Среди них был и блаженный мученик, и неустрашимый воин Христов Аполлоний. Он славно потрудился в великом Риме и, поспешив [откликнуться] на верный призыв небес, был причислен к святым Христовым мученикам. Свершилось мученичество блаженного перед сенатом и [в присутствии] префекта 717 Теренция, когда он [Аполлоний] мужественно давал ответы [вопрошающим]. Об этом памятные записи говорят следующее: (1) Префект Теренций приказал ввести его в сенат 718 и сказал: «Аполлоний, почему ты противишься непобедимым законам и приказу императоров 719 и не желаешь принести жертву богам?» (2) Аполлоний ответил: «Потому что я – Христианин и боюсь Бога, Который сотворил небо и землю, и не принесу жертву бесполезным (пустым) изваяниям». (3) Префект сказал: «Однако ты должен раскаяться в таких мыслях из-за указов императоров и поклясться счастьем императора Коммода». (4) Аполлоний сказал: «Выслушай благоразумно этот мой ответ. Тот, кто раскается в справедливых и благих деяниях, действительно, безнадежный безбожник, но тот, кто раскается в нечестивых деяниях и злых помыслах и уже не возвращается к ним, тот боголюбив, надеется и уповает. (5) И я ныне утвердился в мысли соблюдать прекрасную и сияющую заповедь Божию, Перевод с древнегреческого учились мы от Слова Бога, знающего все человеческие помышления 720 (6) К тому же Он повелел нам вообще не клясться 721 , но говорить во всем правду. Ибо истина, [заключенная] в [слове] «да»724, – великая клятва, и поэтому Христианину клясться позорно: ибо от лжи [рождается] неверие, а чрез неверие – снова клятва. Итак, ты хочешь, чтобы я поклялся, что и императора (царя) мы чтим 722 и о державе его молимся? Я, по правде, с радостью поклялся бы истинным Богом, Сущим 723 прежде веков, не сотворенным руками человеческими 724 , а напротив, Который Сам поставил человека людьми на земле». (7) Перенний проконсул: «Сделай, что я говорю тебе, и покайся, Аполлос, и принеси жертву богам и образу самодержца Коммода». (8) Аполлос, улыбнувшись: «Что касается покаяния и клятвы, Перенний, то я уже дал тебе ответ (πολογαν), послушай же о жертве. Бескровную и чистую жертву 725 я, как и все Христиане, воссылаю Богу Вседержителю, Владычествующему над небом и землей и всяким дыханием 726 , в особенности же чрез молитвы о и разумных (λογικν) образах 727 , поставленных промыслом Божиим править на земле 728 . (9) Посему ежедневно 729 , согласно повелению праведной заповеди 730 , мы молимся Богу, обитающему на небесах, за правящего733 в этом мире 731 Коммода, в точности что правит734 он на земле, как я уже сказал, благодаря не иному чему, но только воле непобедимого734 всеобъемлющего Бога734».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Прежде чем перейти к непосредственному изображению пророческого служения последних пророков израильского царства – Ионы, Амоса и Осии – считаем не лишним коснуться в немногих словах внешней истории пророческого служения нового периода и отношения к пророкам народа и его духовных вождей. Есть много оснований в пророческих писаниях этого времени полагать, что голосá пророков не встречали себе сочувствия в среде народа. Утопая в гордой беспечности и поглощаемый страстью к роскоши и изнеженности, народ следовал своим влечениям к чувственности и не внимал пророческой проповеди покаяния. Предсказание гибели государству и плена народу не могло казаться приятным народу, привыкшему выслушивать счастливые предсказания ложных пророков, размножившихся теперь в Израиле и всегда говоривших в угоду ему. С этими ложными пророками, усвоившими себе одну лишь пророческую внешность, стоявшими в услужении сильным мира и народу ( Ам.7:10 ; ср. 3Цар.22:11 ) и поддерживавшими религиозное усыпление и безнравственность народа, истинные пророки должны были вступить в борьбу. Пророк Осия называет их «ослепленными, безумными пророками», которых ослепил Бог за грехи Израиля ( Ос.9:7 ). Нам не осталось памятников этой борьбы истинных пророков с ложными, так как, очевидно, последние и не решались вступить в открытую