«Кто Божественным желанием победил душевное расположение к телу, тот сделался неограниченным, хотя он и находится в теле. Ибо Бог, привлекающий вожделение желающего, без сравнения превыше есть всего, и не попускает желающему привязать вожделение свое к чему–либо из того, что после Бога. Итак, да возжелаем Бога всею крепостью вожделения нашего…» (св. Марк–подвижник, Д I — 518). Вся сила любви в стремительности ее произволения. «Горячее произволение, — говорит бл. Зосима, — в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгаго времени без него» (Д III. — 106). В Патерике рассказывается: «Некоторые спросили авву Сисоя (Великого): если брат подвергнется падению, должно ли ему каяться в течение года? Он отвечал: жестоко слово это. Они сказали: и так — в течение шести месяцев? Он отвечал: — много. Они предложили сорок дней, а он и этот срок назвал излишним. Они сказали: сколько же ты назначишь? и еще скажи: если падет брат и случится вечеря любви, должно ли ему придти на эту вечерю? Старец отвечал им: нет, он должен приносить покаяние в течение нескольких дней. Верую Богу моему: если брат будет приносить покаяние от всего сердца своего, то в три дня примет его Бог» (От. 432). «…Некая сила, — говорит св. Исаак Сирин, — окружает тех, которые с пламенною ревностию стремятся к Богу, надеются на Него и веруют Ему. Бог отражает на них, по сей причине, лютость диавольской злобы, и она не приближается к ним» (Д II — 721). «Распаляемые горячностью (они) бывают восхищаемы размышлением об уповаемом и уготовляют мысль свою к будущему веку» (он же, Д II — 718). «Когда душа упоена радостию надежды своей, — говорит тот же авва, — и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно. Тогда оно бывает в силах подъять сугубую тяготу, не являя оскудения в силах.Так бывает, когда душа входит в оную духовную радость» (Исаак Сирин, Д II, 751). Любовь к Богу как первоисточная сила своими подземными родниками питает веру, и человек доходит до конца пути. «Сказываю тебе, — говорит Макарий Великий, — что видел я людей, имевших все дарования и соделавшихся причастниками Духа, и не достигнув совершенной любви, они падали… кто достиг любви, связан и упоен ею, тот погружен и отведен пленником в иной мир…» (Д. 1 234–235).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Иисусова молитва бесов уязвляет, отгоняет злые мысли, рождает умиление, вселяет страх Божий, приносит слезы, очищает тело, долготерпению учит, геенну возвещает, смерть помышляет. 720. Что есть «покаяние»? Покаяние есть война со грехом. 721. Когда ложишься спать, что должно делать? Когда ложишься спать, кровать и комнату крести с молитвою: «Да воскреснет Бог…» 723. Что спасительно для души? Чаще представлять вездеприсутствие Божие и размышлять о благодеяниях Божиих. 724. Какие три слова смирения? Три слова смирения: «Прости», «Благослови» и «Помолись о мне». 725. Чтобы жить свято, надобно ли знать святую веру Христову? Чтобы жить свято, надобно знать святую веру Христову. 726. Можно ли спастись без памяти о Боге и о смерти? Без памяти о Боге и о смерти невозможно человеку спастись. 727. Какие отличительные черты истинного христианина? Две отличительные черты истинного христианина: это приносить пользу ближним и молиться за своих врагов. 728. В чем секрет духовной жизни? Весь секрет духовной жизни: прощать, извинять и оправдывать других, не знать чужих грехов, не помнить зла. 729. В чем состоит духовная милостыня? Духовная милостыня – это совет добрый, благовременный, в затруднении или непримечаемой опасности полезный, незнающего научить истине и добру подружески, тайно (между собою и им самим), ободрить унывающего, утешить печального; пожалеть ближнего, пособолезновать, посочувствовать в его горе, порадоваться с радующимся, перенести обиды и оскорбление с благодушием, терпением ради Христа; отдать при нужде свою собственную книгу духовную, себе нужную. 730. Кого можно назвать человекоугодником? Человекоугодник тот, кто поддакивает и соглашается при осуждении и клевете ближнего. 731. Как быть, если что-то мне мешает и разоряет духовную жизнь? Устранить все то, что мешает или разоряет духовную жизнь. 732. Если я не попал в праздничный день в храм, чем освятить его дома? В часы совершения обедни, если вы не попали в храм, надо дома освятить эти часы молитвой, чтением Слова Божия, беседою душеполезной, делами благочестия, святыми размышлениями. 733. Если я впал в грех, должно ли мне ожидать времени поста, чтобы покаяться?