Низвержение Ассура есть только один из моментов Суда Божия, который, несомненно, прострется на все народы мира. Ис.14:28–32 Пророчество о судьбе земли Филистимской. При Ахазе, который был стеснен союзными царями сирийским и израильским, филистимляне свергли с себя иго, которое возложил на них иудейский царь Озия ( 2Пар.26:6 ) и даже сами завладели несколькими иудейскими городами ( 2Пар.28 и сл.). Но затем они потерпели большое поражение от ассирийского царя Тиглат-Пилезера II. Теперь, – говорит Исаия, – филистимляне рады, что этот страшный враг их – умер (в 727 г., почти одновременно с Ахазом), но их радость будет недолговременна. За Тиглат-Пилезером явятся в Филистимлянскую землю его преемники (Салманассар, Саргон, Сеннахирим) и вся земля Филистимская распадется. Ис.14:28 . В год смерти царя Ахаза было такое про­роческое слово: «Пророческое слово» – по евр. massa, т.е. пророчество печального содержания, см. Ис.13:1 . Ис.14:29 . не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который по­ражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. «Жезл» – это не Ахаз, который не мог сам воспротивиться филистимлянам, когда они отняли у него несколько городов, а царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, только что умерший. «Из корня змеиного». Пророк держит здесь образную речь, но образы его очень понятны. «Корень змеиный» – это только что умерший Тиглат-Пилезер II. «Аспид» – вероятно, Саргон, который два раза разбил филистимлян (721 и 720 г.), относительно которых ему было донесено, что они составляли против него заговор с соседними народами (Schrader. Die Keilinschuften и das А. Т. 2 Auf, 1883, с. 398). «Летучий дракон» – это название как нельзя лучше подходит к Сеннахириму, который за непокорство предал казни многих филистимских аристократов и много филистимлян выселил из их страны. Под именем «летучего дракона» (saraph meophel) пророк разумеет, вероятно, крылатую ящерицу, водящуюся в Восточной Индии и Африке. Ис.14:30 . Тогда бедней­шие будут накормлены, и нищие будут по­ко­иться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Итак, что же? Ум ли только и душа были восхищены, а тело оставалось мертвым? Или и тело было восхищено? Этого нельзя определить. Если не знает сам Павел, который был восхищен, и удостоился столь многих и столь неизреченных откровений, то тем более не знаем мы. Что он был в раю, это знает; что был на третьем небе, и то ему небезызвестно; но как был восхищен, – того не знает ясно». 719 «Третье небо должно понимать следующим образом. Писание называет небом воздух, как, например, в выражениях: птицы небесные, роса небесная. Это первое небо. Оно называет далее небом также и твердь. Назвал, говорит, Бог твердь небом ( Быт.1:8 ). Это второе небо. Называет небом и то, что создано вместе с землею ( Быт.1:1 ). Вот третье небо». 720 Тело является сосудом для души ( 2Кор.4:7 ), хижиной ( 2Кор.5:1, 4 ), храминой ( 2Пет.1:14 ); тело без духа мертво ( Иак.2:26 ). «Душа владеет, – замечает святой Ириней Лионский , – и управляет телом… Тело подобно орудию, а душа занимает место художника. Как художник сам по себе быстро создает мысль произведения, но медленнее исполняет его посредством инструмента из-за неподвижности материала, и быстрота его ума, связанная медленностью орудия, производит умеренное действие, – так и душа, будучи в соединении с телом, в некоторой мере задерживается, вследствие того, что быстрота ее связывается медленностью тела, но не теряет совершенно сил своих и, сообщая жизнь телу, сама не перестает жить». 721 Бессмертие души Сам Господь, сказав Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ), – определил, что смерть, к которой присуждается Им человек, должна заключаться не в чем ином, как только в разрушении и обращении в землю из состава его природы того, что в ней есть взятого из земли ( Быт.2:7 ), т.е. тела. Смерть не должна, очевидно, касаться богоподобной души, так как она не от земли взята, а произошла от творческого дуновения Божия и, следовательно, по разрушении тела должна остаться целою, неизменною, бессмертною. 722

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи; хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Ягве и веселиться о Боге спасения моего. Ягве Господь – сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! 3.16 «Бойтесь своих мыслей, ибо они имеют свойство сбываться», – гласит японская мудрость. Аввакум, видя грабительство и насилие со стороны су­дей иудейских, видя, что закон потерял силу, взывал к Богу: Доколе, Ягве (Господи), я буду взывать – и не мог докричаться. Сетуя, стонал пророк: ... и Ты не слышишь,... и Ты не спасаешь 719 . А в это время по широ­там земли быстрее барсов и прытче вечерних волков уже неслись конницы халдейские. Цокот их копыт был отзвуком шагов Божиих, шагов правды. И услышал я, и вострепетала внутренность моя. При вести о сем задро­жали губы у пророка сторожевой башни. Губы, уста, порой дерзко требо­вавшие ответа у Бога, задрожали. Боль проникла в кости его. Сила ушла, крепость покинула. Колеблется место под ногами того, чьи вопросы и речи, казалось, должны были