Касательно времени написания первого послания Иоаннова мнения толкователей различны. Одни утверждают, что послание написано перед разрушением Иерусалима, разумея о сем событии слова Апостола: дети последняя година есть ( 1Ин. 2:18 ); но сии слова не значат, что близко падение Иерусалима. Другие относят сие написание к последнему десятилетию первого века. Св. Амвросий Медиоланский 148 говорит, что Апостол Иоанн совершил сей труд в глубокой старости. В подтверждение сего мнения можно сказать, что характер первого послания совершенно сходен с характером проповеди Иоанновой в глубокой старости, по указанию блаженного Иеронима (In Galat. VI), и что послание написано после Евангелия, как можно заключать из взаимного сличения содержания оных; следовательно по возвращении из патмосского заточения, в конце первого или в начале второго века. § 75. Место написания На некоторых древних рукописях сего послания, собранных Миллием, находится надпись следующая: ‘Ιωννον πιοτολ καθολικ πρτη γραφη π Εφσου. Справедливость свидетельства сей подписи подтверждается тем, что со времени успения Божией Матери (т. е. с 49 года по Р. X.) Иоанн, по свидетельству истории, имел главным образом местопребывание в Ефесе, кроме полутора лет (95 и 96 года по Р. Х.), проведенного в заточении на острове Патмосе. § 76. Первоначальное назначение Поскольку послание написано в Ефесе и поскольку оно некоторым образом есть продолжение Евангелия, то, очевидно, ближайшим образом и назначено, подобно Евангелию, для малоазийских церквей, которые находились под особенным попечением и управлением Апостола Иоанна Богослова. Так думать заставляют особенно две причины: 1) Послание не имеет обыкновенной формы посланий, от которого в других случаях ( 2Ин.1 ; 3Ин.1 ; Апок.1:4 ) не отступал Апостол Иоанн. Такое отступление дает право заключать, что первое послание передано первоначальным читателям лично от самого Апостола, как письменное наставление, дабы они, по закону общения, препроводили оное и к прочим окрестным церквам. Но Апостол жил постоянно среди малоазийских христиан, следовательно и передал свое послание или ефесской или какой-нибудь другой; но, во всяком случае, малоазийским церквам; 2) Сличая первое послание Иоанново с посланиями к семи малоазийским церквам ( Апок.2:1; 3:22 ), легко приметить, что первое послание направлено против тех же заблуждений, о распространении коих ему сказано было в откровении. А такое сходство обличений ведет к заключению о единстве лиц обличаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Некоторые критики считают «старца Иоанна» (см.: 2Ин. 1 ; 3Ин. 1 ) автором либо Евангелия, либо послания (или Второго и Третьего посланий Иоанна, или Откровения), либо одного и другого вместе взятых. Тем не менее эта загадочная личность не подходит на роль автора послания. Трудно доказать, что старец Иоанн существовал независимо от личности апостола Иоанна. Но даже если так, то доводы в пользу этих предположений менее убедительны, чем древняя традиция считать автором послания именно апостола. В таком случае, несмотря на то что в послании нет прямого указания на авторство и трудно с достоверной точностью установить его, вероятнее всего автором данного писания является апостол Иоанн. Цель написания Из письма видно, что его читатели столкнулись с одной из форм лжеучений, которая отвергала воплощение. Это заблуждение было, очевидно, принесено людьми, которые были раньше в церкви, но теперь покинули ее, так как Иоанн говорит, что они «вышли от нас» (2:19; 4:1). Во II в. появилась система взглядов, теперь называемая гностицизмом. Это учение соединило в себе идеи, взятые из христианства и язычества. Гностики придавали особое значение знанию (греч. gnosis) и учили тому, что путь спасения известен только посвященным. Сюда входило также освобождение от материальной темницы плоти и движение вверх к Богу. Существует спор о том, когда именно появился гностицизм. Вполне возможно, что произошло это намного позже, чем было написано послание. Многие учения, позже вошедшие в полностью развившуюся систему гностицизма, были распространены уже в I в. Иоанн противостоял этому учению, системе, которая включала в себя идею о том, что материя это неотъемлемое зло. Провозглашалось, что Бог, будучи добр по Своей природе, не может иметь дело с греховной материей. Следовательно, Он не мог воплотиться в Иисусе Христе. Некоторые