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Поэтому причину такого явления нельзя искать только в одних случайных обстоятельствах. Основание считать епитимию необходимою принадлежностию таинства покаяния дает, как мы и заметили, «Большой Катехизис». В изложении учения о сем таинстве, на вопрос: «колико есть частей и действ покаяния», он отвечает: «Три. Первая сокрушение сердца... Вторая часть исповедание грехов... Третья часть есть довлетворение или отмщение и мучение грехов, паче же самих себе от отца духовнаго восприятое " 720 . За тем в одном из вопросов, относящихся к отделу «о сошествии Христове во ад», есть еще намек на епитимию в подобном же роде; но в ответе на этот вопрос речь о значении епитимии совершенно обойдена, а самый ответ с логической стороны вышел довольно странный. Вопрос изложен таким образом: «все ли во аде во едином месте пребывают, крещении и некрещении. Понеже у бо аще и крещени, но не исполня епитимии пребывают в злых и богомерзких делех своих и тако зле поживше скончаются»? К удивлению, в ответе на этот вопрос нет ничего и похожего на то, что будет с людьми неисполнившими епитимии, хотя по смыслу вопроса такой ответ необходим. В нем говорится, что души пребывают «не во едином месте»; но затем речь идет не о душах некрещенных и крещенных грешников, как бы следовало ожидать, а о душах – с одной стороны тех, которые «в небрежении всяцем проводиша дни свои и не покаявшеся (это уже не то, что не исполнившие епитимии) умроша», а равно и о душах некрещеных; место их пребывания – ад преисподний и тьма глубокая; – а с другой о душах праведных, пребывающих во свете, приносящих Богу непрестанное славословие и проч. В заключение ответа прибавлено еще почему-то наставление, что «св. отцы повелевают нам о всех усопших душах праведных и грешных, иже во святом крещении бывших, поминания творити, третины и девятины и сорочины и годищное время» 721 , – наставление, не имеющее связи с вопросом и еще более с ответом и неточно определяющее наше отношение к праведным, дающее основание подозревать или пропуск какой-либо, или недомолвку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Постараюсь узнать подробности. С благоговением пред Вашим Преосвященством земно кланяется Вам недостойнейший Л. Красовский. Д. 32. Л. 61–61 об. Подлинник. Автограф. 2. 12–23 февраля 1962 г. Москва Суббота, 12.II.1962. Ваше Преосвященство! Святый Владыко! С благословения Вашего святаго посчастливилось мне обрести творения Высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , Архиепископа Херсонского и Одесского 721 , и в первом томе (а всех пять томов) я сразу увидел «Беседу в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечении пятидесятилетия со смерти его. (Изложена в общих чертах в церкви Новороссийского университета в 1887 г.) Пушкин в своих достоинствах, немощах и смерти». Изложена она, эта беседа, на 28 страницах. Я все страницы переписал, получилось 47 больших листов в клетку, исписанных с одной стороны. Три дня я писал и три дня испытывал великую радость, сознавая свою силу и свое богатство в неоценимом духовном наследстве, оставленном нам св[ятой] Синодальной Церковью. Специально Пушкиным я никогда не интересовался, но мне пришлось слушать лекции и много читать о нем, даже смотреть его в кинокартине «Глинка». Но нигде я не находил такой верной, такой справедливой оценки поэта и, главное, таких подробностей о последних днях и часах его жизни, как в трактате Владыки Никанора. Его статья так насыщена фактами, что с небольшими вычеркиваниями могла бы быть опубликована в наши дни и читалась бы с огромным интересом всеми грамотными людьми. Как благословите поступить с рукописью? Проще всего было бы прислать ее Вашему Преосвященству. Но писать пришлось быстро и потому местами неразборчиво. Поэтому хочется все напечатать на машинке и в таком виде отправить Вам, святый Владыко. В том же томе есть слово о Ф. М. Достоевском, но краткое. Есть об Аксакове и во втором томе о М. В. Ломоносове. Последнее показалось мне очень интересным, и, если хватит времени, перепишу. Вообще это был светильник Церкви, и в каждой его проповеди заложено много ума, убежденной веры и неподкупной христианской порядочности, т. е. извечных, нестареющих добродетелей, необходимых, как таблица умножения, и совсем свежих даже в наши дни, удаленные от него почти на столетие и измененные до неузнаваемости. Поразила меня, например, его пасхальная проповедь, обращенная против еврейских погромов, когда он, вопреки всем кастовым предрассудкам, суровее, чем сейчас, осуждает погромщиков, считая их безумным орудием в руках западноевропейской провокации. Еще более удивила меня самая трезвая оценка бессознательности, неосознанности в исповедании христианской веры русским, тогда совсем неграмотным народом. Видел это, понимал Владыка Никанор и, пожалуй, опасался. И, кажется, не напрасно. Однажды в Витебске он прямо сказал народу, что они идут в храм не ради веры и не ради слез покаяния, как шли отцы и деды, а ради великолепия убранства, ради сладкозвучного пения и еще больше ради начальства, которое требует, чтобы посещали церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Мф 721.      