борьбу, которая была бы достаточно обоснована известными убеждениями, охраняемыми ими. Место последних заменял у них интерес к наживе и внешним удобствам, а обличения истинных пророков не могли подорвать доверия к ним со стороны народа. Пророк Амос только упоминает о них, не вступая еще в борьбу с ними, а пророк Осия уже открыто обличает их, как виновников религиозного и нравственного падения Израиля ( Ос.9:7; 6:5; 4:5,8 ). Другие препятствия в своей деятельности пророки встречали со стороны царской власти и священства. Так, пророк Амос был обвиняем вефильским первосвященником Амасией перед царем, как заговорщик против существующего порядка, – «речей которого не может выносить земля» ( Ам.7:10 ), и вследствие этого обвинения, по мнению Эвальда, пророк должен был удалиться в Иудею. Эвальд предполагает, что само прибытие пророка Амоса из Иудеи было вызвано запрещением Иеровоама II пророкам израильским их деятельности, на что, по его мнению, намекает Ам.5:13 : «поэтому разумный безмолвствует в это время». Весьма вероятно, что и пророк Осия был затрудняем в своей деятельности высшими властями, на что указывает его жалоба ( Ос.4:4 ): «никто не спорь, никто не обличай другого», а по Эвальду он принужден даже бежать в Иудею 276 (что, как увидим ниже, совершенно ложно). Не смотря на эти внешние неблагоприятные условия, пророки с достоинством выполняли свое высокое призвание до самого падения царства (721 г. до Р. Хр.), и голос их не мог быть подавлен ни насилием, ни преследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Пророк Осия, родом из Северного царства, – современник пророка Амоса, поскольку он начал пророчествовать при Иеровоаме II, но его деятельность продолжалась и при преемниках этого царя; возможно, он еще застал разрушение Самарии в 721 г. Это – мрачные времена Израиля: ассирийское завоевание (734–732 гг.), внутренние смуты (за 15 лет были убиты четыре царя), религиозный и нравственный упадок. О самом пророке Осии в это тяжелое время мы знаем только то, что написано о событиях его личной жизни в глл. 1–3. Однако эти события оказались решающими для его пророческой деятельности. Смысл этих первых глав вызывает споры. Самым вероятным представляется следующее толкование: Осия женился на той, кого любил, но жена его бросила; однако он продолжал ее любить и принял вновь после того, как подверг ее испытанию. Таким образом мучительное переживание пророка стало образом отношения Ягве к Его народу. Глава вторая содержит смысловые указания и является ключом к книге в целом: Израиль находится в браке с Ягве, но он повел себя как неверная жена, как блудница, и вызвал гнев и ревность своего Божественного Супруга и Повелителя, Который тем не менее продолжает ее любить и, хотя и покарает, но ради того, чтобы вернуть к Себе и заново одарить блаженством первой любви. Чуткая и неистовая душа пророка Осии с беспрецедентной смелостью и всеовладевающей страстностью впервые выразила отношение между Ягве и Израилем, прибегнув к образу брака. Главная тема его провозвестия – любовь Божия, не узнанная его народом. За исключением краткого ничем не омраченного периода в пустыне Израиль отвечал на призыв Ягве лишь изменой. Прежде всего Осия обращается к правящим слоям. Избираемые против воли Ягве цари своей секулярной политикой низводили богоизбранный народ на уровень других народов. Невежественные и алчные священники вели народ к погибели. Как и пророк Амос, Осия осуждает несправедливость и насилие, но в большей степени, чем первый, акцентирует религиозное отступничество: в Вефиле Ягве стал объектом идолопоклонства, посредством разнузданных культовых обрядов на высотах Его приравняли к Ваалу и Астарте. Однако Ягве – ревнивый Бог, который желает безраздельно обладать сердцем Своих верных: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжения» ( Ос 6:6 ). Поэтому возмездие неотвратимо, но Бог наказывает только для того, чтобы спасти. Разоренный и униженный Израиль вновь вспомнит то время, когда он был верен, и Ягве примет Свой обратившийся