епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Гангрского Собора Год, когда состоялся Гангрский Собор, историками точно не установлен. Даты указываются от 340 до 376 г. Созван он был в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу действий полуарианина Евстафия, епископа Севастийского и его последователей. На Соборе председательствовал епископ Евсевий Никомидийский. Участвовало в Соборе 13 епископов. Кроме 21 Правила, сохранилось послание Гангрского Собора, не вошедшее в Книгу Правил, в котором отцы объясняют причины, вызвавшие необходимость этого Собора: Евстафий и его последователи осуждали брак и учили, что состоящие в браке не спасутся. Последователи Евстафия носили особую одежду и постились в воскресные дни. Вообще, под видом благочестия они выступали против всего церковного строя и образа жизни.. 1 . Если кто порицает брак, и гнушается верною и благочестивою женой, с совокупляющеюся своим мужем или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой. Ср. Ап.5 и 51;6 Всел.13; Гангр. 4, 9, 10 и 14. 2 . Если кто-либо осуждает человека, с благоговением и верою вкушающего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины), как не имеющего упования по причине его вкушения – да будет под клятвой. Ср. Ап. 51 и 53; Анкир.14; Св. Василия Вел. 86. 3 . Если кто-либо под предлогом благочестия учит раба презирать своего господина, уклоняться от служения и не с усердием и всякой честью служить своему господину – да будет под клятвой. Ср. Ап. 82. 4 . Если кто-либо о женатом пресвитере рассуждает, что он не достоин причащаться Приношения, когда таковой совершил Литургию, – да будет под клятвой. Ср. Ап. 5; I Всел. 3; VI Всел. 13; Гангр. 1, 9 и 10. 5 . Если кто-либо учит невозбранно пренебрегать домом Божиим и бывающими в нем собраниями, – да будет под клятвой. Правило издано против секты евстафиан, отрицавших потребность храмов для молитвы. Ср. Гангр. 20; Сардик. 11. 6 . Если кто-либо вне церкви составляет особые собрания и, презирая церковь , церковное творить хочет, не имея с собой пресвитера по воле епископа, – да будет под клятвой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Анатолий (Берестов): «Это важное и нужное событие в жизни общества и Церкви» Известный пастырь о значении V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства 07.05.2010 340 Время на чтение 3 минуты Проведение V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» нужным и полезным. Я не могу в целом оценить эту конференцию потому, что в основном работал на секции «Александр Невский - образец здорового образа жизни». Должен сказать, что наша секция прошла на очень высоком уровне. На ней были сделаны интереснейшие доклады. Особенно был интересен доклад ведущего сотрудника учреждения Российской Академии наук, независимого эксперта по продовольственной и экологической безопасности доктора биологических наук Ирины Владимировны Ермаковой, которая говорила о негативном влиянии генно-модифицированных организмов на развитие здорового образа жизни и здоровье человека. Очень важным был доклад доцента академии постдипломного педагогического образования, кандидата педагогических наук Юрия Борисовича Никифорова, который говорил о значении духовности в физкультуре и спорте. Я считаю этот доклад важным потому, что в Русской Православной Церкви не принято говорить о спорте и физкультуре. Наблюдается даже отрицательное отношение к этому. Между тем, Юрий Борисович показал духовную основу, сущность и значение физкультуры и спорта для здорового образа жизни человека. Весьма интересен был доклад члена центрального совета ООД «Россия Православная» доктора философских наук, кандидата военных наук, полковника в отставке Владимира Михайловича Курылёва «О влиянии образа жизни на духовное и физическое здоровье человека». Все доклады, прочитанные на нашей секции, были нужные и важные, поэтому мы решили выпустить эти доклады в виде дисков с том, чтобы распространять их не только в православной среде, но и среди невоцерковленных и неверующих людей. Было бы хорошо, если бы и невоцерковленные люди обратили внимание на те важные вопросы, которые поднимаются в среде православных ученых. Так что я доволен тем как проводилась V международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед». Считаю эту конференцию важным и нужным событием в жизни нашего общества и Церкви, в частности.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/07/ig...