Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВАНИЙ [Либаний; греч. Λιβνιος] (314, Антиохия - 393, там же), греч. ритор и софист, язычник. Сведения о жизни Л. содержатся в основном в его сочинениях (особую ценность представляет автобиографическая Or. 1), в «Жизнеописаниях философов и софистов» Евнапия Сардского, в трудах церковных историков Сократа Схоластика и Созомена (все V в.), в «Библиотеке» свт. Фотия (IX в.), в словаре «Суда» (Х в.). Л. происходил из знатной семьи. Прадед Л. с отцовской стороны одинаково хорошо знал греческий и латынь, так что его считали выходцем из Италии, и, по преданию, имел дар предсказания. Четыре его сына были казнены в 303/4 г. после попытки переворота узурпатора Евгения. Часть семейного состояния была конфискована, и отцу Л. пришлось содержать себя и 2 незамужних сестер. Дед Л. по материнской линии, известный ритор, также был вовлечен в этот мятеж, но сумел избежать наказания. У Л. было 2 дяди с материнской стороны - Панольбий (PLRE. Vol. 1. P. 665) и Фасганий, которые стали его опекунами после смерти отца. Л. был средним из 3 братьев. Старший его брат уже имел внуков в 353 г. и умер около 380 г., младший ослеп и умер ок. 383 г. Л. не был официально женат, но жил с женщиной, к-рая по происхождению была рабыней, и имел от нее сына по имени Кимон (Арабий) (Ibid. P. 92-93). В 15 лет Л. овладела страсть к наукам. В 328-336 гг. он учился грамматике и риторике в Антиохии у Зиновия Элусского, в 336-340 гг.- в Афинах у Диофанта. Л. самостоятельно изучал древних авторов, особое влияние на него оказал Демосфен. В 340 г. Л. занял должность профессора в Афинах, затем некоторое время преподавал в К-поле, его лекции пользовались большим успехом. В 342/3 г. неприятный случай с учениками заставил Л. покинуть К-поль, и после недолгого пребывания в Никее он переехал в Никомидию. В 349 г. Л. был вновь вызван в К-поль, за произнесенный панегирик имп. Констанцию II (Or. 59) ему были оказаны особые почести, в награду дано имущество. В 353 г. префект претория Стратегий Музониан предложил Л. кафедру в Афинах, но он отказался. В 353/4 г. Л. вернулся в Антиохию, к-рая в этот период стала одним из крупнейших центров образования, и после краткого периода частного преподавания получил офиц. должность. В 355 г. Л. произнес речь «За риторов», в которой потребовал оплачивать труд своих помощников (Or. 31), в 358 г.- «Монодию на землетрясение в Никомидии» (Or. 61), в 360 г.- похвалу Антиохии по случаю проводившихся там Олимпийских игр (Or. 11).

http://pravenc.ru/text/2110456.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи опровергли подлинность мощей апостола Иакова из римской базилики Санти-Апостоли 07.02.2021 Останки, которые ранее идентифицировали как мощи святого апостола Иакова , и которые хранятся в базилике Санта-Апостоли в Риме, на самом деле принадлежат человеку, жившему в III-IV веках нашей эры, то есть на 200 лет моложе. К такому выводу пришла международная группа археологов, которая провела радиоуглеродный анализ останков, информирует сообщает Heritage Science Journal. Предполагаемая бедренная кость святого Иакова датирована 214 — 340 годами нашей эры, что показывает, что она не может принадлежать святому Иакову, говорится в отчете об исследовании. Традиционно считалось, что мощи, которые хранятся в крипте базилики, принадлежат святым апостолам Филиппу и Иакову Младшему, которые жили в I веке нашей эры. Точный возраст останков, приписываемых апостолу Филиппу (фрагменты большеберцовой кости и стопы с мумифицированными мягкими тканями), ученые определить не смогли. В рамках исследования были отобраны два типа материалов: материалы из костей и мумифицированных мягких тканей и образцы архитектуры. Анализы включали радиоуглеродное и термолюминесцентное датирование, газовую и жидкостную хроматографию с масс-спектрометрическим детектированием, рентгеновскую флуоресценцию, рентгеновскую дифракцию, масс-спектрометрию с индуктивно связанной плазмой и иные варианты спектроскопии, включая инфракрасную. Результаты показывают, что образцы в древности подвергались обработке. Предполагаемая бедренная кость Святого Иакова была датирована между 214 и 340 годами нашей эры. В реликварии, который находится в конструкции главного алтаря, найдены следы сильно окисленного рапсового масла, которое было датировано радиоуглеродным способом в интервале между 267 и 539 годами нашей эры. Керамический осколок, также найденный в конструкции главного алтаря, был датирован 314 — 746 гг. нашей эры. Две последние даты соответствуют перенесению мощей после возведения церкви Санти-Апостоли во времена Папы Пелагия I в 556 — 561 гг.

