Прежде всего обращает на себя внимание одно громадное здание или, лучше, целый корпус зданий, окруженный колоннадой или галереей в три этажа. Оно совершенно ясно характеризуется тем, что не походит на обыкновенные частные здания и должно было иметь общественный характер. В середине его имеется весьма обширная зала, снаружи идут галереи, с которых открывается прекрасный вид на окрестности. С этим зданием соединено было другое, с крытой галереей в два этажа. По всей вероятности, весь этот комплекс зданий и составлял гостиницу, или странноприимницу, о которой свидетельствует надпись, удостоверяющая, что гостиница построена была в июле 479 г. Перед этим зданием— терраса, от которой сохранилась настилка из плит. Но между постройками Деир Семана важное значение имели и церкви. В высшей степени интересно было бы решить вопрос о том, какие постройки относятся к более ранней эпохе — те, которые на горе, или те, что под горой. По нашему мнению, храм Симеона на горе возник позднее, чем монастырские постройки под горой; все заставляет, кроме того, принять, что св. Симеон, прежде чем избрал столп для своих подвигов, жил некоторое время в монастыре при подошве холма, т. е. в нынешнем Деир Семане. Имея в виду, что в Деир Семане оказывается весьма много погребальниц, следует думать, что здесь погребались не только постоянные жители этого священного убежища, но, главным образом, пришлые из разных мест богомольцы. По обширности размеров прежде всего обращает на себя внимание место погребения, устроенное в скале при спуске с холма. Эта усыпальница в два этажа высечена в скале, так что в ней были погребения над землей, в верхнем этаже, и ниже земли, в скале. В нижнем этаже высечены ниши в скале, и в каждой отдельные места погребений. Наконец, следует остановиться вниманием на огромных постройках и приспособлениях для обеспечения населения водой. Сюда относится громадных размеров цистерна, сделанная по всем правилам римской техники. Она состоит из ряда колонн, на которые опирается архитрав. Расстояние между колоннами около 2 метров, в ряд идут три колонны. По-видимому, вода отсюда сообщалась посредством подъемного снаряда по всему городу. Для этого служила система каменных столбов, или пилястров, на которых лежали, а частью и теперь еще лежат, каменные плиты, снабженные углублениями, по которым текла вода в разные части города, имея отдельные проводы и в частные дома. Систему водопровода подобного рода мы заметили только в городе Симеона».

http://sedmitza.ru/lib/text/442784/

Нам страшно иногда об этом читать. Мы думаем – ой-ей-ей, тоже мне, любовь в этой Церкви, чуть-чуть ошибся, так тут смертью наказывают. Не наказывает никто, ни Петр не убивал этого Ананию, ни Бог не убивал этого Ананию. Что же с ним произошло? Когда вскрылось это дело, он вдруг увидел, что он совершил, он обнаружил свое падение. Из-за этого он и умер, он этого падения своего не перенес, когда оно для него стало фактом, его собственное падение. Понимаете, что такое настоящая Церковь? Если происходит такая червоточина, человек обнаруживает, что он и есть эта червоточина, он и есть это падение – он умирает, он не может дальше жить. С нами же это происходит на каждом шагу. Мы обнаруживаем свое падение, конечно, совесть-то есть, мы тоже осознаем свое падение – да, упал, неприятно немножко, ничего, пойдем дальше. Вот, на какой высоте находится та первая церковная община. Падение с этой высоты приводит к смерти. Мы с вами чаще всего наблюдаем Церковь, находящуюся в состоянии тоже летающей, но так низэнько-низэнько, откуда, если упадешь, сильно не разобьешься. Есть разница, падать с десятого этажа или с первого. Первая Церковь на десятом этаже, и оттуда упал Анания. Вслед за этим, когда его похоронили, пришла его жена, и как бы все в порядке. Все в порядке? Говорит – да, все в порядке. Ей говорят – вот входят те, которые хоронили мужа твоего. И тогда с ней происходит то же самое, и она точно так же разбивается насмерть. Падение с десятого этажа смертельно, ничего тут не сделаешь. Падение с первого этажа – так, почесал ушибленное место и пошел дальше. Но Церковь всегда будет помнить первые дни своего существования, потому что именно это то, что должно быть, именно такой должна быть Церковь, и она есть такая. Это не то, чтобы вся Церковь стала плохой. В Церкви всегда есть предельная святость. В нее проникает грех, в нее проникает наша человеческая пакость. Но Церковь – это сосуществование Божьей праведности, Божьего присутствия и нашей человеческой пакости, которая в Церкви имеет возможность уходить, очищаться.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

