766 Hummelauer указание библейского историка на Ноэму ставит в непосредственную связь с повествованием ( Быт.6:2 ). «Ноэма названа, – говорит он, – не по какой другой причине, как только для того, чтобы показать, что с неё начались смешанные браки каинитов с сифитами... Ноэма, дочь могу шественного Ламеха, была прекраснейшей из тех дщерей человеческих, о которых говорится в Быт.6:2 и, вероятно, она первой вышла замуж за какого-либо из влиятельных сифитов и, быть может, даже за самого современного ей Иареда» – 190, 191. 767 «И сказал Ламех женам своим Аде и Цилле: Послушайте голоса моего, жены Ламеховы, Внемлите речи моей: Так как убил я мужа в рану моюˆИ отрока в язву мне. Седьмижды отомстится за Каина, За Ламеха же в семьдесят раз всемеро». Тут на лицо все характерные черты древнееврейской поэзии: 1) ритм, т.е. стройная смена повышений и понижений; 2) созвучие, т.е. равная протяженность соответствующих стихов; 3) параллелизм членов, т.е. повторение в разной форме одной и той же мысли; 4) внешняя форма поэзии – строфы и образность языка. The pulpit Commentary – 89. 772 Smith " s «Dictionnary of the Bible» II, 57. И св. Иоанн Златоуст в своем комментарии на это место видит в словах Ламеха публичное исповедание вины и его собственное самобичевание, за что и похваляет раскаявшегося грешника – XX, 180–182. Василии Великий точно также толкует слова Ламеха, в смысле признания его в совершении двойного убийства, причем добавляет, что некоторые последние слова поэмы толкуют так, что если грех Каина был омыт божественным наказанием потопа, последовавшего в седьмой генерации его потомков, то сугубый грех Ламеха имеет быть изглажен по истечении семидесяти по семи генераций, тем Потомком, который возьмет грехи всего мира ( Лк.3:23–38 ). Бл. Иероним, повторяя раввинскую традицию, замечает, что под мужем, убитым Ламехом, седьмым от Адама, разумеется Каин. Epis. ad Damascum ΧΧΧVI. Эта легенда во всех её деталях содержится у Ярхи. Поводом к созданию её послужило желание Ламеха оправдаться перед своими женами в ненамеренно совершенном им двойном убийстве: мужа – Каина и отрока – Тувалкаина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

17 апреля 1872. С.-Петербург. Новый Переулок. Д. 3, кв. 3. На покой уволен – Тобольский архиепископ Варлаам 187 . Письмо 34. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший о. Ректор! Письмо Вашего Высокопреподобия от 27 апреля я имел честь получить 29-го. Глубочайшую приношу Вашему Высокопреподобию благодарность за милостивые и исполненные не начальнической, а отеческой любви слова, обращенные ко мне, ничтоже кроме повеленнаго сотворшему. Царские грамоты 188 духовным лицам напечатаны в Правительственном Вестнике 30 апреля, и я, бывши у Ивана Александровича, читал грамоты Москве. У него же и по его благосклонности читал я собственною Его Императорского Величества рукою написанную карандашом резолюцию на всеподданнейшем докладе 29 апр. по делу Евгения Евстигнеевича: согласен, но с тем, чтобы он не вмешивался в политические дела. – Евгений Евстигнеевич командируется на полтора года с прибавкою к получаемому содержанию по 1000 р. в год и с дозволением, в случае усмотренной им нужды приобретения какого-либо предмета (рукописи, книги и пр.), имеющего значительную ценность, обращаться чрез Обер-Прокурора к Св. Синоду за средствами на сие. Вероятно, недели через две бумага будет в Академии 189 . О пособии Филарету Александровичу 190 Иван Александрович преподал совет не медлить представлением, так как дело и здесь пройти должно немало мытарств, и в особенности будет немало истязано и обрезано главным мытником – В.