Тверской (с 1931 Калининской) епархии (см. ст. Тверская и Кашинская епархия ), существовало с перерывами в 1920-1937 гг. Названо по г. Осташкову (ныне адм. центр Осташковского городского окр. Тверской области ). О. в. было учреждено во исполнение постановления патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов ( Бовкало. 1996. С. 340). 8 июня (по др. данным, 18 февр.) 1920 г. во епископа Осташковского был хиротонисан настоятель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни (ныне Осташковский городской окр.) архим. Гавриил (Абалымов). До 1922 г. он продолжал быть настоятелем обители. В состав О. в. входили приходы на территории Осташковского и Ржевского уездов Тверской губ. 24 нояб. 1922 г. арестован временно управлявший Тверской епархией (вместо находившегося в заключении в Москве Тверского архиеп. Серафима (Александрова; впосл. митрополит)) викарный Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев; впосл. архиепископ). 1 дек. 1922 г. Осташковский еп. Гавриил вступил во временное управление епархией. Однако в связи с неприятием архиереем поддерживаемого властями обновленчества уже 25 февр. 1923 г. он был арестован по обвинению в «совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия», а также в «присвоении себе административных функций» и 16 мая того же года приговорен к 3 годам заключения в СЛОН. В мае 1926 г. архиерея освободили, он возвратился в Тверь, впосл. проживал в Ниловой Столобенской пуст., где 30 июня того же года был вновь арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 г. церковной утвари. Еп. Гавриил был приговорен к 1,5 годам заключения, после освобождения из тверской тюрьмы в кон. 1927 г. некоторое время жил в трудовой коммуне «Божье Дело» при официально закрытой Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни бывш. Осташковского у. (ныне о-в Зосимы и Савватия оз. Вселуг Пеновского р-на). Имеются данные, что в этот период еп. Гавриил примыкал к даниловской группе непоминающих ( Регельсон. 2007. С. 547, 577) и состоял в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) после издания тем «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2581653.html

269-270 270-271 271-272 272-274 БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 274-275 275-276 276-293 293-294 294-296 296-298 299-301 301-302 302-313 313-314 «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе 314-315 315-316 316-321 321-324 324-325 325-334 БЛАГОЧЕСТИЕ внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний 334-338 338-339 339-340 340-341 341-343 346-347 БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты 352-353 353-356 356-357 357-358 358-359 359-361 БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» 361-363 363-366 366-367 БЛУД 1. грех против целомудрия, одна из страстей в аскетическом учении Церкви; 2. всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие 367-370 370-373 373-374 374-377 377-378 378-379 380-381 381-382 383-384 384-385 385-386 387-433 БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист БОГАТСТВО совокупность ценностей, служащих удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и являющихся личным или общественным достоянием 433-436 436-437 437-438 БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик 438-439 439-440 440-441 441-442 442-447 447-453 453-454 БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель 454-455 БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/v.html

Московские священники поделились опытом помощи больным коронавирусом Москва, 7 июня 2020 г.      Свыше 340 выездов к больным с диагнозом COVID-19 совершили священники специально созданной группы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы с начала апреля. Священникам удалось причастить более 400 человек: помимо непосредственно болеющих коронавирусом, как правило, к таинству Причастия на дому приступают члены семьи болеющего. Все священники посещают больных в специальных костюмах и средствах защиты. Опыт работы Комиссии в условиях пандемии 4 июня 2020 года обсудили представители дальневосточных епархий в рамках интернет-семинара XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, сообщает Патриархия.ru . Открыл семинар председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Комиссии по больничному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В своем выступлении архипастырь подчеркнул, что для служения в условиях пандемии Комиссия разработала систему помощи: она включает в себя подготовку священников и их помощников, обеспечение средствами защиты, создание круглосуточной горячей линии для вызова священника к больному. «Каждому руководителю социального отдела у себя в епархии нужно озаботиться созданием такой связи с людьми, нуждающимися в помощи», — отметил владыка Пантелеимон. Такой телефон необходим не только во время распространения коронавирусной инфекции. После окончания карантина горячая линия также будет нужна для вызова священника к больному, и этот телефонный номер должен быть размещен во всех больницах. «Болезнь поражает и физически, и духовно, и, возможно, психологически. Это большое испытание, и важно быть вместе с человеком», -— отметил заместитель председателя Комиссии по больничному служению протоиерей Иоанн Кудрявцев. На выезды по Москве сейчас ездят 15 священников и 10 помощников, совершая от 3 до 10 выездов в день. Сутки делятся на две смены: с 5 утра до 5 вечера и с 5 вечера до 5 утра, в первую смену дежурят 2-3 священника, во вторую — один священник, рассказал отец Иоанн. Все священники и помощники прошли инструктаж по правилам использования средств индивидуальной защиты.