Праздная болтовня никого еще не приблизила к Царству Небесному, как и механическое повторение Иисусовой молитвы. Эта молитва - не заклинание и не магический обряд. Иисусова молитва - лестница, возводящая на небо собственного сердца, узкий духовный путь, проложенный святыми Отцами, искренний покаянный плач души, заповеданный ими для нашего Спасения. Теплохладное исполнение молитвы не про буждает наше сердце, как и привычное равнодушное хождение в храмы. Его пробуждает искреннее желание Спасения от лжи и обмана этого мира и стремление навечно найти свою жизнь в объятиях Возлюбленного Христа, живущего в сердцах наших, нашего единственного и верного Спасителя. Те, для кого Евангелие - словно родной дом, легко находит Сына Бо-жия в обители Небесного Отца.  Не обширная эрудиция, не интеллектуальные познания нужны для обретения Спасения. Пока мы по-настоящему не увидим собственную греховность, не познаем наш падший ум и не научимся очищать его с помощью молитвы и благодати, сколько бы мы ни читали объяснений и толкований исихазма, они останутся только словами или предметом ученых споров среди интеллектуалов и не принесут ни малейшего понимания истинного смысла исихазма и Спасения. Такой ум подобен тарелке, которая не чувствует вкуса супа.   Нужна благодать, приобретенная нами за  время земной жизни. Пусть она будет мала, но это именно то, с чем мы предстанем перед Христом. Поэтому так дорого каждое мгновение, из которых складываются годы и десятилетия. Если они упущены, не помогут никакие мирские знания. Поможет лишь Божественная благодать, приобретенная душой в молитвах, воздержании и благих делах.  - «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». Мф.7.24.   Поучение Симеона Афонского . Комментарии Всего комментариев: 8 2015/11/21, 08:14:03 Спаси Господи! Низко кланяюсь за наставления! Прости меня грешную и помилуй! Во имя отца и сына и святого духа!Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=17&iid=216...

И когда первые молитвенные взывания его казались не услышанными, он не предался отчаянию, но продолжал возносить прилежную и непрестанную молитву, и даже тогда, как молитвенный глас оскудевал в устах его, не преставал исчезающими, но еще умоляющими очами взирати на высоту небесную ко Господу. И что же наконец? Милосердый Господь не презрел печали благочестивой, не отверг молитвы усердной и постоянной. Избави мя, сказует Езекия, и отъя болезнь души моея, и Той сотвори путеводство во вся лета моя». Само собою разумеется, к подобной же молитве вития-святитель призывает и слушателей своей проповеди, как и самую проповедь оканчивает молитвою к Богу о избавлении от губительной болезни. «Не отвергни, – молится он к Богу, – наших молений не совершенных и недостойных: не умножи гнева Твоего за наше маловерие и не чувствие или не терпение; приими исповедание нашего маловерия, как веру, и печаль нашу – как молитву, и когда очи наши, к Тебе взирающие, исчезают от немощи, да ходатайствует пред Тобою за нас само Твое беспредельное милосердие. Виждь вдовиц, угрожаемых бесчадием; виждь младенцев, иже не познати десницы своея, ниже шуйцы своея, не понимающих также ни вины, ни бедствия сиротства, им предстоящего. Виждь, и милосердуй, и невидимо посли в нас слово Твое утешающее, исцеляющее, животворящее, и глагол Твой да не возвратится к Тебе тощ. Аминь». 721 Так все еще приходилось Филарету в своих проповедях взывать к покаянию, к молитве, к пробуждению веры и любви и т.