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Незаметные " вестники православия 28.01.2005 340 Время на чтение 3 минуты Год назад в январе 2004 года в Гаване президент республики Куба Фидель Кастро передал Константинопольскому Патриарху Варфоломею ключи от православного собора Святителя Николая. Год спустя после торжественного открытия храма, построенного на средства кубинского правительства, все больше и больше кубинцев открывают для себя Православие. В стране, где преобладающая религия " сантерия " - религиозное верование с элементами западного христианства и сильным влиянием вуду, величественность православных служб и богословия производит на людей сильное, неизгладимое впечатление. С каждым днем все больше и больше молодых жителей Гаваны подходят к настоятелю собора - отцу Косьме, желая принять святое Крещение. Каждое Воскресение храм святителя Николая, находящийся на другом конце земли в столице Южной Кореи Сеуле, также заполнен прихожанами. Вот уже тридцать лет митрополит Сотирий развивает активную апостольскую деятельность, которая заключается не только в проповеди Евангелия, но и в ежедневной помощи нуждающимся и обездоленным. В последнее время православные миссионеры активно действуют на всех континентах. Священники, монахи и даже миряне путешествуют по Африке, Азии, Латинской Америке и Ближнему Востоку. Часто они становятся первыми христианами, посетившими эти " негостеприимные земли " , территории с нестабильной политической и экономической ситуацией, охваченные конфликтами, обуреваемые бедностью и голодом. ЕДА ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ДЕТЕЙ В отличие от представителей других христианских конфессий, православные миссионеры не ставят своей приоритетной задачей простое увеличение числа новообращенных верующих. " Наша цель не прозелитизм " , - подчеркивает митрополит гонконгский Никита и добавляет: " Когда имеешь дело с людьми, умирающими от голода, ты просто обязан помочь им выжить. Выжить всем. Не думая о том, с кем ты имеешь дело - с буддистами, индуистами, мусульманами или христианами. Все они люди и наша задача - помочь им " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть «Святитель Савва заложил контуры русско-сербской дружбы» В Санкт-Петербурге состоялся Вечер русско-сербской дружбы, приуроченный ко дню памяти архиепископа Саввы Сербского 30.01.2023 340 Время на чтение 3 минуты Фото: из свободных источников Интернета В воскресенье, 29 января, в Санкт-Петербурге состоялся Вечер русско-сербской дружбы, приуроченный ко дню памяти святителя Саввы Сербского, который празднуется 27 января. В силу известных обстоятельств концерт был перенесён на воскресный вечер 29 января. В Русской Церкви празднуется память святителя Саввы 25 января в силу того, что в своё время этот день был перенесён. Подлинный день памяти 14 января по старому стилю, но поскольку это день отдания Богоявления, было решено перенести его на 12 января по старому стилю. Сербы же удержали исконное празднование. Вечер собрал большую аудиторию – около двухсот человек: представители православной общественности и духовенства Санкт-Петербурга. Вечер вёл известный священнослужитель и знаменитый православный поэт протоиерей Андрей Логвинов. На Вечере выступал Детско-юношеский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина под руководством всемирно известного композитора и дирижёра Ирины Валентиновны Болдышевой. Были исполнены традиционные сербские песнопения «Онамо, 'намо, за брда она...», «Тамо далеко», «Ой, Косово, Косово», а также гимн русско-сербской дружбы и песнопения на стихи отца Андрея Логвинова. В Вечере принимали участие многие известные деятели науки, политики и искусства. В частности, выступал праправнук великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского – Дмитрий Андреевич Достоевский. Он рассказывал о своих путешествиях в Косово, как он неоднократно бывал на волосок от гибели. На Вечере выступала доцент кафедры славянских языков Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета Елена Аркадьевна Осипова. В её выступлении были прослежены основные контуры жизни святого Саввы Сербского и его значение для Сербии. Конечно, на вечере выступила Биляна Живкович – знаменитый писатель, публицист, видный общественный деятель. Сравнительно недавно она вернулась из Донбасса, где пробыла три недели и пережила свирепые обстрелы ВСУ. Её героизм удивителен.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/sv...