А. Лавровым 191 . О размере пособия он говорит, что запрос в карман не лезет, можно и позапросить; но он полагает, что для того, чтобы не устрашать, лучше бы запросить рублей 700, 600; дадут же, вероятно, 500. Этой суммы он с своей стороны почитает вполне достаточным на заграничное путешествие и лечение. Он сам в 1870 году ездил за границу, где лечилась его жена; проезд взад и вперед ему стоил 104 рубля. За воды и с доктором платился в сезон 25 – 30 рублей. Наши дела близятся к концу. Положения окончательно редижированы. Теперь идет рассмотрение маленькою комиссиею проекта объяснительной записки – собственно тех частей, которые я составлял. Председатель в субботу посылал меня к светским членам, рассматривающим записку с просьбою ускорить дело: они обещали окончить к концу мая. Председатель и мы московские принадлежим к той половине, которая принимает суды епархиальные, а не окружные, и без особых прокуроров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

185 . Хоружий С. С. Исихазм и история//Человек. 1991. 4; 5. 74–83; 71–78. же://Цивилизации. М. 1993. 2. 172–196. же, в перераб. виде://Он же 1 .189). 417–446;//Он же 1 .200). 307–335. 186 . Хоружий С. С. Человек и его назначение по учению православных подвижников//Филос. и социологич. мысль. Киев 1991. 11. 129–142. 187 . Хоружий С. С. Образ человека в православном подвижничестве//Культура и будущее России. Череповецкие чтения 1991 – 1992 гг. М. 1992. 3–16. 188 . Хоружий С. С. Сердце и ум//Моск. психотерап. ж-л. 1992. 1. 137–159. 189 . Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб. 1994. 447. Бибихин В. В.//Вопросы философии. 1995. 8. 180–184; Парамонов Б. Игра в бисер: православный вариант//Звезда. 1996. 12. 216–219; Slesinski R.//ОСР 1998. 64(1). 246–248. 190 . Хоружий С. С. Исихазм как пространство философии//Вопросы философии. 1995. 9. 80–94. же, в перераб. 1 .189). 261–288. 191 . Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии//Синергия 1 .161). 42–150. же, в перераб. 1 .189). 22–186. 192 . Хоружий С. С. Аскетика православия и идея синергии//Вестник РГНФ. М. 1996. 1. 130–136. 193 . Хоружий С. С. Об «умных чувствах» в православной духовности// Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1995». М. 1996. 28. 38–45. 194 . Хоружий С. С. Концепция Совершенного Человека в перспективе исихастской антропологии//Совершенный Человек. Теология и философия образа/Ред. Шукуров Ш. М. М. 1997. 41–71. 195 . Хоружий С. С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции//Вопросы философии. 1998. 3. 35–118. же, в перераб. 1 .197). 187–350. 196 . Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М. 1998. 352. Ситников Л. Концепции мистического опыта//НГ-Религии. 23–03.1999. 7. [Систематич. реконструкция исихастской антропологии, в особ., в филос.-герменевтич. аспектах]. 197 . Хоружий С. С. Психология врат как врата мета-психологии//Моск. психотерап. ж-л. 1999. 2. 118–145. же, в перераб. 1 .200). 421–450.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

170.  Его же. Остатки финикийской литературы. СПб., 1903. 171.  Его же. Древний Египет. Пг., 1922, 179 с. 172.  Тюменев А. Староречные культуры (Двуречье и Египет) в эллинистическую и римскую эпоху. — Вопросы истории, 1957, с. 37-56. 173.  Уилер М. Пламя над Персеполем. Поворотный пункт истории. Пер. с англ. М., 1972, 142 с. 174.  Федоров-Давыдов Г. На окраинах античного мира. М., 1975, 103 с. 175.  Фрейберг Л. Литературная критика в эпоху александрийской образованности. — В кн.: Древнегреческая критика. М., 1975, с. 155-216. 176. Центральная Азия в Кушанскую эпоху. М., 1974, 355 с. 177.  Шелов Д. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975, 152 с. 178.  Шифман И. Возникновение Карфагенской державы. М.-Л., 1963, 105 с. 179.  Его же. Набатейское государство и его культура. М., 1976, 161 с. 180.  Его же. Сирийское общество эпохи принципата (I-III b. н. э.). М., 1977, 310с. 181.  Altheim F. Alexander und Asien. Tubingen, 1953. 182.  