к покаянию народ, да возрадуется вновь в мире и благоденствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Кроме этой помощи кающемуся грешнику со стороны близких людей из глубокой древности щель другой обычай в отношении к епитимии, который нельзя оправдать посторонними моральными соображениями, каковыми, например, оправдывал архиеп. Нифонт разделение епитимии,– это обычай нанимать за деньги на исполнение разных епитимейных подвигов – поста, поклонов, обычай, представляющий прямой вывод из юридического взгляда на епитимию. Он существовал в Греции и у южных славян. В Номоканоне Котелерия такой оригинальный наем не запрещается; здесь предписывается только нанявшемуся точно и в назначенный срок выполнить чужую епитимию: «Если кто возьмет деньги, иерей или иной кто, чтобы класть за другого поклоны, и не исполнит их в назначенный срок, пусть кладет их вдвое». Есть подобное южнославянское правило «о посте и о покаяньи». Но Заповедь св. Отец борется с обычаем поститься по найму за другого 720 . Мы не знаем древнерусских известий о найме мирян исполнять епитимию, но священники, несомненно, это широко практиковали. Только наем принимал в данном случае несколько иную форму. Священник, чаще всего, конечно, сам духовник, не брал на себя обязанности класть покаянные поклоны за грешника или поститься вместо него, сколько предписывалось епитимейными правилами. Он делал менее трудное и в то же время небезвыгодное для себя дело: заменял епитимейные подвиги служением литургий, за который, разумеется, получал плату. Это напоминает денежные выкупы или редименты латинских пенитенциалов 721 . Еще Кирик знаком был с статьей «Некоторой Заповеди», южнославянского худого номоканунца XI–XII в., указывавшей пропорцию между сроком епитимии и количеством литургий: 10 литургий шли за 4 месяца епитимий, 20 за 8 месяцев, 30 за целый год. Однако Нифонт решительно осудил этот обычай, выгодный для богатых грешников 722 . Встречается правило: «Аще же богатым, то по грехам дай опитемью без стыдения, да с ними (не) осудишися зле» 723 . Но духовники древней Руси пошли в этом случае, как и в других, не за Нифонтом, а за Кириком, и это был их прямой рассчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

719. Покорись воле Божией и терпи – Господь наградит за труды 720. Надо покаяние Богу приносить и стараться исправляться 721. Тоску посылает Господь для очищения грехов 722. Скучай по Небесной родине, туда и стремись всегда, а здесь все скоро проходит 723. Монашеская жизнь требует трудов смирения, терпения и безропотнаго послушания 724. Если на кого говорят неправду, не следует скорбеть, за это награду получают от Господа 725. Думай больше о спасении своей души 726. О подготовке к исповеди 727. Молись, приноси покаяние в своих грехах и старайся жить исправнее 728. Надо понуждаться жить по-монашески 729. Совет Старца поступающих в монастырь 730. Господу не приношение нужно, а усердие 731. Не следует падать духом 732. Как сохранить утешения, получаемыя от Господа 733. Если монах не искушен во многих послушаниях, не может быть искусен и в духовном делании 734. Паче всего берегись своей воли и своего хотения 735. На себя не полагайся, имей крайнее смирение, считай себя грешнее всех и отвергай во всем свою волю 736. На Господа возверзи печаль свою и надежду. Скромность – украшение монаху  Собрание писем Оптинского старца Иосифа   1. Благословение на наступающий год М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Ваше Высокопреподобие игумения Агния! Вам и монахине Евграфе Костиной милости Божией и душевнаго спасения желаю. Письмо Ваше получил, за поздравление с праздником Рождества Христова и с Новым годом усердно благодарю Вас. Господь да благословит Вас Своею милостию и благодатию на грядущее лето. 1 купон получил, спаси Господи. Другой купон передал о. Анатолию, благодарит Вас за память. Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     2. Благословение на наступающий год М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Агния! Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю. Письмо Ваше получил. За поздравление Ваше с праздником Рождества Христова и с Новым годом благодарность усердную приношу. Господь да укрепит Ваши силы душевныя и телесныя, и поможет в трудах Ваших, и хранит Вас на многия лета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