http://drevo-info.ru/news/26578.html

Источники и литература Ф. И. Успенский. История Византийской империи Сноски к Введению 1 See bo m. Village Community. В«Журн. Мин. Нар. Просв.» за 1911 г. (март и апрель) помещена статья по этому вопросу профессора Π Γ. Виноградова. 2 Monum. Germaniae Historica. Capitularia ed. Boretius (Capitul. de villis и Capit. Aquisgranense). 3 Λμπρος Μιχαλ Ακομιντου τα σωζμενα. II. Ρ. 207—208; моя книга «Образование второго Болгарского царства». Прилож., с. 65—66. 4 Nicetas Acominatus. P. 391, 537, 761. Период I Сноски к главе II 1 Herodoti, I. V. С. 923. Русский перев. Ф. Г. Мищенко. 11.18—49. 2 Cod. Theod. IX. 14, 3. 3 Polybii Hist. lib. XXXVI. С. 4 (V. IV. P. 106 sq. ed. Dindorf). 4 Annal. XII. 63. 5 Seeck. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Берлин, 1895—1909. 3 тт.; Bury. A History of the later Roman Empire. T. I. Introduction; Schurtze. Geschichte des Untergangs des griechisch-romischen Heidentums. Иена, 1887—1892. 2 тт.; Корелин. Падение античного миросозерцания. СПб•., 1895; Boissier. La fin du paganisme. Париж; есть рус. перев. 1892—1894. Москва. Сноски к главе III 1 Описание Тацита. Annales. XV. 38—45. Литература обширная. Назовем: Baur. Das Christenthum der drei ersten Jahrhunderten; Hausrath. Neutes-tamentliche Zeitgeschichte; Renan. Ongines du christianisme, и др. 2 Suetonius. Nero. C. 38. 3 Dio Cassius. 62, 16. 4 Priamum felicem vocabat, quod superstes omnium suorum extitisset. 5 Annales. XV. 44. 6 Schiller. Nero. S. 433. Anm. 4. 7 Suetonius. Tib. 36. 8 Plinii epist. X, XCVI. 9 Acta S. Maximiliani: «Mihi non licet militare quia christianus sum»; «Non possum militare, non possum malefacere». 10 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. 3. Aufl. S. 308—309. 11 Burckhardt, 157; Wietersheim. Geschichte der Volkerwanderung. B. III. S. 223. 12 Vita Constantini. C. 28. 13 Panegyr. Nazarii. C. 14. 14 Lactantii. C. 48; Eusebii. Historia ecclesiastica. X. 5. 15 Vita Constantini. II. 24—42, манифест к язычникам; II. 48—60 — к восточным народам. 16 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. S. 340—341.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И.А. Делопроизводственные документы патриарших приказов 1-й половины XVII века: Расходная книга 1640/41 года Журнал " Вестник церковной истории " Устинова И.А. Делопроизводственные документы патриарших приказов 1-й половины XVII века: Расходная книга 1640/41 года Предлагаемая вниманию читателей публикация продолжает начатый в предыдущем номере журнала проект по изданию делопроизводственной документации патриарших приказов за 1640/41 г. Расходная книга патриаршего Казенного приказа является одним из наиболее насыщенных в информационном отношении документов этого комплекса. Патриарший архив вообще и расходные книги патриаршего Казенного приказа в частности, привлекали внимание исследователей 1 . Отрывки этих документов, в том числе книги 1640/41 г., увидели свет. Так, И. Е. Забелин, публикуя источники по истории Москвы, выделил и издал отрывки из приходных и расходных книг Патриарших Казенного и Дворцового приказов за XVII в. 2 