Baynes N.H. The Hellenistic Civilization and East Rome. Oxford, 1946. 183.  Bernard A. Alexandrie la grande. Paris, 1966. 184.  Cloche P. La dislocation d " un empire. Les premiers successeurs d " Alexandre le Grand. Paris, 1959. 185.  Cray М. A History of the Greek World. London, 1932. 186.  Danielou J. Message Evangelique et culture Hellenistique. Paris, 1961. 187.  Eddy S. K. The King is Dead. Studies in the Near Eastern Resistance to Hellenism. 1961. 188.  Fraser P.G. Ptolemaic Alexandria. V. 1-3. Oxford, 1972. 189.  Laquer R. Hellenismus. 1925. 190.  L " eveque. Т.. Le monde hellenistique. Paris, 1969. 191.  Hadas М. Hellenistic Culture. Fusion and diffusion. New York, 1959. 192. The Hellenistic Monarchies and the Rise of Rome. 1928 (The Cambridge Ancient History. V. VII). 193.  Peters F. S. Harvest of Hellenism. New York, 1971. 194.  Petit P. La Civilisation hellenistique. Paris, 1965. 195.  Postovtzeff М. Social and Economic History of the Hellenistic World. V. 1-3. Oxford, 1941. 196.  Schlumberger D. L " Orient hellenise. Paris, 1970.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Чудеса 1 (О юноше Михаиле) ( Rosenqvist. 1996. P. 172-177), 2 (О Порфирии) (Ibid. P. 176-179) и 3 (О полководце Никите) (Ibid. P. 178-183) посвящены исцелениям от мощей Е. или принадлежавших ему реликвий (распятия). Чудеса 4 (О бесноватом) (Ibid. P. 182-185), 5 (О глухонемом) (Ibid. P. 184-187) и 6 (О Симеоне) (Ibid. P. 188-189) содержат сведения о скифском войске на службе у имп. Константина VIII (1025-1028) и о том, что несколько воинов из многочисленного скифского отряда, направленного в Трапезунд, получили исцеление от мощей Е. Чудо 7. О женщине из Колхиды (Ibid. P. 188-191). Некую парализованную женщину из знатного рода принесли к мощам Е. Во время молитвы левая часть ее тела стала подвижной. Женщина от радости уже готова была уйти, но Е., явившись во сне, повелел ей не покидать храм до полного выздоровления, к-рое наступило через неск. дней. Чудо 8. О Михаиле (Ibid. P. 190-195). Житель Трапезунда Михаил тяжело заболел во время пребывания в Сирии. Соотечественники посоветовали молиться Е., но Михаил считал, что если он находится не в Трапезунде, то Е. ему не поможет. Святой явился Михаилу во сне и подтвердил, что не будет ему помогать, пока тот не вернется в родной город. Возвратившись на родину и помолившись Е., Михаил выздоровел. Чудо 9. О Льве (Ibid. P. 194-199). Уроженец Клавдиополя Лев жил какое-то время в Трапезунде. Решив отправиться в К-поль, он сел на корабль, к-рый попал в сильный шторм у берегов Ираклии Понтийской. Перед путешествием Лев зашел в храм Е. и взял в качестве благословения кусочек папируса, смоченного в лампадном масле у раки Е. Привязав к папирусу веревку, Лев спустил ее с корабля в воду, и, хотя со всех сторон бушевал шторм, с этого момента корабль двигался по спокойной водной глади до самой гавани. Чудо 10. О суровой зиме в Трапезунде (Ibid. P. 198-201), продолжавшейся 3 месяца. Из-за штормов и бездорожья прекратились поставки продовольствия, в городе начался голод. Е., явившись некоему горожанину во сне, повелел ему крестообразно повесить лампады на кивории над своими мощами. Др. жителю было видение, что весь город подходит к раке Е. и помазывается маслом из новых лампад. По исполнении жителями поручений и молитвы Е. за неск. дней отвратил от Трапезунда непогоду, а затем привел суда с провизией в городскую гавань. Чудеса из Слова на рождество мч. Е.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Дмитревский, авт. изъясн. на Литургию 152. Дмитревский И.Е., свящ. 1. Добровольский Гав., уч.-к сем. 153. 158. свящ. 160. Доброхотов Ав.М., уч.-к уч. 95. ст. семин. 156. Доброхотов Дим., ст. ак. 312. Доброхотов Н.М., дьяк. 478. Доброхотов П., свящ. 154.155, пр. 1. Добрышин, генер. 232. Долгорукий И.