…довлеет ему (старослав.) — довольно ему. 701 Аксиос (греч.) — достоин. Это слово провозглашается архиереем при посвящении в священники и диаконы. 702 Ротитися и клятися — божиться и клясться. 703 …яко связня…(старослав.) — как узника. 704 Частный, то есть частный пристав — начальник полиции одной из частей города. 705 Одертый — оборванный. 706 Восстав, идем отсюду…— цитата из евангелия (от Иоанна, XIV, 31). 707 …за истинного самарянина…— Имеется в виду легенда о милосердном самарянине (евангелие от Луки, гл. X). 708 Регент — дирижер церковного хора. 709 Красик — красавец. 710 «Слава в вышних богу» — слава в небесах богу (евангелие от Луки, II, 14). 711 «Покаяния двери отверзи нам» — из великопостной молитвы. 712 Превелебный — высокочтимый. 713 …кроме токмо сред и пятков…— Среда и пятница — постные дни. 714 …были «мужьями единыя жены»…— то есть могли жениться только один раз. (Цитата из первого послания к Тимофею апостола Павла, III, 2). 715 Клирики — служители церкви всех рангов. 716 …третицею посягали (старослав.) — женились в третий раз. 717 …учености академической…— то есть окончившие духовную академию (высшее духовное учебное заведение). 718 …звали одного «отец Вист», а другого — «отец Преферанц»…— Вист и преферанс — названия карточных игр. 719 Богослов — здесь: ученик старшего класса духовной семинарии. 720 Оскребальная скобка — железная полоса, укрепляемая на крыльце дома для отскребания грязи с подошв. 721 …иконы пресвятыя владычицы Коренския. — Речь идет о так называемой «чудотворной иконе богоматери» в Коренной пустыни, в 27 верстах от Курска. 722 Новоначальный — недавно принявший монашество (здесь: готовящийся к принятию). 723 Столоначальник в дворянском собрании. — Столоначальник — чиновничья должность (учреждение подразделялось обычно на отделения, а отделения на «столы», то есть подотделы). Дворянское собрание — орган дворянского самоуправления для сословных выборов, представления ходатайств и т. п. 724 Предикат — проповедник. 725 …сподоблялся святых тайн…— причащался. 726

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Этот же винный спирт или газ, проникая, столько же непонятно для нас, из желудка в кровь, производит в ней разгорячение, или, что то же, приводит ее в физическое 719 соединение с теплородом, веществом газообразным, самым утонченным, подвергает влиянию этого вещества и тело и душу. Газообразные вещества имеют свойство входить в вещества твердые и в другие газы, проникать сквозь них: так луч солнечный проникает сквозь воздух и сквозь все известные газы, принадлежащие земле, сквозь воду, сквозь лед, сквозь стекло; теплород (т.е. тепло или огонь, в обширном значении этого слова) проникает удобно сквозь железо и сквозь все металлы, производит в них изменение – проникает он и сквозь те газы, сквозь которые проникает свет; воздух проходит сквозь дерево, не проходит сквозь стекло; пары воды, разные запахи, то есть газы, отделяющиеся от разных веществ, проникают сквозь воздух. Преподобный Макарий Великий говорит: «С того времени, как при посредстве преступления заповеди (в раю первыми человеками) зло вошло в человека, диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душою, как разговаривает человек с человеком, и влагать в сердце все вредное» 720 Разговаривает диавол с человеком, не употребляя голоса, но словами, потому что мысли суть те же слова, только не произнесенные голосом, не облеченные в звуки, без чего человек не может сообщать мыслей. В том же Слове Великий Макарий говорит: «Диавол так хитро действует, что все злое представляется нам как бы рождающимся само собою в душе, а не от действия чуждого (постороннего) духа, злодействующего и старающегося утаиться» 721 . Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его, ожесточение сердца, надменность, тщеславные помыслы, отвержение покаяния, забвение смерти, уныние, особенное расположение к земным занятиям. