5. Все ли книги Священного Писания богодухновенны и необходимы для нашего спасения? «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). 6. Где мы находим доказательство в Новом Завете об употреблении при Христе Спасителе книг неканонических? «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления» ( Ин.10:22 ) (о празднике обновления говорится только в 1Макк.4:59, кн. неканонической). 7. Как Христос Спаситель передал Церкви Свое учение: устно или письменно? «Быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него " ( Евр.2:3 ). 8. Все ли записано в Писании, что творил и чему учил Христос? «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ). «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). 9. Учил ли Христос Спаситель учеников Своих после воскресения? «В продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ) (этой проповеди Христовой в Евангелии нет). 10. Все ли записано в слове Божием, что проповедовали Апостолы? «Много имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидать тебя и поговорить устами к устам» ( 3Ин.1:13–14 ). 11. Кроме послания к Ефесянам учил ли ап. Павел ефесских пастырей устно? " Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас, Я не упускал возвещать вам всю волю Божию« ( Деян.20:31, 27 ). 12. А всю волю Господню, возвещенную чрез Апостолов, мы должны знать? «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). 13. Какой же еще поэтому должен быть источник научения истине, кроме Священного Писания ? " Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). 14. Как ап. Павел повелевает держаться слышанного от него? «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол считает эту истину самоочевидною и потому вместо того, чтобы сказать: они не были от нас, потому что в таком случае они не вышли бы от нас, ибо кто от нас, тот, насколько и пока он наш, должен пребывать с нами и не может отпасть от нас, – продолжает доказательство простым условным предложением: ε γρ σαν ξ μν, μεμενεκησαν ν μεϑ’ μν. Если бы они были истинными причастниками нашей жизни (ξ μν), то они никогда и не выделялись бы из нашего общества, но всегда пребывали бы с нами, как члены видимого христианского общества. Μεϑ’ μν выражает здесь идею внешнего общения, основанного на внутреннем единении и связи 668 . Следовательно, Апостол видит доказательство действительного внутреннего единения с христианскою Церковью в внешнем единении и общении, так что отсутствие последнего свидетельствует о недостатке первого, σαν в связи с plusquamperfect, является необычным, но imperfect. в условных предложениях нередко стоит там, где следовало бы ожидать aorist. и plusquampertect. и именно тогда, когда нужно выразить большую продолжительность, как здесь, где имеется в виду все время, когда антихристы были еще членами Церкви. Γρ употребляется в послании очень редко ( 1Ин.4:20, 5:3 ; ср. 2Ин.1:11 ; 3Ин.1:3, 7 ) и отличается от τι тем, что выражает субъективное основание, тогда как τι выражает факт (cp. 1Ин.2:8 ). Выделение антихристов из среды христианского общества не случайное явление, но служит определенной божественной цели, очень важной в интересах соблюдения верующих от тлетворного влияния «глаголющих развращенная, еже отторгати ученики в след себе» ( Деян.20:30 ). Поэтому λλ’ να φανερωϑσιν, τι οκ εσν πντες ξ μν. λλ’ να – эллиптическое выражение, обычное у Апостола Иоанна ( Ин.1:3, 9:3, 13:18, 14:31, 15:25 ), которое должно быть восполнено чрез ξλϑον или чрез более общее: это случилось, произошло (τοτο γγονε), чтобы... να выражает не следствие, но цель. Следствие, какое имеет факт отпадения антихристов, Апостол уже указал и из того, что они не пребыли с нами, заключил, что они на самом деле и не принадлежали к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Глубочайшее отвращение к порочным делам и пламенную ревность к сохранение божественных заповедей и прежде всего к сохранению любви должна возбуждать в нас по преимуществу преизобильная отеческая любовь Бога, Который назвал нас своими чадами ( 1Ин. 3 ). К этому присоединяется предостережение от лживых пророков и учителей ( 1Ин. 4:1–6 ) и новое настойчивое увещание к сохранению братской любви и любви ко Христу по вере в Него ( 1Ин. 4:7–5:5 ), и вера эта не лишена оснований: во исполнение пророческого слова Мессия явился с водою (в Крещении) и с кровью примирения (в Евхаристии), и Дух Святой свидетельствует о Нём ( 1Ин. 5:6–9 ). Кто не верит Богу, тот представляет Его лживым и лишает себя жизни ( 1Ин. 5:10–12 ). В заключении Апостол выясняет цель всего послания, увещевает к молитве вообще и к молитве за ближних и предостерегает от мира и от идолов ( 1Ин. 5:13–21 ). – Второе послание Иоанна написано во время старости Апостола ( 2Ин. 1:1 ) для одной госпожи, имя которой неизвестно (некоторые, впрочем. полагают, что «Kvpto» – «госпожа», для которой написано послание, есть собственное имя, бывшее в древности довольно