М., князь. 90. губерн. 184. Долгоруков, князь, помещ. 184. Домашнев Е.И., помещ. 445. Дроздов Андр.Гр., ипод. 100. Дроздов Г.М., дьяк. 25. Дроздов, свящ. рег. арх. хора. 184 Е. Евгений (Казанцев), архиеписк. 186. пр. 1. 367. Евгений (Сахар.-Платонов), инсп, ак. 291. 306. 314. рек. сем. и ак. 324. 335. 437. 439. Евдокимов Фер., ст. ак. 349. 350. иером. Феодотий. 350. 419. 471, пр. 3. 472. Евдокия Алексеевна, вд. свящ. 29. Евсевий (Орлинский), рек. ак. 191. 291. 306. еписк. 322. 323. пр. 1., 340. 420. 427. 497. Евстафий, иером. риз. 423. 450. архим. 452. 467. 494. Евфимий, архим. рек. сем. 259.пр. 1. 292. 379. 437. Евфимий (Беликов), иер. пр. сем. 145. Екатерина II, импер. 87. Елисавета, доч. дьяк. 3.13. 119. 279. 404. Елпидифор, еписк. Вят. 503. Ермоген, свящ. 59. Ефрем, свящ. 475. Ефим, свящ. 475. Ж. Жерюзе, филос. 113. Жукова, помещ. 158. Жуковский В.А., поэт. 96. З. Заболотский-Платонов, протопресв. 467. Зворыкин, куп. 262. 271. 458. 479. Зенкевич Мих., ст. академ. 420. Зерникав Ад., писат. 461. Зефирова Ан.Тр., жена дьяк. 22. Зефиров И.В., дьяк. 22. Златоуст Иоан., св. 190. 446. Знаменский Ст.Г., свящ. 133. Зосима, архим. 18. И. Иаков, патр, ветхоз. 146. Ивановский, прот. 121. Иван Васильевич Грозный, царь 83. 143. 181. Иван Иванович, дьяк. 1. Иван Иванович, дьячок. 1. Иван Петрович, сын дьяк. 13. 148. 160. Игнатий (Брянчанинов), архим. 166. Игнатий (Рождественский), иером. инсп. сем. 468. 470. 510. Иероним, архим. 153. рек. сем. 181. 182. 486. Иероним, еписк. Влад. 87. Израиль (Лукин Як.Ив.), иером. 77. 92. 93. 97. рект. сем. 104. Иконников Гав.Андр., стан. прист. 259. Иларион (Боголюбов), иером. инсп. академ. 324. рек. сем. 365. Иларион (Сиротинский), иером. 469. 470. 474. 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Х. (см.: Лебедев. 2008. С. 443; Schirren. 2013. S. 191). Значительные споры исследователей вызывал вопрос о месте К. в античной философской традиции и о его личном и идейном отношении к досократовским философским школам и направлениям. Диоген Лаэртский приводит несколько противоречащих друг другу версий того, чьим учеником был К.: 1) он принадлежал к «италийской философии» и был последователем Пифагора и его сына Телавга ( Diog. Laert. I 15); 2) он был учеником ритора Ботона Афинского (Ibid. IX 2. 18); 3) он был учеником Архелая, последователя Анаксагора (Ibidem; об Архелае см.: Ibid. II 4. 16-17); 4) он был учеником Анаксимандра (Ibid. 3. 21); 5) он не имел учителя и наряду с Гераклитом принадлежал к числу «разрозненных» (ο σπορδην), т. е. самостоятельных, философов (Ibid. 2. 20). Хотя К. был современником Пифагора, нет оснований считать, что он испытал к.-л. влияние с его стороны. Встречающиеся у Диогена Лаэртского замечания, будто бы свидетельствующие о связи К. с пифагорейской традицией, либо анахроничны и вымышлены, либо отражают критическое отношение К. к пифагореизму (ср.: DK. 21B7). Вероятно, свидетельства о зависимости К. от пифагореизма восходят к пифагорейским сочинениям, авторы к-рых стремились искусственно связать элеатов с пифагореизмом. Гипотезы о Ботоне или Архелае как учителях К. также являются недостоверными (ср.: Schirren. 2013. S. 190). Наиболее близкой к действительности современные ученые считают версию о том, что К. был знаком с Анаксимандром и мог в течение какого-то времени учиться у него. Нек-рые исследователи полагают также, что К. проявлял интерес к философии еще в период жизни в Колофоне и познакомился в это время с учением Милетской школы; нельзя исключать, что он посещал Милет, располагавшийся недалеко от Колофона, и, вполне возможно, встречался там с Фалесом Милетским (подробнее см.: Лебедев. 1981). Вероятно, на рубеже VI и V вв. учение К. было достаточно хорошо известно и популярно среди греков не только в италийских, но и в ионийских городах.

