Стоит ли напоминать, что и в западном мире были (и остаются) свои подвижники и отшельники (рассуждение о «невидимой брани» написано венецианцем ), и на Востоке бывали и есть свои Стефаны Пермские и Николаи Японские , святые просветители дальних языков, не ведавшие ни страха, ни усталости? Однако в целом и там и здесь сложилась традиция слышать внутренним слухом и откликаться каким-то близким вещам, пропуская другие как не самые важные, не до конца спасительные. Ибо одним всего важнее было бежать прочь от мира, пробираться туда, где укрылся сокровенный сердца человек ( 1Пет. 3:4 ), а иным — взяв посох и Книгу, обзаведясь китайской грамотой, косичку отращивая и латинский бревиарий исправно дорогой вычитывая, не убоявшись… как бы видя Невидимого ( Евр. 11:27 ), идти из Рима в Китай. Промыслительно встретившись на путях своих и случайно поговорив, они, аскет с Востока и апостол с Запада, наверное, даже не поняли бы друг друга. «Как идти на край света, коли не завершена еще борьба со страстями в душе?» — «Как оставаться, когда несметное количество душ, не слышавших слова Христова, обречено вечной гибели?» Разделение, нельзя не признать, пролегает не только по странам и конфесиям, даже не по призваниям и опытам, но достигает неуловимых движений сердца. Словно следуя за единым Словом, оно может быть ведомым либо Востоком, либо Западом. Но разве нет у него иных путей, ведущих к той же «бездне премудрости»? Здесь я рискну выбрать не столь исхоженный, не совсем привычный маршрут, совмещая по возможности оба пути — внутрь себя и вовне — к народу, ближе какого нет и дальше которого нет, к тому племени, к которому мы принадлежали когда-то и изначально им еще остаемся, а в перспективе сотериологической призваны стать. Речь не идет о популярном катехизисе для младшего возраста, который, надев очки и улыбку, мы раскрываем на подглавке с цветными картинками «Христос и дети», написанной как бы не чернилами и тростью ( 3Ин. 1:13 ), а вареньем и умиленьем; лубочные там детишки, не тот Христос.

http://azbyka.ru/fiction/budte-kak-deti-...

Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь всегда будет милосерд, потому что милостыня человека – как печать при нем. Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи. Во всех делах твоих, брат, «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» ( Сир.7:39 ); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым – огонь и червь. Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно. Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: «иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» ( Мф.20:26–29 ). «Старейшину ли тя поставиша, не возносися, но буди в них яко един от них» ( Сир.32:1 ). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение. Написано: «Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен» ( Притч.14:28–29 ). Будем молиться, чтобы сподобиться нам дарования, а сподобившись, невысоко будем думать о себе. Если кто имеет попечение о братиях своих и преподает им вразумление и учение Господне, то душа его угодна будет Господу. Кто пренебрегает жизнью своей, тот грешит пред Богом. Не радуйся невежеству братии своих, потому что нет тебе славы в бесчестии. Не завидуй успеху братии своих, ибо Писание говорит: «Болши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща» ( 3Ин.1:4 ). Написано: «Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» ( Притч.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Во всех делах твоих, брат, поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым - огонь и червь. Приобрети страх Божий, чтоб и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно. Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным, или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26.29). Старейшину ли тя поставиша? Не возносися, но буди в них, яко един от них (Сир.32:1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение. Написано: во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен (Притч.14:28.29). Будем молиться, чтоб сподобиться нам дарования, а сподобившись, не высоко будем думать о себе. Если кто имеет попечете о братиях своих, и преподает им вразумление и учение Господне; то душа его угодна будет Господу. Кто пренебрегает жизнью своею, тот грешит пред Богом. Не радуйся невежеству братий своих; потому что нет тебе славы в бесчестии. Не завидуй успеху братий своих; ибо Писание говорит: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяша (3Ин.4). Написано: Имже несть управления, падают, аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14). Если брат сведущ, не печаль духа его, как скоро живет он свято. Как Иаков к Сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое. Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно. Признаки доброй жизни в молодом монахе - смиренномудренное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

2Ин.1:4 ) он получает сведения о положении христианских общин и о поведении частных лиц ( 3Ин.1:3, 6, 10, 12 ; 2Ин.1:4 ). Сообразно с этими сведениями он в своих письмах дает общинам правила поведения ( 2Ин.1:10, 11 ), высказывает суждения о частных лицах ( 3Ин.1:10, 12 ), хвалит, угрожает, осуждает. Он время от времени посещает общины лично ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:10, 14 ), осматривает их, доставляет им утешение своим словом ( 2Ин.1:12 ), обращает внимание на беспорядки и предает их публичному осуждению ( 3Ин.1:10 ). В этом образе мы без труда узнаем апостола Иоанна, который по согласному преданию древнейших писателей жил в конце I века в Ефесе и руководил малоазийскими общинами и их епископами. Все эти свидетельства согласно рисуют нам то же положение Иоанна в отношении к общинам христианским и их епископам, какое обнаруживается в третьем его послании 433 . Оно в существенном аналогично тому, какое занимал в свое время ап. Павел в отношении к основанным им общинам. Приблизительно то же положение, как мы видели, усвояется в пастырских посланиях и сотрудникам ап. Павла Тимофею и Титу. Все эти лица одни в силу своего апостольского авторитета, другие в силу особенных полномочий, полученных от апостола, – возвышались над целым рядом общин и руководили ими в их внутренней и внешней жизни. Разница заключалась в том, что в первое время это руководство направлялось почти исключительно на самые общины, в последующее же время, после 63 года, когда общины успели уже сорганизоваться, оно было обращаемо прежде всего на их предстоятелей. Но в том и другом случае одинаково христианская община не являлась вполне самостоятельной и обособленной единицей, управление которой исходило бы из её собственной воли. Она должна была признать над собой высший авторитет вдали живущего апостола или его сотрудника, приспособляться к его требованиям и советам и подлежать его контролю. Правда этот авторитет был исключительно нравственного, духовного характера. Он покоился на тех особенных отношениях, в каких стояли апостол и основанная и воспитываемая им община, на отношениях отца и благодарных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Писание, но только Слово Божие не писанное на бумаге и чернилами, а переданное устами к устам ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–11 ); словами св. Писания ( Мф.15:1–9 ; Мк.7:5–13 ) не отрицаются всякие наставления старцев (напр., св. Отцев), как не отрицаются наставления Иоанна Богослова, который также именует себя «старцем» ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ). Сказав в начале об основании Христом Спасителем Церкви Своей на земле и даровании Им ей всех средств спасения ( Еф.8:9–10 ; Тим.3:15), миссионер должен остановиться на раскрытии мысли о том, что Сам Господь учредил в Церкви Своей особое сословие людей, составляющих иерархию, и их только уполномочил распоряжаться дарованными ей средствами спасения, т.