Он сгруппировал информацию по блокам, освещающим отдельные стороны быта Патриархов: расходы на одежду, организацию выходов Патриархов; столовый обиход Патриархов; нищие и богадельни; строительство церковных и гражданских зданий и др. Однако это издание не позволяет составить целостное представление о сложном многосоставном источнике, каким является расходная книга патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Книга представляет собой подлинник, написана в лист, имеет деревянный переплет в коже с кожаными застежками, одна из которых сохранилась. Еще в приказном архиве она была переплетена в один том с расходной книгой 1639/40 г., о чем свидетельствует надпись скорописью XVII в. на первом листе: «148–149 годов расходная». Книга написана на однородной бумаге с филигранью «виноград» 3 , скреплена дьяком Григорием Одинцовым 4 . Книга 1640/41 г. по поздней архивной пагинации занимает л. 340–639 об., из них л. 629–638 об.— без записей, с пометой дьяка, л. 639 — без записей и пометы. Всего в двух книгах 643 листа (1–639, литерные I–IV). Книга 1640/41 г. написана скорописью 1-й половины XVII в. 3 почерками: 1) средний, тонкий, ровный, с частым использованием прямых и острых углов при написании элементов букв, без наклона; 2) средний, жирный, с частым использованием скругления отдельных элементов букв, ровный; 3) средний, неровный, буквы написаны отдельно, практически без связок.

http://sedmitza.ru/text/3569893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Палау; англ. Republic of Palau; на языке палау Beluu er a Belau], островное гос-во в Океании. Расположено в зап. части Тихого океана; входит в историко-культурную обл. Микронезия; имеет статус «свободной ассоциации» с США. Территория суши - 489,5 кв. км, исключительная экономическая зона - 613,8 кв. км. Столица - Нгерулмуд (на о-ве Бабелтуап (Бабелдаоб)). Крупнейший город - Корор (11,4 тыс. чел.; перепись 2015 г.). Офиц. языки - палау и английский. Административно-территориальное деление: 16 штатов. П.- член ООН (1994), МВФ (1997), МБРР (1997), Форума тихоокеанских островов (1995). География. Территорию П. составляют более 340 островов (обитаемы - 8) вулканического и кораллового происхождения в зап. части Каролинского архипелага: собственно архипелаг Палау (острова Бабелтуап (крупнейший - 396,3 кв. км), Корор (7,8 кв. км), Ангаур и др.) и Юго-Западные о-ва, состоящие из нескольких атоллов - Сонсорол, Тоби и др. Климат влажный, тропический. Среднегодовая температура +28,1°С. Среднегодовое количество осадков 3265 мм. Население Население страны 17 661 чел. (из них граждане П.- 12 845 чел.; перепись 2015 г.). Этнический состав: палау (белау, палауанцы) - 73%, филиппинцы - 16,3, бутанцы - 5,4, каролинцы - 2, лица европ. происхождения - 1,2, бенгальцы и проч.- 2,1%. По данным переписи 2015 г., ежегодный прирост населения составил 0,03%, рождаемость - 13,7 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,7 чел. на 1 тыс. жителей; уровень фертильности - 2,21 ребенка на 1 женщину. Возрастная структура населения: дети до 17 лет - 31,5%, лица от 18 до 64 лет - 67,2%, лица 65 лет и старше - 1,3%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 66,1 года (57,6 - мужчины, 74,5 - женщины). Степень урбанизации - 78,7% (2012). Уровень грамотности - 99,5% (2015). Государственное устройство П.