Тюмень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасская церковь. Год постройки - 1796. Яркий образец сибирского барокко. В церкви два этажа, что редкость для Сибири. Единственный в Тобольской губернии имел 13 крестов. Северный придел был сооружен в 1913 году и несколько исказил первоначальный замысел, но барокко еще хорошо видно в завершениях глав и деталях второго этажа церкви. При советской власти в церкви были общежитие, затем библиотека, в последние годы Спасская церковь использовалась для фондов областного краеведческого музея. В настоящее время реставрация Спасской церкви завершается, и вскоре она вновь сможет принимать прихожан и радовать глаз жителей и гостей Тюмени, как одна из главных архитектурных жемчужин города. В 2004 году спустя долгие десятилетия кресты вновь засияли на Спасской церкви.  Первое упоминание о Спасской церкви г. Тюмени относится к первой четверти XVII в. В 1687 г. первый деревянный храм был уничтожен пожаром, после чего он был отстроен и вновь неоднократно уничтожался огнем на протяжении XVII и XVIII вв. Из-за столь частых пожаров встал вопрос о строительстве каменной церкви. По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 г. В 1797 г. храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 г. с освящением в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина). В храме находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который ежегодно 20-23 июля носили Крестным ходом в село Каменка, где благодаря этому Образу совершилось чудо исцеления от повальной болезни. Спасская церковь является одним из самых ярких архитектурных образцов так называемого «сибирского барокко». В 1837 г. Спасскую церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II вместе со своим воспитателем - поэтом Василием Жуковским. В 1893 г. при храме была открыта Спасо-Архангельская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00960

С 1941 по 1945 год здание было занято службами Пуховического военного училища. С 1945 года используется как вспомогательное административное помещение автотехникума. Братские кельи К востоку от собора у самой стены монастыря стоит двухэтажный корпус братских келий, построенный в 1732-1742 годах. «1742 г. Въ тоже лето въ Устюжскомъ Архангельскомъ монастыре начатыя въ прошломъ 1732 году каменныя кельи, состоящия въ несколькихъ корпусахъ и принадлежащихъ къ онымъ службахъ, въ семъ году постройкою окончены иждивениемъ того Внутренняя структура этого двухэтажного, вытянутого в длину сооружения с четырехскатной кровлей повторяет планировку монастырских жилых построек второй половины XVII века. Вдоль его главного фасада в верхнем этаже семь келий, с тыльной стороны во всю длину здания сени. В нижнем этаже четыре кельи, две кладовки и погреб. В 1763 году от братского корпуса до паперти Архангельского собора были построены каменные крытые переходы. Разобраны в 1777 году. После городского пожара 1763 года в здание братских келий переехала Духовная консистория. Она занимала всю южную часть первого этажа. Южную часть второго этажа занял секретарь консистории со своей семьей. В 1765 году консистория переехала. Кельи второго этажа были переделаны и отданы для размещения учеников Духовной семинарии, была упразднена в 1788 году. После чего корпус вновь отдали монастырской братии. В 1876 году братский корпус передан под Духовное училище. По преставлению ревизора Григоревского, корпус перешел во владение епархиального начальства. Позднее в корпусе размещалось общежитие для учеников Духовного училища, и от территории монастыря корпус был отделен особой оградой вровень со стенами монастыря. Училище было закрыто в 1918 году. После Гражданской войны половину помещения занимали начальные классы школы имени А. В. Луначарского. С 1941 по 1945 год различные службы Пуховического военного училища. С 1945 года в здании находятся учебные классы, лаборатории и другие службы автотехникума. У южной стены монастыря размещался одноэтажный корпус поварни и погребов, выстроенный в 1738 году. В нем размещалась одна келья, три погреба и две поварни.