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Если термин «антифон» имел смысл – самостоятельной прибавки к псалму в начале и в конце его (или прибавки к известному отделу псалма), то он составлял переход от псалмов к тем песням, гимнам, которые уже в III в. получили значительное место за богослужением. Как и в III в. оживлению (с. 173) гимнографической деятельности в церкви способствовали попытки некоторых еретиков распространить свое учение путем гимнов. Это делали в Сирии последователи Вардесана 713 с именем Ария известен был сборник гимнов под заглавием Θλεια 714 (одна из муз), с именем Аполлинария «Новая Псалтирь»; 715 ; донатисты тоже пользовались гимнами для распространения своего учения 716 . В борьбе с этой еретической гимнографией прославились свв. Афанасий В., Ефрем Сирин , Григорий Богослов и Златоуст. Но первый и последний боролись более путем организации богослужения. Св. Златоусту предание приписывает введение в богослужение тропарей-антифонов 717 , причем может быть имеется в виду только перенесение их из Антиохии в Константинополь 718 . Свв. же Ефрем и Григорий явились и знаменитыми песнописцами. Первому († 378) сирийцы и копты приписывают 12–14 тысяч гимнов; но большинство из таких гимнов носят следы позднейшего составления и только подражают подлинным гимнам Ефрема 719 . В «Актах (житии) св. Ефрема» говорится, что «он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о рождестве Христовом, крещении, посте, страдании (Христовом), воскресении, вознесении и прочих таинствах оного божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны – о мучениках, о покаянии, об умерших» 720 . (Заметим, что круг праздников, даваемых в этом перечне, вполне подходит к IV в.). Песни св. Ефрема на праздники по характеру своему очень напоминают позднейшие «стихиры»; так, например, песнь на Р. Х. изображает душевное состояние прав. Иосифа при виде Божеств. Младенца: «кто дал мне в сына Сына Всевышнего... напрасна была моя ревность к Марии... Давид, возложи венец на Его главу...» 721 . Некоторые из гимнов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Верным показателем того, насколько глубоко в человеке раскаяние во грехах и намерение переменить свою греховную жизнь (эти необходимые условия чистой молитвы), являются, по учению святых подвижников, слезы при молитве. Святой Симеон Богослов прямо говорит: «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, не сознали еще мы себя виновными и не осудили себя» 715 . Об этом же говорит и святой Исаак Сирианин: «Пока ты не достиг в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, т. е. ты ведешь еще жизнь мирскую и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой бесплоден, потому что плод его начинается слезами» 716 . Являясь показателем внутреннего состояния человека, слезы вместе с тем очищают и ум его, что так важно для настоящей молитвы. «От непрестанных слез, – пишут святые Каллист и Игнатий, – душа приемлет умирение помыслов и возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих. После же сего ум достигает до зрения откровений и знамений, как видел пророк Иезекииль» 717 . Итак, стремящийся к чистой молитве «должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем... непрестанно слезы проливая о грехах своих» 718 . Для успеха молитвы молящийся должен стремиться иметь такое настроение, при котором были бы у него и слезы. «Принуждай себя к плачу в молитвах, – говорит преподобный авва Исаия , – и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека» 719 . «Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами» 720 . Чтобы стяжать слезы смирения и сокрушения и прогнать холодность на молитве, преподобный Нил Синайский советует поступить так: «Когда подумаешь, что во время молитвы своей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, – и прольешь теплейшие слезы» 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

