174 Deus unus est et Christus unus et una ecclesia et cathedra una super Petrum Domini voce fundata. Aliud altare constitui aut sacerdotium novum fieri praeter unum altare et unum sacerdotium non potest (Ep. 43. 5). 175 Ep. 36(30). 12. 176 Sohm R. Kirchenrecht. S. 218. 177 Ер. 67(68). 178 «Приговор всеобщего мнения» (лат.). 179 Любопытно отметить почти полное совпадение взглядов Киприана со взглядами автора «De aleatoribus». См. Sohm R. Kirchenrecht. S. 219. 180 «Благодать истины» (лат.). 181 «Власть решить и вязать» (лат.). 182 Audio etiam edictum esse propositum et quidem peremptorium. Pontifex scilicet maximus, quod est episcopus episcoporum, edicit: ego et moechiae et fornicationis delicta poenitentia functis dimitto (Tertullianus. De pudicitia. 1). 183 Batiffol Р. L " Eglise naissante… Р. 350. 184 «Все позволено епископам» (лат.). 185 De monogamia. 12; ср. De pudicitia. 1. 15. 186 Le pamphlet de Tertullien n " en est plus significatif. S " il s " émeut, en effet, de l " édit de l " évêque de Rome, n " est-ce pas la preuve quun semblable édit est de nature à retentir dans toutes les églises (Batiffol P. Op. cit. P. 348). 187 Aguntur praeterea per Graecias illa certis in locis concilia ex universis ecclesiis per quae et altiora quaeque in commune tractantur, et ipsa repraesentatio totius nominis christiani magna veneratione celebratur (Tertullianus. De jejunio. 13). 188 Евсевий. Церк. ист. V. 19. 3—4. 189 Harnack Α . Geschichte der altchristlichen Litteratur… Teil I. Bd. II. S. 504. 190 Далее у автора следует незаконченная фраза: «Одновременно это указывает, что формально грань между первичной формой собора и ее вторичной формой…» 191 Quod quidem et Agrippinus bonae memoriae vir, cum ceteris coepiscopis suis qui illo tempore in provincia Africa et Numidia ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato concilii communis examine firmavit (Cyprianus. De baptismate haereticorum. Ad Quintum. 2). 192 Apud nos autem non nova aut repentina res est, ut baptizandos censeamus eos, qui ab haereticis ad ecclesiam veniunt, quando multi jam anni sint et longa aetas ex quo sub Agrippino bonae memoriae viro convenientes in unum episcopi plurimi hoc statuerint (Ibid. Ad Jubaianum. 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

считал эти рукописи автографами Луллия, однако в совр. науке это оспаривается). Собственноручно переписанные Н. К. отрывки из разных сочинений Луллия позднее были включены им в состав рукописного сборника (Cusan. 83; описание см.: Marx. 1905. S. 83-86), в к-ром эти выписки были объединены с другими, сделанными неизвестными лицами по просьбе Н. К. в более позднее время (анализ состава рукописи и указание ее возможных источников см.: Pomaro. 2005). Несомненно, что в Париже Н. К. законспектировал соч. «Книга созерцаний» (Liber contemplationis; N 2,- здесь и далее номера по хронологическому каталогу сочинений Луллия; см.: Raimundus Lullus: An Introduction to His Life, Works and Thought/Ed. A. Fidora, J. E. Rubio. Turnhout, 2008. P. 134-242),- ранний систематический трактат Луллия, в к-ром тот впервые представил основные положения своего «искусства», призванного объединить теологию, философию и частные науки (Cusan. 83. Fol. 51r-60v; научные издания: Colomer. 1961. S. 186-193; Cusanus-Texte. 1990. Ser. 3. Bd. 3; Pindl-B ü chel. 1992). В этой же рукописи представлен блок выписок из более чем 20 произведений Луллия (N 81, 92, 109, 111, 115, 154, 156, 159, 173, 176, 178, 179, 188, 191, 190, 194, 217, 219, 220, 223, 234; также неск. неизвестных ныне или неподлинных произведений); в большинстве случаев выписки весьма кратки и передают лишь основные идеи сочинения; часто они сопровождаются заметками Н. К. на полях рукописи (см.: Cusan. 83. Fol. 93r - 102r; научные издания: Colomer. 1961. S. 125-186; Cusanus-Texte. 1999. Ser. 3. Bd. 4). Ранее предполагалось, что все они также были сделаны в Париже, однако в наст. время установлено, что они создавались не только в 1428 г., но и позднее, и на основе не только парижских, но и итал. рукописей (см.: Lohr. 1983; Reinhardt. 2005. S. 17-18). Т. о., к начатой в Париже работе с наследием Луллия Н. К. многократно впосл. возвращался; при этом первоначально он проявлял основной интерес к богословским, философским и антиаверроистским (см. в ст.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