употребительным женским именем; а иные думают, что «χλεχτ χνρα» – «избранная госпожа» означает известное христианское общество или всю вообще Церковь ). Старец Иоанн выражает свою радость о том, что дети госпожи ходят в истине, дает обещание придти к ней и с настойчивостью увещевает ее не иметь решительно никакого общения с лжеучителями, не исповедующими Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Послание состоит из одной небольшой главы. – Третье послание Иоанна написано в старости же ( 3Ин. 1:1 ), к некоему Гаию, быть может тому самому, который некогда был спутником Апостола Павла ( Деян. 19:29; 20:4 ; Рим. 16:23 ; 1Кор. 1:14 ). Апостол хвалит сего Гаия за его христианскую жизнь и странноприимство (вероятно за принятие проповедников евангелия), между тем как властолюбивый Диотреф затворял двери своего дома пред проповедниками истины. В послании одна же глава. Апостол и здесь надеется скоро увидеться лично и поговорить устами к устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Таким образом, мы не можем точно знать, отпадёт человек от веры, или нет, но Церковь должна каждому предоставить возможность стать на путь веры, войти в Церковь и начать путь освящения. А как человек будет совершать своё спасение – зависит от него. И в апостольской Церкви мы видим, что многие люди принимали веру и Крещение и даже были сотрудниками Апостолов, но потом отпадали от веры и благодати, и, по всей видимости, навеки погибали. Таковы: Симон волхв ( Деян.8:13–24 ), Анания и Сапфира ( Деян.5:1–10 ), Диотреф ( 3Ин.1:9 ), Димас ( 2Тим.4:10 ) Именей, Александр и Филит ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ) и другие. Так если недостойные члены Церкви были даже при Апостолах, которые находились под особым водительством Духа Святого и, имея дар прозорливости и возможность предвидеть конец этих людей, могли не преподавать им крещение, но, тем не менее, крестили и таковых, то тем более такие люди могут быть и всегда были и в последующие времена Церкви. Если Апостолы крестили и верных, и тех, которые впоследствии оказывались неверными, то тем более сейчас священник не имеет права сказать человеку: «мне кажется, что ты не будешь жить по Евангелию и отступишь от веры, поэтому я не крещу тебя». Таким образом, Церковь должна преподавать крещение всякому, кто православно исповедует Христа и заявляет о своём желании креститься. Но это не значит, что Церковь в лице своих священников обязана сразу крестить всякого желающего. Когда это необходимо, Церковь может откладывать крещение человека и давать ему возможность познакомиться с азами веры, если он их совсем не знает. Такой подход наиболее уместен и даже необходим в тех случаях, когда Церковь приходит в чужую страну, где царит чуждая ей культура и религия. Например, когда Церковь пришла с миссией в Японию, то японцев не крестили сразу, а проводили с ними катехизацию (предварительное научение азам веры). Катехизация была обязательной перед Крещением и в первые века христианства в языческих народах. Желающим принять Крещение сначала объясняли азы веры, а затем, как правило, на Пасху, крестили.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Таким образом, Павел прав, когда он гордится (или хвалится) этим служением, потому что оно берет начало в Божьей благодати (15) и представляет собой работу Христа, совершаемую через апостола (18). Цель этой работы заключается в том, чтобы содействовать покорению язычников вере (ср.: 1:5); и всему, что Павел говорит и делает, сопутствует сила: «сила знамений и чудес»; (ср.: Деян. 2:22,43; 5:12; 15:12 ; 2Кор. 12:12 ; Евр. 2:4 ) и сила Самого Духа (см.: 1:16). В конце ст. 19 говорится о результате, к которому привело исполненное силы священническое и апостольское служение Павла: благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Иллирик был римской провинцией, приблизительно вбиравшей в себя Югославию и Албанию. Иерусалим – отправная точка христианской миссии, а Иллирик – крайний предел, до которого на тот момент дошла проповедь Павла. Если провести линию от одного места до другого, то она образует арку, и поэтому в речи Павла появляется слово окрестности (букв, «по кругу»). Апостол говорит, что он основал сильные церкви по всему северо–восточному Средиземноморью. Благовестие Христово он распространил (р1егоо; в NIV – «полностью возвестил») именно в этом регионе, так как его задача заключалась в том, чтобы благовествовать не там, где уже было известно имя Христово (20). Ветхозаветная цитата, которую Павел использует, чтобы подтвердить свою миссию (21), взята из песен о рабе ( Ис. 52:15 ), но, конечно, не себя Павел считал этим рабом. От прошлого Павел обращается к настоящему и будущему. Необходимость исполнить свою миссию на Востоке помешала ему прийти в Рим раньше (22), однако теперь миссия завершается, и Павел может осуществить давнишнее желание и посетить Рим (ср.: 1:10–15). Но Рим – всего лишь остановка на