привести в движение небеса. Теперь же под его собс­твенными ногами колеблется земля. Один батюшка просил Бога, чтобы Он говорил с ним. И было ему сказано: «Просишь, не знаешь чего. Сможешь ли выдержать, если голос Мой будет звучать в тебе? Звук голоса Моего разрывает уши. Гром голоса Моего со­крушает скалы». Аввакум, поднимаясь на сторожевую башню, тоже захотел узнать, что скажет Он во мне 720 . И Бог заговорил. Бедный Аввакум! Затрепетала внутренность его, задрожали губы, боль проникла в кости его, заколебалось место под ним. Подобное испытал его современник Даниил, пророчествовавший в Вавилоне. Когда Бог посетил его Своим откровени­ем, то вострепетал дух его в нем 721 и лице его изменилось на нем 722 , и изнемог и болел несколько дней 723 . Не говоря нам непосредственно, Бог щадит нас, а мы так и лезем на сторожевую башню, чтобы Он отвечал нам по жалобе нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Призвав к вере еврейский народ, Господь этим явил ему особую милость . Поэтому евреи должны показывать добрый пример соседним народам, и на суде с них взыщется больше, чем с других: «Слушайте слово сие... племя, которое Я вывел из земли Египетской. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» ( Ам. 3:1–2 ). Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического: «Наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слушания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам. 8:11 ). Это пророчество исполняется на наших глазах в странах воинствующего безбожия, где, порой, слово Божие приходится отыскивать в цитатах антирелигиозной пропаганды. Суммируя, содержание книги пророка Амоса – следующее: обличение грехов Израиля и соседних народов (1-я и 2-я главы), обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (3–5 главы), предсказание о суде Божием (5:18–26). Последние главы (6–9) содержат пять видений суда Божия. В заключение книга пророка Амоса предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама 2-го, приблизительно за 740 лет до Р. Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 г. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности, скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. О его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто прелюбодействовать. Пророк вынужден был с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог!» ( Ос. 2:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ибо как вера жизнью и делами любви у человека закрепляется и растет 719 , так жизнью же, усовершением во лжи и злобе, растет и неверие, а в нем – и способность к самообману. Начало же, подготовительная стадия всего этого существует уже давно, с первого периода истории Церкви. Ибо, по учению апостолов, «тайна беззакония и ныне уже деется» 720 . почему и об антихристе другим апостолом сказано: «… что он приидет и ныне уже в мире есть » 721 . И тот же Иоанн Богослов в послании своем, указывая, что только «… исполняющий волю Божию, во веки пребывает, мир же со своею всею похотью его проходит», писал: «… дети! – последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» 722 . Так те эсхатологические, конечные времена будут в погибающих их только полным раскрытием, завершением того, что и теперь есть: во дни апостола, как бы распустились в ересях и нечестии его дней цветки, – тогда созреют, до завершительного падения с ветвей, ягоды. А антихристы-лжеучители, антихристы в широком смысле 723 , точнее – предшественники его, все время подготовляют ему путь, сглаживают дорогу, дают посильные залоги его успеха. Для того же, чтобы было это сознательным самообманом, произвольным упорством самообольщения, а не грехом неведения и ослепления, Бог «не не свидетельствованным» оставит и антихриста в его дни и ложь его деятельности. В XI главе Откровения описываются два свидетеля от Бога, которые будут пророчествовать З 1 / 2 года (1 260 дней), как грозные свидетели Божии, огнем поражать будут обидчиков их, затворять могут небо, чтобы не давало оно дождя, и воду превращать в кровь. И только «… когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними (не в этом ли сражении и рану свою получит он?) и победит их, и убьет их. И трупы их бросит на стогнах великого града, и 3 1 / 2 дня будут лежать там они без погребения, на радость живущих на земле, ибо «мучили» их те свидетели, но затем, при грозных знамениях, к ужасу всех, взойдут они на облаке на небо 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Выслушав в заключение всего утешительный для себя приговор божественного суда, Каин, по словам бытописателя «пошел от лица Господня и поселился в земле Нод, на Востоке от Эдема» ( Быт.4:16 ). Покоряясь божественному повелению, Каин оставляет ту землю, где Бог благоволил обнаруживать Свое присутствие наиболее осязательным образом и удаляется на Восток от неё. Страна или земля нового поселения Каина, в подлиннике обозначена словами , что в переводе на русский язык означает «земля изгнания», «страна бедствия» 715 . Топография этой местности, до известной степени, определяется последующим указанием на то, что она лежала на Восток от Эдема 716 . Но и