176 См. в сборнике: «Некоторые опыты упражнений воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии», стр. 87–88. 177 См. в прощальной речи Смарагда к Астраханской пастве в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 455–456. 178 См. письма Смарагда: – к И. Ф. Глушкову в «Русском Архиве» 1891 г., кн. I, стр. 379; – к С. Д. Нечаеву от 7 февраля 1835 г. у о. Г. И. Шавельского, последнее воссоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии, стр. 33. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 3, стр. 317. 179 См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1906 г., 20, стр. 593 – согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 2. 184 См. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 6 и в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1906 г., 20, стр. 601–602 и 595. См. и Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 56 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 7–8, стр. 980: «в письмах нередко (иногда) раз­решал (Смарагд) такие дела, давал такие советы, которые избавляли Епархиальное Управление от бесплодной переписки и неприятных беспокойств». 186 ibid. VI (1879 г.), 26, стр. 5б. См. слова митр. Филарета выше «Христ. Чтение» 1912 г., 9, стр. 953. 188 ibid., л. 123 обор. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 10, стр. 1073; 1913 г., 2, стр. 179; 3, стр. 318. 189 См. письмо Смарагда о. Иерофею от 20 марта 1854 г. на стр. 76 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 9, стр. 1144. 190 «Воспоминания» о. Иерофея, л. 105 обор.–106: «Честность и твердость души святительской до того была непоколебима, что, не смотря ни на какую значительную или сильную личность, или знакомство, Преосвященный (Смарагд) никогда и никому не уступал в требованиях без письменных и следственных доказательств и суда; особенно он свято поддерживал состояние духовенства против нередких посягательств на его честь и спокойствие». 191 Ibid., л. 123 обор.: Смарагд «при производстве следствий обвиняемым давал средства к оправданию и потому снисходил на их прошения, хотя и незаконные, о перемене следователей, с тем условием, что, после чинимого снисхождения к оправданию себя во время следствия, если обвиняемый и затем не оправдается: то на суде может подвергнуться большему взысканию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Так как книги его пользуются великой славою, я рассудил привести здесь перечень их по разделам. Вот он. 190 По логической области в целом: «Логические положения», «Рассмотрения философа», «Диалектические определения», к Метродору – 6 книг, «О словах, употребляемых в диалектике», к Зенону, «Пособие по диалектике», к Аристагору, «Правдоподобные связные суждения», к Диоскуриду – 4 книги. 191, 192 По логической области – о предметах. Сборник первый: «О суждениях», «О непростых суждениях», «О сложных суждениях», к Афинаду – 2 книги, «Об отрицательных суждениях», к Аристагору – 3 книги, «Об утвердительных суждениях», к Афинодору, «Об ограничительных суждениях», к Феару, «О неопределенных суждениях», к Диону – 3 книги, «О различии неопределенных суждений» – 4 книги, «О временных высказываниях» 2 книги, «О суждениях совершенного вида» 2 книги. Сборник второй: «Об истинном разделительном суждении», к Горгиппиду, «Об истинном связном суждении», к Горгиппиду – 4 книги, «Выбор», к Горгиппиду, «К вопросу о следствии», «О трехчленном суждении», тоже к Горгиппиду, «О возможном», к Клиту – 4 книги, «К Филоновой книге о значениях», «К вопросу, что есть ложь». Сборник третий: «О повелениях» 2 книги, «Об общем вопросе» 2 книги, «О частном вопросе» 4 книги, «Краткое изложение об общем и частном вопросе», «Краткое изложение об ответе», «О разыскании» 2 книги, «Об ответе» 4 книги. Сборник четвертый: «О сказуемых», к Метродору – 10 книг, «О прямых и косвенных падежах», к Филарху, «О связях», к Аполлониду, «К Пасилу о сказуемых» – 4 книги. Сборник пятый: «О пяти падежах», «Об изъявлениях согласия с их содержанием», «О дополнительном значении», к Стесагору – 2 книги, «О собственных именах» 2 книги. 193 По логической области – о словах и словесных предложениях. Сборник первый: «Об изъявлении единственного и множественного числа» 6 книг, «О словах», к Сосигену и Александру – 5 книг, «О нарушении слога», к Диону – 4 книги, «О софизме «Куча» применительно к звукам» 3 книги, «О неправильности речи», к Дионисию, «Необычные предложения», «Слово», к Дионисию. Сборник второй: «Об элементах речи и слов» 6 книг, «О построении слов» 4 книги, «О построении и элементах слов», к Филиппу – 3 книги,