Издается по списку ΧVΙΙ века, находящемуся в сборнике москов. синод. библиот. 596 (по старому каталогу 473, а по «Описание» Горского и Невоструева 338), л. 34 об. Список этот довольно тщательно снят прямо с подлинника, хранившегося в то время в домовой казне рязанской митрополии, как сказано в оглавлении: «Граммата па пергамине писаная святого Алексия митрополита всея России, подписанная по-гречески рукою его свойственною, обретающаяся в домовой казне рязанской митрополии». Действительно, в конце стоит греческая подпись святителя: ‘Αλξιος λ Θεο μητροπολτης, πσης ‘Ρωσας κα πρτιμος – с русским переводом: «Алексий, милостью Божьей митрополит, всея России, и прочестен». Далее замечено: «И печать у грамматы привешена, на единой стране образ пречистой Богородицы, на второй стране, тодежде подписание по-гречески изваяно имущая». Востоков, имевший дело с новейшей копией, снятой с того же самого синодального списка, заподозрил подлинность греческой подписи святителя Алексия – на том основании, что он «по христианскому смирению, без сомнения, но называл себя πρτιμος (пречестен) Опис. Рум. Муз. стр. 48. Но πρτιμος было официальным титулом знатнейших митрополитов, подчиненных, константинопольскому патриаршему престолу, которые не только так, величались третьими лицами, но и сами так подписывались (См., например, Acta Patriarchatus, t. I. p. 433). Мы не знаем, кто из русских митрополитов первый почтен был этим титулом; несомненно только, что он принадлежал уже предшественнику св. Алексея Феогносту (см. примечание над текстом предыдущего и ставленую грамоту митрополита Алексия, где патриарх называет его πρτιμος. Ibid., p. 340). – Список, взятый для настоящего издания, сравнен: 1) с текстом, напечатанным в 1 томе «Актов Исторических» 3; варианты отсюда обозначены буквой А); 2) с новейшей копией, сделанной с подлинника для графа Румянцева, о которой см. примечание над текстом предыдущего (варианты с буквой Р) и 3) со списком, находящимся в синодальном сборнике XVII века 792, л. 43 (варианты с буквой С). Здесь грамота помещена вслед за ханскими ярлыками с таким оглавлением: «Лета 7011, мая 20 (день перенесения мощей св. Алексия) список списан с грамоты Алексея митрополита всея Руси». – Год написания грамоты приблизительно определен в Актах Исторических по соображению следующих обстоятельств: «Митрополит Алексий правил церковью 1355–1377. Новгор. перв. Лет. стр. 86 и 91. А Афанасий, сарайский епископ, скончался в 1362 г. Никон. Лет. IV. 1. Слич. Ист. Росс. Иер. I, 234».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Петра Введение Автор Автором данного послания назван Симон Петр (1,1). Автор говорит о предстоящей ему смерти в выражениях, схожих со словами Иисуса Петру (1,14; ср. Ин. 21,18.19 ); он также называет себя непосредственным свидетелем преображения Иисуса (1,16–18; ср. Мф. 17,1–8 ); в тексте можно усмотреть указания на связь между этим посланием и Первым посланием апостола Петра (3,1). Хотя в христианской литературе конца I начала II вв. встречаются цитаты из Второго послания апостола Петра, автор его не установлен столь достоверно, как в случае Первого послания Петра или других новозаветных книг. Ориген (ок. 185–253 гг. по Р.Х.) первый определенно приписал это послание Петру, но отметил, что были сомневавшиеся в его подлинности. Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг. по Р.Х.) причислял послание к книгам, чье авторство подвергается сомнению, а Иероним Стридонский (ок. 342–420 гг. по Р.Х.), хотя и отмечал разногласия относительно его подлинности, но считал, что стилистическое отличие его от Первого послания Петра объяснимо: у апостола были разные помощники. Послание признавали подлинным и каноничным такие влиятельные отцы церкви IV в. по Р.