http://sobory.ru/article/?object=10494

Новленское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм с оригинальной объемной композицией, сложившейся в несколько строительных периодов, и фасадным декором в формах барокко. В 1760 г. в селе была сооружена одноглавая двусветная церковь Толгской Богоматери с пятигранным алтарем, небольшой трапезной и колокольней. В конце 18 в. здание существенно перестроилось. Значительно расширили трапезную и надстроили ее вторым этажом. В нижнем этаже было 2 придела - Успения Богоматери и Николая Чудотворца, в верхнем один - Воскресения Христова. Одновременно все здание с трех сторон было окружено галереями. В конце 19 в. пространство 2-го этажа трапезной было расширено за счет галерей, а окна нижнего этажа трапезной были растесаны. В советское время здание было приспособлено под школу, колокольня уничтожена. Частично сохранилась роспись 2 четверти - середины 19 в. Один из самых необычных храмов района с оригинальной объемной композицией, сложившейся в несколько строительных периодов, и фасадным декором в формах барокко. Церковь стоит в центре села на большой площади, образованной между двумя параллельными улицами, к которым обращены восточный и западный фасады храма. Об истории существующего храма документальных свидетельств не сохранилось, и судить о его периодизации можно лишь на основании натурного обследования здания. Древнее село Новленское известно с 1650 г. как центр крупной вотчины боярина Колычева. В кон. 17 в. новленская вотчина была разделена между Ф.П. Глебовым-Стрешневым и Ф.А. Воронцовым-Вельяминовым. Вероятно, потомками одного из них в 1760 г. была сооружена одноглавая двусветная церковь Толгской Богоматери с пониженным пятигранным алтарем, небольшой трапезной и колокольней. В кон. 18 в. здание подверглось существенной перестройке. Трапезную, разобрав старые стены, существенно расширили и надстроили вторым этажом – плоские междуэтажные перекрытия теперь опирались на два ряда столбов. В нижнем этаже устроили два придела – Успения Богоматери и Николая Чудотворца, а в верхнем – придел Воскресения Христова. Одновременно с этим все здание с трех сторон окружили галереями. Вдоль боковых фасадов храма галереи имели вид двухъярусной аркады, далее аркада продолжалась в уровне второго этажа трапезной. Входы на второй ярус галерей находились западнее боковых входов в храм.

http://sobory.ru/article/?object=14861

Внутреннее устройство Богоявленского собора, выглядящего снаружи довольно сложной постройкой, весьма ясно и логично - оно полностью отвечает строительным этапам в истории томского соборного храма. Внизу два придела. В основном четверике, являющемся хронологически первым фрагментом здания и в сечении представляющем собой четырёхугольник, престол освящён во имя Илии Пророка. Помещение перекрыто коробовым сводом, апсида - привычной нам конхой. С трапезной оно соединяется широкой аркой, что визуально делает пространство единым. Ильинский придел всегда открыт в будничные дни, здесь всегда многолюдно. С южной стороны - Михаило-Архангельский придел, освящённый первым, 8 января 2000 года. Он отделён от Ильинского сплошной стеной с дверным проёмом. Тут всё просто, без излишеств - невысокий двухъярусный иконостас, минимум утвари, белые стены (такие же они, впрочем, и в Ильинском приделе). На второй этаж ведут лестницы из притвора. Здесь - тоже два придела, в горизонтальном сечении естественным образом повторяющие нижние приделы, однако они более просторны, особенно левый, он гораздо выше нижнего благодаря открытому изнутри высокому восьмерику осуществляется с использованием традиционных для этого типа храмов тромпов. Из трапезной, разделённой на две части стеной с аркой, в приделы ведут тоже арки, но они несколько мельче нижних, и поэтому пространство второго этажа представляется более дробным, уютным. Иконостас в центральном приделе - высокий, четырёхъярусный, он поднимается на всю практически высоту четверика. Особенностью его местного яруса является то, что над диаконскими дверями изображены сибирские святые: слева - святители Иоанн Тобольский, Макарий Томский и Иннокентий Иркутский, справа - праведный Пётр, святой старец Феодор и блаженная Домна Томские. Перекрытие трапезной второго этажа - цилиндрическое. Помещения второго этажа расписаны замечательными фресками. Мастера-иконописцы работали здесь с 2009 по 2011 год и выполнили свою работу очень качественно, с большой ответственностью.