http://pravoslavie.ru/131689.html

Ancient Witnesses on the Church of the Holy Sepulchre      The church of the Holy Sepulchre in Jerusalem could be said to be the main church of holy Orthodox. The building includes both Golgotha where our Lord was crucified, and His holy grave, or sepulchre, where He rose again from the dead for the salvation of the world. As such, countless millions of pilgrims have traveled to the Holy Land to venerate the sites in this holy church, since its founding in 326 by the order of Emperor St. Constantine the Great , which is celebrated by the Orthodox Church every year on September 13/26. Therefore, the annals of Christian history have left us no dearth of information on the founding and history of this holiest of temples. We offer below several excerpts from these sources from the first millennium of Christian history, concerning the construction, layout, holy artifacts and worship in, and the various destructions of the church of the Holy Sepulchre. Eusebius of Caesarea, De vita Constantini , 337-340 AD The historian of Constantine, Eusebius of Caesarea, in his “Life of Constantine” described the works undertaken at the request of Constantine to remove the pagan structures of the Capitolium from the garden of Golgotha. And in the same work he described the new Christian buildings that had been erected to glorify Christ’s Redemption: Construction of the pagan temples above the site of Golgotha: This sacred cave, then, certain impious and godless persons had thought to remove entirely from the eyes of men, supposing in their folly that thus they should be able effectually to obscure the truth. Accordingly they brought a quantity of earth from a distance with much labor, and covered the entire spot; then, having raised this to a moderate height, they paved it with stone, concealing the holy cave beneath this massive mound. Then, as though their purpose had been effectually accomplished, they prepare on this foundation a truly dreadful sepulchre of souls, by building a gloomy shrine of lifeless idols to the impure spirit whom they call Venus, and offering detestable oblations therein on profane and accursed altars. For they supposed that their object could not otherwise be fully attained, than by thus burying the sacred cave beneath these foul pollutions. (Book 3, Chapter 26 — see also Eusebius’ account concerning Christ’s Tomb)