Х., как Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский и Августин Иппонский, а также церковные соборы конца IV в. в Иппоне и Карфагене, что обеспечило ему место в новозаветном каноне. Вопреки утверждению, содержащемуся в самом послании, против авторства апостола Петра высказывались возражения. Наиболее существенные из них отсутствие древних его подтверждений и позднее признание церковью его подлинности, стилистические отличия от Первого послания апостола Петра и очевидное использование эллинистической религиозно-философской терминологии. Предполагалось, что Второе послание будто бы было написано более поздним автором, оставшимся неизвестным, который приписал свое сочинение хорошо известному лицу, чтобы придать ему авторитетность. Хотя некоторые из этих замечаний заслуживают серьезного внимания (особенно отсутствие древних свидетельств и вопрос стиля), не стоит преувеличивать их значения: ни одно из них не является неопровержимым аргументом против авторства апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНГРЫ [Гангра; греч. Γγγρα, Γγγραι; совр. Чанкыры, Турция], г. в бассейне р. Галис (Кызылырмак) в Анатолии, историческая обл. Пафлагония . Наиболее ранние сведения о Г. содержатся у Страбона (Geogr. XII 3. 41) и относятся к рубежу III-II вв. до Р. Х., когда в Г. находилась резиденция царя Пафлагонии Морсия. В 189 г., после победы римлян над Селевкидской державой, Морсий был признан ими царем и союзником Рима. Во II в. Пафлагонское царство соперничало в Анатолии с Пергамом и Понтом. Ок. 90 г. до Р. Х. под давлением рим. сената царь Никомед IV, наследник Морсия, был вынужден покинуть Пафлагонию и Г., к-рые были объявлены свободными. До кон. I в. до Р. Х. здесь еще правила местная династия под контролем Рима, после чего Г. и Пафлагония были присоединены к империи. Г. вошли в состав пров. Галатия. Ок. 297 г. в результате адм. реформы имп. Диоклетиана Г. стали митрополией вновь организованной пров. Пафлагония в составе диоцеза Понт. О христ. общине в Г. до IV в. известно мало. Среди мучеников наибольшее значение в позднейшей традиции приобрел св. Каллиник, время мученичества к-рого неизвестно (BHG, N 286y-287e). При имп. Максимиане известны мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (BHG, N 2139); при имп. Лицинии - Гордиан (SynCP. P. 40). Оживление христианства в регионе связывается с деятельностью еп. Ипатия Гангрского, занимавшего престол в 1-й пол. IV в. (BHG, N 759-759f; Auct. 759b, 759f; SynCP. P. 223). В житиях рассказывается о его участии в Никейском Соборе 325 г., но в списках присутствовавших на Соборе он не упомянут. Др. обстоятельства его жизни также несопоставимы в разных версиях жития и остаются неясны. Сообщается, что св. Ипатий пострадал при некоем имп. Лукиане (возможно, Лицинии). Церковные историки V в. упоминают св. Ипатия среди участников Гангрского Собора ок. 340 г. ( Sozom. Hist. eccl. III 14; Socr. Schol. Hist. eccl. II 43). В ранневизант. эпоху Г. так и не стали значительным центром церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/161639.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМАНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), была образована в Квемо-Картли (Юго-Вост. Грузия). Нек-рые историки (С. Какабадзе , К. Кекелидзе , Д. Бердзенишвили) считали, что в ранних источниках при упоминании епископов Тумасского (Книга посланий. 1968. С. 97) и Тимуэльского ( Ухтанес. 1975. С. 139) имели в виду епископа Дманисского, И. А. Джавахишвили сомневался в правильности таких выводов ( Джавахишвили. 1979. Т. 1. С. 340). По сведениям груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , в XVII в. в Д. е. входили Ташири и Дманисхеви (Дманисское ущелье) ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 3-15). Нек-рые ученые относят эти данные и к более раннему периоду ( Бердзенишвили. 