(658, 1310) ...Для более легкого обучения армян, как ныне живущих, так и будущих поколений, мы очень кратко формулируем истинное учение о Таинствах Церкви. В Новом Законе их семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание, Священство и Брак, и они во многом отличаются от Таинств Ветхого Закона. Так, Таинства Ветхого Закона не сообщали благодати, они были лишь образом этого Дара благодати, который будет дан через Страсти Христа. Наши Таинства несут благодать и сообщают ее всем тем, кто достойно принимает ее. (659, 1311) Первые пять предназначаются для духовного совершенствования каждого человека в отдельности, два последних – для руководства и возрастания всей Церкви. Так, через Крещение мы возрождаемся духовно; через Миропомазание растем в благодати и укрепляемся в вере; рожденные заново и укрепленные, мы вкушаем Божественную пищу Евхаристии. Если грех ранит нашу душу, Покаяние исцеляет нас духовно; Елеопомазание исцеляет нас духовно и даже телесно, в зависимости от того, что полезно душе. Благодаря Священству Церковь управляется и возрастает духовно; а через Таинство Брака возрастает телом. (660, 1312) Все эти Таинства осуществляются благодаря трем элементам: предметы – для материи, слова – для формы и личность священнослужителя, преподающего Таинство с намерением совершить то, что совершает Церковь . Если один из этих элементов отсутствует, Таинство не осуществляется. (661, 1313) Среди Таинств три – Крещение, Миропомазание и Священство – напечатлевают душу неизгладимым характером, то есть духовным знаком, отличающимся от других. Отсюда следует, что их не повторяют для одного и того же человека. Остальные Таинства не налагают подобного характера и могут быть повторены. Декрет о таинствах В заключение учения об оправдании [ХВ 554–6/5] Собор принимает декрет о Таинствах в целом [ХВ 662–675], о Крещении [ХВ 692–705], а также и о Миропомазании [ХВ 719–721]. Принимая суть тезисов Фомы Аквинского, 13 канонов, посвященных Таинствам, прежде всего противопоставлены заблуждениям Лютера, Аугсбургского Исповедания (1530) и Меланхтона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

– «Несчастная! ужели ты не видишь? Ты исказила Божий образ, погрузила его в болото и запятнала грехом вверенную тебе душу». Это говорит Бранд своей матери, ставя ей единственное условие для получения прощения и причастия – с корнем вырвать этот ее грех . Такими же «несчастными грешниками» были для Бранда и все люди, от которых он требовал того же, что и от матери, с корнем вырвать их грехи. Бранд требует безупречной праведности, ослепительной белизны воли, ибо только чистая, безгрешная воля, а она же и могущественная, так как не расходуется на посторонние греховные привязанности, делает человека достойным общения с Богом. Отмеченный черты духовной родственности Иоанна и Бранда указывают, что Бранд, как и Иоанн, является провозвестником начал ветхозаветных. Как и Иоанн он служитель Иеговы, Бога правосудия, не новозаветного Отца, а ветхозаветного Царя. Но продолжим сравнение. Иоанн стоит на рубеже ветхого и нового завета. Его покаяние было приготовлением народа Еврейского к принятию грядущего Христа. Подобное же положение занимает и Бранд. Он также стоить на границе двух заветов – у входа в новый Христов —721— завет и также проповедует покаяние, очищение воли от всего ее загрязняющего – дабы возвести человека из самой глубины падения на такую высоту, где он в праве называть Бога своим Отцом. Эта сторона деятельности Бранда является основной, определяющей характер и цель его подвижничества. Бранд начинает с критики, тщательного анализа современного христианства и приходит к такому решительному заключению: люди