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действует Конституция 1979 г. Президент является одновременно главой гос-ва и главой правительства. Исполнительная власть осуществляется правительством, законодательная власть принадлежит правительству и парламенту - Национальному конгрессу Палау (Олбиил Эра Келулау), избираемому на 4 года. Конгресс состоит из 2 палат - сената (13 членов, избранных общенациональным голосованием) и палаты депутатов (16 членов, по одному от каждого штата). В стране отсутствуют политические партии, хотя закон не препятствует их формированию. При президенте действует консультативный совет вождей, в который входят традиционные верховные вожди от каждого штата. Религия

http://pravenc.ru/text/2578704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мадонна Креволе. Ок. 1280 г. (Музей собора, Сиена) [ итал. Duccio di Buoninsegna ] (1-е упом.- в 1278, Сиена - до 3.08.1319, там же), итал. живописец, определивший своим творчеством направление развития западноевроп. ренессансной живописи, цель которого - передать многообразие мира. Это направление получило широкое распространение в североевроп. странах. Творчество Д. д. Б. повлияло на сиенскую художественную школу, его учениками считаются Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио. Большую часть жизни Д. д. Б. провел в Сиене . Его имя на протяжении 40 лет упоминается в документах, сообщающих о многочисленных денежных штрафах, налагавшихся на Д. д. Б. за адм. правонарушения, о долговых обязательствах, правах собственности, выплатах за работы. Хронологические лакуны в этих документах в совокупности со стилистическим анализом произведений позволили ряду исследователей предположить, что мастер побывал в Ассизи и Риме. Отсутствие документов, относящихся к 1280-1285 гг., и влияние франц. готики на его искусство могут указывать на то, что в эти годы он побывал во Франции ( Stubblebine. 1979). Реконструкция творческого пути Д. д. Б. проблематична, мнения об атрибуции и о хронологии создания его произведений расходятся. Документальные сведения о периоде обучения отсутствуют. Возможно, его наставником был Гвидо да Сиена, в ранние годы Д. д. Б. работал в миниатюре и был знаком с постэллинистической традицией визант. живописи. Д. д. Б. мог быть учеником Чимабуэ и работать с ним в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIII в. в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи ( Bologna. 1983. P. 330-340). В основу этой версии лег стилистический анализ 3 произведений: 2 фигур крылатых гениев на своде с изображениями отцов Церкви (ц. Сан-Франческо в Ассизи), приписываемых кисти Чимабуэ, фигуры Младенца на образе «Мадонна с Младенцем» (Кастельфьорентино, ц. Санта-Вердиана), рассматриваемом как совместная работа Д. д. Б. и Чимабуэ, и исполненного, вероятно, Д. д. Б. образа «Мадонна Креволе» (ок. 1280, Музей собора, Сиена).

http://pravenc.ru/text/Дуччо ди ...

