Св. Предание – это учение о вере и жизни христианской, переданное от Христа и Его апостолов не письменно, а устно, от одного – к другому. Соборный же разум Церкви – это откровение Божие Св. Церкви через избранных мужей и жен святой жизни и через представительные собрания церковные – церковные Соборы. Может ли спасительное вероучение быть передано чем-либо, кроме Св. Писания? Несомненно может. Ведь от Адама до Моисея люди не имели Св. Писания, и праведники спасались через устное предание и откровение Божие святым Ною, Аврааму, Моисею и др. Да и в Новом Завете книги Св. Писания были написаны не сразу ( Лк.1:1–4 ), а до того первые христиане познавали истину также через устное предание ( Мк.16:15–20 ; 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ) и откровение Божие. После написания книг Св. Писания надобность в Св. Предании не отпадает, т.к. эти книги, по свидетельству евангелистов и апостолов, содержат отнюдь не все из деяний и речений Иисуса, апостолов и пророков ( Ин.21:25 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Что же, то, что не вошло в книги Св. Писания, являлось ненужным для нашего спасения пусто действием и празднословием, или пропало безвозвратно для христиан? Нет, но многие нужные для нашего спасения поучения, обряды и правила доносит нам Св. Предание. Более того, без Св. Предания и Соборных постановлений мы не смогли бы опереться и на Св. Писание, ибо только 100 Св. Предание, закрепленное постановлениями Вселенских Соборов, выделило список истинных книг Нового Завета и отбросило апокрифы – Евангелия от Фомы, Петра, послание Варнавы и др. Итак, Св. Предание и соборный разум Св. Церкви сохранили и соблюли от искажений слово Божие, а с другой стороны – слово Божие указывает на Св. Предание и откровение Божие Церкви через отдельных святых и через Соборы как на источник истинного богопознания. Так, Евангелия несколько раз ссылаются ( Мф.2:23; 27:9–10 ) на пророчества, которых нет в книгах Св. Писания и которые, следовательно, были известны иудеям через Св. Предание. Аналогично, апостол Иуда ссылается на пророчество Еноха ( Иуд.1:14 ) и на спор архангела Михаила с дьяволом о Моисеевом теле ( Иуд.1:9 ), которые известны только через Св. Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

То же самое св. Петр пишет и во втором послании своем, что «мы возвещаем вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». И далее повествует, что Христос Господь «от самого Бога Отца принял честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение, и этот глас, – прибавляет святой первоверховный апостол, – принесшийся с небес мы сами слышали, будучи с Ним на святой горе» Преображения ( 2Пет.1:16–18 ). И что сами апостолы видели и слышали, то благовествовали Духом Святым, ниспосланным на них с небес. Не только апостолы, но и пророки благовествовали Духом Святым, именно Духом Христовым, в них живущим. «Пророки предсказывали, – пишет св. Петр, – как указывал сущий в них Дух Христов, который предвозвещал чрез них Христовы страдания и последующую за ними славу; им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым (апостолами), посланным с небес ( 1Пет.1:10–12 ). Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). В частности, также о св. Павле св. Петр дал свидетельство, что Павел написал свои послания по данной ему от Бога премудрости ( 2Пет.3:15 ). Подобным же образом св. евангелист Иоанн в конце своего евангелия заявляет, что он только ученик – свидетель того, что творил и чему учил Его божественный Учитель ( Ин.21:24–25 ); что «видевший свидетельствует о сем, и истинно свидетельство его; и он знает, что говорит истину» ( Ин.19:35 ). «Мы свидетельствуем вам о том, – так начинает Иоанн свое первое послание, – что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо сия жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, сие и пишем вам» ( 1Ин.1:1–4 ). «Мы свидетели, и вы знаете, что свидетельство наше истинно», – так заключает Иоанн свое третье послание ( 3Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ст.8. « А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья ». Ст.9. « И отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах ». Ст.10. « И не называйтесь наставниками; ибо один у вас наставник – Христос ». Если все эти свидетельства понимать по сектантски. т, е. в смысле запрещения пастырям именоваться учителями, отцами и наставниками; тогда свидетельства эти окажутся в неразрешимом противоречии с другими местами св. Писания. В самом деле: если нельзя называться пастырям учителями, то о каких, в таком случае, учителях говорит апостол Павел, когда утверждает, что Сам Бог « поставил (в Церкви) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 )? Если пастыри не имеют права именоваться отцами, то почему святой апостол Павел писал в послании Коринфянам: « Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 )? Не разумел ли и Апостол Иоанн себя отцем христиан, когда