е. им только даровал право учить, священнодействовать и управлять в Церкви. Сначала эти права принадлежали апостолам, которых Господь нарочито избрал из среды своих последователей ( Мф.10:1–7 ) и которым сообщил благодать священства ( Ин.20:21–23 ; Деян.2:1–4 ; 1Пет.5 ; 1Кор.4:1 ). Благодать священства, а с нею свои права и власть апостолы передали своим преемникам пастырям Церкви чрез рукоположение ( 1Тим.4:14 ; Деян.14:23 ). Действуя так, апостолы были только исполнителями воли своего Божественного Учителя (чит. Ин.14:16–17–16:13–14 ), а потому и говорили, что Сам Бог поставляет пастырей в Церкви ( Еф.4:11–13 ; Деян.20:28 ). Рукоположенные апостолами пастыри передали священство своим преемникам ( 2Тим.2:2 ; Тим.1:5) и так далее до нашего времени. Отсюда – только имеющие благодать преемственного от апостолов рукоположения суть истинные новозаветные пастыри; следовательно, вожаки сектантов, выдающие себя за пресвитеров и епископов, но не имеющие преемственного от апостолов рукоположения не истинные пастыри. Далее необходимо развить мысли о том, что право рукополагать в иерархические степени никогда не принадлежало общине верующих, а – апостолам и епископам ( 1Тим.5:22 ; Тим. 1:5), что чрез руковозложение преподается особое «дарование», или «дар Божий», дающий благодатную силу и право для духовного руководствования членами Церкви Христовой и отличающийся от других даров Духа Святого (напр., Деян.2:38, 8:12–17, 10:44 ; 1Кор.12:4–11 ), и только законно рукоположенные имеют право учить и священнодействовать в Церкви Христовой; не имеющим же законного, преемственного от апостолов рукоположения это право не принадлежит ( Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; Евр.5:4–5 ). Поэтому вожаки сектантов, проповедуя слово Божие и совершая различные религиозные действия, самовольно восхищают не дарованное им: религиозные действия, совершаемые ими (крещение, преломление и пр.), суть действия кощунственные; сектанты, руководимые ими, суть овцы заблудшие, отделившиеся от стада Христова, т.е. от Церкви Его. Далее следует разбор сектантских возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Лк.1:1–4 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ; 1Кор. 11:2, 34 ; 2Кор.3:2–3 ; 2Фес.2:15 ; 2Тим.1:13, 2:2 . В речи Господа Мф.15:1–9 ; Мк.7:5–13 ясно показано, какие предания старцев и при каких условиях неугодны Ему: предания старцев несогласные с божественною истинною («преступаете») и когда эти предания поставляются людьми выше божественной истины («отменяете», «устранили»). Этим не отрицаются всякие наставления старцев (напр. св. отцов), как не отрицаются наставление св. Иоанна Богослова, который также именует себя «старцем» ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ). Относя слова Гал.1:8–9 к Св. Преданию, сектанты говорят «от своей головы». Как ясно видно из предшествующих ст. 6 и 7, эти слова Апостола направлены против тех людей, которые от призвавшего их благодатию Христовою переходят к иному благовествованию, каковое новое благовествование есть собственно не иное, произошло же оно от людей, желающих смущать народ и желающих извратить истинное благовествование Христово. На наших глазах от призвавших благодатию Христовою православных священников переходят к иному благовествованию, смущают народ, извращают Св. Писание – штундисты, при этом штундовое благовествование есть не вполне иное, так как они читают то Евангелие, которое взяли из наших рук. Словами Кол.2:8 ; Тит.1:14 отвергаются те предания и умствования, которые не согласны с учением Христовым и выдаются людьми, противящимися Христовой истине. Св. Предание строго согласно с истинами Св. Писания, и к нему слова эти не могут относиться. Когда сектанты на основании 2Фес.2:15 утверждают, что Апостол «преданием называет «Писание», то они выпускают из виду то, что Апостол ясно разграничивает – слово и послание (см. 2Фес.2:15 ), услышанное и прочитанное христианами ( 2Тим.1:13, 2:2 ср. Кол.4:16 ; 1Фес.5:27 ). Именно устное слово апостолов, слышанное христианами наставление апостольское и есть Св. Предание. На 2Тим.3:15–17 штундисты ссылаются совершенно напрасно, так как в предшествующем ст. 14 Апостол дает наставление прежде всего держаться наставления устного («научен»), т. е. Св. Предания, и потом к ст. 15 Писание выставляет только как дополнение («притом») к Преданию. Если же здесь рядом со Св. Писанием прямо не названо Св. Предание, то зато названо оно в других местах ( 2Фес.