I Гретзер в своём сочинении “De imaginibus non manufactis. Ingolst. 1622. 8”, тщательно собрал места, относящиеся к сказанию об Авгаре, вплоть до сего времени. Авгарь, неисцелимо больной, услышав о чудесах Христа, писал к нему письмо, с просьбою придти к нему и исцелить его. Иисус Христос в письменном ответе сообщил ему, что сам Он придти не может, потому что он должен совершать то, ради чего Он послан: но по вознесении Его на небо один из Его учеников придёт к нему и исцелит его. Фома посылает в определённое время апостола Фаддея в Эдесс. Фаддей останавливается у Товии, исцеляет болезни и совершает чудеса. Услышав об этом, Авгарь призывает к себе Товию и высказывает желание видеть пришельца из Иерусалима. Оба они отправляются к нему. Когда входит Фаддей, от его лица исходит сильное сияние (ραμα μγα) к Авгарю, которое один Авгарь видит, а присутствующие не видят. Фаддей даёт себя узнать, как посланного Иисусом, и уверяет Авгаря в исполнении всех его желаний, если он имеет полную веру. Авгарь отвечает, что он твёрдо уверовал во Христа, и что иудеев, Его распявших, он уничтожил бы, если бы не удерживал его страх пред могуществом Римлян. Фаддей возлагает с именем Христа руку на него и в ту минуту Авгарь исцеляется от своей болезни. Таково краткое содержание обширного рассказа Евсевия († 340), ссылающегося на официальные документы и сообщающего письмо Авгаря и ответ на него в переводе с сирийского языка. 2 С Евсевием согласно Англосаксонское сказание, только оно гораздо короче и расходится в побочных обстоятельствах. Ни Фомы, ни Товии в нём нет. Здесь говорится, что Авгарь видел на лице Фаддея светлое сияние (sumescinendebeorhtnysse) 3 . Евагрий († 593) в Hist, Eccl. 4, 26 . Ссылается на Евсевия, а так же на Прокопия. Он привносит в сказание новое обстоятельство. К Авгарю, желавшему видеть Иисуса Христа, послан Им не рукотворённый, но богосозданный образ. (εικων θετευκτοσ) Евгарий обстоятельно рассказывает, как потом Едесс был защищён этим образом от персидского царя Хозроя.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Белоруссии прошла международная конференция «Концепт святости в историческом контексте», посвященная епископу Виталию (Гречулевичу) 01.08.2014 26 июля 2014 года в городе Мстиславль (Республика Беларусь , Могилевская область) состоялась II Международная научно-практическая конференция «Концепт святости в историческом контексте». В этот раз научный форум был посвящен основателю и первому редактору журнала «Странникъ», православному богослову, духовному писателю и просветителю епископу Виталию (Гречулевичу) (1822-1885), с 1882 года — епископу Могилевскому и Мстиславскому. В прошлом году одноименная конференция состоялась в Смоленске и была посвящена 1150-летию первого упоминания Смоленска в русских летописях. Организаторами конференции выступили: Международный историко-литературный журнал «Странникъ» (г. Смоленск, РФ), богословский факультет Софийского университета (г. София, Болгария); Смоленский государственный институт искусств (г. Смоленск, РФ); Институт современных гуманитарных исследований (г. Москва, РФ); Международная академия богословских наук (г. Киев, Украина); Карпатский университет имени Августина Волошина (г. Ужгород, Украина); Мстиславский историко-археологический музей (г. Мстиславль, РБ). Среди участников конференции были представители России, Болгарии, Беларуси, Украины, Польши, Эстонии. В работе конференции приняли участие представители Русской, Болгарской и Польской Православных Церквей. Открыл конференцию доклад главного редактора международного историко-литературного журнала «Странникъ» Константина Забелина об основателе и первом редакторе журнала «Странникъ», просветителе Могилевской и Мстиславской земли епископе Виталии (Гречулевиче). За время своего пребывания на Могилевской и Мстиславской кафедре епископ Виталий благоустроил Могилевскую духовную семинарию, открыл 286 церковно-приходских школ и подготовил к открытию 340, восстановил деятельность Богоявленского братства. Под руководством епископа Виталия (Гречулевича) начали выходить «Могилевские епархиальные ведомости».