постоянно именует их в посланиях детьми своими и говорит, например, так: «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине « ( 3Ин.1:4 ). Наконец, если пастыри не могут называться наставниками, то о каких тогда наставниках говорит апостол Павел, когда призывает христиан: « поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие » ( Евр.13:7 ). Дело в том, что слова Спасителя, запрещавшие апостолам именоваться учителями, отцами и наставниками, имели в виду лишь взаимные отношения самих двенадцати апостолов между собою, но не касались отношения апостолов к остальным христианам. Как видно из Евангелия между апостолами не раз возникал вопрос, – кто из них больший, другими словами, кто из них по отношению к другим апостолам является учителем, отцом и наставником? Отвечая на этот вопрос, Спаситель и объясняет апостолам, что они все равны, ни один из них по отношению к остальным апостолам не может называться учителем, отцом и наставником; таковым для апостолов является Сам Бог , а они по отношению к друг – другу только – братья. Да и самая мысль о старшинстве и превосходстве над другими должна быть, по учению Спасителя, чужда апостолам, так как в Царстве Христовом. Ст.11; 12. « Больший (из вас) да будет (вам) слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Молитва о ниспослании Духа Святого. Величайший дар, который человек может получить от Троичного Бога, – это Дух Святой. Приявший Духа получил всё. Бог же подает Духа Своего тем, кто просит об этом у Него. Какой из вас отец, – сказал Иисус, – когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?.. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:11.13 ). Подготовка к молитве. Сказал Господь: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ). Это соответствует общему и существенному евангельскому правилу: «Делайте – и вам будут делать. Давайте – и дастся вам. Прощайте – и простится вам (и прощены будете) ( Лк.6:28,37 ). Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Святитель Иоанн Милостивый не захотел причаститься на Литургии, пока перво-наперво не испросил прощения у одного брата, имевшего нечто против него. Апостолы и святые отцы хорошо понимали Иисусову науку молитвы. Посему и сами не переставали молиться, и людям верующим заповедали: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (в серб.:... поможет болящему. – Пер.) ( Иак.5:14–15 ). Молитва о здравии. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная (в серб.: непрестанная. – Пер.) молитва праведного ( Иак.5:16 ). Пророк Илия молитвой затворил небо, так что не было дождя три года и шесть месяцев ( Иак.5:17 ). И апостол Иоанн пишет Гаию: Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем (в серб.: Молюсь Богу, чтобы во всем тебе было хорошо и чтобы был ты здоров. – Пер.) ( 3Ин.2 ). Молитва друг за друга (см.: Кол.1:3,9; 4:3 ; 1Фес.5:25 ; Рим.15:13 ; 2Кор.1:11 ; Флп.1:4 ; Флм.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Примеры гибельных действий таких самозванных и суемудрых учителей были и во времена Апостолов. Апостол Иоанн говорит: я писал церкви; но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас. Посему если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви ( 3Ин.1:9–10 ). Этот Диотреф, не будучи законно поставленным учителем, производил большие беспорядки в церкви, не принимая апостола Иоанна Богослова, не уважая его послания, и изгоняя из церкви тех, которые уважали сего апостола. Не довольно ли было для апостола Павла быть полным служителем веры после того, когда он уже был назначен к сему явлением Самого Иисуса Христа ( Деян.9:15 )? Однако, когда надлежало послать его на апостольское служение, Сам Дух Святой, во время поста и молитвы антиохийских христиан, снова сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). Не достаточно было и этого непосредственного призвания, хотя Апостол и о первом своём избрании говорит, что он научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа ( Гал.1:12 ). Но и после всего этого над Апостолом сделано тоже, чего требовал обыкновенный порядок Церкви. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян.13:3 ). Этого то порядка избрания на церковную службу Церковь Христова всегда держалась и держится. Всякое же уклонение от Богопреданного чина и порядка Церкви апостольской будет прямым нарушением воли Божией, служением самочинным, о котором апостол Павел так говорит: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим.4:3–4 ). 18 Указавши точно нравственные качества лиц, которых можно удостаивать рукоположения во священные иерархические степени ( 1Тим.3:2–13 ; Тит.1:6–9 ; Деян.6:3 ), апостол Павел не оставил без разрешения и того вопроса: могут ли принимать на себя исполнение обязанностей лиц рукоположенных или общественного учительства в Церкви лица женского пола, как это бывает у некоторых из мнимодуховных христиан, например, хлыстов, и отвечает отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует) Горский А.