1979. С. 118; Зенон (Иараджули). 2005. С. 30), другие (К. Кутателадзе) считают, что в раннефеодальную эпоху Ташири был в составе Цуртавской епархии ГПЦ: груз. и арм. источники V - нач. VII в. называют епископа Цуртавского «придворным» епископом питиахша Гугарка (Гогарены), владевшего территорией Ташири ( Яков Хуцеси. 1946. Т. 1. С. 35-37, 38, 41; Книга посланий. 1968. С. 1). В ранний период кафедральным собором Д. е. был т. н. круглый храм (IV-V вв.) в с. Вардисубани ( Чачхунашвили. 1992. С. 73; Бердзенишвили. 2000. С. 113); не позднее IX в. кафедра Д. е. находилась в Дманисском Сиони . Сведения о Д. е. и Дманисских епископах (дманели) в источниках ранее XIII в. немногочисленны, что отчасти объясняется попеременной экспансией этих территорий арабами (VII-IX вв.), армянами (X-XI вв.) и турками-сельджуками (XI-XII вв.). Однако о полнокровной жизни епархии свидетельствуют мн. ранние памятники христ. искусства, расположенные на ее территории: Дманисский Сиони (IX в.), ц. Бучуриани (VI-VII вв.; в 1970 взорвана), Кведаубанская ц. близ Казрети (V-VII вв.), 2 церкви в с. Укангори (IV-VI вв.) ( Мусхелишвили. 1941. С. 163) и др., а также раннехрист. груз. стелы и каменные кресты ( Мачабели. 1988. С. 282-283; Синауридзе. 1985. С. 41).

http://pravenc.ru/text/178576.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН МАРИЙ [Гай Марий Викторин; лат. Gajus Marius Victorinus] (между 281 и 291, Сев. Африка - между 382 и 386, Рим), богослов, философ и ритор. В. М. род. в рим. пров. Африка, где получил хорошее риторическое образование, начал преподавательскую деятельность и женился. Ок. 340-350 гг. переселился в Италию, сначала, вероятно, в Медиолан (совр. Милан), затем в Рим, где преподавал риторику и др. «свободные искусства» (см. Artes liberales), стал наставником знатных сенаторов и в 354 г. за свою ученость удостоился статуи на рим. форуме. В это время В. М. был ревностным язычником. Позже он внимательно изучал Свящ. Писание и нек-рые христ. сочинения, но вступление в Церковь откладывал, ссылаясь на то, что он христианин в душе. Будучи уже в преклонном возрасте, ок. 355 г., после краткого оглашения он принял св. Крещение. Его открытое исповедание веры стало всеобщим торжеством рим. христиан над язычниками. В. М. еще нек-рое время продолжал преподавать риторику, но все свободное время посвящал полемике с арианством и защите правосл. веры в единосущие Отца и Сына. В период между 358 и 362 гг. он написал основные догматико-полемические трактаты. Эти сочинения базируются на обширных знаниях автором грамматики, риторики, логики и философии: В. М. стал первым в истории лат. богословия метафизиком, попытавшимся разрешить сложнейшие богословские проблемы, опираясь не только на христ. традицию, но и на лучшие достижения античной мысли. После издания в 362 г. эдикта имп. Юлиана Отступника о запрете христианам получать классическое образование В. М. оставил преподавание и посвятил остаток жизни толкованию Посланий ап. Павла. Сведения о жизни В. М. представлены в свидетельствах блаженных Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 101) и Августина ( Aug. Confess. VIII 2. 3-5). Сочинения В. М.- автор более 20 сочинений, написанных как до его обращения в христианство, так и после. Они отличаются тематическим и жанровым разнообразием: переводы, комментарии, самостоятельные трактаты, религ. гимны; часть сочинений не сохранилась. Тематически сочинения делятся на 4 группы: грамматико-риторические, логические, философские и богословские. Последние состоят из догматико-полемических и экзегетических. Грамматико-риторические

http://pravenc.ru/text/158588.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010