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

С течением времени выработались весьма точные формы оценки земельного имущества. 190 При Диоклетиане произведен был полный общий кадастр империи с целью точного установления податных сил государства. Одновременно с тем Италия потеряла свои старые льготы, и на нее простерто было бремя, лежавшее на провинциях. Только город Рим и ближайшие окрестности его в ту пору были изъяты в уважение победы Рима над миром. Эта идея исключительных прав Рима прочно жила в сознании, и нередко ее выставляли основанием разных льгот и чрезвычайных щедрот, оказываемых населению Рима. В научной литературе по вопросу о поземельной подати доселе существует разногласие о том, следует ли разуметь под caput идеальную единицу, соответствующую определенной стоимости, тысяче солидов, или же реальную, соответствующую определенному числу единиц измерения территории, которая, однако, может быть больше или меньше в соответствии с качеством земли и ее доходностью. Савиньи отстаивал первое толкование и полагал, что caput был только идеальной единицей, которая соответствовала цене 1000 солидов. 191 Но язык многих указов Феодосиева Кодекса, относящихся к вопросу о взимании поземельной подати, позволяет предположить, что caput был исчисляем как территория, т. е. имел реальное значение. Так, для провинции Африки proconsularis в указе 422 года число податных единиц определяется так: 9002 центурии и 141 югер обложены податью, а 5700 центурий и 144 ½ югеров не обложены; для провинции Бизацены – 7460 центурий и 180 югеров обложены, а 7615 центурий и 3 ½ югера – не обложены. 192 Центурия в Африке исчислялась в 200 югеров. Один недавно найденный в виде надписи указ, изданный между 367 и 375 годами, дает для провинции Азии такие цифры числа единиц обложения: 6736 ½ – iuga opima atque idonea и 703 – iuga deserta et sterilia. 193 В империи существовали местные различия в исчислении подлежащих обложению земельных владений и разные термины для одного и того же понятия единицы обложения. 194 В сборнике законов, переведенном с греческого языка на сирийский в 501 году, 195 сохранились точные указания на то, как исчислялась единица обложения на востоке. Земля была измерена на римскую меру – югер и делилась по характеру культуры на семь разрядов: 1) виноградники, 2) масличные насаждения первого разряда, 3) масличные насаждения второго разряда, 4) пахотные земли первого разряда, 5) пахотные земли второго разряда, 6) горные местности, или земли третьего разряда, 7) луга. По доходности за единицу обложения, υγν, принимали: 1) пять югеров земли под виноградниками, 2) двадцать югеров земли первого разряда, 3) сорок югеров земли второго разряда, 4) 60 югеров земли третьего разряда, 5) 225 оливковых деревьев первого разряда, 6) 450 оливковых деревьев второго разряда, 7) луга – оценивались по доходности.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

должен был служить и угождать 182 , ибо приходилось жить больше его милостью, чем своим правом 183 . Ирод В. не был царем прирожденным, а собственно – по Senatus et Caesaris beneficio и держался только исключительно по amititia Августа. Опоры Иродовой царственности были настолько непрочны, что по случаю самостоятельно предпринятой войны против арабов Кесарь прямо писал (Jos. Flavii Antiqu. XVI, 9: 3), что доселе он считал иудейского властелина другом, а теперь будет третировать за подчиненного ( πλαι χρμενος αυτ φλ, νν δπηκ χρ σεται), которому всегда грозило ниспасть на роль простого стипендиария 184 . По всему изложенному надо согласиться, что ценз при Августе во владениях Иродовых ничуть не устранялся достоинством regis secii 185 , исторически совершенно возможен и фактически вероятен 186 , как допускают и некоторые оппоненты Луки 187 . Совсем не опровергает этого вывода и не упоминание о переписи у Иосифа Флавия. Его осведомленность и пунктуальность тенденциозно преувеличивается, если говорят, что о последних годах Иродова правления, когда было Рождество Христово, он обладал подробными и точными данными 188 , будучи компетентен и по истории первосвященников 189 . Фактически находим, что иудейский историк скрупулёзен до несносности исключительно о семейных дрязгах в фамилии Иродовой и о связанных с ними внешних отношениях, но до крайности сух и совершенно недостаточен в сообщениях о внутренних делах в Палестине и о финансово-экономических условиях. Разумеется, нельзя было совсем не знать или случайно опустить важнейший акт переписи всей страны, однако и тут необходимо соображать, как большинство оппонентов Луки упорно твердит, что свидетельство Иосифа Флавия о Христе (Antiqu. XVIII, 3: 3) неподлинно, будучи позднейшею интерполяцией 190 . Неужели отсюда вытекает, что Господа Спасителя фактически не было, и христианство развилось «само собою» без мотивирующего индивидуального посредства? Не правильнее ли думать, что иудейский историк хорошо знал о Христе и именно потому умолчал о Нем с тою же умышленностью, с которою, предавая забвению личность Апостола Павла 191 , молчат о сем и раввинско-иудейские документы 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