http://sobory.ru/article/?object=03578

С братским корпусом этот величественный храм соединяется двухэтажными коридорами с восточной и западной стороны, вблизи алтарной части. Коридоры эти в виде особой пристройки, и, по высоте стен, карнизами своими подходят под карнизы стен самого корпуса, и потому составляют с ним одно целое. На нижнем этаже они ведут в самую церковь боковыми дверьми, а на верхнем – восточный коридор ведет в ризницу, так называемую царскую, а западный – в Лаврскую библиотеку и архив Лавры. Здесь же Духовный Собор Лавры и келлии о. Наместника. Братский каменный корпус, начинаясь с южной стороны от фронтовой галереи, идет в два этажа к северу на 42 сажени. Угловая часть его, где прежде было помещение Наместника, в 1863 году переделана в книжную и иконную лавку и свечной магазин. На 30-й сажени длины, нераздельное с корпусом двухэтажное строение, выдавшееся к востоку на 12 саженей, прежде занималось типографией, переплетней и складом базилианских книг. В 1862 году, по сломке в нем средних сводов, устроена в нем теплая церковь , в которой внешняя дверь сделана прямо с Лаврского двора, а на крыше устроен приличный деревянный купол, покрытый листовым железом. Фонарь сего купола украшен с четырех сторон образами, писанными на железных досках, представляющими лики: Преподобного князя Острожского Феодора, препод. Иова Игумена Почаевского, Св. Великомученика и победоносца Георгия и Св. Великомученицы Варвары. На нижнем и верхнем этаже сей части коридора – братские келлии, казнохранилище, просфорня, и как сказано выше, книжная и иконная лавка и свечной магазин. После сорока двух саженей длины тот же корпус поворачивается от востока к западу и уже в три этажа и простирается на 27 саженей. На нижнем этаже сей части корпуса братские келлии и келария; на среднем – тоже келлии братские, а на верхнем помещаются послушники. Наконец, корпус поворачивается от севера к югу снова в два этажа, длиной на 39 саженей. На 12-й сажени длины выдается пристроенное к сей части высокое здание к западу длинной в 12 саженей, в котором братская трапеза. На нижнем этаже сей части корпуса братская кухня, братские келлии, аптека и, наконец, больничная церковь ; здесь же и вход в церковь пещерную, – а на верхнем помещение Лаврских живописцев, живописная и др. В сложности длина всего корпуса 101 сажень. Архитектура как самой главной церкви, так и братского корпуса вообще в романском стиле. Все здания покрыты листовым железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