http://pravoslavie.ru/82456.html

Архив Пн Русская Православная Церковь собрала в помощь пострадавшим в Японии 37 миллионов рублей 24 мая 2011 г. 11:44 По состоянию на 23 мая Русская Православная Церковь собрала 37 миллионов рублей для православных общин в Японии. Деньги переводятся на счет Японской Автономной Православной Церкви и пойдут на восстановление разрушенных храмов и помощь семьям, пострадавшим от землетрясения и цунами. На сегодняшний день для пострадавших от землетрясения и цунами в Японии собрано 4 тысячи 410 долларов, 17 тысяч 985 евро и 36 миллионов 980 тысяч 767 рублей. Из этих средств 35 миллионов 427 тысячи 500 рублей уже переведены на счет Японской Церкви. Деньги поступают со всего мира: из Мадрида и Цюриха, Иерусалима и Вильнюса, Лондона и Франкфурта-на-Майне. В стороне не осталась даже Куба. Приход во имя Казанской иконы Божией Матери в Гаване собрал 5,6 тыс. рублей в рублевом эквиваленте. Больше всего пожертвований прислали из России и Украины — более двух тысяч переводов на сумму от 100 рублей до 3 миллионов. «На призыв Святейшего Патриарха Кирилла помочь православным Японии откликнулись люди из разных регионов, — говорит финансовый директор Синодального отдела по церковной благотворительности Константин Басилов. — Где-то деньги собирались централизованно, как в Горловской епархии Украинской Православной Церкви, которая передала в Отдел 340 тысяч рублей, а где-то множество частных лиц делали небольшие пожертвования». «Сегодня наша Церковь собирает средства для оказания помощи Японской Православной Церкви как для восстановления порушенного, так и для того, чтобы помочь пострадавшим людям», — отметил Святейший Патриарх Кирилл на встрече с послом Японии в Москве Масахару Комо в апреле. «Я хотел бы выразить чувство восхищения тем, как мужественно и очень солидарно японский народ встретил эту беду. Мы молимся, чтобы как можно скорее он залечил полученную рану», — добавил он. По словам сотрудника Отдела внешних церковных связей Дмитрия Петровского, отвечающего за взаимодействие с Японской Церковью, точный размер ущерба до сих пор не подсчитан. Известно об одном полностью разрушенном православном храме и пяти храмах, получивших значительные повреждения. Несмотря на то, что правительство Японии выделило около 50 миллиардов долларов на ликвидацию последствий трагедии, православные Японии, скорее всего, не смогут рассчитывать на государственную поддержку. Об этом сообщил священник Николай Дмитриев, клирик храма Воскресения Христова в Хакодате (остров Хоккайдо): «Государство недавно объявило, что на восстановление храмов бюджетной помощи выделено не будет, и мы должны всю церковную инфраструктуру восстанавливать сами».

http://patriarchia.ru/db/text/1493231.ht...

звершив в Богоявленському 3 травня 2018 р. 13:07 29 апреля 2018 года Патриарший наместник Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе Ногинска (Московская область). Его Высокопреосвященству сослужили епископ Зарайский Константин , епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинные церковных округов Московской епархии. Богослужебные песнопения исполнил сводный детский хор Московской областной епархии под управлением священника Сергия Голева и Вероники Ермолаевой. В состав хора вошли 340 детей из десяти благочиний. Все иподиаконские и алтарные послушания несли юные прихожане подмосковных храмов. В храме присутствовал глава Ногинского района Игорь Красавин и глава городского округа Павловский Посад Олег Соковиков. За Литургией митрополит Ювеналий рукоположил диакона Максима Марука в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес клирик Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии иеромонах Иоанн (Пахачев). По окончании богослужения владыку Ювенали приветствовали первоклассники Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского. Дети подарили архиерею торт с изображением Новодевичьего монастыря и декоративное пасхальное яйцо. Затем с приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился благочинный Богородского округа, настоятель Богоявленского собора протоиерей Марк Ермолаев. Митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом. «Дорогие дети! Именно к вам в первую очередь мне хочется обратиться в этом соборе. В детстве мне приходилось постоянно слышать, что Церковь недолговечна, что под руководством атеистов Россия никогда не будет верующей. С тех пор прошло много лет, и сегодня, глядя на вас, я вспоминаю слова Спасителя: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Этот великолепный собор еще не видел такого благолепия, когда несколько сот детей активно участвуют в совершении Божественной литургии. Для меня как пожилого архиерея это великая радость... Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Святой Пасхи, который мы отмечаем в течение сорока дней. Это воспоминания о том, как Воскресший Господь в течение сорока дней являлся святым апостолам, утверждая их в Своем Воскресении. Я радуюсь, что Господь дает нам утешение видеть, как развивается наша Церковь. Я хотел бы особенно поблагодарить руководство города которое нас сегодня принимает, и всех собравшихся детей», — сказал, в частности, архиерей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5191541...