В XVII в. в нижнем этаже здания по центру размещалась Варваринская брама с пятью кладовыми и кельями, на втором этаже - братские кельи, на третьем - пять летних келий настоятеля и церковь. В результате перестроек и реконструкций 1844, 1845, 1890 гг. здание приобрело вид, близкий к современному. Изменил свой облик южный дворовой фасад. Ризалиты и деревянная остекленная веранда в уровне верхнего этажа сооружены во второй половине XIX в., в начале XX в. заложена брама под корпусом. Сооружение кирпичное. Напольный фасад частично сохранил первоначальный облик: по центру видны очертания арочного проема - следы Варваринской брамы, наверху - ряд прямоугольных ниш-бойниц. Перекрытия плоские и своды, крыша двускатная, покрыта железом. Планировка смешанная. В восточной части здания сохранились отдельные первоначальные структурные элементы - кельи, перекрытые сводами. Скромный декор (многопрофильный карниз, венчающий стены, ниши, пилястры) не имеет ярко выраженных стилевых признаков, хотя черты барокко прослеживаются во многих элементах сооружения. Памятник - одно из древнейших сооружений ансамбля, в котором объединены черты оборонной, культовой и жилищной архитектуры периода XVII-XVIII вв. Аналогов в украинской архитектуре периода барокко не имеет. Гостиница, 1843 г.г. Сохранилась, в основном, в первоначальных объемах (к торцам пристроены деревянные тамбуры). Решена в формах позднего провинциального классицизма. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное, прямоугольное в плане. Стены первого этажа частично скрыты в грунте, имеют уклон наружных поверхностей к середине здания наподобие подпорных стен. По центру северного фасада на уровне второго этажа расположен четырехстолпный портик, увенчанный треугольным фронтоном. К портику ведет широкая деревянная лестница. Памятник - пример сооружения гостиничного типа первой половины XIX в. Ограда и ворота, XVII-XIX в.в. В конце XVII в. были возведены кирпичные стены с черепичным покрытием, с двумя надвратными церквями с восточной и западной сторон - Петропавловской и Николаевской. В 1754 г. во время ремонта ограды сооружается стена длиной 558 м с бойницами. В середине XIX в. возводятся новые стены с трехлопастными арками с дворовой стороны. Памятник дошел до наших дней со значительными утратами: разобрана часть ограды, не сохранились башни в северной и восточной части стены, заложены въезды в монастырь со стороны Варваринской церкви, ворота Петропавловской церкви с востока.

