Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

При внешних гонениях они будут гонимы буквально, а при их отсутствии они всё равно будут гонимы: во-первых, дьяволом, который, имея к душе доступ, всегда ведёт с ней духовную брань; во-вторых, от людей мирского духа, которые всегда так или иначе противятся людям духовным и часть которых видимым образом находится в Церкви, но на деле являются лжебратиями – от таковых были гонимы и Сам Христос ( Ин.1:11 ), и пророки ( Деян.7:52 ), и Апостолы ( 3Ин.1:9 ; 2Кор.11:26 ) и многие святые в Церкви, такие как Иоанн Златоуст , Афанасий Великий , Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. Если же понимать гонения в 2Тим.3:12 только в физическом смысле, то получается, что если нет у христиан внешних врагов, пытающих, убивающих и сажающих их в тюрьмы, то они уже не могут быть истинными христианами. Тогда нужно сделать вывод, что все протестанты отступили от Господа, по крайней мере, в Америке, Европе и на постсоветском пространстве, потому как никого сейчас в этих странах не убивают, не бьют и не сажают за веру в тюрьмы. Получается также, что у дьявола есть реальная и простая возможность победить Церковь Христа – просто прекратить на Неё гонения. Возражение 4. «Множество называющих себя православными живёт совсем не свято и не по-христиански. По этой причине, чтобы не быть причастниками их грехов, мы и вышли из Православия и воссоздали Церковь в Её изначальной святости и чистоте», говорят протестанты. Для правильного отношения ко грехам и грешникам в Церкви нужно знать, по крайней мере, две важнейшие библейские истины. Первая. Христос создал Свою Церковь таким образом, что в Ней (здесь на земле, видимым образом) среди истинных Его учеников должны быть (не как нечто желательное, но как нечто неизбежное) и не истинные – тайные враги, еретики, волки в овечьих одеждах или просто случайные, плотские и не духовные люди. И всё это допущено промыслом Божиим прежде всего для того, чтобы испытать Свою Церковь , Которая должна подвизаться в этом мире среди как внешних, так и внутренних врагов, преодолевая как одни, так и другие соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

согрешаем вси?» Могут ли они надеяться, что не повредят делу учительства своими грехами, от которых не очищены в этом деле избирающей благодатью, не ограждены послушанием закону избрания? Действуя по своемудрию и своеволию, не станут ли они всех разделять, вместо того чтобы приводить в соединение веры, распространять соблазны, вместо назидания, возмущать мир Церкви? И какому за это осуждению подвергнут себя, а какому других совращаемых или соблазняемых, и опять – какому себя за них! . Сколь справедливы эти опасения Церковь узнала многими печальными опытами. Для краткости приведу один пример. В Третьем соборном послании святого апостола Иоанна Богослова читаем следующее: «Писах Церкви: но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. Сего ради, аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас; и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от Церкве изгонит» ( 3Ин. 1:9–10 ). Слышите ли? Диотреф не приемлет Иоанна; Диотреф, о котором неизвестно, была ли в нем какая искра здравого понятия о вере и Церкви, Диотреф не приемлет Иоанна, – избранного между Апостолами, Богослова по превосходству, тайновидца и главу пророков Нового Завета, не уважает его послания, порицает его, не приемлет приемлемых Апостолом, запрещает другим принимать их, и из Церкви изгоняет их! Кто бы этому поверил, если бы не сам Апостол повествовал об этом? Видите, какие богопротивные дела, какие разрушительные беспорядки производит в Церкви желание быть первым по собственному счету и учить других! Судите по этому, как нужно и как важно предостережение Апостольское: «не мнози учителие бывайте, братия моя, много бо согрешаем вси» ( Иак. 3:1–2 ). Изберите себе лучше немногих надежных и между собой согласных учителей: спасительное слово Христово, святые правила Церкви, опытную мудрость благочестивых и богопросвещенных отцов наших! И ныне, к прискорбию Церкви и священноначалия, вы можете встретить