это указание слишком обще и широко для построения каких бы то ни было определенных догадок. Посему, мы не находим ничего лучшего, как согласиться с Кейлем, который говорит, что «земля Нод географически неопределима, филологически же, в качестве, «Страны изгнания», она противоположна «Эдему», стране благословенного жилища» 717 . «Вероятно, Каин сам назвал этим именем место своего нового поселения» 718 . Дальнейшее изложение четвертой главы представляет краткую историю новой, обособившейся ветви первобытного человечества или, точнее, родословие допотопных потомков Каина. «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» ( Быт.4:17 ). Невольно рождается вопрос, кто же была женою Каина? Очевидно, одна из сестер, «так как это было в начале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах», – разъясняет св. Иоанн Златоуст 719 . Вероятно, она состояла с ним в браке еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась связать свою судьбу с заведомым братоубийцей 720 . «Позднейшее предание приписывает Каину в качестве жены одновременно с ним рожденную сестру, называя ее то Азурой, то Савой» 721 . Краткость священного текста не позволяет нам судить о том, как скоро, по изгнании Каина, родился у него сын и он построил город, но она же не дает права категорически утверждать, что все ото случилось очень скоро, наоборот, здравая логика требует, чтобы построение города, предполагающее уже значительный прирост населения, было разделено значительным промежутком от момента изгнания Каина. Рассмотренный нами стих начинает собой первую допотопную генеалогию, т.е. исчисление представителей потомства старшего сына Адама, известных, по имени своего родоначальника, под названием «Каинитов». Здесь мы впервые встречаемся с целой серией первобытных, патриархальных имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

3) Даже если человек всей душой принял сектантского духа и сам по себе уже способен оставить свою страсть, то дьявол иногда специально не сразу перестаёт его искушать к выпивке по нескольким причинам: – чтобы поиграть с ним в духовную войну, дать ему побороться со своей страстью и победить её с «Божьей» помощью; – чтобы понудить сектанта побольше молиться «Богу», то есть сектантскому бесу, и укрепить с ним духовную связь; – чтобы за него побольше помолились его собратия и, получив просимое, тоже укрепили свои связи, как с сектантским бесом, так и с этим новым членом своей секты. 720 Как у Ангелов Божиих есть своя иерархия, и разные Ангелы отвечают за разные стихии, народы, дела и добродетели, так и у бесов есть своя иерархия и разные бесы отвечают и, так сказать, специализируются на разного рода грехах: одни – на пьянстве, другие – на бандитизме, третьи – на атеизме, четвёртые – на масонстве, пятые – на сектантстве, и т.д. Причём, более сильным бесам дьяволом поручаются дела более важные и тонкие. О том, что среди бесов есть более и менее сильные (и злые), засвидетельствовал Сам Христос: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Лк.11:24–26 ). 721 Св. Иоанн Лествичник замечательно говорит по данному поводу: «Видел я, как один бес опечалил и прогнал брата своего. Один монах рассердился, а между тем пришли мирские; и вдруг окаянный сей, оставив гнев, перепродал себя тщеславию; ибо не мог в одно время служить обеим страстям» (Лествица, 22/27). Вот так происходит и с пьяницами, обращёнными в сектантство – они просто перепродаются другому бесу , ибо невозможно быть и сектантом и пьяницей одновременно. 722 Хотя такие священнодействия не имеют никакой силы, но совершать их подобия и всем говорить, что они имеют силу, есть страшный грех! 723 Во время моей учёбы в ДХУ, например, больше всего часов наших занятий было посвящено курсам миссиологии, которые основаны на данных словах Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Апостол поселился там после того, когда, подобно прочим, пронес он свет евангельский различным народам, 718 преимущественно же пребывал он в Ефесе, где также жил в Керинфе. Однажды вошел Иоанн в этом городе, в баню, 719 но увидав там Керинфа немедленно вышел сказать: «Боюсь, чтобы не разрушился дом, потому что в нем находится Керинф, враг истины». Ефес имел своего епископа Тимофея, ученика св. Пасла; 720 не менее того Апостол пребывал в этом городе, управляя всеми Церквами Малой Азии, 721 потому что ни один из апостолов епископом, то есть надзирателем какой – либо местной Церкви, не был, но высшая их власть распространялась на всю Церковь вообще. Все епископы Азии сосредоточивались около Апостола, которого Иисус Христос любил преимущественно, чтобы слышать из уст его о святом учении и обстоятельствах земной жизни Спасителя. Знаменитейшим между ними был св. Поликарп, самими апостолами поставленный епископом в Смирну. Иоанн часто оставлял Ефес и посещал смежные провинции то для поставления епископов, то для устройства Церквей или для принятия в число духовенства таких людей, на которых Дух Святой указывал ему как на достойнейших. Окружавшие его ученики просили его пополнить те три Евангелия, которые Церковь уже имела. Апостолу были они известны, он одобрил их и написал свое только для того, чтобы их пополнить: Таково предание, сохраненное Церквами азийскими. 