Причем вначале, по свт. Игнатию, грех, прелесть укореняется в образе мыслей человека, извращает его, а затем распространяется и на сердечные ощущения 715 . Познаются приносимые врагом помыслы и ощущения по производимому ими в душе действию смущения, недоумения или же высокоумия, тщеславной радости, самодовольства, мнимо высоких разумений, они всегда отвлекают подвижника от внимательной молитвы, лишают его покаяния 716 . Уместно привести здесь следующие слова св. Исаака Сирина : «Смущение, если только возможно, прилично будет назвать колесницею диавола, потому что сатана имеет всегда обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собою кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение» 717 . Как замечает прп. Григорий Синаит , «бесовские действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло» 718 . «Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то, или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага» 719 . Подобно же учат свв. Иоанн Лествичник 720 и Паисий Величковский 721 . 2. ДЕЙСТВИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. Уму нашему, как постоянно находящемуся среди предметов видимого мира, свойственна способность воображения. Предметы внешнего мира, все, предлежащее телесному чувству зрения, запечатлевается в уме посредством образов. И когда мы думаем о чем-либо земном, вспоминаем что-либо из когда-то виденного нами, в нашем сознании естественно возникают образы. Но в жизни духовной, когда мы душой устремляемся в область нематериальную, в мир духовный, действие воображения бывает крайне опасным. Свт. Игнатий замечает, что образы, впечатления видимого мира являются стеной между нашим умом и чистой страной Святого Духа, они препятствуют уму нашему достичь Святого Духа 722 . «Самый опасный неправильный образ молитвы, – пишет свт. Игнатий, – заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их повидимому из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

—721— горазумие, а не разум. Пьяный высказывает свои тайные мысли и чувства, а сумасшедший или беснующийся несет дичь, чуждую ему. 101 . Веруй, что не без промысла Божия постигло тебя искушение, да умертвишься мipy, и славе его, и оправдании его. Молись о всех приносящих тебе скорби, да совершенно исцелеет сердце твое от злобы, и соделается способным к приятию Божественной благодати. Только что придет тебе на мысль воспоминание о ком-либо, оскорбившем тебя, тотчас же молись о нем. Сверх Божьего попущения никакая власть и сила человеческая не могут коснуться тебя. 102 . Что человек посеет во время земной жизни, то пожинает при смерти. В настоящее время в Сергиевой Пустыне кончается иеросхимонах Стефан, что прежде был иеромонах Симеон. – Обычай исповедоваться и внимать себе по Евангельским заповедям, доставляет ему самую мирную кончину. Невозможно требовать такового расположения душевного от человека, лишь к вечеру дней своих, пришедшего в монастырь, со сформировавшимися (укрепившимися) навыками и образом мыслей своих. Раздражение болящего родителя твоего происходит от материальной причины – болезни. Приготовляй его к отшествии с милосердием к нему. Напутствуй его святыми Таинствами: они перенесут мысли его в вечность. Милость Божия да осенит его. Воля Божия буди. 21 янв. 1856 г. 103 . Благословен Бог, открывший тебе, что ревность твоя вполне кровяная и безрассудная. Она происходит от упоения тщеславием и высокоумием, которыми ты упился от похвал литераторов и которые привели тебя в состояние самообольщения и самомнения. Да даруется тебе узреть их, и ради сего зрения, погрузиться в покаяние, коим закрываются все недостатки ближних. 104 . Смирись перед Игуменом в душе твоей. Смирись перед Промыслом Божиим, Коим попущены настоящие обстоятельства, и облобызай твою долю, на которую оставлено: – упражнение в покаянии. 