http://sobory.ru/article/?object=06326

По документам 1739-1741 гг., в нем размещались жилые кельи, «столярна, чашникова, квасоварна» (Боровск. 1888. С. 263), в 1768 г.- также и «сушильная». В кон. XVIII в. 3-й этаж был разобран, а в сер. XIX в. разобрана и построена вновь юж. половина здания ( Меркелова. 1982. С. 188). По-видимому, в XVII в. было построено 3-этажное здание настоятельских палат (Там же. С. 191), к-рое с востока примыкает к храму во имя свт. Митрофана. Возможно, что об этом здании сообщается в записи Вкладной книги под 1653 г., где приведены сведения, что корпус был сооружен на средства кн. Б. А. Репнина, давшего вклад по сыну Афанасию: «Да по нем в монастыре построено казенная полата, со всем стало 365 руб. 24 алтына одна деньга» (РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 6397. Л. 2 об.). Со 2-го этажа настоятельских палат осуществляется вход в храм свт. Митрофана. Собственно настоятельские покои размещались в 3 вост. палатах 2-го этажа. В остальных палатах проживала братия. От первоначального устройства здания сохранились сводчатые помещения на 1-м этаже и в половине 2-го этажа. Корпус многократно перестраивался, получил совр. вид после перестройки 1840 г. Западный келейный корпус. Западный келейный корпус по архитектурным, конструктивным формам и по декору фасадов сходен с настоятельскими палатами ( Меркелова. 1982. С. 190). В 1794 г. деревянный 3-й этаж корпуса был из-за ветхости разобран, также утрачены хозяйственные помещения с зап. стороны и крыльца. В XIX в. в корпусе размещалось духовное уч-ще, а впосл.- монастырская гостиница. Юго-восточный келейный корпус. Строился в 3 этапа с нач. до сер. XVII в. Более древняя зап. часть корпуса примыкает к сохранившейся пристройке разобранной ц. во имя прп. Пафнутия. О пожертвовании кн. Б. А. Репнина на один из этапов строительства свидетельствует запись во Вкладной книге обители за 1667 г.: «...во 175 г. боярин князь Борис Александрович дал вкладу игумену Парфенью на Москве на каменные кельи сто рублев, да с собою привез двесте рублев как приезжал молитца» (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Около 1744 года на ее месте был построен каменный одноэтажный храм с престолом во имя Преображения Господня, который был освящен в 1744 году. Вероятно, этот храм вскоре сгорел, но о его существовании свидетельствует как народное предание, так и сохранившийся бутовый камень, с которым приходилось встречаться при копании могил. В 1776 году купец Петр Данилович Ларин, любический уроженец, на свои средства выстроил каменное двухэтажное здание храма имя Воскресения Христова. Грамота на его построение была выдана в 1775 году епископом Рязанским Симоном. Этот храм отличается как своею величиной, так и особою прочностью и ценностью строительных материалов. По изяществу архитектуры и прочности он - один из лучших храмов Рязанской губернии. Храм имеет форму креста с тремя алтарными выступами и куполом; с северной и южной сторон приделаны висячие балконы. С церковью соединена четырехугольная колокольня с башенными часами - строение того же Ларина. Вокруг храма каменная ограда с двумя башнями. Церковь имела шесть престолов - по три в каждом алтаре. В нижнем - во имя Преображения Господня (средний), святого пророка Илии и святого Николая Чудотворца, в верхнем - во имя Воскресения Христова (средний), Рождества Иоанна Предтечи и Смоленской иконы Божьей Матери. Престолы верхнего этажа освящены в 1792 году уже после смерти храмоздателя. В обоих этажах церкви имелись трапезы, проходом соединенные с среднею частью храма, и алтарная пристройка, каменной стеной отделенная от средней части храма. В верхнем этаже с западной стороны устроены хоры, кроме того, в стенах того и другого этажа были сделаны ниши: для диаконника и ризницы, одного жертвенника, церковной библиотеки и восковых свечей. Церковь была расписана в 1847 и 1888 годах. В правом приделе нижнего этажа над склепом в 1822 году стоял чугунный, в 1875 году вызолоченный, памятник храмоздателю П.Д. Ларину. В алтаре трапезной церкви под жертвенником находилась каменная плита с надписью: «Лета 1739 года преставился раб Божий иерей Иоанн Иоаннов месяца августа убиен. Отъеде ко Господу сентября в 14 день на Воздвижение честного креста Господня в нощи».