слишком поторопились записать себя в христиане. Они назвали свою культуру, государство, общество и церковь – христианскими. В существе же своем эти создания современного человечества слишком чужды христианства. Ничто так не губит истину как всеобщее ее признание. Это любимая мысль Ибсена. Но и справедливая. Правда ее сказалась на судьбах христианства, что так прекрасно выразил Гарнак в одной из своих лекций «О сущности христианства». Он говорит: «Когда прошли уже второе и третье христианские поколения, когда сотни и тысячи принадлежали к новой религии, уже не вследствие обращения, а по преданию и рождению, – вопреки изречению Тертуллиана : «христиане становятся, а не родятся», когда на ряду с теми, которые завоевывают себе веру как добычу, появляются в большом количестве и такие, которые крепко держатся за нее как за внешнюю одежду, – тогда в сфере религии сейчас же наблюдается резкий поворот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беда Достопочтенный был автором нескольких агиографических сочинений. «Книгу о жизни и страстях Святого Феликса Исповедника я обратил в прозу по стихотворному сочинению Паулина, Книгу о житии и страстях Святой Анастасии, плохо переведенную с греческого и еще хуже поправленную каким-то невежественным человеком, я, насколько смог, исправил по смыслу. Житие Святого отца, монаха и священника, Кутберта описал сначала в героических стихах, а затем в прозе. Историю аббатов того монастыря, где я счастлив усердно служить высшей милости, – Бенедикта, Кеолфрида и Хвэтберта, – написал в двух книгах» 239 . Оба жития св. Кутберта (705–716 и 721 г.), монаха и епископа Линдисфарна («святого острова», расположенного недалеко от Ярроу) Беда составил по просьбе линдисфарнской общины, ориентируясь на анонимное «Житие св. Кутберта», происходившее из этого монастыря. Стихотворное сочинение Беды (около тысячи гекзаметров) 240 посвящалось чудесам Кутберта; прозаический текст представлял его хорошо документированную расширенную версию 241 . В отличие от них, в «Истории аббатов монастыря в Веармуте и Ярроу – Бенедикта, Кеолфрида, Эостервина, Сигфрида и Хвэтберта» (между 725–731 г.) 242 чудеса отсутствуют. Этот текст исследователи иногда относят к историческим сочинениям Беды, публикуют под названием «История аббатов...» и анализирует вместе с «Церковной историей народа англов». Беде также принадлежит «Мартиролог» (около 730 г.). Его текст был восстановлен исследователями из множества поздних добавлений и, в результате, содержит сто четырнадцать исторических очерков, извлеченных из трудов христианских историков 243 . Известно, что помимо стихотворного «Жития Кутберта», Беда написал поэму «О Судном Дне» 244 , посвященную Акку (призывавшую к покаянию, описывавшую страдания грешников и награду праведникам), шестнадцать гимнов, один из которых включен в «Церковную историю» (похвала девственности, в честь королевы Этельреды) 245 . По свидетельству современников, Беда был автором таких работ как «Книга эпиграмм в героических и элегических стихах», а также стихов на христианскую тематику, написанных на староанглииском языке 246 . Эти сочинения не дошли до Нового времени. Язык Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

При учреждении Нижегородского наместничества оно по способности отнесено к Ардатовскому округу. По справкам оказалось, что оно, действительно, от города Ардатова отстояло только в 8 верстах. Ближайшими селами к Майдану были села Владимирской епархии: Автодеево и Кужендеи в 8 верстах, Кудлеи в 5 вер., Малякса в 10 вер.; сел Тамбовской епархии по близости совсем не имелось. 1783 года 23 декабря Св. Синод отписал Чуварлеевский Майдан к Владимирской епархии. 721 Те же неудобства послужили основанием к отписке села Хилкова из Астраханской епархии в Тамбовскую. 