пути в Испанию (24,28). Павел, вероятно, решил, что густонаселенный Иберийский полуостров представляет собой прекрасное место для деятельности евангелиста–первопроходца. Одна из причин, почему Павел решил остановиться в Риме, – стремление заручиться помощью римских христиан, необходимой для этого посещения. В NIV фразой «поможете мне в моем путешествии» (24; проводите меня) переводится глагол, который становится в Новом Завете почти «специальным термином, употребляемым по отношению к христианской миссии» (Кранфилд; ср.: Деян. 15:3; 20:38; 21:5 ; 1Кор. 16:6,11 ; 2Кор. 1:16 ; Тит. 3:13 ; 3Ин. 6 ). Он обозначает материальное обеспечение христианских миссионеров. Одна из основных причин, побудивших Павла написать это послание, сводилась к тому, чтобы обеспечить эту поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

То же и у других апостолов. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его»( 2Ин.1:10 ) – и любовно и строго наставляет Иоанн, апостол любви. Строго ополчается против еретиков апостол Петр во втором послании, а также предостерегает против «невежд» в вере и «неутвержденных», которые «к собственной погибели» превращают Писания ( 2Пет.3:16 ) 14 . Такая же ревность о чистоте истины – и в послеапостольское время. В этот ранний период жизни Церкви уже существуют специальные термины, определяющие чистоту веры: «правило веры» (или канон веры) и «православие» . Выражение «правило (канон) предания» встречается в конце первого века у Климента Римского (в его послании к Коринфянам): «канон истины» – у Иринея Лионского (II-й век); «канон веры» – у Поликрата Ефесского (посл. к еписк. Виктору) и у Дионисия Коринфского (к Никомидийцам). Само слово «канон» находим в посланиях ап. Павла 15 . Термин «православие» столь же раннего происхождения. Прототип его имеется еще в ветхозаветных терминах, в таких выражениях псалмов, как: «нога моя ста на правоте» ( Пс.25:12 ), «правым подобает похвала» ( Пс.32:1 ) и в часто встречаемом в псалмах выражении «правии сердцем», «правота сердца». Не будем упускать из виду, что Псалтирь неразлучна с Церковью христианской с первого момента Ее бытия 16 . Слово «православие» окончательно утверждается в процессе защиты от ересей, и ко времени Вселенских соборов оно становится уже общеупотребительным. Об его изначальности говорит то, что уже в первой четверти второго столетия есть термины, противополагаемые слову «православие», именно у св. Игнатия Богоносца – «инославие» и «инославные». На Первом Вселенском соборе отцы собора говорят от имени «Православной Церкви»: «если останется упорным, изгони его из общества Православной Церкви », обращаются они в приветственной речи к императору Константину. В правилах того же Первого Вселенского собора говорится: «касательно обращающихся к Православной Церкви из ереси павлианской (Павла Самосатского) постановлено: непременно перекрещивать их». Подобным образом выражается и Второй Вселенский собор: «Присоединяющихся к православию и к части спасаемых еретиков принимаем по следующему чиноположению и обычаю...»; послание его к Римской церкви посылается от имени «святого собора православных епископов , собравшихся в великом городе Константинополе». В творениях св. Григория Богослова , относящихся к этой эпохе, встречаем даже выражение «страждущее православие». Третий Вселенский собор принимает от ряда лиц, отрекающихся от ереси новациан, заявления о присоединении их к православию в следующей форме: «я, такой то,... покаявшись, приступаю к святой кафолической и Православной Церкви Божией» или: «мы приступили к святой, кафолической апостольской и Православной Церкви ». 17

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Хочешь и другого примера? В Деяниях апостольских Павел так говорит к священникам одной церкви: внимáйте ýбо себе и всемý стáду, в нéмже вáс Дýх святый постáви епископы, пасти цéрковь Гóспода и Бóга, юже стяжá kpóbiю Своéю ( Деян. 20:28 ). А чтобы кто-нибудь не заспорил, утверждая, что в одной церкви было много епископов, выслушай и еще свидетельство, в котором очевиднейшим образом утверждается, что епископ и пресвитер одно и тоже. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель ( Тит. 1:5–7 ). И к Тимофею: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (Тим. 4:14). И Петр говорит в первом послании: пресвитеры (стáрцы) иже в вáс молю, яко сопресвитер (стáрец) сый и свидетель Христóвым стрáстéм, иже и хотящей слáве явитися óбщник: пасите éже в вáс стáдо Бóжие, посещáюще не нýждею, но вóлею и по Бóзе ( 1Пет. 5:1–2 ). В греческом это (посещающе) выражено яснее – πισχοπου ντες, т.е. «надзирая»; откуда заимствовано и имя епископа. Мало тебе кажется свидетельств стольких мужей? Звучит труба евангельская, сын грома, которого Иисус любил преимущественно, который лил потоки учения от персей Спасителя: пресвитер (старец) – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине ( 2Ин. 1:1 ). И в другом послании: пресвитер (старец) – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине ( 3Ин. 1:1 ). А что в последствии избран один и поставлен начальником над остальными, – это сделано для устранения раскола, чтобы, всякий к себе привлекая, не разрывал Христовой церкви. Ибо в Александрии со времени евангелиста Марка даже до епископов Геракла и Дионисия, пресвитеры всегда выбирали одного из среды своей, и, возведши его на высочайшую степень, называли епископом (так точно, как войско делает императором); а диаконы из своей среды выбирают такого, который известен им за человека рачительного, и называют архидиаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