http://pravenc.ru/text/2462135.html

Традиционно считается, что древнейшее упоминание итуреев - библейская кн. Бытие (Быт 25. 15; 1 Пар 1. 31), где Иетур, гипотетический прародитель итуреев, назван одним из сыновей Измаила . Иосиф Флавий относит потомков Иетура к араб. племенам Набатеи ( Ios. Flav. Antiq. I 12. 4). Мн. исследователи считали итуреев одним из араб. племен ( Smith. 1974. P. 350; Shahid. 1984. P. 5; Hitti. 1968. P. 246; Schottroff. 1982. P. 145) и связывали с ними сафаитские надписи ( Knauf. 1992. P. 584). Эти предположения, однако, не учитывали того, что библейские генеалогии часто неисторичны, что территория, считающаяся итурейской, находится гораздо севернее земель, издревле заселенных араб. кочевниками, а также и того, что мн. античные авторы называют арабов и итуреев разными племенами ( Strabo. Geogr. XVI 2. 18; Divus Aurelianus. 11. 3//Scr. hist. Aug. Vol. 2. P. 157; Lucanus. Pharsalia. VII 510-520). В последнее десятилетие все большее распространение получает мнение, что итуреев следует считать арамеями ( Aliquot. 1999/2003. P. 190-191). Вместе с тем, учитывая недостаток знаний об итуреях, о древних арамеях и об арабах, ряд авторов вообще воздерживаются от предположений об этнической принадлежности итуреев ( Myers. 2010. P. 146; Restö . 2003. P. 408). Не помогает уточнить идентичность итуреев и то немногое, что известно об их религ. представлениях. В долине Бекаа обнаружено около сотни культовых мест греко-рим. периода ( Taylor. 1968), однако раскопки на них практически не проводились, и сделать какие-то выводы о характере совершавшихся здесь культов невозможно. Это относится и к храму рим. периода в Маджаль-Анджаре, к-рый построен в соответствии с семит. традициями храмового строительства ( Myers. 2010. P. 90-97) и похож на мн. др. храмы, обнаруженные в районе расселения итуреев и на Хермоне ( Aliquot. 2008. P. 73). В Баальбеке, считающемся главным культовым центром итуреев эллинистического и римского периодов, обнаружены 3 храма, посвященные Юпитеру, Вакху и Венере. Возможно, эти храмы были воздвигнуты на местах древних святилищ, в частности на месте почитания Баал-Хадада (благодаря чему место и получило название Баальбек), идентифицированного с Гелиосом при Александре Великом, благодаря чему возникло 2-е название города - Гелиополь ( Myers.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

209 При обсуждении инструкции с директором Сенявиным, арх. Порфирий сделал лишь следующие, по-видимому, прямо неотносящиеся к пунктам этой инструкции, вопросы: 1) «может ли вверенная ныне миссия ходатайствовать об определении двух молодых арабов иерусалимских в Петербургскую семинарию для обучения иконописи? 2) может ли она со временем открыть в Иерусалиме продажу наших книг церковных болгарам и арабам? 3) позаботится ли министерство иностранных дел об упрочении судьбы членов ввереной мне миссии, по окончании служения их во Св. Граде? " (Книга бытия моего, III, 159). 210 «И вот я отправляюсь на Восток, для которого родила меня мать», – пишет о себе арх. Порфирий. (Второе путеш. по св. горе Афонской. М. 1880, стр. 3, пред.; Книга бытия моего, ч. III, стр. 453). «Кому я подобен? – задается вопросом арх. Порфирий. Орлу- парящему по поднебесью. – Орел! Куда ты летишь? – На север. – А почему ты озираешься на юг? – Там мое гнездо». (Книга бытия моего, III, 51). 