722 Нельзя сказать определительно, в котором году обнародовал св. Иоанн свое Евангелие; достоверно лишь то, что он писал его до гонения Домициана, то есть до 96 года эры христианской. Во время гонения этого Апостол был заточен на острове Патмос, где написал Апокалипсис – последнее из его творений. После изгнания он снова возвратился в Ефес, откуда как и прежде управлял Церквами Азии. Иоанн Богослов в защиту христианства от нововводителей, лже-христов и пр. ересей. Предполагаем, что три послания, которые имеем от св. Иоанна, были написаны, также как Евангелие, до его заточения на Патнос. В первом послании он предупреждает верующих против нововводителей, что ясно из слов: 723 «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли и через то открылось, что не все наши» Св, Иоанн ясно обозначает здесь Симона и Менандра, которые принадлежали христианству. Иисус Христос предрек, что лже-христы появятся в последние дни Ветхого Завета. Последние дни эти, следовательно, уже наступили, – говорит св. Иоанн; это служит доказательством, что он писал послание свое незадолго до разрушения Иерусалима и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Для чего, ты скажешь, говорить св. И. Златоуст, Бог попустить быть всему этому (т.е. пришествие антихриста)? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели?» Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол; (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда – будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали; так как Христос называл Себя Богом,... – то мы по этой причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили, – этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист. Когда он придет и, не смотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных чудес его, тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем больше не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцам, а этот последний (будет говорить) совсем другое ( Иоан. 5, 43 ). Но мы, скажут, видели знамения? И от Христа совершено было много великих (чудес); поэтому гораздо более следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано, – что он беззаконник, что он сын погибели, что его пришествие по действу сатанину; тогда как напротив о Христе – что Он Спаситель и принесет бесчисленные блага» 721 . Верным явлена будет во дни антихриста и особенная помощь Божия. Тогда, открывает ап. Иоанн, будут посланы на землю два свидетеля – пророка, и они будут пророчествовать 1260 дней, будут облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стояние пред Богом на земли. Они будут совершать великие чудеса и силою Божией ограждены так, что всякий, кто решился бы причинит им какое-либо зло, претерпит за это страшное наказание и самую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В единении воли человеческой с волею Божиею лежит единственное доступное человеку на земле счастие, и единственный путь к счастию вечному. Это путь узкий и врата тесные, не потому однако, чтобы они были тяжелы для человека: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» 716 , – а потому, что на пути этом человек должен отказаться от самоволия, более всего ему любезного в духовной жизни его. Человек необычайно способен величаться духом своим и знанием своим, а между тем даже великий языческий философ додумался до мысли, что высшее знание есть сознание своего невежества, ибо человеку весьма мало открыто в материальном мире; все окружающее его есть тайна; когда же человеку Господь глаголет: «ищите же прежде царствия Божия и правды его и это все приложится вам 717 », то человек и в виду этого обещания еще медлит верить и приити к Господу! «Иго Мое благо, бремя Мое легко», говорит Господь, и таково оно в действительности для того, который отвергнув свое кичливое я, возлагает свое упование единственно на милосердие Божие: «сим отвергнувшимся себя» и дается от Отца приити к Сыну, а пришедших Сын воскрешает в последний день» 718 . Ин.6:66 . От сего мнози от ученик его идоша вспять и ктому не хождаху с ним. «Идоша вспять», то есть не только не ходили более за Господом, отказавшись от слушания Слова Божия, но еще возвратились к первоначальному своему нравственному и умственному состоянию, утратив все, что они приобрели, по слову Господню: «Кто не приобретает со Мною, тот расточает» 719 и «Кто не со Мною, тот против Меня» 720 . Ин.6:67 . Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити; Ин.6:68 . Отвеща убо ему Симон Петр: Господи, к кому идем; глаголы живота вечного имаши, Ин.6:69 . И мы веровахом и познахом, яко ты еси Христос, Сын Бога живаго. Вопрос, обращенный Господом к двенадцати Апостолам должен был глубоко тронуть верующие сердца и поразить неверующего. Верные устами Петра произносят исповедание веры, ибо «сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» 721 . «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах», сказал Господь Симону Петру ( Мф. 16:17 ), ибо из человек «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010