http://sobory.ru/article/?object=04700

Рис. XXXI. Церковь Преображении (по фотографии с натуры). Рис. XXXII. I. План церкви Преображения и паперти при ней (второй этаж). II. План нижнего этажа здания. Рис. XXXIII. Квасоварня, поварня и поваренная башня. Вид со стороны «мереженной» башни (по фотографии с натуры). Рис. XXXIV. (А) Фасад, (Б) разрез и планы нижнего (В) и верхнего (Г) этажей древнего домика (с чертежей из альбома Н. Мартынова). Рис. XXXV. Бывшая «поварня» и «квасоварня». Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры). Рис. XXXVI. Вид на «свиточную» башню и ограду большего монастыря, со стороны «глухой» башни (по фотографии с натуры). Рис. XXXVII. «Свиточная» башня. Вид из внутри монастыря (по фотографии с натуры). Рис. XXXVIII. Планы «свиточной» башни, воскобойной палатки и котеленной (глухой) башни. Рис. XXXIX. Развалины «малой мереженной» башни. Вид со стороны Сиверского озера (по фотографии с натуры). Рис. XL. Церкви: св. Сергия, св. Иоанна Предтечи и «больничное здание» (по фотографии с натуры). Рис. XLI. План церкви св. Иоанна Предтечи (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XLII. Разрез церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж в альбом Н. Мартынова). Рис. XLIII. I. План церкви св. Сергия и трапезы при ней. II. План нижнего этажа (по наброску с натуры). Рис. XLIV. «Глухая» башня (на право) и воскобойня (по фотографии с натуры). Рис. XLV. Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове монастырь и церковь Преображения в Спасокаменном монастыре (по фотографиям с натуры). Рис. XLVI. А. Впадина на стене нижнего этажа колокольни. Б. Окно в казенных палатах. В. Окно в «глухой» башне. Вид из внутри. Г. Впадина в нижнем этаже под церковью Преображения. Рис. XLVII. Окно в северной стене трапезы при церкви св. Сергия (по фотографии с натуры) и окно в средней апсиде алтаря церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. XLVIII. Западный двери в церковь св. Иоанна Предтечи (по фотографии с натуры). Рис. XLIX. Фасад церкви св. Иоанна Предтечи (сравн. чертеж Н. Мартынова).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Журнал: " Православные храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Смоленскую церковь отличают два уменьшающихся восьмерика, поставленных на четверик и украшенных характерным белокаменным декором (фронтоны затейливой формы, подчёркивающие карнизы и звучащие дальним отголоском закомар и кокошников). С формальной точки зрения, этих восьмериков насчитывается даже четыре - третьим выступает бывшая колокольня, а четвёртым - глухой барабан главы. Об опоясывавшей некогда храм галерее напоминают двери ломаной формы, сохранившиеся на уровне второго этажа на северном и южном фасадах. Над южным входом с трудом " прочитывается " святое изображение - как мы знаем из старых описаний, святителя Николая Чудотворца. На северном фасаде был изображён святитель Димитрий Ростовский, канонизированный в 1757 году. В 1912 году Смоленский храм очередной раз расширили - путём возведения двухэтажной южной пристройки, на втором этаже которой был освящён Никольский придел. Окна её первого этажа разительно отличаются от стилизованных окон второго этажа - они довольно просты и просторны; и действительно, первый этаж предназначался для церковноприходской школы. Шатровая колокольня появилась в ходе реконструкции храма, предпринятой в 1860-х гг., когда с запада к основному четверику была пристроена трапезная. Мы должны быть благодарны авторам этой реконструкции за то, что в своей работе они учитывали стилистические особенности " нарышкинского барокко " и постарались не отступать от его принципов. С восточной стороны три мощные апсиды обозначают алтарную часть храма. По высоте они чуть ниже основного четверика. Трёхчетвертные коринфские колонны, отмечающие углы масс, - элемент западной ордерной архитектуры, ставший отныне и приметой отечественного храмового зодчества. Подклет храма укреплён контрфорсами. Зайдя в храм и поднявшись по крутой лестнице на второй этаж Смоленского храма, прихожане из притвора попадали в трапезную. Она может кое-что рассказать о первоначальном виде усадебного комплекса.

