке новой каменной церкви. В отчёте благочинного за 1891 г. новый храм упомянут как строящийся. Заложена церковь 14 июня 1890 г., «построение ея идёт безостановочно и доведено в истекшем году до второго этажа». В 1892 г. близ церкви был поставлен каменный столб с углублением, где стояла кружка для сбора пожертвований в пользу строящегося нового каменного храма. Старая деревянная церковь продолжала действовать как минимум до 1899 г. Постройка каменной, богато декорированной и похожей на древний теремок кирпичной церкви Рождества Христова в Сторожевой слободе окончилась в 1900 г. Освящение двух престолов нового храма совершил 12 и 13 ноября 1901 г. благочинный 1-го Данковского округа протоиерей Михаил Сперанский. В тёплом, нижнем храме - во имя Рождества Христова, в летнем, верхнем - в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1902 г. решался вопрос о строительстве вокруг Христорождественской церкви каменной ограды. Старая деревянная церковь после освящения нового храма перестала поддерживаться приходом и пребывала в ветхом состоянии. По сведениям из страховых описей 1910 г. древний храм выглядел следующим образом: церковь на кирпичном цоколе, снаружи обитая тёсом, внутри холстом, окрашенным клеевой краской. Церковь стояла под железной кровлей, окрашенной красной краской. Длина церкви составляла 8,5 саж., наибольшая ширина 2 1/3 саж. На церкви одна большая главка, больших окон - 7, дверей створчатых - 3. Иконостас один длиной 7,5 арш., высотой 7 арш. Колокольни нет. Церковь ветхая и была оценена всего в 1 000 руб. Ближайшая к церкви постройка - дом с северо-западной стороны на расстоянии 10 саж. В том же 1910 г. застрахована была и новая Христорождественская церковь - кирпичная на каменном цоколе, двухэтажная, покрытая железом, окрашенным зелёной масляной краской. Внутри храм оштукатурен. Длина церкви, считая с колокольней 11 саж., наибольшая ширина 6 саж., высота до верха карниза 5 саж. На церкви одна большая главка. В нижнем этаже больших окон 12, одна двустворчатая дверь. В нижнем этаже иконостас один, длина 10 1/4 арш., высота 3 1/4 арш., оценён в 1 000 руб. Нижняя церковь отапливалась тремя голландскими печами. В верхнем этаже окон больших 10 штук, малых - 6 над боковыми дверями и 12 в главке. Дверей наружных створчатых 3 штуки. Иконостас один, длиной 10 1/4 арш., высотой 8 арш., оценён в 1 000 руб. Храмовая колокольня в два яруса, высотой до верха карниза 6 саж. Оценён храм в 10 000 руб. Ближайшая к храму постройка - жилой купеческий дом с юго-восточной стороны в 20 саж.

http://sobory.ru/article/?object=12081

Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Являясь, по упоминаниям историков Ельца, памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца, храм своими размерами и ампирными формами выражает величие этой победы. Автор проекта на постройку Успенской церкви в настоящее время пока не установлен, но это, без сомнения, выдающийся столичный архитектор-классицист круга Шарлеманя, Руско и др. Пятиглавие храма является своего рода возвращением к древнерусским традициям, получившим развитие лишь спустя 20 лет в тоновских постройках. Основная восьмигранная храмовая глава продолжает ещё традиции XVIII ст., происходящие конструктивно из восьмериковых каменных храмов, строившихся до этого в Ельце на протяжении полутора столетий. Однако маленькие световые главки, прорезанные по сторонам света круглыми оконцами, имеют совершенно другую форму - цилиндрическую. 79-метровая колокольня, выстроенная в лучших традициях русского позднего классицизма, и до настоящего времени является непревзойдённым по высоте архитектурным сооружением Ельца. Во второй половине XIX в. во время одного из ремонтов Успенская церковь претерпела незначительные изменения: с юга и севера к трапезной были пристроены небольшие притворы, прямые перемычки окон первого яруса получили полуциркульное завершение, но в целом это не повлияло на облик здания. Из древней церкви в новый храм были перенесены иконостасы для алтарей верхнего этажа и большинство древних икон. В 1861, 1867, 1872 и 1881 г.г. соответственно Успенский, Богоявленский, Воздвиженский и Георгиевский иконостасы были заменены новыми на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Староста храма купец второй гильдии Никанор Назаров в 1875 г. был «Высочайше» награждён золотой медалью на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству. Иконостас алтаря Успения Божией Матери имел высоту 16 арш. и ширину 14 3/4 арш. Иконостасы приделов Входа Господня в Иерусалим и Воздвижения Креста Господня - высоту 7,5 арш. и ширину 9 3/4 арш. каждый. По страховой оценке 1910 г. иконостасы летнего храма стоили 10 тыс. руб. В нижнем храме Богоявленский иконостас имел высоту 7 арш. и ширину 13 арш. Во имя св. Георгия Победоносца и Григория Богослова - высоту 7 арш. и ширину - 9 арш. каждый. Иконостасы нижнего храма оценены были в 9 тыс. руб.