На южном фасаде два входа ведут в сводчатые помещения подклета под средней частью корпуса. В западном помещении находилась приёмная епископа. Белокаменная кладка сводов и стен в палате, разделённой тремя квадратными пилонами, исполнена очень тщательно, с уступчатой рамкой по краю проёмов, и датируется 16 веком. Полы выложены ёлочкой из кирпичей, поставленных на ложок. В других помещениях подклета размещались хлебня и хлебодарня. На 1-м основном этаже выделяются две палаты в западной части, у ю. з. крыльца с лестницей к домовой церкви. Эти крупные помещения, связанные одно с другим, перекрыты монастырскими сводами. Здесь, видимо, были жилые покои архиерея. Ряд помещений имеет коробовые или сомкнутые своды с резким преходом от плоской стены к вогнутой поверхности. В пристройке 18 века на первом этаже были братские кельи. Здесь всё пространство поделено на мелкие проходные помещения. Наиболее интересные помещения 2-го этажа примыкают к западному торцу корпуса. Здесь до перестройки в конце 17 в. находилась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. От входа в западном выступе южного фасада начинается крутая четырёхмаршевая лестница на сводах, с белокаменными ступенями и заглублённым в кладку каменным поручнем. На небольшую лестничную площадку 2-го этажа выходит богатый перспективный портал сер. 17 века, с витыми полуколоннами, килевидным верхом и многолопастной арочной перемычкой, раскрашенный по тонкому рельефному декору в зелёный, красный, золотистый и синий цвета. К широкой площадке перед входом в помещения 2-го этажа и лестницей на 3-й этаж обращён другой перспективный портал того же времени, ведущий в трапезную при домовой Иоанно-Предтеченской церкви. Над прямоугольным дверным проёмом здесь устроена изящная конха-раковина, окаймлённая мощными полуциркульными архивольтами. Оба портала явно навеяны прекрасными порталами итальянской работы в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля. Трапезная церкви Иоанна Предтечи – одно из самых крупных и выразительных помещений древних Архиерейских палат. Два мощных восьмигранных столпа вдоль северной стены трапезной поддерживают мощный приземистый свод с длинными параболическими распалубками. На восточной стене трапезной расположен арочный перспективный портал, ведущий в церковь. В отличие от двух порталов на лестнице, он не раскрашен: декор его скромнее и состоит в основном из филёнок сложной формы и фигурных профилей.

http://sobory.ru/article/?object=20392

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня " ). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год). Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

http://sobory.ru/article/?object=10903

На третьем этапе строительства над этими кельями был надложен второй этаж, в основном повторивший его планировку. Для входа с фасада приложили два больших богато украшенных сводчатых крыльца. Одновременно с этим перекрыли сводом проход между кельями и крепостной стеной, превратившийся в широкий крытый проезд, куда выходили окна нижних кладовок и выгребные ямы. Над ним и над кладовками поместили сводчатые летние кельи, обращенные в сторону входа в монастырь. Этот ряд келий протянули и позади Писчей кельи. Поскольку крепостная стена к тому времени уже стала наклоняться во внешнюю сторону, к ней приложили сплошной контрфорс. Позднее в стене и контрфорсе проделали ряд больших окон, служивших для освещения и проветривания проезда. Внутристенные лестницы при надстройке верхнего этажа ликвидировали и превратили в глубокие ниши-кладовки. Окна верхнего этажа отличались от нижних, хотя и у них были деревянные колоды. Полуколонки их наличников завершались карнизом и фигурным верхним обрамлением. Это характерные для XVII века наличники, такие же, как у других келий и как у северного фасада Казенной палаты. Вместе с этой последней здание келий образовывало как бы единое парадное обрамление Святых ворот при подходе со стороны Казанской башни. На последнем этапе, на рубеже XVII и XVIII веков кельи продлили по другую сторону Писчей кельи почти что до поворота стены Успенского монастыря. Внутренняя структура этой части здания более обычна. Во втором этаже к кельям переднего ряда через засенья сзади примыкали такие же холодные кельи, поставленные над кладовками нижних келий и над проездом. У нижнего этажа келий окна не имели обрамлений, у верхнего они были обведены рамкой цветных изразцов, сходных с изразцами палатки над Писчей кельей, но отличающихся от них по расцветке. Из входных крылец в этой части здания только одно сделали каменным, другое – деревянным. В целом Монашеские кельи выделялись своими размерами, сложностью и живописностью. Совершенно уникальная их особенность – включение в композицию маленьких двухэтажных световых двориков, вокруг которых как бы концентрировалась замкнутая внутренняя жизнь, отделенная от внешнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«С грехом помогает бороться чувство собственного достоинства, а не уверенность, что ты тряпка с Казанского вокзала» Однажды я спросил священника из глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал» 12 ноября, 2015 Однажды я спросил священника из глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал» Русский приход в Мадриде ведет свою историю с XVIII века – переезжающая вместе с посольством домовая церковь, арендованные помещения, бывшие магазины, переговорные пункты и даже мастерские давали приют православным. В 2013 году в Мадриде появился Храм святой равноапостольной Марии Магдалины, первый постоянный настоящий дом для православных испанской столицы. Протоиерей Андрей Кордочкин служит в Испании 12 лет, но «Правмир» поговорил с настоятелем не только и не столько об Испании. Как строить свою церковную жизнь не с последнего, а с первого этажа, победить скуку и формализм, стоит ли читать «неправославные» книги, мешает ли достойное поведение тому, чтобы стать успешным? Восхождение без последней ступеньки – В чем вы видите основную, самую типичную проблему современного церковного человека? Можно годами ходить в церковь, а той Любви, самой главной для человека, нет. Почему? – Мы часто начинаем со строительства последнего этажа. Когда я стал священником, я тоже говорил проповеди об обóжении, о всяких возвышенных предметах, а потом понял, что нужно начинать с начала, а не с конца. Сначала надо учить самому простому – порядочности, честности, вежливости, уважению. Ведь в советское время были утеряны христианские основы отношения к Богу, а следовательно друг к другу. Это не могло не отразиться на современной церковной жизни. И всё это нужно терпеливо выстраивать заново – с первого этажа. Любовь – это ведь не просто, мы не можем этому человека сразу научить. Прежде чем человек овладевает сложным и высоким, он овладевает очень простым. Однажды я спросил священника из карельской глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал. Спонсоры из Германии помогли нам сделать цех по обработке дерева, чтобы люди могли трудиться и зарабатывать деньги, а они начали ломать и воровать». Другой священник, который начал служить в селе в Ивановской области в начале 90-х, сказал, что прошло два года, прежде чем люди научились с ним здороваться. Поначалу мужики, когда он говорил «добрый день», молчали или отвечали матом.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-kord...