12:2). 5. 82—83    Не должно преступать воли Божией своей волей, а, сделав со своей стороны должное, остальное предоставлять Богу. 6. 721    Оставим все, не зависящее от нас, на волю Божию, а что зависит от нас, будем то сообразовать воле Божией или исполнением, или покаянием в неисполнении. 6. 581    Правильное и точное исполнение воли Божией невозможно без познавания судеб Божиих. Что — заповеди Божии? Это — воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что — судьбы Божии? Это — действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. Очевидно, что для всецелого исполнения воли Божией человеком необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим, и к судьбам Божиим. 2. 78    Св. Иоанн Златоуст и другие святые отцы, начиная говорить о чем-либо, всегда старались начинать со следующих слов: «Буди воля Божия над всеми нами! Слава Богу за все совершающееся, хотя бы совершающееся было и тяжким и горьким». Бог и в благодеяниях Своих многомилостив, и в наказаниях Своих многомилостив. Дело каждого христианина понять и признать эту истину.    Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, а взамен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам. Предание себя воле Божией приносит сердцу успокоение и утешение при всех скорбях. 6. 797—798    Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных. Смиритеся, — увещавает святой апостол Петр, — под крепкую руку Божию, всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас (1 Пет. 5:6-7). Смиряться подобает по тому превосходному образцу, который представляется нам Священным Писанием в молитве трех святых отроков, подвергшихся в Вавилоне тяжкому испытанию за верность свою Богу и признавших все попущения Божии последствиями праведного суда Божия (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примечательно, что его «покаянные» каноны на понедельник и вторник каждого гласа обозначаются то как канон покаянный, то как канон умилительный: Канон покаянен ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым Его мучеником 717 или Канон умиления ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым его мучеником 718 . Покаянные вздохи преподобного Иосифа всегда облечены в меняющуюся, отнюдь не стереотипную форму, так как они наполнены подлинным голосом сердца, в различные минуты бытия исповедующего свои различные состояния. Иногда преподобный Песнописец находит очень сильные и суровые выражения, обличающие внутреннее состояние кающегося, душа которого имеет костный, жестокий, твердый состав. Сокрушишася кости окаянныя моея души, – с тягостью вопиет Преподобный, – и тяготою слякохся многих сластей; но помози ми, Христе, едине всем Помогание 719 . Так сурово – о грешнике и так легко, почти радостно – ко Христу, единому всех Помоганию! И в том же каноне, в другой песни – уже легче о грехах, без того сурового исповедания, что приведено выше: Порабощаемь страстьми греха, припадаю Ти, Господи, яко да явиши мя от сих свободна 720 . Иногда исповедание злых дается Преподобным предельно кратко; здесь основное – предстояние Богу, обнажение язв и молитва: Обетшавшаго мя грехи многими, ныне обнови, Щедре 721 . Или еще более кратко и образно: Презри, Едине Спасе, многая моя злая 722 . В тех же покаянных канонах Октоиха у преподобного Иосифа есть и богословские утверждения о двух естествах Христовых, но и этот догмат Преподобный использует для призыва к спасительному самовоззрению и покаянию. Да обожиши нас, воплотился есиза милость, – исповедует святой отец в покаянном (умилительном) каноне 2-го гласа, -.. Твоею благостию обрати мя, Христе, всех Спасение 723 . Ранее Христос назван едине всех Помогание, а здесь Он – всех Спасение. Продолжая богословствовать о воплощении Христовом, в покаянном каноне 1-го гласа преподобный Иосиф вопиет: Виждь мою немощь, оболкийся в ню… и претвори сея [души] нелепоту во благообразие, Спасе 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Воля Божия открыта человечеству в Законе Божием, преимущественно же, с особенной точностью и подробностью, она объявлена нам вочеловечившимся Словом Божиим. Как превысшая постижения, она приемлется верой. Изучение воли Божией – труд, исполненный радости, исполненный духовного утешения, вместе труд, сопряженный с великими скорбями, горестями, искушениями, с самоотвержением, с умерщвлением падшего естества, со спасительным погублением души. Он сопряжен с распятием ветхого человека ( Гал. 5, 24 ; Кол. 3, 9–10 ). Он требует, чтобы плотское мудрование было отвергнуто, попрано, уничтожено. «Преобразуйтеся обновлением ума вашего, – говорит апостол, – во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). 5. 82–83 Не должно преступать воли Божией своей волей, а, сделав со своей стороны должное, остальное предоставлять Богу. 6. 