самозваных учителей, подобных Диотрефу. «От нас изыдоша, но не беша от нас» ( 1Ин. 2:19 ), – обличает Апостол Иоанн отступивших от единства верования и от послушания Церкви. Не видим ли и ныне людей подобного рода? От нас получили они начало веры и Таинств, – «от нас изыдоша» ( 1Ин. 2:19 ), но уже не хотят быть нашими. Без призвания, без благословения, как кому вздумалось, поставляют себя учителями, и отвергают Церковь , от которой получили все, что имеют, или мнятся иметь. Многие самопоставленные учители умножают толки лжеучений; а не рассудительные последователи умножают лжеучителей. Встречаясь с теми и другими, припоминайте, братие, предостережение Апостольское, столь бедственно ими пренебреженное: «не мнози учителие бывайте, ведяще, яко болшее осуждение приимем ( Иак. 3:1 ). Помните, что положи Бог в Церкви первые Апостолов, второе пророков, третие учителей ( 1Кор. 12:28 ). И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» ( Евр. 5:4 ), по Богопреданному чину. Только званные Богом учители верно приводят к Богу. Аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ср. также 3Ин.9:10 (прим. 142). Может быть, не везде были такие главные собрания (ср.: Löning. Gemeindeverf. S. 42–43). Тем не менее не подлежит сомнению, что развитие церковного устройства имело исходной точкой главные собрания более значительных общин. На это указывает вся позднейшая история. 144 Деян.20:7 : «в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба». 1Кор.16:1–2 : как галатийской общине, так и коринфской апостол повелевает, чтобы каждый член ее откладывал в первый день недели, сколько позволит ему состояние, дар для иерусалимской общины; воскресенье – день приношения благодарственной жертвы (Евхаристии), а потому также и день жертвы даров. Учение 12-и апостолов. XIV, 1: «В день же Господень, собравшись, преломляйте хлеб и возносите благодарение». Ср.: Achelis. Canon. Hipp. S. 183. Anm. 2. Там же (S. 181 ff., 194 ff.) o различии между евхаристическим и молитвенным богослужением: на первом развилась форма церковной литургии (S. 198–199. Anm.). Так же было и с развитием церковного права. 145 Деян.6:4 : апостолы заведовали в иерусалимской первообщине наряду со служением слова также и молитвой («а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»); 20:7. 11: при «преломлении хлеба» Павел держит слово в Троаде. Учение 12-и апостолов. X, 7: «Пророкам же дозволяйте возносить благодарения». 146 Трапеза Господня и трапеза любви поддерживались при помощи даров, приносимых каждый раз в собрание отдельными членами общины, ср.: 1Кор.11:21–22 , также Holsten. Evangelium. S. 242 и позднейшие сведения у Иустина, Иринея, Тертуллиана , Киприана и др.; Th. Harnack. Der christliche Gemeindegottesdienst im apost. und altkathol. Zeitalter. 1854. S. 254, 288, 391, 478. Но также и остальные дары любви приносились обыкновенно при евхаристическом торжестве, ср.: Иустин. Аполог. I, гл. 67 (прим. 147). В особенности же имело место при евхаристическом торжестве сделавшееся, в согласии с ветхозаветными представлениями, обязанностью для членов общины приношение начатков, ср.: Ириней (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Яко сокровище многоценное Владыка, и источник источающ токи исцелений, сущым на земли подаде мощи ваша, недуги убо отемлющыя страстей различныя, благодать же дающыя душам непрестанно. Темже согласно любовию ваше мученицы божественнии, совершаем торжество. 6631 В наименовании святых мучеников столпами и основаниями Церкви выражается та мысль, что они много послужили к утверждению Христовой Церкви – и примером своей доблестной жизни и благодатью Божией, которая подается чрез них верующим. В Священном Писании краеугольным камнем и основанием Церкви называется Совершитель нашего спасения, Господь Иисус Христос ( Псал. 117, 22 ; Ис. 28:16 ; Матф. 21, 42 ; 1Петр. 2, 4 ; 1Кор. 3, 11 и др.). Мученики Христовы, равно как пророки и апостолы, могут быть названы основаниями Церкви только в условном смысле, – как сами утверждающиеся на Христе. Это – как бы первый ряд камней в здании Церкви Христовой, положенный на великом и вечном основании ее – Христе. Следующие ряды камней в этом здании – мы, верующие во Христа, о котором апостол пишет: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» ( Еф. 2:20 ). 