При этом не исключено, что именно это воззвание, если учитывать его содержание («К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой: Помогите!»), в августе 1921 г. глава Русской церкви разослал еще и православным патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому, о чем патриарх Тихон и известил в своем воззвании от 28 февраля 1922 г. См.: «...Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти»/Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Вопросы научного атеизма. М., 1989. Вып. 39. С. 314–315, 317–319; Акты Святейшего Тихона... С. 176–178, 188–190; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 272–273, 278–279; РПЦ в советское время... С. 144–150; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 57–58, 63–64; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 114–115, 848–849; а также: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы... С. 192–194; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история... С. 63–64; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней/Под общей ред. М.Б. Данилушкина. СПб., 1997. Т. 1: 1917–1970. С. 171–173; и др. 65 О создании и деятельности Всероссийского комитета помощи голодающим см.: Известия ВЦИК. 1921. 3 июля 143); 21 июля 157); 23 июля 160); 30 июля 166); 8 авг. 177); 28 авг. 190); Правда. 1921. 21 июля 158); 22 июля 159); 23 июля 160); 3 авг. 169), 4 авг. 170); 7 авг. 173); 16 авг. 180); 30 авг. 191); Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета...; «Столь успешное втирание очков всему свету». Неизвестные документы о Всероссийском комитете помощи голодающим/Публ. И. Кондаковой//Источник. 1995. 3. С. 52–60. В литературе, посвященной истории Русской церкви в XX в., иногда встречаются утверждения о том, что общественный Всероссийский комитет помощи голодающим был якобы при ВЦИК, т. е. государственным, а функции его председателя, соответственно, исполнял председатель Президиума ВЦИК и Центральной комиссии Помгола при ВЦИК, организованной 18 июля 1921 г., М.И. Калинин или даже сам патриарх Тихон. – Алексеев В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Некогда не-народ, – заключает апостол, указывая своим читателям ещё на то, чем они были во тьме и чем стали во свете, чтобы побудить их возвещать славу Бога тем, которые ещё не знают Его, – вы были во тьме неведения Бога народом „неразумным», „бессмысленным» ( Втор. 32:21 ), ныне же народ Божий; некогда не-помилованные, вы терпели всё зло и тяжесть своего отчуждения от Бога, ныне же помилованы, по милости Бога получили участие во всех благах спасения 187 . 4. Частные наставления христианам выражать и свидетельствовать своё христианство соответствующим ему поведением в различных отношениях их к языческому миру 2:11–4:11. Этот отдел представляет краткое введение к нему (11–12 ст.), затем наставления: а) всем христианам – повиноваться императору и правителям провинций (13–17), б) рабам христианам – повиноваться своим владыкам язычникам (18–25), в) жёнам христианкам и мужьям христианам при смешанных браках – повиноваться установлению брака (3:1–7), г) опять всем христианам наставление об отношении их ко всем язычникам, как их согражданам (3:8–22), и заключение (4:1–6; 7–11). В связи со сказанным в 2:9, что христиане призваны возвещать славу милостей Божьих, дарованных людям во Христе, тем, которые находятся вне дома Божьего, апостол во введении к отделу частных наставлений молит христиан проводить жизнь среди язычников нравственно прекрасную, добрую, чтобы и они в день благодатного Божьего посещения прославили Бога. 11. Возлюбленные, умоляю вас, как странников и пришельцев здесь на земле, встречающих множество испытаний 188 , – воздерживайтесь 189 от плотских похотей, с которыми вы сообразовались в прежней своей жизни, в неведении Бога и Христа (14 ст.), которые живут и в теле возрождённых и воюют против души, чтобы сделать её пленницей и рабой греха (ср. Рим. 7:23 ; Иак. 4:1 ), 12. И проводите 190 жизнь среди язычников нравственно прекрасную и добрую, чтобы они за то, за что теперь, знал вас только по имени, злословят вас, как злодеев, вредных для общественной жизни (ср. 4:16), видя ваши добрые дела (ср. 3:16) и по делам вашим, познавая благодать христианства, в которой вы стоите, в день благодатного посещения Божьего, и сами прославили Бога 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