придерживались мнения, что только казалось, что Христос жил во плоти (они назывались «докеты», от греч. dokein, «казаться»). Но, конечно, нельзя так прямо утверждать, что Иоанн противостоял докетистам, так как в послании ничего не говорится о призрачном теле или о чем–то подобном. Он противился этой ереси на раннем этапе ее развития, которая впоследствии переросла в докетизм. Были люди, которые отвергали воплощение, и Иоанн воспринимал это очень серьезно. Это равносильно тому, как если вынуть сердце всего христианства, ведь если Христос не стал человеком и не умер за нас, тогда не было никакого искупления за наши грехи. Поэтому Иоанн придает большое значение реальности воплощения. Он также подчеркивает важность праведной жизни, так как, уделяя слишком много внимания знанию, некоторые еретики утверждали, что поведение человека не имеет значения. Иоанн показывает всю важность того образа жизни, который ведет христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1Кор. 15:6 . Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. И наставления апостол. также не все записаны: 1Кор. 2:20 . Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 34 . А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда прийду. 3Ин. 1:13 . Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью. 2Ин. 1:12 . Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Изустное учение и проповедь была первой обязанностью апостолов: Мк. 16:15 . И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Рим. 10:14 . Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего. 15 . И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Исаия 52:7). 16 .Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Исаия 53:1). 17 .Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Евр. 2:1 . Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 .Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 .то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. 4 .При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле? Гал. 3:2 . Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? 3. Так ли вы несмысленны, что начав духом, теперь оканчиваете плотью? 4 .Столь многое потерпели вы неужели без пользы! 5 .Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере? Свящ. Предание имеет равную силу с Свящ. Писанием: а потому оно есть то же слово Божие, не записанное в книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2Кор.9:6). Дети – не только наше, но и Божие достояние. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3). Как только в нашем доме появляются дети, для нас начинается особый жизненный труд, который требует от нас любви, мудрости, самоотверженности, долготерпения. Это хорошо понимали древние. Как не засеявший свое поле неизбежно будет страдать от голода, так и не воспитавший своих детей прольет много горьких слез. Чтобы был добрый плод воспитания, от родителей требуется ежедневный жертвенный труд. Себя для этого жалеть не надо: все воздастся позже. Когда дети будут самостоятельно идти путем спасения, а труды родителей уже закончатся, им будет радостно, что не поддались соблазну жить для себя. Будет постоянное желание благодарить Господа и Матерь Божию. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3Ин.1:4). Это сказано о духовных детях, но полностью можно приложить и к родным детям. 2. Вся обстановка в доме должна содействовать христианскому воспитанию. О большинстве квартир, в которых живут православные христиане, этого сказать невозможно. По причине нашей духовной нечуткости наши дома сильно засорены предметами, которые как символически, так и реально чужды нашей вере. Особенно разрушительными для наших воспитательных трудов являются телевизор, радио и светская пресса. Сами православные родители сознают, что это вносит в их жилище нравственную грязь и яд, но поделать ничего не могут, потому что не победили в себе эгоизм и сами не хотят от этого отказаться. В старину говорили «Мой дом – моя крепость». Стены ограждали семью от тех страстей и пороков, которыми жил и живет мир. Стены давали возможность создать внутри дома атмосферу душевного тепла, радости, покоя. Телевизор все это отменил. Стены сломаны. Мир, кипящий страстями, ворвался в дом. Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилия, аморальные скандальные истории и прочее) наполнило наши жилища.

http://pravoslavie.ru/answers/0708161235...