23 августа 2012 года храм был открыт для прихожан, а 25 августа 2013 года в один из профессиональных праздников горожан — День шахтёра Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм. Современное состояние [ править править код ] Собор служит студенческим храмом при Кузбасской православной духовной семинарии, где будущие священнослужители набираются опыта для своего дальнейшего служения. Также при соборе Рождества Христова действует Воскресная школа, которая основана в 1997 году иереем Георгием Пивоваровым. Описание [ править править код ] Собор Рождества Христова по центральной оси «восток-запад» по проекту состоит из четырёх основных объёмов: апсиды, храмовой части, трапезной и притвора. Апсида главного престола собора в плане — квадрат со стороной 8 м, к которому примыкает полукруг с радиусом 3 м. Квадрат апсиды перекрывается лотковым сводом, цилиндрическая часть апсиды — полусферой. Естественное освещение апсиды осуществляется через четыре полуциркульных окна. С храмовой частью апсида главного престола соединена полуциркульной аркой, перед которой будет установлен иконостас главного престола. Внутреннее убранство собора Храмовая часть главного престола представляет по проекту квадрат со стороной 16 м. С южной стороны к храмовой части примыкает южный придел с двумя большими дверными проёмами, с северной стороны — северный придел. В западной стене храмовой части в уровне первого этажа расположены три проёма: центральный, арочный (между храмовой частью и трапезной) и два примыкающих дверных проёма, ведущие на улицу. Над арочным проёмом в уровне второго этажа располагается балкон — хоры. Освещена храмовая часть большим световым барабаном, перекрытым сводом полусферического очертания. Северный и южный приделы имеют каждый свою апсиду с иконостасом и отдельный выход с тамбуром непосредственно на улицу. Из притворов боковых приделов по винтовым лестницам можно попасть как в цокольный, так и на второй этажи собора, а из притвора колокольни через большой дверной проём — на главное крыльцо собора с пандусом. Под центральным входом запроектирован вход в цокольную часть собора. Под храмовой частью основного престола в уровне цокольного этажа располагается крестильная комната с апсидой, купелью и двумя раздевалками.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010