721 Оставим все, не зависящее от нас, на волю Божию, а что зависит от нас, будем то сообразовать воле Божией или исполнением, или покаянием в неисполнении. 6. 581 Правильное и точное исполнение воли Божией невозможно без познавания судеб Божиих. Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. Очевидно, что для всецелого исполнения воли Божией человеком необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим, и к судьбам Божиим. 2. 78 Св. Иоанн Златоуст и другие святые отцы, начиная говорить о чем-либо, всегда старались начинать со следующих слов: «Буди воля Божия над всеми нами! Слава Богу за все совершающееся, хотя бы совершающееся было и тяжким и горьким». Бог и в благодеяниях Своих многомилостив, и в наказаниях Своих многомилостив. Дело каждого христианина понять и признать эту истину. Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, а взамен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам. Предание себя воле Божией приносит сердцу успокоение и утешение при всех скорбях. 6. 797–798

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Две православные монахини – это уже община, и после принятия монашеского обета сестра Марина и мать Мария основывают Успенский монастырь в Филгрейве (графство Бакингемшир). Англиканские насельницы и Майкл Рамси, архиепископ Кентерберийский, их частый гость, опасались, что эти женщины могут привлечь сестер из их собственных рядов. И не без причины – пару лет спустя новенькая послушница в Уэст-Маллинге, госпожа Мэри Томас, осознала, что её призвание – быть с монахинями Филгрейва. В 1970 году скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Сёстры почувствовали, что с ним ушла и их связь с Россией, поэтому стали стремиться присоединиться ко Вселенскому Патриархату. В 1971 году их монастырь сменил свою каноническую принадлежность, и сестра Марина стала Феклой. В тот же год госпожа Мэри Томас присоединилась к ним как сестра Екатерина. Вскоре у м.Марии обнаружили рак, от которого она скончалась в 1977 году. Предвидя её скорую кончину, сестры Фекла и Екатерина в стремлении сохранить её наследие организовали издательство «Библиотека православной мысли» («The Library of Orthodox Thinking»). Название было неслучайным – сёстры хотели представить Православие не как противоположную Западу систему мышления, но как основанную на их образе жизни и молитве. Мать Фекла говорила о «единственном сокровенном боевом девизе монастыря, аскетическом требовании отказаться от обсуждения того, что не было прожито, и невозможности воплотить это самим. Назад, вернёмся к вращающемуся колесу покаяния. Встретимся с Богом, а не с человеком». 721 Докторская работа м.Марии была посвящена кембриджскому платонику Ральфу Кедворту, а небольшая монография о нём была одной из первых брошюр в их библиотеке. 722 Позже были изданы другие труды м.Марии, а затем и сестры Феклы: о Шекспире, 723 Китсе 724 и Джордже Герберте; 725 также переводы литургических текстов (совместная работа м.Феклы и м.Екатерины), 726 Псалтирь, переведённая с древнееврейского м.Марией, использовалась монахинями в богослужении. 727 Все они стремились к некой английской адаптации Православия. Сестра Фекла также издала книгу «Мать Мария. Жизнь в письмах». 728 Неизбежность смерти м.Марии заставила сестёр подумать о более отдалённом и труднодоступном расположении для монастыря. Место было найдено среди нескольких старых фермерских зданий в Норманби, на самом юге Уитби, в паре сотен ярдов по тропинке от дороги на Скарборо и на границе Норт-Йорк-Муре. Здесь, в тени аббатства св.Хильды, Успенский монастырь был заново основан в 1975 году; его насельниками стали три монахини и кот Нимрод. Вскоре м.Мария скончалась. В 1988 году умерла от рака и сестра Екатерина. Тогда же архимандрит Ефрем (Лэш) вернулся с Горы Афон и стал духовником общины, которую вскоре составила единственная монахиня – м.Фекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Вероучение Монтана стремительно распространилось с Востока до Африки и до берегов Дуная 718 . В своей мелочной критике Церкви монтанизм подменил покорность Святому Духу вульгарностью повседневной жизни, непрерывными призывами к совершенствованию, к отказу от вступления в брак и прекращению супружеских отношений, к раздаче всего имущества бедным, к стремлению обрести смерть мученика за веру, к напряженному ожиданию конца света 719 . Если последовать учению Монтана, мир превратится в монастырь. Эти экзальтированные простецы провозглашали Церковь последних дней – столь же страстно, как это делают в наше время пятидесятники. Они внесли великую смуту в мир, призывая забыть о повседеневных заботах. Даже Тертуллиан , сам монтанист, вопрошал: «Какие обвинения можно предъявить на Страшном суде тем, кто заботится о младенцах?» 720 Нечто подобное наблюдалось в Финикии и Палестине. Это была настоящая мистическая зараза. «Многие, люди без роду и племени, начинают по какому угодно поводу, в храмах и вне храмов, кривляться, как будто охваченные пророческим неистовством; другие, нищенствуя, бродят по городам и армейским стоянкам, устраивая там такие же представления. Любому из них нет ничего проще, нет ничего привычнее, как заявить: «Я – Бог , я – Святой Дух " » 721 . Цельс, возможно, сгущает краски, однако он ничего не выдумывает. В Лионе одержимые мистики, вроде Марка, отдавали особое предпочтение красивым и богатым женщинам, обещая им, как это делали гностики, благодать экстаза. «Вот благодать сошла на тебя, отверзи уста твои и пророчествуй». Когда же женщина ответит: «Никогда я не пророчествовала и не умела пророчествовать», он во второй раз к великому ее удивлению говорит ей: «Отверзи уста свои и говори, что бы то ни было, и ты будешь пророчествовать» 722 . И тогда женщина, вне себя от восторга, гордыни и волнения, начинает говорить всякий вздор, произносит бессвязные и бесстыдные речи, сами срывающиеся с ее уст. Начавшись с мистической экзальтации, сеанс пророчества заканчивается ублажением похоти, плотскими утехами, если верить Иринею, коему довелось выслушивать покаяния смазливых пророчиц, в конце концов вынужденных «скрываться с плодом, обретенным ими в результате общения с гнозисом» 723 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Тогда — когда? Когда придет Господь наш, этот великий Архиерей, приносящий и приемлющий Бескровную Жертву; когда, во имя Его, хромой, сидящий у красных ворот, сподобится услышать радостный глас: востани и ходи [ 718 ]. Хромой входит тогда в святилище, ходя и скача, и хваля Бога. Тогда прекращается сон нерадения и невежества, тогда отъемлется дремание уныния и лености от веждей [ресниц — Ред.], тогда пять мудрых дев вжигают светильники свои [ 719 ] и ликуют с женихом в святом чертоге, воспевая согласно, безмолвно: Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань [ 720 ], — тогда прекращаются и брани, и осквернения, и движения, тогда водворяется святой мир Святой Троицы, печатлеется сокровище и пребывает некрадомым. Помолись, чтоб уразуметь и достигнуть, и возрадоваться о Христе Иисусе Господе нашем» [ 721 ]. Внушается величайшее благоговение к молитвенному сердечному священнодействию величественным изображением его, сделанным Отцами. Это благоговение и самое благоразумие требует от нас, чтоб мы отреклись от преждевременного, самочинного, гордостного, безрассудного усилия войти в таинственное святилище. И благоговение, и благоразумие учат нас пребывать внимательною молитвою, молитвою покаяния, при дверях храма. Внимание и сокрушение духа — вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она — преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха. Да соберутся в эту Вифезду все, страждущие нравственною хромотою, все прокаженные, все слепые и сухие, — словом, все недугующие грехом, чающие движения воды [ 722 ] — действия милости и благодати Божией. Сам и Един Господь, в известное Ему время, дарует исцеление и вход во святилище, единственно по Своему непостижимому благоволению. Аз вем, ихже избрах [ 723 ], говорит Спаситель. Не вы Мене избрасте, говорит Он избранным Своим, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, да, егоже просите от Отца во имя Мое, даст вам [ 724 ]. Весьма хорош способ обучения Иисусовой молитве, предлагаемый священноиноком Дорофеем, российским подвижником и аскетическим писателем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010