6632 Пергам – город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии), был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее усовершенствованием обработки Пергамента (что заменяло теперешнюю писчую бумагу). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи. О нем упоминается в Апокалипсисе ( Откр. 2:12 ). В Постановлениях апостольских (7, 46) упоминается о первом епископе Пергамском Гае, рукоположенном ап. Иоанном. Это – тот Гай, к которому ап. Иоанн написал свое 3-е соборное послание ( 3Ин. 1:1 ). 6635 Т.е. людей образованных. Греки и римляне считали всех прочих людей, не принадлежавших к ним по рождению и не знавших их языков, людьми грубыми и необразованными и называли их варварами. 6636 Сардис или Сарды – город в Лидии (в западной части Малой Азии), на юг от Пергама и Фиатиры, – был столицею Лидийского царства и славился своим богатством. Во времена апостолов здесь было много христиан. О Сардийской церкви упоминается в Откр. 1:11, 3:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А сколько этих погибельных людей, если не среди нас, то окрест нас! В настоящее время не без основания жалуются, что вера оскудела, любовь охладела, благочестие ослабело. В самом деле, как ныне много соблазнов уму от окружающего нас суемудрия и разномыслия, и почти всеобщего порабощения суете мира! Как много соблазнов воле от нередких примеров нехристианского жития между христианами! Как много соблазнов сердцу от изобретаемых миром удовольствий, которыми враг спасения покушается затмить память о чаемом блаженстве и привязать сынов века ( Лк.16:8 ) к земле! Со всем сим подобает крепко бороться, охраняя св. веру от противоборствующих ей сил, особенно ныне, когда суемудрие ума возрастает, злые обычаи расширяются и прелести мира широко размножаются. Итак, и еще молю вас словом апостольским: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор.16:13 ). Во всей чистоте и правоте сохраняйте св. православную веру и благочестие, как неоцененное небесное сокровище, как драгоценный залог нашего благоденствия и спасения и как священный завет предков наших. Ныне мы совершаем празднество в честь Божией Матери, ради бывшаго чудесе от всечестной Ея иконы, называемой Казанскою, благодарне воспоминая день избавления отечества нашего от ига иноземнаго, день, поистине знаменательный и незабвенный для земли русской. Чем же предки наши низвели на себя и отечество благоволение Божие и заступление Царицы небесной и отвратили от себя праведный гнев Божий, – чем, как не твердою верою, пламенною молитвою и благочестием? И мы, братие, можем получать благовременную помощь и милость Божию и быть под покровом и заступлением Богоматери, если станем твердо, со всею искренностию сердца, пребывать в св. вере православной и благочестии. Больше и я, смиренный ваш пастырь, не имам радости, да слышу и вижу моя чада во истине ходяща ( 3Ин.1:4 ). Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует ( 1Пет.5:10 ). Небесный Пастыреначальниче, Христе Спасителю наш! Призри с высоты святыя Своея на люди Твои сии и по предстательству неусыпающей в молитвах Богородицы, Заступницы усердныя рода христианского, сохрани их в мире и благоденствии от всех бед, скорбей и от всякого зла, от неверия и суемудрия, от ересей и раскола, да соблюдая божественную Твою истину твердо и неуклонно, правою живою верою и благочестивою жизнию они достигнут вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Апостол Иоанн писал о себе и своих учениках: Больши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща (Посл. 3, ст. 4) ( 3Ин. 1:4 ). Так и о плотских чадах надобно рассуждать. Не в том вся радость отца и матери, чтобы смотреть на них телесными очами; но в том счастие родительского сердца, чтобы слышать, какую великую пользу отечеству дети приносят на поприще церковном или гражданском. Распространится ли просвещение, если родители, одни, утешаясь детьми, как игрушкою, другие, смотря