Игорь Риммер: " Народ имеет право обсуждать свои языковые нормы " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Игорь Риммер: " Народ имеет право обсуждать свои языковые нормы " Петербургские депутаты предложили " министру среднего рода " уйти в отставку Игорь Риммер   09.09.2009 340 Время на чтение 3 минуты " Конечно, русский язык не мертвый язык этрусков и он должен меняться. Но когда сегодняшние инициаторы изменений говорят о том, что кто-то на улице или по телевизору говорит по-другому, и потому необходимо изменить норму языка, меня это не устраивает. Я не хочу, чтобы мой сын говорил так же, как Ксюша Собчак или Тина Канделаки. Я бы хотел, чтобы он говорил как Ираклий Андронников, как Олег Табаков, как Олег Ефремов, как говорят другие носители правильного русского языка. Культура и язык как носители национального чувства должны быть максимально бережно сохранены. Ведь мы остаемся нацией, пока говорим на хорошем русском языке " , - сказал в интервью " Русской линии " депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер , комментируя обращение депутатов ЗакСа к министру образования и науки Андрею Фурсенко в связи с последними изменениями норм русского языка . Депутаты петербургского ЗакСа одобрили в первом чтении обращение к Фурсенко о защите русского языка от нововведений, передает корреспондент ЗАКС.ru. Обращение внесено фракцией " Единая Россия " . По мнению петербургских депутатов, предлагаемые министерством новшества " допускают варианты в ударениях, падежах, склонениях, ранее считавшихся недопустимыми " . " Складывается такое впечатление, что русский язык намеренно упрощают, отпуская его в вольное плавание, - пишут они. - Может быть, так легче скрывать вопиющую безграмотность " . " Должно ли государство бороться за сохранение культуры или его роль будет отныне сводиться к узакониванию любых происходящих в культуре изменений; не стоит ли выносить на более широкое обсуждение? " , - вопрошают парламентарии. " Угроза инфляции ценности русского языка в качестве носителя мировой культуры становится ныне вполне реальной. Можно уничтожить все достижения цивилизации, но нельзя уничтожить язык как божественное достояние народа. Язык сохраняется, несмотря на гонения, репрессии, направленные на говорящих на нем людей; язык сохраняется при любой форме правления, при любом политическом строе. Язык можно уничтожить только одновременно с уничтожением народа, который думает, мыслит, говорит, творит на родном языке " , - говорится в обращении депутатов.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/9/09/igo...

Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 4 Теперь обратимся к творчеству некоторых мыслителей XIX-XX века, которые затронули проблему Святой Руси в своих произведениях. Владимир Сергеевич Соловьев. Владимир Сергеевич Соловьев . Знаменитый русский философ не раз обращался к этой теме. В одном из высказываний он в некотором смысле развивает мысль Гоголя: «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (la belle France, la gloire du nom francais); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему идеалу, с гордостью говорит: die deutsche Treue (немецкая вера — В. Л.). Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию?.. Желая выразить свои лучшие чувства к Родине, (он) говорит только о «святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный» (Соловьев 1967: 195-196) . Как видим, для Соловьева Святая Русь — это прежде всего идеал, идеал же может быть политический, экономический, эстетический, этический или религиозный. Таким образом, для Соловьева естественно, что а) русский идеал носит религиозный характер, б) он не придуман и не навязан сверху, он выдвинут самим народом, в) в нем отразились лучшие чувства народа по отношению к своей стране . Вячеслав Иванович Иванов. Вячеслав Иванович Иванов. Агиократия . Обратимся не к поэзии, а к теоретическим взглядам Вячеслава Иванова на Святую Русь, изложенным им в нескольких статьях. Наиболее своеобразно проблема Святой Руси поставлена именно в них. Сущность славянофильства, считал Иванов, — это вера в Святую Русь. «Верить можно только в то, чего прямо не видишь и не осязаешь, чего и доказать нельзя… Вера в Русь есть утверждение бытия Руси, как предмета веры… Земля русская и русский народ принимаются здесь не как очевидность внешнего опыта, но как сущность умопостигаемая… Славянофильство, прежде всего, — метафизика национального самоопределения, и притом — метафизика религиозная:  Русь умопостигаемая есть Русь Святая» (Иванов 1987: 3,340) .