105 . Храни ум твой невообразимым и безмечтанным, а случившееся с тобой, как весьма сомнительное, с кротостью отринь. —722— 106 . Не оглашай твоей кельи осуждениями, пересудами и ропотом; оглашай ее благодарением и славословием, и гласами воздыханий о грехах, и гласами молитв твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19. И царь и народ оказались неверны Ему. По смерти Соломона царство разделилось на Иуду и Израиль; молитва стала лишь формальным благочестием (36). Тогда Бог послал пророков (Илию, Исаию, Иеремию…), чтобы возвестить Его слово, хранить подлинный смысл Завета и призывать людей к «возвращению» (обращению) к Нему (29). Пророки напоминали, каково подлинное Предание Отцов, говорили о Божиих требованиях правды, любви и святости: к чему молитва на устах, если сердце и жизнь не соответствуют ей? Грех, несправедливость и жестокосердие к ближнему являются в то же время и отступлением от Бога; наказание, неизбежное в День Суда, будет: изгнание и смерть (14). Но призывом к покаянию Бог обещает жизнь; за личностью грешного царя пророки видят уже прикровенно Мессию, истинного сына Давидова (27), Эммануила (с нами Бог), грядущего спасти «остаток» Израиля; в Иерусалиме они видят прообраз Града, где Бог соберет избранных Своих (40); вместо разделенного царства они ожидают единое царство Божие, где процветут правда, любовь и мир (32). 20. Изгнание и пленение. Однако народ преследовал пророков (30) и восполнил меру своих грехов: в 721 г. до Р.Х. Северное царство прекратило свое существование и жители его были переселены в Ассирию; в 587 г., после взятия Иерусалима, народ был уведен в плен Вавилонский, Слава Божия покинула Храм и сам Храм был разрушен. Избранный народ опять был обращен в рабство; но, в отличие от рабства Египетского (8), Вавилонское пленение было последствием неверности Израиля (36). В течение 70 лет плена верный «остаток» не забыл Сиона, святого града, и умолял Господа о возвращении (обращении) в Землю, обетованную его отцам (10, 36). В испытании он смутно осознал, что царство Божие не ограничивается пределами Израиля и что Бог хочет спасения всех народов (27, 38). Пророки Иеремия и Иезекииль возвестили, что Бог хочет обитать уже не в каменном храме, а в сердце Своих верных (34): тогда Закон не будет написан только на каменных скрижалях, а начертан Духом в сердцах людей (33). Новый и вечный Завет явит окончательный образ народа Божия (30, 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

701 Церков. истор. Иннок. век III-й. О Богослужении. Как водами крещения, так слезами покаяния верующий очищается от грехов. 704 Васил. Велик. прав. 22-е. Григор. Чудотв. прав. 12-е. Тертул. о покаянии, гл. 9. и о целомуд. гл. 13. 721 Первое чтение Апостола взято из послания апостола Иакова ( Иак.5:10–16 ), в котором изображается установление таинства. Во втором чтении ( Рим.15:1–7 ) заповедует апостол носить немощи немощных, а не себе угождать. В третьем ( 1Кор.12:27; 13:8 ) изображаются дарования духовные, и над всеми превоз­носится любовь. В четвертом ( 2Кор.6:16, 7:1 ) апостол учит, что мы – Церкви Бога жива, и потому должны очищать себя от всякой скверны плоти и духа. В пятом ( 2Кор.1:8–11 ), он же представляет себя в пример упования на Бога во время бедствий и скорбей. Шестое чтение ( Гал.5:22; 6:2 ) изображает плоды Духа Святого, и научает исправлять друг друга духом кротости. Седьмое чтение ( 1Фес.5:14–23 ) содержит настав­ления христианам, касательно обязанностей их друг к другу и к самим себе: немощныя заступайте, долготерпите ко всем. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. Духа не угашайте и проч.... В первом чтении Евангелия ( Лк.6:1–10 ) воспоминается милосердие самарянина к еврею, впадшему в разбойники. В следующих шести чтениях представляются примеры милосердия небесного Врача к грешникам и к болящим. Второе Евангелие ( Лк.19:1–10 ) говорит о Закхее мытаре, обратившемся от гре­хов. Третье Евангелие ( Мф.10:1–8 ) говорит о послании апо­столов на проповедь, и данной им от Господа чудотворной силе целити всяк недуг. Четвертое ( Мф.8:14–23 ) об исце­лении тещи Петровой огнем жегомой. В пятом чтении ( Мф.25:1–13 ) предлагается притча о десяти девах – пяти мудрых и пяти юродивых. Шестое чтение ( Мф.12:21–28 ) воспоминает об исцелении дщери жены ханаанской. В седьмом чтении ( Мф.9:9–13 ) изображается призывание мытаря Матфея на апостольское слу­жение, при котором Спаситель сказал: не требуют здравии врача, но болящии. 732 Описатель коронации Императора Николая Павловича, говорит: «слезы теплые, сладкие были символом непритворного умиления при слушании молитвы Царя венчанного;...