на них, как на помощников в домашнем хозяйстве, не будут отдавать их в училища? Не лишатся ли общинные и судебные учреждения многих полезных деятелей, ежели родители, даже и возрастных сынов, привыкши жить с ними неразлучно, станут удерживать при себе? Процветет ли наше военное дело, будет ли для иноземцев грозною оборона нашего отечества, если бы у отца и матери закон спрашивал согласия на поступление их детей в военную службу? Святой Златоуст прямо говорит, «что невозможно спастись, если не будем пещись о пользе общей. Всякий и художник, и воин, и земледелец, и купец посвящают себя занятиям для пользы и выгоды общественной. Кто живет только для себя самого, а о всех прочих нерадит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого» 106 . Повиновение родителям есть великая добродетель и необходимая обязанность детей. Но их покорностью родители должны благоразумно пользоваться, и ограничивать свое право на нее, как скоро требуют сего другие важные обязанности христианские. Апостол Павел, внушая детям слушать родителей о Господе, то есть, так, чтобы исполнением их воли не оскорбить Бога, напоминает и отцам: не раздражайте чад своих ( Еф. 6:1, 4 ) не только жестокостью, но и неразумною привязанностью. Высший пример повиновения родителям показал Сам Иисус Христос; ибо до совершенного возраста жил неразлучно с своим мнимым отцом и Пречистою Материю, и бе повинуяся има ( Лк. 2:51 ). Однако же и Он, когда бывши с ними в Иерусалиме остался там, и когда они, найдя Его в храме и боясь, как бы Он совсем их не оставил 107 , заметили Ему, что с великою скорбию искали Его, – ответил: «Зачем было вам искать Меня? Мне должно обращаться в том, что принадлежит Отцу Моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Братья и сестры! Будем же мужественны, добры… Радуйтесь, с вами Сам Иисус Христос ныне и присно и во веки веков! Аминь. Богу благодарение: Он сподобил вас приобщиться Святых Христовых Таин. Радуйтесь, причастники! Выше этой радости ничего не может быть на свете. Ее нельзя купить деньгами, нельзя приобресть ни умом, ни красотой, ни силой. Эта радость посылается душе от Самого Господа за ее любовь к Нему, за то чистосердечное раскаяние, которое она принесла Ему, и за краткое, но усердное охотное говение, которое вы совершили во дни поста. Скрывать нечего: говение нелегко – скорбит душа, изнывает тело, но, как говорит святой Давид в 125м псалме, сеющие слезами, радостию пожнут. Благо и счастье всем тем, кто из вас во всю свою жизнь или даже в эту неделю являлся работником Господа, кто работал с смиренномудрием, целомудрием и многими слезами ( Деян.20:19 ). Ваша нива поспела и созрела, причастники. Вы ради Господа потрудились, сеяли доброе семя, и оно же возросло, вы понесете домой благословенный плод его: в вас будет Пречистое Тело и Пречистая Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа. Молю же вас, братья и сестры мои, идите из храма этого с радостью и сохраните Святые Дары подольше, возможно дольше в себе. И какую же вы мне доставите этим радость! Если бы мне можно было сказать о вас пред Господом и своей совестью, как сказал Иоанн Богослов о своих духовных детях: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща ( 3Ин.1:4 ). Господь с вами ныне и присно и во веки веков. Аминь. Бог милосердия и щедрот наградил вас, говевшие и покаявшиеся! Исповедуя свои грехи, многие из вас, приметил я, плакали. Их совесть упрекала за сделанные грехи. Но вот мать наша, святая Церковь, поспешила усладить горечь наших прежних ощущений бесценным даром милосердия Божия. Теперь вы, все вы без исключения, святые – и братья, и сестры. И не только ваши души, но и тела ваши святы. Вы не только видели, но и вкушали от Пречистого Тела и Пречистой Крови нашего Спасителя. Однажды пророк Исаия увидел своим взором Господа, восседавшего на престоле небесном, окруженном херувимами и серафимами. В страхе и трепете он мог только воскликнуть: Господи! окаянен я… у меня уста не чисты… А мой взор видел Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Что же нам сказать, если Господь явился к нам в столь простом образе?