д., дабы смягчить все еще продолжавшийся гнев Божий. И невольно припоминаются поэтому случаю опять стихи упомянутого выше слепца-поэта Н. М. Шатрова о Филарете за рассматриваемое время: Слышу звук громов словесных: Вдохновенный Филарет, От источников небесных Черпая ученья свет, Как духовный воевода, Духи целого народа, Успокоим, говорить, Как Отец, нас Бог карает; И тому, кто умирает Он из зла добро творит. Предадимся Провиденью, Страх надеждой победим, И слепому заблужденью, Веры нашей не дадим. Смертному, хотя, и трудно Суд небесный постигать, Но не будем безрассудно Божью мудрость отвергать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И подобных историй в протестантизме и других сектах – великое множество. Каждый второй, обращённый в секту, может рассказать о себе, если и не такую яркую, то, по сути, подобную историю. Типичный случай такой – человек был горьким пьяницей, которому не помогали никакие убеждения, никакое кодирование, никакие шептуньи. Но вот он пришёл к баптистам, харизматам или свидетелям, «покаялся» у них и – о, чудо! – легко бросил пить! И видя такое чудесное освобождение 719 , он становится ревностным последователем и проповедником своей секты. На самом же деле, произошло вот что. Душа человека сначала предалась страсти пьянства, то есть была порабощена бесу пьянства, но другие бесы, в том числе и бесы сектантства, также пытались её склонить к грехам, за которые они отвечают 720 . И если человек поддаётся и принимает внушения баптистского беса, и совершает «покаяние» в их собрании, то этот бес входит в душу человека и более слабый бес пьянства с радостью уступает своё место в душе человека бесу более сильному и страшному 721 . Человек же, освободившись от духа пьянства, в радостном обольщении думает, что его освободил Сам Бог и становится ревностным членом той секты, в которой дьявол даровал человеку такое освобождение, и всем вокруг начинает свидетельствовать о том, как «Бог» его спас, и приглашать всех в свою секту. На самом же деле, человек рассказывает не историю своего обращения, а историю своего обольщения . Потому совершенно верно сказал блаж. Августин, что сектанты – это обманутые обманщики – их самих обманули бесы, и они, в свою очередь, так же обманывают других. Здесь хочу поведать и свою историю обращения в баптизм. Хотя у таковых как я, потомственных сектантов, не часто бывают истории обращения – многие из них лишь выходят в положенное время к кафедре и совершают обычную молитву покаяния, принимая затем крещение – но у меня всё сложилось не так просто. Учась в 10–11 классах школы, я переживал, как и многие юноши, особый так называемый переходный период. Психология же таких юношей, как известно, отличается, кроме прочего, несколькими характеристиками: 1) всякий запретный плод кажется им сладким больше, чем в любом другом возрасте; 2) желание утвердить свою волю становится очень важным средством самовыражения и подтверждения того, что я личность и уже не ребёнок; 3) мнение сверстников имеет очень важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

С своей стороны М.Грек держится эклектического направления, пользуясь всеми тремя способами объяснений. § IX При переводе Толковой Псалтири, Максим Грек в некоторых случаях отступал от бывшего тогда в употреблении славянского текста псалмов. Кроме того, в его переводе встречаются слова и обороты народной речи, которые, конечно, должны быть приписаны его помощникам 718 . Другие исправления относились к грамматическим формам 719 . Максим Грек усердно занимался своим переводом, так что, по выражению его, не имел времени дышать, будучи поглощен трудом «переведения псалтири» 720 . И в послании к вел. князю 721 он сознает всю трудность предприятия происходившую или от самого переложения с греческого языка, или от того, что книга, с которой он переводил, не совсем была исправна (время повредило или неведение писарей растлило). Он прибавляет, что «где возможно было нам, пользуясь книгами, или по собственному разуму исправить», то он исправлял и, в противном случае, оставлял так, как в книге. В предисловии к 12 псалму Афанасий говорит: этот псалом пророк поет, находясь в раскаянии о встретившемся, а следовало бы написать о грехе, ибо что может быть общего между покаянием и встречающимся? Ведь не в том, что встречается с кем-либо должно каяться, а в том, кто согрешает пред Богом и людьми. В другом случае (36 пс., ст. 14) некто, объясняя указанное место, говорит, что Давид был убит своим мечем, но это не только ложно, но и не согласно, с истиной, ибо мы знаем, что Саул сам напал на свой меч, который обнажил против Давида, и умер. Много подобных неправильностей встречается в разных местах по всей книге, которые перечислять теперь нет надобности, а только следует сказать, что многие подобные места получили приличное исправление. Но так как в числе участвовавших в переводе нашлись лица, которые стали упрекать Максима за его исправления, то он представил примеры своих поправок и показал, что он в настоящем случае руководствовался «не дерзостью, или гордостью, но ревностью всего лучшего и любовью к истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Брак Ахава и Иезавели открыл новую главу в заимствовании иностранных традиций ( 3Цар.16:2934 ). Бог направил на служение Илию и Елисея, пытаясь привести Израиль в чувство ( 3Цар.174 ; Цар.8), но после того, как призывы пророков были проигнорированы, Бог воспользовался растущим могуществом Сирии и Арама, чтобы вернуть Израиль к вере ( 3Цар.204 ; Цар.13). В конце концов, и Арам и Израиль пали под ударами Ассирии, которая провела несколько успешных военных компаний, в результате чего оба государства были лишены какой-либо военной мощи, а Израиль, после депортации жителей в 721 году до н.