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Марии: Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. Вспомним слова богослужебных песнопений, которые мы привели выше, когда говорили о лествице Небесной 720 – Матери Божией: Той, Которую «гроб и умерщвление не удержаста» 721 ; Той, Кого святой апостол Фома «уразуме вознесенную на небеса с телом» 722 ; Той, Которая отверзает «райские двери христианскому роду» 723 , ибо «взошла на Небеса» как «Дверь в Двери, Небо в Небо и Престол Божий на Престол Божий» 724 . К кому еще бесстрашно прильнем мы с сердечной просьбой? Кто еще встретит нас у дверей райских, как мать встречает у дверей родного дома своих детей, которых долго – как долго! – ждала? Кто подведет нас к Небесному Отцу нашему, кто скажет Ему: «Они пришли, наконец!»? Ведь Она – в нас, и мы – в Ней! Телами нашими, во всем подобными Ее Пречистому телу. Разумом нашим, который ничем не отличен от Ее высочайшего разума. Ведь Она – во всем, как мы: плоть Ее – от земных родителей, дух Ее формировался так же, как наш, в борьбе с искушениями мира сего (о детских и отроческих годах Ее мы знаем мало, но вспомни, душа моя, первое страшное искушение, суть которого Она открыла Сама, спросив о нем Архангела в день Благовещения: «как будет это, когда Я мужа не знаю» ( Лк. 1, 34 )? Как зачну Я во чреве, как от Меня – Девицы родится Сын? 725 ( Мф.1:18 ).). Только Она – чище нас. Она уже маленькой девочкой удостоилась быть введенной во Святая Святых – туда, куда даже первосвященник мог войти только один раз в год для каждения. Она удостоилась неотлучно пребывать при храме с детских лет вплоть до замужества Своего, Она работала Богу и духом Своим, и руками Своими. Она жила с земным мужем Своим, Иосифом-плотником, растила его детей, обихаживая их, как любая мать обихаживает: кормит, одевает, хлопочет, делает всю повседневную домашнюю работу для того, чтобы дети были счастливы в доме своем – сначала малыши, потом подростки, потом юноши. И далее Она была с ними – потому что они стали апостолами Христовыми, а Она неотлучно пребывала при Сыне Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В Требнике 1642 г. душевные грехи перечислены гораздо полнее, однако в расширенном тексте поновления для мирян, внимание уделяется разнообразным формам внешних грехов 721 . Важной вехой стала книжная справа патр. Никона. По мнению Н.И. Сазоновой, в новый Требник был внесен ряд изменений, подчеркивавших, что Бог является не только строгим Судией, но и милующим и человеколюбивым 722 . От перечисления конкретных грехов в богослужебных текстах делается переход к понятию греха вообще 723 . В чинопоследованиях снижается эмоциональность покаянных молитв, а сами они сокращаются. Акцент делается не на кары Бога за грехи, но на дары Господа праведникам 724 . В исправленном Требнике 1658 г. длинное и подробное перечисление грехов в русле традиции рукописных исповедных вопросников отсутствует. Перечень грехов гораздо более краток и структурирован, каждая группа снабжена кратким комментарием. В заключение советуется: «И прочие воспоминает грехи смертныя: гордость, лихоимение, блуд, зависть, чревобесие, гнев, ленивство, и вся грехи от седми матерей раждающыяся» 725 с рассуждением и различием статуса кающегося. Таким образом, реформа патр. Никона как бы форсировала тенденцию к более тонкому пониманию человеческой греховности. Эта тенденция, как было показано выше, была характерна для русской Церкви еще с XVI в. В течение второй половины XVII в. требники печатались по образцу исправленного текста 1658 г. Так, в Требнике 1698 г. раздел о таинстве Покаяния практически совпадает с таковым в Требнике 1658 г. 726 , наибольшие отличия заключаются в составе поучений и рекомендаций для священников, помещавшихся после чинопоследования исповеди и перечня грехов. Другой важной тенденцией, наблюдаемой в исповедальных вопросниках XVI−XVII вв., является появление акцента на грехах против веры, отличных от суеверия, магических практик или кощунства. Со второй половины XVI в. появляются вопросы об ортодоксальности веры кающегося, сперва как согласие с основами вероучения: почитанием Троицы, Богородицы, святых, креста и икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе 719 и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. Будем же подвизаться так, чтобы всем быть увенчанными. Вступим на путь правый, подвиг нетленный и совокупно пойдем, и будем подвизаться так, чтобы удостоиться венца. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере будем близки к венцу. 720 Мы должны знать, что и тот, кто вступает в суетный подвиг, если окажется портящим дело, с побоями берется и выгоняется с ристалища. Как вам кажется: что должен потерпеть тот, кто не выдержит нетленного подвига? О тех, которые не сохранили печати 721 , сказано: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позоре всякой плоти». 722 Глава VIII. Пока мы в этом мире, должны каяться и хранить плоть в чистоте Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему; так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в Евангелии: «Если вы не сохраните малое, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет». 723 Это значит: «сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную». Глава IX. Мы будем судимы во плоти; итак, приготовимся вовремя Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же. Как 724 Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был духом 725 , сделался плотью и таким образом призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. Итак, будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царство Божие. Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу, давая Ему плату. Какую? Покаяние от искреннего сердца. Ибо Он наперед знает все и видит все, что есть в нашем сердце. Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов. Ибо Господь сказал: «Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего». 726 Глава X. Оставивши порок, будем стремиться к добродетели и обещанные блага предпочтем мipckuм утехам

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Страдание святаго мученика Арефы 711 , иже с ним, гонения ради совершивше святую литорию в кораблех и причасти вси божественных тайн. Святаго отца Павла исповедника 712 . В заточении в храмине затворен бысть, идеже служащу ему святую литоргию, нападоша нань Ариане и удавиша его амфором его, и предаде душу Господеви. (л. 54) 7. О богоустановленном духовном священном иерейском чине, яко есть вечен и непрелагаем. Яко Христос не по Ааронову 713 временнаго, но по Мельхиседекову вечнаго чина прииде архиерей вечных благ, и якоже Сам никогдаже не умирает, токож и иерейство Его по чину Мельхиседекову во-веки не престает 714 , яко-же пишет: Ты еси иерей во-веки по чину Мельхиседекову 715 ; престало тогда архиерейство Аароново, яко временное, востало-ж Христово вечное 716 . Велик есть богоустановленный священный чин иерейский, и яко вечен есть и непрелагаем и аггелам страшен, то бо есть апостольское наследствие, того ради и имена им дана много. Святый Златоуст 717 о чести священных. Почтите служители, рече, яко отцы, епископы, яко самого Христа, а попы, яко сопрестольники и супруги апостолам, без них бо церковь не просвещается, тайны церковныя без них не совершаются и прочее. 8 . О покаянии 718 , еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов с надеждою о отпущении 719 ради излияния честныя крове Сына Божия и то, разрешением священническим, имже от Христа дана власть разрешать и отпущать грехи 720 . Покаяние многу имуще крепость и зело во гресех погруженнаго: аще возхощет, может свободить от греховнаго бремени, аще и в самое приидет злобы дно. Разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник 721 , понеже кроме церкви несть спасения и разрешения. 9 . О правоверии нашем ясно ти исповедуем и веруем несумненно 722 , яко един Господь и едина вера, едино крещение, едины тайны тела и крове Христовы, един крест, едина церковь , един Бог и Отец, Иже над всеми и о всех и во всех нас, и все предание церковное от Христа Бога и святых апостол Его нам преданное 723 . И святых вселенских соборов святых отец правилом веруем и прочим святых отец писанием. О пречистом теле и крови и о священстве книга о Вере лист 15; Беседы апостол 724 , книга Кирилла 193, Ефрем Сирин 725 , катихис большой 85 и мал. Во всех пишут до скончания века. 10 . Веруем истино, исповедуем быти в пречистых тайнах истинное тело и кровь Христову под видом хлеба и вина; и яко властию божества бывает при святыя литоргии пременение существа в пресущественное таинство 726 , и яко того приятия живет в нас Христос и мы в нем, яко о том сам Господь рече: ядый мою плоть и пия мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