http://azbyka.ru/velikij-post-duxovnye-p...

Господи Боже, Спасителю наш! Ниспосли нам силу Твою, вспомоществующую в духовной брани нашей с врагами спасения, укрепи нас всемощною Твоею благодатью, спаси и помилуй нас по велицей Твоей милости. Аминь. Слово в неделю православия Больши сея не имам радости , да слышу моя чада во истине ходяща ( 3Ин.1:4 ). Православия день мы ныне празднуем, православны людие! – И о чем может быть сегодня благовременнее и приличнее слово, как не об истине православия? Св. Церковь , в силу данного ей Господом полномочия, торжественно прославляя ныне поборников истины православия, произносит благословение на них и на всех верующих чад своих; а с другой стороны, хотя и с великой скорбью, также во всеуслышание она изрекает грозную анафему, т. е. отлучение, на упорно-неверующих, злых и нечестивых хулителей и отрицателей святой истины православия. Впрочем, она делает это с той спасительной целью, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольския сети ( 2Тим.2:25–26 ). Ибо она больши не имать радости, скажем словами апостола, да слышит чада своя во истине ходяща. Кто же ходит во истине православия и удостоится ныне от Церкви похвалы и благословения, и кто, напротив, далеко уклонился от неё на распутия злого богопротивного неверия и нечестия, и таким образом подвергает себя церковному отлучению? В истине православия ходит тот, кто исповедует св. веру Христову, исповедует ее не словом и языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ), так, как учил Начальник, Совершитель ( Евр.12:2 ) и Учитель нашей веры Господь Иисус Христос. В истине православия ходит тот, кто приемлет Христову веру, как передали и изъяснили ее св. пророки и апостолы в богодухновенных своих писаниях: наздани, говорится у св. апостола о верующих, на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). В истине православия ходит тот, кто твердо и несомненно содержит все догматы и коренные истины веры и благочестия, кто вполне и в точности верует во все то, что принято, установлено и утверждено св. соборною и апостольскою Церковию, и отвергает все, что отвергнуто ею; ибо Церковь есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Блаженны души верующие, чистые и простые не мудрствующия паче, еже подобает мудрствовати ( Рим.12:3 ), охотно повинующиеся руководительному гласу Церкви и все, ею заповедуемое, беспрекословно приемлющие!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Доказательством апостольского в этом смысле происхождения «Правил» является их полное согласие с учением Нового Завета. Некоторые правила обнаруживают близкое совпадение с самим текстом Священного Писания. В апостольских писаниях (см.: 1Тим. 3:2–13 ; 2Тим. 1:5–9 ; 1Пет. 5:1–4 ; 3Ин. 1–10 ) названы качества, которыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков. Те же предписания содержатся и в 17-м, 25, 42, 43, 44, 61, 80-м апостольских правилах. Об апостольском авторитете «Правил» говорит их соответствие нормам церковной жизни первых веков. Об их апостольском происхождении свидетельствуют святые отцы и Соборы. Апостольские правила упоминаются в канонах свт. Василия Великого , Соборов Гангрского, Карфагенского, Константинопольского 394 г. под наименованием «церковных постановлений», «правил древле принятых от святых отец», «апостольских преданий», «древнего чина». Более того, параллели с Апостольскими правилами можно обнаружить и в канонах Никейского Собора. В 15-м правиле I Вселенского Собора содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся… дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в 14-м апостольском правиле говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити», – и в 15-м правиле: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет... таковому повелеваем не служити более». Сравнивая «Правила святых апостолов» с канонами Антиохийского Собора, сходство с которыми давало повод для сомнений в их древности и апостольском происхождении, мы обнаруживаем, что, во-первых, в 3, 21, 23-м канонах Антиохийского Собора есть ссылки на прежние постановления, а по содержанию этим канонам соответствуют 14-е, 15-е и 76-е апостольские правила. Между тем в «Правилах святых апостолов» даны ссылки лишь на Священное Писание, во-вторых, правила Антиохийского Собора подробнее, обстоятельнее апостольских, что тоже говорит об их более позднем происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010