http://drevo-info.ru/news/17518.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Военный переворот в Египте Президент Мохаммед Мурси лишен полномочий, страну временно возглавил председатель Высшего конституционного суда Адли Мансур 04.07.2013 1033 Время на чтение 3 минуты Президент Египта Мохаммед Мурси не продержался у власти больше года. Военные, свергнувшие предыдущего главу государства Хосни Мубарака, помогли протестующим и на этот раз. Их вмешательством озаботился генсек ООН Пан Ги Мун, призвав укреплять институты гражданской власти в республике. При этом он подчеркнул, что поддерживает египетский народ в его законных и справедливых чаяниях, передает ИТАР-ТАСС. Итоги нынешних многодневных протестов таковы. Мурси лишен полномочий, задержан и находится под стражей в здании Министерства обороны, отмечает Newsru.com. Представитель армейского командования в четверг уточнил, что задержание носит «превентивный характер», решение о дальнейших шагах будет принято позднее. Также задержаны сотрудники администрации Мурси и его соратники - представители Партии свободы и справедливости и движения «Братья-мусульмане», выходцем из которого является уже бывший президент. Страну временно возглавил председатель Высшего конституционного суда Адли Мансур. Действие Конституции Египта приостановлено, начато формирование технического правительства и комитета по пересмотру Основного закона. Разработанная военными «дорожная карта» также предусматривает организацию досрочных президентских и парламентских выборов. Лидер светской оппозиции страны Мохаммед аль-Барадеи назвал эти события «перезапуском революции 2011 года», передает РИА «Новости». Жители Египта не расходились по домам почти всю минувшую ночь, причем, в некоторых районах произошли ожесточенные столкновения между противниками и сторонниками Мурси. Al Jazeera сообщает о 14 погибших, 8 из них были убиты в средиземноморском городе Мерса-Матрух, в 240 километрах к западу от Александрии. Свыше 340 человек были ранены по всей стране, добавляет CNN. По данным The Daily Mail, число погибших за ночь составило не менее 23-х, ранены 200 человек. Также газета сообщает, что 91 женщина подверглась сексуальному насилию на площади Тахрир в Каире за четыре дня протестов. 2 июля СМИ узнали о групповом изнасиловании 22-летней журналистки из Нидерландов. В тяжелом состоянии она попала в больницу, где ей пришлось сделать операцию.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/04/vo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Слово о бондарях Забытые профессии 09.11.2022 340 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора « Бондарь – бочар, обручник, работающий обручную или вязаную деревянную посуду…» Вл. Даль Что такое новое – давно забытое старое. К сожалению, это иногда не так. Сегодня СМИ пытаются возродить многие старые ремёсла, естественно, на новой основе, но не обо всех вспоминают. Была до недавних пор на Руси профессия бондарь, очень распространённая, как и гончары. Но вот она исчезает, вытесняемая искусственной тарой. Пластик заполонил весь свет и приносит немало бед, загрязняя природу. В то время как деревянная тара не только не загрязняет (разлагается), но и придаёт особый природный вкус дарам природы. Об этом мой короткий рассказ ниже. Ещё в начале века в прессе мелькали материалы о таких мастерах-умельцах, как бондари. Бондарное мастерство действительно искусство. Сегодня о них услышал, что такая профессия как бондарь перестаёт существовать. Обидно, но это были действительно мастера искусники. Почему говорю о них с большой любовью, потому что знаю об этом мастерстве не понаслышке, как некоторые авторы, называющие «клёпку» «клеткой». В детстве приходилось помогать деду и отцу в бондарном деле. Они делали не только бытовые бондарные изделия, но и сооружали дубовые чаны на местном винном заводе в городе Острогожске Воронежской области. Сегодня, к сожалению, нет ни винзавода, ни местных бондарей умельцев. «Не востребованы они!» - отвечают местные чиновники. Почему я выше сказал о «клёпке». Это основной материал любого бондарного дела. Сделать добротную клёпку – длительный процесс. Надо по разметке распилить древесный кряж (лучше дубовый), высушить и расколоть, опять по разметке, вдоль на части, потом обработать каждую до нужной толщины и формы, чтобы составить кадку или бочку…. Не буду дальше вдаваться в тонкости бондарного мастерства, но поверьте, что эта профессия, как и профессия кузнеца, не из лёгких. Они делали не только кадки и бочки, конечно, это основной их продукт, но и лохани, маслобойки и другие деревянные бытовые предметы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/sl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010