http://pravoslavie.ru/340.html

Москва. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Приход создан 12 мая 1999 года. Деревянный храм построен и освящен в 2004 году. Каменный храм начал строиться в 2012 году, 5 августа 2013 года архиепископ Егорьевский Марк торжественно освятил закладной камень в основание святыни. 21 ноября 2004 г. состоялось освящение деревянного храма комплекса святых равноапостольных Константина и Елены в Митино в честь Почаевской иконы Божьей Матери. Благословение на возведение этого храма дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соответствующее решение приняло и правительство Москвы. Тогда мэр столицы Юрий Лужков лично провел выездное заседание. На нем и была одобрена архитектурно-планировочная концепция храма, строительство которого было приурочено к 2000-летию Рождества Христова. Одним из инициаторов строительства был отец Анатолий, нынешний настоятель храма. Храм святых равноапостольных Константина и Елены планировался как один из самых высоких храмов в Москве – высотой 54 метра, а его размещение – на площади 3.340 кв. метров. Это величественный архитектурно-храмовый комплекс, проект которого разработал известный столичный архитектор академик А. Оболенский, принявший активное участие в воссоздании храма Христа Спасителя. В состав храма должны войти непосредственно каменный храм, деревянный храм-часовня, выполненный в древнерусском стиле, дом причта, хозяйственные корпуса. Планировалось также, что в этом комплексе будут действовать лекторий, воскресная школа, учебные мастерские детского творчества — иконопись, шитье, резьба и другие, детский сад с группой продленного дня. Пока из всего комплекса построен только деревянный храм, а сил и средств на возведение всего комплекса потребуется немало. В основном финансирование осуществляется за счет собственных средств прихода, складывающихся из добровольных пожертвований физических и юридических лиц, предприятий и организаций. Но, помимо денежных средств, не менее значима помощь в делах конкретных. Здесь и выручили воины-десантники. Потребовались, например, автокран для установки огромного креста на месте строительства будущего храма, рабочие руки для благоустройства территории - командование части идет навстречу.

http://sobory.ru/article/?object=42122

Святитель Маруф Мартиропольский Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:41 мин. Размер 1.8 Mb ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Во времена святого Константина Великого правителем страны Софина, расположенной на юго-западе Армении, на границе Восточной Римской империи, был Лиюта. Он полюбил дочь правителя соседней области Мариам. Она была христианкой и отказывалась от союза с язычником. Благодаря вмешательству святого Иакова Нисибинского (память 13 января) родители девушки согласились на брак, а на Пасху того же года, после чудесного явления ангела, Лиюта принял крещение и тем привлек к христианству большую часть населения провинции. У этой замечательной духовно единой пары родились дочь и сын – дивный Маруф. Успешно изучив науки, особенно медицину, он наследовал после смерти отца управление областью. Затем его избрали епископом. Когда на трон взошел Яздигерд I, около 399 года, восточно-римский император отправил Маруфа с посольством к персидскому двору, где тот совершил много чудес. Он, в частности, излечил шахиншаха от сильной головной боли, тем самым получив монаршее благоволение и мир для христиан всего государства. Поскольку правитель хотел достойно отблагодарить гостя, святой епископ попросил отдать ему тела святых мучеников, которые засвидетельствовали свою веру во Христа в Персии во время ужасного гонения Шапура II, длившегося с 340 по 379 год. Без труда получив их, он отвез мощи святых мучеников в епископскую митрополию Майферкат, которая с тех пор стала называться Мартирополем, то есть «Городом мучеников». Через несколько лет, в 410 году, святой Маруф вернулся в Персию, чтобы принять участие в Селевкийском соборе, задачей которого была реорганизация Персидской Церкви. Способствовав избранию нового католикоса, он и в дальнейшем не переставал следить за умиротворением и порядком Церкви в Сасанидском государстве. Персидские жрецы, ревнуя к расположению шахиншаха, которым пользовался христианский епископ, спрятали человека под полом храма огня. Когда государь пришел принести жертву, этот человек заговорил, изображая бога: «Я не одобряю тебя, ибо ты встал на сторону Маруфа, главы галилеян». Ведомый Божией благодатью, Маруф проник в храм и раскрыл заговор, попросив раскопать то место, откуда шел голос. Обманщик признался, что действовал по наущению жрецов. Тогда царь приказал схватить их вместе с семьями и казнить. Движимый состраданием, Маруф заступился за них и добился того, что только десять из них были казнены.

http://pravoslavie.ru/51875.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010