э. и вовсе потерял политическую самостоятельность ( 4Цар.17 ). Когда еще только появилась угроза со стороны Ассирии, Бог призвал пророков-писателей Амоса, Осию, Михея, Исайю, чтобы убедить Израиль и Иудею в необходимости покаяния. Все это время, Иудея проявляла непостоянство в своих отношениях с Господом, но, тем не менее, оставалась относительно свободной от иностранного влияния. Однако, даже после падения Израиля, Иудея не усвоила горьких уроков неверия и оказалась в центре политических и военных интересов Ассирии, в то время как Господь использовал Ассирию, чтобы вернуть Иудею к вере (ср. Ис.10:56 ). Езекия внял предупреждениям и попытался реформировать поклонение и веру жителей Иудеи ( 4Цар.1820 ). Его усилия не прошли напрасно, и ему удалось избавить Иерусалим и храм от разграбления. Ассирийские войска прошли мимо Иерусалима и направили свои усилия на войну с Египтом. Однако оказалось, что усилия Езекии быстро сошли на нет, когда цари Манасия и Аммон начали щедро поддерживать всеобщее отступничество ( 4Цар.21 ). Коротким, но ярким периодом возвращения к Господу запомнилось правление Иосии, который начал проводить всестороннюю реформу ( 4Цар.2223 ). Его реформы прекратились с его смертью; он погиб в бою, пытаясь остановить попытки Египта упрочить положение Ассирии перед лицом угрозы со стороны Вавилона ( 4Цар.23:2830 ). Вскоре после смерти Иосии Иудея вернулась к идолопоклонству, и Яхве позволил Навуходоносору, который победил ассирийцев при Каркемишс, сделать быстрый рывок на юг и подчинить себе Иудею ( 4Цар.24 ). Политическое и религиозное упрямство Иудеи только ускорило последний поход Вавилона в 587586 гг. до н.э., во время которого были разрушены идеологические символы Иудеи – святой город Иерусалим и храм Яхве ( 4Цар.25:117 ). Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

е., происшедшие в верующем вследствие общечеловеческих немощей, без его воли и помимо его ведома об их греховности. Грехи эти, неведомые самому грешнику, не могли быть исповеданы пресвитеру, и требуется очшцение от них, как молился о сем св. псалмопевец: грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя ( Пс. 18:13 ). По буквальному переводу с еврейского: «кто может вникать в погрешности неумышленные? Очисти меня от неведомых ошибок» 720 . 2) Те грехи, которые были причиной болезни, но болящий не знал о сем или не почитал их грехами. 3) Такие грехи, которых недужный, по давности совершения, по забывчивости, или почитая маловажными и т. п., не исповедал пресвитеру, хотя искренно раскаялся бы в них и исповедал, если бы вспомнил и сознал их виновность. А о сем, в увещании приемлющего исповедь к кающемуся, говорится: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши 721 . 4) Такие случаи и обстоятельства грехов, которых болящий, по своим тяжким немощам, не мог раскрыть пресвитеру, или не может теперь загладить добрыми делами, постом, молитвой, милостыней, удовлетворением обиженного, испрошением прощения, примирением и т. п. 5) Такие грехи, которые могли явиться в болящем после исповеди: в помыслах, чувствованиях, движениях, словах, и тяготят его душу. 6) Наконец, и исповеданные грехи, особенно-тяжкие, могут беспокоить совесть болящего, колебать веру его в отпущение их, ослаблять надежду на милосердие Божие, приводить в уныние 722 . В восполнение к отпущению исповеданных грехов в таинстве Покаяния, все вышеозначенные и другие подобные не исповеданные, по немощам больного, грехи, случаи и обстоятельства, при покаянном состоянии души его, благодатиею Божиею отпускаются ему через св. помазание с молитвами и очищаются в наследие царствия небесного, так, чтобы на душе и теле его не осталось, по русскому переводу молитвы освящения елея, ни пятна, ни морщины (враси) греховной. Такое совершенное избавление недужного от грехов в Елеосвящении блаж. Симеон Фессалоникийский называет, также, окончательным отпущением их 723 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010