http://sobory.ru/article/?object=00462

Религиозных притеснений ковенская лютеранская община претерпела гораздо больше, чем гражданских, политических. Богослужение дозволялось ей отправлять в обыкновенном доме, который ни вне, ни внутри отнюдь не должен был иметь благолепного вида церкви. Даже именовать его церковью строго запрещалось, (а просто называли ее домом «сбором, или же лютеранской синагогой»). Через 60 лет от основания церкви, когда все «здания ее до крайности обветшали», община (в 1618 г.) просила у Сигизмунда III дозволения починить их, но хитрый изувер прислал им такой рескрипт: «так как строить новые общественные лютеранские здания вредно для государства и общественного благосостояния, а старые, вследствие недостатка починки, могут грозить разрушением, то приказывается ковенским лютеранам сломать совершенно все публичные здания и впредь таковых не сооружать под угрозой штрафа в 10000 злотых». Несмотря на запрет короля, здание церкви как-то уцелело, хоть оно все ветшало, обезображивалось, так что через 15 лет без опасения за жизнь нельзя было войти в него. Между тем на престол взошел благодушный Владислав. «Гражданам августанской конфессии в Ковне дозволено починить свой молитвенный дом и сделать на нем крышу, но с условием, чтобы фундамента не распространять и нового не строить». За ними же оставлено и кладбище, огороженное каменной стеной, которое долго и упорно оспаривали у них католики, и самую стену позволено покрыть гонтом 533 . Ян Казимир дозволил лютеранам «покрыть их дом м кладбищенскую ограду черепицами» 534 . Ободренные благоволением королей, ковенские лютеране просили у епископа дозволения (в 1649 г.) перевести свой церковь с верхнего этажа в нижний, выставляя на то самые убедительные и беспритязательные причины (например, больным и престарелым крайне неудобно ходить по крутым лестницам, а беременные женщины подвергались даже преждевременным болезненным родам). Но ровно через шесть лет (в 1655 г.) им позволено перенести «сбор с верхнего этажа в нижний и притом с условиями: разломать пол, разделяющий оба этажа, не увеличивать нового помещения ни в длину, ни в ширину, колоколов больших и малых не употреблять, проповедей не говорить ни на каком языке, кроме немецкого, а катехизиса никогда не вводить даже и на немецком; с начала богослужения и до конца его, каждый раз держать двери запертыми, в случае же малейшего нарушения этого приказа, взыскать с виновных штрафу 1000 червонцев и отнять молитвенный дом их на вечные времена».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Заслуживают внимания угловые пилястры нижнего яруса четверика. Рисунок пьдестала, базы, капители пилястры отвечают требованиям тосканского ордера, но с совершенно разными модулями и неклассических пропорций. Две крайние пилястры южного фасада церкви очень широкие, являющиеся своеобразной базой для вытянутых капителей верхнего яруса. К настоящему времени восстановлен первый этаж храма, здесь освящены главный престол, во имя Богоявления Господня, и боковой придел (примыкающий к трапезной), в честь Архистратига Михаила. На втором этаже ведутся завершающиеся масштабные реставрационные работы. Вход в нижний храм - с южной стороны, через притвор. Здесь размещены стенды с приходскими объявлениями и церковной прессой. Из притвора посетители попадают в трапезную. Трапезная не имеет опорных столпов, она перекрыта единым сводом, который образует просторное помещение. Поскольку с севера к основной части трапезной примыкает придел, зрительно изнутри создаётся впечатление ещё более просторного, очень широкого пространства, поделённого на две части. Трапезную и четверик разделяет стена, в которой пробиты три арочных проёма, причём центральный проём шире боковых. Своды четверика храма опираются на два центральных столпа и стены. По периметру столпов установлены белокаменные киоты. Из белого камня также изготовлен иконостас. Иконы для киотов и иконостаса написаны сийскими иконописцами. В киоте на западной грани южного столпа размещена икона преподобного Паисия Святогорца; данный образ считается самым большим изображением этого святого в епархии. Стены и своды четверика и трапезной покрыты побелкой, росписей на них нет. О внутреннем виде верхнего этажа храма говорится в книге историка архангельской архитектуры А. А. Шалькевича: " Крутая лестница внутри первого яруса колокольни одним маршем вела в притвор второго этажа, оттуда в трапезную и в церкви. Второй этаж решён иначе, чем первый этаж, а высота её меньше нижней. Одинаковый с трапезной по высоте придел тоже повторяет план нижележащего. Центром всей композиции была верхняя церковь с главным престолом всего храма - Живоначальной Троицы. Повторяющий в плане нижнюю церковь четверик верхней, без внутренних опор, перекрыт куполом, на вершине которого установлен световой барабан - восьмерик с восемью окнами. Отверстие в основном куполе открывает внутреннее пространство восьмерика. Внутреннее пространство церкви было очень высоким. Стоявший на полу в центре храма второго этажа видел купол барабана на высоту примерно 18-20 метров, и свет лился из окон, размещённых в четыре яруса. Алтарь же церкви, её апсида, был высотой всего около 5 метров, т. е. полностью повторял нижнюю апсиду по свои габаритам " .

http://sobory.ru/article/?object=08850

Калуга. Собор Георгия Победоносца " за верхом " . Георгиевский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Георгиевский собор, называемый также собор в честь великомученика Георгия «за верхом» построен в 1701 году. По преданию строителем собора был земской староста Иван Кириллович коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города. Храм построен в стиле «московского барокко», отличается стройностью пропорций и богатством архитектурных деталей. Наружная отделка сохранилась почти полностью. Здание храма каменное, двухэтажное. Кровля четырехскатная, увенчана пятью главами. По бокам верхнего этажа находятся галереи, опирающиеся на четыре романские арки, через которые свет проходит в окна нижнего этажа. Изначально галереи были открытыми, в конце 1776 года их покрыли кровлей, опирающейся на пять четырехугольных колонн с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерею застеклили. В храм второго этажа и на галереи с обеих сторон ведут лестницы. Наружные стены этого храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма расположены голосники. Кокошники в верхней части фасадов укреплены раковинообразными вставками. Алтарь выполнен как единое помещение, но сохраняет традиционное трехчастное деление. Верхний храм расписан в 1766-1767 годах – это показывает надпись в алтаре и на стенах. При реставрации в 1880-1881 годах роспись была промыта и подновлена, потом ее также неоднократно подновляли. Иконостас верхнего храма пятиярусный, выполнен в стиле «московского барокко». Иконы писались для него специально. В нижний храм иконы предположительно перенесены из ранее существовавшего деревянного храма. Расписан нижний храм в начале 20 века. Отделка дверей выполнена из мячковского камня. На втором этаже расположен придел в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже – три придела: южный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», северный – во имя Иоанна Предтечи и главный во имя великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=00909

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010