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Но найдем ли мы что-либо подобное у Иоанна Богослова? Правда, у него нет изображения идеального богослова и богословствования, но, однако, никто иной из новозаветных писателей, как именно он – Апостол любви, так ясно и полно развил ту теорию богопознания, которую мы видели у Григория и Симеона. «Апостол Иоанн, – читаем мы в одном месте о нем, – не допускает никакой противоположности между теоретическим и практическим, знанием и делом, верой и жизнью. Одно интеллектуальное познание истины (с его точки зрения) не имеет никакого значения» 301 . И в самом деле, в Евангелии Иоанна Христос Спаситель говорит, что познание единого истинного Бога и посланного Им Сына Божия есть уже «жизнь вечная» ( Ин.17:3 ), что истину Его учения познает только тот, «кто хочет творить волю Божию» ( Ин.7:17 ); а в Посланиях Иоанна не об изучении истины говорится, но о «хождении во истине» ( 2Ин.1:4 ; 3Ин.1:3 ) и о том, что «согрешающий не видел Бога и не познал Его» ( 1Ин.3:6 ; ср.: 3Ин.1:11 ). Что касается частных условий богопознания, то, по Иоанну Богослову, для него прежде всего необходима «вера» как основание ( Ин.7:38 ; ср.: Ин.5:38, 3:36, 6:47, 17:3 ), затем «очищение» ( 1Ин.3:3 ) и главным образом «любовь» ( 1Ин.4:7–8 ; ср.: 2Ин.1:3 ), неразрывно связанная с соблюдением заповедей и проявляющаяся в нем 302 . Чрез соблюдение заповедей дается «познание истины» и боговедение ( Ин.8:31–32 ; 1Ин.2:3–4 ). Но не непосредственно, а чрез особое «священие во истину» ( Ин.17:17–19 ), чрез «рождение от Бога» ( Ин.1:12–13 ), чрез пребывание в Боге во Христе ( Ин.17:21, 23 ; 1Ин.2:5, 3:6, 4:12–13 и др.), " Который есть свет истинный, просвещающий всякого человека» ( Ин.1:9 ). «Он именно «есть путь, истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), и «Он дал нам свет и разум» ( 1Ин.5:20 ). Наконец, познание истины, по писаниям Иоанна, дается чрез благодать Христову ( Ин.1:17 ) или чрез " Утешителя – Духа истины» ( Ин.14:17, 15:26 ; 1Ин.5:6 ), Который «научает нас всему и наставляет на всякую истину» ( Ин.14:26, 16:13 ). Это и есть то истинное и неложное «помазание», пребывая в котором человек не требует, чтобы кто учил его ( 1Ин.2:20–21, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

. Вскъ престпай и не пребывай во Хртов Бга не имать: пребывай же во Хртов, сей и ца и Сна имать. 9. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына 793 . Аще кто приходитъ къ вамъ, и сег не приноситъ, не въ домъ, и радоватис не глаголите: 10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; глаголй бо радоватис, собщаетс длмъ Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ и черниломъ, но надюс къ вамъ и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена. 12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна 795 . Цлютъ т чада сестры твое избранны. Аминь. О третьем соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова О писателе сего послания должно сказать то же, что было сказано и о писателе 2го послания, с присовокуплением того, что он, как и писатель 2-го послания, называет себя «старцем» и одинаково начинает послание, а равно одинаково и оканчивает. Если археологи по нескольким остаткам какого-нибудь здания определяют все устройство его и указывают точно время его построения и даже узнают его строителей, то христианскому исследователю, знакомому с духом и характером писаний Иоанна Богослова, по целостному, хотя и краткому, писанию его, ясно можно видеть его истинно-апостольский дух, высокую благодатную настроенность, богословскую глубину и содержательность мысли и в этом усматривать несомненность принадлежности третьего послания святому Иоанну Богослову. Обстоятельства происхождения 3-го послания сходны с обстоятельствами происхождения 2-го послания, а потому и историческая судьба их была одинакова, и свидетельства о них сохранились большей частью одинаковые. Третье послание было написано к Гаию; но кто был сей Гаий – с точностью неизвестно. Содержание послания показывает, что Апостол узнал об особенной расположенности благочестивого Гаия к странствующим проповедникам Евангелия ( 3Ин.1:1–7 ); срвн. ( Еф.4:11 ). Благодеяния Гаия ученикам Апостольским глубоко тронули душу Иоанна Богослова, а потому он, высказав об этом, поощряет Гаия продолжать это благое дело, не смущаясь запрещениями ( 3Ин.1:8:11 ). Кроме того, Апостол предупреждал о своем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Человеческая сторона Писания проявляется во многом. Во-первых, авторы часто используют личные местоимения и говорят о своем личном опыте ( Езд.