211 «Паломник едет по рыбьей дороге. Куда он едет? – задает вопрос арх. Порфирий. – В Святую Землю. Что таится в его сердце? Радость и печаль. О чем он радуется? О стяжании драгоценной жемчужины. Что это за жемчужина? Знание Божие. О чем он печалится? О том, что не даны ему средства к благотворению Божьим церквам и к соединению их». (Там же, 190–191). 225 Понимая хорошо, что «незнание местного языка есть как бы враг любопытству» (Книга бытия моего, I, 149), сам арх. Порфирий принялся за изучение арабского языка (Там же, UII, 218, 220, 448) и приохочивал к его изучению своих спутников (Там же, стр. 339). Для этой цели, между прочим, он держал учителя арабского языка из Дамаска Фадлалу Саруфа (Там же, 507), который исполнял в то же время и обязанности драгомана или переводчика «при сношениях с арабами» (Там же, V, 158) всегда с «похвальным усердием», за что· и удостоился, по прошествии пяти лет, денежной награды в 500 руб. (Там же). 296 Примеры дружественных отношений к армянам в «Книге бытия моего» многочисленны, И, 87–89, 311, 331; III, 180, 260, 361, 581; IV, 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

187) Сын блудника на дворцовой службе или блудницы не может быть потребован назад. 188) Если какой-нибудь ремесленник принимает ребенка на воспитание и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован назад. 189) Если он не научил его своему ремеслу, то воспитанник может возвратиться в свой отеческий дом. 190) Если кто-нибудь принял ребенка в качестве сына и воспитал его, но не держит его со своими детьми, то этот воспитанник может возвратиться в свой отцовский дом. 191) Если кто-нибудь, приняв ребенка в качестве своего сына и воспитав его, основывает хозяйство и на нем поселяет детей, а того воспитанника хочет изгнать, то этот сын не должен пойти своим путем (без ничего): его воспитатель должен выделить ему из своего имущества 1/3 его детской доли и затем он может идти. Из поля, сада и дома не должно давать ему ничего. 192) Если сын блудника или блудницы скажет своему приемному отцу или приемной матери: " ты мне не отец и ты мне не мать " , то должно отрезать ему язык. 193) Если сын блудника или блудницы хочет возвратиться в свой отеческий дом, отвращается от приемного отца и приемной матери и идет в свой отеческий дом, то должно вырвать ему глаз. 194) Если кто-нибудь даст своего ребенка мамке, и ребенок умирает в ее руках, а мамка без ведома отца и матери кормит другого ребенка, то должно подвергнуть ее суду за то, что она без ведома отца и матери кормила другого ребенка и должно отрезать ей грудь. 195) Если сын бьет своего отца, то должно отсечь ему руки . 196) Если кто-нибудь выкалывает другому глаз, то должно ему выколоть его глаз. 197) Если он переломит другому кость, то должно и ему переломить кость . 198) Если он выкалывает глаз вольноотпущеннику или переламывает кость вольноотпущеннику, то должен заплатить одну мину серебра. 199) Если он повредит глаз чьему-либо рабу или переломит кость чьему-либо рабу, то должен заплатить половину его стоимости. 200) Если кто выбивает зуб равному себе, то должно и у него выбить зуб. 201) Если он выбил зуб вольноотпущеннику, то должен заплатить 1/3 мины денег (серебра).

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010