http://sobory.ru/article/?object=02129

Немало усилий было приложено для восстановления её внутреннего убранства... Кладбищенский храм во имя Преподобной Эмилии устроен был основательницей монастыря игуменьей Эмилией в 1865 году и 29 августа по благословению Высокопреосвященного Макария Архиепископа Харьковского освящён священнослужителями монастыря. Храм был каменный, небольшой, расположен в саду за оградой монастыря, среди могил сестёр обители. Отличался чёрным (траурным) иконостасом. Богослужения совершались только в летнее время, с разрешения епархиального начальства совершались и венчания жителей села Стрелечье. Эта церковь до настоящего времени не сохранилась. Заброшены и сад, и кладбище. Сохранилась только одна могила 400 психически больных, расстрелянных немецкими оккупантами в период Второй мировой войны. Уход за ней осуществляется администрацией больницы, в прошлом совместно с комсомольской, а сейчас с профсоюзной организацией больницы. С западной стороны монастыря в черте ограды находилась главная монастырская каменная 4-ярусная колокольня, 52 аршин высоты. Под ней были устроены главные ворота, а в двух этажах по обеим сторонам - несколько келий для сестёр. Колоколов было пять, часть из них находились на колокольне при Николаевской церкви. Сейчас верхние этажи колокольни не сохранились, нижние два этажа используются приёмным отделением больницы. Толщина основных стен помещения позволяет в жаркое лето сохранять прохладу, а в любую зимнюю стужу - тепло. Часовня во имя святителя Николая в железнодорожном вокзальном зале 3 класса станции Харьков была устроена в 1897 году с разрешения Епархиального и железнодорожного начальства. Часовня была деревянная, резная, красивой архитектуры со святыми иконами художественной работы. До настоящего времени она не сохранилась. Часовня во имя Нерукотворного Спаса вблизи хутора Епанчин, в 4 километрах от монастыря. Была устроена в 1889 году в память чудесного спасения Царской семьи при крушении Императорского поезда в 1888 году возле станции Борки. Часовня была небольшая, деревянная, покрашенная и покрытая железом.

http://sobory.ru/article/?object=57164

Наличность имеющегося в распоряжении ИТД построек не вызывает нужды в реставрации и приспособлении данного здания, а только загромождает территорию колонии, представляя мертвый и с каждым годом уменьшающийся капитал. В дальнейшем комиссия под руководством окружного инженера установила следующее: по подсчетам на здание собора было употреблено кирпича 1 300 000 шт., толщина стен в среднем 3 кирпича, фактическая глубина заложения фундамента средняя 4 аршина, частичная до 6 аршин, кладка произведена преимущественно на гидравлическом крепком растворе, площадь здания собора в основании по внутреннему обмеру составляла 1150 м2, высота от фундамента до главного купольного свода – около 30 метров. По мнению членов комиссии, здание может иметь хорошее и обширное помещение в 2-3 этажа с подвалом. В итоге, подсчитав затраты на разбор собора, комиссия предложила после выполнения эскизного проекта и сметы, провести реконструкцию здания с приспособлением под изолятор ИТД, предварительно сняв купола и все части, дающие признаки храма. С 1955 г. ИТД было переименовано в следственный изолятор. Сегодня сохранилось лишь несколько построек монастыря, которые можно отнести к комплексу памятников, в их числе собор иконы Казанской Божией Матери. Здание бывшего Собора иконы Казанской Божией Матери расположено с отступом от красной линии проезда Канатный, в центре комплекса памятников, ориентирован по сторонам света. Объемно-планировочное решение здания на период 1894 года: кирпичное оштукатуренное здание храма построено в русско-византийском стиле, в двух уровнях с большой центральной главой на барабане и четырьмя маленькими главками, без колокольни (звонница, видимо, была в монастырском комплексе отдельно стоящим сооружением). Стены – кирпичные оштукатуренные, кирпичные своды, кровля из листового металла. К основному объему, квадратному в плане, примыкали ризалиты, завершавшиеся над карнизом тремя закомарами. Углы здания и вертикальное членение фасадов выражалось стилизованными полуколоннами.

http://sobory.ru/article/?object=20726

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010