1–3 . «Старцы» пользовались авторитетом, уважением и занимали почетное место в еврейских общинах в силу своего возраста; пожилые люди в древности были окружены уважением. Иоанн предпочитает здесь этотпростой титул (ср.: 1Пет. 5:1 ), не желая подчеркивать свое апостольство. «Избранная госпожа», или духовная матерь, – это может относиться к пророчице (ср.: 3Ин. 4 ; в противовес Отк. 2:23 ), однако более вероятно, что здесь речь идет о местной общине (см. ст. 13); и Израиль, и Церковь изображались в образе женщины. 4–6 . Это древняя заповедь, поскольку она исходит из закона ( Лев. 19:18 ), хотя пример Иисуса придает ей новое звучание ( Ин. 13:34,35 ). В контексте 1 Ин. и 2 Ин. фраза «любили друг друга» означает, что они оставались верными своей христианской общине (и не покидали ее, как это делали отступники). 7–9 . См. введение. 10 . Странников должны были принимать в доме, по закону гостеприимства (ср.: 3Ин. 5, 6 ; возможно, хотя и не бесспорно, что дома, о которых идет речь, могли одновременно использоваться и для собрания церк-ви); ранние христианские миссионеры в своей деятельности во многом с самого начала зависели от гостеприимства хозяина ( Мф. 10:9–14 ). Странствующие философы, называемые софистами, назначали плату за свое учение, как, вероятно, поступали и оппоненты Павла в Коринфе. Как иудеи, которые не принимали самарян или тех, кого они не считали благочестивыми, так же и христиане должны были принимать гостей избирательно. В ранне христианских писаниях (особенно в собраниях авторитетных преданий, известных под названием Дидахе) указывается, что некоторые пророки и апостолы были странствующими, но не все они были истинными пророками и апостолами. Приветствия составляли существенную часть социального протокола того времени, особенно приветствие «мир вам», которое предназначалось как благословение или молитва за ниспослание мира. 11. В Свитках Мертвого моря говорится, что тот, кто поддерживал отношения с изгнанными из общества, рассматривался как сторонник отступника и сам исключался из общины как и отступник. Принятие в домеили благословение лжеучителя, тем самым, расценивалось как сотрудничество с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1Тим.1:3–4 . «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». Объяснение. Если рассмотреть эти стихи в связи с последующими 5–6 ст. этой же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь апостол Павел напоминает апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями: ст.4, как видно из сличения с послан. Тит.3:6 , разумеются глупые состязания, споры и распри о законе; следовательно, к Священному Преданию, заповеданному апостолом хранить: 1Тим.6:20 , это место не имеет никакого отношения. 1Тим.3:15 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». Объясн. Отсюда усматривается значение устного апостольского Предания, так как Писание употреблялось только в случае невозможности личного свидания и личной беседы: 2Ин.12 ; 3Ин.13–14 . Далее говорится о Церкви, наименованной домом Божиим и столпом истины. Правила, о которых здесь говорит апостол, всецело касались священноначалия, иерархии; отсюда следует, что столпом и основанием истины, домом Божиим была и есть не какая-либо иная, иначе устроенная Церковь , а Церковь , управляемая архиереями и пресвитерами при служении диаконов: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11 . 1Тим.6:3–4 . «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Объяснение. Здесь под возгордившимися, ничего не знающими, как видно из связи 5–6 стиха, разумеются те, кто учит иначе, т.е. различно от преданной прежде веры: Тит.1:3 ; кто хвалится своим знанием: 1Кор.8:2 . Таковы были еретики времён апостольских – гностики (называвшие сами себя разумными), которые вступали в бесконечные споры и состязания и извращали учение Иисуса Христа; подобны им и современные извратители Священ. Писания: 2Пет.3:16 . К Священному Преданию это место отнюдь не относится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:14 ). «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» ( 2Кор.13:8 ). «Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» ( Св. Афанасий Великий . Письмо к Драконтию ). «Мы не колеблемся в истине и не противоречим ей, но запечатлены тем же характером веры и первого упования нашего. Ибо людей, искренно чтущих Бога, ничто не может так сильно побудить к единомыслию, как согласие в учении о Боге; и ничто так не располагает к раздору, как несогласие в сем учении» ( Св. Григорий Богослов . Слово 6е, гл. 11, 12 ). «Господи, объедини всех в единодушии и создай изрядных людей, которые мыслили бы одинаково о Твоей истинной вере и правом исповедании!» ( Из предсмертной молитвы св. Кирилла, славянского первоучителя ). «Лучшее общение есть общение в вере и в истинной любви. Ничто не так прекрасно, как истина». ( Св. Фотий. Письмо к папе Николаю 1 ). Часть первая. Экуменизм и его «христианская» видимость 1 основание. Истина вселенская, а заблуждение не может и не должно быть вселенским. А) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — НОСИТЕЛЬНИЦА ИСТИНЫ Святая Православная Церковь, подобно спасительному кораблю, плывущему среди «мира, лежащего во зле» ( 1Ин.5:19 ), основана Господом нашим Иисусом Христом для возвещения миру «вернаго словесе» — «истинного слова» ( Тит.1:9 ). Как прекрасно толкует свт. Феофан Затворник : «„Словом означается все учение христианское, которое есть слово, Христом Спасителем слышанное от Отца и принесенное на землю ( Ин.8:26; 14, 24 ), и апостолами силою Духа Святого распространное по лицу ее“ ( Мф.28:19 ; Ин.14:26; 16:13 ). Верно — и истинно слово сие, как исшедшее от Бога, Который истинен есть и верен во всех словесах Своих. Верно оно и в том, что