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, и воспринимают многое как творения известных исторических личностей, не допуская, что человеческое участие снижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет делаются удивительно неформально, например: «Напротив некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 104 . Во-вторых, авторы библейских книг сами говорят о своей творческой активности (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Св. ап. Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Процесс написания Евангелия от Иоанна включал отбор определённых материалов из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Св. ап. Лука вначале проделал работу историка: собрал исторические сведения о жизни Спасителя, тщательно исследовал, упорядочил их, а затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 105 . В-третьих, авторы укоренены в истории. Они носители конкретной культуры, языка, идеи, они живут в определённой исторической эпохе. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытие заметным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р.Х. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 106 . В-четвёртых, библейские авторы используют различные литературные жанры. Поэзия и проза, повествование и рассуждение, пророчество и молитва, притча и сказка, пословицы и псалмы, история и богословие, генеалогия и апокалиптика, благовестие и послание, законы и мудрые изречения, проповедь и эпос – всё это, а также многое другое есть в Библии 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

предаваясь нечистотам. Необузданным вожделениям ( Рим. 13,13 ; 2Кор. 12,21 ; Еф. 4,19 ). похотям. Этим словом обозначается греховное желание, часто связанное с половой распущенностью. 4 Ибо для того и мертвым было благовествуемо. Этот стих представляет дальнейшее развитие идеи всеобщего Суда Божия, выраженной в ст. 5. Некоторые толкователи усматривали связь этого места с 3,19.20, но вряд ли это так. подвергшись суду по человеку плотию. Хотя Христос Своей смертью и воскресением победил телесную смерть ( Рим. 6,9 ), эта победа еще не проявилась в полной мере в жизни народа Божия, и телесная смерть продолжает быть реальностью ( Рим. 6,5–8 ). 4 близок всему конец. Неопределенность новозаветного учения о близости Второго пришествия Христова ( Иак. 5,8.9 ; Рим. 13,11.12 ; 1Фес. 5,1–4 ) проистекает из того факта, что Божие и человеческое видение времени различны (ср. 2Пет. 3,8.9 ). В новозаветной перспективе весь период между воскресением Христовым и Его Вторым пришествием видится как «последние дни» (1,20; Деян. 2,17 ). 4 любовь покрывает множество грехов. См. статью «Любовь». 4 Будьте страннолюбивы. Это один из плодов любви (ст. 8). Здесь могут подразумеваться самые различные ситуации, при которых требуется проявить гостеприимство: бездомность в результате преследования, деловые поездки христиан, странствующие миссионеры ( 3Ин. 1,5–8 ; Рим. 12,13 ). 4 Служите друг другу, каждый тем даром. См. Рим. 12,3–8 . 4 радуйтесь. Ср. 1,6.7. но как вы участвуете в Христовых страданиях. Христианин причастен к совершенному Христом искуплению и, уподобляясь Христу и в единстве с Ним, также претерпевает страдания (ст. 14,16; Рим. 8,17 ; 2Кор. 1,5 ; Флп. 1,29 ; Кол. 1,24 ). 4 Ибо время начаться суду с дома Божия. Петр подчеркивает, что страдания народа Божия во власти Божией (1,6.7). Цель такого суда, возможно, очищение ( Мал. 3,1–5 ; Евр. 12,1–13 ) или укрепление веры (1,6.7). 4 И если праведник едва спасается. Этот стих не выражает сомнение в конечном спасении; он указывает, что Бог ведет человека к окончательному спасению путем строгого воспитания ( Мф. 7,14 ; Деян. 14,22 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010