За ослушание истине — верят лжи и заблуждениям. 2 Фес. II, 10–11. — Из Второго послания к фессалоникийцам, одной из «священных» книг христиан, входящих в состав Нового завета. 190 В одном произведении Достоевского выведен офицерский денщик, который разделял свет на две неравные половины: к одной он причислял «себя и своего барина, а к другой всю остальную сволочь». — Указанной здесь Лесковым философии денщика в произведениях Достоевского не найдено. Лесков в данном случае мог иметь в виду философию денщика Якова Торцеголового из рассказа В. И. Даля «Денщик». В. И. Даль пишет о Якове Торцеголовом: «Он… дошел своим умом до основных понятий философии Канта, с тем только различием, что употреблял, при всеобщем разделении вселенной, множественное число вместо единственного; весь мир распадался для него на две половины: на мы и не мы. Мы — это были для него сам он с барином своим и со всеми своими пожитками; не мы — это были все прочие господа, весь видимый мир… мы и не мы было то же, что приятель и неприятель» (В. Даль. Полное собрание сочинений, 1897, т. III, стр. 361–362). 191 …из творения З. Г. фон Тюнена…— И. Г. Тюнен (у Лескова инициалы указаны неточно) — немецкий экономист (1783–1850); в своем сочинении «Der isolierte Staat» (1826) излагает сложную теорию ведения хозяйства. 192 …они сделают с ними то, что делали с бисером упомянутые в евангелии свиньи (Мф. VII, 3). — Имеется в виду следующее место в евангелии: «…не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (от Матфея, VII, 6; у Лескова ошибочно указан стих 3 вместо 6). 193 …я не раз говорил о некоторых лицах английской семьи Шкот — см. наст. изд., т. VI, стр. 627. 194 …у Перовского служили Веригин и известный «аболиционист» Журавский…— Л. А. Перовский (1792–1856) — граф, министр внутренних дел с 1841 года, министр уделов с 1852 года; Д. П. Журавский (1810–1856) — ученый, статистик, сторонник освобождения крестьян (аболиционист — первоначально сторонник освобождения негров), близкий знакомый Лескова (см. наст. изд., т. 3, стр. 636; т. 5, стр. 595). 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

182. это не в его силах… он не достоин (лат.). 183. V. Μ. 27, 2. 184. Ibidem. 185. D. III, 14. 186. D. III.4. 187. N. Μ. с. 20, 2; D. II, 7, 3. 188. О процессе присциллианистов и роли Мартина в нем см. BABUT, Priscillien et le priscillianisme, p. 168 sq. (освещение событий очень субъективное); DELΕHAYE, о. с. p. 61 sq. 189. Apud Parisios — leprosum miserabili facie horrentibus cunctis osculatus est atque benedixit. V. Μ. c. 18, 3. 190. У паризиев — прокаженного с отталкивающей внешностью (все кругом были от него в ужасе) поцеловал и благословил (лат.). 191. Confessiones, lib. X, c. 35, n. 57. 192. D. II,9,6. 193. Ер. III. 14. Cf. Ер. ΙΠ, 11: totus semper in Domino misericordiae visceribus afluebat. 194. весь всегда в Господе, истекал из глубин милосердия (лат.). 195. Dubitavit paene quid mallet, quia nec hos deserere nec a Christo volebat diutius separari… lacrimasse perhibetur Ер. III, 11. В основе, может быть, лежит Филип. 1, 21–25. 196. Он почти усомнился, что предпочесть, потому что ни этих людей покидать, ни от Христа быть отделенным долее не хотел… говорят, заплакал (лат.). 197. erba spiritualiter salsa, D. II, 10. 198. Ер. II, 13. 199. Ер. II, 12. 200. Homini illiterate V. Μ. 25, 8. Ср. для контраста характеристику Присциллиана в хронике того же Сульпиция: «plus iusto inflatior profanarum rerum scientia» Chr. II, 46, 5. 201. сверх меры гордый знанием суетных предметов (лат.). 202. Quam acer, quam efficax erat, quam in absolvendis scripturarum quaestionibus promptus et facilis: me ex nullius unquam ore tantum scientiae, tantum (ingenii) boni et puri sermonis audisse. V. Μ. C. 25, 6 203. сколь усерден, сколь деятелен он был, сколь быстро и легко излагал сложные вопросы Писания: никогда, не из чьих уст я не слыхивал столько учености, столько глубокой проницательности и такой чистоты речи (лат.). 204. Ср. его литературное Ер. III, 1–3; D. I, 23. 205. Sermo incultior legentibus displiceret V. Μ. Prol. 1. 206. читателям не понравится необработанный слог (лат.). 207. Ib. 3 и c. 1, 4.0

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010