(л. 194 об.) 719  Чюжду же ся иже по Бозе разуму твоему и благочестию, како утаитися и толико прииде в забвение писания, его же ти послах. Обаче не хотящу ми, но со многою нуждею послах спасения ради твоего, зане веси како рекл ми сеи, егда бе зде, глаголя, яко должен еси поучати мя. И аз убо на том есмь новослышащих. И сего ради писах ти поспевающая во спасение твое, души купно и телу и всему дому твоему. Приложих же тамо и се, яко аще сия сохраниши, паки реку ти ина. Аще ли не сохраниши сия, умолчю и аз, не глаголати тебе. И обаче яко ничто же сохранил еси от них, весть власть твоя, елика подъят, (л. 195) 720  лютая и бысть на тебе скорбь велика, яко в мале убо и к смерти. Аще не бы Господь сохранил тя, и к сии истинное подаяние твое, обаче не на тебе единем, но и всему дому твоему толика скорбь пройде, и во всем твоем возлюбленнем сродстве и во других. Сице бывает, увы мне, на преобидящих слово Божие. И ныне се глаголет ти, яко здрав бысть, к тому не согрешай, да не горее ти что будет. Аз же на се смотрях и не писах тебе, но поне отныне потщися плод некий истиннаго покаяния показати и якоже надеюся, убо явленая ничто же вижду, обаче всем, церковная бо и монастырьская и иноческая и 721  (л. 195 об.) 722  дела их вся Богови суть освящена и на ино что не расточаются, разве на убогия и странныя и пленныя и елика такова подобне и на вся иноческая же и монастырьская и церковныя потребы. Князь же некий даже до самаго настоящаго не имам рещи, аще что о сих во своя потребы, яко святотатец от Богу судится и святотатства осуждением осуждается Божествеными правилы в ныняшнем и в будущем веце. И да испытает власть твоя Божественыя писания и обрящеши не толико точию раздражати сему Бога и толику беду и муку имети, но идеже аще внидут таковая по власти или пристрастия или в княжеская или (л. 196) 723  в сродства и елика такова, огнь бывают и изжжут. И яже от инех различных собрания прибыток и понеже паки таковая повелел еси собирати церковная и монастырьская и иноческая и дела их и плоды, яже Богови возложеная, на свою потребу и дома своего и прочих, иже лихоимством недугующих, и паки изволил еси приражатися Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Псалом 58 1. В конец. Не погуби. Давид. В столпописание 713 . Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его 714 Избавь меня, Боже, от врагов моих и от восстающих на меня освободи меня. Избавь меня от совершающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня. Ибо вот, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконие мое и не за грех мой, Господи! Не совершая 715 беззакония, я жил право 716 ; восстань на помощь мне и воззри! И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, поспешно посети 717 все народы, да не помилуешь всех, совершающих беззаконие. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Вот они будут разглагольствовать устами своими, а в устах их меч 718 : «Кто услышит?» Но Ты, Господи, посмеешься над ними: уничижишь все народы. Крепость мою чрез Тебя я сохраню, ибо Ты, Боже, заступник мой. Бог мой милостию Своею поспешит 719 ко мне. Бог мой явит мне (ее) на врагах моих. Не убивай их, дабы не забыли закона Твоего 720 ; рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи, (За) грех уст их, (за) 721 слово языка их. И да будут уловлены в гордости своей, и за клятву и ложь будут оповещены в кончине (своей), В гневной кончине 722 , и не будут существовать. И узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Они сами разбегутся, чтобы насытиться, а если не насытятся, то будут роптать. Я же воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был защитником моим и прибежищем моим в день скорби моей. Ты – мой помощник, я Тебе воспою 723 , ибо Ты – Бог, мой защитник, Боже мой, милость моя! 720 Оставшись в живых и перенося наказания за свои грехи, они могут покаяться и других предотвратить от подобных грехов и сами познать закон Божий, а по смерти их сего уже не будет. Бл. Феодорит, свт. Афанасий, Зигабен, преосв. Ириней так понимают это место. 721 По-греч. вин. пад. μαρταν... λγον; руководствуемся толкованием свт. Афанасия и бл. Феодорита. 723 Слав. наст. вр. пою соответствует по-греч. буд. вр. ψαλ, лат. psallam и евр. буд. вр. В старинных слав. Псалтирях читалось вспою (у Амфилохия). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010