7 июля 1787 года помещик села Космодемьянского – Хилкова, Тамбовского Наместничества Кирсановского округа, доносил Св. Синоду, что его село остается в Астраханской епархии, несмотря на дальность расстояния от епархиального города – 1500 верст. В отсутствие прежних владельцев туда поступил, будто бы, по собственному желанию священник, единственно из-за того, чтобы быть подальше от епархиального начальства. Об этом помещик генерал-майор Смирнов заметил только кстати; главное неудобство отдаленной епархиальной подведомственности его вотчины заключалась в том, что во время отлучки сельского священника, куда бы то ни было, в приходе некому было совершать христианские требы. Большие умирали без покаяния, дети без крещения, родильницы оставались без молитв. Пробовали приглашать соседних священников, но они, как состоящие в Тамбовской и Рязанской епархиях, не осмеливались исправлять требы в чужой епархии. Между тем, самые ближайшие церкви Астраханской епархии стояли от Хилкова во 100 и более верстах. Помещик на себе лично испытал неудобство зависимости его вотчины от Астраханской кафедры. Он задумал в своей вотчине вместо деревянной церкви построить каменную во имя Преображения Господня с приделом Косьмы и Дамиана. Генерал-помещик приготовил материал, навозил кирпичу, нанял мастеров, оставалось только получить архиерейское разрешение на постройку. Тут дело остановилось. В 1786 году послали в Астрахань к преосвященному Антонию прошение о разрешении постройки церкви. Не дождавшись ответа, в 1787 году послали другое прошение его преемнику Никифору, но ответа опять не было. Приведя столько резонов, майор Смирнов просил исключить его вотчину из Астраханской епархии. Св. Синод сам через Кирсановский уездный суд разрешил постройку церкви, а приход приписал к Тамбовской епархии, наведя справки через рязанского архиерея, так как в Тамбове не было архиерея. Дело, тянувшееся два года, кончено 10 января 1788 года. 722 Село Хилково тогда, кажется, было пунктом, где сходились три епархии – Тамбовская, Рязанская и Астраханская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

XIV г. Сербский «Пенитенциарни Зборник», где находится такое положение: «Не достоит двоиеженцу олтару служити, ни приступати» 716 . Первая половина XV века 717 . Номоканон (покаянный), составленный на Афоне и помещенный при Большом Требнике, статья 182: Двоеженец да не бывает поп по 12 правилу великого Василия 718 . Ст. 183: Аше... жена его (исповедующегося ставленика) не бяше дева, или обручен быть с иною или жена его со иным, или двоеженец есть или прежде венчания растли обручницу свою, или прелюбодействова жена его, да не смеет свидетельствовали ему быти попу 719 . Статья 192: Аще чия жена прелюбодействует, сей в священство прийти не может: по рукоположении же прелюбодействовавшую, или да отпустить, или да оставить священство по 8 правилу иже в Неокесарии собора 720 . 1573 г. Стефан Герлах, профессор Тюбингенского университета, в своем «Дневнике» сообщает о православных сербах, что у них священника, овдовев, переставали священнодействовать, считая себя недостойными» 721 . 1576 г. Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам. Ответ первый. О злоупотреблениях. Вы говорите, что лучше жениться, нежели разжигаться, на основании слов: единая жены мужу и проч., как заповедует божественный Павел ( 1Кор. 7:9 ; 1Тим. 3:2 ). На сем же основании и мы священникам, не могущим девствовать, прежде посвящения, даем дозволение вступит в брак. Ибо брак установил Бог . Про том мы знаем, что от возбранения священникам брака присходят постыдные дела. Давший же обет девствовать, девствуй после обета, и мы уже не даем ему позволения на брак 722 . XVI в. Дело одного священника в сербском селе Вишнице (Вишница). Когда у него умерла жена, он обручился с одной девицей того же села, но местный епископ признал обручение незаконным и потребовал, чтобы он принял монашество. Священник не послушался. Епископ подверг его заключению. Священник бежал к своей обручице. Тогда епископ заключил его в оковы и подверг телесному наказанию, но когда он все же не хотел отказаться от невесты и искал случая вернуться к ней, епископ лишил его сана и отпустил на свободу 723 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010