В., прот. Слово 1901 при совершении воспоминания об открытии Московской Духовной Академии, в день Покрова Пресвятой Богородицы//Богословский вестник 1898. Т. 4. 10. С. 1–7 (2-я пагин.) —1— Больши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща 3Ин.4 . Так писал старец, возлюбленный ученик Христов, Иоанн, к Гаию возлюбленному, который утешал его отеческое сердце тем, что сам ходил во истине. Больши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща. Ходить во истине, значит не только знать истину, но и творить истину Ин.3:21 , или поступать так, как требует истина, сам Христос 14:6. Тот ходит во истине, кто всею деятельностью духа своего предан истине: умом её ищет; сердцем любит; волею служит ей. Воспоминая ныне учреждение нового училища истины Христовой, питомцам истины прилично будет вспомнить и желание Апостола. Высокое титло Богослова, которое стяжал себе Апостол глубиною учения своего о Боге Слове, составляет предмет и их усиленных желаний. Чем более они будут сообразоваться с его требованиями, тем ближе будут к тому, чтобы именоваться его чадами. Пусть же помнят они слова Апостола: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща. —2— Учение Христово всё направлено к жизни и деятельности, и потому истинное, глубокое познание его не иначе достигается, как путем жизни и деятельности. Учение Христово совсем не имеет целью питать одно умозрение. Как Христос есть восстановитель целой природы человеческой, соделавшись для нас не только премудростию от Бога, но и правдою и освящением 1Кор.1:30 ; и как жизнь духа состоит не в одном упражнении ума, но в полной и правильной деятельности всех сил его: так слово Христово есть необходимое врачевство для всех сил духа нашего. Не одному уму оно освещает путь к истине, но и открывает сердцу новые истинно достойные предметы любви, указывает воле забытые ею законы чистой и святой деятельности. Итак, как слабость человека при самом просвещении Божественным учением не перестает обнаруживаться в том, что он более желает знать, нежели расположен любить истину сердцем и исполнять её требования; то в учении Христовом ничто столько не раскрыто, как то, что касается до нашего сердца и до наших обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22: 10–12), и когда учил, что в Церкви есть добрые и худые рабы (–18:23–34: 25:14–30), девы мудрые и юродивые (25:1–12), овцы и козлища (– 33 ст.). Подобно Христу учил об этом и ап. Павел, говоря, что в Церкви, как «большом доме, есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим. 2:20 ); что в теле Христовом (т. е. Церкви– Еф. 1:22–23 ) есть члены «слабейшие», «менее благородные» и даже «неблагообразные», т. е. грешные, которые должны «благовидно покрываться» и страдания которых, т. е. грехи, должны вызывать страдания во всех членах, а слава–радость у всех ( 1Кор. 12:13–26 ). Такие члены были в Церкви с самого начала ее существования. Так, в апостольской церкви были Анания и Сапфира ( Деян.5:1–10 ); в коринфской–кровосмесник, наказанный отлучением ( 1Кор. 5:1–6, 13 ), и другие грешники, от общения с которыми ап. Павел советует удаляться (–11 ст.): были грешники и в других церквах, как свидетельствуют апостолы (см., напр., Ик. 2:1–9, 4: 1, 16; 5: 4; 3Ин. 9–10 ст.: Откр. 2 и 3 гл.). Есть они и теперь, но присутствие их не только не вредит святости Церкви–так как в ней постоянно пребывает святая глава–Христос в Св. Духе со Своей благодатью,– но и сами они с помощью благодатных средств могут очищаться от грехов и делаться болое пригодными к благодатной жизни. Если же останутся нераскаянными, то, согласно повелению Господа, отсекаются от тела церковного или законной властью ( Мф. 18:17 ), или «невидимым действием суда Божия». Отличительными признаками истинной Церкви служат: истинное учение веры, полное число св. таинств и богоучрежденная, преемственная от апостолов, иерархия. Истинное учение веры возвещается и сохраняется только в Церкви Христовой, потому что она одна есть столп и утверждение истины; значит, в ней лишь возможна правая, спасительная вера во Христа, без которой спастись невозможно. Святые таинства, подающие людям невидимо, тайно, благодать Божию, освящающую к устроящую их в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ), совершаются только в Церкви Христовой, потому что ей одной обещано было Спасителем послать Утешителя, Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Однако они сами говорят, что не все они записали о Христе ( Ин.20:30; 21:25 ), не все записали и из собственных наставлений ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ); многое необходимое они передали христианам изустно ( 2Тим.2:2 ) и самым делом ( 1Кор.2:20–34 ). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняются одно другим и одинаково необходимы для нас ( 2Тим.3:14–15 ; 2Фес.2:15 ). То, что апостолы написали, составляет собою Св. Писание; а то, чему они научили изустно и самым делом, есть Св. Предание. Св. Писание сохраняется содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе в течение многих веков сберегла нам вселенская православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого Св. Писание и Св. Предание. Основавши свою Церковь , Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:21–23 ). Исполненные Духа Святого, апостолы вместо себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:1–2 ; Деян.6:6; 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:5–7 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в православной Церкви Христовой до настоящего времени. Успение Божией Матери. Не только Матерь Божия молится о нас, но молятся и святые праведники; пример прор. Иеремия и первосвящ. Осия ( 2Мак.15:12–14 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитве праведного Иова ( Иов.42:7–8 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Повторение слов «ради Христа», «за Него» напоминает нам, что страдания филиппийцев были ответом на содеянное Христом ради них. То, что им довелось испытать, было частью тех же трудностей, которые вынес сам апостол Павел (см.: Флп.1:30 ), и подобно его испытаниям (см.: Флп.1:12–14 ) означало, что благовествование было донесено новым людям (см.: Флп.1:28 ). Итак, от первых дней своего существования Церковь Христова неустанно заботилась о том, чтобы дети её, члены её, твёрдо стояли в чистой истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине, – пишет апостол Иоанн Богослов ( 3Ин.1:4 ). кратко написал... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, – пишет, заканчивая своё Соборное послание, святой апостол Пётр ( 1Пет.5:12 ). Завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно... держись образца здравого учения, – неоднократно наставляет апостол Павел своего ученика Тимофея ( 1Тим.6:13–14 ; 2Тим.1:13 ). «Торжество любви, которая стирает все преграды, делает неравных равными, соединяет за пределами всякого воображения любящих и любимых. И если мы действительно любим Христа, если действительно любим Бога любовью Христовой, то мы можем следовать за Агнцем, как невеста, с Ним войти в область смерти, в область страдания, в область греха, в область богооставленности, сойти в глубины и в самые мрачные тайники человеческого ада и внести в них, как Христос это сделал, свет, жизнь и победу любви» 238 . Завершить статью хотелось бы замечательными словами святителя Иоанна Златоуста : «О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия; прах того тела, через которое вещал Христос, гремел голос, ужаснейший для злых духов всякого грома, через который Павел высказал эти вожделенные слова: Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих ( Рим.9:3 ), через который говорил он перед царями и не смущался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—680— вался цитуемым им, хотя и старинным, но превосходным переводом проф. Ловягина. И, вообще, перевод и изложение автором Мефодия Патарского меня не удовлетворяют. Даже в Corrigenda есть ошибка: μεματηκναι. 6. Некоторые излишества в подробностях и справках по соприкосновенным предметам, отвлекающие внимание читателя от главного предмета, каковым лучшее помещение было бы в приложениях, в конце книги. 7. В некоторых случаях желательны доказательства и обоснования аподиктически высказываемых автором положений. Например, с. 211: «епископство установлено апостолами для хранения истины в Церкви до скончания века». С. 237: «Епископы, как испытанные лица, молодость которых может быть иногда восходила ко временам апостолов, не могли изменить истине и впасть в такое заблуждение, как докетизм». С. 263. «Мысль о возможности заблуждения, уклонения от истины и епископа лежала как бы вне мыслимого горизонта церковных писателей второго века». Почему? Ср. 1Ин.2:19 , – 3Ин., – Ап.2:15. 20, – 3:1. 3, – Деян.20. 30 ср. 2Тим.4:3 , Мф.7:15. 22–23 др. С. 266: «Относительно всякого общества можно утверждать, что чем больше и разнообразнее состав его членов, тем менее в нем единства, тем ниже его общее качество. То же самое должно было непременно случиться и с Церковью». (Но можно сравнить Коринфскую Церковь времени Св. Ап. Павла и греческую после вселенских соборов или русскую 14–15 века). Иногда автор отсылает к немецким книгам за такими подробностями, которые имеют существенное значение в исследуемом предмете, например, «подробнее учение Нового Завета о том, что Церковь есть истинный Израиль см. у R.Knopf’a» (с. 74 прим. 9, – ср. подобное же с. 78 прим. 1, – с. 157 прим. 4, – с. 222 прим.2 и др.). Дает себя знать невыясненность понятий «святости», «чистоты», «совершенства» и «аскетизма», о которых идет речь на с. с. 262 дал. 275 дал. 278 сл. и др.: автор, по-видимому, обращается с этими терминами, как совершенно тожественными в нравственно-религиозном отношении. 8. Некоторый места книги вызывают недоумения и тре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010