584). „Φιλοπωτεων т. е. не тот, который стремится к первому месту, но тот который имеет первое место и в сознании своего приматства гордится, злоупотребляет им (Knopf, Apost. Zeitalter, S. 206). 436 Цан думает даже, что это было то самое письмо, о котором Иоанн сам говорит в своем третьем послании ( 3Ин.1:9 : „я писал церкви“). Это письмо было по словам Иоанна крайне мало (γαψ τι), каким именно является второе послание. Одинаковость стиля, одинаковый размер посланий, показывающий, что Иоанн писал на папирусах (χται 1Ин.1:12 ) одинаковой величины (размер 2 послания по количеству букв относится к размеру третьего послания как 32 к 31), выраженная в обоих посланиях надежда на скорое личное свидание показывают, что они явились приблизительно одновременно (Einleitung, II, S. 581, 584). То же и Вейсс (Einleitung S. 451). 440 Пергам, Смирна, Сарды, Филадельфия и Фиатира не встречаются ни в Деяниях, ни в посланиях ап. Павла. Относительно Смирны Поликарп прямо свидетельствует, что при жизни Павла общины, смирнской еще не существовало (nos autem nondum cognoveramus – Фип. гл. II). Из биографии самого Поликарпа можно заключать, что община образована была впервые чрез ап. Иоанна и других мужей близких к апостолу. (Cp. Zahn, Einleitung II, S. 603). 441 Ср. Евр.11:17 : „они (т. е. предстоятели) неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет“. 1Пет.5:4 : „когда явится Пастыреначальник, вы (пресвитеры-пастыри) получите неувядаемый венец славы“. Пастырь Ерма: „Если какая-нибудь из овец будет потеряна, то горе пастырям; если сами пастыри будут найдены дурными, что они будут отвечать ему? Ужели скажут, что они измучены стадом? Не поверят им. Ибо невероятное дело, чтобы пастырь мог потерпеть что от овец; и он еще более будет наказан за ложь свою. И я – пастырь, и должен дать Всевышнему отчет за вас“ (Под. IX, 31). 443 Между прочим александрийский и ватиканский. Опущение могло произойти вследствие того, что слово начали понимать в смысле ангела. Читать далее Источник: Устройство христианской церкви в первые два века/Василий Мышцын. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1909. - XVI, 475 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию свою Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков (8-е правило 3 Вселенского Собора). Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Письмо митрополита Иосифа [Петровых] к епископу, отложившемуся от митрополита Сергия Дорогой Владыка! Узнав от ... о принятом Вами решении, нахожу и после ознакомления со всеми материалами, что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к Вам, но, конечно, помочь Вам более существенно лишён возможности. Правильно строить своё церковное дело, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая все взоры и надежды на единственно законного Местоблюстителя митрополита Петра и будущий поместный Собор всех нынешних святителей, а не случайного подбора и их отдельными лицами. Этого законного собора только и должны сейчас добиваться всякие правители и Синод и, если они бессильны сделать это, то должны сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на все мучения, но правды Христовой никогда не принесём в жертву и посмеяние мракобесию безбожия. Помоги Вам Господи. Да не уничтожится у нас вера в неложность обетования Господня быть до скончания века. Митрополит Иосиф. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т.2 Послание епископа Алексия [Буя] к православному клиру и мирянам Воронежской епархии об отмежевании от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в Истине» (3Ин.:1:4). Стоя на страже Православия и зорко следя за всеми проявлениями церковной жизни не только во вверенной нашему смирению епархии, но и вообще в патриархате, мы, к великому нашему прискорбью, обнаружили в последних деяниях возвратившегося к своим обязанностям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Нижегородского, стремительный уклон в сторону обновленчества, превышение прав и полномочий, предоставленных ему, и нарушение св. канонов (решение принципиальных вопросов самостоятельно, перемещение и увольнение архиереев без суда и следствия и т. п. См. Кирилл. правило 1, Апостольское правило 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010