законополагает, и в том, что обещает… Итак, верное есть истинное (слово), то самое, которое от Бога изошло… без прибавки и убавки, и изменения…» 8 . Слово это вверено Церкви и ее служителям — епископам и священникам, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чужих учений, верно преподавая слово истины ( 2Тим.2:15 ). Чтобы быть полезным и действенным для спасения душ, слово учения должно быть оберегаемо от всего ему чуждого. Это и есть то «здравое учение», которое должен проповедовать епископ ( Тит. 1,9 ). «Здравое учение есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни праведной» 9 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Хотя апостолы проповедовали исключительно изустно, но некоторые из них (только восемь) написали нам о делах и учении Спасителя в «Евангелиях», а также собственные наставления записали в «Посланиях». Однако они сами говорят, что не все они записали о Христе ( Ин.20:30, 21:25 ), не все записали из собственных наставлений ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1 :1З-14); многое необходимое они передали христианам изустно ( 2Тим.2:2 ) и самым делом ( 1Кор.11:20–34 ). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняют одно другое и одинаково необходимы для нас ( 2Тим.3:14–15 ; 2Фес.2:15 ). То, что апостолы написали, составляет собою Свящ. Писание, а то, чему они научили изустно и самым делом, есть Свящ. Предание. Свящ. Писание сохраняется в книгах, а Свящ. Предание содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе, в течение многих веков сберегла нам вселенская православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого Свящ. Писание и Свящ. Предание. Основавши свою Церковь , Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:21–23 ). Исполненные Духа Святого, апостолы вместо себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Фил.1:1–2 ; Деян.6, 14:23 ). Поставленные апостолами, епископы от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:5–7 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов, чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в православной Церкви Христовой, до настоящего времени. Успение Божией Матери. Не только Матерь Божия молится о нас, но молятся и святые праведники; пример прор. Иеремии и первосвящ. Онии (2Макк.15:12–14). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было. например, по молитве праведного Иова. ( Иов.17:7–8 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знаменем страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, Крест стал орудием и знамением нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Истина по апостолу есть сила, имеющая значение не только для человеческого ума, но являющаяся нормой всего поведения и всего существования человека, как это видно из выражений: быть от истины, иметь в себе истину, творить истину, ходить, стоять, быть в истине ( 1Ин. 1:6, 8; 2:4, 21; 3:19; 4:6; 5:6 ; 3Ин. 1:3, 8, 12 и др.). Она по апостолу освобождает человека от греха ( Ин. 8:32, 34 ). Это есть всё, что Бог открыл роду человеческому в Иисусе Христе и чрез Него о спасении, чтобы он, веруя в Сына Божьего, имел жизнь вечную. „Аз на сие родихся и на сие приидох, – говорит Господь, – да свидетельствую истину, и всяк, иже от истины, послушает гласа моего» ( Ин. 18:37 ). И ещё: Аз есть путь и истина и живот ( Ин. 14:6 ). Познание истины не ограничивается по апостолу только теоретическим познанием, усвоением известных положений евангельского учения, но должно быть всецелым проникновением истиной, так чтоб она сделалась внутренней силой, заправляющей всей жизнью человека, которая и свидетельствует о том, что человек – от истины и пребывает в ней, по ней думает, чувствует и ходит, что бывает, когда человек находится в тесном личном благодатном общении с Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. 2. Ради истины 666 , заключает апостол приветствие, пребывающей в нас; и 667 с нами будет она вовек. 3. Будет 668 с нами благодать, милость, мир 669 от Бога Отца 670 и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви 671 . Христиане, говорит апостол, пребывают в истине (1 ст.) и истина пребывает и, заверяет он, пребудет в них вовек. Она, сделавшись в них внутренней действующей силой, проявляется в них в любви друг к другу, объединяя их в одно общество (ср. 1Ин. 1:7 ), в Церковь Христа, причём и дары им от Бога Отца во Христе: благодать, милость и мир, которые пребудут у них, заверяет апостол, вечно, будут открываться и характеризоваться в них истиной и любовью, хождением их в истине и любви. 2. Наставление ходить в истине и любви с предостережением от влияния со стороны лжеучителей 4–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2Тим. 3:15–17 . «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Объясн. Апостол Тимофей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником апостола Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что, по словам апостола Павла, источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличает тех, кто не признаёт его: Ин.12:48 . Откр.22:18–19 . «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Объяснение. Здесь говорится не о всей Библии , а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 . Если понимать слова Тайновидца в смысле запрещения принимать всё то, чего нет в книге Откровения, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что эти слова апостола (в ст.18–19) относятся только к одной книге Откровения и к Священному Преданию никакого отношения не имеют, так как оно имеет свои основания во многих местах Священного Писания, например: Ин.20:20:21:25 ; 1Кор.11:2 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Втор.4:2 . «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010